Общение с читателями и новое на сайте:


 
- A +

Название Армения: что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Хайастан (самоназвание Армении). Армянский взгляд


В нашем обзоре по армянской современной государственной публикации для заграницы поговорим о том, что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Айастан (Hayastan).

 

Страница цитируемого здесь армянского издания «История Армении» (Ереван, 2013 г.

Страница цитируемого здесь армянского издания «История Армении» (Ереван, 2013 г., издано издательством Ереванского государственного университета на нескольких языках по заказу Министерства образования науки Республики Армения для обучения в диаспоре; автор Арцак Мовсисян - Artak Movsisyan, здесь издание на русском языке.)

На данной странице, в частности, рассматривается, что значит слово «Армения», и почему армяне называют свою страну Хайастан (самоназвание Армении).

Армения относится к числу тех стран, чье название внутри и на международной арене не совпадают. Самоназвание Армении Хайастан (Hayastan), в мире же страна известна как Армения (анг. Armenia, фр. Arménie).

 

И далее, чтобы разобрать вопрос с происхождением названия и самоназвания Армении, а также, попутно, с происхождением армянского народа — как это видится из Еревана, приведем небольшие выдержки по этому поводу из армянской государственной современной публикации для заграницы — изданию «История Армении» (Ереван, 2013 г., издано издательством Ереванского государственного университета на нескольких языках по заказу Министерства образования науки Республики Армения для обучения в диаспоре; автор Арцак Мовсисян — Artak Movsisyan, цитаты далее по изданию на русском языке). И далее процитируем вышеназванную армянскую публикацию:

 

«Кем были наши предки, где находится прародина армян, когда армяне сформировались как самостоятельный этнос, и с каких времен они упоминаются в древнейших письменных источниках? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы обратимся к легендам и преданиям о происхождении армян, которые были записаны в древние времена и в средние века, а затем приведем древнейшие сведения об армянах и Армении.

 

Армянское предание о происхождении армян был создано в древнейшее время и дошло до нас благодаря «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (Movses Khorenatsi, армянский историк, годы жизни: 410-490 н.э., живший в древнеармянском царстве, известном как Великая Армения, существовавшем на территории нынешней Армении и значительных прилегающих областях совр. Восточной Турции, Сирии. Ливана и др. землях в 190- 428 год н. э. Прим. Portalostranah.ru).

 

В предании четко разграничены два хронологических слоя. Первый — древнейший — пласт был создан и существовал в дохристианское время. Согласно ему, армяне являются потомками великана патриарха Хайка, который был сыном первых богов-творцов. Вот что говорится о происхождении Хайка в начале рукописи Мовсеса Хоренаци: «Грозными и величавыми были первые боги — источ­ники величайших на свете благ: начала земли и заселения ее людьми. От них отделилось поколение великанов... Одним из них был ...Хайк».

 

Наше предание не сохранило сведений о том, сыном какого бога был великан Хайк. Однако бла­годаря древнейшим шумеро-аккадским клинописным табличкам Месопотамии (III тыс. до р.Х.) мы можем восполнить этот пробел. В них говорится, что богом-покровителем Аратты — древнейшего (из известных) по сей день государства на Армянском нагорье — является Хайк, сын бога мудрости и космических (вселенских) Хайа (Hayа). Его культ связывается с истоками двух рек Армянского нагорья — Евфра­та и Тигра. Не случайно, что он изображается как зачинатель этих рек.

 

Фактически, согласно дохристианским сказаниям, наш народ носил имя бога творца Хайа и считался наследником Хайа и его сына — великана Хайка...

 

Эпическое предание «Хайк и Бел» (иначе «Айк и Бел» — армянское древнее сказание, в котором говорится о восстании, которое поднял упомянутый выше мифический великан Хайк, он же Айк, против мифического же божественного владыки Вавилонии Бела; в переводе с древнего аккадского языка имя Бел означает «владыка»; Хайк победил Бела, убив того из лука Прим. Portalostranah.ru) составляет важную часть преданий о происхождении армян. В этом предании отразилось длившееся веками противостояние между Древнейшей Месопотамией и Армянским нагорьем. Согласно преданию, началом истинного армянского летосчисления яв­ляется день победы Хайка над Белом. По расчетам Гевонда Алишана (Ghevont Alishan, — армянский историк, родом из Османской Турции, с детства уехавший на Запад — Венецию; годы жизни Гевонда Алишана: 1820-1901 Прим. Portalostranah.ru) этот день приходится на 11 августа 2492 года до Рождества Xристова, т.е. до н.э. (хотя существуют и иные расчеты).

 

Согласно армянскому преданию, по имени Хайка наш народ стал называться «хай», а страна «Хайк, Хайастан», а по имени патриарха Арама — потомка Хайка — появились названия «Армения» и «армен». Хайк и его потомки дали свои имена многим топонимам Армянского нагорья (Араманеак — горе Арагац и области Арагацотн, Арамаис — Армавиру, Ераст — реке Ерасх (Араке), Шара — области Ширак, Амасия — горе Масис и области Масяцотн, Гелам (Гегам) — Гегамскому или Гегар-куникскому морю (озеро Севан) и области Гегаркуник, Сисак — провинции Сисакан (Сюник), Ара Прекрасный — провинции Айрарат и др.)...

 

Греческое предание о происхождении армян связано с легендой об аргонавтах, которое было очень популярно и распространено в Древней Греции. Согласно этой легенде, (древнегреческий) герой Ясон вместе со своими друзьями на корабле Арго направились к юго-восточным берегам Черного моря. Целью похода было золотое руно — символ богатства и счастья (напомним, руно — это снятый шерстяной покров овец и баранов Прим. Portalostranah.ru). В походе принимал участие Арменос, который, согласно легенде, не вернулся в Грецию, а остался в Армении, которая по его имени стала зваться «Армения».

 

Судя по фактам, это предание было создано и объединено с легендой об аргонавтах в эпоху походов Александра Македонского. Как эта легенда, так и мифы о греческом происхождении персов и мидян имели своей целью оправдание (эллинистических) завоеваний Александра Македонского (в духе мотива «миссия присоединения отпавших от целого»), следовательно, они не могут рассматриваться в качестве достоверных исторических источников. Однако это свидетельствует о важной роли Армении в эту эпоху.

 

Грузинское предание было записано грузинскими авторами в IX-XI вв. Согласно этому преданию, 8 сыновей (некого вождя племени фогармейцов Прим. Portalostranah.ru) Таргамоса (он же Торгом) стали родоначальниками 8 народов: старший сын Хайос — родоначальником армян, Картлос — грузин, остальные сыновья — родоначальниками ряда кавказских народов. Это предание носит на себе печать царства Багратидов (Багратиды — царская армянская династия, восстановившая т.н. Великую Армению, но на меньшей территории, чем было до того; правила в 885 по 1045 гг.) и предшествующих ему эпох, когда влияние армянских царей распространялось на страны, расположенные к югу от Большого Кавказа (этим обусловлено, что старшим братом является Хайос, а не Картлос).

 

В древнееврейском предании основателем Армении выступает Урос, сын Арама, который, однако, является потомком Сима, а не Иафета.

 

В арабской легенде (которая повторяется в персидских источниках) предком армян считается Армини — потомок сына Ноя Иафета (в Коране — Яфис). Эти предания в качестве первоисточников не добавляют ничего существенного в проблему происхождения армян.

 

Если подытожить традиционные предания о происхождении армян, можно удостовериться, что армяне представлены с подчеркнуто положительными качествами — соседство с ними желанно и почетно.

 

Те же самые мотивы можно проследить в ряде легенд европейских народов, которые связывают свое происхождение с Арменией. Записанная в IX веке «Англо-саксонская хроника», основываясь на сведениях «отца английской историографии» Беды Достопочтенного (VI-VII вв.), свидетельствует о том, что первыми жителями Британских островов «были бретоны, которые пришли из Армении». Согласно средневековым (германским и французским) источникам («Баварская летопись», «Песнь об Анно», «Песнь о Роланде» и др.), баварцы также являются выходцами из Армении, где Ной остановился на горах Араратских. С Арменией связывают свое происхождение баски. Интересные свидетельства об армянах сохранились в русских былинах. Восхваляя богатыря Илью Муромца, говорится, что он получил свою силу от старшего брата Святогора, который был «из гор Араратских»...

 

В 301-м году от Рождества Христова, т.е. н.э., христианство в Армении было провозглашено государственной религией (это произошло в царстве Великая Армения, В то время существовавшем как протекторат Древнего Рима, при армянском царе Трдате III Великом, его годы правления: 287-330 гг. н.э. Прим. Portalostranah.ru), после чего все дохристианское в Армении было запрещено или же приведено в соответствие с христианским мировосприя­тием. Согласно первой книге Библии — Книге Бытия — все народы произошли от сыновей патриарха Ноя — Сема, Иафета и Хама. В таких условиях дохристианское предание о происхождении армян было приведено в соответствие с библейскими представлениями. Сформировалось новое преда­ние о происхождении армян, согласно которому патриарх Хайк является сыном патриарха Торгома — потомка сына Ноя Иафета (патриарх Торгом в Библии выступает предком-эпонимом одного из древнейших армянских государственных образований — Торгомского дома (страна Тогарма или Тегарама), которое находилось в верховьях реки Евфрат и упоминается еще в XX-XVIII вв до p. X.). Отсюда имена, которые со средних веков дают армянам: «Порожденные Иафетом», «Порожденные Торгомом», «Народ Торгомский».

 

В новом христианизированном предании Армении армянский народ также представлен народом-автох­тоном Армянского нагорья (т.е. народом, издревле живущим здесь), которое является его родиной и прародиной остального человечества (последнее связано с легендой о Ноевом ковчеге, который пристал после потопа к верхушке горы Арарат, расположенной здесь, которая первой показалась из воды Прим. Portalostranah.ru). Развитие этой теории достигло своей кульминации в трудах мхитарянских отцов XVIII-XIX вв. (мхититарянские отцы, иначе Конгрегация Мехитаристов — монашеский орден, основанный армянским ученым Мхитаром Севастийским — Mkhitar Sebastatsi в Венеции, в рамках отдельной от Армянской церкви католической церкви Армении Прим. Portalostranah.ru), в которых подчеркивается, что Армения — прародина человечества, а армянский язык имеет божест­венное происхождение и был первым языком человечества», пишет о легендах, связанных с происхождением названия Армения и Хайастан армянское издание «История Армении» (Ереван, 2013 г., издано издательством Ереванского государственного университета на нескольких языках по заказу Министерства образования науки Республики Армения для обучения в диаспоре; автор Арцак Мовсисян — Artak Movsisyan, цитата по русскому изданию).

 

Таким образом, мы выяснили, что название Армения происходит от имени грека по имени Арменос, бывшего одним из спутников древнегреческого героя Ясона, посетившего Кавказ в поисков золотого руна, или же патриарха Арама. Самоназвание же Армении Хайастан происходит от имени некого мифического великана или патриарха Хайка (иначе Айка). И всё это связано только с легендами, которые часто подменяют, как представляется, факты в армянской древней истории.

Происхождение армян. Армянский взгляд

 

Станица цитируемого здесь армянского издания «История Армении» (Ереван, 2013 г.
Станица цитируемого здесь армянского издания «История Армении» (Ереван, 2013 г.), и здесь картина на тему «Хайк стреляет из лука в Бела» (подробнее об этих персонажах в нашем обзоре выше), итальянского художника Джулиана Зассо (Juliano Zasso, годы жизни: 1833-1889); Картина была написана по заказу армянского католического ордена Конгрегация Мехитаристов (его штаб-квартирой была Венеция).

А что говорит о происхождении армянского народа, как оно пишет, по историческим, т.е. проверяемым, источникам уже цитировавшееся здесь издание? Процитируем:

 

«Первые сведения об Армян нагорье сохранились в шумерских клинописных табличках и относятся к XXVIII — XXVII вв.. до Рождества Христова, т.е. до н.э. В них упоминается раннее государственное образование под именем Аратта. Название по праву сопоставляется и считается праформой Арарата (Арарат — гора, ныне на территории Турции — но видимая из Армении и ее столицы Еревана, армяне считают гору своим национальным символом Прим. Portalostranah.ru).

 

Начиная с XXVI века до Рождества Христова месопотамские источники упоминают бога Хайа, одноименную страну и народ.

 

Начиная с XXIV-XXIII вв. до Рождества Христова на Армянском нагорье упоминаются топонимы названия стран «Арман(и)», «Арми», «Арам» и другие, которые являются праформами «Армении». В источниках XXIV-XXIII вв. до Рождества Христова из Эблы (Северная Сирия) упоминаются «сыновья Хайа» (армяне), которые живут в стране Арми.

 

Таким образом, еще в XXVIII-XXIII до Рождества Христова на Армянском нагорье упоминаются те основные имена, которые были даны армянам — Аратта, Хайа и Арман(и), которые жизнеспособны до сих пор Арарат, Хайк — Хайастан и Армения.

 

Сейчас можно с уверенностью утверждать, что армяне составляли часть индоевропейской и отделились от праиндоевропейской семьи по крайней мере с конца IV тысячелетия до Рождества Христова (согласно некоторым новейшим исследованиям, со второй половины VI тысячелетия до Рождества Христова). С этого времени и начинается этническая эпоха армянского народа — эпоха племенных и раннегосударственных образований, а по крайней мере в первой половине I тысячелетия до Рождества Христова образовалось всеармянское объединенное государство», пишет «История Армении» (Ереван, 2013 г., издано издательством Ереванского государственного университета на нескольких языках по заказу Министерства образования науки Республики Армения для обучения в диаспоре; автор Арцак Мовсисян — Artak Movsisyan, цитата по русскому изданию).

 

Это обзор подготовлен Portalostranah.ru по армянскому изданию «История Армении» (Ереван, 2013 г., издано издательством Ереванского государственного университета на нескольких языках по заказу Министерства образования науки Республики Армения для обучения в диаспоре; автор Арцак Мовсисян — Artak Movsisyan, цитата по русскому изданию), а также др. источникам.

 

 



Опубликовано11082019       Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
(Из рубрики «Вещая поверх границ» №26). Дебаты в британском парламенте о глушении СССР Русской службы BBC. 1949 год
 
Начало истории с глушением передач Русской службы Британской вещательной корпорации BBC.
Подробнее...
Осень в Японии – взгляд из Японии
 
Обзор об осени в Японии по японским источникам – специфика и еда этого сезона.
Подробнее...
Услышать Северный Кипр на русском
 
В очередном выпуске рубрики «Вещая поверх границ» записи экзотического вещания на русском и других языках из Турецкой Республики Северного Кипра и рассказ об этом иновещании.
Подробнее...




 

География посетителей

Также по теме