Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Любимый правитель сикхов Ранджит Сингх


Обзор об основателе единого сикхского государстве в Пенджабе (существовало в период упадка империи Великих Моголов и было разгромлено англичанами).

Несмотря на то, что сикхи-сепаратисты причиняют много хлопот современной Индии, в стране существует подчеркнуто уважительное отношение к существовавшему у них государству.

В нашем обзоре, среди прочего, публикация из индийского журнала «Индия Перспективы». Журнал многие годы издается Министерством иностранных дел Индии в Дели на 10 языках, включая и русский язык. Статья из архива Portalostranah.ru «Индия перспективы» №2, февраль 1999 г.

Мы дополнили индийскую публикацию материалами из других источников.

Основатель сикхского государства

 

Изображение из оригинала статьи в «Индия Перспективы»:

Портрет махараджи Ранджита Сингха с его единственным глазом, которые его придворные сравнивали с солнцем. «У солнца же лишь один глаз. Сияние его одного глаза так велико, что я не осмелился посмотреть в другой глаз!» - говорил один его главных сановников.

Отметим, что еще в детстве Ранджит Сингх потерял зрение на левый глаз из-за оспы.

Изображение из оригинала статьи в «Индия Перспективы»:

Портрет махараджи Ранджита Сингха с его единственным глазом, которые его придворные сравнивали с солнцем. «У солнца же лишь один глаз. Сияние его одного глаза так велико, что я не осмелился посмотреть в другой глаз!» - говорил один его главных сановников.

Отметим, что еще в детстве Ранджит Сингх потерял зрение на левый глаз из-за оспы.

Сначала напомним основные данные о Ранджит Сингхе. Сын правителя пенджабского города Гуджранвала (Gujranwala, ныне в провинции Пенджаб, в Пакистане) Ранджит Сингх (Ranjit Singh) (годы жизни: 1780-1839), сикхский правитель, при котором произошло объединение автономных от Великих Моголов, но разрозненных пенджабских феодов в централизованное государство (просуществовавшее в 1799-1839 гг., при упадке империи Великих Моголов и усиливающемся английском влиянии в Индии), со столицей в г. Лахор (ныне адм. центр пакистанской провинции Пенджаб).

 

В 1801 г. Ранджит Сингх провозгласил себя махараджей всего Пенджаба, а в 1802 г. распространил свою власть и на священный город сикхов Амритсар. Отметим, что именно благодаря Ранджит Сингху главная святыня сикхов «Золотой храм» (он же Харимандир), в упомянутом городе Амритсаре (Индия) и стал золотым, что произошло в 1830 году, когда мраморные стены храма были покрыты золотой фольгой, пожертвованной Ранджит Сингхом.

 

По соглашению с Великобританией, подписанному в Амритсаре в 1809 г., восточная граница государства Ранджит Сингха проходила по реке Сатлежд. Однако с помощью армии, обученной французскими специалистами, он расширил свои владения, захватив в 1819 г. Кашмир, а в 1834 г. Пешавар. Но уже вскоре после кончины Ранджит Сингха, по итогам англо-сикхских войн 1845-1849 гг. большая часть принадлежащей ему до того территории была постепенно отвоевана Великобританией.

 

Сикхи — это культурно-религиозная группа, проживающая в Пенджабе (см. врезку о религии сикхов ниже). Пенджаб (с санскрита «пятиречье») — исторический регион, с 1947 г. разделенный между Индией и Пакистаном. Ныне сикхи концентрируются в индийском штате Пенджаб, где составляют ок. 60 % населения. Также в штате Пенджаб проживают индуисты (ок. 30%) и незначительное количество мусульман (ок. 2%). Основное мусульманское население Пенджаба теперь живет в пакистанской провинции Пенджаб). В национальном составе сикхов преобладают пенджабцы — жители индийского штата Пенджаб, которые говорят на местном индийском языке — пенджабском и на хинди.

 

В детстве Ранджит Сингх потерял зрение на левый глаз из-за оспы.

 

Страница с цитируемой здесь статьей «Махараджа Ранджит Сингх. Правит в сердцах своего народа» из журнала МИД Индии «Индия перспективы» (№ 2, февраль 1999 г., русское издание).
Страница с цитируемой здесь статьей «Махараджа Ранджит Сингх. Правит в сердцах своего народа» из журнала МИД Индии «Индия перспективы» (№ 2, февраль 1999 г., русское издание).

А теперь перейдем к индийской публикации. Оригинальное название статьи «Махараджа Ранджит Сингх. Правит в сердцах своего народа». Автор: индийский историк К.К. Кхуллар. Публикация из журнала «Индия перспективы» № 2, февраль 1999 г. (Цитата по русскому изданию журнала, орфография источника сохраняется. Напомним, что журнал Министерства иностранных дел Индии для заграницы «Индия перспективы» издается в Дели на 10 языках, включая и русский язык).

 

Автор статьи в «Индия перспективы» пишет: 

 

«Во время своего визита в Пакистан в 1993 году я был приятно удивлен, узнав, что живущие там люди считают Ранджита Сингха «своим» королем.

 

Именно в период его правления Пенджаб вновь обрел свою былую славу. Гид в Лахорском форте назвал Ранджита Сингха одним из самых храбрых и добрых королей XIX века. Он сказал, что крестьяне Пенджаба все еще помнят его. В период его правления сильные были справедливы, а слабые — защищены.

 

В книге под названием «Настоящий Ранджит Сингх», написанной пакистанским историком Саидом Факиром Вахидуддином, правнуком Факира Азизуддина, министра иностранных дел махараджи, описывается секулярный характер правления махараджи и даются факты частного свойства, основанные на семейных архивах. Согласно этой книге, о махарадже все отзываются с любовью и теплотой — не только те, кто когда-то там жил, но и те, кто живет там сейчас. Даже его победы в Пешаваре, Мултане или Кашмире считаются больше освободительными, чем захватническими. Куда бы ни ступала нога солдат Ранджита Сингха, их повсюду встречали как друзей, а не как врагов.

 

Махараджа отдал приказ своим армиям о том, чтобы они не трогали и не повреждали религиозных мест, религиозных книг, учебных заведений, стоящего на корню урожая. Им также было строго-настрого приказано не обесчестивать женщин.

 

Махараджа отменил смертную казнь. «Никогда ранее не было построено такой большой империи с таким низким уровнем преступности», говорит (исследователь) Принцеп. Никто не слыхал, чтобы махараджа лишил кого-либо жизни, хотя на его жизнь делались попытки покушения. Его особая забота о «кисане» (фермере) и «джаване» (солдате) сделала Пенджаб очень хорошим местом для житья. В результате этого в Пенджаб пришло много людей из Дели, Уттар-Прадеша и Раджастхана.

 

Джордж Кин, хорошо знакомый с жизнью Пенджаба, пишет: «Люди стекались сюда сотнями и тысячами. Но ни одна ветка не была сломана на придорожном дереве, ни одна женщина не была оскорблена».

 

Спустя 60 лет после смерти махараджи Гриффин писал: «Его имя знакомо каждому дому в провинции. Его портреты украшают как замки, так и коттеджи».

Сикхизм

 

Сикхизм (Sikhism, санскрит shishya — «ученик»), монотеистическая религия, основанная в конце XV в. в Пенджабе гуру Нанаком. Соединяет элементы ислама и индуизма и сочетает веру в единого вечного и всемогущего Бога с индуистскими представлениями о карме и перевоплощении. Сикхизм проповедует равенство всех людей и отвергает кастовую систему.

 

Верующий стремится искоренить в себе эгоизм и достичь единения с богом, повторяя его многочисленные имена. Соединившись с Богом, сикх обретает мукти (понятие, тождественное индуистской мокше, освобождение из круга рождения, смерти и возрождения).

 

Нанак был первым в ряду десяти гуру, который завершается Говиндом Сингхом, объявившим, что его преемником вечным гуру, будет Адигрантх, священный князь сикхов. Говинд Сингх учредил хальсу, братство святых воинов. В настоящее время в нее входят как мужчины, так и женщины, прошедшие полное посвящение в веру. Иначе говоря, гуру Говинд Сингх (1675-1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов).

 

В сикхизме нет священников; проводить богослужение может любой сикх независимо от пола. Сам культ включает в себя как индивидуальные моления, так и коллективные богослужения в гурдваре, сикхском храме. Центральной частью храмового богослужения является чтение книги Адигрантх (букв. «Изначальная книга»), которая почитается носителем учения после десяти существовавшими в истории гуру. Кроме Харимандира, или «Золотого храма», в Амритсаре (Индия), святыми местами сикхи почитают Патну (где род. Говинд Сингх; ныне административный центр индийского штата Бихар), Анандпур (где была учреждена хальса; ныне в индийском штате Пенджаб) и Нандер (город, где умер Говинд Сингх; ныне в индийском штате Махараштра).

 

Важнейшие решения, касающиеся всей сикхской общины, принимаются собранием вождей, происходящих из этих святых мест. Большинство сикхов живут в индийском штате Пенджаб, где сикхский сепаратизм превратился в военизированное движение; в то же время многие сикхи эмигрировали в Англию, США, Канаду, Вост. и Южную Африку. Общее число сикхов в Индии и по всему миру достигает 14 млн. чел. (на 1992 г., по состоянию на 2014 г. — уже ок. 25 млн.).

 

Мониторинг Portalostranah.ru по статье «Оксфордской энциклопедии» (1992 г.)

 

Французский ботаник Жаклюн, прибывший в Пенджаб из Парижа в поисках роз и встретивший махараджу, рассказывал; «Говорить с ним один кошмар. Он перескакивает с одного предмета на другой со скоростью смерча. Он отлично помнит названия всех деревень своей империи, знает имена их старейшин, какие культуры там выращиваются, он имеет превосходные знания о флоре и фауне». Он имел современный ум, не скованный цепями национальностей, религий. Он был интернационалистом, смотревшим за пределы своих границ.

 

Французский гость назвал Ранджита Сингха «первым любопытным индийцем», полностью отождествившим себя с радостями и печалями своих людей. Великодушный к павшим врагам и щедрый к уязвленным и оскорбленным, Ранджит Сингх был последним индийским королем, при правлении которого простой человек испытывал подлинную свободу. Свободе речи, существовавшей при его дворе, мог позавидовать любой парламентский форум.

 

Махараджа Ранджит Сингх был одним из тех редких правителей, кто оставался гуманным даже на поле битвы. Он имел дисциплинированный острый ум, жизнерадостный темперамент и обладал чувством юмора. Человек необычного самообладания, он мог удивить даже самого остроумного из европейцев.

 

Когда доктор Джозеф Вульф спросил его. как легче всего достичь Бога, махараджа ответил: «Путем быстрого вступления в союз с компанией «Ист Индиа». Его юмор был неотъемлемой частью его пенджабской натуры, он был острым, но не жестким. Как и все пенджабцы, он любил словесные перепалки и бурлеск, но не терпел дураков.

 

Когда его жена — мусульманка, бывшая куртизанка, спросила, где он был, когда бог наделял красотой, махараджа хитро мигнул своим единственным глазом и ответил: «Я ходил в поисках королевства». И какое же великое королевство он создал!

 

За все 40 лет его правления в его владениях ни разу не было вспышки общинных беспорядков, не наблюдалось насильственного обращения в другую веру или неуважения к храму или мечети. Все люди были одинаково равны. Ранджит Сингх передал в дар храму Вишванатха в Бенаресе и мандиру Сарасвати в Курукшетре несколько килограммов золота. Он предоставлял щедрые субсидии мечетям и медресе (мусульманским школам). Он был дальновидным человеком и заставил многих пенджабцев учиться английскому языку. Он открыл первую типографию на гурмукхи в Лахоре.(Гурмукхи  — письменность индийского языка панджаби. Создателем письменности считается второй сикхский гуру Ангад. Прим. Portalostranah.ru).

 

Ранджит Сингх особо уважал талант и советовал пенджабским торговцам ехать за границу и торговать с другими странами. Он освободил Пенджаб от рабства восьми веков, принес мир и процветание на землю пятиречья. Пенджаб снова стал житницей субконтинента.

 

У махараджи было мягкое сердце. Он выпустил на волю львенка, которого держали в клетке. «Львица, его мать, всю ночь выла и стонала. Я не мог выдержать стонов матери», — ответил он, когда его спросили, почему он освободил львенка. При нем были введены строгие порядки охоты на птиц и зверей. С наступлением муссонов он отдавал приказ давать салют 102 залпами в честь восходящей луны. Ни один король не делал ничего подобного.

 

Низам Хайдерабада протянул Ранджиту Сингху руку дружбы и направил множество подарков. Короли Непала, Бирмы, российский царь и французский император пожелали открыть свои посольства в Лахоре.

 

Когда лорд Окланд спросил посланника махараджи Факира Азизуддина в Симле: «Какой глаз потерял махараджа, левый или правый: тог ответил: — «Махараджу можно сравнить с солнцем. У солнца же лишь один глаз. Сияние его одного глаза так велико, что я не осмелился посмотреть в другой глаз!». Лорду Окланду этот ответ так понравился, что он подарил ему свои часы.

 

Когда летом 1839 года махараджа серьезно заболел, во всех храмах, мечетях и гурудварах Пенджаба шли непрерывные молебны, люди молились Богу, чтобы он продлил жизнь их «бадшаха» (короля).

 

27 июня 1839 года махараджа скончался. Он умер больше ста лет тому назад. Однако в сознании народа Пенджаба, да. пожалуй, и всей Индии, он все еще остается правителем», — пишет в своей публикации индийский правительственный журнал для заграницы «Индия перспективы». И, напомним, что спустя 10 лет после кончины махараджи Ранджита Сингха Пенджаб перешел под управление Великобритании. 

 

Наследники Ранджита Сингха

 

Изображение махараджи Ранджит Сингха (изображен с нимбом и белой бородой) с сыновьями в его дарбаре (резиденции) в Лахоре. Работа его современника - художника Имама Бахша Лахори (Imam Bakhsh Lahori).

Ныне эта картина хранится в Художественной галерее г. Чандигарха (Индия). Картина (но в нецветной репродукции) иллюстрировала и цитировавшуюся выше статью в «Индия перспективы».

Изображение махараджи Ранджит Сингха (изображен с нимбом и белой бородой) с сыновьями в его дарбаре (резиденции) в Лахоре. Работа его современника - художника Имама Бахша Лахори (Imam Bakhsh Lahori).

Ныне эта картина хранится в Художественной галерее г. Чандигарха (Индия). Картина (но в нецветной репродукции) иллюстрировала и цитировавшуюся выше статью в «Индия перспективы».

И далее некоторые подробности о судьбе основанного Ранджитом Сингхом государства, после кончины Ранджита Сингха. В подготовке нижеследующей информации использовались данные «Оксфордской энциклопедии» (1992 г.) и некоторые др. источники. 

 

Итак, после смерти Ранджита Сингха, которого разбил паралич, ему наследовал старший сын Кхарак Сингх (Kharak Singh, годы правления 1839-1840), позднее убитый при покушении;

 

Сын Кхарака Сингха Нау Нихал Сингх (Nau Nihal Singh, правил в течении 1840 года) стал третьим правителем государства сихков. После того как на голову Нау Нихал Сингха и его спутников при его проходе в ворота Лахорского форта упали камни, и он от ранений скончался, регентшей была провозглашена вдова Кхарака Сингха и мать Нау Нихал Сингха махарани Чанд Каур (Chand Kaur). Она правила до ожидаемого разрешения от беременности жены Нау Нихал Сингха, которая однако родила мертворожденного ребенка;

 

После этого Чанд Каур была вынуждена уступить власть еще одному сыну Ранджита Сингха — Шер Сингху (Sher Singh, годы правления: 1841-1843) в свою очередь погибшему в результате покушения;

 

И, наконец, с 1843 г., в возрасте пяти лет (при регентстве своей матери и молодой вдовы Ранджита Сингха -Джинд Каур), последним правителем государства сикхов стал младший сын Ранджита Сингха Далип Сингх (Duleep Singh, годы жизни: 1838-1893).

 

29 марта 1849 г. 11-летний Далип Сингх отрекся от престола в пользу Ост-Индской Компании. Далип Сингх также преподнес британской монархии ныне главную драгоценность британской короны — алмаз Кохинур. В 1853 году в возрасте 15 лет Далип Сингх принял христианство. В 1854 году он был отправлен англичанами в почетное изгнание в Великобританию, Несколько раз приезжал в Индию, в последние годы вновь начал склоняться к сикхизму. Скончался в Париже. Среди сикхов в Индии существовало движение за возвращение Далипа Сингха в страну.

 

Махараджа Ранджит Сингх и алмаз «Кохинор» 


Копия «Кох-и-Нура» из стекла. Эта копия из музея в Мюнхене показывает современное состояние камня.
Копия «Кох-и-Нура» из стекла. Эта копия из музея в Мюнхене показывает современное состояние камня.

Ранджит Сингх сыграл некоторую роль в приключениях знаменитого своей красотой и владельцами алмаза «Кох-и-нур» (или, в другом написании, — «Кохинур», «Кохинор» — от персидского «гора света»). Он сам был некоторое время владельцем камня.

 

Алмаз «Кохинор» захватил в Агре сын потомка Тимура и основателя династии Великих Моголов Бабура — Хумаюн.

 

Сначала эти могольские правители Индии носили алмаз на своем тюрбане,а затем он был вмонтирован в золотой т.н. «Павлиний трон»изготовленный для одного из самых известных могольских императоров — Шах Джахана, строителя нынешнего архитектурного символа Индии — Тадж-Махала.

 

Спустя почти сто лет бриллиант на некоторое время покидает Индию, захваченный персидским правителем Надир Шахом, который и дал ему его имя. В это время камень уже вытащили из отделки «Павлиньего трона». Тем не менее, в Персию и камень, и трон попали вместе в обозе Надир-Шаха.

 

Оригинальный «Павлиний трон», ставший одним из легендарных символов персидской монархии и изготавливаемый позднее в копиях, вскоре был разобран и продан по частям в результате междоусобиц, но камень не потерялся и всплыл в Афганистане.

 

Он попал к основателю афганской династии Даурани (в другом принятом в русском языке написании — Дуррани, анг. Durrani).

 

Когда четвертый представитель афганской династии Даурани Шуджа Шах Дуррани, также известный как Шуджа-уль — Мульк, и сам свергнувший перед этим другого своего брата и под пытками добивавшийся от него выдачи знаменитого алмаза, был сам свергнут еще одним своим братом, он вывез камень в Лахор.

 

Здесь Даурани Шуджа Шах Дуррани был встречен Ранджит Сингхом, который недвусмысленно потребовал передать ему камень. По одним данным, он во время встречи с Шуджа Шахом стал кидать в того обувь. Шуджа понял, что лучше передать камень добровольно, что он и сделал.

 

По другим данным, Ранджит Сингх добивался передачи камня, заключив в тюрьму жену Шуджа-уль-Мулька и даже подвергая ее пыткам (что, конечно, не согласуется с хвалебными отзывами приведенной выше индийской публикации о добром сердце Ранджита Сингха).

 

Ранджит Сингх встречает Даурани Шуджа Шаха.
Ранджит Сингх встречает Даурани Шуджа Шаха.

Как бы то ни было, камень был передан Ранджит Сингху на условиях оказания помощи Шуджа Шаху, который желал своего восстановления на афганском престоле, что Шудже позднее удалось с помощью англичан и после многолетней войны.

 

Камень после распада сикхской империи Ранджит Сингха попал к англичанам и теперь украшает королевскую корону в Лондоне, хранясь в Тауэре. После огранки проведенной придворным ювелиром для улучшения внешнего вида камень существенно уменьшился в размерах до 108,93 каратов. Сокровище, принадлежавшее некоторое время Ранджиту Сингху — «Кохинор», носила несколько лет в виде броши и королева Виктория.

 

О родине Кохинора — Голконде (Хайдарабаде) читайте в нашем материале по нижеследующей ссылке здесь.

Подробную историю камня смотрите в нашем большом материале здесь.

 

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по статье «Махараджа Ранджит Сингх. Правит в сердцах своего народа». Автор: индийский историк К.К. Кхуллар. Публикация из журнала «Индия перспективы» № 2, февраль 1999 г. (Цитата по русскому изданию журнала, орфография источника сохраняется. Журнал Министерства иностранных дел Индии для заграницы «Индия перспективы» издается в Дели на 10 языках, включая и русский язык); материалам «Оксфордской энциклопедии», 1992 г., рус. яз.); и некоторым др. источникам.

 



Опубликовано
01
06
2009
Обновлено
28
12
2014
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...