Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Герб Вильнюса. Святой Христофор, но без собачьей головы.


Обзор о гербе Вильнюса и покровителе литовской столице - Святом Христофоре. В передаче приводится и передача русской редакции Литовского радио - государственного литовского вещания LRT.

На иллюстрации с сайта ведомства по туризму Вильнюса: Изображение герба Вильнюса со Святым Христофором. На сайте указывается, что «На гербе города Вильнюса изображен Св. Христофор, бредущий по воде и несущий на плече младенца Иисуса. Герб городу был присвоен в 1330 году». Отметим, что существовавший в похожей вариации до 1940 г. герб Вильнюса со святым был вновь принят в 1990 г., с восстановлением независимости Литвы. Святой Христофор практически всегда присутствовал на гербе города (за исключением большого периода Вильнюса (Вильно) в составе царской России с 1845 с 1920 гг., когда на гербе Вильнюса был изображен скачущий всадник ¬ т.н. «погоня» - прежний герб Великого княжества Литовского; и в период существования Литовской ССР).  Детальное описание современного герба Вильнюса следующее:  В червленом поле большого герба серебряный Святой Христофор, идущий вброд через серебряную реку, на краях которой растет по дереву. Святой обеими руками держит золотое обрезанное дерево (места обрезанных веток серебряные) с двойным крестом на вершине. На левом плече св. Христофор несет серебряного младенца Иисуса с золотой державой и нимбом.   Щитодержатели представляют собой две аллегорические женские фигуры в серебряных и зеленых одеждах. Они над щитом держат зеленый дубовый венок, перевязанный лентами национальных цветов: золотой, зеленой, червленой. Правая аллегория Единства в правой руке держит связанные золотыми ленточками светло-коричневые прутья и золотой топор – т.н. ликторские пучки, левая аллегория Правосудия в левой руке держит золотые весы, ей у ног положен золотой якорь – символ Надежды. Под гербом на светло-коричневой с золотом извивающейся ленте девиз города: «Unitas Justitia Spes» (Единство, Правосудие, Надежда).

На иллюстрации с сайта ведомства по туризму Вильнюса: Изображение герба Вильнюса со Святым Христофором. На сайте указывается, что «На гербе города Вильнюса изображен Св. Христофор, бредущий по воде и несущий на плече младенца Иисуса. Герб городу был присвоен в 1330 году». Отметим, что существовавший в похожей вариации до 1940 г. герб Вильнюса со святым был вновь принят в 1990 г., с восстановлением независимости Литвы. Святой Христофор практически всегда присутствовал на гербе города (за исключением большого периода Вильнюса (Вильно) в составе царской России с 1845 с 1920 гг., когда на гербе Вильнюса был изображен скачущий всадник ¬ т.н. «погоня» - прежний герб Великого княжества Литовского; и в период существования Литовской ССР).

Детальное описание современного герба Вильнюса следующее:

В червленом поле большого герба серебряный Святой Христофор, идущий вброд через серебряную реку, на краях которой растет по дереву. Святой обеими руками держит золотое обрезанное дерево (места обрезанных веток серебряные) с двойным крестом на вершине. На левом плече св. Христофор несет серебряного младенца Иисуса с золотой державой и нимбом.

Щитодержатели представляют собой две аллегорические женские фигуры в серебряных и зеленых одеждах. Они над щитом держат зеленый дубовый венок, перевязанный лентами национальных цветов: золотой, зеленой, червленой. Правая аллегория Единства в правой руке держит связанные золотыми ленточками светло-коричневые прутья и золотой топор – т.н. ликторские пучки, левая аллегория Правосудия в левой руке держит золотые весы, ей у ног положен золотой якорь – символ Надежды. Под гербом на светло-коричневой с золотом извивающейся ленте девиз города: «Unitas Justitia Spes» (Единство, Правосудие, Надежда).

Вы можете послушать цитируемую здесь передачу о гербе Вильнюса от 25/07/2017 русской редакции Литовского радио (Lietuvos nacionalinis radijas ir televizija, LRT) в нашем аудиофайле (в записи Portalostranah.ru):

 



Русская редакция Литовского радио передавала 25/07/2017:

 

25 июля — день покровителя Литовской столицы Святого Христофора. О том, как этот святой стал покровителем города размышляет знаток Вильнюса его истории заведующий кафедры русской филологии Вильнюсского Университета Павел Лавринец.

 

Вопрос Литовского радио: Получается, что Святой Христофор (который в Литве никогда не был, о его житии см. ниже Прим. Portalostranah.ru) у нас с Вильнюсом и не особо связан. Как получилось так, что он стал святым — покровителем Вильнюса?

 

Павел Лавринец: Это большая загадка. Еще в середине XIX века над этим задумался знаменитый историк Теодор Нарбут (Teodoras Narbutas, литовско-польский историк, подданный Российской империи, куда тогда большей частью входила утратившее государственность литовско-польского государство; годы жизни: 1784-1864. Основная работа — десятитомная «История литовского народа» (1835-1841), которая в настоящее время оценивается довольно противоречиво: с одной стороны, в ней аккумулировано много ценной информации, часть из которой по др. источникам больше недоступна современным историкам. С другой стороны, значительная часть этой информации не в труде Нарбута не подкрепляется ссылками, поэтому часто невозможно определить, что основано на документах, а что на народных преданиях или догадки самого Нарбута. Прим. Portalostranah.ru).

 

Упоминаемый в цитируемой здесь передаче Литовского радио памятник Святому Христофору скульптора Антанаса Кмеляускаса (Antanas Kmieliauskas) в Вильнюсе (на улице Šv. Mikalojaus g. 4). Сооружен в 1957 г. Илл. с сайта ведомства по туризму Вильнюса.

Упоминаемый в цитируемой здесь передаче Литовского радио памятник Святому Христофору скульптора Антанаса Кмеляускаса (Antanas Kmieliauskas) в Вильнюсе (на улице Šv. Mikalojaus g. 4). Сооружен в 1957 г.

Илл. с сайта ведомства по туризму Вильнюса.

Нарбут был убежден в том, что герб у Вильнюса появился со времен Гедимина (О Гедемине см. краткий очерк истории Литвы здесь Прим. Portalostranah.ru).

 

Но времена Гедимина — это были языческие времена, и на гербе города в языческое время никакого христианского святого быть не могло.

 

И Нарбут углядел на старинных печатях города Вильнюса изображение великана Алциса (Алцис — персонаж дохристианской мифологии этих мест Прим. Portalostranah.ru), у которого в руках вовсе не посох с крестом, а вырванное с корнем дерево, а на плече у него не Христос, а девушка.

 

Нарбут предположил (в своем труде «История литовского народа» Прим. Portalostranah.ru), что первоначально на гербе был изображен этот великан Алцис, легенда о котором гласит что это был могучий богатырь нечеловеческого роста и невероятной силы, который взял себе в жены женщину с такой же необыкновенной силой но обыкновенного роста.

 

Алцис всегда носил свою жену у себя на плече — великану любое море, любая вода — было по колено Деревья он мог выдирать с корнем и ходил с ними как с тросточкой.

 

И вот таким великана на гербе изобразили, по версии Теодора Нарбута и Адама Киркора, издателя первых путеводителей по Вильнюсу (Adam Honory Kirkor, литовско-польский историк, поданный Российской империи, куда тогда большей частью входила утратившее государственность литовско-польского государство; годы жизни: 1818-1886; его первый путеводитель по Вильне, приуроченный к посещению Вильно царем Александром II «Przechadzki po Wilnie i jego okolicach» («Прогулки по Вильне и ее окрестностям», польск., вышел в 1856 г. Прим. Portalostranah.ru). Но версия Теодора Нарбута и Адама Киркора насчет Алциса очень сомнительна.

 

Но как, на самом деле, Святой Христофор попал на герб Вильнюса?... А это произошло в то время, когда город на самом деле получил городское самоуправление, а случилось это, как мы понимаем, уже только после крещения Литвы при Ягайло (о Ягайло см. больше здесь Прим. Portalostranah.ru) — когда и появился герб.

 

Этот герб, описываемый двумя веками позже именно в таком виде — с изображением Святого Христофора и посохом в виде креста, так и остается загадкой. И, вероятно, кроме как чудом, вид герба объяснить никак невозможно.

 

Упоминаемое в цитируемой здесь передаче Литовского радио изображение Святого Хритофора на дверных ручках ратуши Вильнюса (появились в межвоенный период, в первой трети XX века).Вообще же на сайте ведомства по туризму Вильнюса об истории здания ратуши Вильнюса говорится так: «В 1387 году Литва приняла крещение, а Вильнюс по этому случаю получил Магдебургское право самоуправления…И было построено здание, в котором расположился магистрат (городской совет), а также залы для суда, казначейство, архив, склад оружия и амуниции и помещения, где хранились эталоны мер. В подвалах находилась тюрьма городского совета. Здание ратуши сначала было готическим, но неоднократно изменялось. В последний раз оно было перестроено архитектором Лауринасом Гуцявичюсом в конце XVIII века. Мастер придал ратуше характерный для классицизма вид. В XIX веке ратуша была превращена в городской театр… В XX веке в здании действовал Художественный музей. Сегодня вильнюсская ратуша служит репрезентационным целям. В ратуше проходят концерты, литературные вечера, презентации книг, выставки и фестивали…».

Упоминаемое в цитируемой здесь передаче Литовского радио изображение Святого Хритофора на дверных ручках ратуши Вильнюса (появились в межвоенный период, в первой трети XX века).

Вообще же на сайте ведомства по туризму Вильнюса об истории здания ратуши Вильнюса говорится так: «В 1387 году Литва приняла крещение, а Вильнюс по этому случаю получил Магдебургское право самоуправления…

И было построено здание, в котором расположился магистрат (городской совет), а также залы для суда, казначейство, архив, склад оружия и амуниции и помещения, где хранились эталоны мер. В подвалах находилась тюрьма городского совета. Здание ратуши сначала было готическим, но неоднократно изменялось.

В последний раз оно было перестроено архитектором Лауринасом Гуцявичюсом в конце XVIII века. Мастер придал ратуше характерный для классицизма вид. В XIX веке ратуша была превращена в городской театр… В XX веке в здании действовал Художественный музей. Сегодня вильнюсская ратуша служит репрезентационным целям. В ратуше проходят концерты, литературные вечера, презентации книг, выставки и фестивали…».

А изображение Христа и изображение Святого Христофора в гербе Вильнюса очень городу идет, потому что фигура Святого Христофора она чему нас учит: она побуждает добрых виленчан смиренно и преданно служить чему-нибудь великому — великой и прекрасной идее. Подобно тому, как Святой Христофор, легендарный Христофор, по одной из версий своего жития, долго искал самого могучего господина — пока не нашел, наконец, Христа.

 

Вопрос Литовского радио: С тех давних пор жители Вильнюса полюбили, конечно, этого святого. И на данный момент, наверное, уже имеется много изображений Святого Христофора в Вильнюсе. Я знаю, Вы коллекционируете такие изображения. А какое из них самое любимое у Вас?

 

Павел Лавринец: Не говоря об изображениях Святом Христофоре на этих бронзовых ручках дверей, ведущих в городскую ратушу, данные изображения появились там в межвоенные годы и там так и оставались, мне очень симпатична не очень удачная, быть может с точки зрения искусства, но такая примечательная статуя Святого Христофора, который стоит рядом с костелом Святого Николая Švento Mikalojaus gatvę. В самое неподходящее время, в 1957 году (накануне крупнейшей антирелигиозной кампании в СССР Прим. Portalostranah.ru), эту статую тогдашний настоятель костела Чесловас Кривайтис Прим. Portalostranah.ru) попросил сделать молодого, тогда начинающего скульптора и художника Антанаса Кмеляускаса (Antanas Kmieliauskas, один из ныне из известных литовских скульпторов родился в 1931 г.).

 

Антанас Кмеляускас сделал этот статую, за что поплатился тем, что был исключен из cоюза художников, долго не получал заказы, не проводились его выставки. Но статуя осталась, и долгое время была таким — не особенно рекламируемым, почти потаенным место, где в Вильнюсе можно было увидеть скульптуру Святого Христофора», передавала русская редакция Литовского радио (Lietuvos nacionalinis radijas ir televizija, LRT). Конец цитаты.

 

Святой Христофор на картине итальянского художника Бернардо Строцци (Bernardo Strozzi, годы жизни:1581-1644).
Святой Христофор на картине итальянского художника Бернардо Строцци (Bernardo Strozzi, годы жизни:1581-1644).

И немного о Святом Христофоре. Изображение Святого Христофора на гербе Вильнюса идет из католической традиции отображения этого святого как человека большого роста, переносящего через реку благословляющего ребенка-Христа.

 

Согласно католическим житиям, первоначально Христофора звали Репрев, он происходил из племени берберов и служил в одном из легионов, или же происходил из земли Ханаан (Палестина), а затем работал на речной переправе. Репрев обладал не только впечатляющими физическими данными, но также отличался и «дурным» поведением (Имя Ρεπρεβος означает «отверженный», «осужденный», «дурной»). Изначально он хотел служить самому могущественному. В поисках могущественного господина (как об этом упоминается и в вышеприведенной передаче Литовского радио), перебрав нескольких, он решил служить Христу — как самому великому, и как следствие обратился к одному отшельнику с вопросом, как может послужить Христу. Отшельник сказал Репреву, что тот при своем огромном росте может переносить людей на плечах через один опасный брод на реке. И так послужит Христу.

 

Однажды Репрев переносил на плечах мальчика через брод, и вдруг почувствовал огромную тяжесть всего мира. Оказалось, что он переносил Христа в образе ребенка, который тогда открыл свое имя Репреву, крестил того и нарек Христофором, что означает «несущий Христа».

 

При римском императоре Деции Траяне, правившем в 249–251 годах, Христофор, как считается, принял мученическую смерть за веру, а точнее за то что обратил в христианство несколько римлян, а именно солдат и девушек легкого повеления.

 

В православной (византийской) традиции Репрева считали выходцем из Ливии, плененным римлянами. В этой традиции даже считали, что он был якобы из племени людей-псов, с собачьими головами. И сначала не умел говорить. Из-за такого его фантастического происхождения, а по другой версии — из-за его дикости и свирепости, или же из-за каких-то природных изъянов на лице у реально существовавшего прототипа, Христофора в православной традиции иногда изображали на иконах с собачьей головой. Однако на Руси изображение Святого Христофора с собачьей головой на иконах было запрещено, как противоречащее «естеству и истине» распоряжением Святейшего Синода от 1722 г., и Христофор с того времени стал изображаться в виде высокого человека с младенцем-Христом на плече.

 

Отметим, что в византийской традиции не всегда Христофора изображали с собачьей головой, но часто и в ввиде красивого человека могучего сложения. Этот святой является покровителем атлетов, моряков, бурлаков, перевозчиков и путешественников, серферов, садовников, торговцев фруктами, эпилептиков. Помимо Вильнюса, святой считается покровителем целого ряда городов в Европе, Северной Америке и в Азии.

 

Сравните: «Герб Варшавы - пресноводная русалка»

 



Опубликовано12012018       Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Маоистская пропаганда. Вспомним о ней. Часть II. Пример маоистской пропаганды 1963 г., после того как КНР напала на Индию (т.н. китайско-индийский пограничный конфликт 1962 г.), а СССР не поддержал коммунистический Китай
 
В продолжение нашего обзора - пример маоистской пропаганды 1963 г.
Подробнее...
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Наследие Византии в Стамбуле. Византийские тени Стамбула
 
Хотя с падения столицы Византии Константинополя прошло уже много столетий, а сам город уже давно является турецким мусульманским Стамбулом, если приглядеться, то можно разглядеть едва заметные и местами даже трагические лики погибшей Византии в современной столице Турции.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме