Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Папский, или Апостольский дворец в Ватикане


Обзор о Папском (Апостольском дворце) Ватикана по материалам первоисточников.



Папский (Апостольский) дворец в Ватикане под сенью купола Собора Святого Петра. Стоп-кадр из официального ватиканского фильма «Град Ватикан».

 

«Подобно тому, как Базилика (Святого Петра)  представляет собой грандиозное  хранилище гробницы Святого Петра, Апостольский Папский дворец - продолжение Ватиканского храма, как бы дом его каноника – дом священнослужителя.

 

Жилище Папы предстает в архитектурной последовательности с Базиликой, речь идет о совокупности сооружений и различных резиденций, добавлявшихся одна к другой», - сообщает о Папском Апостольском дворце официальный фильм Ватикана «Град Ватикан», выпущенный на восьми языках несколько лет назад Издательством Ватиканских музеев при губернаторстве (правительстве) Ватикана. (Здесь и далее мы будем цитировать, среди прочего, данные из этого фильма по русской версии).

Самое знаменитое окно мира

– окно в Апостольском (Папском) дворце 

  

Панорама Ватикана с Собором и площадью Св. Петра. Справа Апостольский (Папский дворец). На иллюстрации обозначены самые знаменитые окна Ватикана, откуда обращается к пастве Папа Римский (Здесь Бенедикт XVI). Самое знаменитое из этих окон находится в Апостольском (Папском) дворце.
Панорама Ватикана с Собором и площадью Св. Петра. Справа Апостольский (Папский дворец). На иллюстрации обозначены самые знаменитые окна Ватикана, откуда обращается к пастве Папа Римский (Здесь Бенедикт XVI). Самое знаменитое из этих окон находится в Апостольском (Папском) дворце.
 

 

Каждое воскресенье Римский Папа в полдень по местному времени обращается к пастве из окна кабинета своего Апостольского дворца в Ватикане с молитвой «Ангелус» (Angelus Domini) и короткой проповедью на актуальные темы. Эта традиция прерывается лишь, если Папа находится в своей загородной резиденции под Римом, в Кастель Гандольфо (тогда церемония проходит там – в летнем Папском дворце), либо в поездке. В ходе Ангелуса любой желающий может увидеть Папу, если придет к окну его дворца, но лучше место занимать пораньше.

 

«Самое знаменитое окно в мире», как принято говорить об окне Апостольского (Папского) дворца в Ватикане (предпоследнее от правого края на последнем этаже корпуса Сикста V в Папском дворце), не единственное окно в Ватикане, откуда обращается Папа. По более торжественным случаям - на Рождество, например,  Папа обращается с посланием  Urbi et orbi  («к городу и к миру») с балкона над входом в Собор Святого Петра. Также там же Папа появляется впервые перед публикой и после своего избрания.

 

Но, тем не менее, именно окно в частном кабинете Апостольского дворца ассоциируется во всем мире с обращениями Римских Пап. Перед началом обращения Римского Папы из окна Апостольсого дворца вывешивается Папский личный герб (Не путать с гербом Ватикана с ключами и короной, который не меняется. Личный герб разрабатывается только на период понтификата каждого Папы. У Иоанна Павла II – герб изображал латинскую букву М в честь Девы Марии, а у Папы Бенедикта XVI  содержит, среди прочего, изображения  медведя и мавра в память об его архиепископском гербе Мюнхена и Фрайзинга, где когда-то служил Папа).

 

Папа Бненедикт XVI в окне своих частных покоев Апостольского дворца («Ангелус», дек. 2011; кадр с трансляции Ватиканского телецентра). Подробнее об этих покоях, о том как устроены Папские апартаменты, и действительно ли окно выходит на кабинет, см. в разделе «Папские апартаменты» этого обзора.
Папа Бненедикт XVI в окне своих частных покоев Апостольского дворца («Ангелус», дек. 2011; кадр с трансляции Ватиканского телецентра). Подробнее об этих покоях, о том как устроены Папские апартаменты, и действительно ли окно выходит на кабинет, см. в разделе «Папские апартаменты» этого обзора.

«Окно кабинета (Папского дворца) – самое знаменитое во всем мире. На него обращают взор миллионы и миллионы людей. Каждый день весь мир и Вселенская  церковь вторгаются в личную жизнь Папы, с их надеждами и, прежде всего, с их скорбями, самыми разнообразными трагедиями и тревогами», -  утверждает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан».

 

 

В свою очередь сайт губернаторства Ватикан указывает, говоря о первом Папском дворце, располагавшемся на месте нынешней Апостольской резиденции (здесь и далее цитата по английской версии):

 

«Еще в середине IX века были сооружены небольшие укрепленные постройки, окружающие старую Базилику Святого Петра (т.е. первоначальную, Константинову, позднее как бы встроенную в новую, существующую поныне. Подробнее о Базилике Св. Петра см. на нашем сайте здесь. Прим. Portalostranah.ru). Эти укрепленные  постройки со стенами (вокруг Базилики)  были построены  по указанию Папы Льва IV (понтификат с 847 по 855 гг.), и их стали называть «львиный город».

 

Официальный ватиканский фильм указывает:

 

«Первоначальное ядро (будущего Папского Апостольского дворца) можно датировать периодом с XIII по XVII столетия»… (Но сначала расположенный здесь) дворец Папы Иннокентия III мало чем отличался от укрепленной башни. Ватиканский холм, на котором дворец был построен, в конечном счете, дал название всей этой зоне с ее дворцами…

 

(Ватиканский Папский дворец) - местожительство Пап Римских, начиная с 1376 года, после их возвращения из Авиньонской ссылки. До того, и,  по крайней мере, вплоть до XII столетия, Римские Папы проживали в старинном дворце, построенном вблизи Базилики Святого Иоанна Латеранского, - Кафедрального собора Рима».

 

Латеран и Авиньон до Ватикана

 

От себя отметим, то Авиньонская ссылка - это период с 1309 по 1377 годы (с перерывом в 1367-1370 гг.), когда под давлением Франции Папы переехали из Рима в Авиньон (во французском Провансе). Несколько, сменявших друг друга Пап, правивших оттуда, были французами (за исключением одного).

 

Папство выкупило Авиньон, и позднее в этом городе был построен для Пап Апостольский дворец,  сооруженный на основе старого епископского дворца. (Апостольский дворец в Авиньоне сохранился, но теперь Папы к нему не имеют отношения. Затем,  хотя французский король Филипп IV Красивый, вынудивший Папу перебраться в Авиньон, правил только до 1314 года (когда он скончался в возрасте сорока семи лет), Папы оставались в Авиньоне еще более шестидесяти лет.

 

Все это время в Риме продолжал существовать Латеранский дворец. Этот дворец еще в 312 г. н.э. подарил епископам Рима, т.е. нынешним Папам (подробнее о титуловании Римских Пап см. на нашем сайте здесь) император Константин.

 

Этот римский император, легализовавший христианство в империи и сам бывший поклонником этого культа, получил в свою очередь данный дворец, ранее принадлежавший знатному семейству Латеранов, после женитьбы.

 

Уже в 319 году император повел пристроить к Латеранскому дворцу огромную церковь Христа Спасителя (в X веке ее посвятили Иоанну Крестителю), и она стала называться Сан Джованни ин Латерана. Именно Латеранский дворец на протяжении десяти веков являлся главной резиденцией Римских Пап в Риме, в то время как базилика Сан Джованни ин Латерана являлась главной церковью.

 

В свою очередь, в то время Ватиканский холм представлял собой окраинную болотистую и нездоровую местность, регулярно затапливавшуюся рекой Тибр. Христиан первых десяти веков христианства Ватиканский холм интересовал только в связи с существовавшим там памятным местом, связанным с именем Апостола Петра, где на предполагаемом месте казни и захоронения Св. Петра упоминавшийся выше император Константин воздвиг базилику.

 

Заметим, что Латеранский дворец и Латеранская базилика находятся очень далеко от современного Ватикана – в противоположной стороне Рима, как они находились в стороне от центра Рима и во времена Римской империи. Ныне в благополучно сохранившемся Латеранском дворце размещается резиденция викария – наместника Папы в Римской епархии. (Подробнее об этом см. на нашем сайте здесь). 

 

Также отметим, что в Новое время, офисом Пап, уже проживавших в Ватикане, служил Квиринальский дворец  в Риме. Квиринальский дворец олицетворял власть Пап как глав Папского государства. Ныне это резиденция президентов Италии.

 

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден парадный двор Апостольского дворца в Ватикане, известный как Дворик Св. Дамаса. Здесь мы видим дверь с козырьком (у которого стоят ватиканские служебные машины). Этим выходом Папа Римский пользуется, покидая на автомобиле Апостольский дворец и пределы Ватикана (Для выезда из дворика на ватиканские улицы существует проездная арка в фасаде, здесь она не видна). Дворик украшают круглые часы и скульптуры.
На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден парадный двор Апостольского дворца в Ватикане, известный как Дворик Св. Дамаса. Здесь мы видим дверь с козырьком (у которого стоят ватиканские служебные машины). Этим выходом Папа Римский пользуется, покидая на автомобиле Апостольский дворец и пределы Ватикана (Для выезда из дворика на ватиканские улицы существует проездная арка в фасаде, здесь она не видна). Дворик украшают круглые часы и скульптуры.

 

Дворик Св. Дамаса.
Дворик Св. Дамаса.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения: Дворик Св. Дамаса. Выстроилась Швейцарская гвардия и сотрудники Ватикана, провожая Папу Бенедикта XVI.
На изображении с трансляции Ватиканского телевидения: Дворик Св. Дамаса. Выстроилась Швейцарская гвардия и сотрудники Ватикана, провожая Папу Бенедикта XVI.

На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден Дворик Св. Дамаса и справа от него Апостольский дворец. В левой части снимка виднеется вытянутое строение Сикстинской капеллы, а также часть Собора Св. Петра. На переднем плане - площадь Св. Петра со шпилевидным древнеегипетским обелиском в центре.
На изображении с трансляции Ватиканского телевидения виден Дворик Св. Дамаса и справа от него Апостольский дворец. В левой части снимка виднеется вытянутое строение Сикстинской капеллы, а также часть Собора Св. Петра. На переднем плане - площадь Св. Петра со шпилевидным древнеегипетским обелиском в центре.

Картины хронологии развития

Апостольского (Папского) дворца в Ватикане

 

Папский дворец Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг.) со старинного рисунка (кадр из фильма «Град Ватикан»). Дворец Иннокентия III стал ядром вокруг которого начал формироваться, перестраиваясь, комплекс существующей ныне Апостольской резиденции на Ватиканском холме.
Папский дворец Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг.) со старинного рисунка (кадр из фильма «Град Ватикан»). Дворец Иннокентия III стал ядром вокруг которого начал формироваться, перестраиваясь, комплекс существующей ныне Апостольской резиденции на Ватиканском холме.

Папа Николай V (возглавлял церковь с 1447 по 1454 годы) на фоне рисунка старой части Апостольского (Папского дворца) на Ватиканском холме (Кадр из фильма «Град Ватикан»).
Папа Николай V (возглавлял церковь с 1447 по 1454 годы) на фоне рисунка старой части Апостольского (Папского дворца) на Ватиканском холме (Кадр из фильма «Град Ватикан»).

Постройки Апостольского дворца времен Папы Николая V. «При Николае V было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости – суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному», - отмечает фильм «Град Ватикан».
Постройки Апостольского дворца времен Папы Николая V. «При Николае V было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости – суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному», - отмечает фильм «Град Ватикан».

«(Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней», - отмечает фильм «Град Ватикан». Сикстинская капелла исторически относится к Папскому (Апостольскому дворцу), хотя ныне являются частью Ватиканских музеев, - ведомства управляемого губернаторством государства-града Ватикан. Тем не менее, Сикстинская капелла используется и для официальных мероприятий Римско-католической церкви. Здесь проходит конклав – выборы нового Папы. На кадре из официального фильма «Град Ватикан»: Сикстинская капелла вид с птичьего полета. В фильме отмечается, что несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни, и являвшейся частью Апостольского дворца, изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения.
«(Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней», - отмечает фильм «Град Ватикан». Сикстинская капелла исторически относится к Папскому (Апостольскому дворцу), хотя ныне являются частью Ватиканских музеев, - ведомства управляемого губернаторством государства-града Ватикан. Тем не менее, Сикстинская капелла используется и для официальных мероприятий Римско-католической церкви. Здесь проходит конклав – выборы нового Папы. На кадре из официального фильма «Град Ватикан»: Сикстинская капелла вид с птичьего полета. В фильме отмечается, что несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни, и являвшейся частью Апостольского дворца, изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения.

«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии. В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V». На кадре из фильма «Град Ватикан» башня справа. Покои Борджиа ныне являются, как и все более старые постройки Апостольского дворца, частью Ватиканских музеев.
«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии. В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V». На кадре из фильма «Град Ватикан» башня справа. Покои Борджиа ныне являются, как и все более старые постройки Апостольского дворца, частью Ватиканских музеев.

Донато Браманте по заданию Папы Юлия II (был Папой с 1503 по 1513 гг.) начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Кадр из фильма «Град Ватикан».
Донато Браманте по заданию Папы Юлия II (был Папой с 1503 по 1513 гг.) начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Кадр из фильма «Град Ватикан».

Фильм «Град Ватикан» указывает: «Именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил воплощение восточного фасада Апостольского дворца после преждевременной кончины Браманте в 1514 году», Отметим что, после того, как Папы стали отходить от крепостной архитектуры во внешнем виде своего Апостольского дворца, именно окна-лоджии новых фасадов и галерей дворца стали зримым проявлением этого. Они же символизировали наступление т.н. эпохи Возрождения.
Фильм «Град Ватикан» указывает: «Именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил воплощение восточного фасада Апостольского дворца после преждевременной кончины Браманте в 1514 году», Отметим что, после того, как Папы стали отходить от крепостной архитектуры во внешнем виде своего Апостольского дворца, именно окна-лоджии новых фасадов и галерей дворца стали зримым проявлением этого. Они же символизировали наступление т.н. эпохи Возрождения.

Окна-лоджии, выходящие во Дворик Св. Дамаса, ранее известный как Тайный сад Пап.Кадр из фильма «Град Ватикан».
Окна-лоджии, выходящие во Дворик Св. Дамаса, ранее известный как Тайный сад Пап.Кадр из фильма «Град Ватикан».

«На восточной стороне (Апостольского дворца) Папа Сикст V в 1589-м году пожелал воздвигнуть строгий четырехугольный палаццо, спроектированный Доменико Фонтана, Этот дворец выступает как третье крыло к лоджиям к Браманте и Рафаэля», - отмечает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан». Здесь, на кадре из этого фильма, массивный дворец Сикста V (справа) - резиденция и квартира Папы в настоящее время. Он же часть большого комплекса Апостольского дворца.
«На восточной стороне (Апостольского дворца) Папа Сикст V в 1589-м году пожелал воздвигнуть строгий четырехугольный палаццо, спроектированный Доменико Фонтана, Этот дворец выступает как третье крыло к лоджиям к Браманте и Рафаэля», - отмечает официальный ватиканский фильм «Град Ватикан». Здесь, на кадре из этого фильма, массивный дворец Сикста V (справа) - резиденция и квартира Папы в настоящее время. Он же часть большого комплекса Апостольского дворца.

 

 

 Папы перезжают

на Ватиканский холм

 

Но вернемся  к истории Апостольского (Папского дворца). Официальный ватиканский фильм говорит о его дальнейшей истории следующее:

 

«Папский, или Апостольский дворец, однако не является только резиденцией Святейшего отца. Он представляет целый комплекс зданий, построенный в разные эпохи, с залами и капеллами, изобилующими художественными богатствами.

 

Ныне большая часть дворца закрыта для посетителей. Помимо личных покоев Папы, она включает в себя различные учреждения, и государственный секретариат – самый важный орган управления Святейшего Престола.

 

Возвращение Пап в Рим  из Авиньонской ссылки и решение построить на холме резиденцию глав Римской церкви определили ход новых работ. Ватикан стал, таким образом, официальной резиденцией и местом нахождения управления церковью.

 

Из первоначального ядра дворца Иннокентия III (управлял церковью с 1198 по 1216 гг. Прим. Portalostranah.ru) получили развития другие здания  по воле Папы Николая III (управлял церковью в 1277-1280 гг.), но, прежде всего, Николая V (Николая V (Парентучелли) - папы - гуманиста, который возглавлял церковь с 1447 по 1454 год. Так характеризует этого Папу в другой части упомянутое ватиканское издание – фильм «Град Ватикан»).

 

Это при его понтификате  начались работы, которые в истории Папского дворца занимают целую главу из истории возрождения… 

 

Было добавлено новое крыло и укреплена центральная часть здания вокруг т.н. дворика Pappagallo. Извне дворец сохранил видимость средневековой крепости – суровой, компактной, с ее башнями, но внутри залы были украшены, согласно возрожденческому тосканскому вкусу, - рафинированному и утонченному.

 

Микеланджело

и Папский (Апостольский) дворец

 

(Папа) Николай V умер в 1455 году. Его интерес к культуре и архитектуре был подхвачен спустя несколько лет Сикстом IV, - Папой, который связал свое имя с началом строительства Апостольской библиотеки, но, прежде всего, Сикстинской капеллой, которая с того времени будет, по преимуществу Папской часовней.

 

Структура этого здания  отражает постоянную заботу Римских Пап, как лучше защитить свою резиденцию. В самом деле, извне капелла кажется расширенной и укрепленной  башней.

 

Суровости внешнего облика здания составляет контраст его интерьер, где находятся самые прекрасные фрески итальянского  Ренессанса. В 1508 году Папа Юлий II делла Ровере призвал Микеланджело в Рим, чтобы реставрировать и покрыть фресками потолок капеллы,  уже значительно поврежденный.

 

(Спустя несколько десятилетий) Папа Павел III (был Папой в 1534 -1549 гг. Прим. Portalostranah.ru) поручил Микеланджело, уже приближавшемуся к концу своей долгой жизни, расписать также стены т.н. Павловой капеллы (Росписи в этой капелле (Pauline Chapel) являются ныне менее известным трудом для этого Папы, осуществленным  Микеланджело. Их затмила прославленная фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле -  самая известная работа позднего Микеланджело, выполненная по поручению Павла III. Фреской «Страшный суд» Микеланджело  дополнил другую свою живописную работу в Сикстинской капелле, о которой уже упоминалось  - расписанный по поручению Папы Юлия II потолок  этого помещения. Прим. Portalostranah.ru).

 

Павлова капелла была построена по проекту Антонио да Сангалло мл. (Фрески Микеланджело в Павловой капелле заменили роспись Фра Анджелико, написанную столетием ранее. Отметим, что росписи Фра Анджелико уцелели в Папском дворце только в упомянутой выше частной капелле Николая V. Также отметим, что и фреска «Страшный суд» заменила в Сикстинской капелле  более старые фрески других мастеров. Прим. Portalostranah.ru).

 

Подробнее о Сикстинской капелле, а также о том, что означает само слово капелла применительно к сооружению католической церкви, см. на нашем сайте здесь.

 

Папа, про которого не хотели вспоминать,

или благодаря чему были написаны станцы Рафаэля

 

На иллюстрации: На полотне Пинтуриккио «Воскресенье» в комнате, называемой Станца тайн и веры, персонаж коленопреклоненный в молитве перед воскресшим Христом - это Папа Александр VI. Папа с неоднозначной репутацией.
На иллюстрации: На полотне Пинтуриккио «Воскресенье» в комнате, называемой Станца тайн и веры, персонаж коленопреклоненный в молитве перед воскресшим Христом - это Папа Александр VI. Папа с неоднозначной репутацией.

 

Прежде, чем продолжить цитирование ватиканского первоисточника – фильм «Град Ватикан», немного поговорим о Папе Александре VI, который имеет в истории репутацию человека с  неподобающим для Папы поведением.

 

Надо сказать, что этот Папа отличался большой прозорливостью, заботой о безопасности своих подданных и дипломатическими талантами.  В  своей деятельности и на посту кардинала, и на Папском престоле Александр VI всегда ставил выше всего эффективное управление. При этом серьезные издания, хотя и, возможно, симпатизирующие Папству, обычно не принимают всерьез легенды о покупке этим человеком голосов на выборах, и позволивших стать ему Папой.

 

Но, несмотря на все вышеперечисленное, этот Папа, в целом, заслужил неоднозначную репутацию. Главным образом потому, что в  период своего понтификата  продвигал во власти своих незаконнорожденных детей, а на протяжении жизни имел связь с множеством любовниц. Как бы то ни было, Папа Александр VI сыграл важнейшую роль в преумножении ватиканских культурных богатств и обустройстве Апостольского дворца. Вот что писал об этом Папе Сайрус Шахрад в своей книге «Тайны Ватикана» (2007 г., 2008 году вышла и на русском):

 

«Ничто не препятствует посетителям бродить по некоторым старым папским апартаментам. Те, что ранее принадлежали Юлию II, образуют одну из самых посещаемых частей (Ватиканского) музея, великолепно украшенную росписями Рафаэля. Покои деспотичного Папы Александра VI (в миру Борджа) порождают бесконечные толки. На фресках (работа Пинтуриккио) использована сложная система религиозной иконографии, чтобы подчеркнуть якобы Божественное происхождение самих Борджа.

 

Затяжной период правления Александра VI был настолько пронизан тлетворным духом, что его преемник, Юлий II, наотрез отказался занять апартаменты «этого негодяя», а глубоко религиозный  Александр VII убрал одну фреску,  оскорблявшую его чувство. Фреску недавно нашли.  На  ней изображен Папа на коленях перед Мадонной, а моделью, судя по всему, послужила его любовница Джулия Фарнезе. Рукой Папа прикасается к ножке младенца, который вполне мог быть списан с одного из его незаконнорожденных детей».

 

На стоп-кадре из фильма «Град Ватикан» показана фреска «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в Зале Святых из Покоев Борджиа Апостольского дорца. На фреске в образе императора Максимилиана изображен сын Папы Александра VI Чезаре Борджиа и дочь Папы Лукреция в образе Святой Екатерины Александрийской. Брат и сестра были фактическим соправителями Папского государства при Папе Александре VI.
На стоп-кадре из фильма «Град Ватикан» показана фреска «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в Зале Святых из Покоев Борджиа Апостольского дорца. На фреске в образе императора Максимилиана изображен сын Папы Александра VI Чезаре Борджиа и дочь Папы Лукреция в образе Святой Екатерины Александрийской. Брат и сестра были фактическим соправителями Папского государства при Папе Александре VI.

Официальный ватиканский фильм не так категоричен относительно Папы Борджиа. Хотя и отмечает факт того, что этого Папу не очень любили его преемники,  а также упоминает о фресках в Апостольском (Папском)  дворце изображающих незаконорожденных детей Папы, но не указывает прямо, что это дети Папы:

 

«В 1494 году Родриго Борджиа был выбран с именем Александра VI. Именно этот Папа доведет до завершения часть проекта Папского Апостольского дворца, начатого его предшественниками. Башня Борджиа остается одной и самых важных частей Апостольского дворца в XVI столетии.

 

В этом здании Папа распорядился устроить его личные покои. Шесть комнат их составляющих имеют продолжение в том крыле Апостольского дворца, которое было построено при Николае V. Пинтуриккио, - известному художнику из области Умбрия, было поручено украшение комнат - станц (Слово stanze и значит комната. Прим. Portalostranah.ru). В этих произведениях художник раскрыл свои большие технические возможности, умело комбинируя позолоченные лепные украшение с темперой (вид красок)… На одной из фресок («Воскресенье») сам Папа (Александр VI)…

 

Достаточно распространенная в ту эпоху (Средневековья) идея представлять персонажей, делая их похожих на современников, явственна также на фреске «Диспут Святой Екатерины Александрийской» в так называемом Зале Святых. На фреске  император Максимилиан – портрет Чезаре Борджиа (сын Папы Александра VI и фактический глава курии в то время. Прим. Portalostranah.ru). Тогда как Святая Екатерина наделена портретным сходством с его сестрой Лукрецией. Слева от трона представлены архитектор Антонио да Сангалла ст. и сам Пинтуриккио.

 

Александр VI умер в 1503 году. После Пия III, бывшим Папой всего лишь 26 дней, был избран Папа Юлий II делла Ровере,- племянник Сикста IV. Десять лет его понтификата следует рассматривать как апогей расцвета возрожденческого искусства в Ватикане.

 

Донато Браманте был архитектором, который начал воплощать в жизнь проекты Папы. За короткое время начались работы по разрушению античной Константиновой Базилики, чтобы заменить ее другой, которая должна была превзойти по величине и великолепию первую. Работали над созданием внутреннего дворика Бельведера. Тогда как для Апостольского дворца проектировался новый впечатляющий фасад. Амбициозные проекты были осуществлены только частично, но отталкиваясь именно от тех идей смогли придавать зданиям Ватикана ту форму, в какой они существуют и по сей день.

 

Воспоминания о своем предшественнике Александре VI, которого Юлий II не весьма почитал, побудили Папу решиться на изменение комнат своих личных покоев. Он выбрал некоторые залы, расположенные как раз над покоями Борджиа, и чтобы украсить их фресками пригласил в Рим в 1508 году молодого Рафаэля, которому едва исполнилось 25 лет. Роспись была произведена в четырех залах, известных сегодня как станцы (комнаты) Рафаэля. (Ряд комнат было расписано Рафаэлем собственноручно, а ряд под его руководством учениками. При. Portalostranah.ru)… Четвертая комната станцев, посвященная императору Константину, была расписана после смерти Рафаэля.

 

Главная тема (станцев) вращается вокруг двух основополагающих элементов. Центральное место Иисуса Христа в истории и Церковь, которая конкретным образом представляет его во времени, особым и видимым образом, воплощенная в институте Папства.

 

Коридоры Государственного секретариата в Апостольском (Папском) дворце в Ватикане. Государственный секретариат располагается в так называемом «Средневековом дворце» - части старых построек Апостольского дворца. Кадр из фильма «Град Ватикан».
Коридоры Государственного секретариата в Апостольском (Папском) дворце в Ватикане. Государственный секретариат располагается в так называемом «Средневековом дворце» - части старых построек Апостольского дворца. Кадр из фильма «Град Ватикан».

«Герцогский зал» Апостольского дворца с аркой Бернини, изображающей купидонов. Кадр и из фильма «Град Ватикан».
«Герцогский зал» Апостольского дворца с аркой Бернини, изображающей купидонов. Кадр и из фильма «Град Ватикан».

Лоджии в северной части Апостольского дворца, сооруженные при Папе Григории XIII. Кадр из фильма «Град Ватикан».
Лоджии в северной части Апостольского дворца, сооруженные при Папе Григории XIII. Кадр из фильма «Град Ватикан».

 

 

 От Юлия II до Сикста V

 

Новым фасадом Папского дворца, обращенного к Риму, т.е. с восточным крылом Папа Юлий (Имеется Юлий II, напомним, был Папой с 1503 по 1513 гг. Прим. Portalosrtanah.ru) пожелал превратить сумрачный средневековый замок в блистательную возрожденческую резиденцию. Крайне оригинальным образом (архитектор) Браманте сделал основанием трех уровней новых просторных лоджий и более высоких арок основной массив древней постройки. Работа была завершена Рафаэлем…

 

Донате Браманте начертал план нового фасада восточной части Апостольского дворца. Но именно Рафаэль, хотя он и не имел большого опыта в архитектуре, завершил его воплощение после преждевременной кончины великого архитектора в 1514 году.

 

Сооружение с лоджиями примыкает к т.н. называемого Тайному саду Пап, которое впоследствии будет именоваться двориком Св. Дамаса.

 

После завершения лоджий Рафаэль и его ученики расписали их циклами фресок, иллюстрирующими сценами из Ветхого Завета. Эти циклы фресок известны  как Библии Рафаэля.

 

После смерти Юлия II Папой был избран Лев X. (Этот) Папа Медичи продолжал амбициозный проект своего предшественника. С этого времени все пристройки к Папскому дворцу развивались вокруг дворика Св. Дамаса, (включая)  и те здания, которые впоследствии были построены по желанию Пап Григория XIII и Сикста V».  (А также и преемника Льва X  - Папы Климента VII Прим. Portalosrtanah.ru).

 

Отметим, что Папы Климент VII и Григорий XIII вошли в историю развития Апостольского (Папского)  дворца, главным образом, как Папы, построившие новые залы в уже существовавших помещениях Апостольского дворца.

 

При Папе Клименте VII из рода Медичи (упр. Церковью в 1523-1534 гг). в средневековой части Апостольского дворца архитектором Антонио Сангалла мл., одновременно с «Залом церемоний», был спроектирован и сооружен т.н. «Герцогский зал». «Герцогский зал» примыкает к «Залу церемоний», ныне служащему своеобразной передней Сикстинской капеллы. (Отметим, что в росписи «Зала церемоний»  с фресками о политическом главенстве Пап в христианском мире участвовал  небезызвестный Джорджо Вазари, - современник Микеланджело, также художник и скульптор, прославившийся  жизнеописаниями о Микеланджело). Спустя несколько десятилетий, в 1556 году Бернини соединил «Герцогский зал», ранее состоящий из двух полупомещений, аркой с купидонами.

 

Папа Григорий XIII (управлял церковью в 1572 – 1585 гг.)  также перестроил несколько залов в средневековой части Апостольского дворца. Среди залов, где были  при Григории III изменены росписи: Старый зал швейцарцев» (При Юлии II примыкал к покоям этого Папы)  и «Зал Светотени». Также Папа построил для приема гостей  четыре т.н. «Огненных зала»  - «фокони». Они были названы так потому, что там находились огромные жаровни для обогрева. Из второго огненного Зала можно пройти в часовню Матери Искупительницы, прежде называемой капелла Матильды, в честь графини, которая в XI столетии поддерживала власть Папы против власти императора, а затем оставила Церкви все свое состояние. Также при Григории XIII, который увлекался географией и  астрономией, был сооружен «Зал Болоньи». В  зале, названном честь родного города Папы,  доминируют  фрески в виде географических карт, в частности план города Болонья во всю стену.

 

На следующей странице: Подробнее о квартире Папы сегодня во дворце Сикста V, а также план Апостольского (Папского) дворца и прилегающих зданий.




Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...