Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

День Благодарения в США и Канаде. А также индейка и другие персонажи праздника в тексте и аудио по архивным передачам «Международного Канадского радио» и «Голоса Америки»


Предлагаем вашему вниманию обзор о Дне Благодарения (по-английски Thanksgiving Day) и его истории.

Среди прочего, обзор содержит ряд редких материалов из архива нашего Portalostranah по русским передачам разных лет «Международного Канадского радио» и «Голоса Америки». Некоторые из упомянутых радиопередач о празднике благодарения также доступны в аудиофайлах в данном обзоре.

На иллюстрации c сайта информационной службы США: Роскошная птица – индейка.  Отметим, что она является символом Дня Благодарения и в США, и в Канаде.

На иллюстрации c сайта информационной службы США: Роскошная птица – индейка.

Отметим, что она является символом Дня Благодарения и в США, и в Канаде.

Вместо вступления: Индейка или индюшка. Как правильно

 

Кстати, как правильнее, индейка или индюшка. На самом деле, птица называется индейка. Есть индейка обыкновенная, а есть прирученная — индейка домашняя. (Обе — классификация от меньшего к большему — род индеек, семейство фазановых, отряд куриных).

 

Что касается дикой индейки, то в дикой природе это довольно гордая птица. Вот как, например, описывал ее обозреватель русского вещания американской радиостанции «Свобода» Александр Генис 23/11/2006:

 

«Я не переставал поражаться ее статью. В диких индейках нет ничего от курицы. Индюки быстро бегают, неплохо летают и часто дерутся. Особенно холостяки, которые размножились в нью-йоркских окрестностях, и, чувствуя себя тут хозяевами, вовсю гоняют белок, канадских гусей и даже енотов».

 

Именно дикими индейками впервые угостились в свое время отцы-пилигримы, а сегодня на День Благодарения домашней индейке приходятся особенно нелегко.

 

Об этом смотрите в нашем основном обзоре, а здесь упомянем американский анекдот, цитируемый также радиостанцией «Свобода» несколько лет назад: Когда школьников попросили написать, за что они говорят «спасибо» в День Благодарения, маленький Тимотти написал: «Я благодарен за то, что я не индюшка».

День Благодарения в Канаде

 

Мартин Фробишер (со старинного рисунка) и его путь (слева внизу) в Северную Америку (справа), проходящий у Лабрадора – на севере нынешней Канады.

Фробишер (Martin Frobisher, годы жизни: ок. 1535-1594) совершил три путешествия в североамериканские воды.

Во время третьего из них, в 1578 г., он и стал тем, кого канадцы считают первым человеком, проведшим на нынешней территории Канады обряд благодарения.

Фробишер затем благополучно вернулся в Англию, был помещиком.

Историки называют его также пиратом на службе британской монархии, т.к. он грабил французские корабли.

Но английская монархия того времени наградила Фробишера за его заслуги в борьбе с испанцами.

Мартин Фробишер (со старинного рисунка) и его путь (слева внизу) в Северную Америку (справа), проходящий у Лабрадора – на севере нынешней Канады.

Фробишер (Martin Frobisher, годы жизни: ок. 1535-1594) совершил три путешествия в североамериканские воды.

Во время третьего из них, в 1578 г., он и стал тем, кого канадцы считают первым человеком, проведшим на нынешней территории Канады обряд благодарения.

Фробишер затем благополучно вернулся в Англию, был помещиком.

Историки называют его также пиратом на службе британской монархии, т.к. он грабил французские корабли.

Но английская монархия того времени наградила Фробишера за его заслуги в борьбе с испанцами.

На заметку.

Когда отмечается День Благодарения:

 

В Канаде — это второй понедельник октября;

 

В США — это четвертый четверг ноября;

 

И это два разных по происхождению и истории праздника.

Также как и в США, в Канаде День Благодарения является национальным праздником и выходным днем, когда люди ходят в гости и посещают распродажи в магазинах, а также в ходе праздничной домашней трапезы возносят молитву к Богу и едят индейку.

 

Но в Канаде, в отличие от США, вспоминают не американских колонистов, а совсем других персонажей. И дата праздника благодарения в Канаде другая.

 

Вот какой диалог на эту тему состоялся в русской передаче «Международного Канадского радио» между его обозревателями 11 октября 2010, в канадский День Благодарения. (Фрагмент доступен в нашем аудиофайле №1 ниже, текст приведен в расшифровке Portalostranah.ru далее):



«Евгений Соколов:

 

«День Благодарения в Канаде — это государственный праздник, и сегодня во многих семьях будут готовить индюшку.

 

Откуда такая традиция?

 

Рассказывает Андрей Логинов, но сначала я спрошу его, а у Вас в семье будут готовить индюшку?..»

 

Именно дикими индейками впервые угостились в свое время отцы-пилигримы, а сегодня на День Благодарения домашней индейке приходятся особенно нелегко.

 

Об этом смотрите в нашем основном обзоре, а здесь упомянем американский анекдот, цитируемый также радиостанцией «Свобода» несколько лет назад:

 

Когда школьников попросили написать, за что они говорят «спасибо» в День Благодарения, маленький Тимотти написал: «Я благодарен за то, что я не индюшка».

Евгений Логинов:

 

«Нет, я не люблю индюшку. Жесткое мясо, ничего интересного».

 

Евгений Соколов:

 

«Ее надо по-особому готовить. Если под кожу замазать сливочное масло по всей индюшке, то она не такая сухая. Но я все равно готовлю утку, не потому что День Благодарения, а просто так».

 

Евгений Логинов:

 

«С клюквенным соусом все можно съесть.

 

История Дня Благодарения в Канаде восходит ко времени экспедиции английского мореплавателя Мартина Фробишера (Martin Frobisher). Он пытался найти проход в Индию и Китай, однако оказался в ледяном заторе у берегов Северной Америки, и был вынужден высадиться на побережье сегодняшнего Лабрадора. И по случаю такого удачного выхода из тяжелой ситуации и спасения экипажа, в 1578 году Фробишер провел первую церемонию благодарения — воздал благодарность за спасение и удачное путешествие.

 

Французский мореплаватель Самюэль де Шамплен (Samuel de Champlain) прибыл в Канаду, в Нижнюю Канаду по тем временам, и он также привез с собой поселенцев. И они довольно часто устраивали благодарственные пиры, и даже учредили т.н. «обычай хорошего настроения».

 

Что же касается Дня Благодарения в Канаде, то даты этого праздника переносились по разным поводам. Долго не было фиксированной даты. То канадцы воздавали благодарность за окончание войны между Францией и Великобританией, то по поводу прекращения эпидемии холеры, то по поводу прекращения наполеоновских войн. В общем, благодарили за всё, что только возможно.

 

А первый со времени образования Конфедерации в Канаде День Благодарения был отмечен 15 апреля 1872 года по случаю выздоровления Принца Уэльского, впоследствии ставшего королем Эдуардом VII.

 

В 1931 году наконец-то вышел официальный указ, который предписывал отмечать День Благодарения во второй понедельник октября. И окончательная декларация была выпущена в 1957 году, которая и закрепляла эту дату празднества...»

 

«С клюквенным соусом всё можно съесть».

 

(«Международное Канадское радио», русское вещание от 11/10/2010 о Дне Благодарения в Канаде).

 

Евгений Соколов:

 

«Еще о происхождении Дня Благодарения. В Америке День Благодарения — это другой день — четвертый четверг ноября.

 

Понятно, т.к. южнее, и когда собирают урожай, так как и в Канаде, тогда и устраивают этот праздник. Но относительно индюшки и клюквы, там другая легенда, отличная от канадской. Когда-то первые поселенцы оказались в очень плачевном состоянии, есть им было нечего, почти умирали от голода, когда они набрели на стадо диких индюшек. Таким образом, ничего не было, кроме индюшек, но зато была клюква. С тех пор индюшка с клюквенным соусом традиционны для Дня Благодарения о спасении первых поселенцев».

 

Андрей Логинов:

 

«Затем в меню добавилась тыква», передавало русское вещание «Международного Канадского радио» от 11/10/2010.

День Благодарения в США. Сначала всё самое основное

 

Известная картина «Первый День Благодарения в 1621 году», автор которой американский художник Жан Леон Жером Феррис (Jean Leon Gerome Ferris), датируется началом XX века.

Картина изображает празднование совместно с индейцами в поселении европейских переселенцев в Плимуте (одном из старейших на нынешней территории США британском поселении).

После зимних месяцев пребывания в этом поселении европейцам-колонистам, ранее прибывших на корабле «Мэйфлауэр» (дословно «майский цветок», иначе боярышник) к берегам расположенного по близости Кейп-Кода (Мыса трески), удалось выжить только благодаря помощи индейцев.

Полотно содержит многочисленные исторические неточности, о некоторых из которых мы также поговорим в этом обзоре по материалам русских программ «Голоса Америки».

Известная картина «Первый День Благодарения в 1621 году», автор которой американский художник Жан Леон Жером Феррис (Jean Leon Gerome Ferris), датируется началом XX века.

Картина изображает празднование совместно с индейцами в поселении европейских переселенцев в Плимуте (одном из старейших на нынешней территории США британском поселении).

После зимних месяцев пребывания в этом поселении европейцам-колонистам, ранее прибывших на корабле «Мэйфлауэр» (дословно «майский цветок», иначе боярышник) к берегам расположенного по близости Кейп-Кода (Мыса трески), удалось выжить только благодаря помощи индейцев.

Полотно содержит многочисленные исторические неточности, о некоторых из которых мы также поговорим в этом обзоре по материалам русских программ «Голоса Америки».

Далее из русской программы «Голоса Америки» от 23 ноября 2006 года. Текст в расшифровке Portalostranah.ru. Также нижеследующие фрагменты передачи доступны в нашем аудиофайле №2 (ниже):

 



«День Благодарения — благодарение Всевышнему за благо ниспосланное стране и ее гражданам. Прародителем праздника стал в 1863 году Авраам Линкольн, но только в 1942-м распоряжением Рузвельта был точно установлен его срок четвертый четверг ноября.

 

Согласно преданию, праздник уходит корнями в год 1621 и знаменует собой пир, устроенный колонистами — англичанами по поводу чудесного избавления от голода и холода, которые преследовали их в первую зиму, проведенную в новом свете.

 

День Благодарения — праздник семейный, на которое по традиции съезжаются все родные, как-бы далеко они не были. Президент (тогда Буш) вознес хвалу американским солдатам в Афганистане, которые в этот день вдали от семьи несут свой долг по защите родины. (Софья Тарновская, русское вещание «Голос Америки», архивная запись выпуска новостей от 23 ноября 2006 года).

 

«Итак, каждый год в последний четверг ноября американцы собираются вокруг праздничного стола, чтобы отметить День Благодарения.

 

История этого праздника началась в XVII веке, когда в Америку прибыли первые поселенцы из Европы.

 

11 декабря 1620 года (Так в радиопрограмме — видимо, оговорка. На самом деле, пилигримы прибыли к американским берегам 11 ноября 1620 года по старому стилю, соответственно 21 ноября 1620 по новому. А первый камень поселения Плимут был заложен 21 декабря 1620 года, а молельный дом — 25 декабря 1620 года. Прим. Portalostranah.ru) пилигримы или пуритане (как еще их называют), спасаясь от религиозных преследований в своей родной Англии, прибыли в Америку и основали колонию Плимут (на территории нынешнего штата Массачусетс).

 

Первая зима на новом месте оказалась жестокой. Она унесла жизни половины поселенцев. Оставшимся колонистам вряд ли бы удалось выжить, если бы не помощь индейцев племени вампаног, которые научили колонистов добывать кленовый сироп и выращивать местные овощи. В частности индейцы поделились секретом выращивания кукурузы: вместе с несколькими семенами они подкладывали в грядку рыбу, которая превращалась в удобрение. Благодаря дружественным индейцам осенью 1621 года пилигримы собрали первый урожай.

 

Набожные первые поселенцы во всем происходящем выдели указание свыше. Если их постигала серия неудач, то городские власти объявляли «День унижения», который колонисты усердно молились и постились, а в случае удачи пуритане объявляли «День Благодарения», чтобы всем вместе славить Бога за ниспосланное благословение.

 

Поэтому они отпраздновали первый урожай благодарственной церковной службой, а затем устроили пир. Колонистам было что праздновать, они закончили постройку домов, запаслись провизией на предстоящий год и семенами на будущую весну. На праздник они пригласили индейцев. Веселье продолжалось три дня.

 

«День Благодарения — благодарение Всевышнему за благо ниспосланное стране и ее гражданам».

 

И в то же время:

 

«День Благодарения по популярности занимает третье место после Рождества и Пасхи. В отличие от них, он не носит религиозного характера».

 

(Два фрагмента из русского вещания «Голоса Америки», ноябрь 2006 г.).

 

Существует распространенное мнение, что с тех пор пилигримы пышно праздновали День Благодарения каждый год. К сожалению, и в последующие несколько лет поселенцы также страдали от голода, как и в первый год. Припасы быстро заканчивались, а порой портились — а в колонию прибывали новые поселенцы из Старого Света.

 

Национальным праздник стал только при президенте Аврааме Линкольне. Праздник отмечался всего несколько раз по особому распоряжению президента.

 

В 1939 году президент Франклин Делано Рузвельт постановил праздновать День Благодарения ежегодно — в последний четверг ноября. И с тех пор этот день стал любимым семейным праздником американцев.

 

В День Благодарения — главное блюдо праздничной трапезы — жареная индейка...

 

Хозяйки, не покладая, рук работают на кухне, готовя праздничный обед для многочисленных гостей: фаршированную индейку с клюквенным соусом и картофельным пюре, а также сладким картофелем и на закуску тыквенным пирогом.

 

Но если кто-то заявит вам, что праздничное меню не изменилось с того самого первого Дня Благодарения в 1621 году, не верьте. Испечь тыквенный пирог или приготовить клюквенный соус поселенцы не могли. Ко второй зиме на новом месте от запасов сахара и муки мало что осталось. Картошки на столе тоже не было — в то время она все еще считалась ядовитой.

 

Если сегодня главное место на столе в праздник занимает индейка, то тогда на праздничном столе было и мясо оленя, и птиц, в том числе мясо орла, которое, согласно сохранившемуся описанию пира, на вкус напоминало баранину. Все это великолепие было сдобрено большим количеством корицы, имбиря, мускатного ореха и посыпано сушеными фруктами.

 

В то время у пилигримов еще не было печей, поэтому все готовилось на костре. А это значит, что перед трехдневным пиром кто-то часами крутил мясо на вертеле.

 

Еда была намного более жирной, чем сегодня. Естественно, что о сердечно-сосудистых заболеваниях пилигримы не знали. Их больше беспокоили чума и оспа.

 

Ели поселенцы ложками, ножами, и руками. Во всяком случае, вилок у них не было. Вся еда стояла на столе. А если нужно было что-нибудь принести гостям, то этим занимались не женщины, а дети, которые ели только после взрослых.

 

Как видите, от давней традиции осталась только индейка. Может, поэтому ее так любят американцы.

 

День Благодарения занимает важное место в самоидентификации жителей США как нации. Американское вещание для заграницы «Голос Америки» ежедневно передает редакционные комментарии, имеющие подзаголовок «редакционный комментарий, отражающий точку зрения правительства США», и всегда в конце ноября эти комментарии касаются Дня Благодарения.

 

Обычно эти комментарии ко Дню Благодарения связаны с традиционным праздничным радиообращением президента США к американскому народу. Радиообращение также передается для заграницы «Голосом Америки» (который, отметим, не имеет права транслировать свои передачи внутри страны, т.к. является правительственным СМИ — одним из немногих в стране).

 

Вот, например, комментарий «Голоса Америки» о Дне Благодарения от 23 ноября 2006 года из архива Portalostranah.ru (Также доступен в аудиофайле №2, в самом начале части о США этого обзора):

 

«Отмечая День Благодарения в последний четверг ноября, американцы не могут не вспомнить, что США были основаны европейцами, бежавшими от религиозных преследований. Переселенцы прибыли в Новый Свет в надежде исповедовать свою веру, не опасаясь вмешательства властей. 

 

Сегодня, как и в те времена, свобода вероисповедания — высоко ценимое право каждого гражданина США. Оно предоставляет возможность обрести Бога и служить ему в соответствии с тем, как диктует человеку его совесть. Стремление защищать и бороться за свободу исповедовать свою веру родилось вместе с Америкой.

 

Решимость США продвигать основные права человека во многом определяется религиозными убеждениями американцев. Президент (в то время Джордж Буш) в этой связи отметил:

 

«Наша страна основана людьми, понимавшими зависимость человека от Бога, и всегда воздающих Ему благодарственные молитвы. Нам есть за что благодарить Господа: за наших близких и родных, за друзей, за нашу страну и свободу, гарантированную Всемогущим каждому».

 

Многие американцы пожертвовали ради свободы своей жизнью; это происходило во времена Революции в 1775 году, Гражданской войны 1861 года и двух войн ХХ столетия. 

 

«Сегодня нас защищают большое число отважных мужчин и женщин, находящихся вдали от родины. Мы чествуем их и их семьи», — сказал президент».

Как правило, на День Благодарения в каждой американской семье собираются многочисленные родственники, подчас съехавшиеся с разных концов страны.

 

Кстати, именно День Благодарения, а не Рождество или Пасха, являются временем наибольшей нагрузки на авиа — и железнодорожном транспорте. Не говоря уже об автомобильных потоках на скоростных шоссейных дорогах. Ведь, в отличие от этих праздников, День Благодарения празднуют все.

 

В эти дни близкие люди собираются вместе, чтобы отблагодарить Америку за те возможности, которые она им открыла.

 

День Благодарения особенно знаменателен для недавних иммигрантов. «Все мы пилигримы» — сказала мне одна из иммигранток, бывший детский врач по профессии... Каждый год она и ее семья с особой радостью отмечает День Благодарения, который отмечали в 1621 году пилигримы — первые переселенцы из Европы.

 

Для иммигрантов, так же как и для первых поселенцев, День Благодарения очень важен.

 

Профессор истории в Институте искусства и контактов Новой Англии Соломон Дэвидоф, семья которого в начале XX века прибыла из Восточной Европы, подчеркивает значение Дня Благодарения, ставшего неотъемлемой частью американской культурной традиции:

 

«Сегодняшние исследования потоков иммигрантов, особенно конца XIX и начала XX века, показывают, что традиция Дня Благодарения как всенародного праздника, как и Дня независимости, родилась именно в этот период. Оба эти дня обрели статус наиболее существенных праздников в Соединенных Штатах. Последний четверг ноября имеет особый страус для иммигрантов, благодарящих Америку за приют — именно иммигрантов первого поколения. Такие же чувства у них вызывает и День независимости, обмечаемый 4 июля».

 

Профессор Дэвидоф отмечает: «В детстве друзья спрашивали меня, отмечает ли моя семья День Благодарения. Конечно, — отвечал я. Ведь мы — американцы, и гордимся тем, что в мире есть такая страна, как Соединенные Штаты».

 

День Благодарения — прекрасное время когда, согласно древней традиции американцы наедаются индюшкой и... смотрят футбольные матчи. Как прекрасно следовать традициям, привнесенным еще Колумбом. Но шутки в сторону: День Благодарения придумали вовсе не американцы. В древности на Среднем Востоке люди приносили пшеницу в жертву Великой матери-пшеницы. В средние века европейцы отмечали сбор урожая в День Святого Мартина. А древние ацтеки в знак благодарности богам каждый год отрубали голову молодой девушке, наряженной как Ксилонен — богиня кукурузы (Xilonen, также известна как Чикомекоатль. Прим.Portalostranah.ru).

 

Согласно традиции, которую начали пилигримы, прибывшие на корабле «Мэйфлауэр», американцы смотрят... футбольные матчи по телевизору. Хороша древняя традиция... Какая же она древняя... Вряд ли строгие пуритане позволили бы гонятся за каким-то мячом. Даже детям.

 

И еще об индейке. За последние три десятилетия потребление индейки выросло на 113%. Почти по 18 фунтов на человека в год. В День Благодарения на каждого американца приходится около двух килограмм мяса жареной индейки. Ежегодное потребление индейки на душу населения в США достигло 7,9 килограмма, из которых примерно одна треть (около двух килограммов) приходится на дни, когда американцы отмечают День Благодарения. Эти данные приводит Американская федерация производителей индеек», рассказывала Ирина Келнер, русское вещание «Голоса Америки» от 23/11/2006.

Особенности празднования Дня Благодарения в США в наше время: «В этот день благодарственную молитву произносят все, кроме индюка»

 

И еще одно изображение царицы американских праздников - индейки.
И еще одно изображение царицы американских праздников - индейки.

Сотрудница русского вещания «Голоса Америки» Нана Кэмп 23/11/2006 года отмечала в своем репортаже следующие главные черты Дня Благодарения:

 

«День Благодарения по популярности занимает третье место после Рождества и Пасхи. В отличие от них, он не носит религиозного характера.

 

Это — праздник, который английские колонисты начали отмечать в 1621 году и который не потерял своего смысла и сегодня.

 

Между прочим, мирная индейка едва не стала национальным символом Америки. Лишь в последний момент отцы-основатели страны предпочли ей белоголового орла. На столе, однако, в день праздника индейка царит безоговорочно. Убранство дома подчеркивают идею празднования окончания осени и сбора урожая. К домашнему очагу съезжается вся семья, многие проделывают долгий путь из других штатов. В этот день встречаются поколения, вспоминая все лучшее, что произошло за год».

 

Несколько опрошенных американцев «с улицы» в интервью станции отметили тогда, с чем у них связана традиция празднования Дня Благодарения:

 

«Индюшка, вкусная еда, побольше еды, ну и конечно семья, родные».

 

«Это мой самый любимый праздник. Марк Твен говорил, в этот день благодарственную молитву произносят все, кроме индюка», передавало русское вещание «Голоса Америки» от 23/11/2006.

  

В своем сообщении от 28/11/ 2002 тот же «Голос Америки» напоминал, что известной церемонии Дня Благодарения 1621 года также предшествовала менее известная церемония 1619 года.

 

«В День Благодарения американцы возносят Богу благодарность за свободу и другие дарованные им блага.

 

Совместное благодарение стало американской традицией со времени первых поселенцев в начале XVII века. Четвертого декабря 1619 года группа поселенцев, незадолго до того прибывших из Англии в Вирджинию, в первый раз отметили праздник благодарения на плантации Беркли возле поселка Джеймстаун. А двумя годами позже английские колонисты в Массачусетсе отпраздновали тот факт, что им удалось пережить на новом континенте первый год, несмотря на голод, холод, невзгоды и болезни. Так было положено начало традиции Дня Благодарения.

 

Немного истории. В соответствии с резолюцией Конгресса президент Джордж Вашингтон объявил день 26 ноября 1789 года первым официальным Днем Благодарения и призвал всех американцев вознести благодарность Господу за неусыпную заботу и защиту народа нашей страны.

 

В последующие десятилетия американцы отмечали День Благодарения в дни мира и дни войны. В ноябре 1863 года Америка оказалась ввергнута в Гражданскую войну. За время конфликта, который закончился в апреле 1865 года, страна потеряла убитыми и ранеными почти миллион человек. В разгар страшного кризиса президент Авраам Линкольн провозгласил последний четверг ноября «Днем Благодарения и хвалы Всевышнему»...

 

В День Благодарения на столе у американцев обязательно главенствует жареная индейка, а также полагающиеся к ней клюквенный соус, печеный картофель, початки кукурузы и тыквенный пирог. Конечно, на столе много и всяких других угощений, но индейка, клюквенный соус и тыквенный пирог это уж обязательно, это традиция.

 

В этот день американцы испытывают особое чувство — чувство единения и, конечно же, благодарности своей великой стране. Согласно опросу, 76% американцев будут отмечать День Благодарения дома, 19% в доме родственников или друзей, 3 процента — в ресторане. И только один процент американцев не будет есть традиционный праздничный ужин.. потому, что не любит индейку. А жаль.

 

По данным Национальной федерации производителей индеек, сегодня будет съедено 45 миллионов индеек. Кстати, выращивание индеек — большая отрасль сельского хозяйства с годовым оборотом примерно в восемь миллиардов долларов. Опять-таки, согласно статистике, ежегодно каждый американец съедает в среднем около 8 кг мяса индейки (что ставит ее по объему потребления на четвертое место после курицы — 34 кг), 30 кг говядины и 23 кг свинины.

 

Между прочим, США — один из крупнейших экспортеров индюшачьего мяса. В прошлом году в зарубежные страны было отправлено индюшатины на общую сумму 223 миллиона долларов.

 

См. также: Вес индейки для праздничного стола, или как изменилась эта птица со времени первого Дня Благодарения до наших дней;

 

В День Благодарения в США закрыты государственные учреждения, штатные и городские офисы, приемные конгрессменов и сенаторов, банки, школы, почта, универмаги и бутики. Сегодня американцы отмечают День Благодарения, и на праздничном столе царит жареная индейка.

 

Накануне праздника происходит событие, которое стало традицией. Президент Соединенных Штатов дарует свое помилование индейке, которую доставляют в Белый Дом. В этом году состоялась 55-я ежегодная церемония помилования по случаю Дня благодарения. Во вторник президент Буш, выступая перед собравшимися в Розовом саду перед Белым Домом, помиловал индейку по имени Кэти, которая, естественно, присутствовала на церемонии. (После помилования индейка отправилась жить на загородную ферму, где для нее приготовлено относительно вольное и сытое существование. Прим. Portalostranah.ru).

 

Между прочим, Кэти — первая индейка, помилованная президентом США: раньше этой чести удостаивались исключительно индюки. Кэти выросла на ферме в Северной Каролине, ей 34 недели отроду, она весит почти 14 килограммов, и она очень даже симпатичная», отмечало русское вещание «Голоса Америки» от 28/11/2002.

История происхождения праздника Дня Благодарения в США

 

Картина 1914 года американской художницы Дженни Августы Браунскомби (Jennie A. Brownscombe) «Первый День благодарения в Плимуте (1621)» также с романтическим представлением об этом событии.
Картина 1914 года американской художницы Дженни Августы Браунскомби (Jennie A. Brownscombe) «Первый День благодарения в Плимуте (1621)» также с романтическим представлением об этом событии.


Обложка цитируемой в передаче «Голоса Америки», её автором Львом Лосевым, книги Дэвида Прайса «Любовь и ненависть в Джеймстауне» (Love and Hate in Jamestown - David Price).
Обложка цитируемой в передаче «Голоса Америки», её автором Львом Лосевым, книги Дэвида Прайса «Любовь и ненависть в Джеймстауне» (Love and Hate in Jamestown - David Price).

Иногда «Голос Америки» передавал и более дискуссионные материалы о Дне Благодарения, подвергая даже сомнению общепринятую точку зрения, что на столе у пилигримов и индейцев в первое застолье праздника благодарения была индюшка. (Про отсутствие муки и сахара в первый год у пилигримов, а значит, невозможность приготовить кленовый сироп и пироги, уже широко известно тем, кто интересуется этой тематикой).

 

Как бы то ни было, обозреватели русского вещания «Голоса Америки» Тед Лендфер и Лев Лосев в разные годы в специальных сообщениях радиостанции к празднованию Дня Благодарения постарались обобщить некоторые известные историкам факты, чтобы представить реалистичную историю происхождения этого праздника. (Также нижеследующие репортажи доступны в аудиофайле №2 в самом начале части о США этого обзора).

 

Репортаж, переданный русским вещанием станции 24/11/2005, — репортаж Теда Лендера, корреспондента «Голоса Америки», о мифах, связанных с празднованием самого первого Дня Благодарения 1621 г. в американском Плимуте

 

Тед Лендфер (Ted Landphair):

 

«Праздничный ужин Дня Благодарения из многих блюд начинается с вознесения хвалы Всевышнему за ниспосланные дары.

 

По сути День Благодарения — это американский праздник урожая.

Отцы-пилигримы и поселение Плимут

 

Немного о тех, кого в комментарии «Голоса Америки» назвали «людьми, понимавшими зависимость человека от Бога, и всегда воздающих Ему благодарственные молитвы».

 

И это те самые поселенцы, о которых в приведенном в начале этого обзора репортаже «Международного Канадского радио» говорилось, что от них пошла в США традиция отмечать День Благодарения и есть индюшку. Их также называют пилигримами, или отцами-пилигримами.

 

 Пилигримами впервые их назовет Уильям Брэдфорд, бывший на историческом корабле «Мэйфлауэр» (Название корабля в переводе «Майский цветок», так в Англии называли боярышник).

 

Брэдфорд в 1650 году опубликует одно из первых исторических описаний на североамериканском континенте — т.н. книгу «Плимутское поселение», о жизни глазами очевидца в общине Плимута. Пилигримами он назвал колонистов по аналогии с избранным народом Израиля, прибывшими из Египта на обетованную землю.

 

Сами колонисты первоначально и называли себя «избранными». Ведь они представляли обособленную религиозную, и, как им казалось, праведную общину.

 

Эта протестантская община выступала за возвращение церкви к временам первых христиан, т.е. церкви, основанной на Библии, без диктата священников и церемоний. Будущие колонисты Плимута были сторонниками швейцарского проповедника Реформации Кальвина. И для них даже упрощенная модель христианства, принятая в Англиканской церкви была, слишком бюрократичной и далекой от идеалов церкви. Они были частью движения, выступавшего за очищение церкви и веры, поэтому их называли еще пуританами (от лат. puritas — чистота). Пуритане сами избирали себе пасторов и принимали только единомышленников в свой состав.

 

Из-за разногласий с англиканами и политикой королевы Елизаветы I, принявшей за несколько десятилетий до основания плимутского поселения в Америке указ с требованием для всех своих подданных следовать законам Англиканской церкви и принимать ее мессу, члены будущей североамериканской плимутской общины в 1608 году, как и многие другие пуритане, бегут в Нидерланды. Однако там община пребывает в крайней бедности, хотя и не страдает от религиозных преследований.

 

Из 300 членов общины, обосновавшейся в голландском городе Лейдене, на новый континент, о котором много говорят, — в сулившую достаток и свободу Америку собираются около 120. Первоначально они выплывают на двух кораблях из британского Саутгемптона. Но один из кораблей по техническим причинам остается в британском городе Плимуте вместе с частью пассажиров.

 

На одном корабле (на «Мэйфлауэре») члены общины в количестве 120 человек отравляются в Северную Америку — в пути умирают двое, но и рождается один ребенок. На корабле пасторы и часть особо преданных и давних членов общины подписывают так называемое «Мэйфлауэрское соглашение», которое предусматривают учреждение в новой колонии справедливых законов и осуществление управления избираемым на свободных выборах губернатором.

 

Надо сказать, что отправиться в путь небогатой общине помог лондонский торговец скобяными товарами Томас Вестон. В обмен на снаряжение кораблей колонисты должны будут в течении семи лет работать на созданную совместно с Вестоном компанию — выращивать зерно, добывать пушнину — никакой личной собственности, вся собственность, включая землю, принадлежит на период возврата долга компании. Первые годы Вестон посылает колонистам продовольствие и товары первой необходимости.

 

Колонисты отплывают из Плимута 16 сентября 1620 года, и достигают берегов мыса Кейп Код («Мыс трески») 21 ноября. Корабль сбился с курса и не достиг выделенной в совместную концессию с Вестоном территории, в уже основанной ранее британской колонии в Вирджинии, к жителям которой пилигримы должны были присоединиться.

 

Несколько месяцев базой пилигримам служил «Мэйфлауэр», который до самой весны не возвращался в Англию, а стоял у берегов Кейп Кода. Колонисты постепенно исследуют территорию, и уже 25 ноября 1620 года обнаруживают покинутое индейцами (в страхе перед колонистами) поселение с запасами кукурузы. А 25 декабря 1620 года колонисты возводят и свою первую церковь — Дом собраний, таким образом основывая поселение, получившее впоследствии название Плимут (Plymoth Plantation — поселение Плимут). Найденная кукуруза помогает справиться с голодом до самой весны, но половина общины погибает от болезней и тяжелых условий жизни, многие страдают от цинги...

 

К 1-му апреля 1621 года в общине объявляется индеец из племени вампоноаг по имени Скуанто (др. написание имени как Сквонто), который говорил... по-английски. Он выучил этот язык, будучи захваченным в плен английскими колонистами капитана Джона Смита из Джеймстауна (Джеймстаун был основан в 1607 году, являлся первым британским поселением на территории нынешних США, а именно в колонии Вирджиния, куда плыли первоначально плимутские пилигримы).

 

Скуанто до встречи с пилигримами побывал в Испании и в Англии. В Испании Скуанто попал от работорговцев к монахам, которые дали ему свободу. Индеец смог вернуться с одним из британских купцов в Америку, позднее самостоятельно добрался до родной деревни, но нашел ее пустой — всю его поселение скосила эпидемия. Он остался один, пришел к обитателям Плимута, которые как раз обосновались неподалеку от его родной деревни. Он жил в поселении пилигримов, иногда отлучаясь в индейские деревни, до самой своей кончины, которая случилась через год (неизвестно от болезни, или от отравления вампоноагами, которые не очень доверяли ему и считали отступником).

 

Брэдфорд, который примерно в это время станет новым губернатором колонии (после кончины ее первого губернатора и лидера общины Карвера), называл Скуанто «особенным, Богом посланным оружием». Отметим, что и Брэдфорд, и Скуанто похоронены на историческом кладбище Плимута, расположенном у первой улицы поселения — Лейден-стрит. Но точное расположение могилы Скуанто неизвестно, а захоронение Брэдфорда и еще нескольких пилигримов с «Мэйфлауэр» сохранились.

 

Заключенный при посредничестве Скуанто мир с индейцами длился 50 лет. Скуанто вошел в историю также тем, что научил колонистов выращивать кукурузу, благодаря чему они выжили. Тут надо отметить, что к индейцам поселенцы с первых дней относились с противоречивыми чувствами. С одной стороны, колонисты брали в жены индеанок, а с другой считали индейцев детьми природы, далекими от Бога. Можно сказать, считали дикарями.

 

И в заключении этой части обзора о специфике и особенностях плимутского поселения в концентрированном виде:

 

Во-первых, как уже отмечалось, Плимут был не первым европейским поселением в Северной Америке. До него был также британский Джеймстаун (основан в апреле 1607 года), а также, например, французский Сен-Пьер на островах Сен-Пьер и Микелон. (Об этих островах читайте на нашем сайте в другом материале). Но до Плимута все поселения основывались для предпринимательства. А здесь на континент прибыла совершенно особая община — община пуритан.

 

Во-вторых, именно от этой общины и пошло развитие территории, которую мы знаем ныне как Массачусетс. На месте одного из отпочковавшихся от Плимута поселений (а с каждым годом сотни переселенцев прибывали в колонию) возник нынешний город Бостон.

 

В-третьих, что касается индейцев. Хотя многие годы в поселении Плимута придерживались лояльных отношений с индейцами, со временем это изменилось. Надо отметить, что еще до основания колонии Плимут (ноябрь 1620 г.) европейские моряки эпизодически уже продавали индейцев из Северной Америки в рабство.

 

А испанцы стали обращать индейцев Южной Америки в рабство еще за сто лет до основания британской североамериканской колонии Джеймстаун и позднее Плимута.

 

Также испанцы уже с 1501 года начали ввозить в Южную и Центральную Америку рабов из Африки, т.к. используемые ими уже тогда рабы-индейцы оказались недостаточно выносливыми для труда на плантациях и рудниках.

 

В Джеймстауне (основан, как уже говорилось, в апреле 1607 года) первые 19 чернокожих рабов из Африки были проданы в августе 1619 года.

 

Возвращаясь к индейской тематике, отметим, что продажа индейцев рабство в колонии Плимут началась примерно с 1675 года, с началом войн с индейскими племенами. Но к тому времени плимутское поселение уже перестало быть замкнутой религиозной общиной, превратившись за счет новоприбывших в обычное европейское поселение в Новом Свете. Поселение, хотя и возглавлявшееся членами первоначальной церковной общины, но потерявшее прежнюю суровость нравов. В 1691 году британские власти присоединили Плимут, чью самостоятельность они так не признали, к колонии Массачусетс.

 

В-четвертых. Обычай проводить собрания с благодарением богу плимутские пуритане переняли от протестантов голландского города Лейдена, где их община находилась перед путешествием в Северную Америку. Но колония в Джеймстауне провела такой обряд раньше плимутцев.

 

И последнее. Как считается, суровая трудовая самоограничительная этика первых колонистов-пуритан и определила успех будущих США, в отличие от испанских и португальских колоний в Америке, где господствовал абсолютизм метрополии и ее бюрократия.

 

(Составление справки Portalostranah.ru. Использовались данные немецкого издания «Хроника человечества» и др. материалы).

 

Началось все, как гласит легенда, ненастным осенним днем 1621 года. Годом ранее сто англичан, которые называли себя пилигримами, основали колонию в Новом Свете. Пятьдесят из них умерли в первую же зиму от холода и голода, другая половина как-то выжила, но если бы не индейцы из племени вампаног, накормившие переселенцев индейкой, неясно, как бы в дальнейшем сложилась их судьба.

 

Легенда согревает сердца наших современников и усиливает чувство теплоты, присущее празднику, который отмечается в кругу родных и близких...

 

В историческом музее под названием «Plymoth Plantation», разбитом, как считают, на том самом месте в Плимуте, где более трехсот лет назад индейцы пировали с пилигримами, сказ про День Благодарения звучит куда более прозаично.

 

Во-первых, трапеза, как утверждают кураторы, происходила не в ноябре, а в октябре, ближе к урожаю.

 

Во-вторых, пир и толковище продолжались целых три дня с участием девяноста мужчин-индейцев; женщин из племени на празднике, видимо, не было.

 

В-третьих, никто не называл его Днем Благодарения.

 

«Пуритане, приехавшие в Америку, были людьми очень набожными, и такими словами, как «благодарение», понапрасну не разбрасывались.

 

Для них это слово было преисполнено великого смысла и применялась к ситуациям поистине чудесным, как-то победа Англии над испанской Армадой. Вот это действительно заслуживало благодарения Богу, — говорит сотрудница музея, специалист по истории кулинарии Кэтлин Кертин. — Это были набожные люди, жившие во времена беспрекословного авторитета своей веры.

 

С одной стороны, нравы их были строгими, и казалось, кутить просто так они не станут. С другой стороны, правда, они были из Англии — страны, известной своим пристрастием к хмельному веселью. Так что, в принципе, все могло быть».

 

Архивных свидетельств событий 1621 года существует немного. В меню пиршества, наверное, действительно была птица, но только гуси и утки, а уж никак не пухлые фаршированные индейки — гвоздь современных гастрономических торжеств. И уж точно не было никаких длинных столов, ломившихся от хлеба, тыквенного пирога и бутылей с клюквенным соком.

 

«Англичанам была известна ягода под названием «клюква». Вампаноги употребляли ее в пищу, но ни у тех, ни у других не было в достатке сахара, чтобы сделать из нее сок. Тыква в диком виде произрастала тогда в этих местах, но, опять-таки, муки для пирогов не было, да и печей тоже», — замечает Кэтлин Кертин.

 

Индейцы-вампаноги, как считает историк Линда Кумбс, принесли на пир пять оленьих туш, но попкорна — еще одного традиционного ныне праздничного лакомства — у них быть не могло: кукуруза тогда в Массачусетсе просто не росла. Не носили они и пестрых головных уборов из перьев: это был атрибут равнинных индейцев, одежда вампаногов была скромной и практичной.

 

Но самый большой миф, окружающий День Благодарения, говорит Линда Кумбс, — «это то, что индейцы встретили англичан с распростертыми объятиями, что они сразу подружились и стали жить в мире и дружбе. Туземцы, как следует из легенды, якобы охотно и добровольно согласились с колонизацией. Это не соответствует действительности — ни тогдашней, ни сегодняшней».

 

Союз между пилигримами и вампаногами продлился пятьдесят лет. Затем вспыхнули раздоры, договоры были нарушены, и дружба сменилась кровавой враждой.

 

И еще одна историческая выдумка, относящаяся ко Дню Благодарения. На картинках пилигримов обычно изображают в элегантных костюмах — изящные камзолы, блестящие туфли, высокие широкополые шляпы с большими пряжками. В семнадцатом веке так могли одеваться только очень состоятельные люди, а не бедные переселенцы, которые носили барсучьи шапки и накидки из оленьей кожи. И за них, несомненно, они были очень благодарны Провидению», отмечал Тед Лендфер, русское вещание «Голоса Америки» 24/11/2005 (дата первого выхода сообщения).

 

Репортаж обозревателя русского вещания «Голоса Америки» Льва Лосева от 21/11/2006 об истории Дня Благодарения и самой старой английской колонии на территории США — Джеймстауне

 

Тогдашний обозреватель русского вещания «Голоса Америки» Лев Лосев годом позже, 21 ноября 2006 года, также представил свои рассуждения об индейке и Дне Благодарения, но не в Плимуте, а в другой самой старой английской колонии на территории США Джеймстаун, в Виргинии (Вирджинии):

 

«Вот что вы всегда хотели, но боялись спросить: почему индейка или, как говорили в гоголевские времена, «индейский петух», по-английски называется turkey, т. е. «турецкий петух»? Ведь все знают, что мясистая птица была завезена в Европу с континента американских индейцев вместе с помидорами, картофелем и табаком. Почему же по-русски она называется правильно, а у себя на родине неправильно?

 

Назвали первые колонисты индейского петуха турецким просто-напросто потому что американская птица более всего походила на знакомого им в Европе турецкого петуха. По-русски то же самое пернатое называется «цесарка». Кстати сказать, слово «цесарка» происходит от Цесарии, т. е. Византии, т. е. Турции. Так что все сходится.

 

Об индейке я завел речь, поскольку мы на этой неделе празднуем День Благодарения, когда по традиции ее полагается есть. Праздник был установлен в 1621 году, когда английские колонисты, основавшие у нас в Новой Англии городок Плимут, после первого очень голодного года были вознаграждены щедрым урожаем, и в последний четверг ноября наконец наелись досыта индейки с клюквенным соусом, кукурузных лепешек, тыквенной каши и вознесли благодарение Господу. Охотиться на индеек и выращивать кукурузу их научили туземцы. Поэтому в иконографии Дня Благодарения мы видим благостных краснокожих, по-добрососедски пирующих с колонистами.

 

Пока индейка доходит в духовке, дети будут смотреть по телевизору диснеевский мультик «Покахонтас». Покахонтас, прелестная индианка, подружилась с отважным английским капитаном Джоном Смитом (из колонии Джеймстаун. Об этом поселении также в нашей врезке «Отцы-пилигримы...»). Она, как заправский гринписовец, учит англичанина понимать и уважать природу, и вместе они совершают ряд подвигов во имя колонистско-индейской дружбы.

 

Как это ни странно, но, если исключить современный мотив охраны природы, история эта не вымышлена. О Джоне Смите и Покахонтас за четыреста почти что лет написано немало, но, вероятно, самая научно обоснованная книга — «Любовь и ненависть в Джеймстауне» (David Price Love And Hate in Jamestown, Knopf). Ее автор Дэвид Прайс — известный журналист, обычно пишущий на экономические темы. Хорошее понимание международной экономики и бизнеса пригодилось Прайсу и в историческом исследовании.

 

Первым постоянным английским поселением в Америке был не Плимут, основанный искателями зeмли обетованной, а Джеймстаун, основанный на тринадцать лет раньше капиталистической корпорацией. Это была Виргинская компания — бизнес с большим размахом. По подсчетам Прайса, одна акция у них стоила почти три тысячи долларов на теперешние деньги. С таким капиталом Виргинская компания могла затеять большой проект. Бизнес-план был такой: построить в Виргинии торговый порт для вывоза золота и серебра, а также чтобы оттуда искать прямого водного пути через Северную Америку в Тихий океан.

 

Ну, как мы теперь знаем, ни золота, ни серебра, ни канала из Атлантики в Тихий океан в Виргинии не было. Лондонских предпринимателей неправильно информировали. Им, правда, сказали, что в Виргинии есть индейцы, и в инструкции для своих командированных за океан сотрудников руководство компании указывало «особую заботу иметь, дабы природных жителей не обижать». Чего они опять-таки не знали — это того, что как раз на территории, выбранной для поселения, «природные жители» были такие, что сами кого угодно могли обидеть.

 

Там в это время образовалась по существу империя, объединение около тридцати индейских племен под руководством умного и беспощадного вождя Паухатана. Ничего хорошего от пришельцев Паухатан не ждал и учить их кукурузоводству не собирался. Он собирался показать англичанам кузькину мать, как говаривал один российский кукурузовод в XX веке. Когда его воины захватывали англичанина живьем, то ему сначала переламывали суставы, потом снимали с него кожу, а что оставалось сжигали на костре. Современные этнографы объясняют, что делалось это для того, чтобы англичане прибыли в загробный мир полными калеками и не могли там воевать с духами индейцев.

 

Так что настроение у жителей поселка, названного в честь правящего монарха Джеймса (Якова) Первого Джеймстауном, было скверное: ни золота, ни серебра, есть нечего, и за частоколом такой враг, что не приведи Господь.

 

Был, к счастью, в отряде поселенцев один решительный и бывалый человек, капитан Джон Смит. Он был человек военный, наемник, закаленный в боях с турками на востоке Европы. Кроме того, он был начитан. Его любимым писателем был Макиавелли. Он и сам писал неплохо, и его дневники — один из основных источников Прайса и других историков.

 

Смит понял, что так дело не пойдет. Перепуганных, отощавших белоручек надо заставить работать. «Сии предпочитают голодать, лишь бы праздности своей гнилой не нарушить», — писал Смит о своих товарищах. Он взял руководство колонией на себя. Провозгласил простое правило (за 250 лет до Карла Маркса!) «Кто не работает, тот не ест». Крепость стали обустраивать, с индейцами затеяли переговоры, в которых уроки Макиавелли очень пригодились, а затем наладили бартер: железные изделия за продукты.

 

Наладив жизнь в Джеймстауне, добросовестный Смит принялся искать водный путь к Тихому океану. И вот тут, когда он поплыл вверх по реке Чикохомини, его захватили в плен индейцы Паухатана. Смит пишет, что его положили головой на большой камень и уже замахнулись дубинкой, как подбежала восемнадцатилетняя дочь вождя Покахонтас и прикрыла его своим телом. Опять-таки современные этнографы говорят, что Смит принял всерьез ритуал: символическое убийство «понарошку» предшествовало принятию в члены племени. Паухатан сообразил, что от мертвого Смита толку мало, а с живым можно выгодно вести дела.

 

Дальше было не так, как в мультике. Покахонтас полюбила не Смита. Она вышла замуж за другого англичанина, Джона Ролфе. Ролфе был как раз тот, кто сообразил, что в Виргинии хоть и нет золота, но зато есть дивное растение табак, и вместе со своей экзотической женой и табачком поехал на родину.

 

Увы, королю Джеймсу Первому табак не понравился. Покахонтас, надышавшись в Лондоне угольной пыли, заболела и умерла. Джеймстаун опустел и развалился. И нынешний наш праздник пошел не оттуда, а из Плимута.

 

Закончу на личной ноте. Я индейку не люблю. Как Паниковский, предпочитаю жареного гуся», иронически замечал Лев Лосев, русское вещание «Голоса Америки» 21/11/2006 (дата первого выхода сообщения).

 

Этот обзор был составлен Portalostranah.ru по следующим основным источникам: русской передаче официального канадского иновещания «Международное Канадское Радио» Radio Canada International (RCI) от 11/10/2010; русским программам иновещания США — «Голос Америки» от 28/11/2002, 24/11/2005, 21/11/2006 и 23/11/2006; русской программе американской иновещательной радиостанции «Свобода» от 23/11/2006; немецкого энциклопедическое издания «Хроника человечества» (Bodo Harenberg «Chronik der Menschheit» 1994, русский перевод 1996); другим источникам; Запись аудио из архива Portalostranah.ru;

Опубликовано
19
10
2010
Обновлено
13
04
2021
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...