Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Современная история Швейцарии: Швейцария и Кальвин. Что осталось от кальвинистских традиций в деловой этике швейцарцев (современный кальвинизм в этике)


В 2009 году отмечается 500-летняя годовщина со дня рождения реформатора христианской церкви Кальвина, который также является отцом – основателем этических принципов государства, которое мы знаем как Швейцарию.

Несмотря на наличие католического элемента, и других веяний на современное швейцарское общество, оказывается, что и швейцарские банкиры, являющимися одними из основных столпов швейцарской экономической модели, до сих пор считают идеи Кальвина своей путеводной звездой и для них и для Швейцарии.

В апреле 2009 года Швейцарская вещательная корпорация в лице ее отдела иновещания swissinfo (бывшее «Международное швейцарское радио», которое теперь оперирует только в интернете) открыло свою русскую страницу. Русский стал десятым языком, на которых функционирует swissinfo.

Одним из первых материалов этого швейцарского вещателя по-русски стала публикация интервью о том, как идеи Кальвина продолжают влиять на современную историю Швейцарию и ее деловую этику. Предлагаем выдержки из этого материала.

Кальвинистские привычки


На иллюстрации:   Одна из архивных карточек подтверждения приема - Qsl-карточка, которую «Международное Швейцарское радио»  рассылало своим слушателям по всему миру, когда еще вещало на коротких волнах.  На этой карточке с надписью «Швейцария зовет», датированной 1964-1966 годами,  отображен идиллический образ Швейцарии.

На иллюстрации:

Одна из архивных карточек подтверждения приема - Qsl-карточка, которую «Международное Швейцарское радио» рассылало своим слушателям по всему миру, когда еще вещало на коротких волнах.

На этой карточке с надписью «Швейцария зовет», датированной 1964-1966 годами, отображен идиллический образ Швейцарии.

«В «Год Кальвина» финансовый кризис и вопрос о смысле жизни сближают капиталистов и церковь.

 

Со слов владельца частного банка Конрада Хуммлера, вместе с банкирами искушению получения сверхприбыли от ценных бумаг поддались и клиенты банков, поэтому грех обоюдный.

 

В последнее время можно было часто услышать, что финансовый кризис затрагивает настоящих частных банкиров меньше чем сменяемых руководителей крупных банков. Причиной тому является реакция менеджеров крупных банков на обещания о выплате заработной платы и бонусов.

 

В противоположность им, владельцы частных банков несут ответственность за возможные убытки своего банка своим частным имуществом, а также имеют более высокие моральные качества. Со слов Конрада Хуммлера, из банкa Wegelin в Санкт-Галлене, это является частью наследия кальвинистских традиций Швейцарии.

 

Конрад Хуммлер: В этом году пройдут празднования 500 летнего юбилея со дня рождения женевского реформатора Кальвина, которого во всем мире считают родоначальником мирового капитализма.

 

В отличие от верной Папе католической церкви в XVI веке Кальвин допускал проведение кредитных операций.

 

Проценты по кредиту он привязывал к высокоморальным качествам. Искренность, верность договору, поддержание секретности и определенная бережливость являлись на продолжении долгого времени первоначальными качествами швейцарцев и их банкиров, пока они не превратились в «машины для зарабатывания денег» и, в недавнем времени, не лишились части их доброй славы.

 

swissinfo: Потеряла ли вместе с моделью «зарабатывания денег» банкиров свою хорошую репутацию и модель деловых отношений Кальвина?

 

K.Х.: После первого появления негативных заголовков на первых страницах газет о UBS и других швейцарских банках, я читаю об этом в швейцарских изданиях.

 

Но я лично в это не верю. (С одной стороны, швейцарские банки обвиняют в том, что они покрывают вклады, нажитые преступным путем и скрытые от налогов в других странах. А с другой — усиливаются подозрения в том, что Швейцария под давлением правительств разных стран и международного сообщества постепенно отходит от своего знаменитого принципа «банковской тайны» и вынуждена следовать общепринятой банковской практике. В частности, банк UBS был вынужден заплатить штраф и передать властям США информацию о 250 своих американских вкладчиков, подозреваемых в неуплате налогов. Прим.- Portalostranah.ru)

 

То, что мы пережили в течение последних 25 лет, было вторжением англосаксонского менталитета. Он принес нам практику ведения дел, бизнес идеи и деловую мораль, которые нам на самом деле не присущи.

 

Например, привычная модель компенсирования с высокими бонусами в инвестмент банкинг была заимствована швейцарской банковской системой. Это не имеет ничего общего с Кальвином.

 

Эта банковская модель не очень хорошо уживается со швейцарским менталитетом. По сравнению с англосаксонской моделью, она менее ориентирована на «бум и крах», то есть на цикличное чередование больших успехов, после которых следуют крах и увольнения.

 

swissinfo: В чем заключается швейцарская модель деловых отношений?

 

K.Х.: Швейцарская модель всегда была моделью со стабильностью. Поэтому Швейцария, колыбель кальвинизма, и далее будет оставаться международным финансовым центром.

 

Неправильно считать, что решение Кальвина 500 лет тому разрешить брать проценты по кредитам, открыло двери безнравственному банковскому обслуживанию.

 

swissinfo: Все-таки дух Кальвина немного затерялся в швейцарской банковской системе, как Вы считаете? Непосредственно в городе Кальвина Женеве, в котором некоторые банкиры потерпели неудачу в спекулятивных операциях.

 

K.Х.: И в городе Кальвина Женеве, за последние четыре года искушения получения сверхприбыли от ценных бумаг, которое стало почти нормальным явлением, не выдержали многие банки, за исключением относительно небольшого круга владельцев частных банков, которые несут ответственность своим имуществом.

 

Тем не менее, они продолжали это делать наряду со своими клиентами, которые хотели этого. Поэтому я вижу в этом обоюдною вину данного грехопадения.

 

swissinfo: Тем не менее, пока что банкиры снискали мало милости — по меньшей мере милости общества. Что в этом случае сказал бы Кальвин? Получили бы они милости от Бога?

 

K.Х.: У Кальвина было свое видение милости Господа. Хотя оно часто поддавалось критике, но сейчас бы очень подошло. По Кальвину, успех в деле является знаком Божьей милости, а не личных заслуг.

 

Но как результат, значимость каждого в деле становится относительной, включая его претензии, например, в области заработной платы.

 

Как говорят на современном жаргоне банкиров: Исполнительный директор в одиночку не смог бы обеспечить своим трудом рентабельность капитала своего предприятия. Потому, сегодня Кальвин сказал бы, будьте более скромными!»

 

Статья была опубликована на сайте Швейцарской вещательной корпорации swissinfo.ch , в его русском разделе (ныне закрытом) 21 апреля 2009 года под заголовком «Обоюдный грех».

 

Предисловие и примечания: Portalostranah.ru

 

Опубликовано 22/05/2009



Опубликовано22052009       Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Радио Афганистана, в том числе на русском, и афганское телевидение. Досье
 
С некоторыми перерывами, служба иновешания «Радио Афганистан» ведет свои передачи на русском языке, в числе других языков – уже более пятидесяти лет, - с 1964 г.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме