Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Платок Арафата, общеарабская куфия и палестинский костюм


Всем известный символ палестинцев – куфия - клетчатый платок - арафатка, среди прочего, в очерке об истории национальной одежды палестинцев.

В первой части о куфии - в целом, а второй половине обзора, среди прочего, приведена палестинская публикация о куфии, а также головных уборах и традиционном костюме палестинцев.

Куфия и арафатка — от общего к частному

 

На обложке российского журнала 1993 года Арафат демонстрирует этапы облачения в свой знаменитый головной платок.
На обложке российского журнала 1993 года Арафат демонстрирует этапы облачения в свой знаменитый головной платок.

Одним из главных зрительных символов Палестины за границей является предмет одежды, а именно головной убор куфия (kūfīyä).

 

Исключительно к Палестине имеет отношение только характерный клеточный узор этого головного убора, а в остальном куфия имеет общеарабское происхождение (причем она известна в арабском мире не только под названием куфия, но и под названием гутра (ghutra), хатта (ḥaṭṭah), или шемаг (shemagh).

 

Название куфия (kūfīyä) буквально означает «из города Куфы» (в современном Ираке), жители которого славились среди арабов своими головными платками.

 

Палестинский вариант куфии также известен как арафатка, т. к. его никогда не снимая на публике носил палестинский лидер Арафат, стесняясь, как представляется, своих залысин. Причем, что нехарактерно для др. арабских лидеров, если они вообще одевают куфию, и Арафат, и король соседнего с Палестиной арабского государства Иордания — Хусейн носили куфию с европейским одеянием (в случае Арафата это был полувоенный френч, а в случае Хусейна обычный европейский костюм с пиджаком и галстуком. Хусейну подражает и его наследник — нынешний иорданский король Абдалла). У палестинцев и иорданцев вообще принято иногда одевать куфию с европейским пиджаком, но под пиджак при этом может одеваться длинная арабская традиционная рубаха до пят — галабия).

 

Король Саудовской Аравии Абдалла в куфии и национальной одежде.

Как видно из этой иллюстрации, куфия Абдаллы отличается расцветкой и манерой ношения от куфий Арафата и Хусейна.

Король Саудовской Аравии Абдалла в куфии и национальной одежде.

Как видно из этой иллюстрации, куфия Абдаллы отличается расцветкой и манерой ношения от куфий Арафата и Хусейна.

В отличие от Иордании, Палестины, Ирака, в арабских монархиях Персидского залива меньше эклектики — там пиджак не принято смешивать с национальной рубахой, кафтаном, и европейский стиль в одежде подчеркнуто не принят у правителей и чиновников, поэтому куфию на Аравийском полуострове носят исключительно с национальной одеждой.

 

В Саудовской Аравии куфия называется гутра (ghutra, по-русски встречается написание как готра (гутра). Можно сказать, что гутра отличается от куфии тем, что гутра обычно белого цвета, а куфия — с цветным узором.

 

Вот как описывает гутру (ghutra) сайт saudinf.com, специализирующийся на саудовской тематике: «ghutra — это платок квадратной формы из хлопка или шелка, который носят поверх tagiyah.

 

Конец платка ghutra может драпироваться на лице для защиты в случае песчаной бури». А tagiyah (в русском языке встречается написание как такыйя, тагийя, такия, или гафия) «представляет собой белую вязаную шапочку на макушке».

 

Гутра (ghutra) крепится на шапочке такия (tagiyah) с помощью шнура, называемого agal (в русском встречается написание игал, укаль, уккаль, или агаль).

 

«Agal является толстым двойным черным шнуром, который носят поверх Ghutra, чтобы удерживать ее на месте» — отмечает saudinf.com.

 

Султан Омана Кабус, и можно здесь увидеть как повязана у него куфия – отличаясь и от куфий Арафата и Хусейна, и от куфии саудовского короля Абдаллы.
Султан Омана Кабус, и можно здесь увидеть как повязана у него куфия – отличаясь и от куфий Арафата и Хусейна, и от куфии саудовского короля Абдаллы.

В ОАЭ, включая Дубай, и в Йемене — повсюду в регионе распространена эта головная конструкция из платка ghutra, надеваемого на шапочку tagiyah и укрепляемую шнурком agal. Однако на Аравийском полуострове (в отличие от Палестины) арабы могут одевать куфию вообще без привычного нам по арафатке ободка — уккаля (это очень распространено в Саудовской Аравии, и особенно среди пожилых священнослужителей).

 

Иногда арабы повязывают куфию вообще на манер тюрбана. Ношение куфии на манер тюрбана особенно принято среди правительства и населения Омана. Можно сказать что в повседневной жизни современные оманцы носят повсюду тюрбаны, но также можно сказать, что оманский тюрбан  — это разновидность куфии.

 

Традиция изображения тканого клетчатого узора на куфии происходит, предположительно, с территорий, занятых современным Ираком, и шире — древней Месопотамии, представляя собой, как считает ряд исследователей, стилизованное изображение рыболовных сетей или колосьев. Т. е. клетчатый узор на всеарабской куфии был принят очень давно, но при этом характерный клетчатый узор куфии в Палестине и Иордании был закреплен среди арабов англичанами, которые в прошлом веке добавили клетчатый узор в расцветку куфий солдат своего «Арабского Легиона» — военного подразделения из арабов с британскими колониальными офицерами во главе.

 

Как уже было сказано, куфия может быть белой, но не только куфии с узором, но и полностью цветные куфии известны также давно, так среди т.н. «болотных арабов» Ирака были приняты одноцветные зеленые куфии.

Почему идентичны иорданская и палестинская куфия

 

На архивной фотографии бывшие лидеры Палестины и Иордании - Арафат и король Хуссейн демонстрируют сходство орнамента, но разницу цвета национальных платков в своих странах. Считается, что до прихода Британии в Палестину, частью которой была до XX века и Иордания, не существовало отличий между расцветками таких головных платков-куфий палестинцев и иорданцев, да и собственно палестинцы и иорданцы не являются отдельными народами – раньше это были арабы Палестины, и (к тому же) - это часть общеарабского этноса. А характерную клетку-узор на головных платках разных отрядов арабов закрепили, как считается, англичане в начале XX века, чтобы различать воинские подразделения арабов на своей службе на этих перешедших тогда от Османской империи к Великобритании территориях.

На архивной фотографии бывшие лидеры Палестины и Иордании - Арафат и король Хуссейн демонстрируют сходство орнамента, но разницу цвета национальных платков в своих странах.

Считается, что до прихода Британии в Палестину, частью которой была до XX века и Иордания, не существовало отличий между расцветками таких головных платков-куфий палестинцев и иорданцев, да и собственно палестинцы и иорданцы не являются отдельными народами – раньше это были арабы Палестины, и (к тому же) - это часть общеарабского этноса. А характерную клетку-узор на головных платках разных отрядов арабов закрепили, как считается, англичане в начале XX века, чтобы различать воинские подразделения арабов на своей службе на этих перешедших тогда от Османской империи к Великобритании территориях.

Но почему иорданская и палестинская куфия похожи?

 

Иорданская и палестинская куфия практически идентичны, хотя считается, что иорданская куфия имеет декоративные кисточки по бокам (и чем больше эти кисточки, тем больше должен социальный статус человека).

 

И палестинцы, и иорданцы составляли костяк вышеупомянутого британского «Арабского Легиона», созданного в 1920-х годах, после ухода с этих земель турок-османов, на подмандатной территории Палестины, и включенного в 1956-м году в армию независимого Королевства Иордании.

 

Вообще, отметим, что те, кого сегодня называют иорданцами, — это часть арабского населения Палестины, а Трансиордания (ныне Иордания) — довольно искусственное государственное образование, созданное британцами на части бедуинских пустынь Палестины.

 

До 1918 года Палестина и Иордания входили в состав турецкой Османской империи, а до того эти территории входили в состав Арабского халифата и государств рыцарей-крестоносцев, боровшихся здесь с арабами. А еще раньше — в состав Византии, воспринявшей эти земли как наследница Римской империи. Английская подмандатная территория Палестина, полученная в 1920 г Великобританией по решению Лиги Наций и после поражения в Первой мировой войне Турции, включала в себя также территорию, ныне занимаемую Иорданией.

 

Британцы сформировали из местных арабов туземную воинскую часть с английскими командирами — т.н. «Арабский легион», и чтобы различать разные воинские подразделения арабов на своей службе, как считается, англичане закрепили разную клетку-узор на головных платках военных подразделений арабов своей подмандатной территории. Хотя, как говорилось выше, клетчатый узор был и до того традиционен для арабской куфии.

 

Говоря об Иордании, отметим что становление национального самосознания Иордании началось только после провозглашения независимости Иордании в 1946 г. и  связано исключительно с династией Хашимитов — многовековых шерифов (старост) Мекки, претендовавших после развала Османской империи на роль правителей всей арабов, но проигравшим в борьбе за власть саудовским монархам.

 

Хашимиты получили в утешение пустынное королевство, названное Трансиорданией (ныне Королевство Иордания). (Подробнее об этом см. на нашем сайте здесь).

 

Весь период существования Иордании (с 1946 года) Хашимиты пытаются пробудить у коренного арабского бедуинского населения национальное самосознание, но при этом в их королевстве почти 60% населения составляют арабы — выходцы из Палестины, часто прямые беженцы.

 

Естественно, что у палестинцев Иордании нет никакого иорданского самосознания. Потому, не случайно, что короли Иордании предпочитают свою гвардию формировать из малочисленной общины адыгов («черкесов»), видящих в Хашимитах гарантию своего особого статуса в море арабов. (Адыги («черкесы») попали на эти территории Османской империи и при ее содействии после 1864 года — завоевания Россией их родного Кавказа). Также отметим что в период с 1949 по 1967 г. Иордания управляла и частью современной Палестинской автономии — Западным берегом реки Иордан, позднее перешедшей Израилю. Но вернемся к куфии. Далее посмотрим, как она одевается.

 

В чем палестинцы выходят в люди

 

На обложке российского журнала 1993 года (в самом начале этого обзора) Арафат демонстрирует этапы облачения в свой знаменитый головной платок.

 

Но чтобы показать во всех подробностях как одевать куфию, мы привели на нескольких иллюстрациях также десять стоп-кадров из передачи русского телевидения (ниже также доступно и видео), на которых торговец иорданского магазинчика, где среди прочего продаются эти платки, одевает на московского журналиста куфию.

 

На первом стоп-кадре мы видим, что куфия без всяких затей просто прикладывается к голове. Далее куфия закрепляется шнурком-ободком уккалем. А затем через затылок нижние уголки платка забрасывается каждый на противоположную сторону и закрепляется уккалем в лобной части. Вот и все. Отметим только еще раз, что у каждой страны арабского мира манера повязывать куфию отличается.

 

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 1 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 1 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 2 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 2 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 3 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 3 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 4 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 4 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 5 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 5 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 6 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 6 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 7 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 7 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 8 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 8 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 9 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 9 этап.

Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 10 этап.
Так повязывается куфия, она же т.н. арафатка: 10 этап.

Видео: Как повязывать арабскую куфию (т.н. арафатку):

 

Видео представляет собой фрагмент упомянутого выше репортажа российского телевещания из Иордании:

 

 

Первая половина этого обзора подготовлена Мониторингом Portalostranah.ru, а теперь поговорим о палестинском костюме и палестинских головных уборах по первоисточнику — палестинской публикации.

 

Публикация Палестинского информационного центра пишет (написание названий сохраняется в оригинале): «Палестинский народный костюм отличается большим разнообразием. Это разнообразие во многом обусловлено различием географических и климатических условий в разных районах страны; определенное значение имеют и внешние факторы, т.е. общение народа с внешним миром. Костюм палестинца неотъемлемым образом связан со средой проживания и унаследованной культурой...

 

Мужские головные уборы палестинцев

 

Некоторые палестинцы носили Шутфу — головной убор, представляющий собой феску, к краю которой пришивался шелковый лоскут (Заф), отводившийся назад в правую сторону.

 

На Заф накладывался кусок красной ткани (Хурша), а поверх нее и платок, который называли «Самак би Шабак», т.е. «рыбка в сети».

 

Другие носили Хатту (хатта, напомним, одно из названий куфии. Прим. Portalostranah.ru) и (со шнуром) Укаль, третьи — Такию (Аракию) под феской (обычно по торжественным случаям) (Об этой шапочке на макушке — такии — такийи, так любимой в арабском мире, немного рассказывалось в первой части этого обзора на примере Саудовской Аравии. Прим. Portalostranah.ru)

 

Примерно между 1850 и 1900 годами чалму стали носить в основном представители духовенства. Вышла из широкого употребления Шутфа, в основном стали носить марокканскую (магрибинскую) феску, т.е. короткую толстую феску с мягкой толстой кисточкой.

 

Чалму в некоторых деревнях называют Куфия. Она представляет собой кусок материи, которым обматывается Такия и феска. Чалма пришла от ассирийцев или египтян: как об этом можно судить подошедшим до нас барельефам.

 

Арабы также носили чалму еще в доисламскую эпоху. Пророк Мухаммед — да благословит его Аллах и приветствует — также повязывал голову белой чалмой (белый был любимый его цвет). По этой причине ученые-богословы (улемы) также повязывали голову чалмой. В исламе чалма заняла прочное место. Зеленая чалма — это головной убор шейхов-суфиев в Палестине. В домах состоятельных семей имелся специальный стул, на котором лежала чалма хозяина дома. Нередко чалма присылалась в качестве приданного невесты. Согласно установившимся обычаям, чалму мог повязывать молодой человек только после того, как у него появлялась борода. Чалма повязывается справа налево после произнесения слов «именем Аллаха всемилостивого милосердного. До нас дошли сведения, что существует шестьдесят шесть способов наматывания чалмы, при этом должно быть не менее сорока оборотов вокруг головы.

 

В Палестине крестьяне носили чалму разных цветов и форм, при этом количество разновидностей чалмы достигало сорока. Деревенский житель носил в чалме свои официальные документы, зеркало, зажигалку, трут, иглу. Под чалму он надевал шапочку из мягкого хлопка (Армийя), которая впитывала пот и защищала голову, если чалма спадала.

 

Куфия занимает особое место у палестинских патриотов с тех пор, как ее стали носить вожди революции 1936 г. вместо фески и чалмы. Куфия представляет собой головной платок прямоугольной формы, изготавливается из шерсти, хлопка или шелка, на него наносится рисунок в виде красных или черных полос и клеток. В сказках «Тысячи и одной ночи» упоминается, что Куфию носили также женщины, однако без Уккаля. Городские мужчины обычно набрасывают куфию на плечи поверх Гунбаза (кафтана). Шелковая куфия, как правило, имеет цвет ююба, украшается золотистым рисунком, очень редко ее набрасывают на голову.

 

Куфия принимает законченный вид только в сочетании с Уккалем.

 

Уккаль представляет собой жгут, плетенный из козьей шерсти, который закручивается на голове поверх Куфии двумя кольцами и держит ее как окова.

 

Ношение Уккаля отличает мужчину от женщины, поэтому Уккаль стал символом мужественности, ему придается большое значение у крестьян и бедуинов.

 

Потерявшие близкого родственника и не отомстившие за него убийцам отказываются носить Уккаль, если же они сумели отомстить обидчикам, то снова надевают его, поскольку они тем самым доказали свое право называться мужчиной. Некоторые платки изготавливаются из прозрачного белого шелка, украшенного золотистыми полосками (Агбани). На такой платок надевается украшенный золотом Уккаль. Такой головной убор надевают обычно по праздникам. Зимой обычно носят платок из овечьей или верблюжьей шерсти. Хлопчатобумажные платки, как правило, белого цвета, украшены полосками с геометрическим узором (колючая проволока), имеют короткие кисточки.

 

Повседневный Уккаль имеет вид веревки черного цвета, изготавливается из козьей шерсти, при этом два конца его свешиваются сзади на спину в качестве украшения.

 

Также Уккаль делается из верблюжьей шерсти: в этом случае он бывает коричневым или светлым, он толще Уккаля из козьей шерсти и закручивается на голове только один раз, при этом не имеет свисающих на спину концов. Имеется и Уккаль обшитый золотом и серебром, он бывает светлым, черным или белым. Под такой Уккаль надевается платок Агбани, его носят шейхи племен и знатные люди.

 

Фески носили преимущественно в городах. (По-арабски феска называется Тарбуш — это, по всей видимости, персидское слово, вошедшее в арабский в 16 в.). Феска изготавливается из красного сукна, наверху в середине прикрепляется нечто вроде шелковой пуговицы, от которой берет начало черная кисточка. В 19 в. феска заменила в Османской империи чалму, однако впоследствии Кемаль Ататюрк ношение фесок запретил. Существуют две разновидности фесок — восточная и западная (марокканская). Восточная феска существенно длиннее, т.е. выше западной и изнутри подбивается плотной материей или соломой для поддержания формы. Христиане предпочитают носить марокканские фески темно-красного цвета.

 

Феска оказалась не очень практичным головным убором, потому что голова под ней «не дышит», а зимой она коробится, когда намокает под дождем. Поэтому люди в большинстве предпочитают носить куфию, которая греет зимой и защищает от палящего солнца летом.

 

(Шапочка на макушку) такия — изготавливалась двух видов: летняя и зимняя. Летняя Такия белая, вяжется крючком, имеет красивые узорные отверстия. Зимняя Такия вяжется также крючком из овечьей или верблюжьей шерсти без всяких отверствий. На праздники поверх Такии надевали платок и сверху еще Уккаль.

 

Женские головные уборы палестинок

 

Женские головные уборы разнообразны, красивы, украшены богатой вышивкой. Обычно женщины носили шапочку (Кубба или Такия), поверх которой набрасывался платок. Однако часто платком покрывали голову и не надевая шапочки. Шапочки палестинских женщин имели следующие разновидности:

 

Самада или Саффа. Эти шапочки обычно изготавливались из того же материала, что и платье. На них прикреплялись золотые или серебряные монетки, иногда их число доходило до восьмидесяти. Вполне возможно, что эти монеты составляли часть приданного, которым женщина могла распоряжаться по своему усмотрению. Шапочки завязывались шнурком на подбородке, а к концам этого шнурка также прикреплялись золотые монетки для украшения. Такие шапочки получили особое распространение в округе Рамаллах. В южных районах Палестины Самада дополнялась чадрой (Буркуг), а иногда и подвеской на носу (Шаннаф) с монеткой. Надо сказать, что монетка на носу встречается только у бедуинок. Девушки очень редко надевали Самаду, а если и надевали, то с очень небольшим количеством монет. Поверх Самады обычно набрасывался платок (Язма).

 

Шатва. Этот головной убор носили женщины только в Вифлееме, Байт Гала и Байт Сахуре. Шатва представляет собой жесткий головной убор цилиндрической формы, покрытый снаружи красной или зеленой материей. Спереди шатва также украшалась золотыми и серебряными монетками, но сзади — только серебряными. Шатва привязывалась за подбородок ремешком. К началу ХХ столетия шатва стала короче, а выше монет в качестве украшения появился ряд из кораллов. Всего же на шатве могло быть до двадцати пяти рядов украшений, кроме того, Ш. украшалась и аккуратной вышивкой. Поверх Ш. одевался квадратный шелковый платок белого цвета, известный как Тарбиа.

 

Тафтаф (Шакка, Арракийя). Эти шапочки носили женщины в Халиле, Иерусалиме и Яффе. Эти головные уборы также украшались монетами: если монеты располагались в два ряда, то шапочка называлась Тафтаф, если в один ряд — то Шакка или Арракийя. Сзади эти шапочки украшались монетами более крупного размера в четыре ряда.

 

Хатта и Асба. Это платки, которыми покрывали голову в основном замужние женщины, их носили обычно в северной части Палестины. Эти платки могли быть большого размера или как шаль. Часто их завязывали узлом поверх шапочки.

 

Такия. Некоторые такие шапочки делали из той же ткани, что и платья, и украшались орнаментной вышивкой, другие изготавливались из бархата и украшались золотыми монетами. На таких шапочках вышивка была по краям или вообще отсутствовала. На праздники и прочие торжественные случаи надевались такии изготовленные из того же материала, что и платья, которые покрывались муслином. Под муслиновый платок надевались также шапочки, вязанные крючком из черных нитей и украшенных блестящими бусинками. Такие шапочки носили обычно молодые девушки.

 

Гата — покрывало. В Газе носили обычно черные покрывала без всякой вышивки, бедуинские покрывала имели узорчатую вышивку, а также украшались кисточками или бахромой. На некоторых покрывалах узор располагался только по углам — такие покрывала носили в основном жительницы побережья. Были в ходу также цветные покрывала — голубого, красного, зеленого, желтого и фиолетового цветов. Такие покрывала чаще всего встречались у жительниц гор. Эти цветные покрывала имели прямоугольную форму, по углам прикреплялись кисточки, изготовленные из того же материала. Наиболее распространенный материал для таких покрывал — шелк, украшенный узором. Иногда такое покрывало крепилось с помощью поясков или тесемок.

 

Абая. Абая также использовалась для покрытия головы. Черную Абаю носили в основном бедуинки, горожанки носили золотистую Абаю с черными или серыми полосками (т.н. атласную Абаю)...

 

Одежда палестинцев

 

Замечено, что нередко одежда горожан очень напоминает одежду деревенских жителей. Это объясняется тем, что многие городские семьи сохраняют деревенские корни, следует учитывать также и фактор консервативного образа жизни, вследствие чего бедуинские элементы одежды сохраняются в деревне, а деревенские — в городе. В прошлом, например, гардероб палестинской женщины включал следующие основные элементы:

 

Куфия или Хитта: кусок шелковой или какой-то другой материи, который набрасывался на голову и завязывался платком.

 

Бушника или Бухнук: платок, окаймленный цветочным орнаментом. Сверху на такой платок обычно набрасывалась Шаль (Тарха, Фиша) напоминающая шелковый или шерстяной шарф.

 

Изар: покрывало из белого льна или чистого хлопка, на смену ему пришла Хабара;

 

Хабара: покрывало из шелка, обычно черного цвета, хотя могли использоваться и другие цвета; на груди Х. крепилась продетым шнурком, так что верхняя ее часть покрывала плечи, а к низу расширялась как юбка.

 

Малляя: по цвету и материи напоминает Хабару, но фактически является плащом, поскольку имеет рукава, кроме того, к ней прикладывается доходящая до талии накидка с капюшоном (Бурнус).

 

Что же касается мужчин, то их традиционная одежда состояла из следующих частей:

 

Гунбаз (также Кибар или Диммая): кафтан, т.е. длинная одежда, суженная сверху и немного расширяющаяся к низу, одна пола запахивалась на другую; по бокам Г. имел разрезы до талии. Летний Г. изготавливался из льна, имел различные цвета; зимний Г. делался из сукна, под него надевалась белая рубашка, называемая Мантиниан.

 

Дамир (Джубба): короткая верхняя одежда с длинными и широкими рукавами, надевается поверх Гунбаза.

 

Салта: то же, что и Дамир, но с короткими рукавами.

 

Сирвал: длинные шаровары, затягиваемые на талии шнурком.

 

Абая: одевалась поверх Дамира и Гунбаза, изготавливалась из высококачественных тканей разных цветов, независимо от того, носили ее богатые или бедные. Существует много видов А., имеющих свои названия: напр. Багдадская А., Хадария (городская А.), Пашайская (господская) и т.д.

 

Бишт: короткая Абая, существовали разные виды Бишт.

 

Хизам (Сайр): кожаный или тканевый (хлопчатобумажный, шерстяной) пояс, широкий пояс назывался Лаванди.

 

Следует заметить, что кафтаны (Гунбаз) носили не везде и не часто, большее распространение получили шаровары (Сирвал), которые назывались Александрийскими, поскольку они пришли с египтянами — жителями Александрии. Некоторые мужчины одевали поверх шаровар длинную белую рубаху без воротника (Фадфад), которую оборачивали на талии длинным (около десяти локтей) поясом (Шамла). Такая одежда была особенно любима моряками Яффы.

 

Одежда крестьян и бедуинов:

 

Народный палестинский костюм, несмотря на некоторые отличия, характерные для разных местностей, в целом имеет определенные общие черты. Наиболее известные типы народного костюма следующие:

 

Мадждалийский — назван по имени изготовителей, происходивших из селения Мадждал, затем вынужденно переселившихся в Газу.

 

Шуруки — очень древний тип костюма, известен со времен Хананейского периода.

 

Мукаллам — шелковый костюм с продольными полосами из того же материала.

 

Сабави — костюм из черной ткани, изготовлялся в Вирсавии (известен под этим именем наряд невесты, замужние женщины носили платься из материи, украшенной цифрами.

 

Талихми — древний вид костюма, украшенный темными полосами.

 

Даджани — костюм с узкими и широкими рукавами.

 

Урук — костюм с круглым черным воротником.

 

Ахдари — костюм из черного шелка.

 

Маляс иерусалимский — костюм из черного шелка, который носили в основном в Иерусалиме и его окрестностях.

 

Джалая — распространен в большинстве районов Палестины, выделяется большими шелковыми вышивками; поверх него палестинская женщина одевала своего рода плащ, имевший следующие названия: Сидрийя, Таксыра, Кафтан Сарталийя, Салса. Все они были разных цветов и форм.

 

На голову палестинка обычно надевала простой или вышитый платок, что же касается мужчин, то они повязывали голову Куфией и Уккалем, могли носить также магрибинские (марокканские) фески (Тарбуш).

 

Мужская одежда состояла из грубой накидки до колен (Либас), на которую надевалась рубаха (Мантиян) с рукавами из полосатой материи (Дайма). Шаровары (Сирвал) имели по бокам два вышитых кармана. Затем одевался шелковый кафтан (Гунбаз), иногда из полосатой материи длиной до пят. На кафтан одевалась жилетка (Сидрийя). На талии кафтан подвязывался хлопчатобумажным или шелковым поясом. На Гунбаз и Сидрийю надевался еще сюртук (Сако). Летом надевалась также белая шелковая Абая, а зимой — шерстяная. Надо сказать, что Абая обычно одевалась для престижа. Очень редко мужчины надевали носки, что же касается обуви, то она представлена такими видами как Мадас (топтуны), Сирмай (грубый башмак), Машшай (прогулочные башмаки).

 

В обычные дни жительницы деревень предпочитали одевать длинные голубые платья с широкими рукавами, иногда, правда, надевали и черные. Летом предпочитали белый цвет, а материя изготавливалась из хлопка.. Состоятельные женщины предпочитали более прочные платья из льна, бархата и других дорогих тканей. Крестьянки носили шелковые и шерстяные пояса, голову покрывали ниспадающим на спину прозрачным платком, обувь носили очень редко. Естественно, что работать с длинными рукавами неудобно, поэтому крестьянки шили платья с короткими рукавами, либо закатывали длинные рукава выше локтя.

 

Мужчины в рабочие дни недели носили обычно длинную белую одежду и подпоясывались широким поясом (Зуннар), с которого свисали цепи, кинжалы, шнуры, курительные трубки, кисеты для табака, гребенки, платки и т.п. На голове деревенские жители носили серую чалму или желтую материю на феске. Некоторые носили в будние дни на работе и дома Димаю — длинное во весь одеяние, открытое спереди, с длинными рукавами, без воротника, имеющее карманы для часов и кошелька. Обычная Димая изготавливалась из хлопковой или льняной ткани. В будние дни носили также узкие шароварыя, удерживаемые на талии шнурком. Чаще всего такие шаровары шили из черной или белой тафты. Для работы чаще всего одевали Джильбаб — одежду, закрытую сзади и спереди, не доходящую до пят, не имеющую воротника. Во время работы Джильбаб приподнимали и затягивали на талии шнуром. Наиболее распространенные цвета — черный и пурпурный.

 

Замечено, что народное культурное наследие палестинцев ближе всего к культурному наследию восточной части арабского мира — машрику. Это относится и к одежде. Так, по мере приближения к Египту, мы чаще видим Джуббу, шаль, полосатые одеяния с широкими рукавами, круглые воротники и широкие пояса. К северу чаще встречаются шаровары и жилеты (сидрийя), для женской одежды характерны яркие цвета, при этом шелковая шаль завязывается на боку.

 

Бедуинская одежда встречается чаще всего в южных местностях Палестины и в Арихе (Иерихоне), а также у жителей Вифлеема и северного берега Тивериадского озера (Таамиров). Платье было черного цвета с широкими рукавами. Обычно одежда не украшалась никакими вышивками, кроме коротких рукавов Абаи. Подол платья украшался цветными полосками, указывающими на принадлежность хозяйки платья определенному племени или местности. На голове женщины носили чалму, украшенную рядами серебряных монет, уши украшались треугольными сережками, а над ушами свешивались длинные цепочки с монетками или кусочками янтаря.

 

Жительницы Иерихона носили длинное черное платье, сшитое из куска материи длиной в двадцать локтей (Сая), поэтому его нужно было обворачивать вокруг тела три раза. Такое платье украшалось вышивкой, подобной которой не встречается ни в какой другой одежде палестинских женщин. Так, вышивка шла от плеч до самого низа. Поверх такого платья набрасывалась легкая накидка Абаа.

 

Платье палестинок, живущих к северу от Тивериадского озера, тоже черного цвета, однако внизу оно украшалось полосками из серебристой ткани, на которх вышивались надписи типа «яичница из трех яиц», «весенний шаг скакуна» и т.п. На груди женщины носили серебряные или коралловые бусы. Сверху на платье надевалась украшенная вышивкой Джубба длиной до пят с широкими украшенными вышивкой рукавами...

 

При изучении народного костюма мы должны принимать во внимание географический и временной факторы, т.е. где и когда он был сделан, какова была культурная принадлежность его изготовителя, потому что платье свидетельствует о господствующей народной культуре в тот или иной период, а палестинская женщина является наследницей культуры изготовления народного костюма, передающейся от матери дочери на протяжении веков. Женщина, которая делает набросок платья. Переносит на него свои представления, свою культуру и унаследованные традиции. Если мы посмотрим на одежду палестинских женщин, то увидим, что одежда бедуинки на севере отличается от одежды бедуинки на юге. Эти различия обусловлены социальными и экономическими факторами, а также унаследованной культурой.

 

Одежда жительниц деревень имеет непосредственную связь с ведением сельского хозяйства, такой вид одежды является преобладающим в Палестине. Одежда имеет украшения, имеющие небольшие различия в зависимости от района проживания и географической среды: так, имеются отличия в украшениях одежды жительниц равнин, гор, побережья. На украшениях одежды сказываются также, хотя и в небольшой степени, культурные различия. Платья в целом имеют одинаковый покрой и украшаются разного рода вышивками, отражающими мотивы дикой природы, такие как звезды, цветы, деревья. В целом же, народная культура и фольклор палестинцев связан с оседлой жизнью, с ведением сельского хозяйства. Все это вытекает из природы палестинского общества и доминирующего в производстве общественного класса.

 

Наиболее распространенными местами для украшения платья являются подол, бока, рукава и грудь. Это является следствием народных поверий, что злые духи могут проникнуть через открытые места, и поэтому женщина должна была делать вышивку на разрезах и на подоле платья. Вышивка на платье — это своеобразный язык, на котором передается связь времен и мест, и на котором женщина передает свои представления о прекрасном, навеянные красками и рельефом окружающей природы.

 

Палестинский народный костюм разнообразен, даже в одной местности встречаются разные его виды. Это вполне естественно, учитывая богатство вышивок, поскольку женщина сохраняет прежние его виды и изобретает новые. Например, в одном только уезде Рамаллахе мы находим несколько названий для одежды, указывающих на различия в декоративной вышивке (Хальк, Малак, Рахбани).

 

Вышивка подчиняется определенным правилам и законам, которые должны строго соблюдаться:

 

Платья пожилых женщин не должны украшаться теми же вышивками, что и платья молодых девушек. Платья пожилых женщин должны быть солидными, сделанными из толстой материи темного цвета, узоры на платье также должны быть темными, скромными и солидными. Что же касается девушек, то богатством орнамента они компенсировали отказ выставлять свою красоту.

 

Платье для работы не должно украшаться так, как платье для праздников и всяких торжеств. Для траура преобладают платья черного цвета.

 

Вышивкой в основном украшается женская одежда, мужская одежда очень редко украшается узорами с началом распространения ислама. В доисламский период расшитую узорами одежду носили и мужчины, и женщины, и дети. Однако к настоящему времени украшения в мужской одежде сохранились в виде кистей на платках, в которых обычно танцуют (танец) дабку. Украшают также инкрустацией ремни, однако это можно считать народным нововведением. Кроме того, геометрический узор встречается на платочках, которые повязывают вокруг шеи женихи во время свадьбы.

 

Отсутствие вышивки в мужской одежде компенсируется узорной выделкой самого материала. Так, материя для мужской одежды имела параллельные цветные полосы. Мужские платки в доисламский период украшались вышивкой, однако впоследствии она также была заменена выделкой самой материи в виде полос. Некоторые юноши украшают вышивкой также нижнюю часть шаровар.

 

На женском платье вышивка наносится на строго определенные места. Например, вышивка в пределах квадрата на груди называется кубба, вышивка на рукавах — заваид, вышивка по бокам — манаджиль. Очень редко украшают вышивкой перед платья — в основном только свадебные платья. Кроме того, свадебное платье имеет разрез спереди, под такое платье невеста одевает оранжевые или зеленые шаровары. В некоторых деревнях квадрат на груди (кубба) делается из бархата, на который наносится вышивка.

 

По характеру вышивки можно определить район, из которого происходит то или иное платье. Наиболее распространенный стежок в округе Газы — «ожерелье» и «кипарис», в Рамаллахе предпочтение отдается стежку «пальма» красного и черного цветов. В Халиле большой популярностью пользуется стежок в виде последовательности семерок. Там украшают также платье широкой вышивкой сзади внизу. В этом ощущается бедуинское влияние, которое прослеживается также в Байсане на севере и Вирсавии на юге. В районах между горами и побережьем распространен стежок «весы» (мизан). По всей территории Палестины, за исключением Вифлеема пользуются стежком «крест».

 

Особое место в традиции вышивания в Палестине занимает «толхумский» стежок. Он отличается от других тем, что в нем используются шелковые или парчевые (серебряные или золотые) нити. Тако стежок встречается на кубе платья, называемого «рай и ад», поскольку оно изготавливается из зеленого и красного шелка. Жительницы Иерусалима, Яффы, Газы и Байтдаджана добавляют в платья шелковые вставки. Имеются в одежде и своего рода исключения. Так, жительницы Тайры, что рядом с Хайфой, носят белые платья без рукавов, под которые одевают плиссированные шаровары и рубашку. В Сафсафе, что на севере Палестины, носят узкие цветные шаровары. Платья в этой местности имеют цвета арабского флага с добавлением желтого цвета. Спереди платье короткое, сзади — длинное. Платья из Маждаля известные вставками в виде длинных фиолетовых шелковых полос.

 

Женские пояса также имеют свою географию. На севере пояс шелковый, завязывается на боку, в центральной части Палестины пояс также сделан из шелка, но завязывается спереди, иногда пояс свисает на талию. В некоторых деревнях пояса делают из шерсти, а в других — среди них Талхум — женщины не носят никаких поясов.

 

Очень редко в палестинских вышивках встречаются изображения животных — обычно орнамент геометрический или растительный, что соответствует мусульманской традиции, которая отрицательно относится к идолопоклонству. Если же и встречаются изображения живых существ, то это, как правило, птицы. Наиболее популярные разновидности узоров следующие:

 

Геометрические : треугольники, восьмиугольные звезды, круги, квадраты, ромбы; линии могут быть прямыми, извилистыми, зубчатыми, пересекающимися и т.д.

 

Растительные: пальмы, пальмовые ветки, початки кукурузы, кипарисы. Виноград, оливковые ветви, апельсины, колосья пшеницы.

 

Цветочные: розы, тутовник и т.п.

 

Птицы: чаще всего голуби, но также петухи и воробьи; животные изображаются крайне редко, за исключением львов и лошадей, изображаются также верблюжьи и коровьи глаза и т.п.

 

Что касается выкроенных рисунков, то их разновидности невозможно перечислить, назовем лишь некоторые из них: гребенки, железная дорога, лесенки, мыльные пузыри, пальмы, виноградные гроздья, колосья, яблоки, лепестки роз, помидоры, цветы, сетки, Вифлеемская луна, спичечные коробки и т.д.

 

Разнообразны также и способы вышивания, наложения стежков. Некоторые виды стежков не встречаются на народной одежде, как, например, стежок под названием «шелковая рассада». Этот вид вышивки не нуждается в игле, этим стежком заключенные патриоты вышивали в тюрьмах патриотические лозунги, флаг Палестины, мечеть Аль-Аксу.

 

Лучшим материалом для вышивания является лен и хлопок, потому что ткани из этих полотен имеют четкую прямоугольную структуру, и количество стежков тем самым легко подсчитывается. Используется также и плотная шерстяная ткань. Для вышивания используют четыре вида нити: шелковую, хлопчатобумажную, золотую или серебряную парчовую нить и нить для швейных машин. Шелковая нить очень тяжелая, и отделанное это нитью платье весит иногда восемь килограммов. Хлопчатобумажная нить дешевая, служит для украшения всех видов одежды, однако она легко выцветает. Парчовая золотая или серебряная нить, ее использовали для вышивки на груди. Машинная нить используется только на сатине при машинном вышивании, а также для соединения полотен тканей между собой.

 

Палестинская женщина не ограничивается только вышивкой на одежде. Со свойственным ей вкусом и мастерством она украшает вышивкой подушки, коврики, простыни, салфетки и т.д. Возможно, что все это идет в приданное, которое палестинская девочка начинает подбирать с десяти лет. Она складывает эти вещи в сундук и показывает их только по торжественным случаям, и время от времени опрыскивает их духами», отмечала палестинская публикация.

 
Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru следующим основным источникам: публикации сайта Палестинского информационного центра palestine-info.ru и ресурса по Саудовской Аравии saudinf.com; а также др. источникам. Англоязычные материалы переведены Portalostranah.ru;



Опубликовано
22
04
2009
Обновлено
22
10
2015
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...