Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Израиль – это… Девять утверждений об Израиле Эфраима Кишона и комментарии к ним


Знаменитый израильский писатель и юморист Эфраим Кишон (Ephraim Kishon), скончавшийся в 2005 году, прославился также и своими короткими формулировками об особенностях Израиля по типу: «Израиль – это» (Приводим фразы Кишона по журналу Израиль сегодня», №1/94 Издание Jewish Agency).

Эти утверждения, часто имеющие многозначный смысл, если их прокомментировать, могут дать возможность рассказать об израильской специфике.

Мы взяли девять утверждений об Израиле Эфраима Кишона в качестве подзаголовков к этой статье (они выделены кавычками и оранжевой подчеркнутой линией в начале каждой части обзора), а затем постарались развернуто прокомментировать каждое из этих утверждений с фактами в руках. Вот что получилось.

Израиль на карте Ближнего и Среднего Востока.

Эта карта вполне может проиллюстрировать утверждение Эфраима Кишона, что «Израиль - это страна до того маленькая, что ее территории на картах мира не хватит даже на то, чтобы вывести ее название».

Подробнее см. в этом обзоре.

 «Это — страна до того маленькая,

 что ее территории на картах мира

не хватит даже на то, чтобы вывести ее название» 


 

Территория собственно Израиля без учета Самарии, оспариваемой палестинцами, в самом узком месте составляет около 15 километров.

 

Израиль — это не только очень маленькая страна, но и страна с неопределенными окончательно границами, которые постоянно меняются в зависимости от взаимоотношений израильского государства с палестинцами и соседними арабскими государствами.

 

Издание «Факты об Израиле», выпущенное несколько лет назад государственным «Израильским центром информации» для заграницы, указывает (по максимуму), что площадь страны с учетом Палестинской Автономии и всех других контролируемых территорий составляет 27800 кв. км.

 

Но даже по данным этого издания территория Израиля протянулась на 470 километров в длину и всего 135 километров в ширину в самом широком месте.

 

Рассматривая вопрос размера площади Израиля, сталкиваешься с тем, что разные источники указывают данные о площади Израиля по-разному. Согласно решениям Генеральной Ассамблеи ООН, при создании Израиля территория страны должна была составлять всего 14000 кв. км. Фактически Израиль контролирует территорию от 20770 до 22072 кв. км.

 

«Это — единственная страна,

 созданная налогоплательщиками из-за рубежа»


 

С момента создания государства Израиль и до сих пор стране оказывается финансовая помощь, как международными еврейскими фондами, так и рядом западных государств (Например, США ежегодно выделяют Израилю и Египту с момента подписания мирного соглашения между двумя государствами крупную финансовую помощь для целей развития).

 

Финансовая помощь еврейской общины Соединенных Штатов сыграла ключевую роль в выживании новорожденного государства Израиль в 1948 году.

 

Вот как описывает одна из основательниц Израиля и спустя годы премьер — министр страны Голда Меир в своей известной автобиографической книге «Моя жизнь» процесс сбора денег для нового государства в 1947-1948 годах:

 

«Они слушали, они плакали, они собрали столько денег, сколько еще не собирала ни одна община. Я провела в Штатах шесть недель — больше я не могла находиться вне дома — и повсюду евреи слушали, плакали и давали деньги, иногда даже делая для этого банковские заемы.

 

В марте (1947 г.) я вернулась в Палестину, собрав 50000000 долларов, немедленно ассигнованные на тайные закупки в Европе оружия для Хаганы (Предшественницы израильской армии. Здесь и далее в скобках Прим. Portalostranah.ru). И даже когда Бен-Гурион (первый премьер-министр Израиля) сказал мне: «Когда-нибудь, когда будет написана история, там будет рассказано о еврейской женщине, доставшей деньги, необходимые для создания государства», — я никогда не обманывалась. Я всегда знала, что эти доллары были отданы не мне, а Израилю...

 

Я приехала, чтобы собрать деньги, как можно больше, как можно скорее, и говорила об этом в мае (1948 г.) так же недвусмысленно, как несколько месяцев назад, в январе.

 

«Государство Израиль не может прожить на аплодисменты, — сказала я евреям Америки. — Войну не выиграешь речами, декларациями и даже слезами радости. И главное — это время, а то аплодировать будет нечему».

 

«Мы не можем обойтись без вашей помощи, — повторяла я в десятках, публичных выступлений и в частных разговорах. — Мы просим вас разделить нашу ответственность и все, что входит в это понятие — трудности, проблемы, беды и радости. Ведь то, что происходит в еврейском мире сейчас, так серьезно, так жизненно важно, что и вы можете изменить свой образ жизни — на год, на два, на три — пока мы все вместе не поставим Израиль на ноги. Решайтесь же и дайте мне ответ».

 

Ответ был дан — невиданно щедрый и скорый, от всего сердца, от всей души. Считалось, что тут не может быть «слишком много» или «слишком хорошо». И, ответив таким образом, они, как я и надеялась, подтвердили, что они наши партнеры. И хотя в это время еще не было отдельного счета для Израиля, и хотя Израилю досталось менее 50% собранных ОЕП (организация американских евреев «Объединенный Еврейский Призыв») в 1948 году 150 миллионов — остальное было передано Джойнту (Американский объединенный еврейский комитет по распределению фондов) для помощи евреям в Европе, — эти 50% бесспорно помогли нам выиграть войну. А, кроме того, мы узнали, что американское еврейство вовлечено в дела Израиля настолько, что мы вправе на него рассчитывать в дальнейшем».

 

«Это — страна неограниченных границ»


 

Это высказывание Кишона следует, видимо, понимать в следующих смыслах:

 

1) Границы государства Израиль до сих пор на международном уровне и внутри страны окончательно не определены.

 

2) Израиль является открытой миру страной, не только в силу своего демократического устройства, но и того, что из приблизительно 12 млн. евреев мира, только около 40% проживают в самом Израиле, а остальные сохраняют, как минимум, тесную эмоциональную связь с этой страной.

 

В тоже время само еврейское население Израиле представляет собой пеструю мозаику. Наряду с родившимися уже в Израиле — сабра, тут живут и евреи из Европы, — ашкенази, и евреи — выходцы из восточных стран — сефарды, включая йеменских и эфиопских евреев — фалашей, чьи общины жили еще совсем недавно в этих странах согласно собственным средневековым установлениям, оторванные от мира.

 

3) Израиль — это страна неограниченных границ и в том смысле, что с ней поддерживают духовную связь многие миллионы верующих по всему миру — иудеев, мусульман, бахаев, христиан. Храмовая гора в Иерусалиме еврейскими мудрецами указывалась как центр мироздания, краеугольный камень Земли: «Ковчег священный посредине Храма, а под Ковчегом камень фундамента, на котором основан мир» (Мидраш Танхума, 5 век н.э.).

 

 

4) Израиль, несмотря на свои небольшие размеры, располагает почти неограниченным разнообразием природных географических зон: плодородная прибрежная равнина у Средиземного моря, горные районы Голан и Галилеи, засушливая пустыня Негев, а также самое низкое место в мире и одновременно самое соленое озеро планеты — Мертвое море, Иорданская долина и пустынная Арава, пресноводное библейское озеро Кинерет (Тивериадское море).

 

«Это — самая тесная страна на свете: это страна мозолей»


 

Виду того, что издавна Израиль считался благословенной землей (в «книге Исхода» о ней говорится «земля, текущая молоком и медом»), здесь всегда было тесно, в том числе и от завоевателей.

 

Однако не только воинам, но и пахарям приходилось тяжело.

 

Несмотря на наличие прекрасных земель, в силу обстоятельств, основа современного сельского хозяйства Израиля закладывалась на пустующих (выкупленных у арабов) и не самых лучших землях тяжело работающими на полях евреями-киббуцниками (участниками сельхозкооперативов). Эти евреи, приехавшие из Европы, были самоотверженны и жизнерадостны. Поэтому в 1931 году Ури Кейсари в статье «Мы листья кактуса!» в газете «Доар ха-Йом» сравнил этих израильтян с колючим пустынным растением, у которого сладкий и мягкий плод покрыт оболочкой с колючками, намекая на то, что сабра-киббуцник «колючий», но добрый внутри.

 

Современная страна была создана с помощью большого труда, с помощью многих мозолей, но, продолжая аналогию Эфраима Кишона, можно сказать, что в этой стране все и во все времена также наступали друг другу на больные мозоли: ранее прибывшие евреи новоприбывшим (в осуждение дискриминации новоприбывших и написана статья Ури Кейсари), арабы евреям, евреи арабам и так далее.

 

И в заключение аналогии про мозоли, отметим, что Израиль не располагает большими запасами полезных ископаемых (за исключением фосфоритов и калийной соли), поэтому не природные ресурсы вывели страну на 16 место в мире по экономическому развитию, а упорство и предприимчивость израильтян.

 

 «Это — страна, где родители учатся родному языку у своих детей»


 

За 18 веков рассеяния по миру и изгнания из страны евреи в повседневной жизни стали говорить на языках тех стран, в которых жили, или создали смешанные диалекты, вроде идиша (смесь древнееврейского с немецким).

 

Когда они активно стали возвращаться в Израиль в конце XIX века, то выяснилось, что у евреев нет единого живого языка — их язык иврит стал «мертвым языком», использовавшимся только в религиозных целях.

 

Элиэзер Бен-Йегуда считается человеком, возводившим иврит к жизни, написавшим методические пособия и начавшим активно этот язык преподавать. Поэтому можно сказать, что дети в Израиле овладели новым языком в школах быстрее своих родителей, говоривших на языках стран своего происхождения.

 

«Это — страна, где каждый гражданин волен высказать

свое мнение, но нет закона который обязывал бы кого-нибудь и послушать»


 

Израиль — это демократическая страна, со всеми вытекающими из этого последствиями. Но основного закона — конституции в стране действительно нет. Хотя страну нельзя считать страной с прецедентным правом.

 

Государство Израиль должно было принять конституцию через несколько месяцев после провозглашения независимости 14 мая 1948 года. Декларация о независимости Израиля заявляет, что конституция должна быть разработана и принята не позднее 1 октября 1948 года. Принятие демократической конституции было также одним из требований резолюции Генеральной Ассамблеи № 181, в которой санкционировалось создание еврейского государства. Но Государство Израиль так и не смогло принять формализованную конституцию.

 

Сроки, изложенные в Декларации о независимости, были с самого начала нереалистичными в свете войны, начавшейся между новым государством и соседними арабскими странами. Тем не менее, всеобщие выборы были организованы 25 января 1949 года именно с целью избрания учредительного собрания, которое должно было утвердить новую конституцию государства. Учредительное собрание открылось 16 февраля 1949 года. Оно действительно провело несколько дискуссий по поводу конституции, но они вскоре зашли в тупик.

 

Несколько аргументов были выдвинуты ортодоксальными еврейскими кругами против принятия конституции. Религиозные евреи выступали против идеи связи своего народа с документом, который правительство будет рассматривать номинально выше религиозных текстов — Танаха и Талмуда.

 

В итоге в Израиле по-прежнему нет конституции, но существует ряд разрозненных актов, которые составляют основной закон страны. Также в стране еще продолжают действовать некоторые законы Османской империи, чьей часть долгое время была Палестина, если они не противоречат более современным законам. И, наряду с современной судебной системой, существуют раввинатские суды по вопросам брака и семьи...

 

А в израильской политике и общественной жизни традиционно уживаются самые разные течения от ультра ортодоксальных до социалистических. Идеологические споры по вопросам возникли уже вокруг первого документа современного израильского государства — Декларации Независимости. Об пишет Голда Меир в своей упомянутой выше книге. И этой же цитатой из книги Меир можно проиллюстрировать следующее утверждение Эфраима Кишона.

 

«Это — страна, где не верят

в чудеса, но их все-таки принимают в расчет»


 

Быший премьер — министр Израиля Голда Меир в своей уже упоминавшейся выше автобиографической книге «Моя жизнь» пишет:

 

«Вопрос об имени (государства) оказался менее дискуссионным, чем формулировка Декларации Независимости, ибо в последнюю минуту возник спор: упоминать ли в ней Бога.

 

Собственно говоря, выход был найден накануне. Небольшой комитет, которому было поручено составить последнюю версию Декларации, получил текст, в котором самая последняя фраза начиналась словами: «Уповая на Твердыню Израиля, мы скрепляем нашими подписями...». 

 

Бен-Гурион надеялся, что слова «Твердыня Израиля» своей недвусмысленностью могут удовлетворить и евреев, не допускавших мысли, чтобы документ о создании еврейского государства мог обойтись без упоминания о Боге, и евреев, которые наверняка будут упорно протестовать против малейшего намека на клерикализм.

 

Но принять этот компромисс оказалось не так-то легко. Представитель религиозных партий, рабби Фишман-Маймон, потребовал, чтобы ссылка на Бога была сделана безо всяких экивоков, и сказал, что одобрит выражение «Твердыня Израиля» только если будет прибавлено «и его Искупитель»; представитель левого крыла Рабочей партии Ахарон Цизлинг столько же решительно выступил с противоположных позиций. «Я не могу подписать документ, в какой бы то ни было форме упоминающий Бога, в которого я не верю», — сказал он. Бен-Гуриону понадобилось чуть ли не все утро, чтобы убедить обоих, что слова «Твердыня Израиля» имеют двойное значение. Для многих, может быть, для большинства евреев они означают «Бог», но могут рассматриваться и как символ, означающий «силу еврейского народа».

 

В конце концов, Маймон согласился, чтобы слово «Искупитель» не было включено в текст. Забавно то, что в первом английском переводе, опубликованном в этот день для заграницы, не было вообще никакого упоминания о «Твердыне Израиля»; военный цензор вычеркнул весь последний параграф из соображений безопасности, ибо в нем было указано время и место церемонии».

 

 «Это — единственная страна, где каждый

человек — солдат, но несмотря на это и каждый солдат- человек»


 

Находясь в постоянном враждебном окружении, израильское государство понимает, что его выживаемость зависит прежде всего от способности дать достойный ответ окружающим арабским странам.

 

Но виду того, что 7-миллионный Израиль находится в окружении почти 100-миллионного арабского «моря», он вынужден сохранять всеобщую воинскую повинность, причем и для мужчин и для женщин. Что уникально в современной практике.

 

При этом израильская армия ЦАХАЛ осознает себя как армия оборонительная и народная, способная в случае военных действий задействовать резервистов, которыми фактически является все население страны активного возраста.

 

 Эфраим Кишон пишет: «Это — единственная

страна на свете, в которой я могу жить. Это моя страна»


 

С появлением государства Израиль фактически появилась и новая нация — израильтянин. Как кажется, менталитет израильтянина кардинально отличается от менталитета еврея, привыкшего столетиями везде быть чуждым национальным меньшинством, мириться с дискриминацией, уметь приспосабливаться. Израильтяне более открытые, уверенные в себе люди, совсем непохожие на евреев из местечек.

 

И это все утверждения и комментарии к ним на сегодня.

 

 

Максим Истомин / Portalostranah.ru

 

 

Опубликовано 18/10/2009

 



Опубликовано18102009       Portalostranah

Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...
Национальная птица Индии – павлин. Почему?
 
Обзор о национальной птице Индии – павлине.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме