Общение с читателями и новое на сайте:


 
- A +

Мусульмане в Индии. Или почему Индия разделилась и возник Пакистан. Британский и турецкий взгляд


Обзор о мусульманах Индии, и в связи с этим о разделе Британской Индии на собственно Индию и Пакистан - по материалам публикации для заграницы Британии и иновещания Турции.

Карта Британской Индии (по состоянию на начало 1947 г.) с легендой к данной карте (где обозначения H - индуисты, M - мусульмане), а также изображения тогдашних лидеров индуистской и мусульманских общин Индии – соответственно, Неру и Джинны (в написании как Джина) - иллюстрация из цитируемой здесь, среди прочего, статьи в газете «Британский союзник» (№ 12 (241) за 23/03/1947 год).
Карта Британской Индии (по состоянию на начало 1947 г.) с легендой к данной карте (где обозначения H - индуисты, M - мусульмане), а также изображения тогдашних лидеров индуистской и мусульманских общин Индии – соответственно, Неру и Джинны (в написании как Джина) - иллюстрация из цитируемой здесь, среди прочего, статьи в газете «Британский союзник» (№ 12 (241) за 23/03/1947 год).

Данный обзор о мусульманах Индии может быть особенно актуальным в связи с последними событиями в индийском Кашмире. Джамму и Кашмир — единственный штат Индии с мусульманским большинством (60% из 12 миллионов населения), был ликвидирован центральными властями страны 6 августа 2019 г. Согласно решению верхней, а затем нижней палаты парламента Индии, принятого по представлению правительства, после этой даты Джамму и Кашмир будет управляться напрямую из центра как отдельная «союзная территория» с законодательным органом (при этом область Ладакх, входящая в состав Джамму и Кашмир будет выделена из него и получит статус «союзной территорией» без законодательного органа). Упомянутым решением была отменена статья 370 конституции Индии — т.н. «Временные положения в отношении штата Джамму и Кашмир», которая разрешала Джамму и Кашмир, единственному из всех штатов Индии, иметь собственную конституцию и флаг, а также самостоятельно принимать решения по всем вопросам, кроме тех, что касаются иностранных дел, обороны и связи. Отметим, что правительство Джамму и Кашмир также вело особый реестр «постоянных жителей» штата и только они, находясь в привилегированном положении, могли занимать госдолжности и покупать недвижимость в Джамму и Кашмире.

 

Привилегированный статус Джамму и Кашмир в составе Индии вытекал из-за того, что правительство Индии всячески пыталось задобрить его мусульманское население, ведь Джамму и Кашмир, по идее, должен был войти в 1947 г., в ходе раздела Британской Индии на два государства (государство индуистов, т.е. собственно Индию, тогда Индийский Союз, и государство индийских мусульман — т.е. Пакистан) в состав Пакистана, т.к. Джамму и Кашмир — территория, как уже было сказано, с преобладающим мусульманским населением. Однако тогдашний махараджа Джамму и Кашмир Хари Сингх (Hari Singh), являясь по вероисповедованию индуистом, не хотел входить в состав Пакистана. Хари Сингх предпочел войти в состав Индии, т.к. считал это меньшим злом, но вообще-то он желал независимости для Джамму и Кашмир (Хари Сингх подписал свой т.н. «Акт о присоединении» Джамму и Кашмира к Индии 26 октября 1947 г, когда в штат уже начали входить пакистанские части — отряды пуштунов и в условиях восстания мусульманского населения штата, выступившего за присоединение к Пакистану. После решения Хари Сингха Индия оперативно ввела в штат свои войска, но, примерно, треть штата, ныне известная как Азад Кашмир, т.е. Свободный Кашмир, или Свободное государство Кашмир, к тому времени занятая пакистанскими частями, осталась до сего времени под контролем Пакистана.

 

Причиной же отмены особого статуса Джамму и Кашмира в августе 2019 было то, что там с 1947 г. продолжается вялотекущее восстание против индийского правления, и вводя прямое правление правительство Индии надеется, наконец, интегрировать Джамму и Кашмир в состав страны. Так это и сформулировал, правда, в несколько других выражениях, министр внутренних дл Индии, внося законопроект об отмены для Джамму и Кашмир статуса штата и особых привилегий. Ныне правящая в Индии националистическая Бхаратия Джаната партия (BJP, Индийская народная партия) на последних выборах дала своим избирателям, — индуистскому большинству, обещание о том, что она покончит с автономией Джамму и Кашмир — фактически мусульманской автономии в составе нынешней Индии, и своим решением от августа 2019 г. о ликвидации штата Джамму и Кашмир центральные индийские власти, которые в современный период олицетворяет BJP, выполнили данное решение.

 

А теперь обратимся к истории взаимоотношений мусульман и немусульман в Индии, и сначала посмотрим на одну редкую публикацию (редкую из-за времени ее написания и происхождения: по времени — в момент совершения ключевого за последние сто лет события для мусульман Индии, Индостана; из-за происхождения — единственный, за исключением начавшихся уже тогда русских передач Британской вещательной корпорации, русскоязычный первоисточник по индийской тематике того времени; в данном случае публикация напрямую выражала мнение правительства Британской Индии, т.к. автором заметки был секретарь по информации этого правительства).

 

Итак, далее публикация из газеты, издававшейся на русском языке существовавшим тогда британским Министерством информации — газеты «Британский союзник». Этот еженедельник выходил в 1942-1949 г., распространяясь по соглашению с советским правительством внутри СССР. Газета не критиковала СССР, но объективно освещала британскую тематику. Приводимая ниже статья из газеты «Британский союзник» (№ 12 (241) за 23/03/1947 г.) рассказывает русскоязычному читателю, почему мусульмане в Индии, тогда еще британской, не хотят после предстоящего получения Индией независимости, оставаться в ее составе, а хотят своего государства, и какой положение мусульмане занимают в Индии. Заметка называлась «Мусульмане Индии». Автор: сэр Фредерик Пакл, ответственный секретарь управления информации и радиовещания правительства (Британской) Индии.

 

Напомним, данная заметка из газеты «Британский союзник» вышла в газете вскоре после важнейшего для Индии события — вскоре после того, как 20 февраля 1947 г. тогдашний премьер министр Великобритании Клемент Эттли заявил, что «британское правительство предоставит Британской Индии полное самоуправление не позднее 30 июня 1948 года», и в данном случае речь шла о независимости Индии.

 

Однако, на момент рассматриваемой публикации «Британском союзнике», еще не был окончательно решен вопрос о том, что при предоставлении Великобритании независимости Индии будет произведен раздел Индии на собственно Индию и государство мусульман Индостана. Об этом британское правительство объявило несколько позднее — 3 июня 1947 г., решив принять план вице-короля Индии Луиса Маунтбеттена по разделу.

 

Согласно объявлению правительства Великобритании от 3 июня 1947 г., Британская Индия с 15 августа 1947 г. становилась независимой и разделялась на два независимых государства (на доминион Индия — как выражение стремления индусов к самоуправлению, и на доминион Пакистан, как стремление мусульман к самоуправлению), в каждом из которых британского короля представлял генерал-губернатор (при этом британский монарх отказался от титула императора Индии).

 

Важно отметить, что речь в упомянутом решении правительства Великобритании о разделе шла только собственно об 11 британских провинций Индии — т.н.  провинций в управлении короны в Индии, она же Британская Индия (хинди. British Raj) в строгом юридическом смысле.

 

Территории же Индостана управляемые местными (т.н. туземными) династиями, хотя и находящиеся на тот момент под британским контролем, считались независимыми, и могли выбрать присоединяться ли к Индии, или Пакистану, или же остаться самостоятельными (на практике вскоре все туземные княжества были поделены между Индией и Пакистаном, в зависимости от преобладания там либо индусов, либо мусульман — так, мусульманская династия крупнейшего туземного княжества — Хайдарабадского первоначально не хотела присоединяться к Индии, но из-за того что большинство населения там было индусами, княжество было вынуждено это сделать — подробнее о Хайдарабадском княжестве здесь; но присоединение той или иной территории старой «большой» Индии к Индии или Пакистану в зависимости от состава населения выдерживалось не всегда, — так, как мы говорили выше, Джамму и Кашмир при индуистской династиии и большинстве мусульманского населения, в итоге остался в сотаве Индии, только треть территории Джамму и Кашмира отошла под контроль Пакистана).

 

Но вернемся к рассматриваемой здесь публикации «Мусульмане Индии» из «Британского союзника». В публикации интересны несколько моментов, которые сейчас не слишком акцентируются по соображениям политкорректности, как в Великобритании, так и в Пакистане, так и, в какой-то части, — в Индии, но которые были раньше составной частью базового понимания о мусульманах Индии, и вообще об Индии, тогдашнего правительства Британской Индии. Эти моменты следующие (прямые цитаты даны в кавычках):

 

«Можно, пожалуй, утверждать, что индийские мусульмане на девять десятых являются потомками индусов, принявших ислам»;

 

«Индийцы скорее выиграли, чем поте­ряли от этой перемены иноземных гос­под», т.е. от того, что Индия стала Британской;

 

(В период, предшествующим подчинению британцами Индии) «мусульмане привыкли к положению правителей в Индии, привыкли быть владыками над индусами». Затем (после того как власть перешла в Индии к британцам) «мусульмане угрюмо, равнодушно и с презрением глядели на своих но­вых властелинов (т.е. британцев) и своих прежних подданных (немусульман-индийцев), этих (и тех, и других) неверных (на взгляд мусульман» самозванцев... Мусульманин может быть гражданином любой страны, но вме­сте с тем он остается подданным ислама».

 

(При получении независимости Индии) мусульмане побоялись, что «их подчиненное положение (в Британской Индии) не было бы закреплено навсегда, если к экономическому господству индусов прибавится (после получения Индией независимости) и политическая власть».

 

Страница из газеты «Британский союзник» (№ 12 (241) за 23/03/1947 год) с цитируемой здесь, среди прочего, статьей «Мусульмане Индии».
Страница из газеты «Британский союзник» (№ 12 (241) за 23/03/1947 год) с цитируемой здесь, среди прочего, статьей «Мусульмане Индии».

А теперь процитируем упомянутую публикацию «Мусульмане Индии» из «Британского союзника» полностью (подзаголовки сохранены как в оригинале статьи):

 

«Каковы истоки индийско-мусульманской резни в Индии? На чем она основана в настоящее время? (Одним из крупных тогдашних проявлений индуистско-мусульманских разногласий была, в частности, резня в Калькутте 16 августа 1946 г., и в последующие двое суток, когда индусы с примкнувшими к ним сикхам, — с одной стороны, и и мусульмане — с другой, стали нападать друг на друга, и поджигать дома друг друга, после того как «Мусульманская лига» объявила о проведении т.н. «Дня прямого действия» в борьбе за создание отдельного государства мусульман в Индии, устроив демонстрации; в Калькутте тогда погибло ок. 4000 чел, было ранено ок. 15000, и еще ок. 100000 остались без крова Прим. Portalostranah.ru).

 

Президент Мусульманской лиги Джинна (Мухаммад Али Джинна — Muhammad Ali Jinnah, тогда глава организации индостанских мусульман «Мусульманской лиги», буквально через несколько месяцев станет первым главой созданного 15 августа 1947 г. Пакистана, в должности генерал-губернатора, представляя формального главу нового государства британского монарха; скончается от пневмонии на своем посту в 1948 г. Прим. Portalostranah.ru) требует создания Пакистана, то есть объединения тех районов Индии, которые преимущественно на­селены мусульманами, в самостоя­тельное государство. Свое требование он мотивирует тем, что индийские мусульмане являются не индийцами или каким-либо меньшинством в со­ставе Индии, а особой нацией.

 

Проникновение ислама в Индию началось из Аравии в 711 году. Пер­выми попали под власть багдадского халифата Синд и некоторые районы Пенджаба (Арабский халифат распространил свои завоевания только на окраинные районы Индостана. Эти районы для мусульман были приобретены усилиями семнадцатилетнего Мухаммада ибн аль-Касима ас-Сакафи — Muhammad bin Qasim, полководца Омейядского арабского халифата, первого мусульманского государства в мире, основанного самыми первыми продолжателями дела пророка Мухаммеда. Аль-Касим ас-Сакафи, в частности завоевал для этого халифата индийскую область Синд, ныне в Пакистане Прим. Portalostranah.ru).

 

Затем, вплоть до 1000 года нашей эры, дальнейшее проник­новение ислама приостановилось. Махмуд Газни (эмир мусульманского государства с центром в ныне афганском городе Газни: правил в 998-1030 Прим. Portalostranah.ru), тюркский правитель из Южного Афганистана, присоеди­нил к своим владениям почти всю территорию Пенджаба и Синда.

 

С той поры на протяжении 500 лет история Индии проходит под знаком тюркских завоеваний; этот период заполнен восстаниями, в промежутки между которыми устанавливалась бо­лее или менее прочная власть.

 

(Исламские тюрксике) завоеватели (Индии) были людьми реали­стического склада. Они явились в эти страны, чтобы властвовать и пользоваться плодами завоеваний, а не для того, чтобы заниматься торговлей или возделыванием земли. Для них истреблять туземное зем­ледельческое население и торговцев было просто невыгодно. Поэтому тюрки поощряли экономическую деятель­ность индийцев и накопление национальных богатств, а сами снимали сливки.

 

Кастовый барьер

 

Покорители и покоренные жили обособленно. Этому способствовало и то, что тюрки пришли как завоеватели, а их женщины были изолиро­ваны от внешнего мира. Сами тюрки на правах завоевателей вступали в браки с индианками, но своим жен­щинам запрещали выходить замуж за индийцев.

 

Многие индийцы переходили в ис­лам. Джинна отнюдь не утверждает, будто современные индийские мусуль­мане в расовом отношении отличают­ся от своих соотечественников — ин­дусов. Завоеватели не являлись в страну огромными ордами, мусуль­манская кровь постепенно вливалась с запада в Индию.

 

Можно, пожалуй, утверждать, что индийские мусульмане на девять десятых являются потомками инду­сов, принявших ислам. Среди выс­ших классов индийского населения лишь в редких случаях люди пере­ходили в мусульманскую веру, и эти классы оставались за непроницаемым религиозным барьером.

 

К концу XV столетия тюркское владычество с его центром в Дели распространилось на всю северную Индию и захватило часть юга. Хотя индийские правители еще и сохраня­лись в некоторых районах, но лишь как вассалы Дели. Правящая раса мусульман стояла во главе войска, из их среды набиралось чиновниче­ство и они же были феодальными на­местниками короля, владевшими ог­ромными земельными угодьями. По мере обращения новых групп индий­цев в мусульманскую веру числен­ность этого слоя населения возра­стала.

 

В 1526 году в Индию из Кабула вторгся султан Бабурэ (Бабур), потомок Ти­мура и Чингисхана. В результате этого тюрко-монгольского нашествия была основана династия Великих Монголов, которой удалось в течение XVII столетия установить в Индии небывалое административное единство (Бабур первоначально в 1494-1504 гг. был лишь скромным правителем Ферганы; Праправнук Тимура Бабур, являвшийся также по материнской линии вероятным потомком Чингисхана, отсюда и название будущей династии — Великие Моголы, был в возрасте 21 года вытеснен со своими войсками из Средней Азии в Афганистан другим чингизидско-тюркским феодалом Шейбани; Закрепившись в Кабуле, Афганистан, и став его правителем, с 1504 по 1526 гг., Бабур отправился завоевывать Индию, где правили ранее захватившие Индию пришлые мусульмано-афганские завоеватели, основавшие Делийский султанат — самое первое крупное исламское государство в истории Индии, которое основали Гуриды — персоязычные выходцы из афганской области Гур Прим. Portalostranah.ru).

 

Власть мусульман (при Великих Моголах) была сильна как никогда, но к тому времени индусы проникли и на руководящие посты в государстве и, заняв первенствующее положение в торгово-промышленной жизни, пользовались всеми благами стабилизации власти.

 

На короткий срок отношения меж­ду индийцами и мусульманами наладились. Благодаря известному процветанию, довольно умелому админи­стрированию и увеличению численности мусульман среди народных масс в стране воцарилось довольство и веротерпимость; религиозная рознь в некоторой мере ослабла. Еще и сей­час в индийской деревне сохрани­лись предания о далеком золотом ве­ке (одного династии из императоров Великих Моголов, правил в 1556-1605 гг. Прим. Portalostranah.ru) Акбара.

 

Конец империи Моголов

 

Вскоре, однако, розовый мираж се­редины XVII столетия померк. Им­перия моголов развалилась пол уда­рами внутренних распрей, восстаний и нашествий извне. Начались брато­убийственные войны и борьба мест­ного населения против растущей вла­сти британских завоевателей, куль­минационным пунктом которой была битва у Плесси в 1757 году (в битве при Плесси (Палаши) в Бенгалии британцы и их туземные войска сипаев разгромили армию наваба Бенгалии. В Бенгалии, а именно в основанной англичанами Калькутте располагаюсь самая первая фактория Ост-Индской компании, назначаемый же Великими Моголами наваб являлся главой региона. Однако к моменту битвы навабы были уже почти полностью самостоятельными от могольских императоров. После битвы при Плесси Великие Моголы окончательно утратили влияние в Бенгалии, а навабы стали утверждаться англичанами Прим. Portalostranah.ru).

 

Индийцы скорее выиграли, чем поте­ряли от этой перемены иноземных гос­под (т.е. от того, что Индия стала Британской Прим. Portalostranah.ru). Под британским владычеством были насаждены порядок, власть за­кона, были улучшены пути сообщения и достигнута финансовая стабильность.

 

Торговая и промышленная деятель­ность развивалась, в ней приняло участие множество индийских коммерсантов, после того как британ­ские купцы извлекли свою долю бо­гатств. В Индии быстро распространялись западные методы народного просвещения, науки и индустриаль­ная цивилизация. Индийцы восполь­зовались ее благами.

 

Британские правители охотно за­имствовали опыт и знания индийцев, назначая их на административные посты, которые не были резервиро­ваны для самих британцев. Вскоре индийцы стали почти полными моно­полистами на поприще интеллекту­ального труда.

 

Утратив свое преимущественное материальное положение, мусульма­не вынуждены были играть вторую скрипку, приспособляясь к презрен­ным для них индийцам, которым бри­танские правители придавали особое политическое значение и с чьим влия­нием считались в наибольшей мере. Такой поворот колеса фортуны явился тяжелым ударом для мусульман­ской общины.

 

Мусульмане угрюмо, равнодушно и с презрением глядели на своих но­вых властелинов (т.е. на британцев Прим. Portalostranah.ru) и своих прежних под­данных (т.е. на немусульман-индийцев Прим. Portalostranah.ru), (всех) этих неверных самозванцев.

 

Такое своеобразное состояние апа­тии мусульманского населения про­должалось почти до самого конца XIX столетия. Политическое воскре­шение началось главным образом по инициативе сэра Саеда Ахмед Хана (Syed Ahmad Khan, годы жизни: 1817-1898; состоял на британской, службе, происходя из богатой мусульманской семьи индийцев; один из авторов теории существования в Индии местных основных «двух наций» — мусульман и индуистов, при этом этническое происхождение теорией не считалось таким уж важным. В свете развития этой теории и произошло в 1947 г. разделение Британской Индии на два государства — Индию и мусульманский Пакистан. Забегая вперед, отметим, что теория скоро поблекла, когда в 1971 г. от собственно Пакистана отвалился именно по этническому признаку т.н. Восточный Пакистан — ныне независимый Бангладеш, населенный бенгальцами, хоть и мусульманского вероисповедования, но не говорящими на урду, принятом собственно в основном Пакистане Прим. Portalostranah.ru), провозгласившего следующие три принципа: социальная реформа в рамках ислама, признание западного просвещения, дружба с британцами. Исходя из этих трех принципов, в 1878 году в Алигаре (ныне этот город в индийском штате Уттар-Прадеш Прим. Portalostranah.ru) был основан Мусульманский колледж.

 

Четыре периода истории мусульман

 

(В конце XIX столетия) наступил благоприятный момент для установления дружественного контакта с британцами. В 1885 году, при содействии Британии, родился Индийский национальный конгресс (ИНК, до сих пор — 2019 г. — одна из основных и крупнейших политических партий Индии; была создана как умеренная межэтническая и межконфессиональная партия «всех индийских патриотов», первоначально не выступала за независимость от Британии, а только за самоуправление Прим. Portalostranah.ru). Мусульмане отнеслись к созданию ИНК с подозрением. Обещание (со стороны британцев) предоста­вить Индии право самоуправления они расценили как угрозу закрепления власти индусов на вечные времена.

 

Мусульмане требовали определен­ных гарантий для себя. В 1909 году были проведены раздельные выборы в новые законодательные органы, в результате которых мусульмане до­бились для себя некоторого представительства в них. Еще за три года до этого, в 1906 году, была основана «Мусульманская лига».

 

Следовательно, историю мусульман в Индии с 1526 по 1914 год можно разделить на три периода. Первым был период их владычества, который закончился падением империи Моголов в 1700 году.

 

Второй период охватывает целое столетие вооруженной борьбы, когда по-новому встал вопрос, кому править Индией — индусам или мусульманам. Этому вопросу не суждено было решиться, так как явились британцы, которые были сильнее любой из двух враждовавших общин.

 

Третий период — замирения — охватил XIX столетие. Британцы прочно держали бразды правления, и таким образом двум общинам уже не приходилось бороться между собою за власть.

 

1917 год ознаменовал начало четвертого периода, когда британцы провозгласили свой политический курс на «постепенное развитие органов самоуправления с целью прогрессивного осуществления ответственного правления в Индии как составной части Британской империи.

 

Это заявление подтверждало, что в конечном счете индийцы обретут демократическое самоуправление и что в непродолжительном будущем политическая власть перейдет из британских рук в индийские. Но о каких индийцах шла речь? О мусульманах или индусах? Перемирие кончилось. Временно прекратившаяся вражда вспыхнула вновь.

 

Трудно сформулировать политическую историю Индии за последние 25 лет. Много в ней было эмоциональных элементов, История индийских мусульман характеризуется на этом этапе тремя моментами.

 

Во-первых, вслед за двумя неудачными попытками британцев разработать конституцию для самоуправляющейся Индии, было принято окончательное решение предоставить индийцам самим решить, какую форму правления они желают для себя.

 

Во-вторых, на значительной части территории Индии мусульманам впервые пришлось на короткий срок испытать на себе власть индийцев.

 

Третий момент наступил, когда было выдвинуто требование о создании Пакистана. Все эти три момента связаны между собою.

 

Магомет Али (Мухаммед Али, почти независимый паша Египта в составе Османской империи; один из самых влиятельных государственных деятелей своего времени Прим. Portalostranah.ru), которого отнюдь нельзя заподозрить в доброжелательном отношении к британскому владычеству, однажды заявил по этому поводу следующее: «Пусть вас не обманывает характер борьбы между индусами и мусульманами. Этот спор имеет своим источником только страх чужого господства».

 

Идея Пакистана (статья была написана, напомним, незадолго до его создания Прим. Portalostranah.ru) воплотила опасения мусульман относительно того, что демократический Индийский союз, будь то монолитное или федеративное государство, будет означать господство индусов при крепостной зависимости мусульман в области экономических отношений.

 

«Имущие» и «неимущие»

 

В основе этих рассуждений лежит «теория двух наций». Если мусуль­мане являются самостоятельной нацией, они имеют право на самоопре­деление в тех «национальных оча­гах», где они составляют большинство, а именно в Пенджабе, в Северо-Западных Провинциях, в Кашмире, Синде, Белуджистане, Бенгале и Ассаме (часть Пенджаба, Северо-Западные Провинции, Синд и Белуджистан, в итоге, чуть позднее и стали частью государства Пакистан. Что касается Кашмира, то его индусский раджа первоначально желая остаться независимым, после бунта мусульман в своем княжестве, объявил о присоединении к Индии на ее условиях, несмотря на то, что большинство его подданных были мусульманами — Индии удалось занять только половину княжеству — во второй части было создано так называемое независимое государство «Азад Кашмир» под патронажем Пакистана; Бенгалия была разделена между Индией — Западная часть и Пакистаном — Восточная , но в 1971 г, напомним, отошедшая к Пакистану часть Бенгалии решила о него отделится — ныне это государство Бангладеш Прим. Portalostranah.ru).

 

Мусульмане требуют объединения всех этих районов в независимое суверенное государство. Таким образом четвертый период истории мусульман в Индии завер­шится лишь тогда, когда мусульмане либо добьются создания Пакистана, либо будут убеждены в том, что их права полностью ограждены даже при отсутствии самостоятельного государства.

 

В широком смысле слова индий­ских мусульман можно причислить к «неимущим», а индусов к «иму­щим». Даже в мусульманской де­ревне ростовщик и лавочник, как правило, индус. Следовательно, отно­шения между индусами и мусульма­нами определяются также и эконо­мическими факторами. Мусульмане боятся, как бы их ны­нешнее подчиненное положение не было закреплено навсегда, если к экономическому господству индусов прибавится и политическая власть.

 

Разные национальности могут ужиться вместе. Опасения матери­ального характера можно перебороть три помощи материальных гарантий. Пакистан не является единственным возможным решением проблемы, и если индийские мусульмане утвер­ждают противоположное, то нужно искать более глубоких причин.

 

Перед нами не простое столкно­вение двух национальных культур. Индуизм отличается своей способно­стью впитывать элементы других культур (Подробнее об этом. См. на нашем сайте здесь Прим. Portalostranah.ru). Но вместе с тем мусульмане не растворились в индусской среде и на протяжении всех этих девяти сто­летий сохранили свое культурное наследие.

 

В основе вражды (мусульман и индусов) лежит страх (попасть) под чу­жое господство, который усугубляет­ся укоренившимся убеждением среди мусульман в том, что они должны сохранить свои национальные и ре­лигиозные традиции в Индии и тем самым служить распространению ислама.

 

Мусульманская власть

 

С давних времен мусульмане при­выкли к положению правителей в Индии, привыкли быть владыками над индусами. Еще и сейчас можно встретить мусульман, которые роди­лись в эпоху, когда в Дели правил наследник Великих Моголов, а му­сульманский владыка имел свою ре­зиденцию в Лукноу (Лакнау). Эта исторически сложившаяся тра­диция власти, существовавшей не­зыблемо вплоть до прихода англи­чан, и является источником нынешних (на момент написания статьи в 1947 г. Прим. Portalostranah.ru) страхов индийского мусульма­нина перед государством, в котором ему отводится второстепенное место, а индусу — первостепенное.

 

Идея Пакистана соответствует глу­боко укоренившимся стремлениям мусульман. Мусульманин может быть гражданином любой страны, но вме­сте с тем он остается подданным ислама. Вот почему и в Индии мусульмане смотрят на индусов сверху вниз.

 

Но, обращая свои взоры по ту сторону границ, индийский мусульманин чув­ствует себя приниженным в сравне­нии со своими братьями в других, чисто мусульманских странах и по­этому стремится добиться прочного положения гражданина независи­мого мусульманского государства (на момент написания статьи в 1947 г., мечтая о том, что вскоре станет известно как государство индийских мусульман Пакистан, впоследствии расколовшийся на Пакистан и Бангладеш Прим. Portalostranah.ru).

 

И если бы даже Пакистан по срав­нению с Индостаном (т.е. по сравнению с Британской Индией, или же гипотетическим единым государством, объединяющие нынешние — 2019 г. — Индию, Пакистан и Бангладеш Прим. Portalostranah.ru) или Индийским союзом (т.е. тем, что ныне известно как Республика Индия Прим. Portalostranah.ru) и оказался более слабым государством (что и случилось, по состоянию на 2019 г., Пакистан несоизмеримо более слабое в экономическом плане и неустойчивое в политическом — государство, по сравнению с Индией; а некоторый паритет Пакистана и Индии в военном плане, за счет приобретения Пакистаном ядерного оружия, был достигнут только в 1998 г. Прим. Portalostranah.ru), он (индийский мусульманин) обрел бы равен­ство в лоне всемирного ислама.

 

Большинство людей относится с со­чувствием к стремлению индусов создать великую единую Индию, ко­торая была бы благодеянием не только для индийцев, но и для всего мира, но нельзя рассматривать со­временное политическое развитие Индии оторванно от ее прошлого (здесь, вероятно, ответ на критику в адрес британцев, что они слоняются на раздел Британской Индии на два независимых государства — Индию и Пакистан), отмечало британское издание.

 

Заметим что уже после выхода цитировавшейся статьи в «Британском союзнике» (напомним, это март 1947 г.) — в лето провозглашения независимости Индии и Пакистана — а она была провозглашена в августе 1947 г., в межобщинных столкновениях между индусами и мусульманами погибло около миллиона человек, и около 15 миллионов переселились из Индии в Пакистан, или обратно.

 

А теперь предлагаем вашему внимание выдержки из еще одного материала для заграницы — в данном случае современного материала иновещания радио «Голос Турции». Это комментарий декана Факультета политологии Анкарского университета им. Йылдырыма Беязыта — Кудрета Бюльбюля в рамках программы «Глобальная перспектива» от 05/09/2018 в рамках русскоязычного вещания станции. Можно сказать, что данный комментарий отражает взгляд мусульман на то, как ислам распространился в Индии и какое положение он должен занимать там.

 

В комментарий автора турецкого иновещания не разделяется идея того, что британцы, свергнув власть Великих Моголов над Индией, оказали услугу Индии, или, как минимум, не ухудшили положения Индостана.

 

В комментарии Кудрета Бюльбюля говорилось (приводим с сокращениями):

 

«Доктор Омаир Анас из исследовательского центра в Нью-Дели рассказал, что ислам появился в Индии за счет трех факторов, первым из которых стали торговцы-мусульмане, которые добросовестно вели свои дела и пользовались большим доверием, способствуя распространению ислама на полуострове.

 

Вторым фактором, послужившим распространению в Центральной Азии ислама, стали последователи суфизма...

 

Третьим фактором послужило мусульманское правление, которое продолжалось здесь на протяжении нескольких веков. Мусульманское тюркское правление установилось в Индии в XI веке. Подобно Османской империи и Аль-Андалусу (Аль-Андалус — часть Испании под властью арабов. Подробнее см. здесь Прим. Portalostranah.ru), они правили, проявляя высокую толерантность и уважение к различиям в культуре и вероисповедании, традициям и культуре местного населения...

 

В Индостане, начиная с XI века и по 1857-ый год, существовали тюркские султанаты, первым из которых стало Газневидское государство. Самым же известным из них стала империя Великих моголов, эпоха процветания которой приходится на период правления шаха Бабура и его сына Джинхангира. Период султанатов завершился в Индостане в 1857 году после того, как последний правитель империи Бахадыр-шах (Бахадур-шах) потерпел поражение в сражении с англичанами.

 

Известно, что султаны Османской империи и Индии поддерживали близкие отношения. После изгнания императорской семьи из Турции, некоторые османские принцессы вышли замуж за индийских принцев

 

После британской оккупации исламское прошлое Индии прослеживается все слабее, а затем полностью предается забвению. Можно сказать, что причинами тому стали как оккупационная политика, так и стремление Индии, Пакистана и Бангладеш в процессе становления государственности создать национальную историю.

 

На сегодняшний день Индия — вторая страна в мире после Индонезии по численности мусульманского населения, которое в Индии составляет свыше 200 млн. Между тем число мусульман в Индостане (подразумевается Индия, Пакистан и Бангладеш Прим. Portalostranah.ru) приближается к 600 млн. человек. Общее население Индии при этом исчисляется 1,3 млрд. человек. Положение мусульман в Индии в настоящее время, к сожалению, не радует. Так, все больше нарастает давление на мусульман в штате Ассам...

 

В настоящее время в Индии насчитывается 18 официальных языков, 22 штата, около 400 языков и диалектов. Возможно, это самая богатая страна мира с точки зрения разнообразия религий, языков, культур и вероисповеданий. И в том, что это разнообразие дошло до наших дней, бесспорно, есть заслуга мусульманского правления, которое существовало здесь на протяжении длительного времени, потому что оно не стремилось к уничтожению и ассимиляции местных культур, языков, верований, а принимало их как часть своей цивилизации, подобно тому, как это делали османы на своей территории, а арабы в Аль-Андалусе. Именно по этой причине, даже когда мусульманские правители утратили свою власть, все религии, языки и культуры этого региона продолжили свое существование. Несмотря на довольно долгий период мусульманского правления, в настоящее время на Балканах нет следов турецкого, а в Аль-Андалусе — арабского языков, тогда как английский стал одним из официальных языков Индии, Пакистана и Бангладеш, а в США языки, религия и культура местного населения взяты под охрану, подобно виду вымирающей популяции лесного ибиса.

 

Данное обстоятельство наводит на вопрос: какими бы были последствия, если бы англичане пришли в Индию не в XIX веке, а в XV, когда была открыта Америка? По всей вероятности, Индия, как и США, стала бы страной, разговаривающей на языке белых людей с навязанной религией, с уничтоженными местной культурой и верованиями. Или же представим несколько другое развитие событий: что бы стало с местным населением Америки, если бы она была открыта не представителями западного мира, а мусульманами? Оказались ли бы на грани исчезновения культура, верования и язык ацтеков, инков и майя? Или же именно они в настоящее время управляли Соединенными Штатами?

 

После оккупации Индостана англичанами здесь господствовала не только западная культура. Полуостров был разделен на три части: Индию, Пакистан и Бангладеш. Стало ли это деление результатом политики «раздели и властвуй» британского империализма или же результатом политики загнанных в угол мусульман — тема важной дискуссии. Если бы полуостров остался бы единой страной, между этими государствами не было бы противостояния, а мусульмане бы стали большинством, что могло бы принести большее спокойствие и стабильности в регион.

 

Когда в Первой мировой войне англичане напали на Османскую империю, индийские мусульмане выступили с резкой реакцией. Они также находились в английской оккупации. Оккупация Османского государства означала бы для них полный крах надежд и еще больше укрепление их оккупантов. В знак поддержки Османской империи они начали «Движение в поддержку османского халифата» (в тот период турецкий султан, после падения за несколько столетий до того халифов арабского халифата, считался халифом всех мусульман Прим. Portalostranah.ru), на стороне которого были Джинна и Ганди, и проводили частые акции протеста. Лидеры движения даже провели встречу с премьер-министром Великобритании того периода. Представителями движения собирались деньги и отправлялись в Турцию для поддержки Национально-освободительной войны», отмечается в комментарии автора турецкого иновещания «Голос Турции». При этом в комментарии, содержащим нападки на Запад и восхваления справедивости мусульманского правления в Индии, забывают указать, что как раз в тот период, когда в Индии Джинна и Ганди боролись против «колониализма англичан», разворачивалась борьба и других мусульман — арабов, но уже против колониализма Османской империи. Да, и кстати, полномочий халифа представителя династии османских султанов Абдул-Меджида II в 1924 г. лишил не Запад, а сами турки, а точнее — Великое национальное собрание — парламент Турции, которая к тому времени уже как была республикой.

 

Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru по двум основным источникам: статье «Мусульмане Индии» из газеты «Британский союзник» (№ 12 (241) за 23/03/1947 г.,  — русскоязычный еженедельник «Британский союзник» издавался правительством Великобритании в 1942-1949 гг., распространяясь по соглашению с советским правительством внутри СССР, еженедельник отражал британские мнения на различные вопросы); комментарию от 05/09/2018 радио «Голос Турции» — официального иновещания Турции, русская программа; другим материалам.

 

 



Опубликовано10092019       Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
(Из рубрики «Вещая поверх границ» №26). Дебаты в британском парламенте о глушении СССР Русской службы BBC. 1949 год
 
Начало истории с глушением передач Русской службы Британской вещательной корпорации BBC.
Подробнее...
Осень в Японии – взгляд из Японии
 
Обзор об осени в Японии по японским источникам – специфика и еда этого сезона.
Подробнее...
Услышать Северный Кипр на русском
 
В очередном выпуске рубрики «Вещая поверх границ» записи экзотического вещания на русском и других языках из Турецкой Республики Северного Кипра и рассказ об этом иновещании.
Подробнее...




 

География посетителей

Также по теме