Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Что необходимо посмотреть в Болгарии по версии ЮНЕСКО: Мадарский всадник, фракийские гробницы, хождение по углям и кое-что еще. Достопримечательности Болгарии, признанные в мире


Что необходимо увидеть в Болгарии по мнению ЮНЕСКО. Предлагаем вашему вниманию материал из брошюры «Главные достопримечательности Болгарии по версии ЮНЕСКО», выпущенного государственным туристическим ведомством этой страны приблизительно в 2008 году (дата на издании не указана, но брошюра появилась на международных туристических форумах именно в это время).

Издание содержит исчерпывающую на тот момент информацию о местах Болгарии, включенных в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО - Организации ООН по культуре, науке и образованию. Стилистика текста приводится нами без изменений в редакции болгарских переводчиков русской версии данной болгарской брошюры.

Мы дополнили эту публикацию материалом от русского вещания «Радио Болгария» о нестинарстве - экзотическом болгарском обычае хождения по углям. Обряд нестинар был также включен в список достопримечательностей Болгарии по версии ЮНЕСКО, но уже после выхода вышеназванного издания болгарского туристического ведомства. Обряд стал 11-м объектом из болгарской части списка ЮНЕСКО.

Также в нашем обзоре представлены и некоторые другие материалы «Радио Болгария», дополняющие текст брошюры болгарского туристического ведомства. Эти дополнения в тексте везде особо оговорены.

По-настоящему южный туристический логотип Болгарии. Официальный туристический символ Болгарии, придуманный ведомством туризма этой страны, происходит от казанлыкской болгарской розы. Этот цветок служит источником получения розового масла.

Яркий и, на наш взгляд, удачный логотип украшает и Интернет-страницу туристического офиса Болгарии bulgariatravel.org.

 Достопримечательности

Болгарии по версии ЮНЕСКО


 

Достопримечательности Болгарии по версии ЮНЕСКО, по состоянию на 2012 год, включают: Фракийскую гробницу в Казанлыке, наскальный рельеф «Мадарский всадник», Боянскую церковь,Скальные церкви у села Иваново, Рильский монастырь, Фракийскую царскую гробницу в селе Свештари, город Несебр, гору Пирин, озеро Сребырна, хоровое пение из деревни Бистрицы и нестинарство — болгарский экзотический обычай хождения по углям (заявка). Далее обо всех этих достпримечательностях.

 

Сначала фрагмент из болгарской брошюры «Главные достопримечательности Болгарии по версии ЮНЕСКО»:

 

«Фракийская гробница в Казанлыке»


 

На иллюстрации с сайта русского вещания «Радио Болгария»: роспись в Казанлыкской фракийской гробнице.
На иллюстрации с сайта русского вещания «Радио Болгария»: роспись в Казанлыкской фракийской гробнице.

 

Напомним, что фракийцы — светловолосый и голубоглазый, индоевропейский по происхождению народ, живший на территории нынешней Болгарии сначала независимо, потом под римским господством, а затем наряду со славянскими племенами.

 

После прихода тюркоязычных протоболгар фракийцы были подчинены и постепенно влились в новый возникший тюрскоболгаро — славянско — фракийский этнос. Подробнее о происхождении болгар смотрите здесь. Прим. Portalostranah.ru.

«Фракийская гробница в Казанлыке — самая древняя полностью сохранившаяся античная гробница со стенными росписями.

 

Она была открыта весной 1944 года благодаря случайности, ее сооружение восходит к концу 4 и началу 3 тысячелетия до н.э. Ученые предполагают, что в ней покоился один из приближенных Одрисского царя Севта III.

 

Гробница состоит из прямоугольного преддверия, коридора и купольного погребального помещения, выложенных каменно-кирпичной кладкой.

 

К сожалению, она была ограблена еще в древности, но ее стенные росписи остаются нетленным свидетельством художественных, бытовых и погребальных обычаев высокопоставленных особ этой отдаленной эпохи.

 

Пол облицован тонкой глиняной замазкой помпейского красного цвета, стены коридора украшены фигуральной и орнаментальной живописью. Представлены сцены из жизни знатного фракийца: на фризе изображены гонки на колесницах, а рядом с ним расположена уникальная фреска, воссоздающая похоронное шествие и поминальное угощение, в центре которой расположены фигуры покойного вельможи и его супруги среди слуг, виночерпиев и музыкантов. Каждая деталь свидетельствует о традициях эллинистической живописи и о типичном укладе жизни богатых фракийцев тех времен».

 

А вот что рассказывалось о Казанлыкской гробнице в русской программе иновещания «Радио Болгария» 7 мая 2008 года:

 

«Шестьдесят четыре года тому назад, в апреле, под могильной насыпью случайно была обнаружена Казанлыкская гробница.

 

Гробница находится в пределах нынешнего города Казанлык, Центральная Болгария, расположенного в т. наз. «Долине фракийских царей». Гробница создана в конце четвертого — начале третьего века до н. э. — в период процветания фракийской державности. В отношении архитектуры она принадлежит к т. наз. купольным гробницам. Состоит из трех частей — прямоугольного преддверия, тесного коридора, ведущего к круглому помещению — погребальной камере с куполом в форме колокола. Стены коридора и камеры украшены орнаментальной и фигуральной живописью, занимающей 40 кв. м. и показывающей моменты земной и загробной жизни фракийского вождя, захороненного в ней. В «Долине фракийских царей» до сих пор обнаружено более 20 храмов и гробниц. А на дне местного водохранилища Копринка находится Севтополис — город могучего фракийского владетеля Севта Третьего, основанный приблизительно в 325 году до н. э. На фоне богатого фракийского наследия в этом районе, Казанлыкская гробница блестит своими прекрасно сохранившимися стенописями — шедевром фракийского искусства. Кроме того, большинство фракийских сооружений того времени не были покрыты стенописями. По этим причинам гробница включена в список ЮНЕСКО.

 

«Это типичная небольшая семейная гробница, — пояснил в интервью «Радио Болгария» Косьо Зарев, директор Регионального исторического музея «Искра» в г. Казанлык. — Даже в последнее время мы приходим к очень интересному выводу о возможности того, что эта гробница принадлежала царю Ройгосу, управляющему Долиной царей сразу после Севта Третьего. Если примем, что Севт Третий был убит около 292 года до н. э., после него приходит Ройгос, который владеет Фракией до ее падения под кельтское владычество в ІІІ в. до н. э. Казанлыкская гробница подвергалась ограблениям еще в древности и когда болгарские археологи вошли в нее, то нашли только маленький серебряный кувшин с позолотой и полный комплект глиняных сосудов. Похороны были царскими и, поэтому с уверенностью можно сказать, что там была золотая посуда, но, к сожалению, от нее не осталось и следа. Важными, однако, являются стенописи, так как до сих пор в Долине фракийских царей было обнаружено всего 3 гробницы с фресками — близ сел Мыглиж и Крын и в могиле Оструша. Можно сказать, что это является целой школой».

 

У стенописей Казанлыкской гробницы — красивый колорит. Фракийцы считали красный цвет цветом жизни. Когда наша жизнь кончается, то мы через смерть (изображаемую серо-черным цветом), достигаем вечной жизни, символом которой является белый цвет. Для вечной жизни фракийцы клали в гробницу все необходимое: одежду, украшения, пищу, которые тоже изображены на фресках. В Казанлыкской гробнице есть еще один интересный образ — матери Земли, которая в последний раз кладет дары природы. Нарисованы и трубачи, возвещающие о кончине владетеля, как и два великолепных коня, его боевая колесница.

 

«Это гробница третьего этапа в развитии фракийского кладбищенского сооружения, при котором используются кирпичи и штукатурка, — продолжает свой рассказ Косьо Зарев. — Самыми древними являются мегалитические памятники (построенные из необработанных или грубо обработанных крупных камней). За ними следуют сооружения из обтесанного камня, которые при жизни используются как храмы, а после кончины местного фракийского владетеля становятся гробницами. В Казанлыкской гробнице тела владетеля и его супруги были поставлены на землю или на деревянные решетки, о чем свидетельствуют обнаруженные гвозди. Направление тела всегда в направлении восток-запад, с головой к востоку — к восходящему солнцу. А вокруг клались дары».

 

Мадарский всадник


 

На архивной иллюстрации: знаменитый мадарский всадник.
На архивной иллюстрации: знаменитый мадарский всадник.

 

 

На иллюстрации из архива: Мадарский всадник.

 

Как утверждалось в одной из русских программ «Радио Болгария» (которую мы процитируем ниже):

 

«По мнению современных исследователей, характерным знаком того, что всадник не фракийский, а имеет болгарское происхождение, является наличие стремени. В Европе и на Балканах оно перенесено болгарами. В изображении коня можно увидеть другую важную и характерную для болгар черту, а именно сплетенный лошадиный хвост — символ порядка и дисциплины, которые являлись знаменем болгарской орды».

Болгарская брошюра «Главные достопримечательности Болгарии по версии ЮНЕСКО» пишет о Мадарском всаднике:

 

«Мадарский всадник представляет собой высеченный на отвесной скале высотой 23 метра рельеф, размерами 2,60×3,10 м, который находится недалеко от поселка Мадара — в районе города Шумен. Композиция изображает всадника, держащего в левой руке поводья коня, правая рука указующе вытянута вперед. Под ногами коня лежит раненный копьем всадника лев, сзади следует собака. Символическое изображение коня, собаки и льва, а также поза и некоторые детали одежды всадника являют зрителю типичную для раннего средневековья сцену в честь увенчанного победой владетеля.

 

Фигура коня говорит о медленной, торжественной поступи. Памятник восходит к 8-му веку. Новейшие научные исследования опровергали первоначальную гипотезу о том, что рельеф изображает известного (протоболгарского — Прим.Portalostranah.ru) кана Крума. Все больший вес приобретает мнение, что это изображение кана Тервеля после его победы над византийцами.

 

Этот уникальнейший рельеф — один из самых древних в Европе памятников пр ото болгарского искусства. Его символика доказывает живую связь с коренными традициями протоболгар, которая сохранилась, несмотря на переселение народа на юг».

 

Русского вещание «Радио Болгария» от 9 мая 2006 года о Мадарском всаднике говорило следующее:

 

«Уникальный скальный рельеф, высеченный на скалах — образец средневекового болгарского искусства, символизирующий мощь болгарского государства в его ханском периоде, единственный в своем роде в Европе — это самое краткое определение известного Мадарского всадника. Из-за исключительно высокой ценности в 1979 году Мадарский всадник был занесен в список памятников культуры ЮНЕСКО памятником всемирного значения — всего четыре года после того, как Болгария подписала принятую в Париже Конвенцию по охране всемирного наследия.

Мадарский всадник находится, приблизительно, в 15 километрах от города Шумен, в Северо-восточной Болгарии близ села Мадара. Мадарский всадник был высечен в ІХ в. на стометровой скале, которая была главным священным местом для тогдашних болгар. Масштабный рельеф расположен на высоте в 23 метра от подножья скалы и изображает профиль царственного всадника в натуральной величине, сидящего на гордо ступающем коне, с одеждой по колени, со шлемом на голове и с копьем в правой руке. Всадник пронзает копьем поверженного льва. С двух сторон всадника высечены надписи в трех различных эпохах, рассказывающие о важных политических событиях в жизни болгарского государства, произошедшие с 705 по 801 год, связанные с отношениями с Византией при тогдашних болгарских ханах Тервел, Кормисош и Омуртаг. В этой скальной хронике впервые упомянуто имя болгары.

 

Мадарский всадник — часть Национального историко-археологического заповедника «Мадара», включающего языческое святилище, капище (языческий храм), дворцовые и жилищные здания, различные строения. У подножья скал находится большая пещера, где в древности фракийцы чтили своих богов. Неподалеку находятся и первые болгарские столицы Плиска и Преслав (681-1018 год).

 

На иллюстрации с сайта русского вещания «Радио Болгария»:  Мадарский всадник в интерьере горы.
На иллюстрации с сайта русского вещания «Радио Болгария»: Мадарский всадник в интерьере горы.

Мадарский всадник был обнаружен в 1872 году Феликсом Каницом — венгерским археологом, этнографом, географом и художником. Следующий исследователь памятника — Карел Шкорпил — основатель археологии в Болгарии. С тех пор историческая наука Болгарии прошла через различные этапы, связанные с разными гипотезами о сущности уникального скального рельефа — одного из девяти болгарских памятников, включенных в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Согласно самым распространенным теориям Мадарский всадник представляет собой изображение фракийского всадника, протоболгарского божества, обобщенного образа героя из национального эпоса или триумфального образа болгарского владетеля (хана).

 

По мнению современных исследователей, характерным знаком того, что всадник не фракийский, а имеет болгарское происхождение, является наличие стремени. В Европе и на Балканах оно перенесено болгарами. В изображении коня можно увидеть другую важную и характерную для болгар черту, а именно сплетенный лошадиный хвост — символ порядка и дисциплины, которые являлись знаменем болгарской орды. Рядом с всадником находится собака, которая была священным животным протоболгар. С другой стороны, реалистическое и трехмерное изображение фигур не было характерным для искусства Европы в те времена. В раннем Средневековье образы всадников или только лошадей, часто встречались в Болгарии — изображенные на камне, гравированные по металлическим сосудам, изрисованные на керамических плитах.

 

Сегодня Мадарскому всаднику угрожает эрозия, причиненная различными факторами. Мадарский всадник занимает место среди 100 объектов в мире, находящихся под серьезной угрозой. Большая часть надписей этого памятника уничтожена еще в начале минувшего века, после снятия с рельефа гипсового отпечатка. Две основные проблемы — это борьба с микроорганизмами и укрепление скального массива...

 

В международном проекте «Разрешение проблем с биоповреждением рельефа Мадарского всадника» под руководством проф. Валентина Тодорова из Национальной художественной академии, кроме шести болгарских специалистов, участвуют также д-р Женевьев Ориаль — эксперт из Национальной лаборатории исследования памятников при Министерстве культуры Франции, немецкий микробиолог д-р Томас Уоршайт — международный эксперт по вопросам биоповреждения камня, а также д-р Эстер Лайзен из Германии — специалист по консервации камней.

 

Цель проекта — при помощи авангардных микробиологических технологий предложить эффективный метод для сохранения уникального памятника«.

 

И, наконец, более короткое описание еще восьми достопримечательностей Болгарии по версии ЮНЕСКО из болгарской брошюры «Главные достопримечательности Болгарии по версии ЮНЕСКО» , прежде чем мы подробно поговорим о нестинарстве — экзотическом обычае хождения по углям:

 

«Боянская церковь»


 

«Бояна славится своей церковью, украшенной уникальными стенными росписями. В XI веке была воздвигнута небольшая крестокупольная церковь, к которой в 1259 году была пристроена семейная часовня церковного ктитора севастократора Калояна. В 1882г. к ней былпристроен еще один притвор, который, однако, не представляет особой архитектурной ценности. Стенные росписи восходят к трем различным эпохам и датированы XI, XIII и XIV — XV веками. Неизвестный мастер-иконописец, формально следуя канонам в трех горизонтальных рядах церковной живописи, дерзнул придать элементы реализма, индивидуальности и гуманности. Сегодня эти портреты расцениваются как первые шаги Возрождения во всем Европейском средневековом искусстве XIII века. Здесь также образы Иисуса Христа, 18 сцен из жития Святого Николая, самое древнее изображение Святого Ивана Рильского и другие сцены и детали. В ходе последних реставрационных работ были раскрыты самые ранние стенописи, восходящие к периоду построения первой церкви.

 

Скальные церкви у села Иваново


 

В 20 километрах от Руссе, на отвесных берегах каньона реки Русенски Лом видны десятки пещер и ниш, выдолбленные в скалах. Они свидетельствуют о жизни и обычаях монахов-отшельников, которые предпочли тишину кельи, молитву, просветительскую и литературную деятельность шуму и суете Старопрестольной столицы Тырнов-града. Первые кельи появились еще в XII веке, но расцвет приходится на XIII — XIV век, когда здесь находят приют последователи исихазма (аскетического течения в восточном христианстве).

 

Вместе с книгописцами сюда удалились от мирской суеты и иконописцы-единомышленники, создавшие в пещере «Церковь» нетленные образцы средневековой стенописи, признанные во всем мире — сцены «Предательство Иуды», «Женщины — мироносицы» и другие.  

 

Рильский монастырь


 

Рильский монастырь, самый большой восточно-православный монастырь в Болгарии, расположен в лоне гор Рила, в 123 км южнее Софии. Строение занимает площадь в 8800 кв м. Не менее внушительна и главная церковь, расположенная на 1000 кв м. Он был основан в начале X века, но до XIV века, когда местный феодал Хрельо Драголов решил воздвигнуть его на том месте, где он и по сей день находится, отсутствуют какие-либо документальные свидетельства о его внутреннем укладе и жизни. Находящаяся внутри монастырского комплекса Хрельова башня, названная в честь ктитора, воздвигнута в 1333-1334. В 1332 году по соседству была воздвигнута небольшая церковь с продольным нефом, разграбленная и сожженная в XVIII веке.

 

Перенесение мощей Святого Ивана Рильского из Тырново в 1469 г. отмечает новый период расцвета монастыря. Девятнадцатый век отмечен повышенной экономической и политической активностью болгарского народа и подъемом его национального самосознания. Об этом свидетельствуют и строительные работы, выполненные между 1817 и 1848 годами — в этот период при материальной поддержке всего народа была построена значительная часть больших монастырских корпусов и главная церковь. Здесь хранится и дарственная грамота — Хрисовула, с золотой печатью последнего болгарского царя Ивана Шишмана, датированная сентябрем 1378 г.

 

Фракийская царская

гробница в селе Свештари


 

Фракийская царская гробница в селе Свештари была обнаружена в 1982 году и представляет собой часть археологического заповедника Сборяново, расположенного в северо-восточной части Болгарии. В 1985 году она была занесена в список памятников мировой культуры, как наиболее значительное свидетельство фракийского эллинистического искусства, восходящего к 3 веку до н.э.

 

Состоит из трех помещений с полуцилиндрическими сводами разной высоты. На верхнем пороге видна гирлянда из роз и бычьих голов, символизирующая силу и могущество покойника. В соседнем помещении для даров были найдены останки 5 лошадей, свиньи и собаки, керамические сосуды, стрелы, бронзовые фигуры и золотая серьга.

 

Центральная погребальная камера высотой в 4.5 м украшена 10 женскими фигурами кариатид, символизирующих Богиню — мать. В гробнице были захоронены мужчина в возрасте примерно 30 — 35 лет и молодая женщина.

 

Несебр


 

Город расположен на живописном полуострове, почти полностью окруженном морем.

 

Его история восходит к 2 тысячелетию до н.э., когда на этом месте существовало фракийское поселение Месамбрия. В период развития греческих городов-республик здесь поселились дорийцы и переименовали его в Месемврию. Поселенцы построили храм и театр в честь бога Аполлона, чеканили бронзовые и серебряные монеты, а начиная с 111 в до н.э. — и золотые. Пришедший в упадок во времена Римского господства, а в период V I I — V I I I в. превратился в важный религиозный центр и хорошо укрепленный морской порт. В IX веке был взят каном Крумом, а царь Симеон окончательно присоединил его к территории Болгарии. В некрополе обнаружено множество золотых украшений и много греческих товаров из стекла и керамики. По сей день видны части крепостной стены, некогда окружавшей город, и останки городских ворот. Из множества сохранившихся в городе церквей самые древние — Митрополитская и «Богоматерь Элеуса» — базилики, восходящие к VI веку. Церкви более позднего периода, построенные между XI и XIV веками, например «Св. Иоанн Креститель», и «Пантократор», являют миру неповторимые образцы византийской и болгарской архитектуры. Несебр, с его отреставрированными уникальными двухэтажными домами, с эркерами, нависающими над узкими, мощенными камнем улочками, заслуженно объявлен городом-музеем.

 

Горный

парк-заповедник Пирин


 

Фракийцы называли эту гору Орбелус, славяне дали ей имя Перин. Гора Пирин расположена к юго-западу от Рило — Родопского горного массива и ограничена долинами рек Струма и Места. Северная часть Пирина — самая высокая и исключительно живописная. Здесь расположены самые высокие вершины: Вихрен (2915 м) и еще десяток «двухтысячников».

 

Средняя часть горы ниже, с одним двухтысячником — вершина Орляк, а к югу силуэт горы еще более смягчается. Изобилуют характерные для Пирина и уникальные по своей природе ледниковые озера и цирки, например «Казана» или карстовая гряда «Кончето». По любой тропинке перед взором туриста открываются многочисленные озера, их 164. Самое большое и глубокое — второе Попово озеро- 12,36 га при глубине в 30м.

 

Пиринский лес состоит из пяти растительных поясов — дуб, бук, иглолистные сосна и ель, хвоя и низкорослая горная сосна, и, наконец, горные альпийские поляны. Здесь цветет эдельвейс и разнообразные ароматные горные цветы и травы. В Пиринских горах находится охраняемая столетняя сосна — Байкушева мура.

 

Животный мир Пиринских гор богат и разнообразен — здесь обитают дикая коза, лань, медведь, волк, дикая кошка, лиса, орлы и соколы.

 

Национальный заповедник Сребырна


 

Заповедник занимает 902 га, часть общей площади озера Сребырна. Он расположен на берегу Дуная. Кроме эмблемы заповедника, кудрявого пеликана, здесь гнездятся десятки видов редких и защищенных видов птиц, обитает множество водных и околоводных животных, которые, вместе с богатым разнообразием растительности делают этот заповедник уникальным и единственным в своем роде в мировом масштабе. Среди редких пород птиц можно назвать большого и малого баклана, большую и малую выпь, ночную, белую и красную цаплю, блестящего ибиса, квакву, белоголового гуся, морского орла, черного дрозда и многих других. В озере живет более половины известных в Болгарии видов морских коньков — 36 из 64. В Красную книгу занесены степной и пятнистый хорек. Единственная колония зеленых водяных лягушек находится здесь. В озере много красивых плавающих островков, образованных корневищами и тростником, а остров Комлука покрыт заливными лесами.

 

Певицы-бабушки из Бистрицы


 

Недалеко от Софии находится самобытное село Бистрица. Уже давно неповторимыми голосами певиц Бистрицы восхищаются не только в Болгарии, но и за границей. Они несут в себе традиции шопского фольклора, неподражаемо исполняют характерные шопские песни и рассказывают на своем диалекте веселые истории точно так же, как когда-то их бабушки.

Мир высоко оценил их вклад во всемирное культурное наследие и они были занесены в список ЮНЕСКО.

 

Руководительница певческой группы — Дина Колева, певицы — Крема Гьорева, Цветанка Ценкова, Евдокия Батлачка, Еергинка Вайова. Севда Гергова, Анета Галева, Надежда Пашалийска и Галина Танева«. Отметим, что шопы — это болгары, проживающие в горной области на границе Болгарии с Сербией и Македонией и вокруг Софии.

 

А теперь к нестинарству:

 

Нестинарство —

болгарский экзотический обычай в списке ЮНЕСКО


 

На иллюстрации с сайта русского вещания «Радио Болгария»: нестинарство - хождение по углям.
На иллюстрации с сайта русского вещания «Радио Болгария»: нестинарство - хождение по углям.

11-тым из болгарских объектов в списке ЮНЕСКО стало... нестинарство — болгарский обычай хождения по углям. Вот что сообщало русское вещание «Радио Болгария» 5 октября 2009 года на эту тему:

 

«В конце сентября 2009 года в рамках 4-й очередной сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, который состоялся в Абу-Даби, ОАЭ, было объявлено о внесении древнего болгарского обычая, нестинарства, или искусства ходить по раскаленным углям, в представительный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия. Это направлено на максимальное сохранение и передачу этой тысячелетней традиции будущим поколениям.

 

Нестинарство — это древний обычай, распространенный в Болгарии лишь в Странджанском регионе, на юго-востоке страны. Согласно народным верованиям, разжигание костра предохраняет от злых сил людей, природу, даже само солнце, таким образом, увеличивая его божественную силу. Прохождение через огонь очищает и открывает невидимую дверцу в потусторонний мир. Поэтому считается, что предсказания «нестинаров», танцующих босиком на углях, сбываются. Много людей рассказывали о том, что они были свидетелями таких ритуалов. Невероятным звучит тот факт, что в начале 21 века сохранилась подобная практика.

 

Танец на огне, проходящий под аккомпанемент волынки и барабана, впервые описал болгарский поэт и фольклорист Петко Славейков в 1862 г. Есть несколько версий о происхождении наименования «нестинаров». По мнению некоторых ученых, это наименование происходит от слова «иштинары» или «нештинары», — т.е. вещий человек, знающий. Другие связывают имя «нестинаров» с греческими словами пост — «нестеа» и огонь — «естиа». Историки определяют нестинарство, как языческую ритуальную практику, сохраненную со времени древних фракийцев, несмотря на то, что эта традиция связана с большим христианским праздником.

 

Сотни лет люди в селах Былгари, Кости, Бродилово, Граматиково и еще в нескольких селах исполняют в мае нестинарский обычай. Кульминация происходит на 21-й день месяца май — в день, когда церковь почитает дело императора Константина и его матери Елены. Как известно, Константин Великий вошел в историю, официально признавая христианство, как религию, равноправную всем остальным религиям в Римской империи. Несмотря на это, православная церковь никогда так и не признала нестинарство. Даже в начале 20 века люди, которые исполняли этот ритуал, были подвержены гонениям. Вне зависимости от этого, огненный танец исполняется и по сей день. А в последние годы — он стал частью туристических достопримечательностей на многих болгарских курортах Черного моря. По традиции, искусство нестинарства передается по наследству. Главный нестинар указывает своего наследника, когда приходит его последний час, или когда он уже не может танцевать. Это событие происходит в присутствии всех нестинаров села. Если у главного нестинара есть сын, он передает свою силу именно ему. Если же у него нет сына, — тогда он передает силу своей дочери. Считается, что только таким образом сохраняется способность предсказывать будущее.

 

Особую роль в обычае играют иконы Св. Константина и Елены. Они хранятся в часовне, где в течение всего года также хранится ритуальный барабан. Иконы, обычно, имеют рукоядки, а в день праздника их украшают тканью с вышивкой и цветами. Одним из основных моментов в начале обычая является обхождение святых мест в селе и домов его жителей.

 

Рано утром 21 мая ритуально открывается так называемый «аязмо» — источник, расположенный вблизи храма, монастыря или другого святого места. Исполняются обеты очищения и освящения, и обязательно проводится общеселький курбан. Еда раздается всем, а общая трапеза сопровождается звуками музыки. Нестинары начинают свои танцы, а вечером все собираются на главной площади. Огонь, который буйно горел весь день — уже превратился в угли. Их расстилают в большой круг, а люди начинают кружиться вокруг, всегда образуя три или девять колец. Круг ассоциируется с движением солнца, а огонь является эквивалентом «небесного огня», как называют в болгарском фольклоре солнце.

 

Затем наступает кульминация праздника — под звуки барабана и волынки нестинары впадают в экстаз. Находясь в этом состоянии, нестинары входят в огонь, держа в руках иконы, и начинают танцевать. Обычно, около полуночи главный нестинар начинает делать предсказания будущего всей общности, а также отдельных людей. После завершения обычая, иконы и барабан сопровождаются до часовни, а определенные люди провожают главного нестинара до дома. Существуют сведения об исполнении этого обычая и на другие христианские праздники — Атанасовден, Илинден, а также на храмовый праздник некоторых сел.

 

Димитр Маринов — среди самых крупных болгарских этнографов, в начале 20 века цитировал рассказ очевидцев: «Чудесным образом, предсказание сбывается, а ноги нестинаров остаются здоровыми. Божье дело!».

 

Информация по теме:

Фракийское наследие в Болгарии

 — не только гробницы из перечня ЮНЕСКО, но и другие интересные объекты


 

На иллюстрации мозаичная стена с узором из свастики из виллы «Армира». Вилла принадлежала фракийцу, который был также и римским гражданином.
На иллюстрации мозаичная стена с узором из свастики из виллы «Армира». Вилла принадлежала фракийцу, который был также и римским гражданином.

До того как протоболгары пришли на земли нынешней Болгарии, здесь побывали и римляне. И они также пытались ассимилировать фракийских вождей.

Из передачи русского вещания «Радио Болгария» от 3 октября 2009 года:

 

Среди самых ценных памятников культуры в Восточных Родопах также древняя вилла «Армира», расположенная приблизительно в 4 км от города Ивайловград. Она представляет собой пышно разукрашенный частный дом римской эпохи. Первым ее владельцем был наследник фракийского царя. За свои заслуги он получил статус римского гражданина и таким образом обрел право построить виллу в два этажа в 50-70-е г.г. І в.н.э. На первом этаже находились двадцать два помещения — зал для пиршеств, приемная владельца, спальни и другие жилые помещения, баня по римскому образцу с сауной, и все эти помещения были расположены вокруг огромного бассейна в середине. На втором этаже были размещены еще спальни, рабочие помещения для женщин и другие.

 

Часть здания была оборудована системой отопления римского типа — гипокауст, элементы которой можно увидеть и по сей день. Вилла «Армира» особо ценна своими богатыми и хорошо сохранившимися мозаиками. Она — единственный в своем роде подобный памятник не только в Болгарии, но и в пределах бывших римских провинций на Балканах.

 

«В мозаике есть некоторые типично фракийские символы как лабрисы, — объясняет Николина Райкова, экскурсовод муниципалитета Ивайловград. — Это имитация фракийского двойного топора — символа фракийской власти. Мозаика в кабинете владельца виллы состоит полностью из таких фракийских символов. Другой интересный символ напоминает фракийский щит. Очень характерным декоративным мотивом является свастика. Само слово «свастика» в переводе с санскрита означает „будь счастлив», и здесь она символизирует именно пожелание о счастье и богатом урожае.

 

В мозаике представлены и некоторые растительные элементы, как, например, листья плюща — характерного для средиземноморского региона растения. Изображены также лилии, тюльпаны и различные геометрические элементы. Гермы, наряду с изображениями горгоны Медузы, — также среди символов виллы. Особенно прекрасна декорация вокруг бассейна. Стены облицованы мрамором. Это не случайно, так как ее владельцы на протяжении 4 веков — с первого по четвертый развивали торговлю мрамором. В районе находились месторождения мрамора, из которых в те времена активно поставляли мрамор на территорию всей римской империи. После первого века мрамор использовали широко в декорации частных домов и общественных зданий».

 

(Русское вещание «Радио Болгария» от 03/10/2009)

 

Этот обзор был составлен из материала русского издания болгарской брошюры для заграницы «Главные достопримечательности Болгарии по версии ЮНЕСКО», выпущенной государственным туристическим ведомством страны (пр. 2009), и передач «Радио Болгария» (русское вещание от 09/05/2006; 07/05/2008; 03/10/2009 и 05/10/2009).

 

Составление Portalostranah.ru

 

Опубликовано 22/04/2009; Обновлено и дополнено 06/09/12

 

 



Опубликовано22042009       Portalostranah

Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...
Национальная птица Индии – павлин. Почему?
 
Обзор о национальной птице Индии – павлине.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме