Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Монгольские деньги: не только тугрик, но и монгольский доллар


Обзор о монгольских деньгах.

В истории монгольских денег был не только тугрик, о котором многие слышали, но монгольский доллар.

В этом обзоре мы проследим по историческому очерку Центрального банка Монголии, какие деньги были у Чингисхана и в последующий период великой Монгольский империи. а затем и по др. материалам, включая монгольское иновещание - также в аудиофайле, посмотрим на монгольские банкноты в постимперский период и период современности. Главным образом, в обзоре мы будем говорить о монгольских банкнотах.

Скриншот с сайта монгольского иновещания «Голос Монголии» о продаже на недавнем аукционе 2016 г. четырех монгольских бумажных доллара 1924 года. Однако отметим, что в серии 1924 г. монгольских долларов изображений животных уже не было, и к выпуску 1924 г. Унгерн (насколько можно судить) не имел никакого отношения, т.к он был казнен за несколько лет до того, а его войска в Монголии были разромлены. И уже в следующем, 1925 г., в Монголии наступила эпоха тугриков, длящаяся до сих пор.  Обо всем этом смотрите в данном обзоре.

Скриншот с сайта монгольского иновещания «Голос Монголии» о продаже на недавнем аукционе 2016 г. четырех монгольских бумажных доллара 1924 года.

Однако отметим, что в серии 1924 г. монгольских долларов изображений животных уже не было, и к выпуску 1924 г. Унгерн (насколько можно судить) не имел никакого отношения, т.к он был казнен за несколько лет до того, а его войска в Монголии были разромлены. И уже в следующем, 1925 г., в Монголии наступила эпоха тугриков, длящаяся до сих пор.

Обо всем этом смотрите в данном обзоре.

Общий взгляд на историю монгольских денег по версии Монголбанка, включая деньги Чингисхана

 

Сайт (2016 г.) mongolbank.mn Монголбанка, Центрального Банка Монголии (Central Bank, the Bank of Mongolia (BoM) следующим образом рассказывает об истории денег в Монголии, текст на англ. яз., в нашем переводе:

 

«При создании единой Монгольской империи, Чингисхан ввел золотые и серебряные монеты, называемые sukhes, а позже, в 1227 г. ввел в обращение впервые в мире бумажные деньги, т.е. банкноты (Если говорить точнее, то считается, что бумажные деньги впервые появились в Китае во времена династии Тан в VII веке, но это были не совсем банкноты, а своего рода бумажные расписки, которыми крупные торговцы начали рассчитываться между собой, оставляя металлические монеты на хранение доверенным лицам. Впервые по-настоящему бумажные банкноты были введены во времена китайской династии Сун в XI веке, их выпускали из-за нехватки медной наличности несколько хранилищ, бравшие у купцов на хранение металические деньги, а около 1120 года банкноты стало выпускать и правительсто. Династия Сун была разгромлена монголами, завоевавшими Китай и включившем его в состав монгольского государства при хане Хубилае (об этом хане см. ниже), и уже после этого бумажные банкноты распространились по всей Монгольской империи. Можно сказать, что монголы и их государство просто переняло у покоренных ими китайцев изобретенные теми бумажные деньги, став таким завоевательным образом пионером среди государств мира во внедрении бумажных денег. Прим. Portalostranah.ru)

.

Уже в 1236 году, монголами была реализована денежная реформа, которая заключалась в изъятии из хождения монет различной формы, веса и ценности и их последующее переплавка в новые монеты с равными весами и значениями...

 

В 1253 году (монгольскими властями) было создано монетарное ведомство, которое регулировало обращение денег способами, подобными тому, как это осуществляется в мире сегодня.

 

Первоначально монеты того периода не были маркированы с конкретными числовыми значениями. Тем не менее, позже, в 1241 году монеты, известные как валюта Великой Монгольской империи, были выпущены с «1», выгравированной на них.

 

Во время правления Хубилая (Kublai Khan, хан Великой Монгольской империи в 1260 — 1271 гг., с 1271 по 1294 гг. основатель и первый император монгольской династии Юань (название динатии можно перевести как «Великое начало», правившей в Китае, продолжал контролировать собственно Монголию, но из Китая. При Хубилае Монгольская империя окончательно разделилась на несколько государств—бывших улусов между чингизидами — родственниками Чингисхана, переставшими признавать власть великого хана. Собственно Монголия при этом осталась за монгольской династий Юань, правившей в Китае. Прим. Portalostranah.ru), в Каракоруме, столице Монгольской империи был создан депозитный банк, и в 1260 году были введены в обращения банкноты со значениями в 10, 20, 100 и 1000. Позже, в 1282 году, филиалы банка были открыты в ряде других торговых городов», указывает сайт Центрального Банка Монголии в очерке истории монгольских денег.

 

Оттиск для печати и банкноты династии Юань (в переводе название династии в данном случае означает «Великое начало»), основанной в Китае внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году.

Данные экспонаты, датируемые 1287 годом, хранятся ныне в Токийском музее денег при банке Японии.

Оттиск для печати и банкноты династии Юань (в переводе название династии в данном случае означает «Великое начало»), основанной в Китае внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году.

Данные экспонаты, датируемые 1287 годом, хранятся ныне в Токийском музее денег при банке Японии.

Сайт Монголбанка, Центрального Банка Монголии, продолжает: «По мере того как денежная система претерпевала дальнейшее развитие, в 1280 г. изменились и монгольские банкноты. Кроме того, в 1327 году было создано ведомство, которое было ответственно за денонсацию ветхих банкнот...

 

Во время правления сменявших друг друга монгольских императоров золотые, серебряные и монеты другого типа, а также банкноты были выпущены в денежный оборот более чем 100 раз.

 

Высокие экономические, культурные и научные достижения монгольского народа, к сожалению, оказались забытыми, в течении последующих веков длительного угнетения (монгольского народа) со стороны (китайской) династии Цин (В 1351 году в результате антимонгольского восстания империя Юань рухнула, и монгольские правители вернулись в Монголию. В 1697 году уже правившая в Китае маньчжурская династия Цин присоединила к Китайской империи собственно Монголию. После этого до 1911 г., когда Цинская империя рухнула и в Китае была провозглашена республика, Монголия полностью оставалась в составе Китайской империи. Подробнее об этом периоде истории Монголии на нашем сайте здесь. Прим. Portalostranah.ru).

 

Только в 1921 году, после победы народной революции, вновь независимая Монголия смогла использовать свой шанс и восстановить собственную денежную систему.


В то время Монголии очень не хватало собственной эффективно функционирующей финансовой системы, а потому валюты России и Китая, а также золотые и серебряные монеты, выпущенные в Англии, в США и Мексике, китайские или маньчжурские серебряные слитки, называемые ямбами (yumbuu), а кроме того яки, верблюды, лошади и другой домашний скот, а еще чай и меха использовались в качестве платежных средств. Все это, конечно, препятствовало эффективности системы обмена и экономике.

 

После революции, случившейся посреди вышеописанных экономических условий, пришедшее к власти народное правительство начало систематически осуществлять многочисленные важные меры, направленные на реформирование и стабилизацию политической и экономической системы страны. И одной из таких мер стало создание и развитие финансовой системы.

 

В начальный период революции было осуществлено несколько финансовых реформ. Так, например, в марте 1921 года был заложен фундамент национальной финансовой системы, а 2 июня 1924 г. в качестве советско-монгольского совместного предприятия был создан Монгольский торгово-промышленный банк (который позднее, в 1954 г., был преобразован в Банк Монголии).

 

Несмотря на то, что таким образом была создана национальная финансовая система и банк, еще оставались трудности в отношении проведения и реализации денежно-кредитной политики, в связи с отсутствием национальной валюты и обращения на внутреннем рынке множества иностранных денежных единиц. Поэтому одной из наиболее важных мер, которое предприняло послереволюционное правительство, стало введение национальной валюты.

 

Для того чтобы это осуществить, необходимо было сначала провести стандартизацию денежного обращения путем ряда регуляторных мер. В результате в августе 1921 года (китайский денежный стандарт) лян был введен в качестве временной денежной единицы, чтобы функционировать в качестве средства обмена. Один лян был равен одной китайской серебряной yanchaan, 1.42 российской золотой монеты, и два ляна были равны одной российской бумажной банкноте...

 

В августе 1924 г. третье совещание Монгольской Народно-революционной партии (МНРП) обсудило деятельность Банка Монголии, сделав акцент на важность выпуска национальной валюты при поддержке серебряного стандарта в обращении. Постановление первого совещания МНРП в свою очередь гласило, что «использование иностранной валюты является вредным для национальной экономики, и таким образом крайне важно создать национальную монгольскую валюту».

 

22 февраля 1925 г. монгольское народное правительство опубликовало исторический акт реформы валюты, в котором (в частности) говорилось:

 

«...Облигации Монгольского торгово-промышленного банка должны быть выпущены в валютных единицах, называемых тугриков, с числовыми значениями в 1, 2, 5, 10, 25, 50 и 100 единиц...»

 

Таким образом... первые 200100 тугриков были выпущены в обращение в декабре 1925 года, при этом банкноты были введены в обращение наряду с серебряными монетами 900 пробы, весившими 18 граммов и называемыми төгрөг». Конец цитаты. (Отметим, что слово «тугрик» связано со значением «круг», «круглый предмет» — например, в значении төгрөг сар («полная луна»). Также и в первоначально в значении круглая монета, а теперь и термин для названия банкнот. Словечко «тугрик» — это семантическая калька китайского слова «юань», букв. «круг», «круглый», «монета» Прим. Portalostranah.ru).

Монгольские доллары тысяча девятьсот двадцать первого — двадцать четвертого гг. — первые деньги не Монгольской империи, но Монголии

 

Информация на текущем (2016 г.) сайте монгольского национального банка в вышеприведенном историческом очерке не словом не упоминает о существовании такой монгольской валюты, как монгольский доллар. Видимо, это произошло потому, что цитировавшийся выше очерк, размещенный на сайте монгольского банка, явно взят с текста, написанного еще в период существования коммунистической Монгольской Народной Республики (существовала до 1991 г.), хотя в очерке и упоминается китайский стандарт лян, к которому в 1921 г. был привязан монгольский доллар.

О том, как некогда великая Монголия попала под контроль Китая и только спустя несколько сот лет снова прибрела независимость между 1911 и 1921 гг., больше см. здесь (в версии монгольских источников)

 

Несмотря на такие замалчивания, можно сказать, что в период с 1921 по 1925 гг. официальной валютой Монголии являлся именно монгольский доллар. Монгольским долларом эти деньги были названы, как считается, по аналогии с имевшим хождение в тогдашней Монголии  мексиканским песо, носившим также название «мексиканского доллара». Известно, что правительство Монголии, которая в 1911 г. после вооруженной борьбы получила автономию от рухнувшей в тот год Китайской империи, желало создать национальный банк и ввести национальную валюту (По Кяхтинскому договору 1915 года, заключенного при участии России, Монголия была признана автономией в составе Китайской республики). Но условия для создания монгольской валюты созрели только когда в феврале 1921 года Ургу (столицу Монголии, ныне Улан-Батор) заняли войска вытесненного из России Красной Армией белогвардейского генерала Унгерна, освободившего Монголию от китайского влияния. Тогда структуры богдыхана (богдыхан — духовный и светский правитель страны), освобожденные от подчинения к тому времени уже республиканского Китая, решили выпустить национальную валюту Монголии, ставшую первой со времен падения Монгольской империи — уже упомянутый выше монгольский доллар. Итак, в апреле 1921 г. были выпущены в обращении монгольские доллары — обязательства Министерства финансов Монголии номиналом в 10, 25, 50 и 100 долларов с изображениями барана, быка, лошади и верблюда.

 

Вот что об этом, в частности, писал журнал «Советский коллекционер» сдвоенный № 11-12 за 1924 г.:

 

«До установления правильного менового хозяйства, кочевые племена вели счет на головы скота. Расстройство хозяйства, вызванное войной и революцией, повлекло за собой рецидив «живой валюты». Произошло это в Монголии в период господства в ней известного барона Унгерна в 1921 году.

 

По его указке Министерством Финансов Монгольской Республики были выпущены в апреле 1921 года 6% обязательства в 10, 25, 50 и 100 долларов, причем 10 долларов приравнены барану, 25 долларов приравнены быку, 50 долларов приравнены лошади и 100 долларов приравнены верблюду.

 

Знаки были исполнены литографским способом в Урге.

 

Знак в 10 долларов, размером 190×115 миллиметров, по обрезу и 173 Х 105 по рамке. На лицевой стороне рамка синего цвета с красным орнаментом и номиналом по-русски: «10 долларов». Внутри рамки герб Монголии — круг с 4 секторами: белого, синего, желтого и красного цвета с центром желтого цвета. С обоих сторон текст красного цвета на монгольском языке, с подписями (монгольского) министра финансов Цивена (на монгольском языке) и советника финансов Лаврова (на французском языке). Подписи мастичные, синие. В нижней части текст на английском и русском языках.

 

«Краткосрочное обязательство Монгольской Государственной Казны».

 

Оборотная сторона в такой же рамке, с текстом красного цвета на монгольском языке и с синим рисунком барана в нижней части. В верхней части наложена синяя квадратная мастичная печать Министерства Финансов на монгольском языке. В нижней части рамки текст на английском и русском языке:

 

«Payable to the bearer on demand in local currentis or after november 20th 1921».

 

«Срок обмена на наличную валюту 20 ноября 1921 г.» . Конец цитаты.

 

С аналогичным оформлением, отличалось только животрное на номинале, были выпущены и банкноты в 25 долларов с изображением быка, в 50 долларов с изображением коровы и 100 долларов с изображением верблюда.

 

Монгольские доллары 1921 года. Здесь банкноты номиналом в 10 и 25 долларов лицевая (аверс) и оборотная стороны (реверс) каждой из них. 10 долларов были приравнены к барану, 25 долларов приравнены к быку. Изображения этих животных и помещены на каждом из номиналов банкнот.

Банкноты были отпечатаны в монгольской столице Урге (нынешний Улан-Батор) правительством богдыхана при консультации представителей барона Унгерна.

Обращают на себя внимание надписи на русском и английском языках, т.е. иностранных языках для Монголии. Но основная часть надписей сделана на принятой тогда в Монголии старомонгольской письменности.

Кроме банкнот номиналом в 10 и 25 долларов, в 1921 году были выпущены банкноты номиналом в 50 и 100 долларов. Они были оформлены аналогичным образом, только на пятидесятидолларовой банкноте была изображена лошадь, а на стодолларовой - верблюд.

Монгольские доллары 1921 года. Здесь банкноты номиналом в 10 и 25 долларов лицевая (аверс) и оборотная стороны (реверс) каждой из них. 10 долларов были приравнены к барану, 25 долларов приравнены к быку. Изображения этих животных и помещены на каждом из номиналов банкнот.

Банкноты были отпечатаны в монгольской столице Урге (нынешний Улан-Батор) правительством богдыхана при консультации представителей барона Унгерна.

Обращают на себя внимание надписи на русском и английском языках, т.е. иностранных языках для Монголии. Но основная часть надписей сделана на принятой тогда в Монголии старомонгольской письменности.

Кроме банкнот номиналом в 10 и 25 долларов, в 1921 году были выпущены банкноты номиналом в 50 и 100 долларов. Они были оформлены аналогичным образом, только на пятидесятидолларовой банкноте была изображена лошадь, а на стодолларовой - верблюд.

Банкноты правительства богдыхана 1924 г.

Тогда, как пишут источники, были отпечатаны в Урге и подготовлены к выпуску банкноты следующих номиналов: в 50 центов, 1, 3, 5, 10 и 25 долларов. Однако банкноты серии 1924 г., насколько известно, так не были выпущены в обращение, т.к. к тому времени Монголией уже управляло другое правительство – просоветское правительство Монгольской народной партии (будущая коммунистическая Монгольская Народно-революционная партия – МНРП).

Интересно, что на банкнотах серии 1924 г. присутствует свастика - среди других буддийских и традиционных монгольских символов . Как отмечало монгольское иновещание «Голос Монголии» о значении свастики в Монголии - в передаче от 16/01/2012: «Свастика и коловрат (значок круговорота с несколькими лопастями. Прим. Portalostranah.ru) являются одними из основных религиозных символов Монголии, поскольку основной религией страны является тибетский буддизм. В значении «счастье», «богатство» знак свастика часто встречается в орнаменте монгольских кочевников, на домашней мебели, сундуках. Как знак оберега свастика изображалась и на дверях монгольских юрт и сундуков — как защитные функции декора. Свастика, как божественная печать, встречается на груди Будды. Отпечатки свастик изображены на обеих стопах Будды». Таким образом, свастика – это буддийский символ. Отметим, что в 1924 г., когда разрабатывались данные монгольские банкноты, свастика не имела негативного образа, связанного с Третьим рейхом. Однако, несмотря на нынешний негативный ареол вокруг свастики, на гербе современной Монголии буддийский символ свастики присутствует с 1992 года. Нынешний монгольский герб вписан в круг. Так вот, синий цвет его фона символизирует синеву неба, а коричнево-золотой узор «тумен нусан» с элементами индийского символа свастики, идущий по окружности — символизирует единство.

Возвращаясь к банкнотам 1924 г. Тогда же в Монголии были выпущены, как уже отмечалось банкноты в 50 центов. Т.е., в истории Монголии были не только доллары, но и центы.

Банкноты правительства богдыхана 1924 г.

Тогда, как пишут источники, были отпечатаны в Урге и подготовлены к выпуску банкноты следующих номиналов: в 50 центов, 1, 3, 5, 10 и 25 долларов. Однако банкноты серии 1924 г., насколько известно, так не были выпущены в обращение, т.к. к тому времени Монголией уже управляло другое правительство – просоветское правительство Монгольской народной партии (будущая коммунистическая Монгольская Народно-революционная партия – МНРП).

Интересно, что на банкнотах серии 1924 г. присутствует свастика - среди других буддийских и традиционных монгольских символов . Как отмечало монгольское иновещание «Голос Монголии» о значении свастики в Монголии - в передаче от 16/01/2012: «Свастика и коловрат (значок круговорота с несколькими лопастями. Прим. Portalostranah.ru) являются одними из основных религиозных символов Монголии, поскольку основной религией страны является тибетский буддизм. В значении «счастье», «богатство» знак свастика часто встречается в орнаменте монгольских кочевников, на домашней мебели, сундуках. Как знак оберега свастика изображалась и на дверях монгольских юрт и сундуков — как защитные функции декора. Свастика, как божественная печать, встречается на груди Будды. Отпечатки свастик изображены на обеих стопах Будды». Таким образом, свастика – это буддийский символ. Отметим, что в 1924 г., когда разрабатывались данные монгольские банкноты, свастика не имела негативного образа, связанного с Третьим рейхом. Однако, несмотря на нынешний негативный ареол вокруг свастики, на гербе современной Монголии буддийский символ свастики присутствует с 1992 года. Нынешний монгольский герб вписан в круг. Так вот, синий цвет его фона символизирует синеву неба, а коричнево-золотой узор «тумен нусан» с элементами индийского символа свастики, идущий по окружности — символизирует единство.

Возвращаясь к банкнотам 1924 г. Тогда же в Монголии были выпущены, как уже отмечалось банкноты в 50 центов. Т.е., в истории Монголии были не только доллары, но и центы.

К 1924 г. был подготовлена к выпуску вторая серия монгольских долларов, а также банкнота в 50 центов. Интересно, что на этой серии бакннот монгольских долларов 1924 г. в качестве буддийского символа присутсвовала свастика (см. выше наше описание к изображению банкнот). Однако серия 1924 г., насколько известно, не вышла в свет, т.к. к тому времени в Монголии сменилось правительство. Серия 1924 г. стала большой редкостью. В выпуске новостей от 07/07/2016 монгольское официальное иновещание «Голос Монголии», русское вещание, передало, вы можете послушать также данное сообщение в аудиофайле:

 



«На аукционе в Гонконге была продана крупная бонистическая редкость — четыре монгольских бумажных доллара 1924 года. Ассигнации были проданы за 74 687 американских доллара. Монгольский доллар — первая собственная денежная единица Монголии, введенная в 1921 году после освобождения страны бароном Унгерном от китайской оккупации. Казначейские банкноты печатались в столице Монголии Урге литографическим способом и стилистически были похожи на каллиграфический рисунок уйгурским алфавитом (т.н. старомонгольская письменность. Прим. Portalostranah.ru). Вместо номинала на банкнотах изображалось животное, к стоимости которого и была приравнена банкнота. 10 долларов имели изображение барана, 25 долларов — быка, 50 долларов — лошади, 100 долларов — верблюда. В 1925 году была введена новая денежная единица — тугрик». Конец цитаты. Однако отметим, что в серии 1924 г. монгольских долларов изображений животных уже не было (см. изображения банкнот выше), и к выпуску 1924 г. Унгерн (насколько можно судить) не имел никакого отношения, т.к он был казнен за несколько лет до того, а его войска в Монголии были разромлены (см. ниже). И уже в следующем, 1925 г., в Монголии наступила эпоха тугриков, длящаяся до сих пор.

Первые монгольские тугрики одна тысяча девятьсот двадцать пятого г., их выпустила уже МНР

 

Итак, тугрик был введен уже при правительстве коммунистического ставленника Хорлогийна Чойбалсана (умер в 1952 г.), захватившего власть в стране вместе с Сухэ-Батором (умер в1923 г.) и при поддержке частей Красной Армией. В свою очередь барон Унгерн был захвачен своим союзником Сумия Бейсе и после ряда перипетий был передан Красной Армии, барон был казнен в 1920-м году после суда в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Монгольские войска добровольцев с Сухэ-Батора и войска российской Красной Армии освободили Ургу от белогвардейских отрядов в июле 1921 года. «Монгольское народное правительство», пришедшее к власти, сохранило богдыхана в качестве номинального главы государства, но фактическая власть находилась в руках партийцев Монгольской Народной партии (с 1924 г. Монгольская Народно-революционная партия МНРП) и советников из Советской России. Богдыхан умер в апреле 1924 г., а 26 ноября 1924 года провозглашена коммунистическая Монгольская Народная Республика, существовавшая до 1992 г.

 

В выпуске 1925 года первых монгольских тугриков были выпущены банкноты в 1, 2, 5, 10, 25, 50 и 100 тугриков. Все банкноты данного выпуска были отпечатаны в Москве. Оформлены номиналы банкнот 1925 года одинаково. На лицевой стороне был изображен соембо — традиционный монгольский (первоначально буддийский) символ. В самосознании монголов соембо символизирует монгольскую нацию. Описание символа соембо (по монгольским источникам) см. в описании к иллюстрации тугриков 1925 г. ниже.

 

Показаны (сверху вниз) банкноты в 1 тугрик (лицевая и оборотная сторона), и 25 тугриков (лицевая и оборотная сторона), выпущенные в Монголии в 1925 г. монгольским госбанком, который тогда назывался Монгольский торгово-промышленный банк. Этот банк был создан с участием СССР в качестве совместного предприятия (последнее, а именно нац. банк в качестве совместного предприятия, конечно, для независимой страны - это нонсенс). В выпуске 1925 года, а это первые монгольские тугрики, были выпущены банкноты в 1, 2, 5, 10, 25, 50 и 100 тугриков. Все банкноты данного выпуска были отпечатаны в Москве.

Все номиналы этих монгольских банкнот 1925 г. были оформлены одинаково. На лицевой стороне был изображен соембо — традиционный монгольский (первоначально буддийский) символ. Соембо (от санскр. «swayambhu» — «самозародившийся», монголы пишут как «soyombu»). В самосознании монголов соембо символизирует монгольскую нацию. Соембо представлен на флаге и гербе Монголии. Элементы в символе соембо имеют следующие значения (сверху вниз на эмблеме): На самом верху соембо изображение пламени с тремя языками. Огонь являются общим символом вечного роста, благосостояния и успеха. Три языка пламени символизируют собой прошлое, настоящее и будущее. Солнце и луна являются символами для небесного отца в традиционной шаманской религии Тенгри, также олицетворяют родителей. Два треугольника, обращенные вниз, похожи на наконечник стрелы или копья. Они символизируют предупреждение внутренним и внешним врагам об их поражении. Два горизонтальных прямоугольника дают устойчивость круглой форме. Прямоугольники символизируют честность, а также справедливость для всех людей Монголии, находится ли эти люди на вершине или на дне общества. Арга-Билиг (Инь-ян) Символ иллюстрирует взаимное дополнение мужчины и женщины. В социалистические времена возникло альтернативное толкование этого компонента как двух рыб, символизирующих бдительность, потому что рыба никогда не закрывает глаз. Два вертикальных прямоугольника могут быть интерпретированы как стены крепости. Они представляют собой единство и силу, согласно монгольской пословице: «дружба двух сильнее, чем каменные стены».

Кроме банкнот в 1925 г. была выпущена монета в один тугрик, и более мелкие монеты в 1, 5, 10, 20 и 50 менго. Все монеты также были отчеканены в СССР, в Москве.

Показаны (сверху вниз) банкноты в 1 тугрик (лицевая и оборотная сторона), и 25 тугриков (лицевая и оборотная сторона), выпущенные в Монголии в 1925 г. монгольским госбанком, который тогда назывался Монгольский торгово-промышленный банк. Этот банк был создан с участием СССР в качестве совместного предприятия (последнее, а именно нац. банк в качестве совместного предприятия, конечно, для независимой страны - это нонсенс). В выпуске 1925 года, а это первые монгольские тугрики, были выпущены банкноты в 1, 2, 5, 10, 25, 50 и 100 тугриков. Все банкноты данного выпуска были отпечатаны в Москве.

Все номиналы этих монгольских банкнот 1925 г. были оформлены одинаково. На лицевой стороне был изображен соембо — традиционный монгольский (первоначально буддийский) символ. Соембо (от санскр. «swayambhu» — «самозародившийся», монголы пишут как «soyombu»). В самосознании монголов соембо символизирует монгольскую нацию. Соембо представлен на флаге и гербе Монголии. Элементы в символе соембо имеют следующие значения (сверху вниз на эмблеме): На самом верху соембо изображение пламени с тремя языками. Огонь являются общим символом вечного роста, благосостояния и успеха. Три языка пламени символизируют собой прошлое, настоящее и будущее. Солнце и луна являются символами для небесного отца в традиционной шаманской религии Тенгри, также олицетворяют родителей. Два треугольника, обращенные вниз, похожи на наконечник стрелы или копья. Они символизируют предупреждение внутренним и внешним врагам об их поражении. Два горизонтальных прямоугольника дают устойчивость круглой форме. Прямоугольники символизируют честность, а также справедливость для всех людей Монголии, находится ли эти люди на вершине или на дне общества. Арга-Билиг (Инь-ян) Символ иллюстрирует взаимное дополнение мужчины и женщины. В социалистические времена возникло альтернативное толкование этого компонента как двух рыб, символизирующих бдительность, потому что рыба никогда не закрывает глаз. Два вертикальных прямоугольника могут быть интерпретированы как стены крепости. Они представляют собой единство и силу, согласно монгольской пословице: «дружба двух сильнее, чем каменные стены».

Кроме банкнот в 1925 г. была выпущена монета в один тугрик, и более мелкие монеты в 1, 5, 10, 20 и 50 менго. Все монеты также были отчеканены в СССР, в Москве.

Тугрики МНР после одна тысяча девятьсот двадцать пятого г.

 

В период существования коммунитической Монгольской Народной Республики — МНР (1924-1992 гг.), кроме выпуска 1925 г., происходили выпуски банкнот в 1939, 1941, 1955, 1966, 1981 и 1983 гг. Выпускались банкноты в 1, 2, 3. 5, 10, 20 (только в выпусках 1981-1983 гг.), 25, 50 и 100 тугриков.

 

Основные элементы оформления выпусков:

 

Основные элементы оформления всех номиналов банкнот выпуска 1939 г. (все изображением Сухэ-Батора и соембо на лицевой стороне) были идентичны по оформлению. Были выпущены банкноты номиналом в 1, 3, 5, 10,25, 50 и 100 тугриков.

 

Основные элементы оформления  всех номиналов банкнот выпуска 1941 г. (одно и то же изображение Сухэ-Батора и  герб «скачущий всадник» на лицевой стороне)  были идентичны по оформлению. Были выпущены банкноты номиналом в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 тугриков.

 

Основные элементы оформления  всех номиналов банкнот выпуска 1955 г. (одно и то же изображение Сухэ-Батора и  герб «скачущий всадник» на лицевой стороне)  были идентичны по оформлению. Были выпущены банкноты номиналом в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 тугриков.

 

Основные элементы оформления  всех номиналов банкнот  выпуска 1966 г. (одно и то же изображение Сухэ-Батора и  герб «скачущий всадник» на лицевой стороне)  были идентичны по оформлению. Были выпущены банкноты номиналом в 1, 3, 5, 10, 25,50 и 100 тугриков. Однако на обороте банкноты номиналом в  50 и 100 тугриков появилось  изображение Дома правительства и мавзолей Сухэ-Батора на главной площади монгольской столицы Улан-Батора, в свою очередь на банкноте номиналом в 1 тугрик присутствовал только герб, а портрет Сухэ-Батора отсутствовал.

 

Основные элементы оформления  всех номиналов банкнот банкнот выпуска 1981-1983 гг. (одно и то же изображение Сухэ-Батора и  герб «скачущий всадник» на лицевой стороне)  были идентичны по оформлению. За исключением следующих особенностей: обороте банкноты номиналом в  50 и 100 тугриков имелось изображение Дома правительства и мавзолей Сухэ-Батора на главной площади монгольской столицы Улан-Батора, а на банкноте номинала в 20 туриков на обороте был изображен индустриальный пейзаж, а (кроме того) банкноте номиналом в 1 тугрик выпуска 1966 г. и 1981-1983 гг. присутствовал только герб, а портрет Сухэ-Батора отсутствовал. Всего в выпуске 1981-1983 гг были выпущены банкноты номиналом в 1, 3, 5, 10, 20 25,50 и 100 тугриков. Т.е. добавилась банкнота  номиналом в 20 тугриков.

 

О развитии элементов оформления тугрков в период с 1939-1992 гг.:

 

После 1941 г. и до краха коммунитической Монголии на всех банкнотах МНР присутствовал один и тот же мотив: однотипный портрет Сухэ-Батора и герб Монгольской Народной Республики — скачущий навстречу солнцу всадник-скотовод, при этом банкноты после 1941 г. стали очень похожи на советские. Герб МНР в виде всадника был принят в 1940 г. (отметим, что герб с изображением всадника до 1992 г. несколько раз несколько изменялся, что отражалось на последующих выпусках банкнот МНР, где герб с всадником также видоизменялся). Герб в виде всадника был отменен в 1992 г., с прекращением существования МНР, и с 1993 г., и при первом выпуске банкнот востановленной несоветской Монголии, исчез монгольских банкнот.

 

В выпуске банкнот 1939 г. портрет Сухэ-Батора уже был, но он соседствовал еще не с гербом в виде всадника, а с упомянутым выше соембо, который являлся гербом Монголии с момента ее автономии от Китая в 1911 г и до 1939 г. (при этом на флаге Монголии соембо в качестве основного элемента непрерывно продолжал присутствовать с 1911 г. и до нынешнего времени, правда, в 1940-1992 гг. коммунистический режим на флаге добавлял наверх этого символа пятиконечную звезду). Кроме этого на банкнотах выпуска 1939 г. надписи в последний раз в коммунистический период были не на кириллице (ставшей в в 1941 г. в Монголии официальной письменностью), а на традиционной старомонгольской письменности (в период коммунистической Монголии старомонгольская письменность появится на банкнотах еще раз только как элемент оформления на некоторых крупных купюрах поздней МНР).

 

На выпуске однотугриковых банкнот 1966 г. и 1981-1983 гг. портрет Сухэ-Батора отсутствовал (был только герб-всадник), но зато на 50 и 100 тугриках этих годов выпусков, наряду с портретом Сухэ-Батора и гербом-всадником, на обороте размещалось изображение Дома правительства и мавзолея Сухэ-Батора на главной площади монгольской столицы Улан-Батора, а на 20-тугриковых банкнотах на обороте был индустриальный пейзаж. Отметим, что в 2005 г. мавзолей Сухэ-Батора снесен, тело Сухэ-Батора перезахоронили на одном из столичных кладбищ. Вместо мавзолея к Дворцу правительства тогда же была пристроена галерея с монументом Чингисхану.

 

В выпуске банкнот 1939 г. (здесь банкнота в 1 тугрик аверс и реверс - лицевая и оборотная сторона) портрет Сухэ-Батор уже был, но он соседствовал еще не с гербом МНР в виде всадника (принятым позднее, в 1940-м году), а с упомянутым выше соембо, который являлся гербом Монголии с момента ее автономии от Китая в 1911 г и до 1939 г.

Кроме этого на банкнотах выпуска 1939 г. надписи в последний раз в коммунистический период были не на кириллице (ставшей в в 1941 г. в Монголии официальной письменностью), а на традиционной старомонгольской письменности.

Все номиналы банкнот выпуска 1939 г. (все с изображением Сухэ-Батора и соембо) были идентичны по оформлению. В выпуске 1939 г. были выпущены банкноты номиналом в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 тугриков.

В выпуске банкнот 1939 г. (здесь банкнота в 1 тугрик аверс и реверс - лицевая и оборотная сторона) портрет Сухэ-Батор уже был, но он соседствовал еще не с гербом МНР в виде всадника (принятым позднее, в 1940-м году), а с упомянутым выше соембо, который являлся гербом Монголии с момента ее автономии от Китая в 1911 г и до 1939 г.

Кроме этого на банкнотах выпуска 1939 г. надписи в последний раз в коммунистический период были не на кириллице (ставшей в в 1941 г. в Монголии официальной письменностью), а на традиционной старомонгольской письменности.

Все номиналы банкнот выпуска 1939 г. (все с изображением Сухэ-Батора и соембо) были идентичны по оформлению. В выпуске 1939 г. были выпущены банкноты номиналом в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 тугриков.

В период с 1941 г. и до ее падения банкноты Монгольской Народной Республики стали очень похожи на советские. При этом с 1941 г. на всех банкнотах МНР присутствовал один и тот же мотив: однотипный портрет Сухэ-Батора и герб Монгольской Народной Республики - скачущий навстречу солнцу всадник-скотовод.

Здесь сверху вниз:

Банкнота в 1 тугрик 1955 г. выпуска (лицевая аверс и оборотная сторона - реверс);

Банкнота в 25 тугриков выпуска 1966 г. (лицевая аверс и оборотная сторона);

Однотугриковая банкнота 1983 г. выпуска (лицевая аверс и оборотная сторона). На банкноте номиналом в 1 тугрик выпуска 1966 г. и 1981-1983 гг. присутствовал только герб, а портрет Сухэ-Батора отсутствовал.

Банкнота в 3 тугрика 1983 года выпуска (лицевая аверс и оборотная сторона);

В период с 1941 г. и до ее падения банкноты Монгольской Народной Республики стали очень похожи на советские. При этом с 1941 г. на всех банкнотах МНР присутствовал один и тот же мотив: однотипный портрет Сухэ-Батора и герб Монгольской Народной Республики - скачущий навстречу солнцу всадник-скотовод.

Здесь сверху вниз:

Банкнота в 1 тугрик 1955 г. выпуска (лицевая аверс и оборотная сторона - реверс);

Банкнота в 25 тугриков выпуска 1966 г. (лицевая аверс и оборотная сторона);

Однотугриковая банкнота 1983 г. выпуска (лицевая аверс и оборотная сторона). На банкноте номиналом в 1 тугрик выпуска 1966 г. и 1981-1983 гг. присутствовал только герб, а портрет Сухэ-Батора отсутствовал.

Банкнота в 3 тугрика 1983 года выпуска (лицевая аверс и оборотная сторона);

На банкнотах в 50 и 100 тугриков выпусков 1966 г. и 1981-1983 гг., наряду с портретом Сухэ-Батора и гербом-всадником на обороте размещалось изображение Дома правительства и мавзолей Сухэ-Батора на главной площади монгольской столицы Улан-Батора, а на 20-тугриковых банкнотах на обороте был индустриальный пейзаж.

Изображения данных номиналов банкнот (аверс и оборотная сторона) соответственно вверху и внизу.

Отметим, что в 2005 г. мавзолей Сухэ-Батора снесен, тело Сухэ-Батора перезахоронили на одном из столичных кладбищ. Вместо мавзолея к Дворцу правительства тогда же была пристроена галерея с монументом Чингисхану.

На банкнотах в 50 и 100 тугриков выпусков 1966 г. и 1981-1983 гг., наряду с портретом Сухэ-Батора и гербом-всадником на обороте размещалось изображение Дома правительства и мавзолей Сухэ-Батора на главной площади монгольской столицы Улан-Батора, а на 20-тугриковых банкнотах на обороте был индустриальный пейзаж.

Изображения данных номиналов банкнот (аверс и оборотная сторона) соответственно вверху и внизу.

Отметим, что в 2005 г. мавзолей Сухэ-Батора снесен, тело Сухэ-Батора перезахоронили на одном из столичных кладбищ. Вместо мавзолея к Дворцу правительства тогда же была пристроена галерея с монументом Чингисхану.

Тугрики после краха МНР и по настоящее время

 

Введение

 

После краха коммунистической Монгольской Народной Республики (МНР) в 1992 г. и образования на ее месте демократического государства западного типа Монголии (официальное название нынешнего государства Монгол Улс, т.е. букв. «Государство Монголия») оформление  монгольских тугриков было полностью изменено.  

 

Во-первых, на тугрики вернулось соембо и изменилось название государства —  вместо названия Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс (т.е. в переводе Монгольская Народная Республика), или сокращенно БНМАУ, название государства теперь на банкнотах пишется как Монгол Улс.

 

Во-вторых, наименование банка изменено с Улсын банк (т.е. «Государственный банк») на Монголбанк. Отметим, что упоминавшийся выше и выпустивший первые монгольские тугрики в 1925 г. Монгольский торгово-промышленный банк (также имевший сокращенное наименование Монголбанк, и созданный, напомним, с участием СССР), в 1954 г. стал полностью монгольским государственным банком (тогда правительство СССР безвозмездно передал МНР в собственность свою долю участия в этом банке), получив название Улсын банк.  В 1991 г. с принятием нового Закона о Монголбанке (как о центральном банке страны) банку было возвращено первоначальное название Монголбанк. Новый Монголбанк стал автономным от правительства центральным банком, функционирующем по западной модели.

 

В-третьих, на тугрики с падением коммунистической МНР вернулась старомонгольская письменность.

 

Монго как банкноты. Но ненадолго

 

В 1993 г., наряду с тургиками, в обращение были выпущены банкноты в 10, 20 и 50 монго (möngö, иначе мунгу), ныне изъятые из обращения. Отметим, что монго были меньше тугрика — тугрик равен 100 монго, и в период коммунистической Монголии (1925-1992 гг.) монго ходили только в виде монет. Вообще тогда существовали следующие номиналы монет в Монголии: 1 монго, 2, монго 5 монго, 10 монго, 15 монго, 20 монго, 50 монго, а кроме того монета номиналом в 1 тугрик. И вот в 1993 г. монго были ненадолго были выпущены в виде банкнот. На этих банкнотах впервые в истории Монголии появился сюжет, связанный с монгольским спортом.

 

На банкноте в 10 монго были изображены лучники; На банкноте в 20 монго изображена монгольская борьба, а именно борцы, которые исполняют (насколько можно судить) т.н. «танец орла». В монгольской борьбе такой «танец орла» танцуют борцы, после победы на турнире; И, наконец, на банкноте в 50 монго изображены скачки.

 

Однако спустя короткое время монго были изъяты из обращения, причем не только в виде рассматриваемых нами здесь и впервые выпущенных банкнот монго 1993 г., исчезли также и монеты монго. Теперь в Монголии (по состоянию на 2016 г.)  в обращении находятся монеты только номиналом в 20, 50, 100, 200 и 500 тугриков. Таким образом банкноты номиналом 10, 20, 50 мунгу, а кроме того в 1 и 5 тугриков в настоящее время (по состоянию на 2016 г.) изъяты из обращения.

 

В 1993 г., наряду с тургиками, в обращение были выпущены банкноты в 10, 20, 50 монго (möngö, иначе мунгу), ныне изъятые из обращения. Отметим, что монго были меньше тугрика - тугрик равняется 100 монго, и в период коммунистической Монголии (1925-1992 гг.) монго ходили только в виде монет. И вот в 1993 г. монго были ненадолго выпущены в виде банкнот. На них впервые в истории монгольских денег появился монгольский спорт.

На банкноте в 10 монго были изображены лучники.

На банкноте в 20 монго изображена монгольская борьба, а именно борцы исполняют (насколько можно судить) т.н. «танец орла». Такой «танец орла» танцуют борцы, победившие на соревнованиях.

И, наконец, на банкноте в 50 монго изображены скачки.

Однако вскоре монго были изъяты из обращения, причем не только в виде рассматриваемых нами здесь и впервые выпущенных банкнот 1993 г., исчезла также и монета монго.

В 1993 г., наряду с тургиками, в обращение были выпущены банкноты в 10, 20, 50 монго (möngö, иначе мунгу), ныне изъятые из обращения. Отметим, что монго были меньше тугрика - тугрик равняется 100 монго, и в период коммунистической Монголии (1925-1992 гг.) монго ходили только в виде монет. И вот в 1993 г. монго были ненадолго выпущены в виде банкнот. На них впервые в истории монгольских денег появился монгольский спорт.

На банкноте в 10 монго были изображены лучники.

На банкноте в 20 монго изображена монгольская борьба, а именно борцы исполняют (насколько можно судить) т.н. «танец орла». Такой «танец орла» танцуют борцы, победившие на соревнованиях.

И, наконец, на банкноте в 50 монго изображены скачки.

Однако вскоре монго были изъяты из обращения, причем не только в виде рассматриваемых нами здесь и впервые выпущенных банкнот 1993 г., исчезла также и монета монго.

Присмотримся подробнее

 

Монгольские тугрики некоммунистической Монголии начали выпускаться в 1993 г.  Тогда были выпущены банкноты номиналом в  1, 5, 10, 20, 50, 100, 500  и 1000 тугриков. Эта серия продолжает перевыпускаться, за тем исключениями, что банкноты самого маленького номинала  в 1 и 5 тугриков в настоящее время изъяты и не перевыпускаются, а в 1994 году была введена в обращение банкнота в 5000 тугриков, в 1995 г — в 10000 тугриков, а сравнительно недавно, в 2006 г., в оборот введена и банкнота в 20000 тугриков.

 

Как уже говорилось банкноты современнной некоомунистической Монголии несут официально название страны — Монгол Улс, т.е. букв. «Государство Монголия», название Центрального банка Монголии Монголбанк, а также надписи стромонгольской письменностью.

 

Изображение Сухэ-Батора сохранилось и на лицевой стороне (аверсе) тугриков некоммунистической Монголии, однако он теперь присутствует не на всех номиналах. На самых крупных номиналах помещено изображение Чингисхана, считающегося в современной Монголии отцом нации.

 

При этом на обороте (реверсе) банкнот современных тугриков различных номиналов помещены виды из настоящего и прошлого Монголии, такие как изображение девятиножного бунчужное знамени (подробнее об этом знамени см. в описании к банкнотам ниже и здесь), реконструкция вида столицы Чингисхана Каракорума (см. о Каракоруме в описании к банкнотам ниже и здесь), изображение момента перемещения лагеря монголов во времена Монгольской империи (см в описании к банкнотам ниже), современный «пейзаж с лошадьми» (см в описании к банкнотам ниже), и изображение буддийского символа — мифического снежного льва (см в описании к банкнотам ниже), а также соембо (см в описании к банкнотам ниже).

 

Рассмотрим современные монгольские банкноты поподробнее, далее изображения с официального сайта Монголбанка (Центрального банка Монголии).

 

Банкнота номиналом в 20000 тугриков:

 

Современная монгольская банкнота номиналом в 20000 тугриков.  На сегодня, 2016 г., это самый большой номинал банкноты, находящийся  в обороте в Монголии. На лицевой стороне (аверсе) банкноты изображен портрет Чингисхана (насколько можно судить, это вариация с китайского портрета XIV века, единственного сохранившегося, как считается, достоверного портрета Чингисхана из серии официальных портретов правителей. Данный китайский портрет был нарисован спустя многие годы после кончины Чингисхана, при монгольской династии Юань, правившей в Китае, ныне хранится в Национальном музее в изгнании – музее-дворце в Тайбэе, Китайская Республика на Тайване), а на обороте (реверсе) т.н. девятиножное бунчужное знамя.  Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным гербом. Современное девятиножное бунчужное знамя Монголии хранится в госрезиденции (где размещаются парламент-хурал и правительственные структуры) на площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе. Оно торжественно выносится во время традиционных спортивных игр монгольского летнего праздника Наадам и осеняет своим присутствием различные торжественные случаи и приезд иностранных лидеров.  Как писала издающаяся в Улан-Баторе на русском языке газета «Новости Монголии» (№ 21/22, май 2006 года, издание монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ):  «Из исторических анналов явствует, что осенью 1206 года Чингис хаан созвал в Великой орде Чингис хаана на берегу реки Онон первый Великий курултай, призванный провозгласить основание Монгольской империи, включающей более 30 монголоязычных народностей, кочевавших на обширной территории между Хинганами и Алтаем, от Байкала до Великой стены. Дворец Великих государственных съездов имел форму монгольской юрты и располагался в центре куреня Чингис хаана. Рядом, с одной стороны Великой орды была водружена «Девятиножная белая бунчужная святыня», а с другой Черная святыня с четырьмя бунчуками, освящающая ратные дела Чингис хана».

Современная монгольская банкнота номиналом в 20000 тугриков.

На сегодня, 2016 г., это самый большой номинал банкноты, находящийся в обороте в Монголии. На лицевой стороне (аверсе) банкноты изображен портрет Чингисхана (насколько можно судить, это вариация с китайского портрета XIV века, единственного сохранившегося, как считается, достоверного портрета Чингисхана из серии официальных портретов правителей. Данный китайский портрет был нарисован спустя многие годы после кончины Чингисхана, при монгольской династии Юань, правившей в Китае, ныне хранится в Национальном музее в изгнании – музее-дворце в Тайбэе, Китайская Республика на Тайване), а на обороте (реверсе) т.н. девятиножное бунчужное знамя.

Девятиножное бунчужное знамя служило во времена империи Чингисхана государственным гербом. Современное девятиножное бунчужное знамя Монголии хранится в госрезиденции (где размещаются парламент-хурал и правительственные структуры) на площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе. Оно торжественно выносится во время традиционных спортивных игр монгольского летнего праздника Наадам и осеняет своим присутствием различные торжественные случаи и приезд иностранных лидеров.

Как писала издающаяся в Улан-Баторе на русском языке газета «Новости Монголии» (№ 21/22, май 2006 года, издание монгольского государственного информационного агентства МОНЦАМЭ):

«Из исторических анналов явствует, что осенью 1206 года Чингис хаан созвал в Великой орде Чингис хаана на берегу реки Онон первый Великий курултай, призванный провозгласить основание Монгольской империи, включающей более 30 монголоязычных народностей, кочевавших на обширной территории между Хинганами и Алтаем, от Байкала до Великой стены. Дворец Великих государственных съездов имел форму монгольской юрты и располагался в центре куреня Чингис хаана. Рядом, с одной стороны Великой орды была водружена «Девятиножная белая бунчужная святыня», а с другой Черная святыня с четырьмя бунчуками, освящающая ратные дела Чингис хана».

Банкнота номиналом в 10000 тугриков (аналогичное оформление лицевой и оборотной сторон, но в другой цветовой гамме, также и на банкноте номиналом в в 5000 тугриков):

 

Современная монгольская банкнота номиналом в 10000 тугриков.  На лицевой  стороне (аверсе) банкноты изображен портрет Чингисхана (насколько можно судить, это вариация с китайского портрета XIV века, единственного сохранившегося, как считается, достоверного портрета Чингисхана из серии официальных портретов правителей. Данный китайский портрет был нарисован спустя многие годы после кончины Чингисхана, при монгольской династии Юань, правившей в Китае, ныне хранится в Национальном музее в изгнании – музее-дворце в Тайбэе, Китайская Республика на Тайване), а на обороте (реверсе) вид Каракорума с «Серебряным фонтаном» с позднейшей фантазийной голландской гравюры XVIII века «Серебряное дерево Каракорума».  В своей передаче по истории Монголии от 23/05/2011  монгольское иновещание  Радио «Голос Монголии» (передача на русском языке) описывает знаменитый этот дворцовый фонтан следующим образом, цитируя исторические хроники:  «Возле дворца, подобно амбарам, располагалось несколько длинных зданий, в которых хранились продукты и сокровища. Перед входом, где казалось недостойным проносить мехи с молоком и напитками, стояло серебряное дерево, сделанное захваченным в плен ремесленником Гийомом Парижским. У его подножия сидели четыре серебряных льва, из пастей которых через трубы струилось белое молоко кобылиц. Четыре трубы шли по стволу дерева до вершины, и оттуда напитки стекали в рот золотых змей и вытекали через их хвосты. По одной трубе текло вино, по другой очищенный кумыс, по третьей «боал» – медовый напиток, и по четвертой рисовое пиво. Они накапливались в серебряных чанах на конце каждой трубы. На вершине дерева стоял серебряный ангел с трубой. В потайной камере у подножия дерева находился человек, который дул в трубу ангела всякий раз, как главному виночерпию требовались напитки; со стороны казалось, будто это дует ангел. Услышав сигнал, кравчие в хранилищах наливали в трубы соответствующие напитки. Подобная церемония устраивалась дважды в год – во время весеннего и осеннего пиров». Конец цитаты.  Каракорум был основан Чингисханом в 1220 году, к 1235 году окончательно превратился в административную, ремесленную и торговую столицу огромной империи монголов. Однако расцвет города продолжался всего 50 лет, а упадок начался с момента, когда наследники Чингисхана стали обустраивать собственные столицы на территории своих вновь образованных владений. Отметим, что никаких следов великолепия Каракорума ныне не осталась, за исключением статуй каменных черепах. Руины города расположены по соседству с позднейшем городком-райцентром, по монг. центром самона  Хархорин (ок . 10 тыс. жит., 2012 г.) в аймаке Уверхангай, в Монголии.  Аналогичное изображение аверса и реверса принято и для банкнот в 5000 тугриков.

Современная монгольская банкнота номиналом в 10000 тугриков.

На лицевой стороне (аверсе) банкноты изображен портрет Чингисхана (насколько можно судить, это вариация с китайского портрета XIV века, единственного сохранившегося, как считается, достоверного портрета Чингисхана из серии официальных портретов правителей. Данный китайский портрет был нарисован спустя многие годы после кончины Чингисхана, при монгольской династии Юань, правившей в Китае, ныне хранится в Национальном музее в изгнании – музее-дворце в Тайбэе, Китайская Республика на Тайване), а на обороте (реверсе) вид Каракорума с «Серебряным фонтаном» с позднейшей фантазийной голландской гравюры XVIII века «Серебряное дерево Каракорума».

В своей передаче по истории Монголии от 23/05/2011 монгольское иновещание Радио «Голос Монголии» (передача на русском языке) описывает знаменитый этот дворцовый фонтан следующим образом, цитируя исторические хроники:

«Возле дворца, подобно амбарам, располагалось несколько длинных зданий, в которых хранились продукты и сокровища. Перед входом, где казалось недостойным проносить мехи с молоком и напитками, стояло серебряное дерево, сделанное захваченным в плен ремесленником Гийомом Парижским. У его подножия сидели четыре серебряных льва, из пастей которых через трубы струилось белое молоко кобылиц. Четыре трубы шли по стволу дерева до вершины, и оттуда напитки стекали в рот золотых змей и вытекали через их хвосты. По одной трубе текло вино, по другой очищенный кумыс, по третьей «боал» – медовый напиток, и по четвертой рисовое пиво. Они накапливались в серебряных чанах на конце каждой трубы. На вершине дерева стоял серебряный ангел с трубой. В потайной камере у подножия дерева находился человек, который дул в трубу ангела всякий раз, как главному виночерпию требовались напитки; со стороны казалось, будто это дует ангел. Услышав сигнал, кравчие в хранилищах наливали в трубы соответствующие напитки. Подобная церемония устраивалась дважды в год – во время весеннего и осеннего пиров». Конец цитаты.

Каракорум был основан Чингисханом в 1220 году, к 1235 году окончательно превратился в административную, ремесленную и торговую столицу огромной империи монголов. Однако расцвет города продолжался всего 50 лет, а упадок начался с момента, когда наследники Чингисхана стали обустраивать собственные столицы на территории своих вновь образованных владений. Отметим, что никаких следов великолепия Каракорума ныне не осталась, за исключением статуй каменных черепах. Руины города расположены по соседству с позднейшем городком-райцентром, по монг. центром самона Хархорин (ок . 10 тыс. жит., 2012 г.) в аймаке Уверхангай, в Монголии.

Аналогичное изображение аверса и реверса принято и для банкнот в 5000 тугриков.

Банкнота номиналом в 1000 тугриков (аналогичное оформление лицевой и оборотной сторон, но в другой цветовой гамме, также и на банкноте номиналом в в 500 тугриков):

 

Современная монгольская банкнота номиналом в 1000 тугриков.  На лицевой  стороне (аверсе) банкноты изображен портрет Чингисхана (насколько можно судить, это вариация с китайского портрета XIV века, единственного сохранившегося, как считается, достоверного портрета Чингисхана из серии официальных портретов правителей. Данный китайский портрет был нарисован спустя многие годы после кончины Чингисхана, при монгольской династии Юань, правившей в Китае, ныне хранится в Национальном музее в изгнании – музее дворца в Тайбэе, Китайская Республика на Тайване), а на обороте (реверсе)  изображение момента перемещения лагеря монголов во времена Монгольской империи Чингисхана и его наследников.  Монгольские ханы и их окружение могли и не собирать юрты, когда ставка меняла расположение, отмечается в исторических источниках. И в таком случае юрты передвигались именно таким образом, как показано и  на данной монгольской банкноте номиналом в  1000 тугриков.  Аналогичное изображение аверса и реверса  принято и для банкнот в 500 тугриков.

Современная монгольская банкнота номиналом в 1000 тугриков.

На лицевой стороне (аверсе) банкноты изображен портрет Чингисхана (насколько можно судить, это вариация с китайского портрета XIV века, единственного сохранившегося, как считается, достоверного портрета Чингисхана из серии официальных портретов правителей. Данный китайский портрет был нарисован спустя многие годы после кончины Чингисхана, при монгольской династии Юань, правившей в Китае, ныне хранится в Национальном музее в изгнании – музее дворца в Тайбэе, Китайская Республика на Тайване), а на обороте (реверсе) изображение момента перемещения лагеря монголов во времена Монгольской империи Чингисхана и его наследников.

Монгольские ханы и их окружение могли и не собирать юрты, когда ставка меняла расположение, отмечается в исторических источниках. И в таком случае юрты передвигались именно таким образом, как показано и на данной монгольской банкноте номиналом в 1000 тугриков.

Аналогичное изображение аверса и реверса принято и для банкнот в 500 тугриков.

Банкнота номиналом в 100 тугриков (аналогичное оформление лицевой и оборотной сторон, но в другой цветовой гамме, также и на банкноте номиналом в в в 50, 20, 10 и 5 тугриков, при этом, насколько известно, номинал в 5 тугриков в настоящее время изъят и не перевыпускается):

 

Современная монгольская банкнота номиналом в 100 тугриков.  На лицевой  стороне (аверсе) банкноты изображен портрет Сухэ-Батора в национальных одежде и головном уборе, а на обороте (реверсе) «пейзаж с лошадьми», как подписано это изображение в официальном описании на сайте Монголбанка.   Аналогичное изображение аверса и реверса принято и для банкнот в 50, 20, 10 и 5 тугриков.

Современная монгольская банкнота номиналом в 100 тугриков.

На лицевой стороне (аверсе) банкноты изображен портрет Сухэ-Батора в национальных одежде и головном уборе, а на обороте (реверсе) «пейзаж с лошадьми», как подписано это изображение в официальном описании на сайте Монголбанка.

Аналогичное изображение аверса и реверса принято и для банкнот в 50, 20, 10 и 5 тугриков.

Банкнота номиналом в 1 тугрик (насколько известно, номинал в 1 тугрик в настоящее время изъят и не перевыпускается)::

 

Современная монгольская банкнота номиналом в 1 тугрик. Насколько известно, в настоящее время изъята из обращения.  На лицевой стороне (аверсе) банкноты изображен «лев», как подписано это изображение в официальном описании на сайте Монголбанка (но, насколько можно понять, это буддийский символ – снежный лев, мифическое животное ), а на обороте (реверсе) – соембо, которое присутствует в том или ином виде оформления на всех современных монгольских банкнотах постосоветской Монголии.  Повторим  уже приводившееся описание значения соембо, согласно монгольским источникам. Соембо (от санскр. «swayambhu» — «самозародившийся», монголы пишут как «soyombu»). В самосознании монголов соембо символизирует монгольскую нацию. Соембо представлен на флаге и гербе Монголии. Элементы в символе соембо имеют следующие значения (сверху вниз на эмблеме): На самом верху соембо изображение пламени с тремя языками. Огонь являются общим символом вечного роста, благосостояния и успеха. Три языка пламени символизируют собой прошлое, настоящее и будущее. Солнце и луна являются символами для небесного отца в традиционной шаманской религии Тенгри, также олицетворяют родителей. Два треугольника, обращенные вниз, похожи на наконечник стрелы или копья. Они символизируют предупреждение внутренним и внешним врагам об их поражении. Два горизонтальных прямоугольника дают устойчивость круглой форме. Прямоугольники символизируют честность, а также справедливость для всех людей Монголии, находится ли эти люди на вершине или на дне общества. Арга-Билиг (Инь-ян) Символ иллюстрирует взаимное дополнение мужчины и женщины. В социалистические времена возникло альтернативное толкование этого компонента как двух рыб, символизирующих бдительность, потому что рыба никогда не закрывает глаз. Два вертикальных прямоугольника могут быть интерпретированы как стены крепости. Они представляют собой единство и силу, согласно монгольской пословице: «дружба двух сильнее, чем каменные стены».  Соембо с 1912 г, т.е почти с  момента достижения Монголии автономии от Китая, а затем и независимости присутствовало на флаге Монголии. Присутствует и  в настоящее время. И всегда в качестве основного элемента. Единственным отличием было то, что в советский период (с 1940 г.) на флаге к соембо добавлялась пятиконечная звезда. При этом  соембо с 1939 по 1993 гг. на  монгольских банкнотах не присутствовал.

Современная монгольская банкнота номиналом в 1 тугрик. Насколько известно, в настоящее время изъята из обращения. На лицевой стороне (аверсе) банкноты изображен «лев», как подписано это изображение в официальном описании на сайте Монголбанка (но, насколько можно понять, это буддийский символ – снежный лев, мифическое животное ), а на обороте (реверсе) – соембо, которое присутствует в том или ином виде оформления на всех современных монгольских банкнотах постосоветской Монголии.

Повторим уже приводившееся описание значения соембо, согласно монгольским источникам. Соембо (от санскр. «swayambhu» — «самозародившийся», монголы пишут как «soyombu»). В самосознании монголов соембо символизирует монгольскую нацию. Соембо представлен на флаге и гербе Монголии. Элементы в символе соембо имеют следующие значения (сверху вниз на эмблеме): На самом верху соембо изображение пламени с тремя языками. Огонь являются общим символом вечного роста, благосостояния и успеха. Три языка пламени символизируют собой прошлое, настоящее и будущее. Солнце и луна являются символами для небесного отца в традиционной шаманской религии Тенгри, также олицетворяют родителей. Два треугольника, обращенные вниз, похожи на наконечник стрелы или копья. Они символизируют предупреждение внутренним и внешним врагам об их поражении. Два горизонтальных прямоугольника дают устойчивость круглой форме. Прямоугольники символизируют честность, а также справедливость для всех людей Монголии, находится ли эти люди на вершине или на дне общества. Арга-Билиг (Инь-ян) Символ иллюстрирует взаимное дополнение мужчины и женщины. В социалистические времена возникло альтернативное толкование этого компонента как двух рыб, символизирующих бдительность, потому что рыба никогда не закрывает глаз. Два вертикальных прямоугольника могут быть интерпретированы как стены крепости. Они представляют собой единство и силу, согласно монгольской пословице: «дружба двух сильнее, чем каменные стены».

Соембо с 1912 г, т.е почти с момента достижения Монголии автономии от Китая, а затем и независимости присутствовало на флаге Монголии. Присутствует и в настоящее время. И всегда в качестве основного элемента. Единственным отличием было то, что в советский период (с 1940 г.) на флаге к соембо добавлялась пятиконечная звезда. При этом соембо с 1939 по 1993 гг. на монгольских банкнотах не присутствовал.



Опубликовано
07
07
2016
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...