Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Вид с Акрополя


Вид с Акрополя. В этом обзоре подборка фотографий с подробными пояснениями, какие примечательные объекты города Афин можно увидеть со скалы Акрополя – главной архитектурной доминанты греческой столицы. Специальный обзор и фотографии нашего автора, побывавшего в Афинах в июне 2019 г.

Также использованы материалы греческих публикаций.

Во второй части, как дополнительный материал, рассматриваем вопрос, как памятники Акрополя вообще умудрились уцелеть, дойти до нас, пусть и в полуразрушенном виде (история памятников скалы Акрополь).

Вид с южного склона Акрополя, с которого у туристов начинается знакомство с археологической территорией-музеем горы Акрополь и его склонов, по направлению на юго-запад: здесь мы видим Эгейское море – на горизонте, ближе - городские кварталы, и это не только сами Афины, но и города-спутники греческой столицы, а также мы видим (справа) холм Филопаппа (Philopappou). Обо всем этом подробнее в нашем обзоре.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид с южного склона Акрополя, с которого у туристов начинается знакомство с археологической территорией-музеем горы Акрополь и его склонов, по направлению на юго-запад: здесь мы видим Эгейское море – на горизонте, ближе - городские кварталы, и это не только сами Афины, но и города-спутники греческой столицы, а также мы видим (справа) холм Филопаппа (Philopappou). Обо всем этом подробнее в нашем обзоре.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид на скалу Акрополь (южный склон) и ее главный храм Парфенон из холла так называемого Нового музея Акрополя. Подробнее далее в нашем обзоре.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид на скалу Акрополь (южный склон) и ее главный храм Парфенон из холла так называемого Нового музея Акрополя. Подробнее далее в нашем обзоре.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Напомним, прежде, что Акрополь, с древнегреч. ἀκρόπολις, в переводе, «верхний город».

 

В Афинах Акрополь — это скала в центральной части города, на которой располагаются руины Парфенона — храма в честь богини Афины, — богини мудрости и богини-воительницы, и руины некоторых др. античных построек (Отметим, что название Парфенон связывают с греческим словом παρθένος, т.е «дева», или «девственница», поэтому считается, что название Парфенона происходит либо от значения «дом дев» — в этом случае в честь жриц, незамужних девушек, служивших в этом древнегреческом храме, либо же название происходит от значения «храм девственной богини» в честь одного из эпитетов богини Афины, как Афины Парфенос, т.е. Афины Девственницы).

 

В настоящее время Акрополь представляет собой охраняемую археологическую территорию-музей, которая также включает южный и северный склоны скалы Акрополя (Отметим попутно, что археологическая территория-музей скалы Акрополя и ее склонов работает ежедневно с 8:00 до 20:00 местного времени; стоимость билета, по состоянию на июнь 2019 г., 20 евро (в зимний период цены снижаются), вход на археологическую территорию-музей скалы Акрополя и ее склонов расположен рядом со станцией метро Акрополь (Akropoli).

 

Наиболее популярной точкой для туристов, наблюдающих Афины с Акрополя, является его южный склон — по той простой причине, что именно на южной части скалы Акрополя находятся входы для туристов на эту археологической территорию-музей, коей является эта гора и ее склоны. При этом важно подчеркнуть, что не стоит путать т.н. музей Акрополя, он же Новый музей Акрополя, с археологической территорией-музеем скалы Акрополя. Новый музей Акрополя (Acropolis Museum, Mouseio Akropolis, ближайшая станция метро также Акрополь (Akropoli), ультрасовременное здание из стекла и бетона, открытое в 2009 году, где выставлены археологические находки с горы Акрополя, расположено вне огороженной археологической территории-музея горы Акрополя и ее склонов, хотя и в непосредственной близости от его южного склона Акрополя и входа на его археологическую территорию.

 

При этом сама археологическая территория-музей горы Акрополя — это именно археологическая территория — там всё под открытым небом. Посмотрим далее на виды с Акрополя на город, а затем на некоторые объекты расположенные собственно на Акрополе и его склонах.

Море, видимое с Акрополя

 

Вид с южного склона Акрополя по направлению на юго-запад:

Здесь, на фото, на горизонте мы видим Эгейское море, а точнее Сароникос, Саронический залив, известный также как Афинский или Эгинский залив, а непосредственно к морю примыкают кварталы города Палеона-Фалирона (Palaio Faliro, Παλαιό Φάληρο), с древности, наряду Пиреем (Pireás, Πειραιάς), служащего портом Афин, а уже ближе к нам начинаются кварталы собственно Афин;

Справа на среднем плане, на фото, виден небольшой холм Филопаппа (Philopappou) с сохранившейся с древности башней-усыпальницей Гая Юлия Антиоха Филопаппоса (поэтому холм так и называется), одного из представителей правящей семьи в то время подчиненного Римской империей эллинистического греко-армяно-сирийского Коммагенского царства (ныне территория Турции, на границе с Сирией); И, наконец, на первом плане мы видим часть археологической территории-музея горы Акрополь и его склонов.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид с южного склона Акрополя по направлению на юго-запад:

Здесь, на фото, на горизонте мы видим Эгейское море, а точнее Сароникос, Саронический залив, известный также как Афинский или Эгинский залив, а непосредственно к морю примыкают кварталы города Палеона-Фалирона (Palaio Faliro, Παλαιό Φάληρο), с древности, наряду Пиреем (Pireás, Πειραιάς), служащего портом Афин, а уже ближе к нам начинаются кварталы собственно Афин;

Справа на среднем плане, на фото, виден небольшой холм Филопаппа (Philopappou) с сохранившейся с древности башней-усыпальницей Гая Юлия Антиоха Филопаппоса (поэтому холм так и называется), одного из представителей правящей семьи в то время подчиненного Римской империей эллинистического греко-армяно-сирийского Коммагенского царства (ныне территория Турции, на границе с Сирией); И, наконец, на первом плане мы видим часть археологической территории-музея горы Акрополь и его склонов.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид с южного склона Акрополя по направлению на юго-запад:

На первом плане - на зеленом склоне часть археологической территории-музея горы Акрополь и его склонов, а слева виднеется современное здание Нового музея Акрополя (Acropolis Museum, Mouseio Akropolis), о котором подробнее в следующей части этого обзора; Далее кварталы Афин и городов-спутников, и вид Эгейского моря - Сароникоса, Саронического залива, известного также как Афинский или Эгинский залив.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид с южного склона Акрополя по направлению на юго-запад:

На первом плане - на зеленом склоне часть археологической территории-музея горы Акрополь и его склонов, а слева виднеется современное здание Нового музея Акрополя (Acropolis Museum, Mouseio Akropolis), о котором подробнее в следующей части этого обзора; Далее кварталы Афин и городов-спутников, и вид Эгейского моря - Сароникоса, Саронического залива, известного также как Афинский или Эгинский залив.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Итак, вид с южного склона Акрополя. Здесь мы видим, прежде всего, что хотя Афины не являются городом, стоящим непосредственно на море и не имеют набережной — территориально к морю выходят города-спутники греческой столицы Пирей (Pireás, Πειραιάς) и Палеон-Фалирон (Palaio Faliro, Παλαιό Φάληρο) служащие с античных времен портами Афин, тем не менее, море совсем близко от Афин — Эгейское море, омывающее эту часть Греции, можно увидеть с Акрополя.

 

Близлежащий к Афинам и видимый с Акрополя залив Эгейского моря носит название Сароникос, Саронический залив (Saronic Gulf, Saronikós kólpos, Σαρωνικός κόλπος, по имени мифологического царя древнегреческого пелопоннеского города-государства Тризин — ныне одноименное село, что в 63 километрах к юго-западу от Афин, Сарона, якобы в незапамятные времена утонувшего в заливе), но также залив именуют Афинским заливом или Эгинским заливом (Эгина — один из ближайших к Афинам греческих островов).

 

В Пирей из Афин проложено метро, конечная станция которого так и называется «Пирей» (Piraeus), и станция расположена прямо у Эгейского моря у очень длинной пирейской набережной — набережной Посейдона (Akti Posidonos). От Пирея отправляются корабли морских линий на греческие острова.

 

Вид на холм Филопаппа (Philopappou)

 

Возвращаясь к первому фото этого раздела (выше), если посмотреть с Акрополя на юго-запад, то мы увидим расположенный на близком расстоянии небольшой холм Филопаппа (Philopappou). Холм так называется потому, что на нем с древности располагается усыпальница Гая Юлия Антиоха Епифана Филопаппоса (годы жизни: 65–116 гг., Филопаппос —в данном случае это прозвище и означает «дедушка»). Филопаппос, смешанного греко-армяно-сирийского происхождения был придворным и родственником Антиоха IV, владетеля Коммагенского царства, эллинистического государства (ныне территория Турции, на границе с Сирией), которое в те времена мирно вошло в состав Римской империи. В современных путеводителях по Афинам Филопаппоса называют «римским гражданином, оказавшего большие благодеяния городу Афины», учитывая деятельность Филопаппоса по благоустройству в Афинах, уже входивших в состав Римской империи, когда он приехал в город в ссылку. Отметим, что в период Древней Греции холм Филопаппа был известен как холм Муз (Μουσεῖον), и по преданию здесь находилась могила поэта Мусея, ученика Орфея. В 1687 г. венецианцы, осаждая турецкий гарнизон, обстреливали Акрополь именно с холма Филопаппа.

Вид с Акрополя на так называемый Новый музей Акрополя и театр Диониса Элевферийского

 

Вид с южного склона Акрополя на так называемый Новый музей Акрополя и опоясывающую гору Акрополь с юга пешеходную улицу Дионисиу Ареопагиту (Dionysiou Aeropagitou, скрыта за деревьями), а на первом плане зелень огороженной археологической территории-музея горы Акрополь и ее склонов (ее части).

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид с южного склона Акрополя на так называемый Новый музей Акрополя и опоясывающую гору Акрополь с юга пешеходную улицу Дионисиу Ареопагиту (Dionysiou Aeropagitou, скрыта за деревьями), а на первом плане зелень огороженной археологической территории-музея горы Акрополь и ее склонов (ее части).

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид с южного склона Акрополя на здание так называемого Нового музея Акрополя (сооружен в 2009 году) и на руины (на первом плане) древнегреческого театра Диониса Элевферийского, - театра в честь бога Диониса – руины являются теперь частью огороженной археологической территории-музея горы Акрополь и ее склонов, в отличие от Нового музея Акрополя, расположенного за ее пределами и отделенного пешеходной улицей Дионисиу Ареопагиту (Dionysiou Aeropagitou).

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид с южного склона Акрополя на здание так называемого Нового музея Акрополя (сооружен в 2009 году) и на руины (на первом плане) древнегреческого театра Диониса Элевферийского, - театра в честь бога Диониса – руины являются теперь частью огороженной археологической территории-музея горы Акрополь и ее склонов, в отличие от Нового музея Акрополя, расположенного за ее пределами и отделенного пешеходной улицей Дионисиу Ареопагиту (Dionysiou Aeropagitou).

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

С южной стороны к археологической территории-музея горы Акрополь примыкает т.н. Новый музей Акрополя, открытый, как мы упоминали выше, в 2009 году. Это сверхсовременный музей из стекла, где выставлены археологические находки с горы Акрополя (Acropolis Museum, Mouseio Akropolis). Напомним, что Новый музей Акрополя не входит в состав огороженной археологической территории-музея горы Акрополь и ее склонов (для посещения этих двух достопримечательностей нужно покупать разные билеты), отделенный от нее пешеходной улицей Дионисиу Ареопагиту (Dionysiou Aeropagitou). Старый же музей Акрополя, ныне закрытый, был очень небольшим, и находился в приземистой постройке непосредственно за Парфеноном на самой скале Акрополя.

 

Надо сказать, что Новый музей Акрополя (напомним, ближайшая станция метро к нему: Акрополь (Akropoli), на наш взгляд, не так интересен, как т.н. Национальный Археологический музей Афин (National Archaeological Museum), находящийся немного в стороне от центра города (ближайшие станции метро к Национальному Археологическому музею Афин: Омония (т.е. Согласия, Omonia), Виктория (Victoria) и чуть дальше — станция метро вокзал Ларисса (Larissa Station). Фактически, главный музей Греции, Национальный Археологический музей Афин содержит невероятную коллекцию античных греческих скульптур (статуи, скульптурные группы, саркофаги, бюсты и алтари), а также коллекцию микенского золота, включая знаменитую «маску Агамемнона», найденную в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом, а также коллекцию античных бронзовых статуй и изделий, огромную коллекцию керамики и т.д. Новый же музей Афин стоит полупустой, и выставляет довольно небольшую коллекцию.

 

Как часть археологической территории-музея горы Акрополь, на южном склоне скалы Акрополя, в юго-восточной части этого склона, находятся руины древнегреческого театра Диониса Элевферийского (Theatre of Dionysus Eleuthereus), посвященному богу Дионису — богу вина и развлечений. Культ бога Диониса перешел в Афины из Элевфер — Eleutherae, города в северной части Аттики, когда в Афины была перенесена деревянная статуя бога Диониса. Театр Диониса Элевферийского считается первым в мире театральным сооружением, он построен в V веке до. н.э. — сначала как деревянный, а затем каменный. Первоначально же на этом месте афинский тиран Писистрат (Peisistratos, правил в Афинах в 560-527 гг. до н. э) обустроил место для культовых танцев в честь бога Диониса.

 

Сам же театр в Древней Греции в целом, а театр  Диониса у Акрополя в частности, развился после того как в церемонию в честь Диониса, известную как Великие Дионисии, с исполнением дифирамбов — так древние греки называли гимны в честь бога Диониса, исполняемые в танце хором мужчин, одетых козлиные шкуры, добавились речевые и мимические вставки, а также диалоги. Отметим, что и слово «трагедия» происходит от трагов — «козлов», т.е. упомянутых выше мужчин, одетых в козлиные шкуры на церемонии в честь Диониса.

 

Первые ряды в театре занимали правители и знать, также там было особое почтенное место для главного жреца храма Диониса Элевферийского из города Элевферы. Театр много разрушался и перестраивался, некоторое время в театре проводились заседания Народного собрания Афин. В римский период в тетра также проходили представления. Театр окончательно был разрушен в византийский период, когда поклонение языческим богам было запрещено. Раскопки театра начались с 1846 года усилиями Греческого Археологического общества, продолжаясь затем несколько десятилетий.

Вид с Акрополя на храм Зевса Олимпийского, Заппеон и стадион Панатинаикос

 

Вид на Афины с южного склона скалы Акрополя в юго-восточном направлении, и здесь мы видим руины (там, где виднеется открытое поле со стоящими на нем колоннами), древнегреческого храма Зевса Олимпийского (Temple of Olympian Zeus, Naós tou Olympíou Diós), известного как Олимпион, а кроме того виднеется (посреди зелени, через дорогу от храма Зевса Олимпийского) выставочный дворец Заппеон (Zappeion, сооружен в 1888 году, как главный выставочный центр получившей независимость от Османской империи Греции);

И, наконец (также посреди зелени), стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский») - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид на Афины с южного склона скалы Акрополя в юго-восточном направлении, и здесь мы видим руины (там, где виднеется открытое поле со стоящими на нем колоннами), древнегреческого храма Зевса Олимпийского (Temple of Olympian Zeus, Naós tou Olympíou Diós), известного как Олимпион, а кроме того виднеется (посреди зелени, через дорогу от храма Зевса Олимпийского) выставочный дворец Заппеон (Zappeion, сооружен в 1888 году, как главный выставочный центр получившей независимость от Османской империи Греции);

И, наконец (также посреди зелени), стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский») - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

На снимке (на первом плане) мы видим, как часть территории-музея горы Акрополя, руины древнегреческого театра Диониса (Theatre of Dionysus Eleuthereus), посвященному богу Дионису – богу вина и развлечений;

Далее уже упоминавшийся Новый музей Акрополя, как мы говорили, за пределами собственно археологической территории музея горы Акрополя;

На среднем плане снимка – слева (там, где виднеется открытое поле со стоящими на нем колоннами), руины древнегреческого храма Зевса Олимпийского (Temple of Olympian Zeus, Naós tou Olympíou Diós), известного как Олимпион;

Через дорогу от него (среди зелени)- выставочный дворец Заппеон (Zappeion, сооружен в 1888 году, как главный выставочный центр получившей независимость от Османской империи Греции);

И, наконец, стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский»), - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

На снимке (на первом плане) мы видим, как часть территории-музея горы Акрополя, руины древнегреческого театра Диониса (Theatre of Dionysus Eleuthereus), посвященному богу Дионису – богу вина и развлечений;

Далее уже упоминавшийся Новый музей Акрополя, как мы говорили, за пределами собственно археологической территории музея горы Акрополя;

На среднем плане снимка – слева (там, где виднеется открытое поле со стоящими на нем колоннами), руины древнегреческого храма Зевса Олимпийского (Temple of Olympian Zeus, Naós tou Olympíou Diós), известного как Олимпион;

Через дорогу от него (среди зелени)- выставочный дворец Заппеон (Zappeion, сооружен в 1888 году, как главный выставочный центр получившей независимость от Османской империи Греции);

И, наконец, стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский»), - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Если посмотреть с южного склона Акрополя на юго-восток, то мы увидим руины храма Зевса Олимпийского (Temple of Olympian Zeus, Naós tou Olympíou Diós), который также известен как Олимпион — и это, как считается самый древний храм Афин. Его сооружение было начато в VI веке афинским тираном Писистратом (Peisistratos, правил, как уже говорилось, в Афинах в 560-527 гг. до н. э). Храм был достроен лишь семь веков спустя после начала строительства при римском императоре Адриане, в 132 году. В храме, кроме статуи Зевса — старшего бога в античной мифологии — «отца богов и людей», была установлена и статуя упомянутого императора Адриана. Храм был разобран в византийский период, когда языческие боги перестали почитаться (ближайшие станции метро к археологической территории-музею руинам храма Зевса Олимпийского: Акрополь (Akropoli) или чуть дальше, если идти через Национальный сад – Синтагма (Syntagma).

 

За храмом Зевса Олимпийского в 131 году была воздвигнута сохранившаяся до наших дней арка Адриана — также в честь этого упоминавшегося выше римского императора. Арка делила Афины на старый город и новые римские кварталы, именуемые Новым городом, или Андрианополем.

 

Вскоре после обретения независимости Греции от Османской империи через дорогу от площадки, где находится храм Зевса Олимпийского, в 1888 г. был построен выставочный дворец Заппеон (Zappeion) — здание в неоклассическом стиле по проекту одного европейского архитектора того времени. Заппеон назван в честь оплачивавшего его сооружение мецената Евангелиса Заппаса (Evangelos Zappas, годы жизни: 1800-1865), также финансировавшего возобновленные Пангреческие Олимпийские игры в 1859 г. и последующих годах, Пангреческие Олимпийские игры были предвестником возобновления Олимпийских игр в 1896 г.), а также его двоюродного брата Константинаса Заппаса (Konstantinos Zappas, годы жизни: 1814–1892), который занимался достройкой здания после смерти Евангелиса. В Заппеоне периодически проходят выставки и всевозможные мероприятия. Здание принадлежит городу Афины.

 

Из подвальных помещений Заппеона долгие годы транслировало греческое национальное радио: оттуда же это вещание и началось — 25 марта 1938 г., как передача Ραδιοφωνικός Σταθμός Αθηνών (Radiofonikós Stathmós Athinón), «Афинской радиостанции», и продолжалось до 1970 г., когда радиовещание переехало в новый вещательный центр. Во время Второй мировой войны в 1940 году в здании также размещался греческий военный госпиталь, а в 1981 г. в Заппеоне прошла церемония подписания соглашения о вступлении Греции в Европейский Союз (ближайшие станции метро к Заппеону: Акрополь (Akropoli) или чуть дальше, если идти через Национальный сад – Синтагма (Syntagma).

 

Также недалеко от Заппеона располагается стадион Панатинаикос (в переводе с греч. «всеафинский»), — стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона, заложенного в IV веке при правлении казначея Афин и известного ритора (оратора) Ликурга Афинского (годы жизни: 396-323 годы до н. э). В античный период на древнем стадионе, известном как Панафинейский стадион, проходили ежегодные Панафинейские игры в честь богини Афины. Стадион многократно перестраивался, в том числе в римский период. Был окончательно разрушен в османский период. Вскоре после достижения Грецией независимости от Османской империи, в середине XIX века были проведены раскопки на средства упоминавшегося выше мецената Евангелиса Заппаса. Затем на средства благотворителя Георгиса Аверова стадион был построен заново, и стал известнен как стадион Панатинаикос. На стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 года (ближайшие станции метро к стадиону Панатинаикос: Акрополь (Akropoli) или чуть дальше, если идти через Национальный сад – Синтагма (Syntagma).

Вид с Акрополя на здание парламента, Национальный сад и площадь Синтагма, а также гору Ликабет, а кроме того — храм Гефеста на Афинской Агоре

 

Панорама Афин с северного склона Акрополя, и здесь мы видим здание парламента Греции (здание парламента Греции - это бывший королевский дворец, построенное в 1842 году для Оттона I (Otto) – первого короля получившей независимость от Османской империи Греции; ориентир, чтобы найти здание парламента на фото - справа от здания парламента начинается зелень Национального сада, бывшего королевского сада); Кроме того, просматривается расположенная у парламента главная площадь Афин - Синтагма (Syntagma, площадь Конституции);

Также на фото (слева) внушительная гора Ликабет (Lycabettus, или иначе - Lykavittos), являющаяся пусть и самым высоким холмом Афин, но малопригодным из-за своей крутизны для строительства на нем, в от отличие от Акрополя, например.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Панорама Афин с северного склона Акрополя, и здесь мы видим здание парламента Греции (здание парламента Греции - это бывший королевский дворец, построенное в 1842 году для Оттона I (Otto) – первого короля получившей независимость от Османской империи Греции; ориентир, чтобы найти здание парламента на фото - справа от здания парламента начинается зелень Национального сада, бывшего королевского сада); Кроме того, просматривается расположенная у парламента главная площадь Афин - Синтагма (Syntagma, площадь Конституции);

Также на фото (слева) внушительная гора Ликабет (Lycabettus, или иначе - Lykavittos), являющаяся пусть и самым высоким холмом Афин, но малопригодным из-за своей крутизны для строительства на нем, в от отличие от Акрополя, например.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Еще одна панорама Афин с северного склона Акрополя, и здесь, на фото, мы опять видим здание парламента Греции (прямо слева от локтя фотографирующего туриста, попавшего в кадр), а также гору Ликабет.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Еще одна панорама Афин с северного склона Акрополя, и здесь, на фото, мы опять видим здание парламента Греции (прямо слева от локтя фотографирующего туриста, попавшего в кадр), а также гору Ликабет.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

А теперь посмотрим, что видно с северного склона Акрополя. А видно, среди прочего, парламент с Национальным садом и площадью Синтагмой, гору Ликабет, а также храм Гефеста на древней Афинской Агоре.

 

Здание парламента Греции — это бывший королевский дворец  (как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma). Здание было построено в 1842 г. по проекту баварского архитектора Фридриха фон Гертнера (Friedrich von Gärtner) для Оттона I (Otto) — первого короля получившей независимость от Османской империи Греции (правил в качестве короля Греции в 1832-1862 гг. его титул по гр. звучал как Βασιλεύς τῆς Ελλάδος — басилевс Эллады, последующие короли носили титул басилевс эллинов). Второй сын короля Баварии, из династии Виттельсбахов (Wittelsbach), Оттон I был пригашен на греческий престол парламентом Греции при согласии великих держав.

 

В 1910 году, при втором греческом короле Георге I (второй сын короля Дании Кристиана IX, из династии Глюксбургов) после пожара во дворце королевская семья переехала в расположенное на задах, у королевского сада (ныне Национальный сад) здание дворца принца-наследника (на ул. Герода Аттика, ныне там располагается Президентский дворец (как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma), опустевший королевский дворец стали именовать «Старым дворцом»

 

После реконструкции дворца после пожара, и до 1922 г., некоторые члены королевской семьи, как, например, вдовствующая супруга короля Георга I, королева Ольга (русская по происхождению) снова проживали «Старом дворце», при этом королевским дворцом стал считаться дворец принца-наследника. В 1924 году на референдуме в Греции была отменена монархия, и в «Старом дворце» стали размещались различные государственные и общественные службы, — в 1923 г., когда происходил т.н. греко-турецкий обмен населением (турки высылались из Греции в Турцию, а греки из Турции в Грецию) «Старый дворец» служил приютом для греческих беженцев из Турции; во время Второй мировой войны некоторое время там был госпиталь; затем там поместился музей личных вещей бывшего короля Георга I (ныне часть коллекции Национального исторического музея). В ноябре 1929 года было решено, что в этом здании будет постоянно находиться парламент, и дворец снова закрылся на реконструкцию. Он открылся как дворец парламента в 1934 г. (в свою очередь, в здании, откуда переехал парламент, ныне размещается Национальный исторический музей Греции). Несмотря на восстановление монархии в 1935 г., в бывшем королевском «Старом дворце» продолжал заседать парламент. И после повторного упразднения монархии в Греции в 1974 г. здании продолжает работать парламент Греции (как добраться до здания парламента: станция метро Синтагма (Syntagma).

 

Непосредственно за зданием парламента Греции расположился т.н. Национальный сад, и это ни что иное, как бывший сад королевского дворца — Королевский сад (как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma). Но сады здесь были с древности. В период античности на этом месте располагался сад одного из учеников Аристотеля — Теофраста (Theophrastus). Существующий же сад был разбит по заказу королевы Амалии (Amalia), супруги первого короля независимой Греции, уже упоминавшегося Оттона I, в 1838-1840 гг., по проекту немецкого агронома Фридриха Шмидта (Friedrich Schmidt). Часть верхнего сада позади здания была огорожена и являлась частным садом короля и королевы. Днем остальной сад был открыт для публики. С первым свержением монархии в 1920-х гг. парк был полностью открыт для публики — с заката для рассвета (вход бесплатный) и переименован в Национальный сад. В честь греческой Амалии перед садом была переименована проспект королевы Амалии. В 2004 году греческое государство передало сад на 90 лет во владение городу Афины. По состоянию на 2019 г., сад выглядит довольно запущенным. Из развлечений: можно понаблюдать за большими черепахами, живущими в небольшом водоеме и птицами в вольерах.

 

Перед парламентом находится памятник-кенотаф (кенотаф — т.е. усыпальница без тела) неизвестному солдату, сооруженный в 1932 г (как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma). Скульптура кенотафа изображает обнаженного павшего древнегреческого воина-гоплита с оружием в руках (работа вдохновлена ​​архаичными статуями из храма Афеи на острове Эгина, которые сегодня находятся в Мюнхенской галерее скульптур — Глиптотеке), слева и справа от гоплита о начертаны по-гречески изречения древнегреческого историка Фукидида (Thucydides): «И одна постель остается пустой для неизвестных» и «Мужей прославленных любая земля могила». Также на памятнике начертаны названия городов, где воевала греческая армия. Памятник работы греков Фокиона Рока и Эмануилла Лазаридиса. Возле памятника неизвестному солдату каждый полчаса сменяется караул греческой церемониальной президентской гвардии эвзонов (evzones, букв. с греч. «хорошо подпоясанные») в традиционных юбках- фустанеллах.

 

Через дорогу от парламента располагается главная площадь современных Афин — площадь Синтагма (Syntagma, т.е.площадь Конституции; как добраться: станция метро Синтагма (Syntagma). Первоначально она носила название Дворцовая площадь, но в 1844 г. была переименована в пл. Конституции, в честь введенной тогда королем Оттоном I конституции, преобразовавшей государство в конституционную монархию, что произошло после беспорядков 1843 г. Площадь была заложена в первые годы правления короля Оттона I (напомним, правил в качестве короля Греции в 1832-1862 гг.). ок. 1834 г., когда Афины стали столицей новорожденного греческого королевства вместо города Нафплиона.

 

От площади Синтагма идет важнейшая торгово-туристическая улица Афин — Эрму (Ermou, т.е. с гр. — улица Гермеса, в честь бога торговли), и ей параллельные торговые улицы. Эрму пересекается с одной из самых популярных площадей греческой столицы — пл. Монастираки (Monastiraki, букв. «маленький монастырь — в честь исчезнувшего византийского монастыря, когда-то бывшего на этом месте; как добраться до площади: станция метро Монастираки — Monastiraki).

 

Гора Ликабет, или Ликавитос (Lycabettus, либо Lykavittos), по популярной версии название происходит от гр. слова lycos — волк, здесь в древности якобы обитало много волков) является самым высоким холмом Афин, с высотой примерно в 280 метров. Считается, что эта одна из самых лучших обзорных точек Афин, поэтому на горе функционирует фуникулер, нижняя станция, которого находится у перекрестка улиц Аристиппу (Aristippou) и Плутарх (Ploutarhou) — как добраться до нижней станции фуникулера: станция метро Евангелисмос (букв. Возвещение, Evangelismos). Интервал: работы фуникулера: каждые полчаса, хотя на холм идет и обычная, но крутая, лестница, а также есть тропинка. Фуникулер идет на гору в туннеле, вообще же холм имеет подземные укрепления, построенные перед Второй мировой войной для греческих ПВО.

 

Растительность на холме была уничтожена за период турецкого правления, но в перод независимой Греции ее стали высаживать вновь в 1890-1915 г.г активисты Организации любителей леса. Теперь холм частично снова покрыт лесом, но из-за своей каменистой структуры не пригоден для жизни всё равно. В настоящее время на вершине холма находится большой современный амфитеатр-театр под открытым небом (по состоянию на 2019 г. не работает). Святилище в честь Зевса имелось на горе в античный период, в византийский период была построена христианская часовня, которая много раз перестраивалась, а существующая версия — часовня св. Георгия была сооружена в конце XVIII века, т.е. в поздний османский период владения Грецией.

 

К северо-западу от Акрополя находится древнегреческий храм Гефеста, и нельзя сказать что то руины. Храм Гефеста (Temple of Hephaestus) — это самое сохранившееся здание на Афинской Агоре (напомним, агора — это центральное коммерческое и общественное пространство в городов античных времен; древнегр. слово ἀγορά можно перевести как «место сбора», «место созыва»).

 

Храм Гефеста сооружался в 449-415 гг. до н.э., и был посвящен богу ремесленников, мастеров по металлу и богу огня Гефесту (в период Древних Афин в непосредственной близости от храма было множество гончарных и металлообрабатывающих мастерских). Святилище Гефеста было бы закрыто во время гонений на язычников в поздней Римской империи. Около 700 г. н.э. бывший храм Гефеста был превращен в христианскую церковь, посвященную святому Георгию. Бывший храм Гефеста так хорошо сохранился, практически в первоначальном виде, потому что все последующие столетия он оставался зданием культа, правда уже христианского. С 1834 года решением первого короля независимой Греции Оттона I был провозглашен памятником античности, и христианская церковь в нем прекратила существование (ближайшие станции метро к храму Гефеста: Монастираки (Monastiraki) или Тисио (Thiseio).

Дополнительно: Некоторые объекты Акрополя, — всё, что надо увидеть, и его история

 

На скале Акрополь, и здесь, на заднем плане справа - Эрехтейон (Erechtheion, Эрехтейон), который считался самым священным храмом Афин. Он одновременно был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого назван, и Буту – брату Эрехтея, а также матери-земле и священному змею - см. ниже, в этом обзоре.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

На скале Акрополь, и здесь, на заднем плане справа - Эрехтейон (Erechtheion, Эрехтейон), который считался самым священным храмом Афин. Он одновременно был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого назван, и Буту – брату Эрехтея, а также матери-земле и священному змею - см. ниже, в этом обзоре.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Страницы цитируемого в этом обзоре, среди прочего, современного греческого издания «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 год, публикация вышла на нескольких языках, здесь русское издание) с изображением скалы Акрополя с юго-западной стороны: на первом плане здесь древний театр Одеон Ирода Аттика (театр расположился на южном склоне Акрополя); также видим собственно сам Парфенон (справа, в центральной части снимка) и храм Эрехтейон (на дальнем плане); и, наконец, видим вход на скалу с предвратными постройками – вход именуется с древних времен Пропилеи (и вход на Акрополь всегда был, напомним, с западной стороны) – обо всех упомянутых объектах см. в нашем обзоре ниже.
Страницы цитируемого в этом обзоре, среди прочего, современного греческого издания «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 год, публикация вышла на нескольких языках, здесь русское издание) с изображением скалы Акрополя с юго-западной стороны: на первом плане здесь древний театр Одеон Ирода Аттика (театр расположился на южном склоне Акрополя); также видим собственно сам Парфенон (справа, в центральной части снимка) и храм Эрехтейон (на дальнем плане); и, наконец, видим вход на скалу с предвратными постройками – вход именуется с древних времен Пропилеи (и вход на Акрополь всегда был, напомним, с западной стороны) – обо всех упомянутых объектах см. в нашем обзоре ниже.

В предыдущих частях мы рассказали о некоторых объектах, которые можно увидеть со скалы Акрополя, но раз уж мы на Акрополе, то вот памятка о том, что-же главного нужно увидеть здесь, собственно, внутри археологической территории-музея скалы Акрополь и его склонов.

 

Как Акрополь уцелел?

 

Начнем с того, что памятники на самой горе Акрополь, т.е. то, что входит в отдельный музейный, если можно сказать, аттракцион — огороженную археологическую территорию-музей скалы Акрополь и его склонов, так разрушены и немногочисленны, что их можно осмотреть довольно быстро. Больше времени занимает сам подъем на скалу и осмотр захватывающего вида, открывающегося с Акрополя на Афины и окрестности, а также осознание того, что находишься в столь знаковом для европейской и мировой цивилизации месте.

 

И если говорить честно, памятники Акрополя из-за своих повреждений не производят вблизи большого впечатления, тот же Парфенон выглядит гораздо лучше издалека — причем с одного, известного всем профессиональным фотографам ракурса.

 

Но здесь следует задаться вопросом, как вообще уцелели Парфенон и другие памятники Акрополя и его склонов, если вспомнить, какие метаморфозы и испытания переживали эти сооружения (так Парфенон после того как, перестал быть святилищем богини Афины, для чего он собственно и был сооружен, был последовательно византийской церковью, католическим храмом, османской мечетью и турецким пороховым складом), а также если учитывать, что со времени конца культуры античности, — т.е. той культуры, которую олицетворяет Парфенон, прошло очень большое количество времени. Но когда закончилась эпоха античных Афин?

 

Напомним, что по современным представлениям под античностью (от лат. antiquitas «древность») понимают греко-римскую древность, т. е. цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима, или как ее еще называют классическую древность. И говоря о конце античной культуры Афин и всей Греции, обычно указывают две даты. Причем эти даты обозначают, как считается, не только конец античных Афин или Древней Греции, но и конец древнеримской цивилизации, т.е. конец всей классической древности.

 

Приведем эти две даты далее по греческому справочному изданию «Греция. Между мифом и историей. 8500 лет цивилизации» (издательство «Хайталис» — Haitalis Editions, Афины 2002 г., русское издание):

 

«393 г. н.э. — запрет поклонения местным (т.е. языческим Прим. Portalostranah.ru) богам и отмена Олимпийских игр римским императором Феодосием» и «529 г. н.э. — византийский император Юстиниан закрывает философские школы». Конец цитаты.

 

Да, Афины терпели всякие неурядицы и до того, — например, фатальные поражения от Спарты или Македонии (государства, ставшего известным благодаря Александру Македонскому), которые несли поражение афинской демократии — но при этом сами были частью классической культуры Греции.

 

Несли Афины поражения тогда и от иностранных завоевателей. Справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 г., русское издание) приводит два таких примера иностранных вторжений в Афины, — правда иностранное завоеватели быстро Афины покидали, и Афины возрождались:

 

(в 480 году до н. э) «персы со своим предводителем-царем Ксерксом, после битвы у Фермопил... вошли в опустошенные Афины, сожгли Акрополь и разрушили все, что смогли...», но уже спустя несколько дней после разграбления Афин, когда «Ксеркс взошел на гору Эгалео (гора вблизи Афин, у залива Сароникос Прим. Portalostranah.ru), чтобы наблюдать морское сражение у острова Саламин..., то (в этом сражении) его флот потерпел полное поражение... от полководца афинян Фимистокла,.. который загодя построил афинский флот, такм образом добившись превращения Афин в морскую державу, (и персы были вынуждены уйти)». Конец цитаты.

 

Заметим, что разграбление Афин Ксерксом в 480 году до н. э считается одним из страшных бедствий в истории Афин, таким, что его проявление можно было найти на Акрополе спустя почти две с половиной лет назад, когда скульптуры с разрушенного персами Акрополя были раскопаны археологами уже в новое время — в 1863–1866 гг., в получившей независимость от османов Греции: разбитые или частично поврежденные скульптуры уцелели в виде т.н. «персидского мусора» (термин, принятый археологами, ведшими раскопки в XIX веке на Акрополе), т.е. сакральной свалки, в которой вернувшиеся в свой город после отступления персов древние афиняне закопали обломки артефактов Акрополя (среди артефактов в ходе раскопок на Акрополе «персидского мусора» была и знаменитая ныне мраморная статуя, предаоложительно изображающая афинского эфеба (т.е. подростка из свободных граждан), ныне известная как Kritios Boy — первоначально статуя без головы была найдена в 1866 г. (голова этой статуи была найдена в ходе раскопок на Акрополе двадцать три года спустя, ныне статуя хранится в Новом музее Акрополя). Персы так основательно разрушили в 480 году до н.э. постройки Акрополя, что афиняне решили не восстанавливать их, а строить заново, и Парфенон (в той классической версии, которая дошла до наших дней), Эрехтейон, Пропилеи, храм Ники (т.е. то, что и ныне представляет собой комплекс на скале Акрополя) были построены на месте старых храмов после поражения персов (постройка шла ок 447-431 г. до н.э.).

 

или вот «еще одна великая катастрофа постигает город в 267 году, когда Афины подвергаются набегу орд эрулов» (эрулы, иначе герулы — древнегерманское племя, в тот период Афины, как и вся Греция, уже входили в состав Римской империи Прим. Portalostranah.ru), но (даже после полного разграбления города эрулами) «Афины продолжали оставаться духовным центром древнего мира, благодаря известности и славе прошлого и известности школ искусства, риторики и философии, где обучались (например, и будущие) Отцы христианской церкви Василий Великий и Григорий Назиранский», напоминает справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 г., русское издание).

 

Надолго покорили Афин только римляне. Это случилось в 146 г. до н.э., после периода упадка, в который Афины зависели от политики Македонии (напомним, греческого государства, где когда-то правил Александр Македонский), Афины были завоеваны Римской республикой (будущей Римской империей). Сначала афинянам пришлось от Рима, что называется, натерпеться.

 

Справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 г., русское издание) с меланхолией пишет о первых последствиях римского завоевания: «В первые годы римского правления Афины постигли большие бедствия, особенно когда (римский военноначальник) Сулла (86 г. до н.э) разрушил город Афины и порт Пирей и увез значительное количество искусства в Рим». Но затем, уже с подъемом, продолжает: «напротив, во II веке н.э., уже в период расцвета Римской империи Афины снова познают величие, украшаются многими храмами, памятниками, водопроводом...»

 

Итак, несмотря на то, что Древний Рим также можно было причислить к иностранным завоевателям Афин, древние римляне настолько прониклись культурой Афин, что ныне как мы упоминали, под античностью понимают неразрывную греко-римскую древность, а век классической культуры Афин продолжился и при римлянах.

 

Современное греческое справочное издание «Греция. Между мифом и историей. 8500 лет цивилизации» (издательство «Хайталис» — Haitalis editions, Афины 2002 г., русское издание) пишет об этом периоде так:

 

«Греческая культура имела огромное влияние на римских завоевателей. Римское искусство, философия и литература основывались большей частью на творениях греческой древности. Кроме того множество римских императоров посещали Грецию, в основном Афины, которые являлись важнейшим духовным центром империи».

 

А далее мы приближаемся к тому времени, когда век античных Афин закончился. Но сначала немного хронологии: в 330 г. н.э. при римском императоре Константине I столица Римской империи переносится в Константинополь, при этом в 313 году тем же римским императором (с соправителями) христианство в Римской империи разрешается исповедовать свободно, но при этом сохраняются языческие античные культы.

 

В 395 году происходит окончательный раздел Римской империи на Западную (через некоторое время погибшую под натиском варварских племен) и Восточную, ставшую известной как Византия. Греция входит в Восточное Римское государство (т.е. в Византию). А за два года до того (в 393 г.) последний император Римской империи, которому удалось править в обоих ее частях Западной и Восточной (он правит из Константинополя) Феодосий I запрещает, как уже говорилось в начале этой части нашего обзора, исповедование языческих культов. И наконец, как также уже говорилось, в 529 г. византийский император Юстиниан закрывает философские школы в Афинах.

 

Таким образом, 529 год принято считать концом античности и античных Афин. Но еще раньше, как считается, древнее языческое святилище Афины в Парфеноне было закрыто, хотя это произошло далеко не сразу после указа Феодосия I, а спустя несколько десятилетий — считается, что это случилось около 484 г. н.э. при византийском императоре Флавии Зеноне, или же на несколько лет или даже десятилетий раньше. Оппозиция христианству была достаточно сильной, и поэтому античные святилища ликвидировались медленно. Когда Парфенон был преобразован в первую в нем христианскую церковь (она получила название святой Софии, от древнегреческого σοφία — «мудрость) с точностью до года не известно. Считается, что это произошло в середине-конце VI века н.э.

 

Христианский храм святой Софии в афинском Парфеноне изначально относился к Восточной Римской церкви, т.е. следовал той трактовке христианского учения, которую разносили сначала архиепископы, а затем патриархи Константинополя, и к моменту открытия упомянутой христианской церкви святой Софии в Парфеноне, что произошло, как считается, не ранее правления византийского императора Юстиниана, в Константинополе уже победили всяческих «уклонистов» и следовали статуту, который ныне именуется православием.

 

Обращаясь к 529 году, следует уточнить, что тогда была закрыта т.н. Платоновская Академия, которая объединяла философские школы в Афинах, а схоларх (наставник) Платоновской Академии Дамасский (Damascius) и еще несколько учителей эмигрировали в Персию (Дамасский позднее вернулся в пределы Византии, и умер в Александрии ок. 538 г.).

 

Справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 г., русское издание) снова с меланхолией указывает: «После закрытия философских школ в 529 году постепенно затухает и слава Афин. Афины постепенно превращаются в маленький провинциальный городок и разделяют судьбу остальной Греции. В течении многих последующих столетий история редко упоминает об этом городе. В годы Византийской империи Афины не получают особого развития».

 

Ему вторит другое греческое справочное издание «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание): «С распространением христианства древние боги «передают» в кавычках свои святилища религии Назорея (Назорей — букв. «посвященный Богу», одно из наименований Иисуса Христа Прим. Portalostranah.ru). Место Афины Парфенос в Парфеноне занимает новая Парфенос (т.е. Дева) Мария, которой впоследствии будут поклоняться как Афинской Божьей Матери. Для потребностей нового культа в планировку Парфенона делаются определенные изменения... Большое количество произведений искусства и культовых статуй перевозится в то время из Афин в Константинополь (в том числе была вывезена в Константинополь и статуя Афины, которая находилась внутри святилища Парфенона, и вскоре там утеряна Прим. Portalostranah.ru). Афины постепенно лишаются своих статуй и предаются забвению. Ненадолго пробуждает Афины ото сна посещение византийским императором Василием II Болгаробойцем, который преклоняет колена пред образом афинской Божьей Матери в Парфеноне (1018 г. н.э.)».

 

Здесь уточним, что в византийский период размещенная в Парфеноне церковь святой Софии была через некоторое время преобразована Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы (также теперь называется и современный, построенный в 1862 г., главный собор зависимой от Константинопольской патриархии Элладской православной церкви в Афинах).

 

По итогам IV крестового похода византийцы были выбиты из Афин, и здесь возникло небольшое герцогство Афинское, однако существовавшее достаточно долго — с 1205 по 1458 гг., и управлявшееся сначала бургундской, затем каталонской и, наконец, флорентийской династией. В период существования герцогства Афинского его религией было католичество, а в Парфеноне поместился уже не православный, а католический собор — Собор Афинской Богоматери, и именно в бытность герцогства Афинского в юго-западном углу Парфенона была добавлена сторожевая башня, также служившая колокольней, которая после отвоевания османами Афин у католических владетелей герцогства Афинского в 1458 г. стала минаретом турецкой мечети.

 

«Франки (бургундцы), каталонцы, флорентинцы и турки, захватывающий каждый в сое время Афины, не были знакомы с историей города, и даже не подозревали в каком священном месте — на Акрополе они размещали свои палаты и гаремы, казармы присутственные места. Войны, фанатизм, вандализм и невежество оставили свой ужасный след на шедеврах древнегреческой культуры», напоминает греческое справочное издание «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 г., русское издание).

 

Как отмечает греческое справочное издание «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание), «(с возникновением герцогства Афинского) на холме Акрополе, который с возведением позднеримских фортификационных сооружений вновь стал играть свою первоначальную роль крепости, возводятся новые укрепления. Наиболее впечатляющие из них башня XV века к югу от Пропилеев, которая сохранится вплоть до 1874 года. Парфенон используется тогда в качестве католической церкви, а Пропилеи (см. ниже Прим. Portalostranah.ru), где долгое время жил византийский митрополит Афин, становится резиденцией французов (бургундцев) де ла Рош, герцогов Афинских», пишет издание.

 

«В 1458 году Афины были захвачены турками, а на Акрополе возникло целое турецкое селение,.. подвергнувшись невосполнимым разрушениям. Парфенон был превращен в мечеть, а затем в пороховой склад (в пороховой склад были превращены и Пропилеи). В Эрехтейоне (см. ниже Прим. Portalostranah.ru) размещался гарем турецкого коменданта, а храм Ники (см. ниже Прим. Portalostranah.ru) был разобран.. В 1687 году во время венецианско-турецкой войны Акрополь был и обстрелян (с близлежащего холма Филопаппа — Philopappou, из-за обстрела сильно пострадал Парфенон) и захвачен венецианским адмиралом Моросини. В 1490 г. Афины вторично захвачены (у венецианцев) турками», напоминает издание «Афины. Между мифом и историей (издательство «Хайталис» — Haitalis editions, Афины ок. 2010 г., русское издание), говоря о периоде в жизни Акрополя после того, как пало герцогство Афинское и в Афинах правили турки и, краткое время, венецианцы.

 

Греческое справочное издание «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание), говоря об этом периоде, уточняет:

 

«(Несмотря ни на что), вплоть до XVII века памятники Акрополя, несмотря на все переделки, в целом сохраняют первоначальный вид. Уничтожение памятников начинается с середины XVII века.

 

Так в 1640-м году в пороховом складе, которые турки устроили в центральной части Пропилеев, произошел взрыв, как гласит традиция, от попадания в него молнии, в результате чего обвалилась большая часть потолка памятника. В 1687 году во время войны между турками и венецианцами, турки разбирают храм Ники, и его части используется для постройки бастиона перед Пропилеями. В том же году (венецианский военноначальник) Франческо Морозини подвергает Акрополь пушечному обстрелу, оружейный снаряд попадает в Парфенон, где находился (турецкий) оружейный склад и боеприпасы. Страшный взрыв сотрясает всю центральную часть памятника и бесценные скульптуры превращаются в мраморную пыль. Морозини наносит еще больший ущерб, когда пытается снять скульптуры с западного фронтона, они падают и разбиваются на куски.

 

Более систематически разграбил памятники Акрополя шотландский лорд Томас Брюс Элжин (Thomas Bruce, 7th Earl of Elgin) с разрешения турок вывез в Англию большую часть шедевров, которые еще оставались целыми на Парфеноне, а также одну из кариатид и колонн Эрехтейона.

 

Большой ущерб нанесли также памятникам военные действия (в ходе войны Греции за независимость от Османской империи 1821-1829 гг.) по захвату располагавшейся на Акрополе (турецкой) крепости сначала греческими подразделениями Одиссеаса Андруцоса (Odysseas Androutsos, 1822 г.), а затем турецкими войсками под командованием Кютахи-паши (1827/1827 гг.)», пишет издание.

 

Отметим только, что как считается, турки не сразу устроили в Парфеноне мечеть, но после завоевания Афин на некоторое время разрешили грекам вновь устроить там православную церковь.

 

После получения Грецией независимости от Османской империи, иначе говоря, с появлением, впервые в новой истории, независимого греческого государства, а оно считало себя прямым наследником культуры Древней Греции, а уже во вторую очередь — культуры Византии, все постройки периода Византии, герцогства Афинского и Османской империи снесли, чтобы вернуть Акрополю, по возможности, тот облик, что он имел в античный период. Также, особо отметим здесь, была снесена, и сторожевая башня, построенная в период существования герцогства Афинского, которая также служила колокольней, а после отвоевания османами Афин у католических владетелей герцогства Афинского в 1458 г. стала минаретом турецкой мечети.

 

Греческое справочное издание «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание) пишет по поводу снесения всех сооружений на Акрополе, не относящихся к периоду античности:

 

«После освобождения Греции (1830 г.), после того, как Акрополь покинул последний турецкий гарнизон (что произошло в 1833 г.) начались работы по спасению и очистке (античных) памятников Акрополя. Холм очищается от руин бедняцкого поселения, которое со временем выросло на холме (причем в качестве строительного материала были использованы мраморные фрагменты изуродованных классических шедевров), и одновременно начинаются раскопки (1885-1891 гг.), в результате которых будут обнаружены шедевры, с благоговением погребенные афинянами во время персидского нашествия (489 г. до н.э). Начинаются также работы по восстановлению памятников Акрополя, которые велись вплоть до Второй мировой войны. Очень быстро восстанавливается храм Ники,.. организуются реставрационные работы в Эрехтейоне (1902-1908 гг.), Пропилеях (1909-1917 гг.), Парфеноне (1898-1900 и 1922-1933)», отмечает издание. Далее эта греческая публикация пишет, что несмотря на то, что результат «мог считаться удовлетворительным, но в долгосрочной перспективе погрешности и методы, которые использовались в реставрационных работах (на Акрополе до середины XX века), а также использование (в этих работах) моментально окисляющихся металлических стержней, которые нанесли значительный ущерб мрамору, поставили специалистов перед необходимостью поиска новых радикальных решений», и реставрация, в общем, продолжается до сих пор (2019 г.).

 

Туристы на холме Акрополь, и на заднем плане - Парфенон - самое знаковое ныне сооружение Акрополя и открыточный символ Греции и ее античного наследия. Парфенон был сооружен в честь богини Афины – покровительницы города.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Туристы на холме Акрополь, и на заднем плане - Парфенон - самое знаковое ныне сооружение Акрополя и открыточный символ Греции и ее античного наследия. Парфенон был сооружен в честь богини Афины – покровительницы города.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

И снова туристы на Акрополе, и слева – Эрехтейон, - храм, который был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого и был назван, - мифическому царю Афин, и Буту – брату Эрехтея, а кроме того был посвящен матери-земле и священному змею; Эрехтейон был самым священным храмом на Акрополе.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

И снова туристы на Акрополе, и слева – Эрехтейон, - храм, который был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого и был назван, - мифическому царю Афин, и Буту – брату Эрехтея, а кроме того был посвящен матери-земле и священному змею; Эрехтейон был самым священным храмом на Акрополе.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Далее привлечем ваше внимание к памятникам археологической территории-музея скалы Акрополь и его склонов, обратив внимание только на те из них, которые представляют собой не только руины, но и какие-либо действительно сохранившиеся объекты, на которые можно посмотреть

 

Сначала о памятниках на самой горе Акрополя:

 

Парфенон

 

Парфенон (Parthenon, справа) и Эрехтейон (слева) на скале Акрополя в Афинах.

Парфенон это - самое знаковое ныне сооружение Акрополя и открыточный символ Греции и ее античного наследия.

Парфенон был сооружен в честь богини Афины – покровительницы города.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Парфенон (Parthenon, справа) и Эрехтейон (слева) на скале Акрополя в Афинах.

Парфенон это - самое знаковое ныне сооружение Акрополя и открыточный символ Греции и ее античного наследия.

Парфенон был сооружен в честь богини Афины – покровительницы города.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид на Парфенон с северной стороны, от Эрехтейона.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Вид на Парфенон с северной стороны, от Эрехтейона.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Парфенон (Parthenon) — самое знаковое ныне сооружение Акрополя и открыточный символ Греции и ее античного наследия. Парфенон был сооружен в честь богини мудрости и богини-воительницы Афины — покровительницы города.

 

Название Парфенон связывают с греческим эпитетом παρθένος, т.е «дева», или «девственница», и поэтому считается что, название Парфенона происходит либо от значения «дом дев» — в этом случае в честь жриц, незамужних девушек, служившим в этом древнегреческом храме, либо же название происходит от значения «храм девственной богини» в честь одного из эпитетов богини Афины как Афина Парфенос, т.е. Афина Девственница.

 

Парфенон построен целиком из пентелийского мрамора (мрамора с горы Пенделикон — Pentelikon, иначе Pentelicus, в древности гора называлась расположенной в 23 км к северо-востоку от Афин; древний карьер на горе Пенделикон в наши дни используется исключительно для получения материалов для проекта восстановления Акрополя; пентелийский мрамор белого цвета с чуть-чуть желтоватым оттенком: в древности же фронтон Парфенон был раскрашен в красный цвет, а фриз — в синий).

 

Дошедшая до нас классическая версия Парфенона была построена на руинах более древнего святилища в честь Афины, которое было разрушено, как уже говорилось выше, в период персидского нашествия на Афины (480 г. до н.э.). Нынешний храм начал строится в 449 г. до н.э., период правления афинского стратега (должность в тогдашней Афинской демократии) Перикла (Pericles, годы жизни: ок. 495-429 гг. до н.э.), и завершен в 438 г. до н.э. Архитекторами храма были Фидий, Иктин и Калликрат.

 

Внутри Парфенона помещалась десятиметровая статуя Афины, изготовленная из дерева, открытые участки — из слоновой кости, а одежда и венок из золотых пластин (статуя исчезла, как уже говорилось, после распространения в Константинополе христианства). При этом надо отметить, что сама по себе статуя Афины в Парфеноне не была, как считается, сакральным предметом, а в храме хранилась и казна афинской демократии.

 

Эрехтейон

 

Страницы цитируемого здесь, среди прочего, современного греческого издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» - Esperos Editions, Афины 2014 год, вышедшего на нескольких языках, здесь русское издание) с изображением Эрехтейона (как мы уже говорили, Эрехтейон - храм, который был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого и был назван, - мифическому царю Афин, и его брату Буту, а также матери-земле и священному змею; Эрехтейон был самым священным храмом на Акрополе).
Страницы цитируемого здесь, среди прочего, современного греческого издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» - Esperos Editions, Афины 2014 год, вышедшего на нескольких языках, здесь русское издание) с изображением Эрехтейона (как мы уже говорили, Эрехтейон - храм, который был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого и был назван, - мифическому царю Афин, и его брату Буту, а также матери-земле и священному змею; Эрехтейон был самым священным храмом на Акрополе).

По соседству с Парфеноном, но на северной стороне верхушки холма Акрополя, располагается Эрехтейон (Erechtheion), также построенный из пентелийского мрамора.

 

Название храма происходит от имени мифологического царя Афин Эрехтея (Erichthonius), или иначе Эрихтония, рожденного, согласно мифу, от семени бога Гефеста из матери-земли и воспитанного богиней Афиной в качестве приемного сына (по легенде, усыпальница Эрехтея была здесь же — в Эрехтейоне).

 

Эрехтейон считался самым священным храмом Афин. Он сооружен ок. 421-406 гг. до . н.э. вскоре после уже упомянутого выше персидского разрушения построек Акрополя, и был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею и Буту — брату Эрехтея, ставшего жрецом Афины, когда Эрехтей был царем — в храме стояли статуи всех этих богов и героев, а также храм был посвящен матери-земле, а кроме того — якобы жившему по храмом священному змею богини Афины, змею — перевоплощению Эрехтея.

 

Храм был сооружен на месте, где случился мифический спор за власть над Афинами, когда боги решили, что нужно выбрать из их числа покровителя города. За то, чтобы стать покровителем города перед лицом богов соревновались боги Посейдон и Афина (подробнее о древнегреческом пантеоне богов см. здесь), а победителем должен был стать тот, чей дар городу окажется более ценным. Состязаясь в дарах горожанам, Посейдон ударил своим трезубцем по скале, пробил колодец, и из него ключом забила морская вода (в Эрехтейоне на скальной породе якобы сохранялся след от трезубца Посейдона, а рядом располагался колодец с соленой водой, — тот, что пробил Посейдон; по другой версии колодец был у подножья Акрополя), а в том месте, куда ударила копьем Афина, на Акрополе выросло оливковое дерево. Победа была отдана Афине.

 

А оливковое дерево — подарок Афине городу продолжило расти с незапамятных времен на Акрополе, и росло до тех пор, пока дерево не сожгли персы во время своего вторжения в Афины (о нем говорилось выше Прим. Portalostranah.ru), когда в 480 г. до н.э. разрушили постройки на Акрополе, напоминает легенду греческое современное справочное издание «Культура маслины и оливковое масло» (издательство «Карманор» — Karmanor Editions, Ираклион, Крит, около 2000 г.). И добавляет, цитируя предания (в частности, Геродота Прим. Portalostranah.ru), что сожженное дерево уже на следующий день дало побег длиной в два локтя, из которого выросло новое оливковое дерево. Отметим, что ныне на том же месте, где, как считается, росло священное дерево древних греков-подарок Афины — т.е. у западной стены Эрехтейона, продолжает расти оливковое дерево, посаженное в 1920-х гг., но оно, естественно, не имеет отношения к тому сакральному дереву из древнегреческого культа.

 

Как можно понять из вышесказанного, посвящение Эрехтейона именно вышеуказанным персонажам, богам и героям было связано с тем, что они имели, по легенде, отношение к горе Акрополь.

 

На южной стороне храма Эрехтейон, прямо напротив Парфенона, располагался портик кариатид, дошедший до наших дней (кариатиды — элементы, изображающие женщин в хитонах, поддерживающие свод сооружения вместо колонн, мужской аналог элемента — атланты; название «кариатиды» произошло от девушек греческого города Кариес (Karyes), танцующих религиозные танцы с корзинами на головах). Нынешние статуи кариатид на Эрехтейоне — это современные точные копии, оригиналы находятся в Новом музее Акрополя, а одна — Британском музее, вывезенная лордом Томасом Брюсом Элжином (о нем см. выше).

 

Пропилеи и храм Ники

 

Скала Акрополь с западной стороны, и здесь мы видим Пропилеи (от греческого προπύλαιον propylaeon - «перед воротами») – вход на верхнюю площадку холма Акрополь, а справа от Пропилеев небольшой квадратный храм Ники (храм Ники, как и Парфенон, был посвящен богине Афине);

Также на скале мы видим, собственно, сам Парфенон (справа на среднем плане) и слева - Эрехтейон (как мы уже говорили, Эрехтейон - храм, который был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого и был назван, - мифическому царю Афин, и его брату Буту, а также матери-земле и священному змею; Эрехтейон был самым священным храмом на Акрополе);

На заднем плане снимка (посреди зелени), и уже за скалой Акрополя, виднеется современный стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский»), - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.

Иллюстрация из издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» - Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание).

Скала Акрополь с западной стороны, и здесь мы видим Пропилеи (от греческого προπύλαιον propylaeon - «перед воротами») – вход на верхнюю площадку холма Акрополь, а справа от Пропилеев небольшой квадратный храм Ники (храм Ники, как и Парфенон, был посвящен богине Афине);

Также на скале мы видим, собственно, сам Парфенон (справа на среднем плане) и слева - Эрехтейон (как мы уже говорили, Эрехтейон - храм, который был посвящен нескольким богам и героям: Афине, Посейдону, Гефесту, а также Эрехтею, в честь которого и был назван, - мифическому царю Афин, и его брату Буту, а также матери-земле и священному змею; Эрехтейон был самым священным храмом на Акрополе);

На заднем плане снимка (посреди зелени), и уже за скалой Акрополя, виднеется современный стадион Панатинаикос (в переводе с греческого «всеафинский»), - стадион, построенный из белого мрамора местной породы на руинах древнегреческого стадиона в XIX веке, вскоре после получения Грецией независимости; на стадионе Панатинаикос прошли первые с античных времен Олимпийские игры 1896 г.

Иллюстрация из издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» - Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание).

Непосредственно на скалу ведет лестница (вернее то, что от нее осталось) и в ее конце располагаются т.н. Пропилеи. Пропилеи (от греч. προπύλαιον propylaeon — «перед воротами») — это вход на верхнюю площадку холма Акрополь, т.е. собственно в «верхний город», где располагается Парфенон, Эрехтейон. Вход на вершину Акрополя всегда, как считается, находился на западной стороне, где, собственно, и находятся Пропилеи.

 

Древние греки использовали термин «Пропилей», когда речь шла о простых воротах, термин же «Пропилеи» использовался когда речь шла не просто о воротах, но и о парадных предвратных постройках. Раньше Пропилеи на Акрополе представляли собой целый роскошный дворцово-храмовый комплекс, но теперь они не производят впечатления, т.к. от них остались одни руины.

 

Те руины Пропилеев, которые дошли до нашего времени, — это Пропилеи работы архитектора Мнисикла, построенные во времена Перикла (напомним годы жизни Перикла: ок. 495-429 гг. до н.э., Перикл был афинским стратегом — должность в тогдашней Афинской демократии). Эти Пропилеи были построены ок. 437 г. до н.э. взамен разрушенных при персидском нашествии на Афины (480 г. до н.э.).

 

Храм Ники, посвященный также Афине. Он расположен справа от Пропилеев, т.е. входа на верхушку скалы Акрополя.

Иллюстрация из издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» - Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание).

Храм Ники, посвященный также Афине. Он расположен справа от Пропилеев, т.е. входа на верхушку скалы Акрополя.

Иллюстрация из издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» - Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание).

Единственный храм, чьи контуры ныне можно разобрать среди руин Пропилеев Акрополя — это расположенный здесь же небольшой храм Ники (от греч. νίκη — nikē — победа) в честь богини Афины.

 

Существующий храм Ники Афины (вернее то, что от него осталось) находится на месте храма, также посвященного Нике Афине, разрушенного при персидском нашествии на Афины (480 г. до н.э.). Существующая версия была построена ок. 421 г. до н.э. по проекту архитектора Калликрата, принимавшего участие, как уже упоминалось выше, и в строительстве Парфенона. Ныне существующее строение храма Ники было, как уже также говорилось выше, разобрано турками в 1687 г., и блоки с храма они использовали в строительстве укреплений на Акрополе. Но т.к. блоки сохранились, то в 1835 г., после получения независимости Греции, храмовую постройку Ники Афины на Акрополе удалось восстановить.

 

Памятники на южном склоне Акрополя:

 

Собственно с южного склона (где распложены турникеты музея-археологической территории) туристы попадают ныне на территорию археологической территории-музея скалы Акрополь и его склонов. И пока они еще поднимаются на вершину скалы, они могут осмотреть два сохранившихся до наших времен сооружения.

 

Театр Диониса

 

Первое — это развалины древнегреческого театра Диониса (Theatre of Dionysus Eleuthereus), посвященному богу Дионису — богу вина и развлечений. Как уже говорилось выше, культ бога Диониса перешел в Афины из Элевфер (Eleutherae), города в северной части Аттики, после того как в Афины была перенесена деревянная статуя бога Диониса. Театр Диониса Элевферийского считается первым в мире театральным сооружением, он построен в V веке до. н.э. — сначала как деревянный, а затем каменный. Первоначально же на этом месте афинский тиран Писистрат (Peisistratos, правил в Афинах в 560-527 гг. до н. э) обустроил место для культовых танцев в честь бога Диониса.

 

(Изображение театра Диониса см. на шестом фото с начала этого обзора).

 

Одеон Ирода Аттика

 

Театр Одеон Ирода Аттика на Акрополе.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Театр Одеон Ирода Аттика на Акрополе.

Фото автора этого обзора, июнь 2019 г.

Одеон Ирода Аттика — еще одно театральное сооружение на Акрополе, но ныне действующее. Под термином «одеон» (от древнегреческого слова, означающего «пение»; сравните: вошедшее в русский слово для наименования стихотворений определенного содержания — ода, также идет от Греции (ōdḗ), в античный период так именовались стихотворения исполняемые под музыку) в Древней Греции и Древнем Риме понимали здание, строение, где происходят театральные или музыкальные представления.

 

Ирод Аттик (Herodes Atticus, его полное имя Луций Вибуллий Гиппарх Тиберий Клавдий Аттик Геродский; годы жизни: (ок. 101 -ок. 177 н.э.) был знатным греком афинского происхождения на римской службе, также он был оратором и философом. Римский император Адриан в 125 г. н.э. назначил Ирода Аттика префектом в римскую провинцию Азию. В 140 году н.э. Геродий Аттик был избран на должность архонта Афин, высшего должностного лица в городе, который тогда, как и вся Греция, были частью Римской империи. Ирод Аттик был также благотворителем, а среди зданий построенных на его пожертвования вышеупомянутый Одеон Ирода Аттика на южном склоне Акрополя.

 

В 267 г. н.э. Одеон Ирода Аттика был разрушен при набеге уже упоминавшегося выше германского племени эрулов. Помещение театра было отстроено заново в 1950-1960-х гг., и с тех пор в летний период здесь снова происходят театральные и музыкальные постановки. Одеон Ирода Аттика имеет отдельный от археологической территории-музея скалы Акрополь и его склонов вход, но посетители археологической территории-музея могут посмотреть на него через ограждение.

 

 

Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru на основе материалов нашего автора сайта, побывавшего в Афинах в июне 2019, а также использовались данные следующих современных греческих справочных публикаций: издания «Акрополь и его музей» (издательство «Эсперос» — Esperos Editions, Афины 2014 г., русское издание), издания «Афины. История, миф, памятники, музеи» (издательство Paradimas Ekdotiki, Афины, 2016 г., русское издание), издания «Афины. Между мифом и историей (издательство «Хайталис» — Haitalis editions, Афины, без указанной даты, ок. 2010 г., русское издание), издания «Греция. Между мифом и историей. 8500 лет цивилизации» (издательство «Хайталис» — Haitalis editions, Афины 2002 г., русское издание), издания «Культура маслины и оливковое масло» (издательство «Карманор» — Karmanor Editions, Ираклион, Крит, без указанной даты — около 2000 г., русское издание), другим публикациям.


Смотрите также: Фауна Акрополя

 

 

Опубликовано
04
08
2019
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...