Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Аравия и арабы до ислама: не только языческие божки. История оазиса евреев Хайбар; арабы-гассаниды, исповедовавшие христианство; и область Наджран


Обзор об истории Аравии до ислама: об арабах-язычниках; евреях Хайбара и Химьяритского царства; христианах Наджрана и гассанидах. Обзор подготовлен с точки зрения источников, представляющих христианских, еврейских и мусульманских авторов.

 

На карте Аравии до ислама (верхний рис.) изображен аравийский полуостров и прилегающие территории. Мы видим Византийскую империю и Сасанидский (зороастрийский ) Иран – две крупнейшие державы, граничащие с Аравией на момент прихода пророка Мухаммеда. На карте обозначены владения (выделены подчеркиванием) христианского арабского племени гассанидов, находившегося на службе у византийцев. Также на карте обозначены владения еще одного христианского арабского племени лакхмидов. Оба эти племени были христианскими, но исповедовали толки восточного христианства, считавшиеся в Византии еретическими (несторианство). Гассаниды, тем не менее, долгие годы верно служили византийцам. Лакхимиды находились большую часть времени под вассалитетом сасанидского Ирана. Переход лакхимидов на сторону арабской исламской армии существенно помог в завоевании войском последователей Мухаммеда сасанидской державы. Также на карте мы видим Медину, которая в доисламскую эпоху называлась Ясрибом. Неподалеку от нее находились еврейские поселения области Хайбар (на карте не обозначены). Также на карте мы видим государство в Эфиопии – Аксум. Эфиопия играла большую роль в южной части Аравии до прихода ислама; На нижней врезке - область южной части Аравии (нынешняя область Йемена и прилегающей территории). На врезке обозначены Химьяритское царство, город Наджран и область Саба (выделены подчеркиванием). Обо всех этих субъектах истории Аравии до ислама идет речь в нашем обзоре.
На карте Аравии до ислама (верхний рис.) изображен аравийский полуостров и прилегающие территории. Мы видим Византийскую империю и Сасанидский (зороастрийский ) Иран – две крупнейшие державы, граничащие с Аравией на момент прихода пророка Мухаммеда. На карте обозначены владения (выделены подчеркиванием) христианского арабского племени гассанидов, находившегося на службе у византийцев. Также на карте обозначены владения еще одного христианского арабского племени лакхмидов. Оба эти племени были христианскими, но исповедовали толки восточного христианства, считавшиеся в Византии еретическими (несторианство). Гассаниды, тем не менее, долгие годы верно служили византийцам. Лакхимиды находились большую часть времени под вассалитетом сасанидского Ирана. Переход лакхимидов на сторону арабской исламской армии существенно помог в завоевании войском последователей Мухаммеда сасанидской державы. Также на карте мы видим Медину, которая в доисламскую эпоху называлась Ясрибом. Неподалеку от нее находились еврейские поселения области Хайбар (на карте не обозначены). Также на карте мы видим государство в Эфиопии – Аксум. Эфиопия играла большую роль в южной части Аравии до прихода ислама; На нижней врезке - область южной части Аравии (нынешняя область Йемена и прилегающей территории). На врезке обозначены Химьяритское царство, город Наджран и область Саба (выделены подчеркиванием). Обо всех этих субъектах истории Аравии до ислама идет речь в нашем обзоре.

 

Ныне обычно исламские авторы называют историю Аравии до ислама «периодом джахилийи». (Джахилийя, от  араб. слова джахл (основное значение – неведение) , т.е. «периодом невежества».

 

При этом, например, иранские авторы, остающиеся персами, говоря о «периоде невежества », подчеркивают арабский национализм, который якобы расцветал в домухаммедовскую эпоху в Аравии, и которого уже якобы не было при раннем исламе, что оправдывает исламское завоевание Ирана  (авторы исламского Ирана не могут критиковать само исламское завоевание).

 

История Аравии до ислама из современного коллективного иранского сочинения «Жизнь четырнадцати непорочных»:

 

«Аравия, которую ещё называли «выжженной землёй», представляла собой жаркие пустыни, бескрайние песчаные долины и холмы. Аравия - безводный край, край, где ничего не произрастало, кроме пустынной колючки, которую там называли «растительностью». Жилища арабов, если это можно было называть жилищами, больше походили на склеп, где существо под названием «человек», копошась, проводило свою скудную жизнь, питаясь финиками и затхлой водой. Войны и междоусобицы были привычным явлением общественной жизни того времени. Мекка представляла собой храм идолов. Ее жители – торговцы и ростовщики, скупающие человеческие души за дирхемы и динары. Арабские племена по причине своего невежества поклонялись явлениям природы или идолам. Кааба же была превращена в языческий храм.  Неблагопристойные обычаи и уклад жизни уничтожал величие целой нации.

 

Согласно своим обычаям, арабы признавали более достойными и предпочтительными в общении лишь тех, кто происходил из арабов, в ком текла арабская кровь. Точнее говоря, тогда, в эпоху первоначального невежества (джахилия), хорошо знакомый двадцатому веку национализм, в своеобразной ему окраске, был культом доисламской Аравии. Каждое племя, гордилось тем, что обладает теми или иными качествами, считая это для себя отличительным критерием. Набеги, совершение грабежей, варварство, гнёт, агрессия, вероломство – наглядная характеристика, которую можно было бы дать арабам того времени. Убийство расценивалось ими как проявление истинной доблести и мужества!…

 

Дочь в семье означала позор, и, нередко, крайняя и унизительная бедность вынуждала араба отказаться от ребёнка, убивая или же закапывая живьём в могилу невинное дитя. Когда же арабу- язычнику возвещали о рождении дочери, от негодования лицо его становилось чёрным. Отец уединялся, и всё размышлял, как поступить с младенцем: принять на себя позор, оставив его, или же нет - зарыть живьём в землю «и тем самым не запятнать своё достоинство, ибо порой, наличие даже одной девочки в семье воспринималось предосудительным», - пишет иранское издание, используя лишь мрачные тона.

 

Красочная

 палитра доисламской Аравии

 

Информация

по теме: Богоматерь Аравии

 

 

«В соборе Кувейта (в марте 2011 г.) во время торжественной Литургии Приснодева Мария была провозглашена Богоматерью Аравии, то есть покровительницей стран всего Персидского залива: Кувейта, Бахрейна, Катара, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Йемена и Омана. Литургию возглавил префект Конгрегации богослужений и Таинств кардинал Антонио Канизарес Льовера, который во время своей проповеди призвал верующих «оставаться твердыми в вере и всегда обращаться к Иисусу, который есть источник нашей веры».

 

Эта новость была опубликована в газете «Osservatore Romano». Статья передает слова апостольского викария в Кувейте епископа Камилло Баллина:

 

«Богородица здесь никогда не являлась, но всегда присутствовала, - пишет прелат, - и привела с собой Иисуса задолго до появления Ислама».

 

Если титул Богоматери Аравии непривычен для большинства стран Персидского залива, он не является нечто новым для Кувейта, где после Второй Мировой войны поселились иракские кармелиты (мужской католический орден, был создан в Палестине в эпоху Крестовых походов. Прим. Portalostranah.ru).

 

В свою очередь, викариат Кувейта посвящен Деве Марии с 1957 года, а на острове Файлака (ныне в современном Кувейте) в пятом веке была построена церковь. Более того, по всей территории разбросаны археологические остатки церквей той эпохи. «Богородица должна указать нам путь для того, чтобы различия не отдаляли нас друг от друга, а, наоборот, сближали», - такое пожелание выразил монс. Баллин для Аравийского полуострова, на котором Литургию служат в 5 различных обрядах и на 12 языках.

 

(русское вещание  «Радио Ватикан» от 14/03/2011);

 

 

 

Как и сейчас, доисламская Аравия была домом для семитских племен. И вопреки утверждениям  ряда исламских историков, жизнь в Аравии до ислама была не однообразной мукой. Религизно-политического разнообразия было в доисламской Аравии явно больше, чем после прихода ислама, хотя это порождало столновения, о последних любят писать исламские авторы.

 

«Аналитическая  история раннего ислама» современного иранского автора Мохаммада Насири:

 

«До появления ислама в Аравии, наряду с язычниками жили иудеи и христиане. Йасриб (так до ислама называлась Медина (теперь Madīnat an-Nabī – букв. «город пророка». Прим. Portalostranah.ru) и Йемен были местами сосредоточения иудеев, а Наджран – городом, где жили христиане. С начала проповеди Христа (мир ему!) и появления христианства отношения между христианами и иудеями были очень плохими. Иудеи считали христиан заблудшими и еретиками. Христиане тоже считали иудеев врагами Христа (мир ему!) и его сподвижников. Между христианами и иудеями постоянно происходили столкновения и стычки».

 

Мохаммад Насири довольно неправдоподобно, но с исламских позиций, объясняет причину появления евреев в Аравии в доисламский период:

 

«Как выше упоминалось, в Хиджазе проживали в большом количестве и иудейские племена. Они называли себя потомками Исхака и Исраила и считали себя выше арабов. Вокруг Медины в особых крепостях-укреплениях проживало три иудейских племени: бани Курайза, бани Надир, бани Кайнака. Исследователи полагают, что одной из причин их переселения в Хиджаз, было ожидание обещанного спасителя и пророка, который, согласно иудейскому священному Писанию, должен был появиться в Хиджазе. Таким образом, иудеи (как и христиане) знали о предстоящем появлении Пророка ислама (да благословит Аллах Его и Его род!). В священном Коране сказано:

 

«A кoгдa пpишлo к ним пиcaниe oт Aллaxa, пoдтвepждaющee иcтиннocть тoгo, чтo c ними, - a eщe пpeждe oни пpocили пoбeды пpoтив тex, кoтopыe были нeвepныe, - тaк кoгдa пpишлo к ним тo, чтo oни знaли, oни нe yвepoвaли в этo. Проклятие же Aллaxa над неверующими!»

 

Одной из основных причин того, что иудеи не приняли последнего пророка, было то,.. что мессия не может быть не-иудеем. Иудеи были готовы вступить в политический союз, но не были готовы признать Мухаммада (да благословит Аллах Его и Его род!) пророком. Однако были в этом ряду исключения. Некоторое число иудеев приняло ислам».

 

Когда из Аравии

изгнали всех немусульман

 

Евреи были теми, кого, наряду с христианами, кого Коран упоминает в качестве людей книги. Мухаммед вел войны с обитателями (еврейского) оазиса Хайбар, и одержал над ними победу. Несмотря на принятую со времен  Мухаммеда практику давать религиозным меньшинствам право исповедовать свою религию в обмен на налог джизья, один из приемников Мухаммеда второй халиф Омар около 640  года приказал евреям покинуть Аравийский полуостров. Он выделил им землю в завоеванной Сирии в эквиваленте потерянной.

 

Омар запретил  вообще всем немусульманам проживать в Хиджазе более трех дней. Запрет на въезд в Медину и Мекку для евреев сохраняется и современной Саудовской Аравии. В Мекку запрещен в настоящее время въезд и христианам.

 

Но вернемся в доисламские времена. Посмотрим на основные народности и государственные образования доисламской Аравии

 

 

Арабы-язычники Аравии до ислама

 

 

Мохаммад Насири о аравийских племенах:

 

«Арабы ‘араба (горожане). Это торгово-земледельческие племена, которые жили в Йемене и других областях Южной Аравии. Среди этих племён можно выделить племена аус и хазрадж, которые в период (прихода) Ислама были самыми крупными племенами в Медине (Йасрибе). Оба племени (считающиеся племенами Южной Аравии. Прим.. Portalostranah.ru) возводили свою родословную возводят к Йа‘рабу ибн Кахтану, пятому сыну Ноя (пророка Нуха). Когда в исторических источниках говорят об арабах до ислама, то, как правило, имеют в виду именно арабов ‘араб;

 

Арабы муста‘араба (‘аднанийян). Эти арабские племена через ‘Аднана и еще несколько поколений возводят свою родословную к пророку Исма‘илу (мир ему!) (Исмаил - старший сын пророка Авраама. Семитские племена выводят свое происхождение от двух сыновей Авраама: Арабы от Измаила (Исмаила), а евреи от Исхака (Исаака). Что касается племен аднанийян, то они считаются племенами северо-запада и центра Аравии. Прим. Portalostranah.ru).

 

Племя курайш является одним из племён аднанийян. (Племя курайш, или иначе, курайшиты (курайш) управляли в Аравии до ислама Меккой, где их представители были хранителями древнего языческого алтаря Каабы. На этом алтаре одновременно стояли божки многих арабских доисламских племен. Из племени курайшитов происходил будущий исламский пророк Мухаммед, принадлежавший к роду хашимитов. Из рода хашимитов происходили четвертый халиф Али, которого шииты считают своим лидером, а также вторая всемирная арабская династия Абассидов. Первая династия Омейядов также относилась к племени курайшитов, но к клану пророка ислама – хашимитов  не принадлежала, относясь к роду Омейяд. Однако очень многие исторические фигуры исламской истории относились к племени курейш –  пророк Мухаммед, и правившие за ним первый халиф Абу-Бакр (клан бану Тайми) второй халиф Омар (Умар) (клан бану Ади), третий халиф Осман (клан Омейяд), а затем упомянутый Али,  и следовавшие затем две монархические династии арабского мира Омейяды, и сменившие их Аббасиды и т.д. Прим. Portalostranah.ru).

 

Отсутствие единой культуры и общей идеологии между этими племенами, отсутствие удобных дорог и способов связи, а также ограниченность экономических источников стали причинами обособленности племён друг от друга и отсутствия единой государственной власти и политического порядка на Аравийском полуострове. И кочевые, и оседлые арабы находились во власти родоплеменной традиции…

 

В арабской среде весьма похвальными считались такие качества, как верность договору, смелость, щедрость, гостеприимство, красноречие, хорошая память и уважение к поэзии и поэтам.

 

Природно-географические области Аравии

 

Северо-Западная Аравия (Хиджаз). В этой части Аравии находятся такие города, как Мекка, Медина, Тайиф, Йамбу и Джидда. Для Хиджаза характерно сочетание горных и пустынных районов. Здесь мало воды и осадков, и поэтому земледелие практически не развивалось. Лишь в наше время, благодаря ирригации, появилась возможность земледелия в окрестностях Медины и Тайифа.

 

Центральная и Восточная Аравия (Аравийская пустыня). Горная область этой части Аравии носит название Неджда, северную часть занимает обширная пустыня Нефуд, южную – огромная пустыня Руб ал-Хали. В обеих пустынях выпадает ничтожное количество осадков, и отсутствуют оседлые поселения и города. Важнейшую роль в пустыне играют четыре актера – кочевники (бедуины), верблюды, пальмы и песок, а четырьмя важнейшими чертами пустыни являются нехватка воды, страшная жара, непроходимость дорог и отсутствие пищи.

 

Юг (Йемен). Эта территория в прошлом носила название Счастливой Аравии, или Йемена. Она представляет собой треугольник, восточная сторона которого омывается Аравийским морем, западная – Красным морем, а третья сторона представляет собой линию Захран – Хадрамаут. Йемен – наиболее пригодная для жизни часть Аравии.

 

(«Аналитическая  история раннего ислама» современного иранского автора Мохаммада Насири).

 

Подробное описание географии Аравии и ее истории при саудах см. на нашем сайте здесь;

 

Поэзия, бывшая самым высоким проявлением арабской культуры, черпала вдохновение из родоплеменных представлений и предрассудков, а потому зачастую была такой грубой и кровавой, что, можно сказать, с острия ее меча капала кровь.

 

Главными темами этой поэзии были восхваление либо унижение какого-нибудь рода или племени, либо его вождя, призыв к совершению грабительского набега, призыв к возмущению и бунту, мрачные воспоминания о прошлом, плотская любовь, вино и охота. Все это просто кричало о печальном закате арабской литературы.

 

Каждый год избранные касыды вышивались на шелковой ткани, иногда даже золотыми нитями, и вывешивались на (доисламской, с языческими божками) Ка‘бе

 

Основными экономическими занятиями арабов были скотоводство, земледелие и торговля драгоценными камнями.

 

Некоторые племена жили за счет средств, получаемых от паломников (тогда язычников), направляющихся в Мекку, особенно в праздники.

 

Кроме того, существовали, конечно, грабеж и воровство, работорговля и торговля под проценты…

 

Среди некоторых племён основным источником жизни были наиболее благоприятные периоды сезонных ярмарок, которые устраивались в определенных местах в определенные месяцы, это способствовало укреплению торговых связей с другими городами и провинциями. Одна из важнейших ярмарок  - Указская собиралась ежегодно около Мекки.

 

Язычники проводили эти мероприятия под аккомпанемент музыки, веселья и поэзии…

 

Многоженство не было обусловлено ничем, вплоть до того, что мужчина мог быть женат хоть на десяти свободных женщинах…»

 

 

 

О иудеях и

христианах доисламской Аравии

 

 

Оазис Хайбар

 

Мы уже упомянули о еврейском озисе Хайбар. Если в Медине евреи были меньшинством, то оазис Хайбар – был их метрополией.

 

Итак, в нынешнем сердце ислама, в 150 километрах от Медины в оазисе Хайбар (Khaybar) на момент провозглашения Мухаммедом ислама столетиями проживали семитские племена, исповедовавшие иудаизм. Еврейская полуофициальная энциклопедия eleven.co.il пишет об этом:

 

«В 6-7 вв. значительную часть населения Хайбара и нагорья Харрат-Хайбар в целом составляли племена, или кланы, исповедовавшие иудаизм. Они занимались выращиванием фиников, винограда, фруктов и зерновых культур, разведением мелкого и крупного рогатого скота, верблюдов, лошадей, ослов, а также ремеслом - прядением, ткачеством, портняжным делом (изготовлявшаяся ими одежда из шелка пользовалась в Хиджазе широким спросом), вели торговлю с Сирией и Ираком. Каждое племя имело хорошо укрепленный замок с запасами продовольствия и оружия и сложной системой водоснабжения, включавшей в некоторых случаях подземные проходы к источникам, расположенным вне стен замка.

 

О трудолюбии, зажиточности и гостеприимстве евреев Хайбара на Аравийском полуострове и за его пределами ходили легенды: рассказывалось, например, что на башнях своих замков они еженощно зажигали сигнальные огни, указывавшие заблудившимся путникам, где их ждет приют.

 

Вопрос о происхождении евреев Харрат-Хайбар окончательно не решен. Согласно различным традициям (излагаемым, в частности, мусульманскими историками), они поселились на Аравийском полуострове во времена Моисея…

 

Наиболее вероятно, однако, что основную часть хайбарских евреев составили кланы, принявшие иудаизм в период Второго храма (т.е. ок. 516 до н. э. Прим. Portalostranah.ru) или в последующий период. Не исключено также, что в первой половине 6 в. в Хайбаре и его окрестностях обосновалась часть беженцев из разгромленного эфиопами-христианами Химьяритского царства (на юге Аравийского полуострова), правители которого исповедовали иудаизм…

 

Активная деятельность абиссинских миссионеров была воспринята химьяритами как угроза их политической независимости от Абиссинии и способствовала их сближению с иудаизмом, который не представлял для них политической опасности.

 

Известно, что Аб Кариб Асад, царь Химьяра (385-420), которому удалось еще больше расширить границы царства, обратился в иудаизм, и в течение некоторого времени многие жители Химьяра приняли эту веру.

 

В 4-5 вв. Химьяритское царство приходило в упадок, что было вызвано преимущественно экономическими изменениями, связанными с ослаблением Римской империи. Упадок международной торговли повлек за собой сокращение земледелия, что в свою очередь привело к запустению земель, разрушению ирригационных систем, эрозии почвы и т. д. Экономический упадок Химьяра сопровождался социальным кризисом, вызванным расколом между христианами, приверженцами традиционной языческой религии и теми, кто обратился в иудаизм. Все это заставило часть южноаравийских племен мигрировать в северные районы Аравийского полуострова. Некоторые из них поселились в еврейских кварталах возле Медины…

 

Последний царь Химьяритского царства Юсуф Зу Нувас (в 517 г. или в 518-525 гг.), принявший иудаизм еще до восшествия на престол, начал в своем царстве гонения на христиан, что вызвало вторжение в Химьяр абиссинских войск. Зу Нувасу удалось вытеснить абиссинцев из Химьяра, однако сам он погиб в одном из сражений. В 527 г. Химьяр был захвачен византийцами, а в 575 г. перешел в руки персов, господствовавших здесь вплоть до завоевания страны мусульманами в 630 г…

 

 В 625 г. на территории Харрат-Хайбар переселился изгнанный Мухаммадом из Медины еврейский клан Бану Надир (ему принадлежала часть земель в окрестностях). Этот клан фактически возглавил все антиисламские силы Северной Аравии (среди его союзников были как евреи, так и арабы-язычники)» (из полуофициальной электронной еврейской энциклопедии eleven.co.il).

 

Иранское исламское современное сочинение по истории «Жизнь четырнадцати непорочных» пишет о Хайбаре:

 

«В местности Хайбар проживало большое количество иудеев. Они имели тесные экономические и военные отношения с язычниками, кроме того, к седьмому году хиджры Хайбар превратился в оплот всех антиисламских сил. Именно поэтому, Пророк Ислама принимает решение выступить против иудеев Хайбара. Противник, оказавшись в окружении мусульман, сдался без боя».

 

Еврейская энциклопедия эту историю излагает следующим образом: 

 

«В 628 г. войска Мухаммада вторглись в Харрат-Хайбар. Воспользовавшись несогласованностью действий своих противников (согласно некоторым источникам, ему противостояли десять тысяч хорошо вооруженных воинов, однако эта цифра, по всей вероятности, сильно преувеличена), Мухаммад разбил их поодиночке.

 

Укрепленные замки хайбарских евреев сдались или были взяты приступом; лишь один из них продержался два месяца. Хайяй ибн Ахтаб, предводитель Бану Надир, был доставлен в Медину и казнен;

 

Мухаммад конфисковал все земли, которые принадлежали исповедовавшим иудаизм племенам, но разрешил им остаться на прежних местах в качестве испольщиков (с тем, чтобы Харрат-Хайбар, один из основных сельскохозяйственных районов Аравийского полуострова, не пришел в упадок) и взял в жены дочь Хайяя ибн Ахтаба Сафию (предварительно приказав умертвить ее мужа)».

 

О том, чем закончилась история евреев Хайбара, мы уже говорили, их изгнали из Аравии, как и христиан.

 

А в 529-569 гг., почти за столетие до прихода ислама, войны с оазисом Хайбар вел другой арабский предводитель, христианин  аль-Харис ибн Джабали, который на некоторое время покорил Хайбар в 567 году.

 

 

Бану Гассан («Сыны Гассана»)

– арабы-христиане на службе Византии

 

 

Аль-Харис ибн Джабали был главой христианского государственного образования кочевых арабских племен, известных как гассаниды, или бану Гассан («Сыны Гассана»). Столица бану Гассан располагалась в селении Эль-Джабия, недалеко от Дамаска. В Сирию гассаниды откочевали через Аравию из Йемена.

 

Аль-Харис ибн Джабали являлся вассалом Византии, и единственным из зависимых от Константинополя и Византии правителей, получивший от императора царский титул «василевс». Племени гасcанидов удалось подчинить все другие христианские племена соплеменников-арабов региона, которые до того также осуществляли пограничные функции в интересах Византии в Сирии.

 

Гассаниды конкурировали с лакхнидами – также с арабами-христианами (и выходцами из Йемена), но ставшими, после ряда их войн с персами, вассалами сасанидского Ирана.

 

В свою очередь, вождь гасcанидов Аль-Харис ибн Джабали воевал на стороне Византии против сасанидского Ирана, где зороастрийская религия огнепоклонников доживала последние годы в качестве государственной религии перед исламским завоеванием страны.

 

После провозглашения Мухаммедом ислама племенное образование арабов-христиан бану гассан некоторое время выступало как посредник между Византией и нарождавшейся мусульманской империей с центром в Аравии,

 

В 636 году в битве при сирийской реке Ярмук, Византия проиграла войску мусульман, которым командовал один из полководцев Мухаммеда Халид ибн аль-Валид по прозвищу Сейфуллах (Меч Аллаха), и утратила Сирию. (Исламским  государством к тому времени правил уже второй исламский халиф Омар, сменивший скончавшихся первого халифа Абу-Бакра и  пророка Мухаммеда).

 

Последний царь христианского племенного образования гассанидов Джабала (Jabalah Ibn Al-Aiham), участвовавший, между прочим, на стороне Византии в битве при Ярмуке, принял ислам в 638 году, и даже совершил паломничество в Мекку, но спустя некоторое время он, решив вернутся к христианству, сбежал с территории  халифата, в Константинополь – византийскую столицу, где умер  как эмигрант в 642-м  гг.

 

История гассанидов прервалась с распространением исламского государства. Византия не смогла защитить их. Как когда-то защитила христианскую область Наджран от иудейского Химьяритского царства.

 

 

Химьяритское

царство и вторжение эфиопов

 

 

Хайбар был не единственным государственным образованием евреев. Мы упоминали о Химьяритском царстве евреев в Йемене, которое вызвало экспансию эфиопов (абиссинцев). Поговорим об этом вторжении подробнее. Отметим, что, в отличие от еврейской энциклопедии eleven.co.il, исламская «Аналитическая  история раннего ислама» Мохаммада Насири обвиняет во вторжении не религиозный христианский пыл эфиопов, а провокации Химьяритского царства.

 

Но сначала несколько слов о предыстории Химьяритского царства. В древности Йемен, где располагалось Химьяритское царство,  имел прозвище Счастливой Аравии и был знаменит производством благовоний – ладана и мирры. Вел активную торговлю через Красное море.

 

Химьяритское царство в Йемене поглотило царство Саба, где, по легенде, когда-то правила знаменитая царица Савская. Согласно другой легенде, царица Савская правила в Эфиопии,  и ее потомок от связи с еврейским царем Соломоном стал основателем династии эфиопских императоров (негусов), управлявших страной до 1974 года. При этом, при этой царице эфиопы якобы приняли иудаизм, но к моменту войны с Химьяритским царством они уже были восторженными христианами.

 

Мохаммад Насири:

 

«Йемен - наиболее пригодная для жизни часть Аравии… В Коране дважды упоминается Саба, рассказывается о царице Савской (Билкис) и письме к ней святого Сулаймана (Соломона), доставленной царице посланцем Сулаймана – удодом, о знаменитом троне царицы Савской и о ее обращении в истинную веру. В суре «Саба» рассказывается о постигшей Сабу катастрофе - прорыве Мерибской плотины, случившейся приблизительно в V веке до н.э., а само наводнение объясняется моральным и общественным разложением сабинян, их неверием в истинного Бога и неприятием пророков».

 

Насири упоминает знаменитый визит царицы Савской в Иерусалим, о котором есть легенды у христиан и иудеев, включая эфиопов, а также у мусульман.

 

Согласно Корану, после визита к Соломону царица Савская обратилась в иудаизм, т.е. приняла монотеистическую религию, поэтому в исламском источнике принятая ею религия названа истинной. Соломон передал царице приглашение через птицу, которая до того и рассказала о существовании царицы Савской и ее государстве этому царю, и согласно легенде, почти волшебнику «повевавшему джиннами». Соломон волшебным образом  перенес в Иерусалим в ходе визита царицы ее драгоценный трон, а также построил специальный зал, где под стеклянным полом была налита вода. Войдя в зал, царица Савская инстинктивно, чтобы не намочить, приподняла край длинного платья, а Соломон таким образом развеял миф о том, что у царицы утиные ноги. Однако они оказались покрыты волосами.

 

Но вернемся к более достоверной политической истории Химьяритского царства

 

Аналитическая  история раннего ислама» Мохаммада Насири:

 

«Одно из самых известных столкновений между иудеями и христианами на Аравийском полуострове произошло в период правления йеменского правителя Зу Нуваса. Сам Зу Нувас был иудеем и подверг христиан Наджрана избиению и пыткам, многих из них он взял в плен и в качестве единственного условия сохранения жизни объявил принятие иудаизма. Все христиане Наджрана, отказавшиеся принять иудаизм, были казнены.

 

 Когда весть о мучениях христиан Наджрана дошла до правителя Восточно-Римской империи (Византии), тот обратился с просьбой к христианскому правителю Абиссинии (Эфиопии) направить свои войска в Йемен, и в 534 г. абиссинская армия вторглась в Йемен и свергла царя-иудея и его приверженцев. Краткое правление христианского царя-химйарита сменилось абассинским господством. Абиссинцы не удовлетворились освобождением христиан и избиением иудеев, но стали всячески распространять в Йемене христианство. (Сравните о заключительном этапе противостояния, спустя века, христианской Абиссинии и мусульман в лице турок-османов. Прим. Portalostranah.ru).

 

Йеменский правитель Абраха приказал построить в городе Сана большую и очень красивую церковь с той целью, что и арабское, и неарабское население всей Южной Аравии обратилось в христианство, а сама Сана стала крупным центром христианской веры.

 

Но местное население продолжало игнорировать построенную по приказу Абрахи церковь и продолжало посещать Мекку с паломничеством и совершать ритуальное хождение вокруг (доисламской. Прим. Portalostranah.ru) Ка‘бы. Разгневанный Абраха принял решение разрушить Ка‘бу с тем, чтобы народ обратился к его святыне. С большим войском, в составе которого был боевой слон, он двинулся в поход на Мекку. Ему преграждали путь ополчения арабских племен, но быстро терпели поражения и сдавались.

 

Оказавшись на подступах к Мекке, Абраха отправил (служащему тогда при языческом святилище Каабы. Прим Portalostranah.ru) ‘Абд ал-Мутталибу (деду посланника Аллаха, да благословит Аллах Его и Его род!) послание, в котором был сказано: «Мы пришли не для того, чтобы воевать, а лишь для того, чтобы разрушить Ка‘бу. Если вы не будете оказывать сопротивление, у нас не будет необходимости вас убивать».

 

В ответ ‘Абд ал-Мутталиб сказал:

 

«Мы тоже не хотим войны, и у нас нет на это сил. Это дом Аллаха (здесь в значении доисламский бог. Прим. Portalostranah.ru)  и дом Ибрахима-халила (т.е. Авраама, который восстановил, согласно преданию, сооруженное первым человеком - Адамом это древнее святилище. Прим. Portalostranah.ru). Если Аллах (т.е. доисламский бог. Прим. Portalostranah.ru) пожелает, то сам защитит свой дом от вашего посягательства».

 

Вопреки достигнутой договоренности, воины Абрахи захватили более двухсот верблюдов ‘Абд ал-Мутталиба и других жителей Мекки. ‘Абд ал-Мутталиб пришёл к Абрахе и попросил вернуть верблюдов, на что Абраха в удивлении сказал: «Я думал, ты будешь просить, чтобы мы не трогали Ка‘бу?!»

 

‘Абд ал-Мутталиб же, хотя и считал разрушение Ка‘бы страшным и невозможным злодеянием, всё же сказал: «Я господин лишь над этими верблюдами, а у Ка’бы есть свой Господин». Затем ‘Абд ал-Мутталиб вернулся в Мекку, а Абраха направился в сторону Ка‘бы, чтобы разрушить её.

 

И вдруг все увидели, что несметные стаи огромных птиц абабиль (ласточек. Прим. Portalostranah.ru) летят в сторону армии Абрахи. В клювах у птиц камни, и когда эти птицы начали закидывать камнями армию Абрахи, практически никто из его воинов не уцелел. Это событие описывается в священном Коране в суре «Слон».

 

Именно в этот год родился посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах Его и Его род!). Этот год получил название год Слона».

 

 

Наджран

– христианская область доисламской Аравии

 

 

Мохаммада Насири в своей книге рассказывает о христианской области Наджран следующее:

 

«Наджран был единственной областью Хиджаза, где, отказавшись от поклонения идолам, население обратились к христианству. Посланник Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), отправляя письма правителям разных стран и главам разных религиозных школ, написал и епископу Наджрана, призвав жителей Наджрана принять ислам. Прочитав письмо, епископ Наджрана провел собор, в котором приняли участие самые большие учёные и знатоки Евангелия.

 

После продолжительных дебатов было принято решение отправить к посланнику Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!) делегацию видных богословов, которые должны будут проверить истинность пророчества. Делегация, во главе которой находились три самых видных богослова, насчитывала 60 человек. После прибытия этой делегации в Медину и разговора богословов с посланником Аллаха (да благословит Аллах Его и Его род!), было предложено обменяться взаимным проклятием (мубахила)».

 

Далее издание апологетически рассказывает, согласно исламской хронологии, что увидев бесстрашие пророка Мухаммеда, который с семьей пришел для взаимного проклятия, делегация Наджрана сразу уверовала в ислам:

 

«Епископ Наджрана сказал: «Я вижу перед собой лица, способные мольбой к Богу сдвинуть с места горы! Мы не сможем проклясть их и внести их проклятие». Часть христиан тут же приняла ислам, а остальные согласились перейти под покровительство мусульман», - пишет Мохаммад Насири.

 

Христиане Наджрана проживали в  своей области еще около десяти лет. До тех пор пока не были высланы, как и все иноверцы из Аравии, в правление второго исламского халифа Омара (Умара). Так они потеряли свою родину. Их защитили от Химьяритского царства, но не от ислама.

 

 

Portalostranah.ru

 

Опубликовано 25/02/12

 

Больше о Саудовской Аравии см. здесь;

 

 

Опубликовано
25
02
2012
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...