Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Происхождение названия «Золотая Орда». При том, что сами монголы и тюрки «Золотой Ордой» ее не называли, именуя по-другому


Обзор о названии «Золотой Орды», государства, которое и осуществляло над русскими княжествами то самое «монголо-татарское иго».

Передвижные юрты периода Монгольской империи и «Золотой орды», и такая юрта имела прямое отношение к происхождению названия «Золотая орда».

Монголы при вторжении в Кыпчак (т.е. в т.н. «половецкую степь»), где и возникла «Золотая орда», привезли с собой юрты — свои традиционные и отвечавшие их образу жизни жилища, имевшие в Монголии повсеместное распространение. Юрты строились один раз и больше не разбирались. Для перевозки их просто ставили на повозки, запряженные быками (как здесь на иллюстрации). Когда повозки прибывали на место, где планировалось оставаться подольше, то юрта снималась с повозки и ставилась на землю. Как напоминал немецкий монголовед Бертольд Шпулер (годы жизни: 1911-1990), на книгу которого о «Золотой орде» мы будем ссылаться, среди прочего, в нашем обзоре, от ханской ставки – юрты правителя «Золотой орды», которая по описаниям современников была поистине впечатляющих размеров и издали напоминала холм, сверкавший своими золотыми пластинами, и получило название у иностранцев золотоордынское государство. Однако название «Золотая орда» сами власти и жители этого государственного образования не использовали.

Иллюстрация с обложки версии на русском издания «История Монголии» Б. Баабара. Баабар - это псевдоним Бат-Эрдэнийна Батбаяра, бывшего в конце 1990-х и начале 2000-х годов последовательно лидером Монгольской социал-демократической партии, министром финансов и советником по внешней политике премьер-министра Монголии. Издание «История Монголии» на английском вышло в 1996 году, а 2006 году уже русское издание широко распространялось в т.ч. и через монгольские посольства в рамках празднования 800-летия создания первого единого монгольского государства.

Передвижные юрты периода Монгольской империи и «Золотой орды», и такая юрта имела прямое отношение к происхождению названия «Золотая орда».

Монголы при вторжении в Кыпчак (т.е. в т.н. «половецкую степь»), где и возникла «Золотая орда», привезли с собой юрты — свои традиционные и отвечавшие их образу жизни жилища, имевшие в Монголии повсеместное распространение. Юрты строились один раз и больше не разбирались. Для перевозки их просто ставили на повозки, запряженные быками (как здесь на иллюстрации). Когда повозки прибывали на место, где планировалось оставаться подольше, то юрта снималась с повозки и ставилась на землю. Как напоминал немецкий монголовед Бертольд Шпулер (годы жизни: 1911-1990), на книгу которого о «Золотой орде» мы будем ссылаться, среди прочего, в нашем обзоре, от ханской ставки – юрты правителя «Золотой орды», которая по описаниям современников была поистине впечатляющих размеров и издали напоминала холм, сверкавший своими золотыми пластинами, и получило название у иностранцев золотоордынское государство. Однако название «Золотая орда» сами власти и жители этого государственного образования не использовали.

Иллюстрация с обложки версии на русском издания «История Монголии» Б. Баабара. Баабар - это псевдоним Бат-Эрдэнийна Батбаяра, бывшего в конце 1990-х и начале 2000-х годов последовательно лидером Монгольской социал-демократической партии, министром финансов и советником по внешней политике премьер-министра Монголии. Издание «История Монголии» на английском вышло в 1996 году, а 2006 году уже русское издание широко распространялось в т.ч. и через монгольские посольства в рамках празднования 800-летия создания первого единого монгольского государства.

Происхождение «Золотой Орды»

 

Прежде чем говорить о названии «Золотой Орды», напомним, что то что называют «Золотой Ордой» — это государство, возникшее после того, как основатель Монгольской империи Чингисхан разделил свои империю еще при жизни между сыновьями. Земли в Поволжье, «поскольку они находились в наибольшем отдалении от центра его империи — в Монголии, Чингисхан, действуя согласно монгольскому закону о наследовании, отписал своему старшему сыну Джучи. Но Джучи так и не успел вступить в наследство, поскольку в начале 1227 года за несколько месяцев до смерти своего отца умер», напоминает немецкий монголовед Бертольд Шпулер (годы жизни: 1911-1990) в своей книге «Золотая Орда. Монголы в России 1223-1502» (Bertold Spuler Die Goldene Horde. Die Mongolen in Rußland 1223–1502, 1943 г., переработанное издание 1965 г.). Поэтому первым фактическим правителем улуса Джучи, которая теперь больше известна в русскоязычном пространстве как «Золотая Орда»  был сын Джучи и, соответственно внук, Чингисхана Бату (в русском написании Батый)».

 

Длительный период золотоордынские ханы считались подчиненными по отношению к великим ханам в Монголии. Улус Джучи. А распалась «Золотая Орда» к первой половине XV века, когда на его месте образовались Большая Орда, Ногайская Орда, Казанское, Крымское, Сибирское, а впоследствии частично на его территории расположилось и Казахское ханство. Правопреемниками золотоордынских ханов после падения Большой Орды стали считаться крымские ханы.

 

«Золотая Орда» была государством, основанным монгольскими завоевателями, но основным населением в ней были не монголы, а тюрки, а также финно-угорский элемент. Население «Золотой орды» также именовали татарами. Как пишет Бертольд Шпулер «под татарами в данном случае следует понимать народ, состоявший из монголов и тюрков, продвинувшийся при Чингисхане на Запад, смешавшийся с проживавшими там тюркоязычными и финно-угорскими народами и образовавший новую тюркоговорящую общность. Татарами ныне называет себя и народ, столица которого расположена в Казани. Верхние слои его сначала составляли монголы». Также заметную роль в «Золотой орды» играли кипчаки (в древнерусских летописях — половцы, в европейских источниках — куманы) — еще один тюркоязычный народ, занимавшийся преимущественно кочевым скотоводством и ремеслами; войдя в «Золотую Орду», они смешались там с татарами Чингисхана.

 

Бертольд Шпулер напоминает: «правом на наследство власти в «Золотой Орде» обладали только потомки Чингисхана по линии Джучи... (При этом) народы, пришедшие в Кыпчак (в русских источниках эта местность была известна как «Поле Половецкое», также именовали впоследствии и регион, где расположилась «Золотая Орда»), разговаривали на двух языках — монгольском и тюркском. Поэтому можно сказать, что явный количественный перевес тюркоговорящих людей над монголами вызвал процесс постепенного растворения монгольского языка в тюркском. Собственно только первые ханы Золотой Орды, родившиеся еще в Монголии, владели этим языком в совершенстве, поскольку он был их родным языком».

 

Издание «История Казахстана» Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, вышедшее в Казахстане и рекомендованное для студентов вузов этой страны, пишет (2006 г.) про улус Джучи (т.е. про то, что именуют «Золотой Ордой»): «Население Улуса было полиэтничным. Собственно монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся в Казахстане были полностью ассимилированы тюркоязычным населением. В оседлых областях обитали камские булгары (предки современных казанских татар), мордва, русские, греки, хазары, аланы, городские кыпчаки. Большую часть кочевого населения составляли кыпчаки, в составе которых возникли новые объединения — найманы, кереи, уаки, конраты, аргыны, канглы, мангыты, кияты и др.». Упомянутая «История Казахстана» вообще называет улус Джучи — кыпчакским государством. Издание указывает: «Улуг Улус («Великий Улус») — первое в истории централизованное кыпчакское (древнеказахское) государство».

Как сами монголы и тюрки называли «Золотую Орду»

На иллюстрации (при нажатии ее можно увеличить): Выдержки со страниц, цитируемого в нашем обзоре среди прочего, современного издания «История Казахстана» Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, вышедшего в Казахстане и рекомендованному там для студентов вузов этой страны (2006 г.). На данных страницах говорится, что «Золотая орда» никогда не использовала это название для самонаименования, но предпочитала называть себя Улуг Улусом («Великим Улусом»).

Также в издании подчеркивается, что кыпчакский-тюркский элемент во включавшей и часть современного Казахстана «Золотой орде» был доминирующим, поэтому казахи, чей язык относится к кипчакской подгруппе тюркских языков, считают «Золотую орду» - предшественником современного казахского государства и вообще первым «древнеказахским государством». Напомним, что кыпчаки были известны на Руси как половцы.

На иллюстрации (при нажатии ее можно увеличить): Выдержки со страниц, цитируемого в нашем обзоре среди прочего, современного издания «История Казахстана» Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, вышедшего в Казахстане и рекомендованному там для студентов вузов этой страны (2006 г.). На данных страницах говорится, что «Золотая орда» никогда не использовала это название для самонаименования, но предпочитала называть себя Улуг Улусом («Великим Улусом»).

Также в издании подчеркивается, что кыпчакский-тюркский элемент во включавшей и часть современного Казахстана «Золотой орде» был доминирующим, поэтому казахи, чей язык относится к кипчакской подгруппе тюркских языков, считают «Золотую орду» - предшественником современного казахского государства и вообще первым «древнеказахским государством». Напомним, что кыпчаки были известны на Руси как половцы.

 

И теперь собственно о названии «Золотой Орды». Вышеупомянутая «История Казахстана» замечает: «Улуг Улус — государство, получившее в восточных источниках название Ак (Белой) Орды, в русских летописях — Золотой Орды». Отметим, что Белая Орда считалась одним из двух крыльев («районов») улуса Джучи, наряду с Кок Ордой (Синей Ордой). Белая Орда охватывала западную часть современного Казахстана, Поволжье, Северный Кавказ, донские и днепровские степи, Крым. Кок Орда включала территорию современного центрального Казахстана с Сырдарьей.

 

Государство «Золотая Орда» не именовало себя ни «Золотой Ордой», ни «Белой Ордой» — первое наименование было принято у иностранцев и уже в гораздо более поздний период, а «Белая Орда» было названием не государства, а только его части, как уже было сказано «Белая Орда» — это обозначение одного из крыльев — районов улуса Джучи.

 

Цитируемое здесь издание «История Казахстана» пишет: «Ак Орда» и «Кок Орда» обозначали только политические центры, ставки ханов, а само государство называлось Улуг Улусом. Название «Золотая Орда» искусственно, поэтому не используется нами... во всех ярлыках Золотая Орда называется Улуг Улусом («Великим Улусом», на монгольском Улс означает государство, сообщество людей; отметим попутно, что современная Монголия называется Монгол Улс — т.е. буквально государство Монголия. Прим. Portalostranah.ru) и у тюркских историков и в преданиях народных... никогда не называется ордой... Название «Золотая Орда» стало применяться лишь с конца XVI века», указывает издание «История Казахстана» (2006 г.).

 

Также заметим, что считается, что первое известное использование «Золотая Орда» для данного государственного монголо-татарского государственного образования в русских хрониках относится к 1565 году — оно появляется в русской хронике «История Казани» для описания «Улуса Батыя».

 

До этого иностранцы именовали «Золотую Орду» улусом Джучи, ордой, улусом, кипчацкой или половецкой степью, улусом Батыя и дли др. правивших в тот или иной период там ханов, Куманией (куманы, как уже говорилось, др. название половцев).

«Золотая Орда». Откуда название

 

Но почему же иностранцы стали именовать Улуг Улус, или улус Джучи, «Золотой Ордой»?

 

Бертольд Шпулер пишет в упоминавшейся выше книге «Золотая Орда. Монголы в России 1223-1502», что таким названием золотоордынское государство было обязано великолепию ханской ставки, а точнее ханской юрты. При том, что само по себе, без приставки «золотая», как в случае «Золотой Орды», словечко «орда» или «орду», «урда» — в переводе с тюркского означает ставку хана или иного владетельного лица.

 

Итак, Бертольд Шпулер пишет о ханской юрте, давшей наименование «Золотая Орда»:

 

«Монголы при вторжении в Кыпчак (т.е. в т.н. «половецкую степь») привезли с собой юрты — свои традиционные и отвечавшие их образу жизни жилища, имевшие в Монголии повсеместное распространение и отличавшиеся характерной формой. Основу юрт составляли сплетенные по кругу ивовые прутья различной величины, служившие, правда, не всегда полом. От пола или прямо от земли возводился каркас из переплетенных друг с другом ивовых палок. Он строился в форме купола так, чтобы наверху оставалось круглое отверстие для отвода дыма, накрывавшееся специальным наконечником.

 

Внутри юрты имелись деревянные подпорки, поддерживавшие каркас из ивовых прутьев, служивший внешней стенкой. Его обтягивали белым или черным войлоком, который герметизировали известью, белой глиной или костной мукой, чтобы обеспечить водонепроницаемость жилища. Затем стенки разукрашивали различными рисунками.

 

Юрты строились один раз и больше не разбирались. Для перевозки их просто ставили на повозки, запряженные быками. (Между прочим, их дорожные кареты по форме очень напоминали повозки с водруженными на них юртами.) Таким образом, монголо-татары не испытывали трудностей при переезде с одного пастбища на другое.

 

Когда они прибывали на место, где планировали оставаться подольше, то юрта снималась с повозки и ставилась на землю. При этом вход в нее, прикрытый войлочной занавеской, был ориентирован на юг. Внутреннее помещение разделялось стационарными перегородками так, что мужская половина располагалась напротив входа, то есть в северной части. Слева от нее, если смотреть на юг, то есть в восточной части юрты, находилась женская половина.

 

Вблизи от юрты ставилась транспортные повозки с припасами на них. У вельмож таких повозок было очень много, а у жен правителей их насчитывалось свыше двухсот.

 

Размеры юрты зависели от благосостояния ее хозяев и от их потребностей. Наибольшие габариты имела юрта правителя, предназначавшаяся для государственных дел. В ней проходили аудиенции послов и покоренных князей, а также приемы собственного народа.

 

Она, по описанию (арабского путешественника и купца, который как считается, был в ставке «Золотой Орды») Ибн Батуты (годы жизни: 1304-1377 Прим. Portalostranah.ru) , была поистине впечатляющих размеров и издали напоминала холм, сверкавший своими золотыми пластинами. Это и была та самая легендарная «золотая орда» (по-тюркски «алтын орду», а по-арабски «куббат ад-дахаб»), от которой получила свое название эта татаро-монгольская империя.

 

Внутреннее убранство ханской юрты было воистину роскошным: крышу поддерживали четыре деревянные колонны, облицованные серебром и золотом. Резные деревянные капители, украшавшие колонны и покрытые тем же металлом, приковывали к себе внимание всех посетителей. Трон правителя, возвышавшийся на пьедестале, выполненный из дерева, также покрывало позолоченное серебро. Ножки, сделанные из золота, так же как и другие части трона, украшали драгоценные камни и жемчуг.

 

Вокруг трона группировались стулья жен, сыновей и других родственников правителя. Да и сама «золотая юрта» была окружена небольшими юртами, обтянутыми тканью из хлопка или льна. Юрта жен хана имела наверху купол из позолоченного серебра».

Титулы ханов «Золотой Орды»

 

Саму государственность «Золотой Орды» олицетворяя ее владетель. Напомним, возникла она под названием улус Джучи, а затем обычно именовалась улусом, или Улуг улусом (великом улусом) с добавлением имени правящего на тот момент там хана. Поэтому важно сказать несколько слов о титуле владетелей — ханов «Золотой Орды».

 

Бертольд Шпулер пишет в своей цитируемой здесь книге: «Истинным титулом всех владык «Золотой Орды» является обозначение «хан», и оно имеется на любой, в том числе и самой мелкой, монете, даже если на ней отчеканено имя не правителя Кыпчака, а великого хана, т.е. владетеля не «Золотой орды», а всей Монгольской империи. Титул владыки всей объединенной империи монголов обозначался как «ка ан» («хаган», «великий хан»), а правитель «Золотой Орды» имел титул, как уже отмечалось выше, просто «хан».

 

Однако очень скоро к нему стали добавлять эпитет «законный» («аль-адил», аль-адил — в переводе с арабского «законный» или «справедливый». Отсюда происходит мужское имя Адил (от «адала» — «справедливое действие»), которое считается одним из наиболее почитаемых мусульманских имен, поскольку оно являлось лакабом («эпитетом») пророка Мухаммеда). В частности, ханы «Золотой Орды» Менгу-Тимур, Тохта, Хизр и Орду-Мелек1 именовались именно так — «хан аль-адил». Многие золотоордынские правители ограничивались в своем титуле просто эпитетом «аль-адил» (Менгу-Тимур и Тохта) или «аль-азам», то есть «самый могущественный», как, например, Менгу-Тимур. Но обычно эти эпитеты следовали друг за другом, обозначая, что этот хан является самым законным, справедливым и могущественным.

 

Начиная с 1310–1311 годов (710 года хиджры) в титуле ханов «Золотой Орды» (в том числе и на монетах) появляется такое обозначение правителя, как «султан». Оно имеется в титуле ханов «Золотой Орды» Тохты, Узбека, Джамбека и Булата (Пулада) обычно с эпитетом «аль-адил» и реже «аль-азам».

 

В 1342–1343 годах (743 году хиджры) появляется также титул «хаган», видимо вместо слова «султан», с добавлением «аль-адил» («аль-хаган аль-адил»), которое имели только Джамбек и позже Тохтамыш. Наконец, в период с 1389 по 1391 год на закавказских монетах Тохтамыша после его победы в этом регионе появляется титул «бахадур» -, который, однако, больше нигде не встречается (бахадур — форма тюрко-монгольского почетного титула «ба-гатур». Означает то же самое, что и батыр у тюркских народов — лихой наездник, храбрец, богатырь).

 

Титул «аль-малик аль-адил» вместо «ас-султан аль-адил» применялся только ханом «Золотой Орды» Джамбеком и наряду с ним в 1371 — 1372 годах (773 году хиджры) Тулук-беком.

 

Первым, кто при чеканке монет в титуле (лакабе) использовал приставку «Дин», был умерший в 1313 году хан «Золотой Орды» Тохта, что послужило примером для многих последующих правителей. Указание имени отца (отчества) на монетах появилось лишь в XV столетии. Так, в 1424 году хан «Золотой Орды» Кучук-Магомед именовал себя Магомед ибн Тимур ас-султан аль-арам хан, то есть Магомед, сын Тимура. Титул «падишах» на монетах едва ли можно найти. Он встречается лишь на монетах без указания конкретного времени, отчеканенных в 1310–311 годах (710 году хид-ры), а также в 1315–1316 годах (715 году хиджры), и употребляется почти только в письменных источниках как общее обозначение правителя. Здесь можно найти титул «падишах нику» («хороший владыка»), что является дословным переводом старинного монгольского титула», пишет Бертольд Шпулер.

 

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: современному изданию «История Казахстана» Аманжола Кузембайулы и Еркина Абиля, вышедшему в Казахстане и рекомендованному там для студентов вузов этой страны (2006 г.); книге немецкого монголоведа Бертольда Шпулера (годы жизни: 1911-1990) «Золотая Орда. Монголы в России 1223-1502» (Bertold Spuler Die Goldene Horde. Die Mongolen in Rußland 1223–1502, 1943 г., переработанное издание 1965 г.); другим материалам.

 

Больше о «Золотой орде» на нашем сайте:

 

Об истории «Золотой Орды». Взгляд из Лондона

 

Монголо-татарское, или Ордынское иго: Монгольский взгляд. И чем хорош налог ордынский выход, на взгляд монгольских историков

 

«Pax Mongolica», или кое-что о хороших сторонах монгольского завоевания, на взгляд монгольских авторов

Опубликовано
13
12
2017
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...