Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Победник («Победитель») – главный символ Белграда, и монумент, символизирующий презрение сербов к туркам, австрийцам и болгарам


В нашем обзоре о монументе Победник («Победитель») – главном символе Белграда и, между прочим, монументе, символизирующий презрение сербов к туркам, австрийцам и болгарам.

Монумент Победник в Белграде.
Монумент Победник в Белграде.

Победник (монумент виден на снимке чуть правее его центра)и Белградская крепость, а также вид на реку Сава (слияние Савы с Дунаем в кадр не попало, оно правее).
Победник (монумент виден на снимке чуть правее его центра)и Белградская крепость, а также вид на реку Сава (слияние Савы с Дунаем в кадр не попало, оно правее).

Статуя обнаженного молодого мужчины атлетического сложения, известного как Победник (Pobednik, в переводе с сербского «Победитель»), или еще одно его название Kalemegdanski Pobednik, по названию парка вокруг крепости, в которой он стоит, является архитектурным символом Белграда.

 

И сначала о том, где располагается Победник («Победитель»). А располагается он, между прочим, в самом впечатляющем месте Белграда на горе, на которой расположилась Белградская крепость и парк Калемегдан, с впечатляющим же видом на слияние Савы и Дуная.

 

Сербский путеводитель «Белград на ладони» (издательство Komshe, Белград, рус. издание 2015 г.) пишет о крепости и парке следующим образом:

 

«Крепость и окружающий ее парк — это сердце Белграда. До строительства крепости в XVIII веке, центр города также находился здесь. Благодаря исключительно благоприятному стратегическому расположению, на крутом холме у слияния Савы с полноводным Дунаем, именно здесь начали появляться первые поселения (будущего города)... Фракийцы, римляне, их последователи византийцы, а затем, славяне, болгары, венгры, сербы и, наконец, турки — все они строили и отстраивали город на одной и той же земле.

 

Все изменилось в конце XVII века: габсбургские войска продвигались сквозь Венгрию, и город становился все ближе к фронту. Новое оружие и приемы ведения осады требовали перестройки средневековых стен для приспособления к этим изменениям. Сначала турки, а затем более методичные австрийцы разрушили старый город преобразовав его в барочную крепость и сместив жилые кварталы на юг...

 

Парк Калемегдан, окружает Белградскую крепость со всех сторон. Название парка происходит от турецких слов «кале» — «крепость» и «мейдан» — «поле». Именно полем перед крепостью» это место и являлось большую части своей истории, делая невозможным скрытный подход возможных недоброжелателей. После того, как в 1867 году турки ушли из города, поле было постепенно преобразовано в общественный парк», напоминает современный сербский справочник.

 

Страницы цитируемого здесь, среди прочего, сербского путеводителя «Белград на ладони» (издательство Komshe, Белград, рус. издание 2015 г.) с заметкой о монументе Победник.
Страницы цитируемого здесь, среди прочего, сербского путеводителя «Белград на ладони» (издательство Komshe, Белград, рус. издание 2015 г.) с заметкой о монументе Победник.

Сотрудник русской редакции американского иновещания «Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL) и специалист по Балканам Андрей Шарый в своей книге «Дунай. Река империй» (рус. яз., 2015 г.) так описывает, в сою очередь, Белградскую крепость:

 

«Здесь глазу открывается захватывающая дух картина — великолепный, пусть и попорченный пятнами промышленного дизайна и кварталов жилой застройки пейзаж. Над соединением километровой ширины водных потоков, савского и дунайского, больше тысячи лет надзирает византийско-болгарско-сербско-венгерско-турецко-астрийско-югославская крепость: пять разной мощности башен, многократно перестроенных и отреставрированных, десяток ворот, толстенные стены. Это и есть Белый град, Бел-град. Белые глыбы для крепости византийцы, и османы, и сербы веками ломали в нынешнем (белградском) парке Ташмайдан (букв. с тур. «каменная площадь»). Потом на месте карьера построили стадион...

 

Для многих племен и народов Белград веками был «значительной пограничной крепостью», «важной периферией» — северной для римлян и византийцев, восточной для франков, западной для сарматов (народ — кочевой народ ираноязычного происхождения Прим. Portalostranah.ru) и болгар (кстати, попутно напомним, болгары — народ тюркского происхождения Прим. Portalostranah.ru), южной для венгров и австрийцев. Каждый новый хозяин называл город у впадения Савы в Дунай по-своему, но к хотели одного: получить защиту для старых и опору для новых завоеваний. Точка на карте была уж очень выгодной: линия укреплений на стометровой высоты холме, на углу двух широченных рек, в средостенье военных путей и торговых маршрутов. С I521 года здесь наконец надолго обосновалась султанская армия, к протяжении трех с лишним столетий у дверей Балкан расцветал подлинно восточный город с десятками минаретов, медресе и юань хамамов; восемь из десяти тогдашних белградчан возносили хвалу Аллаху, а не Господу нашему Иисусу Христу. Но и этот стотысячный город, как и все предыдущие на его месте, исчез без следа — сгорел, был взорван, разрушен, стерт с поверхности земли, — а ведь был едва ли не первым в османской Европе. Потом его построили заново, по-другому.

 

Форпостом австро-венгерского юга с начала XVIII столетия стал Земун (в немецкой традиции — Землин), древний, из римского каструма, город по ту же, что и Белград, сторону Дуная, но только по другую сторону Савы», пишет Андрей Шарый. На Земун, кстати, и смотрит Победник («Победитель)» в связи с тем, что (как мы еще упомянем ниже) до 1914 года территория Австро-Венгрии заканчивалась прямо через реку — в Земуне.

 

Как вы поняли, несмотря на древность самого городища, существующая ныне Белградская крепость, где стоит Победник, представляет собой набор сооружений примерно трехсотлетней давности, построенный австрийцами и, в меньшей степени, поздними османами, — в период, когда крепость переходила из рук в рук — от Австро-Венгрии к османам, и обратно, пока турки окончательно не ушли из Белграда. Среди более ранних строений Белградской крепости — еще дотурецкого периода — можно назвать только башню Небойша (Кула Небойша, второе слово означает букв. «не бойся», сооруженную в XV веке венграми), Деспотовы ворота (построенные в начале XV века во время правления деспота, т.е. правителя, Стефана Лазаревича) и Диздарову башню.

 

Также в крепости и парке Калемегдан имеется некоторое количество сооружений и памятников, сооруженных в первые десятилетия восстановления сербской независимости, т.е. в конце XIX века и начале XX века.

 

Один из них Победник.

 

Сербский путеводитель «Белград на ладони» (издательство Komshe, Белград, рус. издание 2015 г.) так описывает его:

 

«С широкого плато, окружающего памятник Победник («Победитель»), стоящий на самом краю белградского хребта, открывается великолепный вид на слияние Савы и Дуная. Налево видны передающие дух коммунистической эпохи жилые кварталы Нового Белграда, Малый и Большой военные острова и холм Гардош — высшая точка Земуна, города-спутника Белграда. Прямо открывается вид на долину Баната (Банат — историческая область в Центральной Европе Прим. Portalostranah.ru), а направо — на спортивный центр имени (югославского ватерполиста, участника летней олимпиады 1964 года в Токио Прим. Portalostranah.ru) Милана «Гале» Мушкатировича.

 

Первые поселения, а затем и крепости именно располагались именно здесь. До 1689 года здесь стояла цитадель — сердцевина могучей крепости — построенная в начале XIV века при деспоте Стефане Лазаревиче. Значительная ее часть была разрушена, когда в ходе осады города австрийцами в одной из башен взорвался пороховой склад.

 

Победник («Победитель») был спроектирован в память сербских победах в Балканских войнах 1912-1913), но не был возведен сразу из-за начала Первой мировой войны. Когда его, в конец, установили в конце войны, это также именовало победу над Австро-Венгерской империей, земли которой до этого находились сразу на другой стороне обеих рек. Статуя «Посланника Свободы, как ее изначально назвали, держит в одной руке меч, а в другой — ястреба, и стоит на тонкой 14-метровой дорической колонне.

 

Изначально монумент предполагалось установить на (белградской) площади Теразие в качестве центрального элемента фонтана, но нагота фигуры раздражала некоторых пуритански настроенных горожан, и в 1928 году памятник пришлось сместить на его текущее место.

 

Расположившись в идеально выбранной точке, памятник отлично слился с крепостными стенами и вскоре стал одним из неотъемлемых символов Белграда», сербский справочник «Белград на ладони» (издательство Komshe, Белград, рус. издание 2015 г.).

 

Вид с Белградской крепости на слияние реки Савы и Дуная (в левой части снимка, там где видно плывущую баржу).

Сава (в крайней левой части снимка) вливается в Дунай, который несет свои воды, оставляя по центру своего рукава крохотный и полностью лесистый Малый военный остров (Мало ратно острво, в левой части снимка, на среднем плане) и огибая с двух сторон Большой военный остров (Велико ратно острво, остров получил название, т.к. при завоевании города турками в 1521 г. османский султан Сулейман Великолепный разместил на о-ве янычар - этот лесистый остров занимает весь средний план снимка).

На заднем плане снимка (по другую сторону Большого военного острова) виднеются высотки столичного района Новый Белград (Нови Београд), построенного в период социалистической Югославии (район начал сооружаться с 1948 г.).

Фото сделано редактором нашего сайта в мае 2017 г.

Вид с Белградской крепости на слияние реки Савы и Дуная (в левой части снимка, там где видно плывущую баржу).

Сава (в крайней левой части снимка) вливается в Дунай, который несет свои воды, оставляя по центру своего рукава крохотный и полностью лесистый Малый военный остров (Мало ратно острво, в левой части снимка, на среднем плане) и огибая с двух сторон Большой военный остров (Велико ратно острво, остров получил название, т.к. при завоевании города турками в 1521 г. османский султан Сулейман Великолепный разместил на о-ве янычар - этот лесистый остров занимает весь средний план снимка).

На заднем плане снимка (по другую сторону Большого военного острова) виднеются высотки столичного района Новый Белград (Нови Београд), построенного в период социалистической Югославии (район начал сооружаться с 1948 г.).

Фото сделано редактором нашего сайта в мае 2017 г.

Еще один вид с Белградской крепости – неподалеку от монумента Победник - на реку (и это продолжение панорамы с нашего предыдущего снимка), здесь уже видно только Дунай, но не Саву.

Также (в левой части снимка) все также виднеются высотки столичного района Новый Белград (Нови Београд), а на среднем плане Большой военный остров (Велико ратно острво) и за ним (в правой части снимка) местность ныне района Белграда, а до того австро-венгерского города Земуна (на снимке его строения не видны).

Именно против Земуна, напомним, и был в 1928 г. поставлен специально монумент Победник, чье первоначальное офиц. наименование «Посланник Свободы», несший, по официальной же версии, следующие послание в сторону бывшей Австро-Венгрии: «не пробудятся мрачные и тиранические силы истории».

На снимке видна и примыкающая к Белградской крепости набережная Дуная, с ресторанами, причалами для лодок и плавучими дачами (о набережной см. подробно далее в обзоре).

Кроме того на снимке мы видим несколько сооружений (сооружений выстроившихся в линию, перпендикулярно относительно нашей точки съемки в Верхнем городе) собственно Белградской крепости, ее Нижнего города, на сербском - Доньи Град:

башню Небойша (Кула Небойша, на снимке с округлой островерхой красной крышей). Кула Небойша (второе слово в ее названии означает букв. «не бойся») была сооружена в XV веке венграми для защиты существовавшего за ней порта; в османский период башня служила тюрьмой, Кула Небойша - это одно из немногих доосманских и до австро-венгерских сооружений крепости, также Кула Небойша - единственная башня, уцелевшая в Нижнем городе крепости),

литейную мастерскую Тополивница (на снимке – прямоугольное здание с красной крышей, сразу за башней Небойша, ближе к нам)

и, наконец, ворота Карла VI (Капија Карла VI, с крышей, поросшей травой). Эти ворота были построены как триумфальная арка при правлении австро-венгерского императора Карла VI, в 1736 году, в стиле барокко; на воротах сохранился герб габсбургской Сербии – голова вепря, пронзенная стрелой.

Заметим, что как пишут путеводители по Белграду, в доавстрийский период (показанный здесь на фото) Нижний город Белградской крепости был коммерческим центром средневекового Белграда. Здесь стояли дома и лавки ремесленников, но всё было снесено при перестройке крепости австро-венграми, которое построили здесь казармы, которые тоже не сохранились, уничтоженные австро-венгерским же огнем при штурме австрийцами Белграда в 1914 году.

На снимке мы также видим, среди зелени, небольшую заасфальтированную дорожку, проходяющую у башни Небойша – это часть длинного бульвара, идущего на протяжении нескольких километров вдоль набережной у Белградской крепости – бульвара воеводы Бойовича (Булевар војводе Бојовића, назван в честь воеводы, воинское звание в довоенной Сербии, Петара Бойовича, одного из высших военных чинов в довоенной югославской монархии, убитого в 1945 г. коммунистами).

Фото сделано редактором нашего сайта в мае 2017 г.

Еще один вид с Белградской крепости – неподалеку от монумента Победник - на реку (и это продолжение панорамы с нашего предыдущего снимка), здесь уже видно только Дунай, но не Саву.

Также (в левой части снимка) все также виднеются высотки столичного района Новый Белград (Нови Београд), а на среднем плане Большой военный остров (Велико ратно острво) и за ним (в правой части снимка) местность ныне района Белграда, а до того австро-венгерского города Земуна (на снимке его строения не видны).

Именно против Земуна, напомним, и был в 1928 г. поставлен специально монумент Победник, чье первоначальное офиц. наименование «Посланник Свободы», несший, по официальной же версии, следующие послание в сторону бывшей Австро-Венгрии: «не пробудятся мрачные и тиранические силы истории».

На снимке видна и примыкающая к Белградской крепости набережная Дуная, с ресторанами, причалами для лодок и плавучими дачами (о набережной см. подробно далее в обзоре).

Кроме того на снимке мы видим несколько сооружений (сооружений выстроившихся в линию, перпендикулярно относительно нашей точки съемки в Верхнем городе) собственно Белградской крепости, ее Нижнего города, на сербском - Доньи Град:

башню Небойша (Кула Небойша, на снимке с округлой островерхой красной крышей). Кула Небойша (второе слово в ее названии означает букв. «не бойся») была сооружена в XV веке венграми для защиты существовавшего за ней порта; в османский период башня служила тюрьмой, Кула Небойша - это одно из немногих доосманских и до австро-венгерских сооружений крепости, также Кула Небойша - единственная башня, уцелевшая в Нижнем городе крепости),

литейную мастерскую Тополивница (на снимке – прямоугольное здание с красной крышей, сразу за башней Небойша, ближе к нам)

и, наконец, ворота Карла VI (Капија Карла VI, с крышей, поросшей травой). Эти ворота были построены как триумфальная арка при правлении австро-венгерского императора Карла VI, в 1736 году, в стиле барокко; на воротах сохранился герб габсбургской Сербии – голова вепря, пронзенная стрелой.

Заметим, что как пишут путеводители по Белграду, в доавстрийский период (показанный здесь на фото) Нижний город Белградской крепости был коммерческим центром средневекового Белграда. Здесь стояли дома и лавки ремесленников, но всё было снесено при перестройке крепости австро-венграми, которое построили здесь казармы, которые тоже не сохранились, уничтоженные австро-венгерским же огнем при штурме австрийцами Белграда в 1914 году.

На снимке мы также видим, среди зелени, небольшую заасфальтированную дорожку, проходяющую у башни Небойша – это часть длинного бульвара, идущего на протяжении нескольких километров вдоль набережной у Белградской крепости – бульвара воеводы Бойовича (Булевар војводе Бојовића, назван в честь воеводы, воинское звание в довоенной Сербии, Петара Бойовича, одного из высших военных чинов в довоенной югославской монархии, убитого в 1945 г. коммунистами).

Фото сделано редактором нашего сайта в мае 2017 г.

В свою очередь также уже цитировавшийся Андрей Шарый в своей книге «Дунай. Река империй» (рус. яз., 2015 г.) описывает Победника так:

 

«Спиритуальный центр Белградской крепости — античного вида пятнадцатиметровая колонна с памятником «Победителю» (Победнику) на абаке. Этого голого мужчину с тяжелым мечом в одной руке и легкокрылым сапсаном на другой изваял Иван Мештрович (Ivan Meštrović, годы жизни:1883-1962, умер в США, уехав еще в 1942 г. из Хорватии, тогда бывшей независимым, 1941-1945 годы, прогерманским государством Прим. Portalostranah.ru), не сербский, а хорватский скульптор, разделявший унионистские идеи (в данном случае идет о создании единого государства славян на Балканах, которая стала известна после своего сформирования Королевство сербов, хорватов и словенцев — КСХС, а затем как Югославия Прим. Portalostranah.ru), состоявший Южнославянском комитете (Южнославянском комитет, созданный в Париже и Лондоне с сочувствующими участниками в австро-венгерской Хорватии, инициировал после поражения габсбургской Австро-Венгрии в Первой мировой войне — в 1917 г. движение о присоединении славянских народов, до того пребывавших в империи Габсбургов к Сербии, с последующим созданием единого южнославянского государства с парламентской монархией во главе с династией Карагеоргиевичей, правящей в Сербии, что и было сделано; Что касается Метрошовича то с началом Второй мировой войны его положение ухудшилось — нему плохо относились как хорватские националисты — усташи, правившие в Хорватии, так и боровшиеся с ними сербские четники, а также титовские коммунисты, поэтому Метрошович остался жить в эмиграции Прим. Portalostranah.ru).

 

Бронзовая фигура Победника, подернутая патиной, развернута лицом к былой Австро-Венгрии, хотя была установлена в честь совокупных сербских успехов в войнах 1912-1918 годов, очевидно, и в битвах с османами и болгарами тоже. К (турецкому) Стамбулу Победник («Победитель») принципиально стоит задом.

 

Концепция монумента Метрошовича заключается в «победе над рабством и феодализмом». Обнаженный воин — «символ нового возрождения», а хищная птица в его раскрытой ладони — бдительный часовой, следящий за тем, чтобы «не пробудились мрачные и тиранические силы истории».

 

Городские острословы, снижая пафос экскурсоводов, утверждают, что Победник победил все на свете, в том числе и собственную стыдливость», пишет Андрей Шарый.

 

Итак, в 1912 году Белградский муниципалитет поручил скульптору Ивану Мештровичу построить мемориал в честь победы сербской армии над Османской империей. Планировалось, что памятник должен был быть размещен на самой оживленной площади Белграда в Теразие.

 

Мештрович спроектировал фонтан с пятиступенчатой ​​колонной, символом пятилетнего рабства под Турками. В центре фонтана находился бронзовый Победник в качестве олицетворения триумфальных битв.

 

После Первой мировой войны из всех разработок уцелела только статуя собственно бронзового Победника. И так как начались публичные споры о размещении статуи обнаженного человека в центре города, то памятник был установлен подальше от от центра — в дальнем западном углу Верхнего города в Калемегдане 7 октября 1928 года. Установку приурочили к 10-летию прорыва салонинского фронта (в Греции против болгар, в ходе Первой мировой войны). Скульптура собственно Победника высотой четыре метра, а колонна постамент еще одиннадцать метров.

 

Заметим, что в разных источниках по разному указывается, что за порода птицы, которую держит в руках Победник. В двух вышеперечисленных — указывается, что это либо ястреб, либо сапсан. В других источниках говорится о том, что это орел (о чем якобы свидетельствует переписка архитектора и Белградского муниципалитета. В трактовке символики Победника — орел — это хищная птица, небесный эквивалент льва на земле. Она может подняться над облаком и закрыть солнце. Она является символом успеха, но также эта хищная птица — символ несломленной воли, которая пожирает своих врагов.

 

Карта Европы в 1914 году. На карте мы видим, что Белград, в то время столица Королевства Сербия, тогда был пограничным с Австро-Венгрией городом. После Первой мировой войны Белград оказался уже в центре страны, став столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев – КСХС, куда отошли и многие земли Австро-Венгрии.

В память об этом памятник Победник («Победитель»), о котором мы говорим в этом обзоре, был в 1928 г. поставлен так, чтобы смотреть на бывший австрийский Земун – город (ныне район Белграда), до Первой мировой войны непосредственно примыкавший к сербской столице: мол, это часовой, смотрящий, чтобы больше «не пробудились мрачные и тиранические силы истории».

Карта Европы в 1914 году. На карте мы видим, что Белград, в то время столица Королевства Сербия, тогда был пограничным с Австро-Венгрией городом. После Первой мировой войны Белград оказался уже в центре страны, став столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев – КСХС, куда отошли и многие земли Австро-Венгрии.

В память об этом памятник Победник («Победитель»), о котором мы говорим в этом обзоре, был в 1928 г. поставлен так, чтобы смотреть на бывший австрийский Земун – город (ныне район Белграда), до Первой мировой войны непосредственно примыкавший к сербской столице: мол, это часовой, смотрящий, чтобы больше «не пробудились мрачные и тиранические силы истории».

Далее мы еще раз вернемся к тому, что памятник Победник обращен через реку на бывшие австрийские земли на Земун (Zemun), ныне район Белграда (на правом берегу Дуная и левом берегу Савы). В Земуне, напомним, до 1914 года заканчивалась территория Австро-Венгрии и проходила граница с Королевством Сербия (Краљевина Србија). Мы приводим выше карту, где можно увидеть, как именно проходила эта граница (по состоянию на 1914 г.), чтобы яснее можно было увидеть, почему памятник Победнику можно было назвать памятником презрения к Австро-Венгрии, ведь считается, что Победник (напомним, в переводе его нынешнее название звучит как «Победитель»), и чье первоначальное официальное наименование «Посланник Свободы», несет следующие послание в сторону бывшей Австро-Венгрии: «не пробудятся мрачные и тиранические силы истории». При этом отметим, что Первая Австрийская Республика (1918-1938), возникшая на руинах Австро-Венгрии, на момент установки памятника, в 1928 году, была, вероятно, гораздо демократичнее Королевства сербов, хорватов и словенцев, да Австро-Венгрия, вероятно, не была тираническим государством, по крайней мере в поздний период своего существования.

 

А теперь разберем подробнее, чем в 1928 г., на момент установки Победника, не угодили тогдашнему социуму Королевства сербов, хорватов и словенцев — КСХС, именно так именовалось тогдашнее государство, в столице которого Победник был установлен, годом позже переименованное в Королевство Югославия, Австро-Венгрия, османы и болгары.

 

Антиосманский акцент памятника (напомним, Победник принципиально, как считается, поставлен задом к Стамбулу) связан исторически обусловленной нелюбовью тогдашнего социума КСХС (эту нелюбовь, как представляется, сербы в некоторой степени сохраняют и сейчас) к Османской империи и туркам, что связано, прежде всего, с тем что Османская империя на долгие столетия — на период с 1389 по 1878 гг. лишала сербов независимости. Победник также увековечивал победы сербов над османами в двух предшествующих его установке войнах: сербы совместно с болгарами, греками и черногорцами воевали в ходе т.н. Первой балканской войны 1912 — 1913 гг. против Турции — когда она проиграла. Кроме того, в Первой мировой войне, обе стороны — сербы и турки также были противниками, хотя непосредственно их армии в той войне, насколько известно, не сталкивались.

 

Что же касается антиавстро-венгерского акцента в позиционировании памятника Победнику то он проистекало на тот момент от того, что:

 

В ходе Первой мировой войны Австро-Венгрия, наряду с Болгарией, была основным врагом Королевства Сербия, — Австро-Венгрии даже удалось в ходе Первой мировой войны и оккупировать Белград и половину территории Сербии. Тем приятнее было местному социуму напомнить всем установкой Победника о победе над Сербии Австро-Венгрией, пусть и по общим итогам Первой мировой войны (несмотря на неудачи, воевавшая на стороне Антанты и ею спасенная от поражения, Сербия вошла в число победителей);

 

Существовавшее на момент установки Победника, Королевство сербов, хорватов и словенцев — КСХС было построено на отрицании самого существования Австро-Венгрии, как империи, куда входило и множество славянских народов. Т. к. именно благодаря последующему распаду Австро-Венгерской империи, стало возможным преобразование Королевства Сербия в 1918 г. большое южнославянское государство Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Королевство Югославия). По итогам Первой мировой войны Сербия смогла присоединить многие славянские области бывшей Австро-Венгрии (если говорить конкретнее, практически все ее области, заселенные южными славянами).

 

Если говорить чуть подробнее на тему сербским нападок на Габсбургов, то стоит напомнить, что хотя Австро-Венгрия в период экспансии турок на Балканах, на протяжении столетий, была, казалось бы, главным противником столь нелюбимых сербами османов, и приняла в период турецкой оккупации сербских земель множество сербских беженцев, освободившись от турок, сербы и некоторые сочувствующие им хорваты, словенцы и боснийцы заняли жесткую позицию по отношению к Габсбурской империи, требуя отсоединения от нее исторически (в отличие от сербов) пребывавших там и остававшихся в ее составе на начало XX века славянских народов. Как часть кампании за этакое освобождение южнославянских народов член просербской революционной организации «Mlada Bosna», боровшейся за присоединение Боснии и Герцеговины к Сербии, серб по национальности Гаврило Принцип устроил убийство в 1914 г. наследника Австро-Венгерского престола Франца-Фердинанда, что вызвало Первую мировую войну.

 

Что касается антиболгарского акцента в памятнике Победник то он был вызван желанием тогдашнего социума КСХС увековечить некие победы Сербии над Болгарией, достигнутые в предшествующее десятилетие — в двух войнах, хотя вообще их с Болгарией в предшествующий период было три было три, но одна, вероятно не учитывалась, т.к. она была раньше и Сербия ее проиграла.

 

Как замечает последующем в примечании автор цитируемого нами источника — Андрей Шарый, в случае Болгарии монумент Победник отмечает победу в т.н. Межсоюзническая войне, когда Болгария, отметим от себя, напала на Сербию и проиграла. При этом в союзниках у Сербии была в ходе той войны и столь нелюбимая сербами Турция. Кроме того, в Первой мировой войне Сербия и Болгария были также противниками, Болгария умудрилась даже на некоторое время оккупировать половину Сербии, хотя затем Сербия оказалась в стане победителей Второй мировой войны, эту победу над Болгарией также отмечает памятник Победник (Не учитывалась более ранняя война с Болгарией — война 1885 г., когда Сербия, отметим, напала на Болгарию и проиграла).

Виды набережной, на которую «смотрит» монумент Победник


Монумент Победник «смотрит» на набережную Савы у Белградской крепости. Фото редактора нашего сайта.

Монумент Победник «смотрит» на набережную Савы у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Непосредственно внизу горного обрыва в Верхнем городе (Горни град) Белградской крепости, — обрыва, на котором стоит монумент Победник, располагается Нижний город (Доньи Град) с опоясывающими это нижнее городище бульваром воеводы Бойовича (Булевар војводе Бојовић) и, идущей чуть ниже бульвара, набережной Савы и Дуная. О Нижнем городе Белградской крепости, представляющем собой в наши дни просто поле с разбросанными на нём, тут и там, считанным числом крепостным построек с остатками стен, мы подробно говорили в описании к предыдущему фото с видом крепости и реки. А вот про упомянутую набережную еще не рассказывали.

 

Исправим это упущение далее.

 

И если, те кто не бывал в Белграде думают, что набережная у подножья Белградской крепости представляет собой нечто внушительное, одетое в камень (что, скажем, было бы неудивительно для самого центра мегаполиса), то они ошибаются.

 

Набережная у Белградской крепости это — просто поле (летом — зеленое-зеленое), вдоль реки с проложенной заасфальтированной дорожкой с фонарными столбами. Тут же река — сначала Сава, потом их слияние, а потом Дунай, и павильоны — рестраны и кафе, а также причалы для лодок и плавучие дачи. При этом атмосфера такая, что никак не ощущаешь себя в центре города.

 

Уже цитировавшийся здесь выше сербский путеводитель «Белград на ладони» (издательство Komshe, Белград, рус. издание 2015 г.) подспудно признает, что, как-то, набережные в Белграде не слишком обустроены, правда он делает упор на сохраняющиеся на берегах рек Белграда промзоны. Издание пишет: «В течении десятилетий, последующих за Второй мировой войной, когда речная торговля пошла на спад, а рыбная ловля перешла из разряда профессий в разряд развлечений, жизнь на (белградских) реках постепенно сошла на нет...львиная доля речных берегов отведены под склады, фабрик или вообще... пустоши. Последнее время идет множество разговоров о реках Белграда и их «спящем потенциале», так что верящие в пафосные обещания городских властей могут ожидать великих свершений, которые сделают эти берега более приветливыми». Конец цитаты.

 

А теперь посмотрим на фото набережной у Белградской крепости, и оценим почти что сельский шарм этой набережной (наш редактор побывал в Белграде в мае прошлого, 2017 года, сделав на набережной у Белградской крепости и Победника несколько фотографий):

 

Дунай у Белградской крепости,

Фото редактора нашего сайта.

Дунай у Белградской крепости,

Фото редактора нашего сайта.

Набережная Дуная у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Набережная Дуная у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Вид на набережную Дуная у Белградской крепости и башню Небойша (Кула Небойша) в т. н. Старом городе (Доньи Град) Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Вид на набережную Дуная у Белградской крепости и башню Небойша (Кула Небойша) в т. н. Старом городе (Доньи Град) Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Плавучий ресторан на набережной Дуная у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Плавучий ресторан на набережной Дуная у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Набережная Дуная у Белградской крепости, и здесь реклама плавучего ресторана.

Фото редактора нашего сайта.

Набережная Дуная у Белградской крепости, и здесь реклама плавучего ресторана.

Фото редактора нашего сайта.

Вид на Белградскую крепость от набережной Дуная.

Фото редактора нашего сайта.

Вид на Белградскую крепость от набережной Дуная.

Фото редактора нашего сайта.

Дунай, с довольно сильно цветущей водой у берега в это поздно весеннее время года (снимок сделан 28 мая 2017 г.) - вид с набережной у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Дунай, с довольно сильно цветущей водой у берега в это поздно весеннее время года (снимок сделан 28 мая 2017 г.) - вид с набережной у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Водоплавающая птица и причал на набережной Дуная у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Водоплавающая птица и причал на набережной Дуная у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Слияние Савы и Дуная - вид с набережной у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Слияние Савы и Дуная - вид с набережной у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Велосипедная дорожка набережной Савы.у Белградской крепости, и на заднем плане в - в т.н. Верхнем городе (Горни Град) Белградской крепости - монумент Победник. Прямо у обрыва с монументом Победника - бывший пороховой склад.

Фото редактора нашего сайта.

Велосипедная дорожка набережной Савы.у Белградской крепости, и на заднем плане в - в т.н. Верхнем городе (Горни Град) Белградской крепости - монумент Победник. Прямо у обрыва с монументом Победника - бывший пороховой склад.

Фото редактора нашего сайта.

Набережная пока еще Савы, не смешавшейся с Дунаем, у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Набережная пока еще Савы, не смешавшейся с Дунаем, у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Набережная Савы у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Набережная Савы у Белградской крепости.

Фото редактора нашего сайта.

Исторический контекст: Как возникла Белградская крепость

 

Далее предлагаем краткий очерк истории Белграда, что наши читатели могли лучше понять, как была сооружена Белградская крепость и парк Калемагдан, где располагается белградский символ монумент Победник («Победитель»), в изложении сербского путеводителя «Белград на ладони» (издательство Komshe, Белград, рус. издание 2015 г.)  :

 

«Первыми известными поселенцами в этих местах было фракийское племя сингов. Около 270 г. н.э. эры они были вытеснены кельтским племенем схордисков, которые осели здесь после неудачного похода на Греции. Кельты построили первые юродские стены и дали поселению его первое имя Сингидун (юрод сингов). Приблизительно в начале нашей эры римляне получили контроль над этой территорией и дали городу романизированное имя Сингидунум.

 

Однако стратегическое положение города использовалось не в полной мере до 91 года нашей эры, когда Четвертый легион Флавия был выдвинут сюда для борьбы с даками...

 

Сингидунум стойко переживал тревожные времена варварских нашествий до 441 года, когда он был безжалостно разграблен гунном Атиллой. Обновление пришло с великим императором Юстинианом (начало VI века), но вместо восстановления города Юстиниан построил лишь маленькую крепость на месте, где сейчас находится памятник Победник («Победитель»).

 

Вскоре после этого крепость была захвачена и разрушена объединенными силами аваров и славян, в 562-м и вновь в 602 году. Это был конец античного Сингидунума (или Сингедона, как его называли византийцы) — с приходом славян имя города исчезает, как и власть Византийской империи. В 878 году город вновь упоминается, на этот раз под именем Белград, в письме папы Иоанна VIII болгарскому хану Борису I Михаилу о сопровождении местного епископа (episcopatum belgradensem). VIII и IX века были веками болгарского доминирования, при котором Белград был пограничной крепостью на западной границе империи. После разгрома болгар византийцами появился другой противник — венгры; в XI веке Белград неоднократно переходил из рук в руки.

 

Большая часть первого, второго и третьего крестовых походов проходила через Белград, принося нестабильность и частые грабежи. После смерти императора Мануила I в 1180 году Византия утратила контроль над Белградом навсегда, и венгры превратили город в важную крепость... В 1284 году король Венгрии Иштван передал город своему зятю, сербскому королю Драгутину, и в этот момент Белград впервые перешел под сербское правление... Город стал постоянной целью стремления сербских правителей, которые встречали отчаянное сопротивление при попытке овладеть им.

 

Соперничество сербов и венгров прекратилось в 1403 году перед лицом смертельной угрозы со стороны турок. В этом году венгерский король Сигизмунд передал город деспоту Сербии Стефану Лазаревичу, который стал его вассалом и главным союзником в отражении турецких атак. Деспот Стефан превратил Белград в свою столицу и, после долгих усилий, в наиболее укрепленную крепость Европы. После смерти Стефана в 1427 году Белград вновь отошел венгерскому королевству, но сохранил сербское население...

 

В 1521 году (османский султан) Сулейман Великолепный двинул свои войска на Белград.., город ждал в течение двух месяцев, но после получения сообщения о том, что венгерский король все еще только собирает армию в Буде, утратил все надежды и сдался. Все сербское население было обращено в рабство и согнано в Стамбул. После падения Белграда пала и сама Венгрия...

 

Оказавшийся, наконец, вне линии фронта, турецкий Белград максимально использовал свое положение и стал громадным торговым и административным центром. 170 лет мира принесли Белграду неоценимую пользу, его население выросло до 100 тысяч жителей, сделав его одним из крупнейших городов Европы своего времени. Большинство жителей города были мусульманами, но город населяли также евреи, бежавшие из Испании и Португалии, греки и армяне, местные сербы и дубровницкие торговцы. Белград сохранял высокую политическую значимость не только как административный центр провинции, но также как место, которое часто посещал султан. Это было обусловлено тем, что военными кампаниями, проводившимися к северу от Дуная, обычно командовали не султаны, а великие визири в Белграде.

 

В 1683 году Кара-Мустафа паша был разгромлен у ворот Вены, и поток хлынул обратно, на турок. В 1688 году армия Габсбургов подошла к не готовому к сопротивлению городу и взяла его; фортификационными сооружениями города долгое время пренебрегали, и они устарели. Австрийское правление было кратким — через два года турки победоносно вернулись, и вновь Белград стал фронтовой крепостью.

 

В 1717 году военный гений (австро-венгерского полководца) герцога Евгения Савойского обеспечил христианам победу над превосходящими силами противника у Белграда, и город вновь перешел в руки Габсбургов. Новые правители превратили Белград в барочный город с приводящей в восхищение новой крепостью в стиле (французского маршала, военного архитектора, незадолго до того скончавшегося) Вобана.

 

Вернувшись в 1739 году, турки разрушили все здания европейского типа и перестроили крепость, которая должна была быть разоружена по мирному договору. В 1789-м австрийцы вновь овладели городом и опять потеряли его в 1791-м. К этому времени население уменьшилось до нескольких тысяч человек, живущих в угрожающей тени крепости.

 

Террор, установленный подразделениями янычар, которые не могла контролировать центральная имперская османская власть, спровоцировал Первое сербское восстание 1804 года.

 

В 1806-м Белград был взят повстанцами и вновь стал столицей Сербии. Несмотря на то, что в 1813 году туркам удалось подавить восстание и вновь установить контроль над городом, однажды почувствовав вкус свободы, сербы не могли оставаться покоренными и снова восстали в 1815-м.

 

На этот раз конфликт был разрешен соглашением, которое в конечном итоге было ратифицировано султаном в 1830 году: турки должны были покинуть страну, оставшись лишь в шести крепостях (включая Белград) в автономной Сербии, управляемой князем Милошем Обреновичем. Несмотря на провозглашение столицей (автономной, но под властью Османской империи Прим. Portalostranah.ru) Сербии в 1841 году, Белград под этим двойным управлением развивался медленно, и европейский стиль и манеры лишь начали болезненный процесс вытеснения веков азиатской запущенности. Несмотря на это, в данный период Белград обрел свои первые театр, библиотеку, музей и университет.

 

В 1862-м, после инцидента между сербами и турками и последовавшими за ним бомбардировками Белграда из крепости, к проблеме турецких провинций было привлечено международное внимание, и в 1867 году турецкий гарнизон был вынужден покинуть свою цитадель. С уходом турок открылись новые перспективы — городские стены были снесены, а турецкие кварталы преобразованы в соответствии с европейским дизайном. Железнодорожное сообщение из Европы пришло в 1884-м, водопровод и трамвай на конной тяге — в 1892-м, электрическое освещение — в 1893 году.

 

Развитие города было остановлено Первой мировой войной, первый выстрел который прозвучал 29 июля 1914 года при обороне Белграда от австро-венгерских кораблей на реке Сава. В 1914-м и 1915-м город увидел жестокие артобстрелы и уличные бои во время трех атак Союза Центральных Держав (в блок, противостоящей Антанте входили, Германская империя, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгарское царство Прим. Portalostranah.ru) против Сербии. За этим последовала мучительная оккупация, при которой все сербское было запрещено. К 1918 году Белград оказался лишенным большей части промышленности, уничтоженной экономическим застоем и с населением, едва достигавшим половины предвоенного уровня», писал сербский справочник.

 

Кроме впечатлений и фотографий автора, побывавшего в мае прошлого, 2017 года, в Белграде, этот обзор подготовлен Portalostranah.ru на основе следующих двух основных источников: сербского путеводителя «Белград на ладони» (издательство Komshe, Белград, рус. издание 2015 г.) и книге «Дунай. Река империй» (рус. яз., 2015 г.) сотрудника русской редакции американского иновещания «Радио Свобода» (Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL) и специалиста по Балканам Андрея Шарого; а также других материалов.

 



Опубликовано
07
07
2018
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...