Общение с читателями и новое на сайте:


 
- A +

Империя зла. Текст знаменитой речи президента США Рональда Рейгана 1983 года. И справка по данному выступлению


В нашей рубрике «Документы» текст знаменитой речи 1983 года тогдашнего президента США Рональда Рейгана (Ronald Wilson Reagan, годы жизни 1911-2004, годы президентства 1981-1989), в которой Рейган дал ставшую знаменитой характеристику СССР как «империи зла».

Стоп-кадр с видео: Президент Рональд Рейган после рассказа анекдота в ходе первой части речи на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо (Orlando), штат Флорида 8 марта 1983 года; во второй части этой речи Рейган охарактеризовал СССР как «империю зла».
Стоп-кадр с видео: Президент Рональд Рейган после рассказа анекдота в ходе первой части речи на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо (Orlando), штат Флорида 8 марта 1983 года; во второй части этой речи Рейган охарактеризовал СССР как «империю зла».

О речи Рональда Рейгана про «империю зла» и ее сохраняющейся актуальности

 

Прежде чем мы приведем полный текст этой речи президента США Рональда Рейгана, в которой он, в частности, выступает против, как отмечается и в самой речи, «сложившегося нежелания (у многих в демократических странах) видеть тоталитарные режимы такими, как они есть», и называет Советский Союз «империей зла» (evil empire), короткая справка по данному выступлению, тезисы внешнеполитической части речи, и заметки о сохраняющейся актуальности выводов про «империю зла».

 

Речь была произнесена на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо (Orlando), штат Флорида 8 марта 1983 года. Отметим, что Национальная Ассоциация Евангелистов National Association of Evangelicals (NAE), основанная в 1942 году и существующая и ныне — это объединение евангельских деноминаций, церквей, организаций и школ, а также и частных лиц. В Ассоциацию ныне входит около 45000 приходов различных евангельских конфессий. Напомним, протестанты, к которым относятся и евангелисты — доминирующее вероисповедование в США и во времена Рейгана, и сейчас (по состоянию на 2019 г., протестантами считают себя 43% американцев — в 2009 году таких был 51%; при этом последователями второго по численности в США церковного течения — католиками считают себя 20% населения США, в 2009 году — католиками себя называли 23%; все данные согласно Pew Research Center, которые приводило в октябре 2019 американское иновещание «Голос Америки»).

 

В рассматриваемой здесь речи на конференции Национальной ассоциации евангелистов, президент Рейган говорил, учитывая интересы аудитории, в основном, на темы морали и религии, дав свое видение с позиций неоконсервативного правого политика (великого политика, отметим), коим он являлся. При этом в первой части речи тема морали и религии рассматривалась Рейганом во внутриамериканском контексте, а во второй — во внешнеполитическом, а именно в контексте отношений США и свободного мира с Советским Союзом.

 

Рональд Рейган с присущим ему мастерством прекрасного оратора, в рассматриваемой речи, как и в других своих выступлениях, старался говорить просто о сложном, используя для поддержания внимания аудитории и рассказы о случаях из своей жизни и даже анекдоты, часто вставляемые им в выступления и блестяще рассказываемые.

 

Жесткая и недипломатичная риторика Рональда Рейгана в адрес Советов не расходилась с делами. Так, спустя две недели после произнесения данной речи, а именно 23 марта 1983 года Рональд Рейган анонсировал свою стратегическую оборонную инициативу (СОИ, Strategic Defense Initiative, SDI), которую советские пропагандисты называли «программа звездных войн». СОИ предусматривала разработку масштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования, грозя обесценить потенциал советской системы баллистических ракет при их возможном ударе по Северной Америке. К американской программе СОИ также стали присоединяться и другие страны НАТО. СОИ стала частью масштабной и невероятно успешной стратегии администрации Рейгана по сдерживанию СССР на всех направлениях, включая военное, экономическое, информационное. Эта стратегия, как считается, окончательно разорила советскую «империю зла», чьи вожди на протяжении почти всей советской истории достаточно безуспешно пытались соревноваться с Западом, и привела ее к краху.

 

Возвращаясь к рассматриваемой здесь речи Рейгана от 8 марта 1983 года на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов, где прозвучало определение СССР как «империи зла». В 1990-м году, на излете советской коммунистической системы, речь была впервые издана и в Советском Союзе — в издательстве государственного Агентства печати «Новости» — АПН, как часть переведенного на русский язык сборника речей Рейгана Speaking My Mind: Selected Speeches («Излагая мои мысли»: избранные речи«, 1989 г.), в русском переводе сборник назывался «Откровенно говоря». Представляя свою речь в упомянутом сборнике, Рональд Рейган пояснял мотивы произнесения речи следующим образом:

 

«Это то самое выступление об «империи зла», которое (выражает) отношение к Советам. (После своего произнесения) эта речь считалась некомпетентным, архиконсервативным заявлением, которое может толкнуть Советы к еще большей паранойе и недоверчивости.

 

(Но) слишком долго наши руководители не решались говорить, чем Советский Союз в действительности является. Хранители наших внешнеполитических знаний, в лице наиболее либеральных ученых в области внешней политики, служащих государственного департамента, разнообразных обозревателей, считали честность нелиберальной и провокационной. Я же всегда полагал, что... как в жизни, так и в истории необходимо сделать выбор и принять решение. В течение многих лет советская система преднамеренно морила голодом, убивала и всячески издевалась над своим собственным народом. Были убиты миллионы людей, и это описано в учебниках истории...Разве система, допускающая это, не зло? А если так, то почему мы не можем об атом сказать? Даже сами Советы признают сейчас, что они уничтожали собственный народ...». Конец цитаты.

 

Стоп-кадр с видео: В ходе речи Рональда Рейгана 8 марта 1983 года на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов, в данной речи прозвучало определение СССР как «империи зла».
Стоп-кадр с видео: В ходе речи Рональда Рейгана 8 марта 1983 года на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов, в данной речи прозвучало определение СССР как «империи зла».

Тезисы внешнеполитической части речи

 

Далее выделим самые главные моменты внешнеполитической, или второй части рассматриваемой здесь речи президента Рейгана на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо, штат Флорида 8 марта 1983 года, именно во внешнеполитической, части данной речи Рейгана и прозвучало определении СССР как «империи зла».(цитаты даны по сборнику речей Рейгана Speaking My Mind: Selected Speeches — «Излагая мои мысли»: избранные речи», 1989 г., русский перевод сборника от 1990 г. советского государственного Агентства печати «Новости» — АПН, здесь и далее сохранены стилистистические особенности текста по сборнику, в частности написание имени бога с большой буквы):

 

1. В своей речи президент Рейган призвал Запад к твердости по отношению к Советскому Союзу, подразумевая, что СССР понимает только язык силы, и только с позиции силы, без уступок, можно установить подлинный мир с Советами. Рейган сказал:

 

«Советские руководители, будучи верными марксистами-ленинцами, открыто и публично заявляли, что единственно признаваемая ими мораль та, которая способствует их делу, мировой революции.... (Но) они (Советы) должны понять, что мы никогда не откажемся от наших принципов и норм. Мы никогда не поступимся нашей свободой. Мы никогда не откажемся от нашей веры в Бога. И мы никогда не остановимся в поисках подлинного мира... Ядерное замораживание было бы подарком Советскому Союзу за его огромное, беспрецедентное наращивание военной мощи. Оно помешало бы существенной и давно назревшей модернизации оборонных систем Соединенных Штатов и их союзников».

 

2. В свой речи президент Рейган выступил против плодящихся на Западе всяческого рода миротворцев, которые пытались тогда возлагать равную ответственность за гонку вооружений на США и Советский Союз, который именно в этой части выступления Рейган характеризует как «империю зла». Рейган также напоминает, что гонка вооружений между СССР и США была инспирирована советской экспансией, а также говорит, что не стоит обольщаться насчет мирных намерений СССР:

 

«Не впадайте... в соблазн в равной степени обвинять обе стороны, игнорируя факты истории и агрессивные устремления империи зла и упрощенно называя гонку вооружений величайшим недоразумением, тем самым отстраняясь от борьбы между правдой и неправдой, между добром и злом... Мы должны знать,.. что обольщаться насчет наших противников — полное безрассудство. Это означает предавать наше прошлое, губить нашу свободу... Следует напомнить им (Советам), что именно Запад отказался использовать свою ядерную монополию в 1940-х и 1950-х годах для территориальной экспансии».

 

3. В своей речи президент Рейган фактически сравнил коммунизм с религией дьявола (искусителя, как говорилось в речи), процитировав Уиттакера Чэмберса (Whittaker Chambers, годы жизни 1901-1961), журналиста и писателя, бывшего члена компартии США, разочаровавшегося в коммунизме и ставшего ярким его разоблачителем, и сказал, что «коммунизм — скорбная и нелепая глава в человеческой истории, чьи последние страницы дописываются уже сейчас». Рейган отметил в речи:

 

«Чэмберс, писал, что кризис западного мира определяется степенью его безразличия к Богу и сотрудничества с коммунизмом, стремящимся оставить человека без Бога. Чэмберс сказал, что марксизм-ленинизм — это, по сути дела, вторая по древности вера, впервые провозглашенная в Эдемском саду искусителем: «И будете вы, как боги». Западный мир может ответить на вызов истории, писал Чэмберс, «но только при условии, что его вера в Бога и свободу, которую Он предписывает, будет столь же сильна, как и коммунистическая вера в Человека». Я верю в нашу способность принять этот вызов. Я считаю, что коммунизм — это очередная скорбная и нелепая глава в человеческой истории, чьи последние страницы дописываются уже сейчас».

 

4. В своей речи президент Рейган призвал молиться за спасение из мрака всех тех, кто жил тогда в коммунистических государствах, которые «олицетворяют зло в современном мире». Рейган сказал:

 

«Давайте вознесем молитву за спасение всех тех, кто живет во мраке тоталитаризма... Давайте признаем, что до тех пор, пока их вожди проповедуют верховную власть государства, провозглашают его всемогущество над личностью и предрекают его конечное господство над всем человечеством, они олицетворяют зло в современном мире».

 

Сохраняющаяся актуальность (2020 г.) речи Рейгана про «империю зла»

 

Как представляется, основные постулаты из внешнеполитической части (той части, где про «империю зла», при этом мы не касаемся внутриамериканской проблематики, затрагиваемой в выступлении) рассматриваемой здесь речи Рональда Рейгана на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо, штат Флорида 8 марта 1983 года, сохраняют свою актуальность.

 

А именно, учитывая, что на постсоветском пространстве вновь воспроизводится антидемократическая реальность, а в Китае политическая система и не менялась (2020 г.), всем следует помнить слова Рейгана о том, что «пока вожди (антидемократических режимов) проповедуют верховную власть государства, провозглашают его всемогущество над личностью, они олицетворяют зло в современном мире». Как следствие, не стоит обольщаться насчет таких антидемократических «империй зла».

 

Государствам свободного мира, ведя какие-либо дела со всяческими антидемократическими «империями зла», следует всегда характеризовать их суть и действия без какой-либо дипломатичности и отдавать себе отчет в том, что они понимают только язык силы (ведя также и экономические отношения с «империями зла» таким образом, чтобы они не могли усилиться за счет взаимодействия со свободным миром; как негативный пример такого усиления здесь следует привести опыт отношений свободного мира с коммунистическим Китаем, который стал могущественным посредством проплаченной Западом экономической модернизации страны, при этом Запад проявил слабость, не потребовав от КНР изменить ее антидемократическую политическую систему — в итоге, КНР теперь — 2020 г. — представляет свободного миру угрозу большую, чем при Мао).

 

Ведя отношения с «империями зла», свободный мир должен бороться с попытками всяческих «миротворцев» на самом Западе «обвинять в возникающих конфликтах (свободного мира и «империй зла») обе стороны, игнорируя агрессивные устремления» (антидемократических «империй зла»).

Текст речи Рональда Рейгана про «империю зла»

 

Стоп-кадр с видео: Президент США Рональд Рейган выступает с речью на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо (Orlando), штат Флорида 8 марта 1983 года, в данной речи прозвучало определение СССР как «империи зла».
Стоп-кадр с видео: Президент США Рональд Рейган выступает с речью на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо (Orlando), штат Флорида 8 марта 1983 года, в данной речи прозвучало определение СССР как «империи зла».

Далее полный текст знаменитой речи президента США Рональда Рейгана на ежегодной конференции Национальной ассоциации евангелистов в городе Орландо, штат Флорида 8 марта 1983 года, во второй части цитируемого выступления Рейган дал ставшую знаменитой характеристику СССР как «империи зла». Цитата по русскому переводу 1990 г. государственного Агентства печати «Новости» — АПН сборника речей Рейгана Speaking My Mind: Selected Speeches («Излагая мои мысли»: избранные речи», 1989 г.). По сноскам см. нашу справку по некоторым персоналиям, персонажам и терминам, упомянутым в данной речи.

 

Почетное духовенство, сенатор Хокинс, уважаемые члены флоридской делегации конгресса и все присутствующие.

 

Трудно передать словами, как вы согрели мое сердце своим доброжелательством. Мне доставляет большое удовольствие быть среди вас сегодня.

 

Члены Национальной ассоциации евангелистов известны своей духовной и гуманитарной деятельностью. И я бы проявил непочтительность, если бы лично не поблагодарил вас. Спасибо вам за ваши молитвы. Мы с Нэнси (1) чувствовали их благость много раз и в разных обстоятельствах. И поверьте мне, для нас это было более чем важно.

 

Недавно во время совещания в Восточном зале Белого дома меня спросили, знаю ли я о всех тех, кто молится за президента. Я сказал: «Да, я знаю. Я чувствую это. Я верю в заступническую силу молитв». И я сказал тому, кто задал этот вопрос: если во время молитвы он услышит короткие гудки, это значит, что я раньше его занял линию. (Смех.) Мне кажется, я понимаю чувства Авраама Линкольна (2), когда он говорил: «Меня часто ставила на колени безусловная уверенность в том, что больше мне идти некуда».

 

После вашей конференции с ее атмосферой радости и доброжелательности мне придется присутствовать на политическом приеме. (Смех.) Я не знаю, почему так происходит, но это напоминает мне анекдот, которым я хотел бы поделиться с вами.

 

Прибыли однажды к вратам рая евангелический священник и политический деятель. Святой Петр, закончив все необходимые формальности, взял обоих за руки и повел показывать, где им предстоит жить. И привел их, в небольшую комнатку с кроватью, стулом и столом и сказал, что это для священника. Политик слегка встревожился: что же приготовлено для него? И он не мог поверить, когда святой Петр остановился перед прекрасным особняком с очаровательным садом и множеством слуг и сказал, что это будет его дом.

 

«Здесь что-то не так! — воскликнул удивленный политик. — Мне этот дворец, а святому человеку только одна комната?» И апостол Петр ответил: «Все легко объясняется. Священников у нас тысячи и тысячи, а вы — первый политик, который попал в рай». (Смех.)

 

Но я не хочу укреплять этот стереотип. (Смех.) Общественной деятельностью занимается громадное число добропорядочных, честных, благородных мужчин и женщин, включая участников сегодняшней встречи. Да, мы нуждаемся в вашей помощи, чтобы всегда оставаться на высоте тех идей и принципов, которые нас и вывели на общественную трибуну. Основа этих идей и принципов — верность идеалам независимости и свободы, а это, в свою очередь, зиждется на глубочайшем осознании того, что свобода расцветает только там, где страстно ищут и покорно принимают Божье благословение.

 

Американская демократия основана на этой концепции. Ее открытие было великим триумфом наших отцов-основателей, о котором Уильям Пенн (3) сказал: «Если нами не будет править Бог, нами будут править тираны». Объясняя неотъемлемые права людей, Томас Джефферсон (4) подчеркнул: «Бог, давший нам жизнь, одновременно дал нам свободу». А вот мнение Джорджа Вашингтона (5): «Изо всех порядков и обычаев, которые ведут к политическому процветанию, нам особенно необходима опора на религию и мораль».

 

Проницательный исследователь американской демократии Алексис де Токвиль (6), который пытался понять, в чем заключается величие и гений Америки, выразился весьма красноречиво: «Пока я не услышал в американских церквах пламенных проповедников добродетели, я не понимал величия и гения Америки ... Это справедливая страна. Если Америка когда-либо перестанет быть справедливой, она перестанет быть великой».

 

Мне приятно находиться среди вас, потому что это вы сохраняете величие Америки, отстаивая справедливость. Ваша деятельность и молитвы, как и деятельность и молитвы миллионов других, позволяют стране пережить это опасное столетие и сохранить нашу свободу — последнюю и лучшую надежду человека.

 

Я хочу, чтобы вы знали, что нынешняя администрация руководствуется политической философией, которая видит величие Америки в вас, в народе, в семьях и церквах, городах и деревнях, в общинах — везде, где выхаживают и лелеют такие ценности, как забота о ближних и уважение к праву жить по заветам Бога.

 

Мне не нужно объяснять, что все это ставит нас в оппозицию к многочисленным приверженцам столь модного в наши дни секуляризма(1A), отбрасывающим испытанные временем ценности, на которых зиждется наша цивилизация. При всех их благих намерениях их шкала ценностей в корне отличается от той, которой придерживаются большинство американцев. Объявляя, что они освобождают нас от предрассудков прошлого, они присваивают себе право руководить нами, устанавливая государственные нормы и правила поведения. Иногда их голоса звучат громче наших, но они еще не составляют большинства.

 

Пример их бурной активности очевиден в ходе спора, который сейчас ведется в Вашингтоне. Я тоже вовлечен в него и хочу услышать мнение родителей несовершеннолетних детей в нашей стране. До какой степени они согласны уступать правительству свои родительские права?

 

Позвольте мне сказать об этом как можно короче и проще. Организация граждан, глубоко обеспокоенных статистикой внебрачных рождений и абортов среди несовершеннолетних девушек и надеясь помочь им, некоторое время назад учредила по всей стране сеть клиник. Я не сомневаюсь в благих намерениях этой организации. Но ее клиники предоставляют несовершеннолетним девушкам консультации, противозачаточные средства и препараты без ведома родителей.

 

Уже несколько лет федеральное правительство оказывает этим клиникам финансовую помощь. Конгресс подчеркнул необходимость самого активного участия родителей в такого рода делах. Однако противозачаточные средства выписываются без согласия родителей и без последующего уведомления их об этом. Девушки, отличающиеся «сексуальной активностью» — раньше это называлось беспорядочными половыми связями, — получают помощь для предупреждения внебрачных родов или для абортов.

 

Мы распорядились, чтобы клиники, получающие федеральные субсидии, уведомляли родителей о своей работе. Одна из ведущих газет страны в редакционной статье обвинила нас в поощрении доносов и критиковала нас за вмешательство в личную жизнь молодых людей. Один из судей недавно отменил исполнение нашего распоряжения. Я следил по телевизору за дискуссией по этому вопросу, я читал разглагольствования обозревателей о нашей ошибке, но, кажется, никто даже не упомянул о моральных аспектах проблем, связанных с сексом.

 

Может быть, все иудейско-христианские традиции ничего не стоят? Должны ли мы поверить, что столь священное чувство можно свести только к физиологии, без каких-либо психологических или эмоциональных последствий? И разве можно лишать родителей права давать советы своим детям, чтобы удержать их от ошибок, которые могут отразиться на всей дальнейшей жизни?

 

Многие из нас в правительстве хотели бы знать, что родители думают об этом вторжении государства в их семьи. Мы будем сражаться в судах. Права родителей и права семьи стоят выше, чем права чиновников и социальных прожектеров из Вашингтона.

 

Однако борьба против уведомления родителей — это только один пример попыток умалить традиционные ценности и даже оспорить основные принципы американской демократии. Свобода процветает там, где жива религия и признаются Божьи законы. Когда наши отцы-основатели принимали Первую поправку(2A) к конституции, они намеревались защитить церкви от вмешательства правительства. У них никогда не было намерений воздвигнуть стену враждебности между государством и религией.

 

Очевидность этого проходит сквозь всю историю нашего государства. Декларация независимости упоминает высшее существо не менее четырех раз. «Мы верим в Бога» — выбито на наших монетах. Верховный суд открывает свои заседания молитвой. Члены конгресса открывают свои сессии молитвой. Я думаю, что школьники Соединенных Штатов имеют право на те же привилегии, что и наши члены Верховного суда и конгресса.

 

В прошлом году я представил конгрессу конституционную поправку о восстановлении молитвы в общественных школах. Уже на этой сессии мы видим, как крепнет двухпартийная поддержка этой поправки, и я· призываю конгресс незамедлительно утвердить поправку и позволить нашим детям молиться в школах.

 

Возможно, некоторые из вас читали недавно о случае в Лаббокской школе (штат Техас), когда судья фактически признал неконституционным равноправное отношение администрации учебного округа к религиозным и нерелигиозным группам учащихся, даже если они встречаются в свободное от занятий время. Первая поправка(2A) никогда не имела в виду требовать от правительства дискриминации по отношению к религиозным выступлениям.

 

Сенаторы Дентон и Хартфилд внесли в конгресс законопроект о запрещении дискриминации учащихся, выражающих религиозные взгляды. Такой закон мог бы способствовать восстановлению свободы совести для учащихся государственных школ. Я надеюсь, что конгресс быстро рассмотрит этот законопроект. И с вашей помощью — я думаю, что это возможно, — мы смог ли бы также провести конституционную поправку через конгресс уже в этом году.

 

Более десяти лет назад решение Верховного суда буквально смело в корзину своды актов 50 штатов, защищавших права зачатых детей. В настоящее время аборты ежегодно лишают жизни почти полтора миллиона таких детей. Закон о защите человеческой жизни, который положит конец этой трагедии, будет когда-нибудь утвержден конгрессом, а до тех пор мы не должны успокаиваться. Пока не будет доказано, что зачатый ребенок не есть живое существо, его право на жизнь, свободу и счастье должно быть защищено.

 

Наверно, вы помните, что, когда вошли в практику аборты по желанию, многие — и, я уверен, многие из вас — предупреждали, что это снизит уважение к человеческой жизни, что аргументы, оправдывающие аборты по желанию, со временем будут использованы и для оправдания других покушений на святость человеческой жизни, включая детоубийство и убийство из сострадания. Предупреждения звучали трагично и, как оказалось, не зря. В прошлом году суд разрешил умерщвление голодом ребенка-инвалида.

 

Я распорядился, чтобы министерство здравоохранения и социальных служб разъяснило каждому медицинскому учреждению в Соединенных Штатах, что закон от 1973 года защищает от дискриминации всех инвалидов, включая детей. Мы сделали следующий шаг, потребовав, чтобы каждый детский медицинский центр, получающий федеральные субсидии, выставил на видном месте уведомление о том, что всякая дискриминация при уходе за детьми-инвалидами запрещена федеральным законом. Здесь же должен быть указан номер бесплатного круглосуточно работающего телефона, по которому можно было бы своевременно сообщить в центр о нарушениях, угрожающих жизни детей, и тем самым спасти их.

 

Кроме того, законопроект, представленный недавно конгрессу представителем штата Иллинойс Генри Хайдом, не только налагает дополнительные ограничения на аборты за государственный счет, но также затрагивает всю проблему детоубийства. Я призываю конгресс начать слушания и принять законопроект, защищающий право на жизнь всех детей, включая инвалидов.

 

Я понимаю, что временами вы бываете обескуражены, но все лучше, чем вам кажется. Сейчас в Америке наблюдается великое пробуждение духа, возрождаются традиционные ценности, которые всегда были основой американских добродетелей и величия.

 

Недавно Вашингтонский исследовательский совет провел обследование и пришел к выводу, что американцы значительно более религиозны, чем другие народы; 95% опрошенных заявили, что верят в Бога; согласно огромному большинству, десять заповедей имеют практический, жизненный смысл. Другое обследование показало, что подавляющее большинство американцев осуждает супружескую измену, ранние половые связи, порнографию, аборты и употребление сильных наркотиков. По результатам этого же обследования, в Америке глубоко коренится уважение к крепким семейным узам и религиозной вере.

 

Я думаю, что обсуждаемые сегодня вопросы должны занимать важнейшее место в политической повестке дня нашей страны. Впервые конгресс открыто и серьезно обсуждает такие вопросы, как молитвы и аборты, — уже в этом огромный прогресс. Я повторяю: Америка сейчас испытывает духовное пробуждение и моральное возрождение. Используя библейское выражение, я говорю сегодня: пусть справедливость течет, как река, а добродетель — как непрекращающийся поток.

 

Теперь очевидно, что новые примеры политического и социального согласия, о которых я говорил, во многом объясняются положительным взглядом на американскую историю, чувством гордости за большие свершения в нашей стране. Но мы не должны забывать, что ни одна правительственная система не может сделать человека совершенным. Мы знаем, что существование в этом мире означает постоянное столкновение с тем, что философы называют феноменологией зла, а теологи — греховным учением.

 

В мире существуют грех и зло, и нам предписано священным писанием и Иисусом Христом противостоять этому всеми нашими силами. Наш народ также унаследовал зло, с которым приходится иметь дело. Величие нашего общества состоит в его способности превзойти моральное зло нашего прошлого. Например, долгая борьба меньшинств за равные права, однажды приведшая к разобщению и гражданской войне, в наши дни служит объектом гордости всех американцев. Пути назад нет. В нашей стране нет места для расизма, антисемитизма или других форм этнической и расовой ненависти.

 

Я знаю, что вы, как и я, ужаснулись возрождению некоторых изуверских группировок, проповедующих фанатизм и предрассудки. Используйте мощный голос своих проповедников и авторитет ваших церквей, чтобы осудить и изолировать эти отвратительные группировки в нашем обществе. Заповедь, данная нам, ясна и проста: «Люби ближнего своего, как самого себя».

 

Но несмотря на печальные эпизоды в нашем прошлом, любой объективный наблюдатель должен держаться позитивного взгляда на американскую историю, которая была историей исполненных надежд и упований. Особенно в этом веке в Америке ярко горел факел свободы — не только для нас, но и для миллионов других людей во всем мире.

 

Это приводит меня к последнему разделу сегодняшнего выступления. На моей первой президентской пресс-конференции, отвечая на прямой вопрос, я напомнил, что советские руководители, будучи верными марксистами-ленинцами, открыто и публично заявляли, что единственно признаваемая ими мораль та, которая способствует их делу, то есть мировой революции. Должен сказать, что я лишь цитировал Ленина, их духовного вождя, который в 1920-м году объявил, что большевики отвергают всякую мораль, вытекающую из сверхъестественных идей — так они называют религию — или идей, лежащих вне классовых концепций. Мораль полностью подчиняется интересам классовой борьбы. И морально все, что необходимо для уничтожения старого эксплуататорского общества и для объединения пролетариата.

 

Я думаю, что отказ многих влиятельных людей понять этот элементарный факт советской доктрины показывает исторически сложившееся нежелание видеть тоталитарные режимы такими, как они есть. Мы наблюдали этот феномен в 1930-х годах. И сегодня мы слишком часто сталкиваемся с ним.

 

Это не значит, что мы должны изолироваться и отказаться от поисков путей взаимопонимания. Я хочу сделать все возможное, чтобы убедить Советы в наших мирных намерениях, напомнить им, что именно Запад отказался использовать свою ядерную монополию в 1940-х и 1950-х годах для территориальной экспансии, что сейчас он предлагает 50-процентное сокращение стратегических баллистических ракет и уничтожение целого класса ядерных ракет средней дальности наземного базирования.

 

В то же время, однако, они должны понять, что мы никогда не откажемся от наших принципов и норм. Мы никогда не поступимся нашей свободой. Мы никогда не откажемся от нашей веры в Бога. И мы никогда не остановимся в поисках подлинного мира. Но мы не можем гарантировать ни один из этих принципов, которых придерживается Америка, посредством так называемого замораживания ядерных арсеналов, как предлагают некоторые.

 

Правда состоит в том, что такое замораживание было бы сейчас очень опасным обманом, не чем иным, как иллюзией мира. Реальность в том, что мы должны искать мира, сохраняя силу.

 

Я бы согласился на замораживание, если бы удалось заморозить глобальные претензии Советского Союза. Замораживание на нынешнем уровне вооружений привело бы к лишению Советского Союза побудительных мотивов для серьезных переговоров в Женеве и фактически подорвало бы наши шансы добиться предложенного нами значительного сокращения вооружений. Вместо этого Советы путем замораживания достигли бы своих собственных целей.

 

Ядерное замораживание было бы подарком Советскому Союзу за его огромное, беспрецедентное наращивание военной мощи. Оно помешало бы существенной и давно назревшей модернизации оборонных систем Соединенных Штатов и их союзников и привело бы к еще большей уязвимости наших дряхлеющих вооруженных сил. Честное соглашение о замораживании потребовало бы обширных предварительных переговоров о категориях и количествах вооружений, подлежащих ограничениям, а также о средствах эффективной проверки соблюдения соглашений. К тому же замораживание в том виде, как оно было предложено, фактически невозможно контролировать. Обширная программа подобного рода полностью отвлекла бы нас от текущих переговоров о значительном сокращении вооружений.

 

Много лет назад я слышал речь молодого отца, который выступал перед огромной аудиторией в Калифорнии. Это было в период холодной войны, когда коммунизм и наш американский образ жизни сильно занимали умы людей. Он об этом и говорил. Я вдруг услышал его слова; а в этот момент я подумал про себя: «Нет, не надо ... Ты не можешь ... не надо говорить этого». Я недооценил его, а он продолжал: «Я люблю моих девочек больше всего на свете. Но лучше бы они умерли сейчас, веря в Бога, чем росли бы при коммунизме и умерли, перестав верить в Бога».

 

В том зале были тысячи молодых людей. Они поднялись со своих мест с радостными восклицаниями. Они мгновенно почувствовали в словах выступавшего глубокую правду, которая была вещественна, по-настоящему значима и отвечала запросам души. Давайте вознесем молитву за спасение всех тех, кто живет во мраке тоталитаризма, за то, чтобы они обрели радость познания Бога.

 

Давайте признаем, что до тех пор, пока их вожди проповедуют верховную власть государства, провозглашают его всемогущество над личностью и предрекают его конечное господство над всем человечеством, они олицетворяют зло в современном мире.

 

К.С.Льюис (7) в своих незабываемых «Письмах Скрутейпа» («Письма Баламута») писал: «Величайшее зло гнездится сейчас не в грязных притонах преступности, которые так любил описывать Диккенс. Оно вершится не в концентрационных и трудовых лагерях. Там мы видим его конечный результат. Зло вынашивается и получает законный статус (предлагается, поддерживается, принимается и протоколируется) в чистых, покрытых коврами, теплых и светлых кабинетах тихими людьми в белых сорочках, с гладко выбритыми щеками и ухоженными ногтями. У этих людей нет даже необходимости повышать голос». И потому, что эти «тихие люди» умеют произносить, «не повышая голоса», гладкие речи о братстве и мире и, подобно прежним диктаторам, предъявляют территориальные притязания «в последний раз», кое-кто хотел бы, чтобы мы судили о них по их словам и приноравливались к их агрессивному поведению. Но если история и учит чему-нибудь, то мы должны знать, что поддаваться демагогии и обольщаться насчет наших противников — полное безрассудство. Это означает предавать наше прошлое, губить нашу свободу.

 

Я призываю вас поднять голос против тех, кто отводит Соединенным Штатам место державы в моральном и военном отношении неполноценной. Я всегда верил, что старый Скрутейп (8) приберегал свои коварные трюки для вас, верующих людей. Хочу вас предостеречь: говоря о ядерном замораживании, не впадайте в соблазн гордыни, в соблазн поставить себя над всеми и в равной степени обвинять обе стороны, игнорируя факты истории и агрессивные устремления империи зла и упрощенно называя гонку вооружений величайшим недоразумением, тем самым отстраняясь от борьбы между правдой и неправдой, между добром и злом.

 

Я прошу вас противиться попыткам тех, кто не желает вашей поддержки усилий нынешней администрации, направленных на то, чтобы Америка оставалась сильной и свободной, ведя переговоры о реальном и контролируемом сокращении мировых арсеналов ядерного оружия, а в конечном счете, с Божьей помощью, об их полной ликвидации. Военная мощь Америки очень важна, но я хочу еще раз повторить, что нынешнее соперничество в мире никогда не решится бомбами или ракетами, армиями или военной индустрией. Истинный кризис сегодняшнего мира — это духовный кризис, в основе которого лежит испытание моральной силы и веры.

 

Уиттакер Чэмберс (9), человек, чье религиозное обращение сделало его свидетелем одного из трагических событий нашего времени, процесса Хисса-Чэмберса, писал, что кризис западного мира определяется степенью его безразличия к Богу и сотрудничества с коммунизмом, стремящимся оставить человека без Бога. Чэмберс сказал, что марксизм-ленинизм — это, по сути дела, вторая по древности вера, впервые провозглашенная в Эдемском саду искусителем: «И будете вы, как боги».

 

Западный мир может ответить на вызов истории, писал Чэмберс, «но только при условии, что его вера в Бога и свободу, которую Он предписывает, будет столь же сильна, как и коммунистическая вера в Человека».

 

Я верю в нашу способность принять этот вызов. Я считаю, что коммунизм — это очередная скорбная и нелепая глава в человеческой истории, чьи последние страницы дописываются уже сейчас. Я верю в это потому, что источник нашей силы в поисках человеческой свободы не материальный, а духовный. И так как этот источник неисчерпаем, он поможет сначала напугать, а в конечном итоге и одержать победу над теми, кто хотел бы поработить своих соотечественников. Вспомним слова Исайи (10) о Боге: «Он дает утомленному силу и изнемогшему дарует крепость ... А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся».

 

Постарайтесь изменить мир. Один из наших отцов-основателей, Томас Пейн (11), сказал: «В нашей власти переделать мир заново». Это возможно, если делать вместе то, что одной церкви будет не под силу. Да благословит вас Бог. Большое спасибо».

 

Далее наша справка по некоторым персоналиям, персонажам и терминам, упомянутым в речи: 

 

Персоналии и персонажи

 

  1. (1) Нэнси Рейган (Nancy Davis Reagan, годы жизни: 1921-2016) — супруга президента Рональда Рейгана;
  2. (2) Авраам Линкольн (Abraham Lincoln, годы жизни: 1809-1865) — 16-й президент США, один из самых знаменитых американских президентов, освободитель американских рабов;
  3. (3) Уильям Пенн (William Penn, годы жизни: 1644-1718) — английский протестант, основатель колонии первых поселенцев в Пенсильвании;
  4. (4) Томас Джефферсон (Thomas Jefferson, годы жизни: 1743-1826) — 3-й президент США, один из авторов Декларации независимости;
  5. (5) Джордж Вашингтон (George Washington, годы жизни: 1732-1799) — 1-й президент США;
  6. (6) Алексис де Токвиль (Alexis-Charles-Henri Clérel, comte de Tocqueville, годы жизни: 1805-1 859) — французский историк, автор книги «О демократии в Америке»
  7. (7) Клайв Стейплз Льюис (Clive Staples Lewis, годы жизни:1898-1963) — британский писатель, автор произведений в стиле научной фантастики и фэнтези, вкл. известные «Хроники Нарнии», фэнтези на религиозную тематику «Письма Баламута», иначе «Письма Скрутейпа» (The Screwtape Letters) и др.;
  8. (8) Скрутейп, или Баламут (Screwtape) — персонаж упомянутого выше произведения британского писателя Клайва Стейплза Льюиса (Clive Staples Lewis) «Письма Баламута», иначе «Письма Скрутейпа» (The Screwtape Letters); произведение имеет вид серии писем, написанных старым бесом Баламутом (Screwtape) своему юному племяннику, бесу — Гнусику (Wormwood);
  9. (9) Уиттакер Чэмберс (Whittaker Chambers, годы жизни: 1901-1961), журналист и писатель, бывший член коммунистической партии США, разочаровавшийся в коммунизме и ставший ярким его разоблачителем; На процессе 1949 года против Алджера Хисса, этот высокопоставленный сотрудник госдепартамента США был обвинен Чэмберсом в шпионаже в пользу СССР (Хисс признан был виновным и осужден);
  10. (10) Исайя — библейский пророк. Приводимая цитата по ветхозаветной Книге пророка Исаии, 40 глава, стихи 29-31;
  11. (11) Томас Пейн (Thomas Paine; годы жизни: 1737-1809) американский предприниматель, публицист, один из лидеров борьбы за независимость США.

 

Термины

 

  1. (1А) Секуляризм (от англ. secular — светский) — 1) мировоззрение (образ жизни) в котором основные аспекты человеческого бытия не соотносятся с религиозной верой; 2) принцип, который предполагает обособление государственных институтов от церковных;
  2. (2А) Первая поправка к Конституции США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».

 



Опубликовано22062020       Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Самая острая кухня мира!? Но знакомство индийской кухни и красного перца чили произошло совсем недавно
 
Как известно, азиатская кухня, в частности индийская и корейская, считаются одними из самых острых кухонь в мире.
Подробнее...
История Тибета и современность: Тибет и его борьба по страницам источников тибетского правительства в изгнании. География Тибета
 
Трактовка обстоятельств завоевания коммунистическим Китаем Тибета в России гораздо более широко известна, чем точка трактовка этих событий самими тибетцами и его правительством в изгнании.
Подробнее...
Краткая история иновещания из Японии и «Радио Токио» – японское вещание на заграницу в годы второй мировой войны. А также кто такие «токийские розы», и джаз как разменная монета в радиовойне Японии и США
 
Наш обзор посвящен работе «Радио Токио», зарубежной службы японского радио времен Второй мировой войны, и вообще истории иновещания Японии.
Подробнее...




 

География посетителей

Также по теме