Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Корабли Калигулы в Неми, или итальянский Национальный музей римских кораблей


Обзор о кораблях древнеримского императора Калигулы на озере Неми, в одноименном городке, и расположенном там итальянском Национальном музее римских кораблей.

Поговорим о кораблях римского императора Калигулы, которые были извлечены из оз. Неми (Lago di Nemi) и ныне выставлены в Национальном музее римских кораблей (Museo delle Navi Romane), в расположенном на упомянутом озере городке (ок. 2 тыс. жит.), славящемся своим клубничным фестивалем и носящем то же название, что и озеро — Неми. Отметим, что административно город и коммуна Неми относятся к итальянской столице — Риму, хотя располагаются в регионе Лацио, в 30 км к югу от собственно Рима. В свою очередь, озеро Неми — это небольшое круговое озеро вулканического происхождения — одно из кратерных озер в расположившихся здесь, в столичном регионе Лацио, Альбанских горах (Colli Albani).

 

Неми — название озера и города происходит от латинского слова nemus, что в данном случае означает «святое дерево». В древности в этом районе не было города, но находившаяся здесь роща была местом одного из самых известных римских храмовых культов — италийского божества Дианы Неми (Diana Nemorense) — богини Дианы, которая в IV веке до н.э. стала отождествляться с греческой богиней охоты, плодородия, женского целомудрия и родовспоможения Артемидой. Святилище Дианы Неми, как считается, располагалось на северном берегу озера Неми, а само озеро также называли «зеркалом богини Дианы».

 

Небезызвестный эксцентричный римский император Калигула (Гай Юлий Цезарь Август Германик по прозвищу Калигула — «сапожок», род. в 12 г. н.э., годы правления: 37-41 г. н.э.) имел на этом озере Неми виллу, и, возможно, именно в связи с культом Дианы Неми этот император построил несколько очень больших и роскошных барж для использования на данном озере. Согласно изысканиям, один корабль был плавучим святилищем для осуществления обрядов в честь Дианы Неми, или же в честь египетской богини Исиды, а другой — был прогулочной баржей с постройками на ней. После убийства Калигулы в результате заговора оба корабля были затоплены.

 

Как отмечается на сайте Национального музея римских кораблей museonaviromane.it, «корабли Калигулы являются уникальным примером церемониальной парадной баржи.

 

Подобные суда распространились эллинистический период как в виде морских, так и речных судов, с богато украшенными мозаичными полами, садами на крыше — настоящих «круизных судов» в египетской традиции...

 

Калигула был особенно чувствителен к следованию восточным обычаям, перенятыми его династией от предков, бывавших на Востоке, и конечно, не был равнодушен к той форме самовосхваления, которую давало обладание таким кораблями.

 

Первая из барж на озере Неми была кораблем для удовольствий с крытым обогреваемым павильоном на корме, а также павильоном и святилищем в носовой части. Постройка здесь такого судна связана с располагавшейся на берегу озера Неми виллой императора.

 

Вторая из барж использовалась, в основном, для религиозных церемоний, о чем свидетельствует обнаружение на борту культовых предметов, связанных с Исидой, которую во времена Калигулы, вероятно, стали отождествлять с богиней Дианой, чье святилище, располагалось в близлежащей заповедной роще.

 

Предполагается, что эти два корабля использовались для участия в церемонии navigium Isidis, — ритуале в честь богини Исиды, покровительницы моряков, с которым 15 марта каждого года возобновлялся сезон навигации», отмечает museonaviromane.it.

 

Корабли Калигулы,

о которых всегда знали


 

На илл.

На илл.:

На снимке, сделанном 20 октября 1928 г., тогдашний глава итальянского правительства Бенито Муссолини (четвертый у перил от правой стороны) наблюдает за работой насосной станции, которую компания Costruzioni Meccaniche Riva di Milano поставила на озеро Неми во время проекта по откачке воды для извлечения кораблей Калигулы со дна этого озера.

Как указывает вышеупомянутый сайт Национального музея римских кораблей, после своего затопления, корабли Калигулы всегда «были видны на дне в прозрачных водах озера и были объектом периодического разграбления и с XV века неуклюжих попыток поднятия со дна». Итак, как считается, местные рыбаки всегда знали о существовании этих затонувших кораблей Калигулы, временами вытаскивая с них небольшие артефакты. Для этого часто использовались крюки для захвата, а сами найденные предметы продавались.

 

В 1446 г. влиятельный кардинал Римской католической церкви и сеньор Неми Просперо Колонна (Prospero Colonna) и сотрудник папской канцелярии Леон Баттиста Альберти (Leone Battista Alberti) возглавили изыскания по поиску затонувших кораблей Калигулы на озере Неми, основываясь на рассказах об этих кораблях, которые они и обнаружили на глубине 18,3 метра (60 футов) Однако глубина была слишком значительной, чтобы корабли тогда можно было достать из-под воды. Хотя Альберти и предложил для поднятия кораблей оригинальный метод, когда попробовал связать их с плавучими бочками. Будучи гениальным, этот метод оказался неудачным из-за обширного гниения.

 

В ходе предприятия Альберти пригласил отважных генуэзских пловцов-ныряльщиков, тогда же было выяснено, что остовы лежащих на дне кораблей обшиты свинцовой оболочкой и был изучен тип дерева, из которого были изготовлены древнеримские корабли.

 

При этом изыскания Колонны и Альберти нанесли значительный урон затонувшим кораблям Калигулы, т.к. используя уже упоминавшиеся выше веревки с крючками, участники того предприятия отрывали от лежащих на дне корабельных остовов доски.

 

В 1535 году инженер на службе нескольких владетелей болонец Франческо де Марчи (Francesco De Marchi) достиг затонувших кораблей Калигулы на озере Неми с помощью деревянного водолазного колокола, снабженного иллюминатором — конструкция де Марчи защищала верхнюю часть тела, оставляя свободными ноги и руки и позволяя дышать (свои погружения исследователь описал в труде Della Architettura Militare). Находки де Марчи включали кирпичи, фрагменты мраморной брусчатки, бронзовые и медные фрагменты и большое количество деревянных балок затонувших кораблей Калигулы.

 

Затем попытки исследования затонувших кораблей Калигулы на озере Неми предпринимались в 1827 г, и позднее — в 1895-1896 гг. В последнем случае работы осуществляло итальянское государство, а именно Министерство образования и Военно-морской флот Италии. Большая часть извлеченного материала тогда было приобретено Национальным музеем, в то время как другая часть попала на антикварный рынок.

 

На илл.

На илл. с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it:

Модель корабля Калигулы из озера Неми.

В 1926 г. итальянским государством была создана новая комиссия по вопросу исследования и и восстановления кораблей Калигулы на озере Неми. В состав комиссии вошли ученые-археологи и инженеры, под руководством бывшего генерального директора Министерства образования (1906 г.), впоследствии руководителя ряда художественных галерей и сторонника фашистского движения, искусствоведа и археолога — сенатора от Национальной фашистской партии Коррадо Риччи (Corrado Ricci, годы жизни: 1858 — 1934).

 

Выводы комиссии Риччи подтвердили оценки, высказанные еще в 1895-1896 гг. подполковником инженерного подразделения военно-морских сил Витторио Малфатти (Vittorio Malfatti) о том, что поднятие судов Калигулы возможно путем частичной откачки воды из озера. Также комиссией было предусмотрено строительство специального музея на берегу оз. Неми. И 9 апреля 1927 г. в своей речи на заседании исторического общества Reale Società Romana di Storia Patria тогдашний глава правительства Италии Бенито Муссолини объявил о решении поднять затонувшие суда Калигулы. Воду откачали и остовы кораблей, а также многочисленные артефакты извлекли со дна озера.

 

На илл.: Снимок 1930 г., показывающий остов одного из кораблей Калигулы, извлеченный тогда из озера Неми.  Для уяснения размеров корабля можно посмотреть на кажущиеся крошечными рядом с корабельным остовом фигуры рабочих.

На илл.: Снимок 1930 г., показывающий остов одного из кораблей Калигулы, извлеченный тогда из озера Неми.

Для уяснения размеров корабля можно посмотреть на кажущиеся крошечными рядом с корабельным остовом фигуры рабочих.

На илл. с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it:  бронзовая деталь, изображающая льва, извлеченная с корабля Калигулы с озера Неми.

На илл. с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it:

бронзовая деталь, изображающая льва, извлеченная с корабля Калигулы с озера Неми.

Однако Национальный музей римских кораблей, сооруженный в 1935 г. на берегу озера Неми для хранения поднятых со дна этих барж Калигулы, был частично разрушен в ночь с 31 мая на 1 июня 1944 г. из-за пожара — во время последнего отрезка Второй мировой войны. При этом неизвестно, кто был виновником пожара, отступающие ли немецкие войска, по соседству с музеем располагалась германская батарея, или же пожар возник из-за случайных людей. Снова музей открылся в 1988 г. Однако его экспозиция теперь не может похвастаться подлинными остовами кораблей Калигулы, т.к. они были уничтожены во время вышеупомянутого пожара. В части кораблей Калигулы с озера Неми, музей ныне содержит лишь некоторое количество артефактов с поднятых барж Калигулы, которые были изготовлены не из дерева, а также то, что во время войны было вывезено на хранение в Рим, а кроме того изготовленные для музея деревянные копии кораблей.

 

Национальный музей

римских кораблей в Неми сегодня


 

На илл.

На илл.:

Страница с описанием Национального музея римских кораблей в Неми из официального итальянского издания «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» (местности под Римом - Альбанских гор и Пренестини), рус. яз., ок. 2012 г.

И далее приведем описание Национального музея римских кораблей в Неми из официального издания «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» — публикации «Горного общества Кастели Романи и Пренестини» (музейного общества местности под Римом — Альбанских гор и Пренестини), совместно с регионом Лацио, рус. яз., ок. 2012 г.:

 

«Национальный музей римских кораблей был создан для возможности знакомства с двумя имперскими кораблями, принадлежавшими императору Калигуле, поднятыми со дня озера Неми с 1929 по 1931 гг. Разрушенный пожаром в 1944 г., музей был окончательно открыт для посетителей в конце 80-х годов.

 

В левом кильблоке музейного здания сегодня выставлены материалы и документация, касающаяся каркасов кораблей и их подъема из вод озера.

 

Правое крыло музея посвящено культовым местам Альбанских гор, (древнеримским поселениям) Ардеа и Сатрикум (Satricum), с особым вниманием к святилищу-храму Дианы Nemorense, что подтверждается материалами раскопок, произведенных в 20-х годах прошлого века, а также, в недавний период, с 1989 по 2013 годы. Кроме этого, экспонируется также часть археологической коллекции дворца Русполи в Неми, поступившей из храма или составляющей коллекцию антикварного коллекционирования семьи Русполи.

 

Недавно экспозиция пополнилась колоссальной мраморной статуей Калигулы на троне, восстановленной гвардией финансовой полиции в 2011 году, обнаруженной в городке Каваллерия в зоне Неми-Веллетри. Этот раздел музея посвящен императорским резиденциям зоны Неми-Ланувио: здесь экспонируются материалы, найденные (далее перечисляются руины вилл древнеримских императоров в городках под Римом Прим. Portalostranah.ru) на вилле императора Калигулы на берегу озера Неми (городок С. Мария) и в городке Каваллерия, на вилле Антонини (под Антонини подразумевается римский император Антонин Пий Прим. Portalostranah.ru) в Ланувио и на вилле Домициана в Кастель-Гандольфо», указывает публикация «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини».

 

На илл. с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it:  внутренний вид музея.

На илл. с сайта Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it:

внутренний вид музея.

Этот обзор был подготовлен Portalostranah.ru по следующим материалам: сайту Национального музея римских кораблей в Неми museonaviromane.it (итал. яз.); официального изданию «В двух шагах от Рима. Музеи Кастели Романи и Пренестини» — публикации «Горного общества Кастели Романи и Пренестини» (музейного общества местности под Римом — Альбанских гор и Пренестини) совместно с регионом Лацио, рус. яз., ок. 2012 г.; др. материалам.

 

Portalostranah.ru

 

 

Опубликовано 18/03/2017



Опубликовано18032017       Portalostranah

Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...
Национальная птица Индии – павлин. Почему?
 
Обзор о национальной птице Индии – павлине.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме