Portalostranah.ru посвящен страноведению, путешествиям и иновещанию с русскими радиопрограммами со всего мира
Размер шрифта - + Обсудить на форуме

Происхождение Литвы: Литва была последним языческим государством Европы, и др. интересные особенности литовской истории и географии


Также по теме

Посмотреть весь список статей по теме

Предлагаем обзор, подготовленный по материалам нескольких официальных и полуофициальных литовских изданий для заграницы, о ранней литовской истории, включая период языческой Литвы и вопрос происхождения литовцев.

День Государства, 6-ое июля, особенно ярко празднуется в первой столице древней Литвы - ныне селении Кярнаве (Kernavė, 35 км к северо-западу от Вильнюса), - отмечает официальное литовское туристическое издание «Литва. Тысячелетие в центре Европы».

В Кярнаве, впервые упоминаемой в исторических документах в 1279 году. сохранились от древнего языческого городища пять курганов, которые с XIX века носят поэтические названия, такие как «трон Миндаугаса» и гора (верховного жреца) Лиздейки.

Как пишет указанное выше издание, в наше время в Кярнаве проводятся дни «живой истории и археологии»: «предки» литовцев готовят пищу, обрабатывают шкуры и янтарь, плавят железную руду, чеканят монеты, изготавливают оружие и т.п.; проводятся бои и состязания. Подобные мероприятия проводятся и в бывшей столице Великого Княжества Литовского Тракай, а также в столице страны Вильнюсе.

Отметим, что День Государства отмечается в память дня коронации великого литовского князя Миндаугаса (в русском искаженном написании имя пишется также как Миндовг), который принял титул короля в 1253 году. Этот единственный литовский король (не путать с королями объединенного литовско-польского государства) при жизни был признан буллой Папы Римского, приняв крещение по католическому обряду. Однако к концу жизни, как считается, вновь стал язычником.

В любом случае, остается фактом, что при преемниках Миндаугаса Литва на сто тридцать два года вернулась к язычеству, хотя например сын Миндаугаса оставался христианином. (На илл. из издания «Литва. Тысячелетие в центре Европы» дни «живой истории и археологии» в Кярнаве).


Курганы древней языческой столицы Литвы в Кярнаве (Илл. с официального сайта heritage.lt)


Как напоминает справочник «Vilnius in your pocket» (1992 г. и посл. издания), Литва была последним языческим государством в Европе. Начнем с христианизации этой страны, а затем рассмотрим другие вопросы происхождения Литвы и ее ранней истории.


Литовско-польское государство и сопредельные страны в период с 1386 по 1434 гг.  В 1385 году, когда великий князь Литовский  Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем, Литва приняла христианство и объединилась с Польским королевством.  На этой польской карте показана территория Литовско-польского государства, где красным обведены границы этого государства, а также линия, разделяющая собственно Польшу и Великое княжество Литовское.   Оттенками розового в пределах границ –  показаны  внутренние земли Литовско-польского государства, а розовым за пределами  границ – зависимые территории.  По оттенкам розового – от более темного к светлому -  можно видеть динамику расширения территории Польско-литовского государства.  Отметим, что в состав Литовско-польского государства помимо собственно польских земель и современной Литвы,  входили территория современной Беларуси, почти всей Украины, а также нынешние русские земли, вроде Тулы, Курска, Брянска.  Также Литовско-польское государство контролировало Смоленск, и имела большое влияние в Псковской и Новгородской республиках.  Отметим, что Великое княжество Литовское простерло свои границы от Балтийского до Черного море еще до принятия христианства, восшествия на престол Ягайло и объединения с Польшей. На карте хорошо видно, что Великое княжество Литовское намного больше Польши. Также на карте обозначены зеленоватым оттенком земли рыцарей-крестоносцев (Zakon – по-польски Орден), которые  представляли основную угрозу для Литвы в рассматриваемый период  Литовская прибрежная область, называемая  Жямайтия, не дает в самом узком месте, как ясно видно на карте, сомкнуться землям  Тевтонского Ордена, объединиться по суше  Ливонии (совр. Латвия) и Восточной Пруссии.  Также отметим, что Великое княжество Московское на тот момент все еще являлось вассалом Золотой Орды (что обозначено на карте).  Также мы видим кусочек территории собственно Золотой Орды и земли все меньше зависимого от него Крымского ханства.  Обозначены на карте и Королевство Венгрия, Королевство Чехия, Королевство Дания и Королевство Швеция, и немецкие княжества.
      Увеличить

Литовско-польское государство и сопредельные страны в период с 1386 по 1434 гг.

В 1385 году, когда великий князь Литовский Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем, Литва приняла христианство и объединилась с Польским королевством.

На этой польской карте показана территория Литовско-польского государства, где красным обведены границы этого государства, а также линия, разделяющая собственно Польшу и Великое княжество Литовское.

Оттенками розового в пределах границ – показаны внутренние земли Литовско-польского государства, а розовым за пределами границ – зависимые территории.

По оттенкам розового – от более темного к светлому - можно видеть динамику расширения территории Польско-литовского государства.

Отметим, что в состав Литовско-польского государства помимо собственно польских земель и современной Литвы, входили территория современной Беларуси, почти всей Украины, а также нынешние русские земли, вроде Тулы, Курска, Брянска.

Также Литовско-польское государство контролировало Смоленск, и имела большое влияние в Псковской и Новгородской республиках.

Отметим, что Великое княжество Литовское простерло свои границы от Балтийского до Черного море еще до принятия христианства, восшествия на престол Ягайло и объединения с Польшей.

На карте хорошо видно, что Великое княжество Литовское намного больше Польши.

Также на карте обозначены зеленоватым оттенком земли рыцарей-крестоносцев (Zakon – по-польски Орден), которые представляли основную угрозу для Литвы в рассматриваемый период

Литовская прибрежная область, называемая Жямайтия, не дает в самом узком месте, как ясно видно на карте, сомкнуться землям Тевтонского Ордена, объединиться по суше Ливонии (совр. Латвия) и Восточной Пруссии.

Также отметим, что Великое княжество Московское на тот момент все еще являлось вассалом Золотой Орды (что обозначено на карте).

Также мы видим кусочек территории собственно Золотой Орды и земли все меньше зависимого от него Крымского ханства.

Обозначены на карте и Королевство Венгрия, Королевство Чехия, Королевство Дания и Королевство Швеция, и немецкие княжества.


Литовско-польское государство и сопредельные страны в период с 1386 по 1434 гг.

В 1385 году, когда великий князь Литовский Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и стал польским королем, Литва приняла христианство и объединилась с Польским королевством.

На этой польской карте показана территория Литовско-польского государства, где красным обведены границы этого государства, а также линия, разделяющая собственно Польшу и Великое княжество Литовское.

Оттенками розового в пределах границ – показаны внутренние земли Литовско-польского государства, а розовым за пределами границ – зависимые территории.

По оттенкам розового – от более темного к светлому - можно видеть динамику расширения территории Польско-литовского государства.

Отметим, что в состав Литовско-польского государства помимо собственно польских земель и современной Литвы, входили территория современной Беларуси, почти всей Украины, а также нынешние русские земли, вроде Тулы, Курска, Брянска.

Также Литовско-польское государство контролировало Смоленск, и имела большое влияние в Псковской и Новгородской республиках.

Отметим, что Великое княжество Литовское простерло свои границы от Балтийского до Черного море еще до принятия христианства, восшествия на престол Ягайло и объединения с Польшей.

На карте хорошо видно, что Великое княжество Литовское намного больше Польши.

Также на карте обозначены зеленоватым оттенком земли рыцарей-крестоносцев (Zakon – по-польски Орден), которые представляли основную угрозу для Литвы в рассматриваемый период

Литовская прибрежная область, называемая Жямайтия, не дает в самом узком месте, как ясно видно на карте, сомкнуться землям Тевтонского Ордена, объединиться по суше Ливонии (совр. Латвия) и Восточной Пруссии.

Также отметим, что Великое княжество Московское на тот момент все еще являлось вассалом Золотой Орды (что обозначено на карте).

Также мы видим кусочек территории собственно Золотой Орды и земли все меньше зависимого от него Крымского ханства.

Обозначены на карте и Королевство Венгрия, Королевство Чехия, Королевство Дания и Королевство Швеция, и немецкие княжества.

Принятие Литвой христианства (в 1385 г.) произошло только в после того, как литовский великий князь Ягайло женился на польской короле Ядвиге. И одним из условий заключения этого брака со стороны невесты был переход Ягайло в католичество (См. текст грамоты Ягайло, где он объявляет о переходе в католичество и браке с Ядвигой — т.н. Кревская уния. Прим. Portalostranah.ru). Невесте было тринадцать лет, Ягайло около тридцати. Потомки Ягайло и Ядвиги известны как династия Ягеллонов. Интересно, что матерью язычника Ягайло была христианка — тверская княжна Ульяна Тверская. Подробнее о Ягайло и его литовских родственниках см. ниже на этой странице. (Отметим, что имя Ягайло в польской традиции передается как Ягелло. Он также известен как Владислав II Ягелло (Władysław II Jagiełło). Имя Владислав было взято при крещении. Эти написания мы будем в различных вариациях использовать при упоминании Ягайло далее. Прим. Portalostranah.ru). Больше об обстоятельствах, предшествующих бракосочетанию Ягайло и унии с Польшей см. здесь.

 

Интересно, что самое первое упоминание названия Литва в исторических хрониках связано с описанием борьбы язычества и христианства. А именно того факта, что, как пишут современные путеводители в Литве, литовские язычники «ударом по голове убили католического миссионера».

 

Путеводители в этом случае не совсем точно цитируют немецкую средневековую летопись «Анналы Кведлинбурга», где впервые была упомянута Литва.

 

Полный текст этой записи из летописи звучит в переводе следующим образом:

«В 1009 году Святой Бруно, также известный как Бонифаций, архиепископ и монах, во время своего одиннадцатого года монашества, был убит язычниками на границе Руси и Литвы, на девятое марта с восемнадцатью его братьями, все из которых отправились на небо». Записи «Анналы Кведлинбурга» вели монашки. Получается, что именно монашки заметили литовцев на мировой арене. Об этой летописи смотрите на врезке «Интересные факты о Литве», ниже в этом материале.

 

И далее о происхождении Литвы и ее некоторых интересных особенностях в этом обзоре коротких фактов. Говоря далее о происхождения Литвы, приведем цитату из официального литовского справочник «Литва» (Издание Государственного департамента туризма Литвы, 2005 г.) в частности пишет:

 

«Литва приняла христианство лишь в 1387 г., и ее язычество на протяжении почти 200 лет служило оправданием постоянных нападений со стороны Тевтонского и Ливонского орденов, которым однако так и не удалось ее покорить. Скорее наоборот.

 

К концу XIV в. Литва, сдерживавшая вторжение на Запад Золотой Орды, стала одним из наиболее могущественных государств Восточной Европы.

 

В 1410 г. в битве при Жалгирисе (Танненберг или Грюнвальд) объединенные армии Великого княжества и Польши, а также русские, татарские и чешские полки под предводительством Великого князя Витаутаса (Vytautas — Его имя в руссской традиции пишется как Витовт. Здесь и далее оно будет встречаться в различных вариациях. Принятое при крещении имя Витовта Александр не получило широкого распрстранения в источниках. Прим. Portalostranah.ru) полностью разгромили могущественный Тевтонский орден. Великое княжество Литовское также преградило путь в Западную Европу Золотой Орде». Конец цитаты.

 

Село Грюнвальд (польск. Grunwald, нем. Grünfelde), напомним, находится в Варминско-Мазурском воеводстве, в современной Польше. Литовцы используют для названия битвы и литовскую кальку с немецкого названия Грюнвальд («Зеленый лес») — по-литовски Жалгирис. А Танненберг было соседним с Грюнвальдом село.

 

Далее несколько замечаний в развитие приведенной выше цитаты из литовского справочника.

 

Хотя процесс крещения Литвы начался с заявления в 1385 году Ягайлы о провоглашении в Крево унии с Польшей (Кревская уния) и принятии им и Литвой христианства в связи с женитьбой литовского правителя на королеве Польши — христианке Ядвиге, само крещение населения Литвы растянулось на несколько лет. Поэтому цитируемый выше справочник называет дату 1387 год.

 

Но, например, литовская область Жямайтия (иначе Жамайтия) — ныне северная и северо-западная часть литовского государства, согласно официальным литовским публикациям, была крещена только в 1413-1417 гг. Интересно, что Жамайтия была ближе всех к миссионерам из Тевтонского ордена, и много лет была даже под его оккупацией, но, тем не менее, приняла христианство последней из литовских областей.

 

Также необходимо напомнить, что и до Ягайло несколько литовских вождей были христианами, В частности, первый и единственный король литовцев — король Миндаугас в 1253-м году. Он принял от Папы Римского о своем королевском статусе соответствующую буллу. Миндаугас крещен по католическому обряду. Однако его наследники отказались от католичества. И литовский народ оставался языческим более ста лет.

 

Интересно отметить, что завоевания Великого княжества Литовского и до унии с Польшей действительно были огромны. Например, отец Ягайло — великий князь Литовский Альгирдас (в русским написании также известен как Ольгерд) присоединил к Великому княжеству Литовскому множество разных земель: Чернигов, Брянск и Витебск (в этом случае путем династического брака). Он отвоевал в битве ок. 1362-1363 гг. у Золотой Орды и сам Киев, Также литовцами у Орды было отвоевано все северо-восточное Причерноморье. Литва некоторое время была черноморской державой. (См. карту выше, в начале этого обзора, а также на второй странице).

 

Победа над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве литовцев, недавно ставших христианами, совместно с поляками, показала тогдашней Европе, что не только рыцари-крестоносцы могут распространять католичество этой части света.   Об этом, среди прочего, говорилось в материалах юбилейной исторической выставки, посвященной Грюнвальдской битве в Литовском государственном художественном музее. Процитируем (в переводе с англ. Portalostranah.ru): «В 2010 году отмечалось 600 лет со дня одного из величайших сражений средневековой Европы - Грюнвальдской битвы. 15 июля 1410 года союзные войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию немецкого (тевтонского) ордена.   Рыцари Тевтонского ордена и Ливонского ордена меченосцев достигли региона Балтийского моря в начале XIII века.   В 1237 году, вскоре после того, как были порабощены разобщенные балтийские племена, два ордена объединились. А в 1283 гг. рыцари достигли недавно созданной границы Великого княжества Литовского.  Главной задачей ордена было вести войну против язычников и православных верующих. Последние, жившие на территории современной России и Беларуси, были  известны в Западной Европе как раскольники.  В Орден вливалось множество солдат из стран Западной Европы, желавших посвятить себя  благородной миссии. Крестоносцы решались продвигаться так далеко в Восточную Европу, потому что они были тверды в вере и преданы католицизму. В то же время, их походы являлись приключением, удовлетворявшим жажду славы, успеха, богатства и достижения более высокого статуса. Походы были и средством для рыцарей в их продвижении по карьерной лестнице. Младшие сыновья немецких дворян, которые не могли рассчитывать на  родительское наследство, часто становились крестоносцами.  Одновременно свободные бюргеры и крестьяне желали стать колонистами на вновь приобретенных территориях в Пруссии.  1385 год стал судьбоносным год для Литвы, Польши и Тевтонского ордена. В том году Литва и Польша подписали соглашение о союзе в Крево, согласно которому литовский правитель (1377-1381 и 1382-1392) Ягайло в результате женитьбы на занимавшей польский престол Ядвиге становился королем Польши.  После десятилетия внутренних беспорядков внутри  Великого княжества Литовского, Ягайло помирился со своим двоюродным братом Витаутасом (Витовтом)  и оставил управление Литвой в руках последнего.  В то время Литва была одним из крупнейших государств в Европе. Несмотря на то, что славяне составляли большинство населения Великого княжества Литовского – литовского государства, этнические  литовцы преобладали в областях Вильнюса, Тракая, и Жемайтии.  Именно из-за контроля над Жемайтией и возник конфликт с Тевтонским орденом, длившийся сто сорок лет. Жемайтия занимала стратегически важное положение, как бы разделяя две ветви ордена.  Поэтому тевтонские рыцари, желая объединить их территории, были полны решимости покорить эту золотую серединную землю.  Бывший в 1392-1430  гг. великим князем Литовским, Витаутас (Витовт) несколько раз в целях достижения политических задач декларировал свой отказ от Жемайтии. Несколько раз он даже жертвовал эту землю немецким рыцарям в обмен на их поддержку планируемой князем войны на Востоке против монголо-татар и княжеств Руси.  Но на самом деле, Витаутас никогда не намеревался оставить Жемайтии.  В 1409-1410  гг. началась новая война с рыцарями, и как ее финал - Грюнвальдская битва.  Правители Польши и Литвы, двоюродные братья - Ягайло и Витаутас (Витовт), объединили свои усилия в этом судьбоносном бою и разгромили Тевтонский орден. Победа на поле боя в Грюнвальде, состоявшейся недалеко от столицы крестоносцев Мариенбурга, обеспечила возвращение Жемайтии Литве.  Грюнвальдская битва была катастрофической для рыцарей. Она положила конец его расширению и стала началом его упадка.  Битва изменила баланс сил в Центральной и Восточной Европе.Теперь Папа Римский и император Священной Римской империи, являвшиеся главными и универсальными игроками в тогдашней  Европе, увидели, что дальнейшее расширение католической Европы на Восток возможно путем расширения польского и литовского государства».  На иллюстрации - фрагмент картины (приведен с сайта ldm.lt) Тадеуша Попела и Зигмунда Розвадовского (Tadeusz Papiel и Zygmunt Rozwadowski) «Грюндвальская битва» («Battle of Grunwald»), 1910 г., ныне собственность Исторического музея города Львова.  Слева на картине мы видим польские (с «орлом»)  и литовские флаги (со скачущим всадником, т.н. «погоня»), а также флаги немецких рыцарей (с крестом).  В правой части обращает на себя внимание дикий литовец в шкурах и  с палицей, вступивший в схватку с конным рыцарем.
      Увеличить

Победа над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве литовцев, недавно ставших христианами, совместно с поляками, показала тогдашней Европе, что не только рыцари-крестоносцы могут распространять католичество этой части света.

Об этом, среди прочего, говорилось в материалах юбилейной исторической выставки, посвященной Грюнвальдской битве в Литовском государственном художественном музее. Процитируем (в переводе с англ. Portalostranah.ru):

«В 2010 году отмечалось 600 лет со дня одного из величайших сражений средневековой Европы - Грюнвальдской битвы. 15 июля 1410 года союзные войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию немецкого (тевтонского) ордена.

Рыцари Тевтонского ордена и Ливонского ордена меченосцев достигли региона Балтийского моря в начале XIII века.

В 1237 году, вскоре после того, как были порабощены разобщенные балтийские племена, два ордена объединились. А в 1283 гг. рыцари достигли недавно созданной границы Великого княжества Литовского.

Главной задачей ордена было вести войну против язычников и православных верующих. Последние, жившие на территории современной России и Беларуси, были известны в Западной Европе как раскольники.

В Орден вливалось множество солдат из стран Западной Европы, желавших посвятить себя благородной миссии. Крестоносцы решались продвигаться так далеко в Восточную Европу, потому что они были тверды в вере и преданы католицизму.

В то же время, их походы являлись приключением, удовлетворявшим жажду славы, успеха, богатства и достижения более высокого статуса. Походы были и средством для рыцарей в их продвижении по карьерной лестнице. Младшие сыновья немецких дворян, которые не могли рассчитывать на родительское наследство, часто становились крестоносцами.

Одновременно свободные бюргеры и крестьяне желали стать колонистами на вновь приобретенных территориях в Пруссии.

1385 год стал судьбоносным год для Литвы, Польши и Тевтонского ордена. В том году Литва и Польша подписали соглашение о союзе в Крево, согласно которому литовский правитель (1377-1381 и 1382-1392) Ягайло в результате женитьбы на занимавшей польский престол Ядвиге становился королем Польши.

После десятилетия внутренних беспорядков внутри Великого княжества Литовского, Ягайло помирился со своим двоюродным братом Витаутасом (Витовтом) и оставил управление Литвой в руках последнего.

В то время Литва была одним из крупнейших государств в Европе. Несмотря на то, что славяне составляли большинство населения Великого княжества Литовского – литовского государства, этнические литовцы преобладали в областях Вильнюса, Тракая, и Жемайтии.

Именно из-за контроля над Жемайтией и возник конфликт с Тевтонским орденом, длившийся сто сорок лет. Жемайтия занимала стратегически важное положение, как бы разделяя две ветви ордена.

Поэтому тевтонские рыцари, желая объединить их территории, были полны решимости покорить эту золотую серединную землю.

Бывший в 1392-1430 гг. великим князем Литовским, Витаутас (Витовт) несколько раз в целях достижения политических задач декларировал свой отказ от Жемайтии. Несколько раз он даже жертвовал эту землю немецким рыцарям в обмен на их поддержку планируемой князем войны на Востоке против монголо-татар и княжеств Руси.

Но на самом деле, Витаутас никогда не намеревался оставить Жемайтии.

В 1409-1410 гг. началась новая война с рыцарями, и как ее финал - Грюнвальдская битва.

Правители Польши и Литвы, двоюродные братья - Ягайло и Витаутас (Витовт), объединили свои усилия в этом судьбоносном бою и разгромили Тевтонский орден. Победа на поле боя в Грюнвальде, состоявшейся недалеко от столицы крестоносцев Мариенбурга, обеспечила возвращение Жемайтии Литве.

Грюнвальдская битва была катастрофической для рыцарей. Она положила конец его расширению и стала началом его упадка.

Битва изменила баланс сил в Центральной и Восточной Европе.Теперь Папа Римский и император Священной Римской империи, являвшиеся главными и универсальными игроками в тогдашней Европе, увидели, что дальнейшее расширение католической Европы на Восток возможно путем расширения польского и литовского государства».

На иллюстрации - фрагмент картины (приведен с сайта ldm.lt) Тадеуша Попела и Зигмунда Розвадовского (Tadeusz Papiel и Zygmunt Rozwadowski) «Грюндвальская битва» («Battle of Grunwald»), 1910 г., ныне собственность Исторического музея города Львова.

Слева на картине мы видим польские (с «орлом») и литовские флаги (со скачущим всадником, т.н. «погоня»), а также флаги немецких рыцарей (с крестом).

В правой части обращает на себя внимание дикий литовец в шкурах и с палицей, вступивший в схватку с конным рыцарем.


Победа над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве литовцев, недавно ставших христианами, совместно с поляками, показала тогдашней Европе, что не только рыцари-крестоносцы могут распространять католичество этой части света.

Об этом, среди прочего, говорилось в материалах юбилейной исторической выставки, посвященной Грюнвальдской битве в Литовском государственном художественном музее. Процитируем (в переводе с англ. Portalostranah.ru):

«В 2010 году отмечалось 600 лет со дня одного из величайших сражений средневековой Европы - Грюнвальдской битвы. 15 июля 1410 года союзные войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию немецкого (тевтонского) ордена.

Рыцари Тевтонского ордена и Ливонского ордена меченосцев достигли региона Балтийского моря в начале XIII века.

В 1237 году, вскоре после того, как были порабощены разобщенные балтийские племена, два ордена объединились. А в 1283 гг. рыцари достигли недавно созданной границы Великого княжества Литовского.

Главной задачей ордена было вести войну против язычников и православных верующих. Последние, жившие на территории современной России и Беларуси, были известны в Западной Европе как раскольники.

В Орден вливалось множество солдат из стран Западной Европы, желавших посвятить себя благородной миссии. Крестоносцы решались продвигаться так далеко в Восточную Европу, потому что они были тверды в вере и преданы католицизму.

В то же время, их походы являлись приключением, удовлетворявшим жажду славы, успеха, богатства и достижения более высокого статуса. Походы были и средством для рыцарей в их продвижении по карьерной лестнице. Младшие сыновья немецких дворян, которые не могли рассчитывать на родительское наследство, часто становились крестоносцами.

Одновременно свободные бюргеры и крестьяне желали стать колонистами на вновь приобретенных территориях в Пруссии.

1385 год стал судьбоносным год для Литвы, Польши и Тевтонского ордена. В том году Литва и Польша подписали соглашение о союзе в Крево, согласно которому литовский правитель (1377-1381 и 1382-1392) Ягайло в результате женитьбы на занимавшей польский престол Ядвиге становился королем Польши.

После десятилетия внутренних беспорядков внутри Великого княжества Литовского, Ягайло помирился со своим двоюродным братом Витаутасом (Витовтом) и оставил управление Литвой в руках последнего.

В то время Литва была одним из крупнейших государств в Европе. Несмотря на то, что славяне составляли большинство населения Великого княжества Литовского – литовского государства, этнические литовцы преобладали в областях Вильнюса, Тракая, и Жемайтии.

Именно из-за контроля над Жемайтией и возник конфликт с Тевтонским орденом, длившийся сто сорок лет. Жемайтия занимала стратегически важное положение, как бы разделяя две ветви ордена.

Поэтому тевтонские рыцари, желая объединить их территории, были полны решимости покорить эту золотую серединную землю.

Бывший в 1392-1430 гг. великим князем Литовским, Витаутас (Витовт) несколько раз в целях достижения политических задач декларировал свой отказ от Жемайтии. Несколько раз он даже жертвовал эту землю немецким рыцарям в обмен на их поддержку планируемой князем войны на Востоке против монголо-татар и княжеств Руси.

Но на самом деле, Витаутас никогда не намеревался оставить Жемайтии.

В 1409-1410 гг. началась новая война с рыцарями, и как ее финал - Грюнвальдская битва.

Правители Польши и Литвы, двоюродные братья - Ягайло и Витаутас (Витовт), объединили свои усилия в этом судьбоносном бою и разгромили Тевтонский орден. Победа на поле боя в Грюнвальде, состоявшейся недалеко от столицы крестоносцев Мариенбурга, обеспечила возвращение Жемайтии Литве.

Грюнвальдская битва была катастрофической для рыцарей. Она положила конец его расширению и стала началом его упадка.

Битва изменила баланс сил в Центральной и Восточной Европе.Теперь Папа Римский и император Священной Римской империи, являвшиеся главными и универсальными игроками в тогдашней Европе, увидели, что дальнейшее расширение католической Европы на Восток возможно путем расширения польского и литовского государства».

На иллюстрации - фрагмент картины (приведен с сайта ldm.lt) Тадеуша Попела и Зигмунда Розвадовского (Tadeusz Papiel и Zygmunt Rozwadowski) «Грюндвальская битва» («Battle of Grunwald»), 1910 г., ныне собственность Исторического музея города Львова.

Слева на картине мы видим польские (с «орлом») и литовские флаги (со скачущим всадником, т.н. «погоня»), а также флаги немецких рыцарей (с крестом).

В правой части обращает на себя внимание дикий литовец в шкурах и с палицей, вступивший в схватку с конным рыцарем.

Возвращаясь к более ранней истории. И в период расцвета ордынцев Великое княжество Литовское не было покорено, в отличие от Руси, Золотой Ордой. Княжеству приходилось отражать и совместные атаки ордынцев и русских князей (В 1258 году организовывается монгольский поход на Литву при союзничестве галицко-волынских князей, а в 1274-1275 гг. при союзничестве смоленских и брянских князей. Подобный поход прошел и в 1278 г. В 1320 гг. Орда и русские князья проводили совместные военные операции против великого литовского князя Гедимина.

 

В 1370 г., напротив, татарский отряд, присланный Мамаем, участвовал в походе литовско-русских войск под предводительством Альгирдаса против тевтонских рыцарей);

 

Иногда Великое княжество Литовское объединялось вместе с русскими силами против ордынцев, иногда наоборот (Полоцкие, Волынские князья из Великого княжества Литовского участвовали в Куликовской битве 1380 г. на стороне Москвы, При этом великий литовский князь Ягайло находился в союзе с Мамаем, но в битве не участвовал. Великий князь Литовский Витовт в 1426 году вторгся на территорию Золотой Орды и взял ее столицу Сарай. Ранее, в 1390 г. Витовт отдал замуж свою единственную дочь Софью за великого князя Московского Василия I. При регентстве Софьи, после кончины Василия I, Витовт был назван официальным защитником княжества Московского. Тот же Витовт, как минимум, пять раз вторгался в пределы Московского княжества и бессчетное количество в пределы русских земель).

Некоторые

памятники Вильнюса,

связанные с языческой Литвой

 

Памятник «Три креста» (Trijų Kryžių paminklas), поставленные в память о событиях  борьбе язычества и христианства в Литве.  (Илл. с сайта vilnius-tourism.lt).
      Увеличить

Памятник «Три креста» (Trijų Kryžių paminklas), поставленные в память о событиях борьбе язычества и христианства в Литве.

(Илл. с сайта vilnius-tourism.lt).


Памятник «Три креста» (Trijų Kryžių paminklas), поставленные в память о событиях борьбе язычества и христианства в Литве.

(Илл. с сайта vilnius-tourism.lt).

 

 

Памятник «Три креста» (Trijų Kryžių paminklas)

Адрес: Вильнюс, T. Kosciuškos g

 

Располагается на Трехкрестовой горе (Trijų Kryžių Kalnas, Góra Trzech Krzyży; бывшей Лысой или Кривой) на правом берегу реки Вильни. «Легенда рассказывает, что в XIV веке местные жители-язычники убили семерых францисканских монахов, прибывших для крещения литовцев. На этой горе монахи были похоронены. Позже здесь была построена часовня, которую сменили кресты. Поставленные в 1916 году бетонные кресты по приказу советских идеологов в 1950 году были взорваны. Кресты были восстановлены в 1989 году».

 

«Кафедральный собор» (Кафедральный собор Святого Станислава)

Адрес: Вильнюс, пл. Katedros 1

 

«Существует предположение, что первый кафедральный собор, находившийся там же где и нынешний — был построен на месте языческого храма в честь крещения короля Литвы Миндаугаса в 1251 году. (С возвращением Литвы в язычество после 1261 года собор был разрушен, из остатков было вновь сооружено языческое капище. Прим. Portalosstranah.ru)

 

Позже собор много раз перестраивался, и поэтому до наших дней сохранились фрагменты различных стилей. Появление облика костела в стиле классицизма — результат проекта известного архитектора конца XVIII в. Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса. Интерьер костела поражает обилием ценных фресок, картин, скульптур, надгробных памятников.

 

В подземельях собора находится старейшая в Литве фреска (конец XIV в.), изображающая распятие Христа.

Особенно богато украшена фресками, декоративной лепниной и скульптурами часовня Св. Казимераса — один из ценнейших в Литве архитектурных памятников позднего барокко. В ней покоятся останки покровителя Литвы великого князя Св, Казимераса (Святой Казимерас, или Св. Казимир, принц из династии Ягеллонов и сын польского-литовского короля Казимира IV. Святой Казимерас, скончавшийся в 1484 году в возврате 25 лет, при жизни отличался благочестием. Спустя около ста лет был канонизирован).

 

Рядом с собором расположена Колокольня Кафедрального собора (Адрес: Вильнюс, пл. Katedros). Колокольня возведена на остатках башни оборонительной стены Нижнего замка. Предполагается. что ее округлая часть построена во второй половине XIV в., позже башня была надстроена и приспособлена под колокольню. Установленные в ней часы и 17 медных колоколов относятся к XVII в. Современный облик колокольня приобрела в начале XIX в. Высота колокольни −57 м.

 

Башня Гедиминаса Верхнего Замка

Адрес: Вильнюс, ул. Arsenalo 5

 

Башня расположена на холме высотой 48 м. Названа в честь основателя города великого князя Гедиминаса. Эта башня символ Вильнюса. На Замковой горе люди жили уже в V-VI в. В конце X-XIV вв. здесь стоял замок, который последний раз перестраивался во времена литовского князя Витаутаса Великого. Замок был окружен оборонительной стеной с тремя башнями и воротами. К сожалению рт когда-то величественного замка сохранились только западная башня (Гедиминаса) и остатки оборонительной стены, окружавшей замок и дворец. В настоящее время в башне замка представлена экспозиция, знакомящая с историей вильнюсских замков. На верху башни оборудована прекрасная смотровая площадка. (Неподалеку по ул. Arsenalo 1 находится Национальный музей Литвы, где открыта археологическая экспозиция «Праистория Литвы» Прим. Portalostranah.ru)

 

(Из официального издания «Познакомьтесь с Вильнюсом» (Вильнюсский туристический центр, ок. 2007 г.) Прим. Portalostranah.ru;


 

Крещение языческой

Литвы и Балтии — дело всех народов


 

Возвращаясь к позднему принятию Литвой христианства, необходимо отметить, что христианская Европа еще с Х века рассматривала дело христианизации Прибалтики в качестве важного дела, наряду с освобождением Гроба господня в Иерусалиме. Поэтому крестовые походы, начавшиеся с призывов Римских Пап, осуществлялись по двум направлениям: Палестина и Прибалтика. Вопреки расхожему мнению, в походах на Прибалтику с целью ее христианизации в разные годы принимали участие не только немецкие рыцари, но и множество других европейских народов, включая, например, датчан и чехов.

 

В попытке крестить балтскую народность пруссов (не путать с немцами-пруссаками) погиб самый известный чешский святой, ныне считающийся покровителем Чехии, Св. Войтех, который в 996 году, проведя некоторое время при дворе императора Священной Римской империи Отто III, принял решение распространять христианство среди язычников-пруссов. Ради этого будущий святой отправился ко двору польского короля Болеслава I Храброго, а уже оттуда к пруссам. Миссионерская деятельность стала роковой для священника. 23 апреля 997 года он погиб на берегу Балтийского моря от копья язычника. Его останки выкупил Болеслав I Храбрый. Ныне останки Св. Войтеха хранятся в Праге.

 

Важно отметить, что Тевтонский орден был первоначально, в 1226 году, был приглашен в Прибалтику, именно на территорию, которая стала известна позднее как Восточная Пруссия, местным правителем — польским князем Конрадом I Мазовецким, чтобы обуздать пограничную дикую область балтийской народности язычников-пруссов. Орден немецкого рыцарства (название от лат. teutonicus — «немецкий»), поэтому в Европе он широко известен просто как «Немецкий рыцарский орден», создавался по призыву Папы Римского, как и многие подобные ордена, для освобождения Гроба господня и Палестины от мусульман. Орден долго воевал в Палестине, где на первом этапе имел штаб-квартиру. При этом на родине — в Германии долгие годы орден располагал только филиалами.

 

Князь-христианин Конрад I Мазовецкий, страдая от набегов язычников-пруссов, которые временами даже осаждали его столицу Плоцк (Płock), был наслышан, что рыцари Тевтонского ордена считали своей задачей борьбу с язычниками не только в Палестине, но и в Европе, и уже помогли Венгерскому королевству в борьбе с половцами. В обмен за помощь князь предложил рыцарям править в завоеванных землях пруссов.

 

Покорение пруссов продолжилось и в 1255 году, когда, как описывало это старое событие программа по истории Русского вещания «Радио Прага» в 2001 году: «свое правление чешский король Пржемысл Отакар II начал действительно рыцарским поступком — по обещанию, данному римскому папе он снарядил чешское войско в крестовый поход против языческой восточной Пруссии. Придворный бард Сигегер сравнивал тогда Пржемысла с Александром Македонским, но поход на самом деле длился лишь два с половиной месяца. Пруссаки довольно охотно позволяли себя крестить, и никакое более крупное сражение не состоялось. Но зато Пржемысл лично присутствовал при закладке первого камня города Краловец (позднее ставшего известным как Кенигсберг)».

 

Однако главными действующими силами христианизации Прибалтики выступали немецкие рыцарские Ордена — Орден меченосцев (на балтийских территориях с 1205 года), затем переименованный в Ливонский Орден, и упомянутый выше Тевтонский Орден (основанный еще в 1190 году, как уже говорилось, для крестовых походов в Палестину, и появившийся в Прибалтике только в 1226 году), принявший, позднее в свой состав Ливонский орден.

 

Происхождение Литвы:

Литва и крестоносцы (Литовская версия)


 

О взаимоотношениях Польши с Тевтонским орденом до заключения унии с Литвой Польский взгляд) см. здесь

 

Вот как рассказывает о крестоносцах в Прибалтике и взаимоотношении с ними литовского государственного образования современное официальное иллюстрированное литовское издание, выпущенное совместно Министерствами культуры и иностранных дел Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010):

 

«Немецкий духовно-рыцарский орден, также называемый Орденом крестоносцев, был основан в 1190 г. В 1226 г. мазурский (польский) князь Конрад подарил ордену небольшую землю Хелмно (территорию вокруг г. Хелмно — ныне в Куявско-Поморском воеводстве Польши, которое граничит с прибрежным Поморским воеводством (Гданьск), но не имеет выхода к морю. Прим. Portalostranah.ru), и призвал его к борьбе с прусскими язычниками. В том же году император Священной Римской империи Фридрих II предоставил ордену право на создание государства.

 

Расширение Тевтонского ордена в картах см. здесь

 

Крестоносцы начали нападение в районе Хелмно, затем двинулись к низовью Вислы и приблизились к Балтийскому морю. В 1283 г., поработив все прусские племена, Тетонский орден подошел к границе Литвы. Еще раньше рыцари начали продвигаться на современную территорию Латвии.

 

Заинтересованность немецких торговцев в восточном побережье Балтийского моря возросла с основанием города Любека в 1143 г. и усилением влияния Ганзейского союза. Следуя за немецкими торговцами, в Ливонию прибыли первые христианские миссионеры. В 1202 г. был основан Ливонский орден, или Орден меченосцев, который вскоре завоевал земли земгалов, селов, латгалов и ливов.

 

Заставка из буллы 1337 г. императора  Священной Римской империи Людовика IV Баварского, в которой было закреплен акт дарения  тогда еще языческой Литвы Тевтонскому ордену.  (Илл. из офиц. литовского издания 2010 г. к 600-летию Грюндвальдской битвы).
      Увеличить

Заставка из буллы 1337 г. императора Священной Римской империи Людовика IV Баварского, в которой было закреплен акт дарения тогда еще языческой Литвы Тевтонскому ордену.

(Илл. из офиц. литовского издания 2010 г. к 600-летию Грюндвальдской битвы).


Заставка из буллы 1337 г. императора Священной Римской империи Людовика IV Баварского, в которой было закреплен акт дарения тогда еще языческой Литвы Тевтонскому ордену.

(Илл. из офиц. литовского издания 2010 г. к 600-летию Грюндвальдской битвы).

Основной целью ордена была война против язычников и православных, в Западной Европе именуемых схизматиками.

 

Мотивов идти войной на Прибалтику у крестоносцев было несколько. Прежде всего, их вела вперед глубокая вера и преданность католицизму. Кроме того, такие походы были связаны с приключениями, доблестью, жаждой славы, поиском богатства и карьерными устремлениями.

 

В 1337 г. император Священной Римской империи Людовик IV Баварский отдал литовские земли в дар Тевтонскому ордену.

 

Понимая, что Литву завоевать будет не так просто, как другие балтские племена, Тевтонский орден решил уничтожить Литву партизанскими методами. Походы на Литву снаряжались по нескольку раз в год, чаще всего зимой и летом. Преодолев необитаемые территории, рыцари разбивались на небольшие отряды и грабили и разрушали все, что встречалось им на пути.

 

С 1305 до 1409 гг. Тевтонский орден предпринял 299 военных экспедиций в Литву. Согласно хроникам ордена, литовская армия организовала 55 ответных походов в Пруссию и Ливонию. Большую роль в этой борьбе сыграли воины из присоединенных к Литве восточнославянских земель.

Интересные факты

о Ягайло, его семье

в контексте Литвы периода христианизации

 

Король Польши и Великий князь Литовский Ягайло на польской марке 1996 года,  Здесь он назван на польский манер Владислав II Ягелло (Władysław II Jagiełło).   Владислав – имя взятое Ягайло  при крещении в 1386 году   Он крестился в Вавельском соборе Кракова.  Там же находится его усыпальница.

Король Польши и Великий князь Литовский Ягайло на польской марке 1996 года,

Здесь он назван на польский манер Владислав II Ягелло (Władysław II Jagiełło).

Владислав – имя взятое Ягайло при крещении в 1386 году

Он крестился в Вавельском соборе Кракова.

Там же находится его усыпальница.

 

Матерью бывшего до, примерно, тридцати лет язычником Ягайло была христианка — тверская княжна Ульяна Тверская, отданная замуж за великого литовского князя и отца Ягайло — Альгирдаса (Algirdas, в русским написании Ольгерд. Годы правления 1345-1377).

Отец Ягайло — Альгирдас (Algirdas, в русским написании Ольгерд) до конца жизни оставался язычником, хотя формально и крестился: тверская княжна вряд ли стала бы выходить замуж за язычника, поэтому Альгирдас, видимо, перешел ради заключения брака в христианство. Тем не менее, согласно летописям, он был похоронен по языческому обряду. Альгирдаса называют защитником от Золотой Орды. Он присоединил к Великому княжеству Литовскому Чернигов, Брянск и Витебск (в этом случае путем династического брака), и отвоевал у Орды Киев и северо-восточное Причерноморье. По просьбе Тверского князя Альгирдас воевал против Москвы, но отдал свою дочь за московского князя.

 

Младший брат Ягайло Свидригайло (Švitrigaila) известен тем, что несколько раз крестился в различных христианских обрядах. Матерью — тверской княжной Ульяной Тверской он был крещен в православии. В 1386 году вместе с братом Ягайло в Кракове крестился в католичестве.

 

Двоюродный брат Ягайло — Витовт (иначе Vytautas), который после кончины Ягайло в коротких периода разделения польского и литовского тронов, самостоятельно правил Великим княжеством Литовским, крестился, как считается, целых три раза: один раз в православии и два раза в католичестве. Последний раз в 1386 году в католичестве.

 

Как и брат Ягайло Свидригайло, Витовт, ставший позднее одним из организаторов знаменитого разгрома рыцарей в 1410 г. при Грюнвальде, до того в отдельные периоды династической борьбы с Ягайло, несколько раз переходил на сторону крестоносцев. Это же делал и Ягайло (см. в основном тексте этого обзора главу «Происхождение Литвы: Литва и крестоносцы (Литовская версия)» по литовским современным офиц. публикациям). В январе 1384 г. Витовт предлагал передать часть литовской области Жемайтии Тевтонскому ордену в обмен на титул Великого князя Литовского.

 

В 1395 году Витовт приютил разгромленного тимуридами золотоордынского хана Тохтамыша в обмен на уступки территорий.

 

В 1398 году Витовт получил у Папы Римского санкцию на организацию крестового похода против Золотой Орды. Для успешной организации похода он все-таки передал Тетонскому ордену Жемайтию, район, который отделял рыцарей от Восточной Пруссии. Совместный Крестовый поход против Орды завершился неудачей (битва у Воркслы), и как следствие через три года местные роды жемайтов при поддержке Витовта выбили рыцарей, которые больше были не нужны, из Жемайтии. За свое правление Витовт еще множество раз вторгался на территорию Золотой Орды.

 

В 1426 году Великий князь Литовский Витовт взял столицу Золотой Орды Сарай.

 

За свою жизнь Витовт, как минимум, пять раз вторгался в пределы Московского княжества и бессчетное количество в пределы русских земель.

 

В 1390- м Витовт отдал замуж свою единственную дочь Софью за великого князя Московского Василия I.

 

Как считается самым восточным владением Великого княжества Литовского в русских землях именно при Витовте стала Тула (1430-1434 гг).

 

При регентстве на московском престоле своей дочери Софьи, после кончины ее супруга — великого князя Московского Василия I, Витовт был признан официальным защитником княжества Московского.

 

 

Подготовлено Portalostranah.ru

 

 

После крещения Литвы в 1387 г. Тевтонский орден не прекратил своих нападений, заявив, что заключение мира не остановит опустошительных походов литовцев на земли ордена. Литовцы, якобы, переходят в православие и держат рыцарей ордена и других христиан в неволе и ужасном рабстве. По-прежнему пользуясь привилегиями, полученными от императора и Папы Римского, Тевтонский орден пытался доказать свое право на установление границ между Литвой и Русью», — указывает официальная литоовская публикация к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010).

 

Эта же публикация подробно разбирает взаимоотношения Литвы и Тевтонского ордена в период, предшествующий и непосредственно последовавший после крещения Ягайло и официальной христианизации Литвы:

«Когда после смерти великого князя литовского Ольгерда (1345–1377) правителем стал его сын Ягайло, то чтобы направить все свое внимание на Восток, он заключил с Тевтонским орденом тайный договор, по которому орден мог свободно нападать на земли брата Ольгерда Кейстута и его сына Витовта. Орден сообщил об этом договоре Кейстуту, вызвав тем самым междоусобную войну.

 

Сначала Кейстут отстранил Ягайлу от власти, затем в 1382 г. Ягайло занял Вильно и заключил Кейстута и Витовта под стражу. Впоследствии Кейстут был задушен в Кревском замке слугами Ягайлы. Витовту удалось бежать и найти приют у крестоносцев. В 1384 г. Витовт помирился с Ягайло, но тот не сдержал обещания и не отдал Витовту его вотчину — Трокское княжество.

 

В 1390–1392 гг. Витовт вторично обратился к Тевтонскому ордену с просьбой предоставить ему убежище и начать войну с Ягайлой. Ягайло в то время подолгу находился в Польше, оставив вместо себя брата Скиргайлу. Но, видя, что тот не справляется с внутренней оппозицией, в 1392 г. вновь помирился с Витовтом.

 

С 1392 г. Витовт фактически, а с 1401 г. и официально стал правителем Литвы (под унией Польши и Литвы, и в подчинении Ягайло в качестве польско-литовского короля. Прим. Portalostranah.ru). Чтобы закрепить господство Литвы на востоке, в татарских и русских землях, в 1398 г. Витовт заключил с Тевтонским орденом Салинский договор. Согласно этому договору Витовт отдавал Тевтонскому ордену Жямайтию (также в русском пишется как Жемайтия. Прим. Portalostranah.ru) до Невежиса и Каунас до Румшишкес. Переговоры были начаты для того, чтобы избавиться от польского верховенства.

 

После Салинского договора 1398 г. самые важные жямайтицы были отданы в заложники Ордену, а наиболее знатные вельможи приняли крещение в (главном замке, столице Тевтонского ордена) Мариенбурге (ныне г. Мальборк в Поморском воеводстве Польши, Прим. Portalostranah.ru). Несколько позднее жямайтийцы стали сбегать в Литву. Орден возмутился тем, что Витовт принимает беглецов. Первое правление Ордена в Жямайтии продлилось недолго — уже в 1401 г. жямайтийцы подняли восстание и освободились. (Жемайтия — историческая область, ныне отхватывает западную и северо-западная части Литвы. В описываемый период как бы «разрезала» надвое территорию орденов-крестоносцев в Ливонии (совр. Латвия) и Восточной Пруссии. Прим. Portalostranah.ru).

 

Проигранная Витовтом битва против татар в 1399 г. битва у Воркслы (совр. Украина) свела на нет все его попытки стать независимым от Польши (т.е де-факто выйти из под власти своего двоюродного брата — Ягайло, который отдал Витовту Литву в качестве части польско-литовского королевства. Прим. Portalostranah.ru). В начале XV в., на исходе династического и государственного кризиса, Витовт стремился установить гегемонию Литвы на востоке, остановить агрессию Тевтонского ордена и добиться полной юридической независимости от Польши. В первой половине XV в. Великое княжество Литовское было одним из самых крупных государств Европы.

 

19 июня 1403 г. своей грамотой Витовт дал обещание, что не будет заключать без согласия короля польского Ягайлы договоров с Тевтонским орденом.

 

В 1404 г. Ягайло еще раз передал Жямайтию Тевтонскому ордену, а тот отказался от прав на литовские и русские земли. Этим договором был получен отказ ордена от всех прочих литовских земель. Это было важно, поскольку до этого момента старые привилегии, согласно которым Литва и Русь были переданы в дар ордену, не были отменены (Насколько можно судить, подразумеваются привилегии, данные немецким рыцарям-крестоносцам Конрадом Мазовецким, собственно и пригласившим немецких рыцарей крестить Прибалтику. Как привилегии Папы Римского на крещение местных язычников Прибалтики, А также решение 1337 года императора Священной Римской империи Людовик IV Баварского о передаче литовские земли в дар Тевтонскому ордену. Прим. Portalostranah.ru).

 

Второе правление Тевтонского Ордена в Жямайтии длилось до мая 1409 г. Утвердить свою власть в Жямайтии орден пытался всеми возможными способами. Весной 1409 г. жямайтийцы подняли второе восстание, которое, несомненно, было начато по указке Витовта. Воины Ордена были изгнаны, а территорией стали править наместники, назначенные Витовтом. Орден задержал зерно, которое Ягайло отправил в охваченную неурожаем Литву, и начал спешно готовиться к войне с Литвой.

 

Великий магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген был более всего озабочен позицией Польши и ее короля Ягайлы в отношении конфликта Ордена с Литвой. Съезд польской шляхты, состоявшийся в июле 1409 г., подтвердил, что Польша не останется в стороне, если Тевтонский орден нападет на Литву.

 

8 августа 1409 г. великий магистр объявил войну Польше, а через неделю вторгся в Добрыньскую землю. Внезапным нападением Тевтонский орден хотел отпугнуть Польшу от участия в войне. До 24 июня 1410 г. при посредничестве чешского короля Вацлава IV было заключено перемирие. Братья Вацлав IV и король Венгрии Сигизмунд Люксембургский поддерживали Орден, и их посредничество не могло привести к благоприятному для Ягайлы и Витовта решению. Надежные тылы на востоке были обеспечены с помощью договора с Московским государством 1408 г. Договор, заключенный в августе 1409 г. между Литвой и Ливонским орденом, обеспечил нейтралитет этой ветви Ордена крестоносцев в Великой войне и Грюнвальдской битве.

 

Войско под предводительством Витовта состояло из 40 полков (хоругвей), собранных в восемнадцати (находящихся под властью великого княжества Литовского) землях: Трокской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Лидской, Медницкой, Смоленской, Полоцкой, Витебской, Киевской, Пинской, Новогрудской, Брестской, Волковысской, Дрогичинской, Мельницкой, Кременецкой и Стародубской. Ягайла собрал конный полк из четырнадцати польских земель. Главнокомандующим союзнического войска был польский король Ягайло», — пишет официальная литовская публикация.

 

Грюнвальдская битва 1410 года, в которой сразились польско-литовские войска Ягайло и Витовта против Тевтонского ордена, была катастрофической для ордена. Она положила конец его расширению и стала началом его упадка. Битва изменила баланс сил в Центральной и Восточной Европе. В материалах сравнительно недавней юбилейной исторической выставки, посвященной 600-летию Грюнвальдской битве в Литовском государственном художественном музее, отмечалось, что после победы при Грюнвальде «тогда Папа Римский и император Священной Римской империи, являвшиеся главными игроками в тогдашней Европе, увидели, что дальнейшее расширение католической Европы на Восток возможно путем расширения польского и литовского государства». Конец цитаты.

 

Иначе говоря, после Грюнвальдской битвы в Западной Европе поняли, что Литва может вести отношения с крестоносцами на равных, а потому Литва окончательно была признана Европой, перестав быть для Запада племенным образованием. Хотя, возможно, это случилось еще за 25 лет до того, после христианизации Литвы и брака Ягайло с Ядвигой.

 

Официальная литовская публикация к 600-летию Грюнвальдской битвы (2010) подводит итог результатам Грюндвальдской битвы:

 

«Торнский мир 1411 г. зафиксировал утрату Орденом доминирующей позиции в Прибалтике. По условиям Торнского мира Орден возвращал Жямайтию Витовту и Ягайле. Кроме того, крестоносцы отказались от добрыньских земель в пользу Польши (ныне г. Добжинь-над-Вислой (Dobrzyń nad Wisłą) в не имеющем выхода к морю Куявско-Поморском воеводстве Польши При. Portalostrah.ru). Обе стороны договорились без выкупа отпустить пленных, вернуть занятые города и земли. Весьма важным был пункт договора, согласно которому Орден обязывался уплатить контрибуцию в размере 100 тысяч чешских грошей. Все эти расходы разорили орденскую казну, осложнили финансовое положение, вследствие чего возникли конфликты с прусскими сословиями. Жямайтию пришлось отвоевывать еще дважды: в 1411 и 1422 гг. Даже после поражения в войне 1422 г. Орден не был готов перечеркнуть длящуюся целый век «священную» войну с Литвой и Польшей.

 

В 1413–1417 гг. Жямайтия была крещена, а 27 сентября 1422 г. Мелнским мирным договором был положен конец эпохе крестовых походов в странах Балтии. Граница между Орденом и Жямайтией стала стабильной».

 

Последний из существовавших в Прибалтике рыцарских орденов — Тевтонский орден под признал свою вассальную зависимость от литовско-польского государства в 1466 году. В 1525 году его магистр, в виду распространения в Германии протестантизма, который не предусматривал существования подобных орденов, преобразовал государство Тевтонского ордена в светское герцогство Пруссия, вошедшее позднее в состав Германии (Хотя орден как духовная структура до сих пор сохранился в структуре католической церкви, но уже без территории). На территории Ливонии, отдельными частями которой, кроме рыцарских Орденов, в разные годы правили также литовско-польское государство, Швеции и Дания, структуры крестоносцев в поздний период были преобразованы в Курляндское герцогство, которое, как и вся Ливония, в XVIII веке попала под контроль России.

 

 

Далее немного о литовской этнографии и географии и краткий исторический очерк Литвы с древнейших времен.

 

Избранные статьи недели


Мы рекомендуем. Архивы


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Портал о странах присутствует на YouTube, где размещаются некоторые видео к  публикациям;

А также в социальной сети ВКонтакте, где анонсируются наши материалы и также присутствует видео. Подписывайтесь.

 

Вниманию наших читателей, которым комфортнее читать на украинском яз. Вы можете читать наши материалы на укр. яз. Подробнее по ссылке:

Портал о странах можно читать и на украинском языке

 


География посетителей
Всемирное время