Portalostranah.ru посвящен страноведению, путешествиям и иновещанию с русскими радиопрограммами со всего мира
Размер шрифта - + Обсудить на форуме

Религия и религиозные меньшинства в Иране


Также по теме

Посмотреть весь список статей по теме

Скачать мультимедиа-файл
№1

Обзор о положении религии в Иране, религиозных меньшинствах в Иране и их правах, по сравнению с мусульманами (затронем в этой связи тему т.н. «зимми» и джизья, а также запрета на переход для мусульман в другую веру и наказания за вероотступничество).

Также мы отдельно поговорим о шиизме – его особенностях, о халифах и шиитских праведных имамах, включая Али. Коснемся темы прошлого и сегодняшнего дня зороастризма, и в этой связи вспомним историю небезызвестного Абу Лулу – раба, убившего второго мусульманского халифа Омара (Умара).

Данный обзор состоит из трех частей, а именно:

Шиизм – государственная религия Ирана (Стр.1.), в том числе по материалам иранского иновещания;

Религиозные меньшинства Ирана: от «зимми» к… (Стр.2.);

Зороастризм - религия доисламского Ирана и утраченный символ сопротивления исламу (Стр.3.);

Также короткую передачу о традиционной доисламской религии Ирана — зороастризме — американской иновещательной станции «Радио Свобода», русская программа, от 14/12/1974 из архива Portalostranah.ru (которую мы цитируем в разделе о зороастризме этого обзора(Стр.3.) вы можете послушать в нашем аудиофайле в левом верхнем углу данной страницы;


Шиизм — государственная религия Ирана


 

На иллюстрациях по теме «Религия в Иране»:   Религиозное большинство Ирана - мусульмане-шииты, составляющие около 93%  населения страны.  Также религию ислам в Иране исповедуют около 5%, населения, относящегося к суннитам.  Здесь, на илл., иранские шииты показаны во время церемонии ашура (название происходит от слова «десять», т.е. 10-й день в месяце мухаррам, первом исламском месяце (прибл. ноябрь-декабрь по западному календарю) – ежегодной акции поминовения имама Хусейна...  Молодой шиит на ашуре бьет в медные тарелки…
      Увеличить

На иллюстрациях по теме «Религия в Иране»:

Религиозное большинство Ирана - мусульмане-шииты, составляющие около 93% населения страны.

Также религию ислам в Иране исповедуют около 5%, населения, относящегося к суннитам.

Здесь, на илл., иранские шииты показаны во время церемонии ашура (название происходит от слова «десять», т.е. 10-й день в месяце мухаррам, первом исламском месяце (прибл. ноябрь-декабрь по западному календарю) – ежегодной акции поминовения имама Хусейна...

Молодой шиит на ашуре бьет в медные тарелки…


На иллюстрациях по теме «Религия в Иране»:

Религиозное большинство Ирана - мусульмане-шииты, составляющие около 93% населения страны.

Также религию ислам в Иране исповедуют около 5%, населения, относящегося к суннитам.

Здесь, на илл., иранские шииты показаны во время церемонии ашура (название происходит от слова «десять», т.е. 10-й день в месяце мухаррам, первом исламском месяце (прибл. ноябрь-декабрь по западному календарю) – ежегодной акции поминовения имама Хусейна...

Молодой шиит на ашуре бьет в медные тарелки…

 

…Вспоминая мученическую смерть внука пророка Мухаммеда - третьего шиитского имама Хусейна 680 году н.э. во время Кербелской битвы с войсками Омейядов (подробнее о Хусейне и  шиизме см  в этом обзоре), шииты бьют себя в ходе ашуры до крови специальными плетьми (справа).  В Иране, однако, в последние годы мужчины во время самобичевания не обнажаются до пояса, как это происходит в шиитских общинах  в Ираке, Афганистане, Пакистане, или Индии. Иранский режим жестко пресекает проявление любого натуризма, но при этом поощряет религиозный экстаз.  Также в ходе ащуры устраиваются театрализованные костюмированные  представления, обыгрывающие события, связанные с жизнью имама Хусейна (слева). Отметим, что мусульмане-сунниты по всему миру не отмечают ашуру. (Илл. из  иранского агентства ИРНА и иновещания ИРИ).
      Увеличить

…Вспоминая мученическую смерть внука пророка Мухаммеда - третьего шиитского имама Хусейна 680 году н.э. во время Кербелской битвы с войсками Омейядов (подробнее о Хусейне и шиизме см в этом обзоре), шииты бьют себя в ходе ашуры до крови специальными плетьми (справа).

В Иране, однако, в последние годы мужчины во время самобичевания не обнажаются до пояса, как это происходит в шиитских общинах в Ираке, Афганистане, Пакистане, или Индии. Иранский режим жестко пресекает проявление любого натуризма, но при этом поощряет религиозный экстаз.

Также в ходе ащуры устраиваются театрализованные костюмированные представления, обыгрывающие события, связанные с жизнью имама Хусейна (слева). Отметим, что мусульмане-сунниты по всему миру не отмечают ашуру. (Илл. из иранского агентства ИРНА и иновещания ИРИ).


…Вспоминая мученическую смерть внука пророка Мухаммеда - третьего шиитского имама Хусейна 680 году н.э. во время Кербелской битвы с войсками Омейядов (подробнее о Хусейне и шиизме см в этом обзоре), шииты бьют себя в ходе ашуры до крови специальными плетьми (справа).

В Иране, однако, в последние годы мужчины во время самобичевания не обнажаются до пояса, как это происходит в шиитских общинах в Ираке, Афганистане, Пакистане, или Индии. Иранский режим жестко пресекает проявление любого натуризма, но при этом поощряет религиозный экстаз.

Также в ходе ащуры устраиваются театрализованные костюмированные представления, обыгрывающие события, связанные с жизнью имама Хусейна (слева). Отметим, что мусульмане-сунниты по всему миру не отмечают ашуру. (Илл. из иранского агентства ИРНА и иновещания ИРИ).

 

Официально провозглашенной государственной религий в Иране является ислам шиитского толка. Шииты находятся в меньшинстве в таких странах, как Индия, Пакистан, Афганистан, Кувейт, но в Иране, Ираке, Бахрейне, Азербайджанской республике и Ливане представляют собой большинство.

 

Но только Иран — это единственное государство в мире, где шиизм является государственной религией. Из вышеперечисленных стран с шиитскими общинами, Индия, Азербайджан и Ливан — это светские государства, а в остальных управляют сунниты.

 

Сунниты и шииты находятся в довольно напряженных отношениях. Бывший президент Египта Хосни Мубарак в период своего правления как-то заметил:

 

«Шииты арабских государств являются поклонниками скорее Ирана, нежели своей родины».

 

Эти его слова возмущенно процитировало в свое время иранское иновещание, отметив, шииты преданы делу единства всех мусульман.

 

В статье 12 действующей иранской конституции статус о государственной религии сформулирован следующим образом:

 

«Официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным. Другие исламские верования, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское пользуются полным уважением».

 

Отметим, что джафаритский толк от имени Джафара ас-Садика — шестого из двенадцати праведных шиитских имамов.

 

Об имамах чуть ниже, а пока еше несколько определений шиизма по иранским источникам.

 

Также короткую передачу о традиционной доисламской религии Ирана зороастризме американской иновещательной станции «Радио Свобода», русская программа, от 14/12/1974 из архива Portalostranah.ru (которую мы цитируем в тексте данного обзора, в разделе о зороастризме) вы можете послушать в нашем аудиофайле в левом верхнем углу этой страницы;

Иранское иновещание «Голос Исламской Республики Иран» так коротко в одной из передач описывало сущность шиизма:

 

«Шиизм — это исламский толк, который считает священный Коран главным источником религиозного познания, и наряду с этим уделяет особое значение школе семейства Пророка и подчеркивают неотъемлемость этих двух освободительных элементов.

 

Это убеждение основано на известном пророческом хадисе «Сакалейн» (о двух ценнейших вещах), в котором великий Пророк говорит: «Я оставляю вам две самые ценные вещи, Книгу Аллаха и мой род. Они никогда не разделятся, пока не соединятся со мной у источника Кавсар в раю». Несомненно, у шиитов и суннитов имеется немало общности во многих вопросах. Однако они расходятся в некоторых второстепенных законах шариата».

 

Шииты, как и сунниты признают Коран в полном объеме, но к хадисам — историям и поучениям из жизни пророка, которые признают все мусульмане, в шиизме добавляют хадисы о поучительных историях потомков пророка, которые не признают сунниты. Джафаритский толк, принятый как официальный в Иране, ныне является основным течением в шиизме. Помимо Корана, сунны (хадисов), мнений богословов, к источникам исламского права последователи джафаритского шиизма также относят акл (разум).

 

А вот некоторые определения о шиизме из книги «Краткое знакомство с шизмом в Исламе» современного автора Мухаммада Али Шамали, изданной в 2003 году в Иране на русском языке:

 

«Слово «ши’а» в арабском языке в своей основе означает одного, двоих или группу из последователей. В Коране это слово встречается несколько раз в этом же значении. Например, в 15-ом аяте 28-ой суры, Всевышний к одному из последователей его светлости Мусы (мир ему!) обращается, применяя слово «шиа». В другом аяте, Ибрахима (мир ему!) представляет шиитом Нуха (мир ему!) (сура 37, аят 83) (Муса- это Моисей, Нух -Ной. Прим. Portalostranah.ru).

 

В начале истории Ислама понятие «ши’а» использовалось в своем первоначальном или лексическом значении, то есть, как последователь различных личностей... Но постепенно это слово приобрело второй смысл и стало применяться только в значении «последователи Али (мир ему!)», тем самым, признавая его руководство.

 

С какого времени начинается история шиизма? Существуют... хадисы, где пророк (да благословит Аллах его и род его!), обращаясь к Али (мир ему!), использует выражение «наши шииты». Это выражение соответствует тому, о чем упоминалось ранее: «шииты — это те, которые по учению пророка (да благословит Аллах его и род его!), а не из-за индивидуального решения, следуют Али (мир ему!). И в действительности, шииты Али и есть шииты пророка...

 

Источники шиизма: Священный Коран, Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!), Семейство пророка (мир ему!)».

 

Шииты и история ислама:

Шиитская критика личностей халифов и восхваление двенадцати праведных имамов


 

Кто ближе

к семье пророка: Али и другие курейш

 

Пророк Мухаммед происходил их племени курайшитов (или, иначе, курейш). Он принадлежал к роду хашимитов. Из рода хашимитов происходил и четвертый халиф Али.

 

Три первых халифа принадлежали к племени курайшитов, но к другим родам (кланам). Первый халиф Абу-Бакр происходил из клана бану Тайми; второй халиф Омар (Умар) относился к клану бану Ади; третий халиф Осман — к клану Омейяд. Воевавший позднее с четвертым халифом Али, Муавия также принадлежал к племени курейш, но был из другого рода — рода Омейяд, как и Осман.

 

Вторая арабская династия Аббасидов принадлежала к хашимитам, но противоборствовала с потомками Али.

 

 

Подготовлено: Мониторинг Portalostranah.ru

Признание т.н. двенадцати праведных имамов — членов семейства пророка — одно из главных отличий шиизма. Первым имамом шиитов был Али (Али ибн Абу Талиб) — зять пророка Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме, и его двоюродный брат. Али воспитывался в семье пророка и стал первым ребенком-мусульманином.

 

После смерти Мухаммеда (632 г. по западному календарю) последовательно правили четыре халифа: Абу-Бакр (гг. правления 632-644), Омар (Умар, гг. пр. 634-644) и Осман (гг. пр.644-656).

 

К правлению этих сподвижников Мухаммеда, которых сунниты признают т.н. праведными халифами, шииты относятся критически, особенно к первым двум, т. к. считают, что эти правители отодвинули от власти законного наследника из семейства пророка — Али.

 

При этом этих халифов также можно отнести к родственикам пророка, вошедших в его семью при жизни Мухаммеда. Абу Бакр был тестем Мухаммеда (он выдал свою дочь Айшу за Мухаммеда), а Осман имел прозвище «Dhun Nurayn» («Обладатель двух светил») ,т.к. был женат в разное время сразу на двух дочерях пророка — на Рукаййе, и после ее кончины — на Умм Кульсум.

 

Также в суннитской историографии считается, что второй халиф Омар (Умар) в качестве одной из своих девяти жен взял Умм Кульсум бинт Али — дочь Али ибн Абу Талиба.

 

Шииты факт женитьбы второго халифа и дочери Али не признают достоверным, они также обвиняют Омара (Умара) в избиении дочери пророка Мухаммеда Фатимы в последние месяцы ее жизни (в 633 г.н э.), уже после кончины Мухаммеда, когда халифом был Абу-Бакр. Шииты считают Фатиму святой, наряду с двенадцати праведными имамами, в отличие от суннитов, которые просто уважают ее в качестве дочери пророка.

 

После гибели Османа от рук недовольных мусульман, Али стал четвертым халифом всех мусульман (гг. пр. 656-661).

 

Отметим, что суннитская историография обычно подчеркивает, что Али при Омаре (Умаре), Османе, как до того и при Мухаммеде, был их ближайшим сподвижником; при Омаре (Умаре) и при Османе Али занимал пост высшего судьи (кади) халифата в Медине (Должности кади были введены при Омаре). Суннитские истории также подчеркивают, что Али всячески помогал в борьбе Османа с группами недовольных мусульман-бунтовщиков, представитель которых смог позднее убить Османа.

 

Суннитская историография отмечает, что Али не стремился к власти, а, в свою очередь, Абу-Бакр (гг. правления 632-644 ), Омар (Умар, гг. пр. 634-644) и Осман были избраны законно — коллегиально, с учетом воли, выраженной на смертном одре предыдущим правителем.

 

Шиитская историография согласна, что Али не стремился к власти, но не считает, что Мухаммед выражал волю видеть Абу-Бакра своим приемником, как и то, что избрание узким кругом Омара (Умара) и Османа в качестве халифов отражало волю мусульман.

 

Имам как глава

всех мусульман в шиизме и у суннитов

 

«В арабском языке слово «имам» означает «руководитель». Согласно своему лексическому значению, слово «имам» может быть использовано в отношении и хорошего и плохого руководителя, но для шиитов понятие «имам» имеет особенный смысл, согласно которому, имамом называется тот, кто наделен Всевышним обязанностью политического и религиозного управления исламским обществом.

 

У шиитов:

 

Иными словами, имам — это личность, избранная Всевышним для руководства исламским обществом, для толкования и защиты религии и шариатских законов. Управление различными сторонами жизни людей совершается пророками или имамами. Имамы являются халифами, избранными Богом и преемниками пророка (да благословит Аллах его и род его!). Имам защищен от грехов и обладает полным внешним и духовным совершенством.

 

Шииты, признающие двенадцать имамов, составляют большинство шиитского мира и убеждены, что после пророка (да благословит Аллах его и род его!) существуют двенадцать имамов

 

У суннитов:

 

Сунниты понятие «имам» связывают с халифами. В арабском языке «халиф» имеет смысл «преемник, заместитель». Оно применялось ко всем, кто занимал высокое положение и правил исламским обществом после кончины пророка (да благословит Аллах его и род его!). Согласно этому значению, важным критерием является управление исламским обществом.

 

Халиф может быть избран народом, или утвержден предшественником, или избран группой людей, или, даже, может достигнуть власти, применяя военную силу.

 

Необязательно, чтобы он был защищен от совершения грехов, и чтобы в нем преобладали такие качества, как богобоязненность и совершенство».

 

(Из книги «Краткое знакомство с шизмом в Исламе» современного автора Мухаммада Али Шамали, изданной в 2003 году в Иране на русском языке).

 

Русское вещание «Голоса Исламской Республики Иран» несколько лет назад отмечало в своем материале о двенадцати имамах, говоря об Али:

 

«После убийства Османа, третьего халифа, народ обратился к имаму Али (Да будет мир с ним!), и уступив его настойчивости и упорству, Али (Да будет мир с ним!) принял власть.

 

(До того) никто не мог ответить на вопросы ученых и богословов, приходивших в Медину, так, как это делал Али (Да будет мир с ним!)...»

 

И о святости Али:

 

«(Существует хадис) с высказыванием Ибн Аббаса, который пересказал изречение посланника Бога (Да благословит Аллах его и семейство его!):

 

«Кто хочет, чтобы его жизнь и смерть были подобны моим и занять место в раю Всевышнего, пусть после меня следует Али, будет вместе с соратниками Али (Да будет мир с ним!) и после меня будет следовать имамам, которые будут из моего рода и потомков.»...

 

«Шафии так же пишет в книге «Фараид-оль-Самтейн» передавая изречения пророка (Да благословит Аллах его и семейство его!):

 

«Я — предводитель пророков, а Али ибн Абиталиб (Да будет мир с ним!) — предводитель преемников. Моими преемниками являются двенадцать лиц, первый из них — Али ибн Абиталиб, а последний — Махди (Да приблизит Аллах его пришествие!)»...

 

Правление Его Светлости Али (Да будет мир с ним!) непомерно (в лучшую сторону) отличалось от правления предыдущих халифов.

 

Те, которые вошли в союз с Али (Да будет мир с ним!), из-за любви к власти и высокому положению, осознали свою ошибку и поняли, что не могут несправедливо занимать то или иное место в правительстве Али (Да будет мир с ним!). Поэтому, противники поднялись на вражду с Али.»

 

Али был убит одним из хариджитов (хариджиты — радикальное суннитское течение в исламе, которое выступало за единство мусульман, критически относясь ко всем мусульманским правителям после халифа Омара (Умара), включая, Али, Омейадов, Абассидов, обвиняя всех их в отходе от ислама и в расколе. Ныне раскололось на умеренных — ибадитов и еще несколько течений. Ислам ибадитского толка — гос. религия в современном Омане).

 

Суннитский словарь «Исламский энциклопедический словарь» (издан на русском в 2007 году) так пишет о правлении Али:

 

«В 35 по мусудьманскому календарю хиджре / 656 году по западному календарю Али стал четвертым Праведным халифом.

 

Али пришел к власти в самый трудный и тяжелый период Халифата. В государстве уже фактически началась гражданская война и, несмотря на все его усилия, он не мог остановить этот процесс. Народ и сподвижники пророка, возмущенные убийством Османа, требовали от Али немедленного наказания мятежников.

 

С другой стороны и мятежники обладали достаточными военными силами, и справиться с ними было не так просто. Поэтому Али оказался между двух огней и пытался решить проблему постепенно. Первым делом он попытался заручиться доверием всех сподвижников и лидеров провинций.

 

Однако, в 36 году, Басре произошли события, которые перечеркнули все надежды Али на урегулирование положения в государстве. Туда начали стекаться представители различных сил, которые выступали с требованиями мести за убийство Османа. Там же находилась жена пророка Мухаммеда — Аиша, которая прибыла туда с караваном из Мекки. Для того чтобы не допустить беспорядков, Али выступил со своей армией в Басру.

 

Но он не хотел кровопролития и провел переговоры с Аишой, а также другими влиятельными сподвижниками — Тальхой и Забайром.

 

Казалось, что конфликт решится мирным путем. Однако находившиеся в городе мятежники, участвовавшие в убийстве Османа, не были заинтересованы в мирном исходе конфликта и спровоцировали между сторонами обычный бытовой конфликт, который привел к крупной битве, которая была названа «Верблюжьей» (Джамаль). Несмотря на победу в этом сражении войск Али, политическое положение в государстве после этой победы еще более осложнилось.

 

Против власти Али также выступили различные группы в Египте, Ираке.

 

Однако самое серьезное сопротивление халиф Али встретил в лице правителя Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна из рода Омейядов, который к тому времени превратился в достаточно влиятельного и популярного человека. Он отказался признавать Али в качестве халифа.

 

В ответ Али двинулся на него и стороны сошлись в решающем сражении при Сиффине в 37 году. Армия Муавии оказалась в сложном положении и стала терять свои позиции. Тогда сирийцы нанизали на кончики копий листы Корана и призвали Али к Божьему суду. Али пошел им навстречу и тоже склонился к мирному решению проблемы на третейском суде.

 

Однако этот суд окончился безрезультатно. Более того, недовольные этим решением часть сторонников Али отошли от него и образовали секту хариджитов, которые выступили как против Али, так и против Муавии. В 38 году Али выступил против хариджитов и разгромил их в битве при Нахраване.

 

Однако этот разгром не решил проблемы ликвидации этой мятежной группировки.

 

Более того, хариджиты стали популярными среди определенной части общества в Халифате. Представители этой группировки проникли во все сферы общественной и политической жизни.

 

Немало их было и в армии самого халифа Али. Постепенно они стали использовать тактику партизанской борьбы, заговоров, совершать террористические и диверсионные акции. Эта проблема превратилась в серьезный дестабилизирующий фактор для многих поколений последующих мусульманских правителей.

 

Воспользовавшись расколом в лагере Али, Муавия перешел к активным действиям. В 38 году его полководец Амр ибн аль-Ас захватил Египет. (О первом завоевании арабами Египта см. здесь. Прим. Portalostranah.ru). В 39 году сирийцы уже атаковали Ирак. В 40 году войска Муавии вошли в Хиджаз и Йемен. Но затем армия халифа Али сумела остановить это наступление и отбросить сирийцев назад. Но в ходе боев они получили известие о трагической гибели халифа Али ибн Абу Талиба, который пал от руки хариджитского убийцы».

 

Сын Али Хасан не смог удержать власть в соперничестве с Омейядами — династии, основанной уже после кончины пророка Мухаммеда одним из его военачальников в Дамаске.

 

Муавия был одним из военноначальников арабской исламской армии в Шаме, т.е. Сирии, где он вел войны с Византией.

 

Сирия была завоевана в 636 г., но сражения, в частности на море (а Муавия организовал арабский флот) продолжались и позднее. К 640-му году вместо скончавшегося брата Муавия стал наместником Сирии.

 

К арабскому роду Омейядов, как Муавия, принадлежал и четвертый халиф Осман, но именно Муавия является основателем первой исламской монархической династии, она воцарилась на определенное время на всеми территориями ислама, — династии Омейадов. После гибели Османа Муавия продолжал править в Сирии. Он не признавал власть Али и вел с ним войны.

 

После прихода к власти сына Али — Хасана, через полгода после начала правления последнего, войска Муавии взяли под контороль Мекку и Медину. Хасан отрекся от власти, позднее он был отравлен. Шииты считают, что по заданию Омейадов.

 

Политику притеснения ветви двенадцати шиитских имамов продолжила и вторая монархическая исламская династия Аббасидов, свергнувшая спусья сто с лишнтм лет Омейядов и правившая из Багдада. В династии Абассидов, в отличии от Омейадов, были и кровные родственники Мухаммеда.

 

Русское вещание «Голоса Исламской Республики Иран» несколько лет назад отмечало в своем материале, перечисляя двенадцать шитских имамов:

 

«После Его Светлости Али (Да будет мир с ним!) имамат возглавил его сын Хасан (Да будет мир с ним!). Его Светлость своими достоинствами и ученостью оживлял в памяти пророка (Да благословит Аллах его и семейство его!) и Али (Да будет мир с ним!). Период предводительства имама Хасана, в котором присутствовал и имам Хусейн (Да будет мир с ним!), было крайне критическим временем. Находясь друг рядом с другом, эти два брата оживляли в памяти слова пророка (Да благословит Аллах его и семейство его!), который сказал однажды:

 

«Эти двое моих детей — имамы, восстанут ли они, или будут управлять мирным путем.»

 

Имам Хасан (Да будет мир с ним!) прилагал непрерывные усилия для восстановления истины и свержения бесполезного строя, устраняя искажения, вводившиеся ересью, которая появилась на тот момент в религии, и таким образом сберег ислам.

 

После мученической гибели имама Хасана (Да будет мир с ним!) начался период руководства имама Хусейна (Да будет мир с ним!). Имам Хусейн (Да будет мир с ним!) был притчей во языцех из-за своего мужества, скромности и добронравия. Посланник Бога (Да благословит Аллах его и семейство его!) в свое время представил людям, имама Хусейна (Да будет мир с ним!) как свет руководства и корабль спасения.

 

Но в эпоху этого имама престол халифата обманом был занят Язидом (сыном Муавии. Прим. Portalostranah.ru), деспотичным и жестоким омеядским правителем. Язид для того, чтобы придать своей власти законный вид, просил имама Хусейна (Да будет мир с ним!) вступить с ним в союз.

 

Однако, Его Светлость, будучи воспитан Али и Фатимой, знал, что примирение с Язидом означает смерть ислама. Поэтому он не пошел на это. В результате он вместе со своими немногочисленными соратниками был окружен войском Язида в Кербеле и предан мученической смерти

 

(Кербелская битва произошла в местечке Кербела. Ныне Кербела — это город в современном Ираке, святое место памяти для шиитов. Здесь находится мечеть и могила имама Хусейна. Каждый год в день гибели Хусейна в Кербеле (и по всему миру в шиитских общинах) проходит массовая ашура шиитов — церемония памяти имама с самобичеваниями участников и поминальными шествиями. Прим. Portalostranah.ru) и предан мученической смерти (Хусейн был убит мечом одним из омейядских воинов. Прим. Portalostranah.ru).

 

Это произошло несмотря на то, что большинство людей и даже воины Язида слышали, как пророк (Да благословит Аллах его и семейство его!) говорил:

 

«Хусейн — от меня, а я — от Хусейна. Бог любит каждого, кто любит Хусейна и считает врагом всякого, кто причинит ему вред.»

 

Когда имам Саджад (Да будет мир с ним!), сын имама Хусейна, возглавил правление имаматом, его духовность и возвышенность наполнили атмосферу общества благоуханием. Его Светлость имама Саджада из-за его постоянных богослужений назвали Зейн-оль-абедин — то есть украшение поклоняющихся. В форме молитвы он разъяснял мусульманам различные воспитательные и социальные вопросы. «Сахифа Саджадия» и «Трактат правый» являются ценной памятью речей Его Светлости.

 

Имам Мухаммад Бакыр (Да будет мир с ним!) и имам Джафар Садык (Да будет мир с ним!) также являлись сияющими звездами, которые своими знаниями и мудростью возродили ислам и преподали своим последователям богатые уроки исламских знаний. Распространение разных идей и мыслей во время их имамата предоставило им возможность основать великий исламский университет и заняться воспитанием исламских ученых.

 

В последующие времена до эпохи сокрытия остальные потомки пророка, например, имам Муса Казим (Да будет мир с ним!), имам Реза (Да будет мир с ним!), имам Джавад (Да будет мир с ним!), имам Хади (Да будет мир с ним!) и имам Хасан Аскари (Да будет мир с ним!) также возглавляли имамат. Конечно, эти предводители, обращая внимание на условия и требования времени, в разные времена выбирали разные методы для руководства людьми, однако своей мудростью и осведомленностью они показали, что являются единым лучом, который провожает поколения людей к свету и спасению.

 

И наконец, очередь имамата дошла до последнего члена семейства пророка (Да благословит Аллах его и семейство его!).

 

В это время наступила новая пора в истории человечества. Его Светлость Махди (Да приблизит Аллах его пришествие!) — сын имама Хасана (Да будет мир с ним!) и последний Божественный символ на земле, по воле Бога скрылся от глаз, чтобы восстать по приказу Создателя, когда условия для этого будут готовы. Его Светлость Махди (Да приблизит Аллах его предшествие!) является спасителем землян. Он искоренит насилие и беззаконие и утвердит настоящую справедливость во всем мире. Мы посылаем привет Мухаммаду и его семейству и надеемся, что будем продолжателями их великого пути».

 

Итак, шииты считают, что ветвь праведных имамов продолжится Мессией, который сейчас находится в «сокрытии».

 

Правление шиитского

духовенства в Исламской Республике Иран


 

Высшее правление в Исламской Республике Иран возлагается на факиха из шиитского высшего духовенства, который стоит над президентом и парламентом, но избирается только узким советом духовенства, в отличие от первых, избираемых народом. Конституция Исламской Республики Иран (ст. 5) так говорит, в частности о факихе, который осуществляет правление в ожидании Мессии, т.е Вали-е-Аср.

 

«Во время отсутствия Вали-е-Аср (да приблизит Аллах его явление!) в Исламской Республике Иран управление делами правоверных и имамат в исламской умме возлагается на справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности факиха». Подробнее об иранском взгляде на факиха см. здесь.

 

Иран является исламской республикой.

 

Статья 2 Конституции Ирана гласит об Исламской Республики, принятой в стране, следующее:

 

«Исламская республика — это система правления, основанная на вере в:

 

1. Единого бога (Ла иллахи илла-ллах), в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;

 

2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;

 

3. Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу;

 

4. Божественную справедливость в Создании и установлении законов шариата;

 

5. Преемственность имамов (имамат) и их опека над обществом и основополагающая роль этого принципа в продолжении исламской революции;

 

6. Благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность путем:

 

а) непрерывного исполнения законов шариата, отвечающими всем требованиям факихов на основе Писания и сунны 14 непорочных. (Пророк Мухаммад, его дочь Фатима и 12 имамов);

 

б) использования передового человеческого знания и опыта и усилия, направленные на их развитие;

 

в) отрицания угнетения других и со стороны других, а также гегемонии в отношении себя и других».

 

На следующей странице о неисламских меньшинствах в Исламской Республики Иран, чья участь нелегка.

 

Избранные статьи недели


Мы рекомендуем. Архивы


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Портал о странах присутствует на YouTube, где размещаются некоторые видео к  публикациям;

А также в социальной сети ВКонтакте, где анонсируются наши материалы и также присутствует видео. Подписывайтесь.

 

Вниманию наших читателей, которым комфортнее читать на украинском яз. Вы можете читать наши материалы на укр. яз. Подробнее по ссылке:

Портал о странах можно читать и на украинском языке

 


География посетителей
Всемирное время