Общение с читателями и новое на сайте:


 
- A +

Кришна: бог, герой, любовник. По индийским публикациям


Предлагаем вашему вниманию материал из архива Portalostranah.ru, это публикация из обозрения официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (данное иллюстрированное издание выпускается Министерством иностранных дел Индии на ряде языков, включая английский, русский; в данном случае выпуск от марта 1998 г.) под общим заголовком в оригинале «Кришна: бог, герой, любовник», посвященный богу Кришне.

А также использовались некоторые другие материалы.

Страницы из выпуска от марта 1998 г.

Страницы из выпуска от марта 1998 г. индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» с цитируемом здесь обозрением о Кришне.

И здесь мы видим заметку «Кришна – игривое божество».

А кроме того - одну из миниатюр о жизни Кришны (Кришна показан на данной миниатюре, как это часто принято в традиции его изображения, с синей кожей, оправдывая свое имя), из иллюстраций 1520-1530 годов к Бхагавате Пурана (Bhagavata Purana – это одна из восемнадцати основных пуран, - написанных на санскрите древнеиндийских писаний, являющихся священными текстами в индуизме, в которых описывается история Вселенной, генеалогия богов, богоподобных существ, царей и герое. (Миниатюра, приводимая журналом, тогда выставлялась в государственном Виргинском музее изобразительных искусств, в Ричмонде, штат Вирджиния (Virginia Museum of Fine Arts, Richmond, Virginia), США.

Напомним, Кришна (с санскрита его имя переводится как «темный», также в значении «темно-синий») является одним из воплощений верховного бога Вишну, и сам являющийся одним из главных божеств в индуизме. Кришна — это одно из самых любимых и популярных божеств Индии.

 

Датой рождения Кришны считается 19 июля 3228 года до н. э. Он родился в царской семье города Матхура (Mathura,  в современном индийском штате Уттар-Прадеш). Кришна пережил во время пребывания на Земле множество приключений и совершил ряд подвигов (в частности, убил полудемона Камсу — Kaṃsa, также в русском принято написание Канса, приобретшего чрезмерную силу и угрожающего нарушить мировой порядок узурпатора-правителя Матхуры. Камса был братом матери Кришны принцессы Деваки — Devaki, отобравший престол у своего приемного отца Уграсены — Ugrasena; настоящим отцом Камсы был демон. Кришна восстановил Уграсену на троне). Отметим, что в младенчестве Кришну родители отдали жить у пастухов (скрывая от упомянутого дяди, которому было пророчество, что его свергнет сын Деваки), и с пастухами и пастушками коров Кришна провел детство и юность — поэтому его именуют также божественным пастухом Говиндой (govinda — пастух, защитник). 

 

Кришна скончался, как считается, 18 февраля 3102 года до н. э., когда по ошибке приняв за оленя в лесу спящего Кришну, один охотник смертельно ранит его. Кришна прощает этого охотника, и умирает, а затем возвращается в свою вечную небесную божественную обитель, — согласно священным индуистским текстам.

Кришна — игривое божество

 

Цитируемый нами материал из выпуска от марта 1998 г. журнала «Индия перспективы» включал заметку «Кришна — игривое божество» Павана К. Вармы (Pavan K. Varma, индийский дипломат, родился в 1953 г.), по его одноименной книге Krishna, the playful divine (вышла в 1993 г.).

 

Далее текст упомянутой заметки:

 

«Когда Кришна, само воплощение грации и сладости, играл на своей флейте, он зачаровывал всех. В самом деле, его флейта с ее явной фаллической коннотацией была продолжением его красоты. Согласно Бхагавате (также Бхагавадгита, букв. «Песнь Божья», древний индуистский священный религиозно-философский текст на санскрите, часть индуистского эпоса Махабхарата, представляет собой беседу Кришны с принцем Арджуной, своим двоюродным братом, произошедшей на военной колеснице Кришны перед одной из битв, — беседе, в которой Кришна раскрывает свою божественную сущность Прим. Portalostranah.ru), заслышав звуки его флейты, пастушки гопи бросали все и, позабыв обо всем на свете, устремлялись к нему как в трансе (gopi — пастушки гопи, выпасающие коров, священных в индуизме животных — спутницы Кришны как в его пребывании на земле, так и небесном обиталище Прим. Portalostranah.ru).

 

В Бхагавате говорится, что когда мелодия флейты Кришны наполняла Бриндаван (Vrindavan, также Бриндабан — город в нынешнем штате Индии Уттар-Прадеш, на месте которого в древности, по легенде, находился лес, в котором, во время своего земного воплощения 5000 лет назад, Кришна проводил свои божественные игры-упражнения — лила; также Бриндаван — это Голока Вриндавана «планета священных коров» — некая небесная обитель Кришны Portalostranah.ru) всё вокруг опьяняла страсть.

 

Даже жены богов не могли противиться его зову. Казалось, будто все живое на мгновение замирало и слушало, как зачарованное, его игру. Когда он играл, облака спускались пониже, чтобы его послушать, растения и цветы раскачивались в такт музыке, а камыш, из которого была сделана его свирель, плакал от радости. Реки замедляли свой бег в непроизвольном подчинении.

 

В объятиях Кришны гопи, опьяненные желанием, находили себе приют. Лаская его, мастера во всех 64 приемах искусства любви, гопи испытывали неописуемое блаженство. Когда же наступал момент климакса, они испытывали такое удовлетворение и экстаз, какие могли быть лишь аспектом божественного. Таким образом все эротическое, животное и пошлое становилось лишь аспектом сублимального, духовного и божественного.

 

В Индии Кришна живет не только как символ веры,.. но имеет неоспоримое присутствие в повседневной жизни миллионов людей, как участник в их чаяниях, радостях, печалях и горе, в их песнях и танцах, музыке и созидательном труде, в праздниках и церемониях, в смехе и ликовании. По-своему его многоликий образ отражает гармоничную шизофрению индуистского ума, который без каких-либо усилий оперирует на двух явно различных уровнях. Одном — воображаемом, ритуальном, чисто мифологическом и исполненном любви, и другом — трансцендентальном, выходящем за пределы категорий, покойным в осознании метафизического единства божественного», отмечалось в заметке «Индия Перспективы» «Кришна — игривое божество».

Жизнь Кришны в живописных миниатюрах с одной старой художественной выставки

 

Также в рассматриваемой публикации «Индия перспективы» содержалось несколько репродукций, посвященных жизни Кришны, с проходившей тогда выставки миниатюр в государственном Виргинском музее изобразительных искусств, в Ричмонде, штат Вирджиния (Virginia Museum of Fine Arts, Richmond, Virginia), США.

 

Посмотрим же на миниатюры с этой старой выставки, чтобы познакомится с тем, каким Кришна предстает в индийской, в частности раджпутской, живописи. Напомним прежде, что раджпуты (название от санскритского слова раджа-путра — «сын царя») — князья и воины индуистских княжеств пустынной индостанской области Раджастхан а также других территорий, включая горные княжества — при исламском правлении Индией были иногда противниками на поле боя, а иногда — вассалами Великих Моголов. Ныне территории раджпутских владетелей находятся в следующий штатах Индии: Раджастхан, Гуджарат, Уттар-Прадеш, Химачал-Прадеш, Харьяна, Уттаракханд, Бихар, Мадхья-Прадеш и союзной территории Джамму.

 

В обозрении к миниатюрам под заголовком «Кришна: бог, герой любовник» авторства искусствоведа Умы Найар (Uma Nair) в журнале «Индия перспективы» говорилось: «(Данная) историческая выставка миниатюр, несомненно, является важным событием. Этот музей располагает рядом галерей, от которых просто дух захватывает. Выставка под названием «Кришна — бог, герой и любовник» в Гималайской галерее музея доказывает, что тема Кришны не представляет собой отдаленную абстракцию, как было раньше, а была довольно важным предметом романтических размышлений даже и при (мусульманских) дворах могольских императоров. В галерее выставлено семнадцать миниатюр, сияющих как редкие драгоценности. Они повествуют о жизни Кришны как ребенка, и (повзрослевшего) любовника, играющего с гопи, рассказывают о его победе над Камсой (как уже говорилось выше, Камса — дядя Кришны, узурпатор трона города Матхура Прим. Portalostranah.ru).

 

Остается лишь дивиться предвидению раджпутских правителей центральной Индии, Раджастана и Пенджаба, ставших покровителями художников, запечатлевших события удивительной жизни Кришны. Эти работы выполнены или акварелью, или красками на бумаге и материи», писал журнал.

 

Далее в «Индия перспективы» следовало обозрение некоторых миниатюр с комментариями (некоторые из миниатюр мы можем посмотреть в журнале, и воспроизводим их далее).

 

Кришна ворует у матери масло

 

Журнал отмечал: «(По преданию) Кришна был шаловливым, живым и безгранично балованным ребенком. На одной из миниатюр, относящихся к XVI веку, динамично и четко прорисован случай из его жизни, когда он ворует у матери масло».

 

Кришна казнит царя Сишупала; стиль живописи Гулер, XVIII век

 

Страница из выпуска от марта 1998 г.
Страница из выпуска от марта 1998 г. индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» с цитируемом здесь обозрением о Кришне, и здесь репродукция «Кришна казнит своего кузена - царя Шишупала» (полотно написано в художественном стиле, известном, как школа Гулера).// Кришна в качестве кары за оскорбления со стороны Шишупала, метнул в последнего свое дискообразное оружие, именуемое в индийской традиции огненный диск сударшана (sudarshana chakra, что можно перевести как «видящее колесо»). Этот момент и изображен на картине.

И далее:

 

«На другом полотне (полотно написано в художественном стиле, известном как школа Гулера) Кришна убивает своего кузена — царя Шишупала. На рисунке (см. изображение выше) запечатлен момент смерти Шишупала. Шишупал атакует снизу слева, а Кришна, повернувшись, срезает ему голову своим диском».

 

Прервем цитирование из «Индия перспективы», чтобы пояснить предысторию событий, запечатленных на данном рисунке подробнее. Шишупал (Shishupala), также в русском его имя пишется как Шишупала, был двоюродным братом Кришны и правителем княжества Чеди (в нынешнем индийском штате Мадхья-Прадеш).

 

Согласно древнеиндийскому преданию, Шишупал родился с тремя глазами и четырьмя руками. Когда родители после рождения хотели отказаться от ребенка, сослав его, некий голос свыше указал им, что этого не нужно делать, т.к. уродства исчезнут когда некий герой посадит ребенка на колени, но что Шишупал, в конечном итоге, умрет от рук того же героя. Придя навестить своего двоюродного брата, Кришна положил ребенка на колени, и лишние глаза и руки того исчезли, что указывало на то, что смерть Шишупала будет для рук Кришны.

 

По преданию, Кришна дал совершить Шишупалу сто грехов, и неоднократно прощал его, несмотря на то, что тот, повзрослев и став царем после кончины своего отца, насмехался над Кришной, утверждая что тот лишь безвестный пастух. Когда Шишупал стал грешить в 101 раз, а именно опять насмехаться над Кришной во время одной из церемоний, куда было приглашены несколько знатных людей и правителей, в том числе Кришна и Шишупал, то Кришна в качестве кары за оскорбления метнул в Шишупала свое дискообразное оружие — именуемое в индийской традиции огненный диск сударшана (sudarshana chakra, что можно перевести как «видящее колесо»). Этот момент и изображен на картине. Кришна показан здесь с синей кожей, оправдывая свое имя «темный», или же «темно-синий». А школа Гулера — это стиль живописи, процветавший в раджпутском княжестве Гулер, подробнее о раджпутском живописном стиле чуть ниже.

 

Кришна и его друзья празднуют Холи в лесу Бриндавана

 

Далее «Индия перспективы» пишет:

 

«Одна из раджастханских миниатюр (которая была представлена на рассматриваемой выставке Виргинском музее изобразительных искусств), миниатюра из Мевара (Mewar, бывшее раджпутское княжество на юге Раджастхана Прим. Portalostranah.ru) называется «Кришна и его друзья празднуют Холи в лесу Бриндавана». На ней превосходно отражена атмосфера веселья, кажется, будто даже слышен их оживленный разговор. Юный Кришна с гопи и гопакумарами (подружками и друзьями) отмечают праздник красок Холи в дремучих зеленых лесах Бриндавана. Галантность Кришны, его флиртование с гопи предстают на миниатюре как непрерывный сюжет-круговорот сменяющихся сцен на берегу реки Ямуны».

 

Напоним, Холи — индуистский праздник весны, в ходе празднования которого все посыпают друга разноцветной пудрой и поливают подкрашенной водой — отсюда название «праздник красок», посвящен победе Вишны на демоницей Холики, отсюда название праздника. А Бриндаван, иначе Бриндабан, также еще раз напомним, это город, ныне в штате Индии Уттар-Прадеш, на месте которого в древности, по легенде, находился лес, в котором во время своего земного воплощения 5000 лет назад Кришна проводил свои божественные игры-упражнения — лила.

 

Кришна и Баларама наслаждаются сезоном дождей

 

Вернемся к обозрению из индийского журнала. Издание пишет:

 

«На выставке в Виргинском музее изобразительных искусств обращали на себя внимание и иллюстрации из серии Бхагавада Пурана. «Кришна и Баларама наслаждаются сезоном дождей» — так называется миниатюра, на которой братья запечатлены играющими на природе с пастушками, пасущими скот».

 

Снова прервем цитирование, чтобы отметить, что Баларама (Balarama) — это старший брат Кришны, также являющийся воплощением Вишны и богом. Бхагавата-пурана (Bhagavata Purana) — одна из восемнадцати основных пуран, — написанных на санскрите древнеиндийских писаний, являющихся священными текстами в индуизме, в которых описывается история Вселенной, генеалогия богов, богоподобных существ, царей и героев.

 

Заметим также, что начало сезона дождей в Индии знаменует окончание удушающей жары...

 

Кришна и Радха в любовных объятиях. Первая Гита Говинда Кангры, школа живописи Кангры (1780 год)

Страницы из выпуска от марта 1998 г.
Страницы из выпуска от марта 1998 г. индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» с цитируемом здесь обозрением о Кришне, и здесь показана упоминаемая ниже миниатюра «Кришна и Радха в любовных объятиях» из так называемой первой Гита Говинда Кангры (Gita Govinda, поэма на санскрите, написанная индуистским поэтом Джаядевой в XII веке, и описывающая любовные похождения Кришны), школа живописи Кангры (1780 год).

Стиль живописи Кангра и раджпутской школы

 

Отступим ненадолго от цитируемого здесь обозрения о Кришне из журнала «Индия перспективы», чтобы поговорить об упомянутом выше стиле, известном как художественная школа Кангры, и вообще о раджпутском стиле живописи.

 

Школа Кангры — это стиль живописи, процветавший в раджпутском горном княжестве Кангра (Kangra), округ в штате Химачал-Прадеш. Теперь округ Кангра знаменит расположенным в нем городком Дхарамсала, местопребыванием далай-ламы, находящемся в изгнании. Стиль Кангры также был известен как гималайская живописная школа Кангра, в широком смысле объединяющая все известные живописные школы, существовавшие в раджпутских княжествах Индии в предгорьях Гималаев в ХVII—ХIХ вв. и кульминировавшая в хорошо известном более позднем стиле Кангра (к ним относится и упоминавшаяся выше школа в раджпутском княжестве Гулер).

 

Индийско-русский художник Святослав Рерих (годы жизни: 1904-1993) писал в своей статье «Индийская живопись» для инд. газеты «Assam Tribune», публикация 1960 г. (русская цитата по сайту библиотеки Международного Центра Рерихов, приводим в выдержках):

 

«Гималайская, или школа Кангра, объединяющая все известные горные школы (начиная с самых ранних Басоли и Пахари-Пахари (Горная) — общее название живописных школ, существовавших в предгорьях Гималаев в XVII—XIХ вв. и кульминировавшая в хорошо известном более позднем стиле Кангра). Она развивалась в конце XVII и в XVIII веках, когда ослабевающее покровительство правителей (подразумевается, вероятно, ослабление переживавшей тогда упадок мусульманской среднеазиатской династии Великих Моголов, несколько столетий правившей в Индии — подробнее об этой династии см. на нашем сайте здесь Прим. Portalostranah.ru), а также другие трудности заставили художников покинуть равнины и перебраться в предгорья, в набирающие силу горные княжества, к новым покровителям...

 

Раджпутская (также раджастанская) школа — по названию исторической области Раджпутана или Раджастан (букв. страна раджей). школа, которая, возможно, существовала и в более ранние времена, чем те образцы, которыми мы сейчас располагаем для точки отсчета. Эта школа, охватывающая обширный географический район, на начальных этапах проявила необычайную жизненность, соединяя в себе развитое чувство декоративности, прекрасное знание элементов ясной композиции и организации формы.

 

(В миниатюрах раджпутской школы часто обращались) к излюбленным поэмам или эпическим любовным историям, среди которых первенствующее место занимали легенды о Кришне. Кришна — индусский бог, считающийся воплощением бога Вишну; в мифологии представлен в двух образах — мудрого царя-воина и божественного пастуха... Наиболее ранние из известных образцов этой школы относятся к XVI веку, затем она имела продолжение в ХVII и даже ХVIII веке, постепенно утрачивая свою самобытность и жизненность.

 

Удайпур в Меваре и Мальва с ее деканскими влияниями (Декан — плоскогорье в Индии Прим. Portalostranah.ru) были самыми крупными центрами этого искусства. Позднее раджпутско-могольская школа, впитавшая многие элементы могольской традиции, процветала при дворах многочисленных раджпутских владетелей и в других местах Индии в течение XVII—ХVIII веков, и в этом смешанном стиле было создано множество произведений», говорится в заметке Святослава Рериха в «Assam Tribune».

Продолжим цитирование из «Индия Перспективы»:

 

«Самым превосходным экспонатом (смотрите выше Прим. Portalostranah.ru) всей коллекции, однако, является рисунок из серии Гита Говинды (Gita Govinda, ткже Гитаговинда,- поэма на санскрите, написанная индуистским поэтом Джаядевой в XII веке, и описывающая любовные похождения Кришны Прим. Portalostranah.ru), — рисунок, на котором Кришна и Радха изображены лежащими в объятиях друг друга на опавших листьях в густом лесу (Согласно индуистской традиции, Радха, ее имя означает с санскрита «процветание, успех», является богиней любви и вечной супругой Кришны, и живет с ним в их извечной небесной обители Голока Вриндавана. Вместе с Кришной, Радха воплощалась во времена пребывания Кришны среди людей. В отличие от богини Ситы, супруги еще одного популярного воплощения бога Вишну — Рамы, Радха не такая требовательная, как считается, к верности супруга и является идеальной любовницей Кришны, искателя приключений. В индуизме Радху, как и Ситу, почитают в качестве воплощения богини изобилия Лакшми Прим. Portalostranah.ru).

 

Вокруг Кришны и Радхи (на упомянутой миниатюре) — буйство пейзажа. Распустившиеся бутоны цветов, изумрудная зелень деревьев, покрытые цветами вьющиеся лианы — все дышит новизной. Стоит весна — сезон свежести, ароматов жизни и страсти влюбленных. Эта работа относится к художественной школе Кангры. Ей присуща деликатность тонов и контуров», пишет «Индия перспективы».

 

«Кришна и Баларама прибывают в Бриндаван», иллюстрация к индуистскому эпосу Харивамса. Могольская миниатюра (1585 год)

 

В заключении своей публикации «Индия перспективы» помещает миниатюру (см. иллюстрацию ниже) «Кришна и Баларама прибывают в Бриндаван» — страница из Харивамсы. И это могольская миниатюра 1585 года.

 

Напомним, что Баларама — старший брат Кришны, также являющийся воплощением Вишны и богом. А Бриндаван, иначе Бриндабан, также еще раз напомним, — ныне город (теперь в штате Индии Уттар-Прадеш), на месте которого в древности, по легенде, находился лес, в котором во время своего земного воплощения 5000 лет назад проводил свои божественные игры-упражнения — лила.

 

Кришна показан на миниатюре с черной кожей, оправдывая свое имя «темный», или же другой перевод его имени, как мы говорили, «темно-синий».

 

Упомянутая миниатюра «Кришна и Баларама прибывают в Бриндаван» была сделана в качестве иллюстрации к Харивамсе (Harivamsa, также известной в русском языке как Хариванша), — дополнительной девятнадцатой из пуран, написанных на санскрите древнеиндийских писаний, являющихся священными текстами в индуизме, в которых описывается история Вселенной, генеалогия богов, богоподобных существ, царей и героев.

 

Эта миниатюра была создана в период расцвета упоминавшейся выше мусульманской империи Великих Моголов в Индии, в 1585 году, при царствовании могольского императора Акбара (Akbar, Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад, годы правления: 1556-1605), который терпимо и с интересом относился к индуизму. Могольская миниатюра, к которой относится и приводимое здесь произведение «Кришна и Баларама прибывают в Бриндаван» — была стилем живописи, развивавшемся под опекой могольских императоров, и существовавшем в виде миниатюр или книжных иллюстраций, либо в виде отдельных работ, которые должны храниться в альбомах, и представлявшего собой смешение персидских, среднеазиатских, и индийских (индуистских и буддистских) живописных традиций, с некоторым влиянием живописной традиции Китая, а в последний период существования могольской империи и европейского художественного влияния. Несмотря на то, что династия была мусульманской, она не следовала, в целом канонам ислама в живописи.

 

Страница из выпуска от марта 1998 г.

Страница из выпуска от марта 1998 г. индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» с цитируемом здесь обозрением о Кришне, и здесь репродукция «Кришна и Баларама прибывают в Бриндаван», с могольской миниатюры 1585 года, иллюстрирующей Харивамсу (Harivamsa, также известная в русском языке как Хариванша), - дополнительная девятнадцатая из пуран, - написанных на санскрите древнеиндийских писаний, являющихся священными текстами в индуизме, в которых описывается история Вселенной, генеалогия богов, богоподобных существ, царей и героев.

Кришна показан на миниатюре с черной кожей, оправдывая свое имя «темный», или же другой перевод его имени, как мы говорили, «темно-синий».

И на миниатюре «Кришна и Баларама прибывают в Бриндаван» — страница из Харивамсы, — миниатюре, представляющем собой образец смешения индийского и могольского искусства, когда художники различных вероисповеданий под опекой мусульманской династии Великих Моголов средствами живописи рассказывали о приключениях богов индуизма, иллюстрируя священный индуистский текст, завершим наш обзор.

 

Этот обзор подготовлен по двум заметкам — «Кришна — игривое божество» и «Кришна: бог, герой и любовник» из официального индийского журнала для заграницы «Индия Перспективы» (иллюстрированного журнала, выпускаемого Министерством иностранных дел Индии на ряде языков, включая английский, русский; номер от марта 1998 г., цитаты по русскому изданию. Portalostranah.ru выправил некоторые стилистические ошибки индийской публикации и расставил подзаголовки); заметке «Индийская живопись» индийско-русского художника Святослава Рериха (годы жизни: 1904-1993), опубликованной в инд. газете «Assam Tribune», публикация 1960 г. (русская цитата по сайту библиотеки Международного Центра Рерихов lib.icr.su); др. материалам.



Опубликовано21032020       Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
«Ханойская Ханна» (Чинь Тхи Нго) из радио «Голос Вьетнама» на службе коммунистов, и ранняя история хошиминовской радиостанции и, в целом, радиовещания во Вьетнаме, в т.ч. и антикоммунистического Южного Вьетнама
 
Обзор об истории радиовещания во Вьетнаме - с момента начала вещания самой первой радиостанции в Индокитае, и с упором на период, когда Хо Ши Мин в 1945 году пришёл к власти на севере Вьетнама, и до 1975 года, когда коммунистам удается присоединить и свободный Юг – Республику Вьетнам, после чего хошиминовская радиостанция «Голос Вьетнама» становится радиостанцией всего Вьетнама.
Подробнее...
Самая острая кухня мира!? Но знакомство индийской кухни и красного перца чили произошло совсем недавно
 
Как известно, азиатская кухня, в частности индийская и корейская, считаются одними из самых острых кухонь в мире.
Подробнее...
История Тибета и современность: Тибет и его борьба по страницам источников тибетского правительства в изгнании. География Тибета
 
Трактовка обстоятельств завоевания коммунистическим Китаем Тибета в России гораздо более широко известна, чем точка трактовка этих событий самими тибетцами и его правительством в изгнании.
Подробнее...


 


 

География посетителей

Также по теме