Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Статус православной церкви в Греции. Афины - последняя европейская столица без мечети.., или в стране, где христианство - государственная религия...


Обзор о статусе православной церкви в Греции, где христианство пока считается, согласно конституции, господствующей религией.

Обзор был первоначально опубликован 2011 г., обновлен и расширен в 2012 и 2019 годах.

На иллюстрации: Официальная эмблема парламента Греции в Афинах.
На иллюстрации: Официальная эмблема парламента Греции в Афинах.

Афины скоро потеряют статус последней европейской столицы, где, если не считать, возможно, Ватикана, не было мечети.

 

Как сообщало балканское вещание Радио Болгария, в первой декаде сентября 2011 года «парламент Греции принял проект решения о строительстве мечети в столице. Такое требование выдвинули местные мусульмане. Афины — единственная европейская столица, где нет мечети. В городе проживает около 1 млн. мусульман из арабских стран, Африки и Индии. В Афинах у мусульман даже нет отдельного кладбища. Первое требование строительства мечети было заявлено в 1983 году. На проведение работ требуется 15 млн. евро. Средства будут выделены государством. Мечеть сможет вместить до 350 верующих».

 

То, что в Афинах до сих пор не было мечети, несмотря на наличие мусульман, вызвано некоторыми особенностями истории Греции последних столетий.

 

 Мусульманское население и иностранцы в Греции

 

Как было отмечено в переданном Русской службой Британской вещательной корпорации (вещание от 12 октября 2012 г.) интервью с одним греческим журналистом, который сказал:

 

«Греки — это, в принципе, дружелюбный народ, который к иностранцам относится благожелательно. На протяжении последних сорока-пятидесяти лет в Греции всегда было много туристов, что дало грекам возможность постепенно привыкать к иностранцам. Однако до середины 1990-х годов иностранцы в Греции, в основном, были туристами.

 

После распада Восточного блока в Грецию хлынули эмигранты. По количеству среди них лидировали албанцы, далее следовали выходцы из бывшего СССР, а также из Румынии, Болгарии и Польши — в таком порядке. И с этого момента грекам пришлось привыкать жить вместе с иностранцами в одной стране на постоянной основе. В связи с этим возникало множество конфликтов, и среди греков послышались националистические и даже расистские высказывания. Эти настроения усилились в связи с экономическим кризисом». Конец цитаты.

 

Отметим, что к выходцам из Восточной Европы последние десятилетия стали добавляться в Греции и эмигранты, в том числе нелегальные, из беднейших стран исламского мира, а также Индии, Нигерии, Филиппин.

 

Ситуация усугубляется тем, что Греция является окраинной территорией Европейского Союза, и ее граница с Турцией до недавнего времени считалась среди нелегальных эмигрантов из стран Среднего Востока одной из самых слабо охраняемых. (В 2011 году Греция объявила об усилении охраны границ. Также Турция по просьбе ЕС начала действовать активнее, задерживая поток иностранцев-эмигрантов, движущихся через ее территорию в Грецию и далее в Европейский Союз).

 

По данным Греческого Национального статистического бюро в 2006 г в Греции проживало около 700 тыс. лиц без греческого гражданства. Среди них почти полмиллиона составляли албанцы. Однако с тех пор ситуация, видимо, усугубилась.

 

Как следует из сообщения Радио Болгария, приведенного в основном тексте нашего материала, только мусульманское население в столичной территории Афин, по состоянию на 2011 год составляет около миллиона человек. Видимо, в мусульмане статистики записывают большую часть албанцев, хотя албанцы далеко не полностью мусульманский народ, а скорее наполовину христианский. Однако уже с начала 2000-х годов в Греции присутствовали крупные мусульманские общины трудовых мигрантов из Пакистана, Египта, Бангладеш.

 

Отметим, что до начала мигрантского бума 20 лет назад, когда Греции неожиданно для себя стала считаться среди беженцев зажиточной страной (к тому же страна незадолго до того вступила в Европейский Союз), в независимой Греческой Республике проживало лишь около ста тысяч мусульман. Это мусульманские общины турок, помаков и исламизированных цыган-рома, живущие в отдаленном районе — в номе Родопи, в области Восточная Македония и Фракия, расположенном на границе с современной Болгарией. Эти общины в последние десятилетия в почти неизменном количестве живут в Родопи еще со времен нахождения Греции в Османской империи.

 

Только эти общины мусульман в Родопи не попали под процедуру обмена населения, согласно Лозаннскому договору 1923 года, заключенному между Турцией и Грецией. Тогда из Греции в Турцию уехали мусульмане из других греческих областей, а из Турции вернулась большая часть греческого населения возникшей тогда на развалинах Османской империи Турецкой Республики (за исключением общины Константинополя—Стамбула).

 

Отметим, что помаки, чей язык болгарский, согласно греческой и болгарской историографии, это отуреченные в период османского ига славяне, а согласно турецким историкам, турецкие крестьяне, растворившиеся среди болгар.

 

Интересно, что несмотря на то, что турки в Родопи признаются национальным меньшинством (ном Родопи, кстати, является, единственным районом Греции с преобладающим мусульманским населением — чуть более 50%), в Греции отсутствует центральное телерадиовещание на турецком языке.

 

Трансляции на турецком ведет только региональная станция национального радио ERA, подразделение греческой государственной телерадиокомпании ERT, расположенное в столице нома Родопи — городе Комотини. Передачи ЕРА Комотини (ΕΡΑ ΚΟΜΟΤΗΝΗΣ) на турецком передаются по пятнадцать минут два раза в сутки.

 

Единственная частная радиостанция Греции на турецком закрылась пару лет назад, согласно ее заявлению, из-за отсутствия рекламодателей в мусульманской общине. Заметим, что в 2012 году в связи с финансовым кризисом и греческое государственное иновещание «Голос Греции / Филия» поспешило прекратить радиотрансляции из Афин на турецком языке в направлении Турции (30 мин. в сутки). При этом сохранились передачи греческого иновещания на восточноевропейских языках, вкл. русский, а также на английском, испанском, немецком, арабском.

 

Мониторинг Portalostranah.ru (2012 г.)

Православная церковь после падения греческого по сути Византийского государства и его столицы Константинополя на протяжении 500 лет являлась единственным разрешенным османскими турками институтом, представлявшим христианское и греческое национальное самосознание в Османской империи (включавшей всю территорию бывшей Византии и собственно Грецию).

 

Отметим, что османские турецкие власти считали константинопольского патриарха главой общины всех христиан Османской империи (даже и для католиков), но в то же время Вселенская константинопольская патриархия, — этот последний уцелевший и непрерывно действующий институт со времен Византии, была и до сих пор остается греческой организацией. (В 1833 году по решению правительства ставшей независимой Греции от исторического Вселенского патриархата, оставшегося в Турции, отделилась автокефальная Элладская православная церковь).

 

Несмотря на все изменения, произошедшие за 150 лет существования независимой Греции, христианская идея в греческом самосознании продолжает ассоциироваться с понятием суверенитета и самобытности.

 

Конституция Греции (принята в 1975 году, с поправками 2001 и 2008 гг.) гласит, что Православная христианская церковь является господствующей церковью в стране (иначе говоря, официальной).

 

Цитируем:

 

«Раздел II. Отношения Церкви и государства.

 

Статья 3.

 

1. Превалирующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции.

 

Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.

 

2. Существующий в определенных районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.

 

3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается».

 

В 2008 году в парламенте Греции обсуждался вопрос о внесении поправок в эту статью конституции, однако большинство парламентариев, включая представителей двух ведущих политических партий — левой ПАСОК и правой «Новой демократии» не поддержали эту идею.

 

Они заявили, что упоминание официальной церкви в конституции не противоречит религиозным свободам в стране, и эти свободы можно развивать путем издания законодательных актов без внесения поправок в основной закон.

 

При этом в Греции только три года назад было отменено для учеников-христиан обязательное посещение (отказ по письменному заявлению родителей) уроков Закона Божия, который, тем не менее, продолжает преподаваться в школах. Ранее право не посещать такие уроки было только у детей из нехристианских общин.

 

В стране до сих пор пресекается агитация за переход в другие церкви, отличные от Элладской православной церкви.

 

В действующей Конституции Греции на настоящий момент сохраняется специфическая христианская преамбула «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы», хотя провозглашение официальной религии в какой-либо стране Европы противоречит Европейской конституции (Договору о введении Конституции для Европы).

 

В этом случае Грецию защищает факт того, что Европейская конституция не была согласована странами ЕС и на данном этапе не вступила в силу, пока замененная более узким Лиссабонским договором.

 

Надо сказать, что Греция является не единственной в страной среди стран Евросоюза, где господствующая религия обозначена в Конституции. Так согласно ст. 4 действующей (2017 г.) Конституции Дании, принята в 1849 г., с изменениями 1953 г. — «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства». Конец цитаты. Заметим, что государственную лютеранскую церковь Дании, также именую как Церковь Датского Народа (дат Folkekirken) возглавляет датский монарх и к ней принадлежат (по состоянию на 2017 г.) около 90% населения Дании. Хотя большинство из этих прихожан, согласно статистике, и редко посещают службы.

 

Возвращаясь к Греции. В январе 2015 тогда победивший на выборах и ставший новым греческим премьер-министром лидер Коалиции радикальных левых сил Греции (СИРИЗА) Алексис Ципрас (Αλέξης Τσίπρας), который считается атеистом, отказался приносить присягу на Библии, и вместо этого принес перед лицом президента Греции гражданскую клятву (см. видео ниже), хотя и попросил предстоятеля Элладской Церкви молиться за него. Согласно греческому национальному Афинскому информационному агентству ANA-MPA, «Ципрас стал первым премьером Греции, который отказался от религиозной части церемонии. Впервые в истории Греции присяга премьер-министра (Ορκωμοσία Πρωθυπουργού) была проведена не на Библии». Напомним, что на тот момент 41-летий Ципрас стал самым молодым премьер-министром в истории Греции.

 

Ципрас принес перед лицом президента Греции Каролоса Папульяса (Κάρολος Παπούλιας) клятву следующего содержания «Господин президент, заверяю вас, что всегда буду соблюдать Конституцию и законы в интересах греческого народа».

 

Видео: Премьер министр Алексис Ципрас (Αλέξης Τσίπρας) 26 января 2015  г. приносит присягу перед лицом президента Греции Каролоса Папульяса (Κάρολος Παπούλιας). Ципрас первым из греческих премьер-министров отказался от присяги на евангелии (трансляция греческого национального вещателя NERIT, тогда функционировавшего вместо ERT):

 

 

То же самое Ципрас проделал и в сентябре 2015 г. при своем переизбрании также отказавшись от присяги на Библии, заменив его гражданской клятвой (присягой).

 

Стоп-кадр телеканала Euronews показывает, как приносило присягу правительство Греции до недавнего времени. Здесь министры временного правительства Греции  премьер-министра Панайотиса Пикрамменоса (возглавлял правительство с 16 мая 2012 года по 20 июня 2012 года) в мае 2012 года приносят присягу на евангелии при вступлении в должность. Церемония проходила в президентском дворце в Афинах, ее проводил глава Элладской православной церкви, архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II.  Министры клялись именем святой Троицы, держась за того, кто касается евангелия, если сами не могли дотянуться до Библии.  Перед министрами в ходе отдельной церемонии такую же клятву на евангелии принес назначенный временным премьер-министром Панайотис Пикрамменос. В ходе церемоний священники пели пасхальные песнопения и громко молились.

Стоп-кадр телеканала Euronews показывает, как приносило присягу правительство Греции до недавнего времени. Здесь министры временного правительства Греции премьер-министра Панайотиса Пикрамменоса (возглавлял правительство с 16 мая 2012 года по 20 июня 2012 года) в мае 2012 года приносят присягу на евангелии при вступлении в должность.

Церемония проходила в президентском дворце в Афинах, ее проводил глава Элладской православной церкви, архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II.

Министры клялись именем святой Троицы, держась за того, кто касается евангелия, если сами не могли дотянуться до Библии.

Перед министрами в ходе отдельной церемонии такую же клятву на евангелии принес назначенный временным премьер-министром Панайотис Пикрамменос.

В ходе церемоний священники пели пасхальные песнопения и громко молились.

Итак, до Ципраса премьер-министры Греции приносили присягу на евангелии, клянясь именем святой Троицы. Ниже на видео можно посмотреть, как назначенный временным премьер-министром, Панайотис Пикрамменос (Παναγιώτης Πικραμμένος, возглавлял правительство с 16 мая по 20 июня 2012 г.) 17 мая 2012 года приносит присягу в президентском дворце (Proedriko Megaro, на улице Герода Аттика, бывший королевский дворец), в Афинах, перед лицом главы Элладской православной церкви, архиепископа Афинский и всея Эллады Иеронима II, и уже затем присяга премьер-министра удостоверяется тогдашним президентом Греции Каролосом Папульясом. Отметим, что аналогичным образом именем святой Троицы при вступлении в должность клянутся и президенты Греции.

 

Видео: Назначенный тогда временным премьер-министром, Панайотис Пикрамменос (Παναγιώτης Πικραμμένος, возглавлял правительство с 16 мая 2012  по 20 июня 2012 г.) 17 мая 2012 года приносит на евангелии присягу в президентском дворце (Proedriko Megaro, на улице Герода Аттика, бывший королевский дворец), в Афинах, перед лицом главы Элладской православной церкви, архиепископа Афинский и всея Эллады Иеронима II (трансляция греческого национального вещателя ERT):

 

 

Видео: Министры временного правительства Панайотиса Пикрамменоса (Παναγιώτης Πικραμμένος, возглавлял правительство с 16 мая по 20 июня 2012 г.) приносят присягу на евангелии в ходе церемонии в мае 2012 г. в президентском дворце в Афинах (вещание телеканала Euronews, рус. яз., май 2012 г.).:

 

 

В ноябре 2018 г. греческое правительство объявило о соглашении с главой Элладской православной церкви архиепископом Иеронимом II, что священники этой церкви больше не будут считаться госслужащими и правительство не будет напрямую платить им зарплату (хотя по-прежнему на нужды церкви будет выделяться субсидия). Британская вещательная корпорация в ноябре 2018 г. передавала в связи с этим:

 

«Решение о лишении священников церкви статуса госслужащих затрагивает порядка 10 тысяч священнослужителей и работников церкви... (Решение связано с тем, что) Греция, в последние годы вынужденная существовать на международные займы, прилагает немалые усилия для сокращения расходов на госсектор... (При этом) сумма ежегодной субсидии (Элладской церкви) составит 200 млн евро, и она будет оставаться неизменной независимо от того, вырастет ли число священников или уменьшится...

 

(В то же время) данное соглашение между предстоятелем Элладской православной церкви архиепископом Иеронимом II и премьер-министром о лишении священников церкви статуса госслужащих — это безусловно и важный шаг для Греции в сторону превращения ее в действительно светскую страну, однако присутствие Греческой православной церкви останется по-прежнему ощутимым во многих аспектах жизни страны.

 

Ученики греческих школ по-прежнему начинают день с молитвы, и на протяжении всех 12 лет обучения им в обязательном порядке преподают основы христианской веры (если родители только не напишут, по новым правилам, официальный отказ, как упоминалось в нашем обзоре выше Прим. Portalostranah.ru).

 

В греческих судах над креслом судьи всегда располагается икона. Некоторые виды госуслуг в той или иной форме обязывают граждан сообщить свое вероисповедание, хотя теоретически это и незаконно.

 

Церковь играет важную роль в общественной и политической жизни Греции — например, благословляя парламент на работу перед началом зимней сессии.

 

Если говорить о высших эшелонах власти, то каждое новое греческое правительство, не исключая последние два под руководством Алексиса Ципраса из радикально-левой «Сиризы», приглашали церковных иерархов на церемонию принятия присяги для благословления (при том, что сам Ципрас отказался приносить присягу на евангелии Прим. Portalostranah.ru).

 

Хотя предстоятель Элладской церкви и пошел на уступки в вопросе конституционной реформы, в преамбуле конституции страны сохраняется фраза: «Во имя Святой, Единосущей и Нераздельной Троицы» и подчеркивается тот факт, что Греция не просто христианская страна, а именно православная. Соглашение — это лишь первый шаг, и, очевидно, пройдет немало времени, прежде чем церковь в Греции окажется полностью отделена от государства». Конец цитаты.

 

А ниже можно посмотреть телерепортаж русской редакции иновещания Германии «Немецкая волна» о том, что думают в Греции, в частности священники и прихожане Элладской церкви, по поводу лишения статуса священников этой церкви статуса госслужащих с отменой выплаты соответствующей зарплаты напрямую от государства.

 

Видео: репортаж русской редакции иновещания Германии «Немецкая волна» о том, что думают в Греции, в частности священники и прихожане Элладской церкви, по поводу лишения статуса священников этой церкви статуса госслужащих с отменой выплаты соответствующей зарплаты напрямую от государства (из тележурнала «Европа в фокусе» рус. яз., 25/03/2019):

 

 

Также см. на нашем сайте по данной теме:

 

«Наследие Византии в Стамбуле. Византийские тени Стамбула»;

 

«Христиане в Османской Турции...»

 

29/09/2011

Опубликовано
17
10
2011
Обновлено
31
03
2019
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...