Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

«300 спартанцев»: Иран и его иновещание не любят этот фильм. Почему?


В нашем обзоре мы вернемся к фильму «300 спартанцев» (2007 г.), тем более что недавно вышло продолжение. И поговорим о том, почему «300 спартанцев» и его продолжение запрещены к прокату в Иране.

Мы также напомним об оценках одного западного историка по исторической фактуре «300 спартанцев», а еще рассмотрим вопрос, почему по отношению к другой знаковой войне в своей истории, а именно арабскому завоеванию, нынешние персы свои национальные чувства прекрасно научились сдерживать, в отличие от несколько националистического восприятия событий греко-персидских войн, о которых повествуют фильмы из серии «300 спартанцев».

И, наконец, поговорим о том, не любит ли Голливуд персов, арабов, японцев, немцев, русских и т.д.

Карта Персии (обозначена темно-коричневым цветом, на карте Персидской империи красным здесь также обозначен и торговый «Шелковый путь») и Греции (зеленым цветом) периода греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.).   В ходе этих войн персидская деспотическая империя Ахеменидов пыталась завоевать Грецию, состоявших из преимущественного городов-государств с демократическим строем для свободных граждан (хотя и при существовании рабовладения) и такого монархического греческого государства, как Македония.  В тот период Афины и Спарта среди греческих городов- государств находились в состоянии сменявших друг друга периодов сотрудничества и соперничества. В свою очередь, персидская империя Ахеминидов была крупнейшим государством своего времени. На определенный период времени эта империя смогла подчинить себе ряд  территорий и собственно Греции (например, та же Македония платила ей дань).  Однако в итоге греко-персидские войны были греческими городами-государствами выиграны. А позднее, греко-персидское соперничество закончилось и вовсе полным разгромом империи Ахеменидов, когда  331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах (рядом с городом Эрбиль, в Иракcком Курдистане) между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария III, после которой Персидская держава прекратила свое существование и вошла в состав государства Александра. Отметим, что Александр Македонский в ходе завоевания Персии возглавлял Македонию и Коринфский союз, в последний входило большинство греческих городов государств (Спарта тогда оставалась нейтральной).  В то же время известное Фермопильское сражение в одноименном ущелье, случившееся за десятилетия до того -  в сентябре 480 года до н. э., в ходе греко-персидской войны 480—479 гг. до н. э., было проиграно греками, и  именно о нем повествует известный фильм «300 спартанцев» (в ходе Фермопильского сражения отряды из греческих городов-государств Спарта, Феспия и Фивы, общим числом около 500 воинов, перекрыли путь через ущелье полчищам в 200 тыс. чел. персидского царя Ксеркса. При этом воины Спарты прославились в этом сражении своим невероятным героизмом).  О перепалке западного мира с Ираном по поводу изображения персов в фильме «300 спартанцев» поговорим подробно, среди прочего, в нашем обзоре.

Карта Персии (обозначена темно-коричневым цветом, на карте Персидской империи красным здесь также обозначен и торговый «Шелковый путь») и Греции (зеленым цветом) периода греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.).

В ходе этих войн персидская деспотическая империя Ахеменидов пыталась завоевать Грецию, состоявших из преимущественного городов-государств с демократическим строем для свободных граждан (хотя и при существовании рабовладения) и такого монархического греческого государства, как Македония.

В тот период Афины и Спарта среди греческих городов- государств находились в состоянии сменявших друг друга периодов сотрудничества и соперничества. В свою очередь, персидская империя Ахеминидов была крупнейшим государством своего времени. На определенный период времени эта империя смогла подчинить себе ряд территорий и собственно Греции (например, та же Македония платила ей дань).

Однако в итоге греко-персидские войны были греческими городами-государствами выиграны. А позднее, греко-персидское соперничество закончилось и вовсе полным разгромом империи Ахеменидов, когда 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах (рядом с городом Эрбиль, в Иракcком Курдистане) между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария III, после которой Персидская держава прекратила свое существование и вошла в состав государства Александра. Отметим, что Александр Македонский в ходе завоевания Персии возглавлял Македонию и Коринфский союз, в последний входило большинство греческих городов государств (Спарта тогда оставалась нейтральной).

В то же время известное Фермопильское сражение в одноименном ущелье, случившееся за десятилетия до того - в сентябре 480 года до н. э., в ходе греко-персидской войны 480—479 гг. до н. э., было проиграно греками, и именно о нем повествует известный фильм «300 спартанцев» (в ходе Фермопильского сражения отряды из греческих городов-государств Спарта, Феспия и Фивы, общим числом около 500 воинов, перекрыли путь через ущелье полчищам в 200 тыс. чел. персидского царя Ксеркса. При этом воины Спарты прославились в этом сражении своим невероятным героизмом).

О перепалке западного мира с Ираном по поводу изображения персов в фильме «300 спартанцев» поговорим подробно, среди прочего, в нашем обзоре.

Недемократический «голос»

 

Иран (Персия) является одной из древнейших цивилизаций, однако в истории Ирана практически не было длительных периодов демократического развития, также не было известно и о периодах республиканского правления. Исламская Революция 1979 года, свергнувшее тысячелетнее шахское правление, была поддержана образованными слоями населения Ирана именно как возможность демократического развития страны, однако в ходе этой революции, как следствие общего консервативного мышления основной массы населения страны (50% населения Ирана в 1978 г. было неграмотно), доминирующее место в в качестве главной революционной силы в Иране 1979 г. заняло исламское духовенство. Теперь о продемократических ожиданиях многих групп иранского населения в 1979 году правительство в Иране, пришедшее к власти на волне этой самой Революции, старается не вспоминать. Между тем, например, в феврале 1979 г., в самые первые дни после победы Революции 1979 г. иранские газеты возмущались, что Революция утрачивает демократический характер. Далее цитата по передаче «На темы дня» американской иновещательной станции «Радио Свобода», вещание на русском языке от 19 февраля 1979 г., вы можете также послушать этот отрывок в аудиофайле:

 



«Две тегеранские газеты Tehran Journal, издание на английском языке, существовавшее в период Революции 1979 г., в настоящее время не выходит Прим. Portalostranah.ru) и «Аяндоган» (в настоящее время, насколько известно, не выходит Прим. Portalostranah.ru) критиковали деятельность нового генерального директора государственного радио и телевидения Готбзаде (Sadegh Ghotbzadeh, близкий помощник аятоллы Хомейни во время его изгнания 1978 во Франции, впоследствии министр иностранных дел с 30 ноября 1979 по август 1980 г., в 1982 г. Готбзаде был казнен за причастность к покушению на иранского лидера аятоллу Хомейни; при этом в период в чуть больше года его деятельности на посту директора государственного радио и телевидения на Готбзаде было совершено покушение двумя женщинами за то, что он придал вещанию теократический консервативный характер, и тем самым предал революцию; National Iranian Radio & Television (NIRT) в первые дни Революции 1979 г. Иранское радио вещало под позывными «Голос Революции», ныне NIRT называется «Голос и образ Исламской Республики Иран», англ. Islamic Republic of Iran Broadcasting — IRIB Прим. Portalostranah.ru ). Упомянутые газеты пишут, что при Готбзаде цензура стала хуже, чем при шахе. Вместо информации радио передает целый день военную музыку и монотонные революционные песни. Если с самого начала не бороться с этой новой цензурой, то она может окончательно задушить свободу информации», пишут газеты. Конец цитаты.

Иранское иновещание «Голос Исламской Республики Иран» о фильме «300 спартанцев»

 

Кадр из фильма «300 спартанцев», иллюстрирующий тот факт, что Персия в этом фильме показана типичной восточной деспотией.

Здесь рабы, изнемогая от тяжести, несут золоченную платформу с персидским царем Ксерксом и его троном.

Кадр из фильма «300 спартанцев», иллюстрирующий тот факт, что Персия в этом фильме показана типичной восточной деспотией.

Здесь рабы, изнемогая от тяжести, несут золоченную платформу с персидским царем Ксерксом и его троном.

В свою очередь спартанцы в фильме показаны свободолюбивыми людьми, борющимися за свободу Греции. Здесь их царь Леонид среди воинов, делящий с ними все тяготы войны и считающийся с мнением своих воинов.

(Кадр из фильма «300 спартанцев»).

В свою очередь спартанцы в фильме показаны свободолюбивыми людьми, борющимися за свободу Греции. Здесь их царь Леонид среди воинов, делящий с ними все тяготы войны и считающийся с мнением своих воинов.

(Кадр из фильма «300 спартанцев»).

Кадр из фильма «300 спартанцев»: Царь Спарты Леонид.

Он готов ради Спарты и Греции на самопожертвование, этот царь - смелый правитель, демократичный и человечный, хотя и суров, как и все спартанцы. По крайней мере, таким Леонид видится в данном фильме.

Кадр из фильма «300 спартанцев»: Царь Спарты Леонид.

Он готов ради Спарты и Греции на самопожертвование, этот царь - смелый правитель, демократичный и человечный, хотя и суров, как и все спартанцы. По крайней мере, таким Леонид видится в данном фильме.

Исходя из сказанного о происхождении IRIB, неудивительно, что на иранском иновещании «Голос Исламской Республики Иран», которое является таким образом наследником того радио, что стало рупором неудавшейся демократической Республики, мутировавшей в исламскую теократию (подробнее о форме правления в Иране после 1979 г.), под названием Исламская Республика Иран, не любят подчеркивание недемократичности иранского пути. Тем более, когда это подчеркивание проводится на примере древнего спора между греками и персами, в котором персы потерпели настолько чувствительное поражение, что помнят о нем до сих пор. Но кроме национальной обиды, это и политический, и даже цивилизационный спор. Потому, что греческая демократия считается на Западе фундаментом, из которого выросла современная западная демократия, а нынешний режим в Иране, как и некоторые др. страны Востока, достоинства западной демократии считают фальшивыми.

 

Под подчеркиванием немократичности иранского пути на примере древнего спора между греками и персами в данном случае имеется в виду серия фильмов «300 спартанцев». Итак, иранское иновещание Радио «Голос Исламской Республики Иран» возмущенно передавало в 2006 г. в своем комментарии «Нападки Голливуда на иранцев и историю Ирана» из рубрики «Тема дня» (запись по русской программе станции из архива Portalostranah.ru):

 

«Экранизация кинофильма «300» в некоторых странах за последние дни вызвала волну протестов иранцев по всему миру. Показ накануне нового иранского года фильма, в котором оскорбляются Иран, его история и цивилизация, вызвал горечь у иранцев по всему миру, а также свободолюбивых людей в других странах. В сегодняшней передаче мы вкратце рассмотрим содержание этого фильма и ложные представления его создателей.

 

В конце 2006 года на киносайтах в Интернете началась реклама фильма «300», в которой говорилось, что зрители ознакомятся с новым обликом иранцев. В начале марта текущего года после анонса этого фильма усилились подозрения насчет изображаемых в этом фильме событий и в настоящее время спустя несколько недель с выхода на киноэкраны разоблачились закулисные цели его инициаторов. В этом новом производстве кинокомпании «Братья Уорнеры» Иран и иранская история подверглись оскорбительным и неблагородным искажением.

 

Кинофильм «300» был создан на основе графической новеллы Фрэнка Миллера, и сюжет фильма является историческим рассказом о сражении войска персидского царя Ксеркса с греческим войском во главе с царем спартанцев Леонидом.

 

Центральное событие этого фильма, вернее сражение, происходит в известном горном ущелье под названием Фермопилы, где Леонид с войском численностью в 300 спартанцев перекрыл путь персидской армии, однако персам удалось в конечном счете пройти через этот перевал, уничтожив небольшое войско греков. По преданию Геродота, 300 спартанцев сумели задержать продвижения персидского войска на три дня, что привело к объединению греков и созданию демократического правительства в Греции.

 

Режиссером этого фильма Зак Снайдер (Zachary Edward «Zack» Snyder) создал этот фильм, пользуясь компьютерными технологиями, а киноактеры снимаются только перед «голубым экраном». Были приложены огромные усилия, чтобы воссоздать при помощи возбуждающей музыки и компьютерной графики сражение реальных людей, т.е. создать захватывающую картину. Однако зрители и кинокритики не поддались на эти уловки. По словам одного из них, в фильме персы изображаются в виде диковинных существ, наподобие оркам, вымышленным чудовищам в фильме «Властелин колец», и подобно роботам единственное, что эти глупые чудовища, умеют, — это уничтожать людей. Подчеркивание беспримерной физической силы, умственных способностей и мудрости греков с одной стороны, и бесчеловечности войска Ксеркса, с другой, считается крайне жестоким извращением исторических фактов.

 

Кинокритик газеты «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times) отмечает: «300» — этот фильм, который наполнен насилием подобно картине «Апокалипто» Мела Гибсона, однако он выглядит в два раза глупее. В сценах, лишенных жестокости и насилия, крайне неумело демонстрируются накаченные фигуры греческих воинов и украшения персидского войска.

 

Наряду с продолжением экранизации кинофильма «300» растет и волна критики в его отношении и еще больше разоблачаются цели постановки этого фильма.

 

Как пишет газета «Вашингтон пост» (Washington Post): «Фильм «300» рассчитан на зрителя-идиота. В этот фильм даже не разъясняется, какое значение имеет пожертвование спартанцев при защите Фермопил, и ни словам не упоминается о поражении греков»...

 

Один из иранцев после просмотра этого фильма на своем веблоге написал: «Если оставить в стороне слабую проработку персонажей, то фоновая тема сюжета фильма — это борьба между свободой и рабством. Персы изображаются как рабы, а греки — свободные люди. В фильме внушается то понятие, что персы пришли в Грецию, чтобы превратить греков в рабов, и единственным путем спасения и освобождения мира является победа греков».

 

Примечательно, что подобное мнение последнее время все чаще озвучивается милитаристами в администрации США и всех тех, кто добивается господства над всем миром.

 

Экранизация в США столь поверхностного фильма, тем более в разгаре усилий Исламской Республики Иран по разработке мирных ядерных технологий, представляется обычной политикой, проведенной в чувствительных моментах. В этой связи можно указать на создание и показ таких антииранских фильмов, как «Без моей дочери никогда», «Александр Македонский» и «Сириана». Показ этого фильма вызвал сильный протесты миллионов иранцев по всему миру. В самом Иране, в свою очередь Академия искусства призвала ЮНЕСКО принять меры предотвращения подобных оскорблений в отношений народов мира. В заявлении иранских кинематографистов и Академии искусства обозначается, что на основе международного устава ЮНЕСКО, в котором осуждается всякая враждебность, агрессия и разжиганием межнациональной ненависти, а также с учетом основной задачи этого организации — сохранения культурного и духовного наследия мира, ЮНЕСКО должна отреагировать должным образом. К тому же иранцы по всему миру в ходе незапланированной акции опубликовали письмо протеста на новом сайте, выразив массовый протест против показа фильма «300». Желающие присоединить свой голос к протесту против этого оскорбительного фильма может обратиться на сайте Petition online.com, петицию на котором подписали до сего времени тысячи людей. Сбор подписей в Интернете день ото дня регистрирует нарастающий характер протестов против этой антикультурной акции Голливуда.

 

По словам одного из инициаторов этого сайта, главная проблема заключается в том, что в фильме «300» иранцы изображены крайне нереально, демонстрируется негативный облик великого и цивилизованного народа, что противоречит историческим фактам.

 

Развертывание пропаганды на основе фальшивой информации наряду с корыстными амбициями, а также нападки на народы, на их культуру и историю представляется стало уже обычным политическим приемом западных правительств. Используя эту ложную информацию, западные СМИ в свою очередь создают такие пошлые фильмы, как «300». Несомненно Голливуд такими выпадами пытается очернить облик Ирана и иранцев в глазах мировой общественности и оправдать милитаристскую политику Белого Дома. Однако для людей, знакомых с историей и с заслугами иранцев перед человеческой наукой и цивилизацией, такими вымыслами опорочить иранскую культуру и цивилизацию невозможно», отмечало иранское иновещание «Голос Исламской Республики Иран». Конец цитаты.

Странные персы и странные спартанцы в фильмах Голливуда. А что же до странных персов в арабской трактовке

 

Кадр из фильма «300 спартанцев»: Персидский царь Ксеркс.

Итак, Персия показана в данном фильме не с лучшей стороны, в свою очередь царь Ксеркс изображен в фильме эксцентричным деспотом с грудой золотых украшений, занятым почти все время самолюбованием и одержимым собственным величием, хотя и не лишенным некоторого ума.

Критики фильма считают, что персы в данном фильме изображены монстрами и сумасбродными гомосексуалистами. Ксеркс, ростом в восемь футов, ярко накрашенный, с телом в пирсинге, не выглядит уродливым, поскольку известно, что он был гомосексуалистом, однако некоторые зрители могут противопоставить его якобы более нравственному сообществу 300 спартанцев. Однако, очевидно, что это ирония создателей фильма, поскольку гомосексуализм был неотъемлемой частью спартанского воспитания. Такое спартанское воспитание было предметом частого осмеяния в афинской комедии, где слово «спартанец» являлось равнозначным мужчине, практиковавшему секс с мужчинами, отмечают критики фильма, указывающие его создателям на недостаточную достоверность. Подробнее аргументы критиков см. в нашем обзоре.

Кадр из фильма «300 спартанцев»: Персидский царь Ксеркс.

Итак, Персия показана в данном фильме не с лучшей стороны, в свою очередь царь Ксеркс изображен в фильме эксцентричным деспотом с грудой золотых украшений, занятым почти все время самолюбованием и одержимым собственным величием, хотя и не лишенным некоторого ума.

Критики фильма считают, что персы в данном фильме изображены монстрами и сумасбродными гомосексуалистами. Ксеркс, ростом в восемь футов, ярко накрашенный, с телом в пирсинге, не выглядит уродливым, поскольку известно, что он был гомосексуалистом, однако некоторые зрители могут противопоставить его якобы более нравственному сообществу 300 спартанцев. Однако, очевидно, что это ирония создателей фильма, поскольку гомосексуализм был неотъемлемой частью спартанского воспитания. Такое спартанское воспитание было предметом частого осмеяния в афинской комедии, где слово «спартанец» являлось равнозначным мужчине, практиковавшему секс с мужчинами, отмечают критики фильма, указывающие его создателям на недостаточную достоверность. Подробнее аргументы критиков см. в нашем обзоре.

Кадр из фильма «300 спартанцев» - здесь бесстрашный спартанский воин, стоящий плечом к плечу товарищами перед началом боя. Можно предположить, что античные греки восхищались спартанцами.

Однако, как говорят критики фильма «300 спартанцев», на самом деле, статус у Древней Спарты в античной Греции был как Пхеньяна сегодня – т.е. странный город-изгой и странные его жители-спартанцы. Подробнее в нашем обзоре.

Кадр из фильма «300 спартанцев» - здесь бесстрашный спартанский воин, стоящий плечом к плечу товарищами перед началом боя. Можно предположить, что античные греки восхищались спартанцами.

Однако, как говорят критики фильма «300 спартанцев», на самом деле, статус у Древней Спарты в античной Греции был как Пхеньяна сегодня – т.е. странный город-изгой и странные его жители-спартанцы. Подробнее в нашем обзоре.

Кадр из фильма «300 спартанцев»: Горстка спартанцев пачками сбрасывает персов в пропасть.

Некоторые критики восхваления Спарты в этом фильме считают, что даже несомненная военная доблесть спартанцев имеет своим происхождением темную сторону: оставляя свои поместья рабам, спартанцы могли себе позволить быть таким профессиональными солдатами, хотя, в действительности, у них не было выбора: защищать государство расово-социального апартеида (а все население Спарты делилось на свободных граждан – собственно спартанцев и бесправных рабов-илотов из местного племени, когда-то покоренных) - это была их постоянная работа.

Что касается данной битвы при Фермопилах, показанной в фильме «300 спартанцев», то ведь спартанцы проиграли эту битву, и насколько реально число (участвовавших в битве) спартанцев, обычно задаются вопросом критики фильма. Подробнее аргументы критиков фильма см. в нашем обзоре.

Кадр из фильма «300 спартанцев»: Горстка спартанцев пачками сбрасывает персов в пропасть.

Некоторые критики восхваления Спарты в этом фильме считают, что даже несомненная военная доблесть спартанцев имеет своим происхождением темную сторону: оставляя свои поместья рабам, спартанцы могли себе позволить быть таким профессиональными солдатами, хотя, в действительности, у них не было выбора: защищать государство расово-социального апартеида (а все население Спарты делилось на свободных граждан – собственно спартанцев и бесправных рабов-илотов из местного племени, когда-то покоренных) - это была их постоянная работа.

Что касается данной битвы при Фермопилах, показанной в фильме «300 спартанцев», то ведь спартанцы проиграли эту битву, и насколько реально число (участвовавших в битве) спартанцев, обычно задаются вопросом критики фильма. Подробнее аргументы критиков фильма см. в нашем обзоре.

Далее некоторые основные исторические сведения по событиям, описываемых в фильме «300 спартанцев».

 

В период классической античности продолжались греко-персидские войны (500–449 гг. до н. э.), в ходе которых персидская деспотическая империя Ахеменидов пыталась завоевать Грецию, состоявших из преимущественного городов-государств с демократическим строем для свободных граждан (хотя и при существовании рабовладения) и такого монархического греческого государства, как Македония.


На определенном этапе Ахемениды подчинили часть греческих территорий, так персидская империя стала включать Фракию, а Македония при персидском царе Дарии I стала вассалом и даже союзником персов. Царица Артемисия, фигурирующая в продолжении фильма «300 спартанцев» — «300 спартанцев. Расцвет империи», была правительницей Ионии, область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря (ныне в Турции, неподалеку от Имира). Эта область населенная греческим переселнцами была завоевана персами, а Артемисия была вассалом и союзницей персов.

 

Известное Фермопильское сражение в одноименном ущелье в сентябре 480 года до н. э., в ходе греко-персидской войны 480–479 гг. до н. э., было проиграно греками, именно о нем повествует фильм «300 спартанцев» (в ходе Фермопильского сражения отряды из греческих городов-государств Спарта, Феспия и Фивы, общим числом около 500 воинов, перекрыли путь через ущелье полчищам в 200 тыс. чел. персидского царя Ксеркса. При этом воины Спарты прославились в этом сражении своим невероятным героизмом).

 

Однако, в итоге греко-персидские войны были греческими городами-государствами выиграны. А позднее, греко-персидское соперничество закончилось полным разгромом империи Ахеменидов, когда 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах (рядом с городом Эрбиль, в Иракcком Курдистане) между армиями Александра Македонского и персидского царя Дария III, после которой Персидская держава прекратила свое существование и вошла в состав государства Александра. Отметим, что Александр Македонский в ходе завоевания Персии возглавлял Македонию и Коринфский союз, в последний входило большинство греческих городов государств (Спарта тогда оставалась нейтральной).

 

Возвращаясь к фильму «300 спартанцев», На Западе при выходе фильма ряд историков также критиковали это кинополотно, но за конкретные исторические неточности. Канадская газета «Торонто стар» (Toronto Star) писала 11/03/2007, цитируя историка доцента древнегреческой истории Университета Торонто Эфраима Литла (Ephraim Lytle), в статье «Спарта? Нет. Это безумие»:

 

«Битва при Фермопилах была реальной, но насколько реально число (участвовавших в битве) спартанцев — 300?... Мало известно и о царе Леониде... Как известно, дети в Древней Спарте забирались у матерей и отдавались на военное обучение. Такая система спартанского воспитания получила название agoge (от греч. — увод). Мальчики воспитывались в трудных условиях, их заставляли ходить босиком зимой и спать на непокрытой земле. Но будущие цари были избавлены от всего этого. Неизвестно, получил ли Леонид спартанское воспитание, продолжает историк, но он мог воспитываться, не убивая волков, но убивая разоруженных рабов в местности известной как Криптея. Эти рабы были греками, урожденными из Лаконии и Мессении, которые подчинялись совсем небольшой группе населения, которая наслаждалась так называемой спартанской «свободой».

 

Оставляя свои поместья рабам, спартанцы могли себе позволить быть профессиональными солдатами, хотя, в действительности, у них не было выбора: защищать государство расово-социального апартеида — это была их постоянная работа».

 

Кадр из фильма «300 спартанцев» - здесь показано как юный царь Леонид проходит обряд посвящения в мужчины. Под снегопадом в зимнем лесу и в одной набедренной повязке, в одиночестве выслеживая и побеждая волка.

Но критики сомневаются, что спартанские цари проходили такой же жесткий обряд, как и рядовые спартанские юноши, о чем мы говорим в этой части обзора.

Кадр из фильма «300 спартанцев» - здесь показано как юный царь Леонид проходит обряд посвящения в мужчины. Под снегопадом в зимнем лесу и в одной набедренной повязке, в одиночестве выслеживая и побеждая волка.

Но критики сомневаются, что спартанские цари проходили такой же жесткий обряд, как и рядовые спартанские юноши, о чем мы говорим в этой части обзора.

В вышеприведенном отрывке ученый критикует число «300 спартанцев», вынесенное и в название фильма, как численность спартанского отряда в Фермопильскогм сражении, а также как неисторичные первые кадры фильма, где показан юный царь Леонид, в последствии и командующий отрядом спартанцев в данном сражении и погибший в нем. В начале фильма показано как юный царь Леонид проходит обряд посвящения в мужчины, под снегопадом в зимнем лесу и в одной набедренной повязке, в одиночестве выслеживая и побеждая волка. Но ученый сомневается, как мы читаем, приходили спартанские цари такой же обряд, как и рядовые спартанские юноши. Говоря об апартеиде и том, что спартанцы не были таким уж благородными, ученый вспоминает в вышеприведенном отрывке про рабов в Спарте — их мы знаем как илотов.

 

Кроме этого ученый в своей статье затрагивает и текущую политику Спарты того времени — а именно взаимоотношения между царем Леонидом и эфорами. «Высшими должностными лицами Древней Спарты были эфоры. Власть избираемых ежегодно пяти эфоров распространялась и на царей. Нет свидетельств того, противостояли ли они данной военной кампании Леонида», как это показано по сюжету «300 спартанцев».

 

Также историк в другом отрывке указывает и на некоторые др. неточности фильма. «Предатель племени малийцев из Фессалии Эфиальт (показавший персам обходной путь и позволивший им зайти с тыла), показан инвалидом с горбом. Но, скорее всего, по законам спартанской евгеники, будучи инвалидом, он был бы умерщвлен еще будучи младенцем. Вообще же приписываемые Леониду слова, приведенные фильме, что искривленная спина Эфиальта означает, что последний не мог бы поднять свой щит достаточно высоко, чтобы сражаться в фаланге, служит смехотворной современной защитой спартанское евгенике, учитывая что детей в Древней Спарте в младенчестве могли умертвить из-за какой-нибудь зловещий родинки», пишет ученый.

 

И продолжает: «Персы в фильме изображены монстрами и сумасбродными гомосексуалистами. Ксеркс, ростом в восемь футов, ярко накрашенный, с телом в пирсинге, не выглядит уродливым, поскольку известно, что он был гомосексуалистом, и зрители могут подумать, что создатели фильма противопоставляют его сугубо нравственному сообществу 300 спартанцев. Однако, очевидно, что это ирония создателей фильма, поскольку гомосексуализм был неотъемлемой частью спартанского воспитания. Это было предметом частого осмеяния в афинской комедии, где слово «спартанец» являлось равнозначным мужчине, практиковавшему секс с мужчинами».

 

Так же упомянутый канадский исследователь пишет, что ошибочно думать, что в античной Греции спартанцев считали достойными чемпионами и воплощением греческих идеалов. Он указывает, что вряд ли какой-нибудь афинянин того времени хотел бы переехать в Спарту. Эфраим Литл сравнивает статусную репутацию Древней Спарты в глазах античных греков со статусным положением ныне Пхеньяна в глазах современного мира. Иначе говоря, статус у Древней Спарты в античной Греции был как Пхеньяна сегодня — странный город-изгой, считает упомянутый канадский ученый.

 

Тем не менее, хотя (возможно) древние спартанцы были не менее странными, чем восточная армия персов, пришедших в античную Грецию, все-таки граждане Греции того времени были свободными людьми, а все жители Персидской империи рабами своего правителя.

 

Конечно, можно понять, персам обидно, что их в фильмах «300 спартанцев» (а фильма в этой серии вышло уже два) представляют «силами зла». И можно даже сказать, что здесь затронуто их национальное чувство. Но по отношению к другой знаковой войне в своей истории персы свои национальные чувства прекрасно научились сдерживать, и такой сдержанности их учит вся та же официальная пропаганда Исламской Республики Иран. Мы говорим об арабском завоевании Персии в середине VII века, сделавшем тогдашний зороастрийский Иран мусульманским и лишившем персов национальной религии, коим был зороастризм.

 

Кадр из иракского фильма 1981 года «Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), изображающего последние дни Персидской империи Сасанидов перед арабским завоеванием Ирана, и здесь в издевательской форме показан зороастрийский обряд гадания.

На троне сидит шахиншах Персии из династии Сасанидидов, в нетерпении ожидая результатов гадания жреца. (Также см. видео этого момента ниже).

Кадр из иракского фильма 1981 года «Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), изображающего последние дни Персидской империи Сасанидов перед арабским завоеванием Ирана, и здесь в издевательской форме показан зороастрийский обряд гадания.

На троне сидит шахиншах Персии из династии Сасанидидов, в нетерпении ожидая результатов гадания жреца. (Также см. видео этого момента ниже).

Кадр из иракского фильма 1981 года «Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), показывающего последние дни Персидской империи Сасанидов перед арабским завоеванием Ирана, и так в этом фильме изображался последний перед арабским завоеванием правитель Персии (здесь он с царицей) – изображался довольно идиотическим субъектом. Напротив, арабы в фильме показываются праведными, несущими свет истинной веры.
Кадр из иракского фильма 1981 года «Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), показывающего последние дни Персидской империи Сасанидов перед арабским завоеванием Ирана, и так в этом фильме изображался последний перед арабским завоеванием правитель Персии (здесь он с царицей) – изображался довольно идиотическим субъектом. Напротив, арабы в фильме показываются праведными, несущими свет истинной веры.

Кадр из иракского фильма 1981 года «Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), показывающего последние дни Персидской империи Сасанидов перед арабским завоеванием Ирана:

А так изнеженно выглядел в фильме главный сасанидский военачальник, которому предстояло бороться арабским наступлением. (Также см. видео этого момента ниже). Немудрено, что посмотрев фильм Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), зритель должен подумать, какой же деградирующей страной Персидская империя была перед арабским завоеванием.

Кадр из иракского фильма 1981 года «Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), показывающего последние дни Персидской империи Сасанидов перед арабским завоеванием Ирана:

А так изнеженно выглядел в фильме главный сасанидский военачальник, которому предстояло бороться арабским наступлением. (Также см. видео этого момента ниже). Немудрено, что посмотрев фильм Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), зритель должен подумать, какой же деградирующей страной Персидская империя была перед арабским завоеванием.

Официальная пропаганда современной Исламской Республики обычно старается не замечать потока арабских фильмов или публикаций, в которых персы времен арабского завоевания — что народ, что правители-деспоты — представлены не просто огнепоклонникам (что является правдой, зороастризм поклоняется огню), а презренными развращенным идолопоклонниками, которых наставило на путь истинный только очистительное арабское завоевание, принесшее исламскую веру. Ведь такое толкование истории арабского завоевания Ирана — это классическая трактовка, принятая в исламе.

 

Одним из ярких примером такого рода арабских киноподелок может быть назвать иракский фильм 1981 г. «Аль-Кадисия» (Al Qadisiyya), снятый  при Саддаме Хусейне когда последний воевал с Ираном. Фильм как раз рассказывает об арабском завоевании Персии (Ирана) и назван по решающей битве, произошедшей вблизи города Кадисия (в Ираке), между арабами-мусульманами и армией персидского государства, где тогда правила династия Сасанидов, во время арабского завоевания Ирана. В той битве арабы победили. В фильме Сасаниды предстают изнеженной дегенератской династией, поклоняющейся нелепому культу огня.

 

Видео: Персидская империя как упадническая деспотия в фильме «300 спартанцев» (произ-во США, 2007 г.) и арабском фильме «Аль-Кадисия» (произ-во Ирак, 1981 г., с 12 мин. 10 сек. записи):

 

На видео можно посмотреть несколько отрывков, как Персидскую империю (в первом случае династии Ахеменидов, во втором - династии Сасанидов) показывают в упомянутых в данном обзоре фильмах.

 

Сдержанность иранской пропаганды, не возражающией против негативного описания зороастрийского Ирана в арабских поделках, понятна — у власти в современном Иране пребывает исламское духовенство, и именно ислам, принесенный персам во времена арабского завоевания — главное обоснование нахождения их у власти. Это правящее духовенство, конечно, персы, но во вторую очередь. В случае же с греко-персидскими войнами и фильмами из серии «300 спартанцев» иранская пропаганда не забывает вспомнить и о национальном аспекте, так как это хорошо вписывается в общее направление борьбы современного Ирана с «тлетворным» западным влиянием.

Странные мусульмане и другие в трактовке Голливуда

 

Официальная иранская пропаганда вступается перед Голливудом не только за собственно древних персов, но и за мусульман (а персы теперь, наряду с арабами, считают себя одними из главных укорененных исламских народов), обвиняя США и Запад в том, что мусульмане, в том числе нашего времени, неадекватно представлены в западных кино и масс-медиа.

 

Так в комментарии 2006 г. из серии «Тема дня» под заглавием «Западный кинематограф и искаженный облик ислама» иранское иновещание «Голос Исламской Республики Иран» указывало (текст дан по русской программе станции из архива Portalostranah.ru) в частности говорилось:

 

«Сегодня информационные сообщения считается одним из главнейших факторов социального и политического влияния. Поэтому возможность обладания СМИ и определения их стратегии поощряет политиков к соперничеству в обретении контроля над этими СМИ. За последние десятилетия после победы исламской революции в Иране и распространения волны исламизма в мире, а также после распада Советского Союза, мир вступил в новую стадию. В новых условиях США приложили огромные усилия для установления одностороннего миропорядка и распространения проекта «Пакс Американа» (американской империи). Американские СМИ, в частности Голливуд в качестве самого мощного и популярного средства осуществления такого замысла, вступили на арену для реализации планов американских политиков.

 

Одним из главных сценариев в этом проекте является изображение искаженного облика ислама и мусульман. И хотя число созданных в таком стиле фильмов незначительно по сравнению с массовой продукцией Голливуда, с пропагандистской точки зрения, такие фильмы снимаются по хорошо продуманному сценарию.

 

Процесс представления в западном кино облика мусульман можно разделить на три исторических периода:

 

Первый период относится ко временам возникновения Голливуда, еще до образования сионистского режима (в данном случае иранское иновещание заменяет этим словосочетанием слово Израиль, существования которого не признает Прим. Portalostranah.ru) в оккупированной Палестине.

 

Второй период начался с момента формирования (в 1948 г.) сионистского режима (в данном случае иранское иновещание заменяет этим словосочетанием слово Израиль, существования которого не признает Прим. Portalostranah.ru) и продолжался до исламской революции в Иране в 1979 г.. И, наконец, третий период охватывает события XXI столетия, после сентябрьских терактов в США 2001 г. и до сего времени.

 

Обзор истории кинематографа в США показывает, что кинематографическая промышленность на Западе всегда упоминает арабов как основных представителей исламского мира и пытается при создании фильмов об их образе жизни очернить облик мусульман на международном уровне. Между тем арабы сегодня составляют только 15% мусульман в мире. К тому же облик арабских мусульман также обычно искажаются реальности. В этих фильмах арабы похожи друг на друга и между ними не существует разницы с точки зрения внешнего вида и этики поведения.

 

На первом этапе снятия фильмов об образе жизни мусульман арабы показаны как нецивилизованные бедуины, которые стремятся прежде всего к материальным наслаждениям и плотским утехам в своих гаремах. В 1897 году Томас Эдисон создал фильм, в котором арабская женщина в неприличной одежде и непристойными действиями развлекает мужчин. С того времени это представление о мусульманах стала неотъемлемой частью американских фильмов о Востоке и мусульманах. В этих фильмах мусульмане изображаются как смуглые люди с густыми бровями, черной бородой и традиционно арабским головным убором.

 

Спустя долгие годы, Голливуд начал рисовать новый, но опять же облик мусульман. На в этот раз мусульмане были представлены как богачи и транжиры, которые обрели колоссальный капитал за счет продажи нефти. Таковы фильмы, снятые в 1970-ые годы одновременно с появлением нефтяного кризиса. В то время большинство людей на Западе полагало, что мусульмане — это миллиардеры, которые без труда получают в свои руки богатство и так же легко его пускают на ветер.

 

Однако за последние 30 лет аудитория все меньше наблюдает мусульман в таком качестве. В последних фильмах мусульмане представляются как фанатики, совершающие террористические акции. На этом этапе Голливуд в своих научно-фантастических фильмах, совершив исторический поворот, отошел от сюжета вторжения пришельцев с далеких планет и начал изображать новых врагов под названием «исламские террористы».

 

Джек Шахин — мусульманский публицист, который долгие годы исследовал усилия США по изображению шаблонного облика исламского мира (Jack G. Shaheen, родился в 1953 г., в США, в семье иммигрантов из Ливана, является профессором в ряде американских университетов и писателем Прим. Portalostranah.ru). В одном из своих произведений под названием «Арабское телевидение» (1984 г. выхода Прим. Portalostranah.ru) Джек Шахин пишет, что за последние 10 лет Голливуд начал снимать фильмы с целью искажения облика ислама. В числе этих произведений можно привести «Железный орел», «Смерть лучше унижения», «Игры патриотов», «Дельта-Форс 3». По его словам, найти хотя бы одного милого и храброго араба в поп-культуре Запада также трудно, как и иголку в стоге сена...

 

По итогам исследований, опубликованных недавно в Европе, большинство скандальных фильмов Голливуда рисуют бессмысленный шаблонный образ мусульман. По этим исследованиям мусульмане убеждены, что показываемая в кино и на телевидении отрицательная картина исламской религии отразилась и на самой жизни мусульман. В этой связи респонденты убеждены, что между представленной в СМИ картиной и их социальной жизнью существует прямая связь. СМИ фактически играют эффективную роль в проведении политики дискриминации и репрессий в отношении мусульман.

 

В этих исследованиях, проведенных исследовательской комиссией «Исламские права человека» (The Islamic Human Rights Commission, основанная в 1997 г. неправительственная организация местных мусульман-переселенцев, базирующая в Лондоне, занята критикой британского правительства и Запада Прим. Portalostranah.ru), приняли участие более 1100 мусульман, по мнению которых западные сообщения в СМИ и кинофильмы обычно являются шаблонными и искаженными, и мусульмане в них мусульмане изображаются как чужеземцы.

 

Глава указанной комиссии «Исламские права человека» госпожа Арезу Мирали (Arzu Merali, писательница, является соосновательницей упомянутой выше организации Прим. Portalostranah.ru) одна из авторов данного отчета, отмечает, что с учетом итогов недавних исследований, 80% англичан не имеют тесного контакта с мусульманами и ничего не знают об их подлинной культуре. Таким образом демонстрируемый в кино и по телевидению облик мусульман формирует представления людей на Западе об исламе и мусульманах.

 

Некоторые критики считают взрывы башен-близнецов Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке (в 2001 г.) исходным пунктом для анализа позиций СМИ в отношении ислама. После этого события Голливуд начал изображать мусульман как людей, которые безо всякой логики совершают нападения на беззащитных женщин, мужчин и детей. Этот облик умышленно культивируется в кино и на телевидении.

 

К тому же неоднократные ассоциации таких исламских обрядов, как намаза, голос азана, со сценами взрывов бомб и жестоких терактов представляют собой еще одну уловку, которой пользуются кинематографисты для искажения облика мусульман...

 

Закончим радиоочерк заметкой кинокритика британской газеты «Гардиан» (The Guardian) об искажении облика мусульман в Голливуде.

 

«Аудитория подобных фильмов считают мусульман и арабов виновниками террористических акций, а не жертвами терроризма. В этих фильмах не показываются жертвы государственного терроризма сионистского режима (в данном случае иранское иновещание, цитируя газету, заменяет этим словосочетанием слово Израиль, существования которого не признает Прим. Portalostranah.ru) на оккупированных территориях и палестинцы, которые ежедневно теряют своих детей и родителей в результате взрывов. Зрители этих фильмов ничего не знают об обычной жизни мусульман, не видят ни одной мусульманской матери, которая напевает колыбельную своему ребенку. И эти ложные изображения формируют мнение многих наших граждан, что вызывает сожаление. Однако действительность заключается в том, что западные кинематографисты не имеют никакого понятия о культурной разнице между народами и религиями», отмечало иранское иновещание «Голос Исламской Республики Иран» в своей передаче, цитируя в последнем случае, между прочим, одну из ведущих британских газет. Конец цитаты.

 

Подобная реплика в британской газете, кстати лишний раз показывает, что в западных СМИ каждый день пишут разное о мусульманах — и хорошее, и плохое, и правдивое, или в некоторой степени стереотипное. Поэтому говорить о том, как это делает иранское иновещание в приведенных выше комментариях станции, что существует какой-либо заговор в медиа и кино на Западе для очернения мусульман — это просто глупо. Мусульмане сами дают повод для формирования разных негативных стереотипов, а западные медиа и кино лишь иногда сгущают краски. Причем в случае западных СМИ подобное красок сгущение сильно ограничено принципом объективности и проверяемости фактов, принятых в медиа свободных стран.

 

Голливуд же — это не СМИ, поэтому, согласно законам киножанра, ради достижения большей увлекательности и смотримости выпускаемых фильмов, он может и должен позволить себе в «сгущении красок» больше. При этом в Голливуде, что называется «сгущают краски» не только в отношении арабов, но и всех других наций, что называется, дающих поводы.

 

Русская служба Британской вещательной корпорации упоминала о ряде таких наций, правда без упоминания поводов, в переводе сообщения корреспондента из центральной английской редакции (Tom Brook) от 10/11/2014:

 

«Наряду со злодеями из России, за последние десятилетия сомнительной чести (быть злодеями в фильмах Голливуда) удостаивались и многие другие нации и народы. В середине прошлого века (во время Второй мировой войны, когда США находились в состоянии войны с Германией и Японией Прим. Portalostranah.ru), по понятным причинам, Голливуд показывал не в самом приятном свете немцев, а заодно и японцев.


Еще одна группа, годами демонизировавшаяся в (американском) кино с переменным успехом, — это арабы и мусульмане в целом. Еще до немых ролей Рудольфа Валентино в таких лентах, как «Шейх» 1921 года, сложился стереотип, согласно которому арабов считали не заслуживающими доверия ворами и убийцами. А арабская община в США порой описывает соответствующий шаблон Голливуда формулой — танец живота, толстосумы и терроризм. После событий 11 сентября 2001 года американских арабов еще сильнее обеспокоила тенденция выставлять их террористами. Были и фильмы, в которых арабские герои оказывались вполне сбалансированными и нормальными, но, как говорит (уже упоминавшийся выше, и в сообщении иранского иновещания Прим. Portalostranah.ru) доктор Джек Шахин, автор исследовании об арабские «кинозлодеях» в Голливуде, этого оказалось недостаточно. «К сожалению, арабские и мусульманские отрицательные персонажи по-прежнему постоянно фигурируют в кино и в телепрограммах», — считает он.

 

Определенной толикой злодеев обязан Голливуд и Китаю. Началось это еще с раннего звукового кино, в котором фигурировал вымышленный китайский злоумышленник Фу Маньчу. Когда студия MGM в 1932 году выпустила ленту «Маска Фу Маньчу», китайское посольство в США подало официальный протест — уж больно неприятным оказался этот персонаж. Но сейчас отрицательных китайских героев в американском кино почти нет, потому что Китай стал ключевым рынком для голливудской продукции», передавало британское иновещание.

 

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: двум комментариям 2006 года «Нападки Голливуда на иранцев и историю Ирана» и «Западный кинематограф и искаженный облик ислама» иранского иновещания Радио «Голос Исламской Республики Иран», русская программа; передаче «На темы дня», а именно комментарию о положении в Иране в первые дни после исламской революции 1979 г., американской иновещательной станции «Радио Свобода» (вещание на русском языке от 19 февраля 1979); заметке «Спарта? Нет. Это безумие» из канадской газеты «Торонто стар» (Toronto Star) историка доцента древнегреческой истории Университета Торонто Эфраима Литла (Ephraim Lytle); сообщению Русской службы Британской вещательной корпорации от 10/11/2014 о клише Голливуда (подготовленной по заметке корреспондента из центральной английской редакции BBC Culture Тома Брука (Tom Brook); др. источникам;

 

Опубликовано
24
06
2016
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...