Portalostranah.ru посвящен страноведению, путешествиям и иновещанию с русскими радиопрограммами со всего мира
Размер шрифта - + Обсудить на форуме

Рубрика «Вещая поверх границ». Выпуск №6 Иран глушит спутниковые телетрансляции «Персидской службы Би-би-си». Спутниковое глушение: начало истории


Также по теме

Посмотреть весь список статей по теме

Почти весь ХХ век прошел под знаком идеологических войн с помощью начавшего функционировать тогда нового вида коммуникации - радио. Начало двадцатого века также ознаменовалось появлением и нового вида медийной деятельности - иновещания. Разные страны мира примерно в одно и то же время неожиданно поняли, что могут, минуя границы, влиять на общественное мнение населения и элит других стран без всякой цензуры и даже на родном для этих других стран языке.

Сейчас это иновещание продолжается, правда, переходя на новые коммуникационные платформы. Мы предлагаем следующее определение термина иновещания применительно к сегодняшнему дню, когда ряд стран уже начали переносить свою иновещательную деятельность на спутники, как традиционно в виде радиоканалов, так и, что сравнительно ново, в виде международных телеканалов: «Под некоммерческим спутниковым иновещанием мы понимаем некодированное вещание на другие страны, обычно государственными, но иногда и общественными (например, религиозными) организациями, не предусматривающее получение прибыли, но имеющее целью пропаганду важных для вещателя идеалов и разъяснение его позиции. Очень часто эти трансляции осуществляются не на родном для организации-вещателя языке».

Portalostranah.ru располагает большим количеством материалов на тему и сегодняшнего дня иновещания, так и материалами об истории иновещания. В рамках раздела «специальных тем» на этом сайте мы публикуем разнообразные заметки на эту тему в рубрике «Вещая поверх границ».

Оказывается и с переходом на новые технологии старые войны в эфире могут продолжаться.

В июне 2009 года Иран глушит спутниковые телетрансляции персидской службы Британской вещательной корпорации. В общем, мы становимся свидетелями начала эпохи глушения программ, ведущихся через спутники. О спутниковом глушении в этом, шестом по счету, выпуске рубрики «Вещая поверх границ».

Космические войны. Тегеран глушит Лондон


 

Возможная техсхема глушения Кубой по просьбе  Ирана спутникового  телевизионного сигнала оппозиционной иранской телекомпании из США.  Появлялись сообщения о том, что в  2003 году Куба пыталась короткое время помогать Ирану глушить  спутниковый сигнал в направлении Ирана одной оппозиционной частной иранской фарсиязычной  телекомпании, которая базируется в США.  Для спутникового глушения  Куба якобы использовала оборудование неподалеку от Гаваны.  Но после протеста  со стороны Соединенных Штатов перестала делать это, но так и не признала факта глушения. (При этом Куба глушит уже почти 20 лет программы государственной американской телестанции  «ТВ Марти» на испанском. Но здесь борьба идет не против спутникового, а против обычного аналогового сигнала со стороны Флориды).  На англоязычном сайте Би-би-си тогда же, в 2003 году, появилась возможная техническая схема осуществления спутникового  глушения Кубы против оппозиционной иранской телекомпании.  На этой, приводимой нами, схеме желтым цветом обозначен луч сигнала иранской оппозиционной  телекомпании из Лос-Анджелеса. По техническим каналам он передается из Лос-Анджелеса в Вашингтон, где поднимается на спутник для трансляции на Иран и блокируется кубинской станцией (ее луч обозначен красным цветом).
      Увеличить

Возможная техсхема глушения Кубой по просьбе Ирана спутникового телевизионного сигнала оппозиционной иранской телекомпании из США.

Появлялись сообщения о том, что в 2003 году Куба пыталась короткое время помогать Ирану глушить спутниковый сигнал в направлении Ирана одной оппозиционной частной иранской фарсиязычной телекомпании, которая базируется в США.

Для спутникового глушения Куба якобы использовала оборудование неподалеку от Гаваны.

Но после протеста со стороны Соединенных Штатов перестала делать это, но так и не признала факта глушения. (При этом Куба глушит уже почти 20 лет программы государственной американской телестанции «ТВ Марти» на испанском. Но здесь борьба идет не против спутникового, а против обычного аналогового сигнала со стороны Флориды).

На англоязычном сайте Би-би-си тогда же, в 2003 году, появилась возможная техническая схема осуществления спутникового глушения Кубы против оппозиционной иранской телекомпании.

На этой, приводимой нами, схеме желтым цветом обозначен луч сигнала иранской оппозиционной телекомпании из Лос-Анджелеса. По техническим каналам он передается из Лос-Анджелеса в Вашингтон, где поднимается на спутник для трансляции на Иран и блокируется кубинской станцией (ее луч обозначен красным цветом).


Возможная техсхема глушения Кубой по просьбе Ирана спутникового телевизионного сигнала оппозиционной иранской телекомпании из США.

Появлялись сообщения о том, что в 2003 году Куба пыталась короткое время помогать Ирану глушить спутниковый сигнал в направлении Ирана одной оппозиционной частной иранской фарсиязычной телекомпании, которая базируется в США.

Для спутникового глушения Куба якобы использовала оборудование неподалеку от Гаваны.

Но после протеста со стороны Соединенных Штатов перестала делать это, но так и не признала факта глушения. (При этом Куба глушит уже почти 20 лет программы государственной американской телестанции «ТВ Марти» на испанском. Но здесь борьба идет не против спутникового, а против обычного аналогового сигнала со стороны Флориды).

На англоязычном сайте Би-би-си тогда же, в 2003 году, появилась возможная техническая схема осуществления спутникового глушения Кубы против оппозиционной иранской телекомпании.

На этой, приводимой нами, схеме желтым цветом обозначен луч сигнала иранской оппозиционной телекомпании из Лос-Анджелеса. По техническим каналам он передается из Лос-Анджелеса в Вашингтон, где поднимается на спутник для трансляции на Иран и блокируется кубинской станцией (ее луч обозначен красным цветом).

Поговорим сначала о предыстории переноса глушения в космос.

 

К тому, что обычные радиопрограммы на коротких волнах, направленные на Китай, Кубу и некоторые другие страны, до сих пор подвергаются глушению (по-английски — jamming) со стороны этих государств, международные вещатели давно привыкли. Также они все еще прекрасно помнят, что какую гигантскую «работу» по радиоподавлению идеологического противника проводил СССР. Но это были игры с технологиями прошлого века.

 

Теперь некоторые страны в мире борются уже со спутниковым вещанием. Фундамент этой борьбы закладывался довольно давно. Как сообщала в 1988 году в специальной программе о спутниковом вещании британская Би-би-си, еще на заре непосредственного спутникового теле- и радиовещания, в конце 1970-х, Советский Союз неофициально обещал Западу глушить и даже сбивать спутники, если с них начнутся теле — и радиопрограммы на языках СССР. Но советская держава не стала пионером спутниковых медийных войн. СССР просто не дожил до наступления эры непосредственного спутникового вещания.

 

Уже и раньше некоторые страны региона, где особенно развито непосредственное спутниковое вещание, ввиду распространенности одних и тех же языков среди соседних стран и слабости и подцензурности национальных систем телерадиовещания — а именно региона Ближнего и Среднего Востока вели борьбу со спутниковыми трансляциями.

 

Некоторые арабские страны, вроде Ирака при Саддаме, запрещали населению иметь спутниковые антенны-«тарелки», а Турция пыталась в эпоху аналогового спутникового телерадиовещания создавать помехи курдским телеканалам. Как сообщалось, эпизодические и довольно слабые помехи создавались спутниковому телевидению «Манар», принадлежащему ливанской радикальной группировке «Хезболла». Похоже, что со стороны Израиля.

 

Также появлялись сообщения о том, что в 2003 году Куба пыталась помогать Ирану глушить спутниковый сигнал для Ирана одной оппозиционной иранской фарсиязычной телекомпании, базирующейся в США. Для блокирования луча сигнала, поднимаемого с территории США на висящий над Атлантикой спутник, с которого шли трансляции на Иран, Куба якобы использовала оборудование, расположенное неподалеку от Гаваны, которое направляло особый «антилуч». Но после протеста со стороны США перестала делать это, но так и не признала факта глушения. (При этом Куба глушит уже почти 20 лет программы государственной американской телестанции «ТВ Марти» на испанском. Но здесь борьба идет не против спутникового, а против обычного аналогового сигнала из Флориды).

 

(Упомянем в скобках, что в ряде стран население до сих пор сталкивается с запретом на обладание индивидуальными спутниковыми тарелками — Куба, Северная Корея. Официально разрешены спутниковые тарелки только для иностранцев и организаций в КНР (хотя нелегально китайские граждане ставят такие антенны). Под предлогом того, что спутниковые тарелки портят внешний вид зданий, их пытались начать демонтировать в Туркменистане времен Ниязова и в Минске, когда пару лет назад начал вещать польский телеканал на белорусском языке «Белсат» («Belsat»).

 

Но, то что делает в июне 2009 года Иран — это не косвенные запреты и угрозы. Это широкомасштабное глушение. Глушение спутниковых программ в иранском исполнении для телезрителя выглядит совсем не как глушение на коротких волнах. Оно бесшумно. Просто неожиданно резко начинает падать сигнал транспондера с которого идет заглушаемое вещание. В данном случае — BBC Persian television. Я лично наблюдал эту процедуру глушения спутникового сигнала днем 19 июня 2009 года на транспондере GlobeCast на частоте 11117 MHz, вертикальная поляризация; скорость потока 27500; коррекция ошибок3/4. Глушению подвергался спутник Hotbird (13 градусов на восток) — основной для вещания BBC Persian television. Я находился в Подмосковье — в зоне уверенного приема при солнечной с переменной облачностью погоде. Диаметр антенны-«тарелки» — 90 см. Оптимально для Hotbird в этой части света. Отмечу, что сигнал этого транспондера всегда, как и почти все другое вещание с Hotbird, был в европейской части России очень мощный. На этом же транспондере вещают два русскоязычных телеканала для России, Европы и русской общины в Германии — R1 и R1плюс.

Особенностью спутникового глушения является, то, что глушится не телеканал, а весь транспондер, и сигнал теряется и для других каналов в этом пакете. Из-за глушения персидского телеканала Би-би-си со стороны Ирана не работали и упомянутые выше каналы R1 и R1плюс, и все остальные размещенные на транспондере:

 

1.Кодированные каналы Би-би-си для Польши: BBC Entertainment Polska, BBC Knowledge Polska, BBC Lifestyle Polska CBeebies Polska;

2. Открытые каналы: частный канал на фарси Channel 6 , а также радиослужба Би-би-си на фарси.

 

Забавными в выявлении иранского глушения 19 июня были для меня четыре момента.

 

Во-первых, иранцы никак не могли скрыть своего глушения, списав его на природные условия, из-за особенностей расписания персидской службы Би-би-си. Персидская служба Британской вещательной корпорации ведет персидские программы не круглосуточно, а только вечером. (сейчас объявлено об увеличении продолжительности трансляций и появилась буквально пару дней назад дневная программа). Было очень забавно наблюдать мощнейший сигнал во все время многочасовых перерывов трансляции — когда на экране просто крутится глобус и играет музыка. Но, как только начиналась передача — неожиданно при солнечной и ясной погоде происходило резкое падение сигнала, и картинка начинала рассыпаться, что продолжалось подряд несколько часов до окончания программы. Потом у персидской телеслужбы Би-би-си наступал перерыв, вновь начинал крутиться глобус заставки, сигнал сразу снова становился мощным, и картинка восстанавливалась.

 

Вторым забавным моментом являлось то, что глушение программы продолжалось даже когда персидская телеслужба Би-би-си транслировала длинную речь иранского лидера Хаменеи о современном положении в Иране и беспорядках в Иране после выборов. (Из-за обострения ситуации в Иране Тегеран и начал глушить насколько дней назад телепрограммы персидской службы Би-би-си, которая начала свое вещание всего несколько месяцев назад). Эту речь транслировали все ведущие международные вещатели и само иранское телевидение и радио, которое имеет большой пакет теле и радиоканалов на Hotbird.

 

Третьим забавным моментом является то, что спутник Hotbird — один из основных также для иранского национального вещателя — Islamic Republic of Iran Broadcasting.

 

Несколько слов о IRIB — вещательной компании Исламской Республики Иран. Эта кампания сама ведет очень активное спутниковое и коротковолновое вещание. Для заграницы транслируются телеканалы IRIB-1 и IRIB-2 в международной версии Jame-Jam с персидскими (фарси) и англоязычными программами, круглосуточный англоязычный телеканал Press Tv, круглосуточные арабоязычные телеканалы Alalam News Channel и Alkawthar TV, канал новостей на персидском (фарси) IRINN, религиозный канал на фарси IRIB Quran, международный канал Sahar с программами на английском, французском, боснийском, азербайджанском, хинди, На этом же канале Sahar выходили несколько лет назад и получасовые ежедневные русские программы (потом они были прекращены) с новостями, обзорами газет и комментариями Их вели закутанные в хиджаб женщины-дикторы из русской редакции радио «Голос Исламской Республики Иран». Иран и на Hotbird и на многих других спутниках (наряду с коротковолновым и интернет-вещанием) ведет обширное радиовещание на 27 языках. Вот некоторые из них: английский, французский, русский, грузинский, армянский, азербайджанский, казахский, таджикский итальянский, китайский, суахили, албанский, боснийский, немецкий, испанский, японский. Русские часовые радиопрограммы выходят несколько раз в день. Все они есть на Hotbird. Пакет IRIB на Hotbird со всеми многочисленными телеканалами и радиопрограммами официального Тегерана прописывается на частоте 12437 MHz, горизонтальная поляризация; скорость потока 27500; коррекция ошибок 3/4.

 

Сайт Всемирной радиослужбы IRIB worldservice.irib.ir . Главный сайт иранского вещателя: .irib.ir Каждый иранский телеканал, входящий в IRIB имеет свой отдельный сайт.

 

Кстати, с сайтами IRIB связан четвертый забавный момент. Виду того, то власти Ирана проводят активную политику ограничения своего населения от информации (кроме глушения блокируются также некоторые зарубежные сайты), ряд иранских студентов-хакеров организовали атаки на официальные сайты IRIB. Некоторые из них в июне 2009 года оказались заблокированными.

 

Возвращаясь к теме глушения из Тегерана, отметим, что персидские телепрограммы канала «Голоса Америки» для Ирана — VOA Persian TV на том же Hotbird Иран почему-то не глушит. Также Иран не осуществляет глушения персидских радиопрограмм Би-Би-Си на другом транспондере Hotbird, где наряду с персидской, вещают другие радиослужбы Би-би-си, включая русскую, английскую радиослужбу и арабскую телеслужбу. По крайнем мере, я не заметил падения сигнала. Все расписания на главном сайте службы Би-би-си, откуда можно перейти на сайт любой языковой службы этой корпорации: bbc.co.uk.

 

И в заключение приведем релиз, выпущенный на днях по теме иранского глушения пресс-офисом Всемирной службы Би-би-си (BBC World Service Press Office), который цитирует 19 июня 2009 года англоязычный медиаблог Всемирной службы радио Нидерландов blogs.rnw.nl/medianetwork:

 

«Би-би-си увеличивает количество спутников для трансляций BBC Persian television — своей персидской службы телевидения на языке фарси для аудитории в Иране, Афганистане и Таджикистане. Это происходит из-за стойких помех сигналу международного телерадиосервиса Би-би-си (BBC) на различных языках на спутнике Hotbird 6, а также помех сервисам от других вещателей.


Отныне персидская телеслужба BBC будет дополнительно размещена на спутнике Eutelsat W2M. Вещание будет продолжаться на спутнике Telstar 12. Би-би-си на персидском, как ожидается, также будет размещена на Nilesat в ближайшее время.

 

Начиная с пятницы 12 июня, персидская служба Би-би-си, другие вещательные сервисы Би-би-си, а также сервисы других вещателей на Hotbird 6 были объектом преднамеренных помех. Телевидение Би-би-си на арабском языке и ее другие языковые службы также испытывают проблемы, в том числе потерю сигнала трансляции в различных пунктах. Спутниковый оператор отследил вмешательство, и подтвердил, что оно исходит от Ирана.

 

BBC Persian television увеличило время своего вещания. Добавлены пять часов во время, когда люди в Иране завтракают и обедают, в дополнение к обычным вечерним программам. Радиопередачи на персидском языке были также продлены.

 

Директор Всемирной службы Би-би-си Peter Horrocks сказал: «Это важный момент для Ирана, и многие иранцы обращаются к Би-би-си за беспристрастными и независимыми новостями и информацией в ходе этого кризиса. Мы надеемся, что, добавив новые возможности для доступа к BBC Persian television для говорящей на фарси аудитории, мы сможем удовлетворить ее желание получать высококачественные новости, анализ и дискуссии. Мы также надеемся, что дополнительные частоты уменьшат воздействие на другие вещательные компании, которые пострадали в результате вмешательства».

Максим Истомин / Portalostranah.ru

 

 

 

Опубликовано 20/06/2009

 

Избранные статьи недели


Мы рекомендуем. Архивы


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Портал о странах присутствует на YouTube, где размещаются некоторые видео к  публикациям;

А также в социальной сети ВКонтакте, где анонсируются наши материалы и также присутствует видео. Подписывайтесь.

 

Вниманию наших читателей, которым комфортнее читать на украинском яз. Вы можете читать наши материалы на укр. яз. Подробнее по ссылке:

Портал о странах можно читать и на украинском языке

 


География посетителей
Всемирное время