Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Происхождение Парижа, его названий. Римляне в Лютеции (будущем Париже). Галлы, римляне и современные французы; Арены Лютеции


Предлагаем вашему вниманию материал «Международного Французского Радио - RFI», русское вещание, о происхождении Парижа, его названий и происхождении французов. (Запись из архива и расшифровка в текст Portalostranah.ru)

Поговорим также о римском периоде в истории Парижа и аренах Лютеции.



О галлах, римлянах и французах


На архивной  иллюстрации: единственный оставшийся от римлян архитектурный памятник в современном Париже - арены Лютеции.
На архивной иллюстрации: единственный оставшийся от римлян архитектурный памятник в современном Париже - арены Лютеции.

Вы также можете послушать в аудиофайле (в левом верхнем углу страницы) оригинал данной радиопередачи из Парижа на русском, рассказывающей о происхождении столицы Франции.


 

«Кого считают французы своими далекими предками — галлов или римлян. Обе точки зрения почти в равной степени присутствуют как в исторической науке, так и в путеводителях по Парижу и рассказах гидов. Причем, каждый свою правоту защищает яростно и свято в нее верит.

 

Среди многочисленных вариантов толкований происхождения названия столицы Франции, можно отметить два — одно галльское, а другое римское.

 

По одному из них, наиболее распространенному, название города Парижа происходит от названия галльского племени паризии (parisii), которое проживало в районе, где сейчас происходит Париж.

 

Римский вариант происхождения названия города многие не без оснований считают слишком надуманным. Но, тем не менее, и он существует. Родословную названия города относят к имени героя мифа о троянской войне, к имени Париса, сына троянского царя Приама, из-за которого и случилась троянская война, когда тот похитил прекрасную Елену у спартанского царя Менелая. По версии Вергилия, спасшиеся троянцы во главе с Энеем, приплыли на аппенинский полуостров, где и основали Рим.

 

А вот как именно родственники Париса — виновника троянских сражений оказались на территории Франции и основали город его имени, ставший впоследствии Парижем, тут сказать сложно. Не нашлось, к сожалению, в Галлии в свое время своего Вергилия, который подобно «Энеидам», написал бы красочно, а главное убедительно, что-то вроде «Париады», — т.е. истории о похождении Париса, а за одно бы обосновал божественное происхождение жителей Парижа от древних греков.

 

Такое колебание в происхождении названий встречается в истории Франции очень часто. Так, например, о происхождении названия Монмартр также существуют две версии. Одна древнеримская — на холме стоял храм Меркурия, а другая христианская — на холме был казнен святой Дионисий — Святой Дени, которого причислили к мученикам, а холм Меркурия превратился в холм мучеников Монт де Мартиер (Montmartre).

 

Само название народа племени, который проживал на территории Парижа и всей Франции в целом также имеет двойственное происхождение. Галлами эти народы называли римляне. В переводе с латыни «галлус» (gallus) означает «петух». Считается, что петух был одним из тотемов этих народов, поэтому римляне всех их называли галлами. С точки зрения Юлия Цезаря, галлы проживали на территории современной Франции, Бельгии и на части современной Германии. Одновременно существует и кельтский вариант происхождения названия от слова валхы или валды, где буква «в» со временем трансформируется в букву «г» и получаются «галлы».

 

Не только галлы. Сравните: название румын — валахи (или влахи) также имеет отношение к Риму. Считается, что первоначально германцы так называли романизированных кельтов (от walh - с древненемецкого «чужой» или «иностранец». Прим. Portalostranah.ru)

 

Также полярно — с одной стороны галльское начало, а с другой римское — развивалась историческая наука в XIX веке. Именно в это время появились обе концепции происхождения французского народа. В эпоху романтизма первым был известный историк Жюль Мишле. Он обосновал галльский подход к истории. Он возвел истоки галльской культуры к кельтам. В те времена это было очень модно.

 

(Французский император) Наполеон III, автор биографии Юлия Цезаря, представляет собой противоположную ветвь историков — ту, которая предпочитает вести историю происхождения от римлян. Это также было понятно. Народному демократизму галлов следовало противопоставить имперские принципы центральной власти.

 

Так и получилось в истории Франции и Парижа, в частности, что с одной стороны существует мнение о том, что предками французов все-таки являются галлы, а с другой стороны нельзя отрицать, что и римляне тоже были их предками.

 

Тут очень показателен тот факт, что именно Наполеон III всячески способствовал ведению археологических раскопок. В ходе которых и были открыты форум, термы и римская арена, а также было сделано несколько очень крупных археологических находок из которых следовало, что древний Париж был весьма крупным центром римской культуры.

 

Основав город на острове, ныне называемом Сите (Île de la Cité), римляне назвали его Лютецией, что созвучно с двумя латинским словами «грязь» и «вол». Как это не обидно признавать, но происхождение названия Парижа, будущей столицы Франции, от слова «грязь» выглядит более предпочтительным.

 

Сите находится в низине и при разливе реки остров затапливался, наверное, весь или почти весь. И поэтому грязи на нем было предостаточно. Поэтому жизненно важные строения римлян — форум, термы и арены располагались гораздо выше, над уровнем реки.

 

Наверное, все-таки самые древние строения римского поселения находятся не на острове Сите, который считается историческим центром города. Более того, последние археологические раскопки эти поселения могли существовать на высоком и сухом берегу Нуи или Аньера, северных пригородов, а также там, где были обнаружены виллы состоятельных римских граждан в районе пригородов Клиши или Прев-де-Ларуа.

 

Но самое значительное археологическое открытие было сделано в районе пригорода Парижа Нантер (Nanterre). Эта территория почти в 15 гектаров, на которых, возможно стоял древнеримский город. Именно это открытие серьезно ставит под вопрос существование столицы Римской Галлии Лютеции на острове Сите. А определить центр города очень важно, если принять во внимание, что численность тогдашних городов была небольшой. Об этом можно судить приблизительно по размерам рисских арен, которые называют арены Лютеции. Это единственный памятник римской культуры, тщательно восстановленный в Париже.

 

Предположительно древний амфитеатр — арены Лютеции был построен в I веке нашей эры, как раз во времена завоевания Галлии Цезарем. Во время расцвета этой провинции, открывшей свои границы римским товарам и римской культуре, арены Лютеции представляли, и сейчас представляют, собой сооружение в форме эллипса 52,5 метра в длину и 41,5 метров в ширину.

 

Каменные арены, как тогда уже было принято, строили на месте арен деревянных, используя особенности местности. В частности, углубления в почве. На склонах такого естественного котлована строили каменные скамьи. Внизу оборудовали арену. Поэтому арены такого типа называли полостями, углублениями.

 

Парижские, т.е. лютецевские арены вмещали 17 тысяч зрителей. По их вместимости можно было судить о численности населения города того времени. По логике и традициям существования древнеримского города, а также города средневекового, на праздник, коими были театральные представления, приходили или стремились придти все жители города. Следовательно, архитектор должен был это учесть и при строительстве, предвидеть столько мест сколько в городе граждан.

 

Напомним, что слуг, рабов, а также метэков, или других неримских граждан, мы не считаем за людей, и в театр не берем, а оставляем дома или, в лучшем случае, позволяем присесть на ступеньках арен, и то ненадолго. Если учесть, что мест на аренах было до 17 тысяч, то можно предположить, что и свободных римских граждан проживало в Лютеции до 17-20 тысяч. Такова и возможная численность жителей Лютеции в I веке нашей эры. Если прибавить к этому числу слуг и рабов, то получится приблизительно 30 тысяч.

 

Поскольку римская культура была сравнительно быстро вытеснена культурой варварской, а город сменил свое название с Лютеции на Париж, то римскими архитектурными памятниками интересовались не очень-то часто. Самым старым текстом в котором упоминаются древнеримские памятники на территории Парижа является текст английского монаха Александра Некхема, которой, описывая все что он увидел в Париже, упоминает и римский амфитеатр. В одном из актов городской мэрии арены Лютеции упоминаются в 1284 году.

 

Адьен Валуа, описывая Париж, объясняет, что арены Лютеции находились перед церковью Святого Виктóра. Когда-то это был ориентир, казавшийся жителям города вечным.

 

Древнеримский театр — арены Лютеции был вновь открыт в 1869 году, когда парижская компания омнибусов решила построить в центе города большой гараж. Пытаясь расширить площадку под холмом, рабочие наткнулись на древние стены. Это были камни древних арен Лютеции. Работы приостановили.

 

Вопрос о том, что дальше делать с эти камнями долго и горячо обсуждался. Потребовалось даже вмешательство такого авторитетного человека, как Виктор Гюго, который написал в мэрию письмо с просьбой защитить арены Лютеции от разрушения. Однако гаражи омнибусов просуществовали на этом месте до 1916 года, фактически до исчезновения самих омнибусов и самой омнибусной компании в столице Франции.

 

Сейчас арены Лютеции очень органично вписались в современный пейзаж Парижа и, фактически, представляют собой очень милый скверик почти в самом центре города».

 

«Международное Французское радио — Radio France Internationale (RFI)», русское вещание, июль 2007 года; Аудиозапись и расшифровка текста Portalostranah.ru

 

Portalostranah.ru

 

Опубликовано 30/05/2009



Опубликовано31052009       Portalostranah

Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...
Национальная птица Индии – павлин. Почему?
 
Обзор о национальной птице Индии – павлине.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме