Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Мусульманская Гранада: Арабское наследие. Что осталось. По арабскому наследию провинции Гранада: гг. Гранада, Ильора, Лоха, Ланхарон, Гуадикс, Салобренья, Монтефрио, Альмунекар, Моклин, Альбуньол и Баса с историческим экскурсом и по первоисточнику


Подробный обзор, посвященный тому, что осталось от построек мусульманского Гранадского эмирата в провинции Гранада и ее столице - городе Гранада (Ныне провинция Гранада входит в состав испанского автономного сообщества (региона) Андалусия).

Конечно, главной арабской достопримечательностью, сохранившейся в Гранаде, является Альгамбра (Дворец последней гранадской мусульманской династии Назари (Насридов). Также напомним, что Гранадский эмират являлся последним мусульманским государством на территории нынешней Испании.

Кроме Альгамбры, в Гранаде сохранилось еще ряд интересных сооружений, с которыми связаны интересные факты из истории Гранадского эмирата и последующего отвоевывания этой территории в 1492 году (ключевая дата начала новой жизни региона) Католическими королями (официальный титул) Изабеллой и Фердинандом.

Мы пройдемся не только по арабскому наследию города Гранады, но и по тем старинным городкам провинции Гранада, где уцелели крупные архитектурные достопримечательности арабского периода: городам Ильора, Лоха, Ланхарон, Гуадикс, Салобренья, Монтефрио, Альмунекар, Моклин, Альбуньол и Баса. Попутно мы коротко расскажем об истории и достопримечательностях последних.

В обзоре также приведем несколько распространенных в современной Гранаде историй о деятелях арабского периода, привязав их биографию к географии провинции.

Также материал содержит краткую хронику истории Гранады и обстоятельств христианского завоевания 1492 года. Обзор составлен по гранадской официальной публикации с привлечением большого количества дополнительного материала.



Наследие Арабской Гранады в столице провинции Гранада — г. Гранада

 

Известное в Испании художественное полотно «Вздох мавра» («El Suspiro del Moro»).

В оригинале картина называется «Плач мавра» (El Lamento del Moro). Ее автор: испанский художник, некоторое время даже бывший директором музея Прадо в Мадриде - Франсиско Прадилья-и-Ортис (Francisco Pradilla y Ortiz, годы жизни: 1848 -1921).

На этой фантазийной картине художник изобразил последнего правителя исламского государства в Испании - султана Гранады Мухаммеда XII, также известного как Боабдил (Boabdil), который бросает с горы, получившей затем в ознаменование этих событий название «Вздох мавра» (Puerto del Suspiro del Moro), прощальный взгляд на занятый христианскими войсками город Гранада, покидая его после почетной капитуляции и оправляясь в ссылку.

Известное в Испании художественное полотно «Вздох мавра» («El Suspiro del Moro»).

В оригинале картина называется «Плач мавра» (El Lamento del Moro). Ее автор: испанский художник, некоторое время даже бывший директором музея Прадо в Мадриде - Франсиско Прадилья-и-Ортис (Francisco Pradilla y Ortiz, годы жизни: 1848 -1921).

На этой фантазийной картине художник изобразил последнего правителя исламского государства в Испании - султана Гранады Мухаммеда XII, также известного как Боабдил (Boabdil), который бросает с горы, получившей затем в ознаменование этих событий название «Вздох мавра» (Puerto del Suspiro del Moro), прощальный взгляд на занятый христианскими войсками город Гранада, покидая его после почетной капитуляции и оправляясь в ссылку.

На картине — выше «Плач мавра» (El Lamento del Moro) испанского художника Франсиско Прадилья-и-Ортис (Francisco Pradilla y Ortiz, годы жизни: 1848 −1921) мы видим, в представлении художника, как последний правитель последнего исламского государства в Испании — Гранадского эмирата Абу Абдулла Мухаммед II Гранадский (Abu Abdallah Muhammad XII), также известный как Боабдил ((Boabdil, искаженное испанское наименование его имени Абу Абдулла) бросает прощальный взгляд на занятый христианскими войсками город Гранада, покидая его после почетной капитуляции и оправляясь в ссылку, в селение Лаухар-де-Андаракс горной области Альпухарры (Alpujarras, ныне в провинции Альмерия, автономного сообщества Андалусия).

 

Там Боабдил находился под надзором христианских властей до своей эмиграции в Марокко.

 

Действие этой картины происходит в в 1492 году на горе, теперь известной в память об описываемых событиях, как «Вздох мавра» (Puerto del Suspiro del Moro). Это возвышенность, или, иначе, горный перевал, находится у поселения Отура (Otura, до 2013 года называлось Villa de Otura), в 12 км от города Гранада. Гора разделяет районы современной провинции Гранада — Вега-де-Гранада (Vega de Granada) и Валье-де-Лекрин (Valle de Lecrín).

 

Говорят, до самого перевала Puerto del Suspiro del Moro Боабдил не осмеливался оглянуться на покидаемый им город, и только здесь решился, т.к. это было самое дальнее место, откуда просматривался с этой стороны город Гранада. Оглянувшись, Боабдил не только вздохнул (отсюда и название горы), но и, как говорит легенда, разрыдался. За свои рыдания он здесь же получил гневную отповедь от своей матери Аиксы, уезжавшей вместе с ним. Она якобы сказала: «Оплакиваешь как женщина то, что не сумел защитить как мужчина».

 

Тем не менее, не существует никаких документальных подтверждений того, что такая фраза была действительно сказана. Некоторые считают, что это легенда, которая стала популярной благодаря книге одного испанского католического священника, опубликовавшего в XVIII веке критическое жизнеописание Боабдила. Больше об Аиксе и дальнейшей судьбе Боабдила см. здесь

 

Альгамбра

 

Виды Альгамбры.
Виды Альгамбры.

Начнем изучение арабского мусульманского наследия в городе Гранада с дворцово-крепостного комплекса Альгамбра, бывшей резиденции правителей Гранадского эмирата.

 

Название Альгамбра Гранады (Alhambra de Granada) происходит от арбского «каср аль-хамра» — «красный замок», по красноватому цвету наружных стен, а также и от имени города Гранада (от лат. granatum — «гранат», или араб. Gar-anat — «холм паломников»).

 

Альгамбра сохранилась почти в первозданности, хотя Католические короли после отвоевания Испании, перестроили мечеть дворцового комплекса в церковь и добавили собственную геральдику в убранстве Альгамбры.

 

При этом испанские монархи того периода, в частности Изабелла Кастильская, использовали Альгамбру как свою резиденцию, когда бывали в этих краях.

 

Страница цитируемого здесь, среди прочего, издания «В Гранаде все, что вы пожелаете» (рус. яз., пр. 2011 г), выпущенного официальным ведомством Patronato Provincial de Turismo de Granada (Ведомство содействия туризму Провинции Гранада).
Страница цитируемого здесь, среди прочего, издания «В Гранаде все, что вы пожелаете» (рус. яз., пр. 2011 г), выпущенного официальным ведомством Patronato Provincial de Turismo de Granada (Ведомство содействия туризму Провинции Гранада).

Издание «В Гранаде все, что вы пожелаете» (рус. яз., пр. 2011 г), эта брошюра, на которую мы будем опираться в данном обзоре, выпущенное официальным ведомством Patronato Provincial de Turismo de Granada (Ведомство содействия туризму Провинции Гранада), прежде всего, отмечает, что Альгамбра является объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Данная публикация так описывает Альгамбру:

Справка по основанию города Гранада

 

«Можно с уверенностью сказать лишь то, что возникновение г. Гранада относится к периоду существования иберского племени турдулов (tribu ibérica de los túrdulos), которые создали одну из самых развитых цивилизаций Пиренейского полуострова. Это племя дало городу название Илиберри (Ihverir), которое римляне преобразовали в Илиберис (Iliberis).

 

Позднее город был завоеван римлянами и превращен в муниципию (II-I века до н. э.), за которой закрепилось как иберское название Илиберис, так и латинское Флоренция, которое, как пишет Антонио Гальего-и-Бурин (Antonio Gallego y Burín) в современном «Справочнике по искусству и истории Гранады» (Guía artística e histórica de Granada, Editorial Don Quijote, 1982), «может толковаться как цветущий или плодородный город».

 

Район Альбайсин (Albaicín). Это римское поселение изначально занимало территорию Алькасабы (крепости) и района Альбайсин и простиралось до холма, на котором возвышается Альгамбра.

 

От вестготской эпохи не сохранилось документов, свидетельствующих о поселении или каких-либо традициях, но зато сохранились монеты и медали, на основании чего мы можем сделать вывод о том, что Гранада, как и в римскую эпоху, продолжала являться столицей провинции.

 

Тем более что в тот период усилилась ее военная мощь и ослабло значение других поселений империи по причине вторжения варваров. Илиберис располагался рядом с Гранатой (Granata, от лат. granatum — «гранат». Прим. Portalostranah.ru), которую, скорее, можно было считать предместьем Илибериса, чем отдельным поселением. Ее обитателями, в основном, были евреи, и она возвышалась на границе Алькасабы Илибериса.

 

Вторжение мусульман на Иберийский полуостров началось в 711 году после высадки Тарика на побережье близ современной Тарифы.

 

Позднее, в 745 году, сформированный в Дамаске арьергардный отряд мусульманского войска, который участвовал в завоевании Пиренейского полуострова, направился к Кордове с намерением потребовать выдачи награды, обещанной за участие в военной кампании, но они прибыли слишком поздно, дележ уже завершился, поэтому кордовские власти (представлявшие мусульманских завоевателей) предложили им удаленные земли, расположенные на склонах дальней горной цепи. Сирийцам ничего другого не оставалось, как принять это предложение. Они и представить себе не могли, к чему со временем приведет это решение, принятое без особого энтузиазма.

 

Илиберис для мусульман превратился в Эльвиру (Elvira), которая была разрушена в 1010 году, после чего ее жители стали переезжать в Альбайсин.

 

Зави бен-Зири (Zawi ben Ziri) основал династию Зиридов, которые превратили Гранаду в столицу независимого королевства в 1013 году и удерживали власть до 1238 года, когда Мухаммед Ибн-Юсуф Ибн-Наср (Muhammad Ibn Yusuf Ibn Nasr), также известный под именем Ибн-аль-Ахмар, после завоевания Гранады основал новую династию — династию Насридов, представители которой возвели Альгамбру и правили здесь до 2 января 1492 года, когда христианские войска Католических королей вошли в город после капитуляции Боабдиля, последнего насридского короля, что ознаменовало собой завершение Реконкисты».

 

(Из гранадского сайта alhambradegranada.org)

 

«Альгамбра. Выдающиеся архитекторы возвели на холме Сабике (Sabika), господствующую над Валье дель Дарро (Valle del Darro, долиной реки Дарро), величественную цитадель, роскошную и неприступную, восточной архитектуры, Эта цитадель перешла к потомкам в качестве наивысшего символа великолепия, которого достигла Гранада при правлении династии Назари (в русской историографии для этой последней исламской династии в Испании также принято название Насриды. Прим. Portalostranah.ru).

 

Построенная между XIII и XV вв. Альгамбра объединяет все различные течения искусства мусульманского периода на территории Испании. Альгамбра — это художественный завет неописуемой ценности, что и было признано ЮНЕСКО, которая объявила Альгамбру объектом Всемирного Наследия.

 

Красивые патио (внутренние дворики) Альгамбры и фонтаны, окруженные пышными садами, проводят посетителя в роскошные арабские дворцы, как, например, дворец Комарес (Palacio de Comares, был официальной резиденцией правителя. Прим. Portalostranah.ru). Внутри последнего находится Патио Мирт де лос Аррайанес (Миртовый дворик, Patio de los Arrayanes) и Посольский Зал (Salón de Embajadores), накрытый чудесным куполом выточенного дерева.

 

Также необходимо упомянуть и Львиный дворец (Palacio de los Leones, частный дворец правителя в Альгамбре) с его знаменитым патио («Львиный дворик» со статуями львов), а также залами, среди которых: зал «Две сестры» (Sala de las Dos Hermanas, являвшийся центральным в покоях супруги правителя), зал Абенсэррахэс (Sala de los Abencerrajes), или Королевский, украшенные великолепным лепным декором.

 

Все вышеперечисленное, наряду с Алькасабой (цитаделью, охраняющей дворцовый комплекс) с ее башнями, а также водоемами дворца и арабскими банями, должно быть непременно включено в любой полноценный маршрут знакомства с Альгамброй, — этим, одним из самых посещаемых из всех монументальных сооружений в Испании.

 

При этом снаружи стены, которая окружает Альгамбру, находится Эль Хэнэралифэ (Palacio del Generalife), бывший летний дворец султанов с их чудесными садами», пишет гранадское издание.

 

Адрес Альгамбры: город Гранада, Alhambra de Granada;

 

А теперь о других памятниках периода Арабской Гранады, сохранившихся в городе Гранада, в том порядке и описании, как их представляет указанное выше издание Patronato Provincial de Turismo de Granada (Особо оговоренные примечания Portalostranah.ru все так же в скобках):

 

«Исламская Мадраса (Медресе) Гранады (Madraza de Granada)


«Дворец Мадрасы (Медресе). Возведенный при правлении Юсуфа I (династия Назари-Насриды) в XIV веке (1349 г), этот дворец являлся исламским учебным заведением-университетом высшей категории по изучению Корана, где преподавались теология, юриспруденция, философия.

 

Это древнее учебное заведение в свое время достигло большой славы и известности на Западе. Дом Капитулов (Casa de Cabildos) дворца Мадрасы, до того долгое время использовавшееся в качестве склада тканых изделий, в настоящее время вернулся к своим университетским истокам (В настоящее время здание медресе является частью Университета Гранады и Королевской академии изящных искусств Божией Матери.

 

Отметим, что медресе работало несколько лет и после завоевания Гранады христианами, в соответствии с условия сделки при сдаче эмирата о непреследовании мусульман, заключенной между последним мусульманским эмира Боабдиля и Изабеллой с Фердинандом. Позднее медресе было закрыто, а книги из его библиотеки сожжены на городской площади Bib-Rambla. Еще позже в здании размещалось городское собрание Прим. Portalostranah.ru).

 

Бывшая Исламская Мадраса (Медресе) Гранады (Madraza de Granada).
Бывшая Исламская Мадраса (Медресе) Гранады (Madraza de Granada).

Здание Дворца Мадрасы было сформировано как гармоничная комбинация стилей, ярким проявлением которого является его фасад в стиле барокко, исламская молельня, а также прекрасный ремесленный «мудехар» в Зале Двадцати Четырех Кавалеров (Caballeros Veinticuatro)».

 

(Название стиля «мудехар» ( mudéjar) происходит от араб. термина в значении «прирученный», «домашний». «Мудехар» — это стиль, возникший при смешении традиций мусульманского искусства и христианской готики. Мудехарами называли также в Испании мусульман, оставшихся в стране после отвоевания христианами в ходе Реконкисты располагавшихся здесь исламских государств. После отвоевания Гранады в 1492 году мудехары некоторое время сохраняли возможность исповедовать ислам. Однако, согласно указу Изабеллы и Фердинанда от 1502 г., им было приказано обращаться в христианство, при этом неподчинившихся стали высылаться из Испании в арабские страны Северной Африки. Принявших христианство мусульмане Испании стали называть морисками.

 

Но и принявшие христианство мориски были в 1609 году окончательно изгнаны из Испании. Это произошло после ряда восстаний этого бывшего мусульманского населения страны. Морисков подозревали не только в нелояльности, но в связях с османскими пиратами и флотом, являвшимися тогда врагами Испании на море. Некоторые из морисков, вернувшись в Северную Африку и снова приняли ислам, а другие, оставаясь христианами, осели в христианских странах. Стиль мухедар практиковали как мусульманские мастера в Испании, так и подражавшие им христианские умельцы. Прим. Portalostranah.ru).

 

Адрес Дворца Исламской Мадрасы (Медресе) Гранады: город Гранада, Madraza de Granada, ул. Oficios,14;

 

Дом Лоренсо Чаписа (Casa del Chapiz)

 

Дом Лоренсо Чаписа (Casa del Chapiz) в городе Гранада.
Дом Лоренсо Чаписа (Casa del Chapiz) в городе Гранада.

Дом Чаписа. Этот монументальный дом в стиле мудехар получил название из-за его владельцев морисков Лоренсо Эль Чаписа и Эрнана Лопеса Эль Фери. В настоящее время это Школа арабистики Escuela de Estudios Árabes, расположенная здесь с 1932 года.

 

(Дом был экспроприирован в 1571 г. после крупного восстания морисков и принадлежал испанской короне, затем был отдан одному из королевских секретарей и использовался для размещения различных учреждений, а позднее в качестве многоквартирного дома. Вернулся в государственную собственность в 1929-м году. Прим. Portalostranah.ru). Гипсовая ра6ота, искусственные водоемы, галереи с колоннами и больше мраморные колонны украшают это здание, которое при своей постройке могло составлять часть более внушительной исламской постройки Дар эль-Байда (белый дом)», пишет издание.

 

Адрес: город Гранада, Casa del Chapiz, ул. Cuesta del Chapiz, 22;

 

Еще одна страница цитируемого здесь, среди прочего, издания «В Гранаде все, что вы пожелаете» (рус. яз., пр. 2011 г), выпущенного официальным ведомством Patronato Provincial de Turismo de Granada (Ведомство содействия туризму Провинции Гранада).
Еще одна страница цитируемого здесь, среди прочего, издания «В Гранаде все, что вы пожелаете» (рус. яз., пр. 2011 г), выпущенного официальным ведомством Patronato Provincial de Turismo de Granada (Ведомство содействия туризму Провинции Гранада).

Стены и ворота (Murallas y puertas) Арабской Гранады

 

Сохранившиеся с арабских времен ворота Arco de Elvira в Гранаде.
Сохранившиеся с арабских времен ворота Arco de Elvira в Гранаде.

Продолжим цитирование:

 

«Обнесенная стеной медина (бывший арабский город Гранады) с воротами.

 

Ее стены, которые окружали средневековую Гранаду, несли двойную функцию: защитить медину от возможных атак врагов и ограничить ее предел по отношению к плодородной долине. С этой целью зириды начали выстраивать стены в XI веке. К сохранившимся остаткам этих изначальных ограждений позднее были добавлены другие, в Альбаисине (El Albaicín, район города Гранада), рядом с откосом Алакаба (Cuesta de la Alhacaba.

 

(Зириды — династия эмиров Гранады, правившая 1013-1091 годах, Была основана бывшим губернатором Гранады при распаде первого единого арабского государства Омейадов (в Дамаске). После этого Гранада уже больше не вернулась в состав единой арабской империи, куда она вошла при завоевании арабами Испании. До самого христианского отвоевания Гранадой управляли либо самостоятельные династии, либо североафриканские арабо-берберские династии, управлявшие и соседней Кордовой. Прим.Portalostranah.ru)

 

Ворота медины являлись как бы легкими для города. Главные из ворот, называемые Эльвира (Arco de Elvira), до сих пор стоят во всем своем великолепии, точно также как и ворота Монаита (Puerta Monaita).

 

Адреса: Ворота Эльвира (Arco de Elvira), ул. calle Profesor Emilo Orozco; Ворота Монаита (Puerta Monaita) (Bib al-Bonaida);

 

Алые башни (Torres Bermejas)

 

Алые башни (Torres Bermejas) в городе Гранада.
Алые башни (Torres Bermejas) в городе Гранада.

Алые башни, или старинный наблюдательный пост за долиной.

 

Эти башни, расположенные на южном склоне холма Мартирес (Cerro de los Mártires), в районе Реалехо (Realejo), представляют собой систему наблюдательных и защитных башен, расположенных в стратегически важных точках, оцеплявших Ла Вега де Гранада (Vega de Granada, район (comarca) в центральной части современной провинции Гранада. Прим. Portalostranah.ru).

 

От этих башен начиналась часть стены, которая соединялась непосредственно с крепостью Альгамбры.

 

Склад Назари, или Угольный двор (Corral del Carbón)

 

Склад Назари, или Угольный двор (Corral del Carbón) в городе Гранада.
Склад Назари, или Угольный двор (Corral del Carbón) в городе Гранада.

Угольный двор. Это арабская алондига, которая служила коммерсантам в качестве склада для продукции и пристанищем-гостиницей (Алондига — букв. хранилище. Рассматриваемые здесь Склады Назари были построены в 1336 г). Это единственное здание подобного назначения, сохранившиеся в целости и сохранности в Испании, что обусловило его отнесение к категории объекта культурного наследия.

 

При христианском владении Склады Назари пребывали в качестве склада для хранения угля (отсюда название), а затем в качестве комедийного двора (т.е., в последнем случае, они были местом для проведения спектаклей комедийных театров для простонародья (Corral de comedias), распространившихся в Испании с XVI века. Добавим, что с 1593 года Склады Назари являлись многоквартирным домом, а с 1933 года это сооружение находится в собственности государства, ныне здесь размещаются различные учреждения культуры автономного сообщества Андалузия и иногда проходят концерты. Прим. Portalostranah.ru).

 

Адрес Складов Назари: город Гранада, Corral del Carbón, ул. Calle Mariana Pineda;

Дворец Де-Дар-Аль-Хорра (Palacio de Dar-al-Horra), дворец для принцессы Аиксы

 

Дворец Де-Дар-Аль-Хорра (Palacio de Dar-al-Horra) в городе Гранада.
Дворец Де-Дар-Аль-Хорра (Palacio de Dar-al-Horra) в городе Гранада.

Дворец Де-Дар-Аль-Хорра. В районе площади Св. Мигеля Бахо (Plaza de San Miguel Bajo), в сердце Альбаисина (холма и одноименного района г. Гранада), находится то, что когда-то было последним жилищем матери Боабдила: небольшой помпезный дворец, построенный в XV в. на фундаменте разрушенного дворца (предыдущей арабской) династии Зиридов.

 

Ныне объявленный объектом культурного наследия, этот дворец Де-Дар-Аль-Хорра принимал когда-то и другую королеву, в данном случае христианку, а именно Изабеллу Католическую», пишет издание.

 

Отметим, что принцесса Аикса, или Аиша бин Мухаммед ибн аль-Ахмар, также известная как Айша аль-Хорр (Айша Честная), происходившая по отдаленной ветви из семейства пророка Мухаммеда, а по отцу из гранадской эмирской семьи, последовательно была женой двух эмиров, а затем и матерью последнего мусульманского эмира Гранады Боабдила. Она известна в Испании как Аикса (Aixa).

 

Известное в Испании и мире художественное полотно «Сдача Гранады Их Величествам Изабелле и Фердинанду» (La rendición de Granada). Автор этой картины, написанной в 1882 году, испанский художник Франсиско Прадилья-и-Ортис (Francisco Pradilla y Ortiz).

Полотно изображает последнего правителя исламского государства в Гранаде и Испании Мухаммеда XII (он же Боабдил) при сдаче Гранады в 1492 году Католическим королям.

Известное в Испании и мире художественное полотно «Сдача Гранады Их Величествам Изабелле и Фердинанду» (La rendición de Granada). Автор этой картины, написанной в 1882 году, испанский художник Франсиско Прадилья-и-Ортис (Francisco Pradilla y Ortiz).

Полотно изображает последнего правителя исламского государства в Гранаде и Испании Мухаммеда XII (он же Боабдил) при сдаче Гранады в 1492 году Католическим королям.

После падения Арабской Гранады в 1492 году, Аикса последовала за сыном сначала в почетную ссылку в гранадо-андалусскую внутреннюю область Альпухарры (Alpujarras), где они, первыми из правителей такого ранга, стали жить в селении Лаухар-де-Андаракс (ныне в провинции Альмерия, автономного сообщества Андалусия), находясь под надзором христианских властей.

 

В 1493 году, Аикса и Боабдил выехали в Северную Африку, в город Фес, где жили на положении гостей султана Марокко. Айша аль-Хорр вскоре там и умерла. В свою очередь, Боабдил жил в Фесе до своей кончины, наступившей в 1533 году.

 

Айша аль-Хорр вошла в историю благодаря своей фразе, сказанной ею, согласно легенде, в тот момент, когда Боабдил с плачем смотрел на занятую христианскими войсками Гранаду с близлежащей возвышенности, покидая после почетной капитуляции город и оправляясь в ссылку, в Альпухарры. В тот миг Айша аль-Хорр, известная своим неприятием капитуляции и предлагавшая сражаться с христианами до последнего человека, якобы сказала Боабдилу: «Оплакиваешь как женщина то, что не сумел защитить как мужчина».

 

Тем не менее, не существует никаких документальных подтверждений того, что такая фраза была действительно сказана. Некоторые считают, что это легенда, которая стала популярной благодаря книге одного испанского католического священника, опубликовавшего в XVIII веке критическое жизнеописание Боабдила.

 

В то же время, в двенадцати км от города Гранады, в муниципалитете Отура (Otura) гранадской провинции располагается вполне реальная гора «Вздох мавра» (Puerto del Suspiro del Moro, горный массив Сьерра-Невада), заметку о которой официальный путеводитель по провинции Гранада уверенно озаглавливает «Прощание Боабдиля», хотя и помещает ее в раздел «Романтическая Гранада».

 

Что касается дворца Де-Дар-Аль-Хорра то он служил пристанищем не только Аиксе, Изабелле Католической, но и еще одной королеве, о которой стоит упомянуть — Изабель де Солис (Isabel de Solís), Изабелла де Солис была дочерью одного из христианских военачальников, она была захвачена в плен и стала наложницей гранадского эмира Абу-Хасана Али. При этом она получила новое имя Зорайя (Zoraya, т.е. «Утренняя Звезда»).

 

За Абу-Хасана, кстати, до того вышла замуж вторым браком упоминавшаяся выше Аикса (Айша аль-Хорр), в этом замужестве родив Абу-Хасану сына Боабдила, которому выпала участь стать последним гранадским эмиром. При этом, напомним, Аикса уже была до того, в первом браке, женой одного из гранадских эмиров.

 

Ревность Аиксы к Зорайе вызвала смуту и, в конечном итоге, отречение Абу-Хасана Али и приход к власти одного из его родственников — Эль-Загала, а затем и Боабдила. Отметим, что Зорайя оставалась мусульманкой до кончины супруга. Но через некоторое время после его кончины, как и ее сыновья, приняла католичество.

 

Адрес дворца Де-Дар-Аль-Хорра (Palacio de Dar-al-Horra): город Гранада, ул. Callejon de las Monjas;

 

Бани периода Арабской Гранады в городе Гранада

 

Отверстия в куполе Арабских бань Ногаль (Los Baños árabes del Nogal).

Отметим, что эти бани также известны как Баньюэло (El Banuelo).

Отверстия в куполе Арабских бань Ногаль (Los Baños árabes del Nogal).

Отметим, что эти бани также известны как Баньюэло (El Banuelo).

В городе Гранада сохранились несколько комплексов бань арабского периода, а именно комплексы, известные как Hammam Al Ándalus, бани-купальни Baños Arabes y Hammam El Aljibe de San Miguel en Granada и бани Ногаль, или Баньюэло.

 

Бани-хаммам Hammam Al Ándalus

 

И далее из цитируемой здесь гранадской публикации:

 

«Эти хаммам — настоящий праздник для чувств. Арабские бани Hammam Al Ándalus, расположенные в самом центре города Гранада, позволяют посетителям погрузиться в историческую атмосферу бань, являвшихся значимыми центрами собраний и отдыха жителей (арабского периода) аль-андалузи. Работающие ныне бани достоверно воспроизводят как оформление мусульманских хаммамов, так и внутреннюю структуру залов. После расслабляющей бани нет ничего лучше того, как пробовать ароматические напитки в тетерии (чайной), созерцая танец живота». (испанский путеводитель)

 

Адрес Андалузские арабские бани-хаммам (Hammam Al Ándalus): город Гранада, Hammam Al Ándalus, ул. Santa Ana, 16;

 

Бани-купальни Baños Arabes y Hammam El Aljibe de San Miguel en Granada

 

Арабские бани и водные резервуары Baños Arabes y Hammam El Aljibe de San Miguel en Granada, расположенные в старом альхибе (букв. чане) Св. Мигеля, возрождают в городе Гранада, городе Альгармы, старую традицию, унаследованную арабами от римлян, а именно известные римские термы или горячие минеральные ванны. Внутри комплекса находятся шесть бассейнов горячей воды и один холодной. Кроме того там практикуются услуги массажа и аромотерапия.

 

Адрес Арабских бань и водных резервуаров Baños Arabes y Hammam El Aljibe de San Miguel en Granada: город Гранада, ул. San Miguel Alta, 41;

 

Арабские бани Ногаль (Los Baños árabes del Nogal), также известные как Баньюэло (El Banuelo)

 

Арабские бани Ногаль, или Баньюэло (по-арабски Хамман аль-Джавза (Hamman al-Yawza) были построены по распоряжению иудейского визиря Ибн Нагрела (Иехосеф ха-Нагид, могущественный визирь из сефардских евреев, погиб в результате резни, устроенной мусульманским большинством в 1066 году, как и многие тогдашние евреи города Гранады. Прим. Portalostranah.ru), во время правления королька Бадиса (Бадис, Badis ben Habús правил с 1038 по1073 гг., один из берберских правителей Гранады, относился к зиридской династии).

 

Арабские бани Ногаль, или Баньюэло, расположены рядом с так называемым мостом Кади. Относящиеся к ХI веку, они являются одним из самых ценных образцов бань во всей стране, кроме того, являются самым древним творением мусульманской Гранады. Эти бани были сооружены за несколько веков до строительства Альгамбры. Ныне бани настолько превосходно отреставрированы, что и сегодня тот, кто их посещает, может живо представить, как протекала жизнь в этих важных центрах собраний культуры аль-андалуз. Оригинальные колонны и капители, мраморные полы и остатки краски на цоколе присутствуют в этих банях, наряду со светлым сводом с просверленными отверстиями со звездообразными фонарями, которые позволяли осуществлять вентиляцию. В этих банях воспроизводится схема расположения залов, которые были приняты в горячих минеральных ваннах римского периода, состоявших из следующих помещений: патио (дворик) с небольшим водоемом при входе, вестибюль, прохладный зал, центральный зал, горячий зал, индивидуальные залы и котельная. Бани объявлены объектом культурного наследия.

 

Адрес Арабских бань Ногаль, или Баньюэло: город Гранада, ул. Carrera del Darro, 31;

 

Водотоки Арабской Гранады из Дарро, и журчание воды

 

С реки Дарро (Darro) подается и вода в дворцы Альгамбры через старинную систему т.н. королевских акведуков...

 

Журчание воды. Этот волшебный звук, характеризующий Гранаду, был излюбленным шумовым эффектом в королевстве Назари, и до сих пор воспринимается городом Гранада в качестве своего типического звука. Струящаяся вода — это один из характерных элементов в сохранившихся до нашего времени многочисленных резервуарах. Ради утилитарных целей одни из подобных резервуаров были помещены во дворе мечетей для ритуального омовения перед молитвой; другие служили для доставки воды в дома, располагаясь на площадях или рядом с воротами крепостной стены.

 

Совокупность из двадцати восьми резервуаров города Гранада, сохранившихся в разных местах города — от средневековой Эльвиры, кварталов Альбаисин и Реалехо, до районов Альгамбры и Центра, представляют наибольшую ценность среди подобных систем всех древних городов Аль-Андалуз. Некоторые из городских резервуаров, такие как водоем дель Песо дела Аринва или на площади Аббата, продолжают использоваться» (Отметим, что из двадцати восьми водных резервуаров, которые существовали в Гранаде в исламский период и снабжались водой из канала Аюнадамар, двадцать три находятся в квартале Альбаисин, — указывает еще одно издание Provincial de Turismo de Granada, посвященное гранадским монументам. Прим. Portalostranah.ru).

 

Алькасар Хениль (Alcazar Genil)

 

Алькасар Хениль (Alcazar Genil) в городе Гранада.
Алькасар Хениль (Alcazar Genil) в городе Гранада.

Алькасар Хениль являлся резиденцией гранадских султанов из Северной Африки (Если говорить конкретнее, то Алькасар Хениль, также называемый Каср аль-Сайид (Qasar al-Sayyid), по имени одного из последних гранадских эмиров, был построен в XIII веке при Аль-Мунтазире, выходце из арабо-берберской североафриканской династии Альмохадов, Прим. Portalostranah.ru).

 

Эта старинная альмуния, или дом отдыха «назари» XIII века, который также принадлежал и матери Боабдила, был воздвигнут в долине Хениль (Vega del Genil), по образу персидских дворцов. Окруженный красивыми садами и фонтанами, дворец имел большой пруд, где проводились (потешные) флотские битвы и игры. От первоначального здания в первозданном виде сохранилась только его центральная часть с остатками лепнины, так как боковые здания и портик были соединены в XIX веке», отмечает гранадское издание. Интересно, что именно на площади перед дворцом Алькасар Хениль эмир Боабдил сдал королям «ключи от города» в ходе своей почетной капитуляции Католическим королям Изабелле и Фердинанду 2 января 1492 года. Затем дворец был подарен короной одному из феодалов, а в 1950-е годы был продан государству семейством герцогов Горов (Duques de Gor). Ныне здесь размещается культурный фонд и музей.

 

Бывшая Главная Мечеть

 

На центральном  снимке - дворик в Церкви в честь Спасителя (Iglesia del Salvador) города Гранада (Общий вид этой церкви см. на врезке внизу справа этого снимка).  А показанный здесь дворик когда-то служил двориком для омовений Главной мечети в период Арабской Гранады. Сама же Церковь в честь Спасителя (Iglesia del Salvador) - это и есть бывшая Главная мечеть, перестроенная, но сохранившая некоторые черты, присущие архитектуре мечетей.  После отвоевания города христианами все мечети в Гранаде постепенно были закрыты.  Первая после 500-летнего перерыва мечеть в городе Гранада была построена только в 2003 году.

На центральном снимке - дворик в Церкви в честь Спасителя (Iglesia del Salvador) города Гранада (Общий вид этой церкви см. на врезке внизу справа этого снимка).

А показанный здесь дворик когда-то служил двориком для омовений Главной мечети в период Арабской Гранады. Сама же Церковь в честь Спасителя (Iglesia del Salvador) - это и есть бывшая Главная мечеть, перестроенная, но сохранившая некоторые черты, присущие архитектуре мечетей.

После отвоевания города христианами все мечети в Гранаде постепенно были закрыты.

Первая после 500-летнего перерыва мечеть в городе Гранада была построена только в 2003 году.

«Бывшая Главная Мечеть города Гранада (Mezquita Mayor de Granada) в период Арабской Гранады. Продолжим цитирование гранадской публикации в части, касающейся этого сооружения: «Ныне христианская Церковь в честь Спасителя (Iglesia del Salvador), построенная в стиле мудехар на основе стариной Главной Мечети города Гранада, и расположенная (в районе) Альбаисин. В 1499 году Сиснерос освятил это сооружение в качестве приходской церкви, посвященной поклонению Спасителю, Salvador.

 

От своих исламских истоков здание сохранило дворик для омовений, единственный среди всех бывших местных мечетей. Также от периода исламского правления уцелели колонны, наборный потолок и очень глубокий резервуар для воды — альхиб», пишет гранадская публикация.

 

Отметим, что превративший Главную мечеть Гранады в христианскую церковь, кардинал Сиснерос (Francisco Jiménez de Cisneros) был главой испанской инквизиции того времени, и впоследствии регентом Испании. Он являлся одним из сподвижников Католических королей. Выступал за быстрое и бескомпромиссное обращение в христианство мусульманского населения на отвоеванных территориях Испании. Его действия вызывали волнения среди мудехар (мусульман, оставшихся в Испании после отвоевания христианами. Сиснерос приказал сжечь все арабские рукописи в Гранаде, за исключением тех, которые касаются медицины. Он обычно следовал следующему принципу в обращении с мудехар: или обращение в христианство, или изгнание.

 

На этой популярной в Испании картине изображена молитва Католических королей Изабеллы и Фердинанда при взятии Гранады в 1492-м году.
На этой популярной в Испании картине изображена молитва Католических королей Изабеллы и Фердинанда при взятии Гранады в 1492-м году.

Вообще же, необходимо отметить, что в Гранаде после отвоевания христианами Гранадского эмирата почти не осталось культовых исламских зданий, в основном уцелели крепости и дворцы. Практически все исламские культовые здания были перестроены в католические соборы и церкви. Кафедральные соборы старинных населенных пунктов провинции Гранады — Гуадикса и Басы также построены на месте главных мечетей соответствующих городков.

 

Адрес бывшей Гл. мечети города Гранада, ныне Церковь Сальвадора: город Гранада, Plaza del Abad, 2 zone.

 

(О наследии Арабской Гранады в провинции Гранада, т.е. за пределами собственно города Гранада, см. на второй странице этого обзора).




Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...