Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Эфиопия и Эритрея. Начало конца эфиопского великодержавия – эфиопский взгляд


О том, как Эфиопия отказалась от прав на Эритрею – по публикациям бюллетеня «Эфиопия сегодня», издававшегося посольством Эфиопии в Москве на русском языке.

Отметим, что с потерей Эритреи Эфиопия лишилась выхода к морю.

На иллюстрации с видеокадра Британской вещательной корпорации: Бойцы эритрейского сопротивления во время войны за независимость Эритреи.

На иллюстрации с видеокадра Британской вещательной корпорации:

Бойцы эритрейского сопротивления во время войны за независимость Эритреи.

 

Документальный снимок времени войны за независимость Эритреи, насколько известно финального этапа этой войны.

Документальный снимок времени войны за независимость Эритреи, насколько известно финального этапа этой войны.

Здесь боец Народного фронта освобождения Эритреи — НФОЭ (на первом плане) берет в плен эфиопского солдата.

 

На иллюстрации с документального видео времен войны за независимость Эритреи: Здесь бойцы одного из отрядов эритрейского движения за независимость.

На иллюстрации с документального видео времен войны за независимость Эритреи: Здесь бойцы одного из отрядов эритрейского движения за независимость.

Вероятнее всего, это бойцы Народного фронта освобождения Эритреи — НФОЭ, который смог объединить целый ряд эритрейских повстанческих группировок, на начальном этапе войны за независимость даже враждовавших друг с другом, в том числе по конфессиональному признаку: население Эритреи наполовину состоит из христиан, и наполовину - из мусульман.

 

На иллюстрвции из документального  издания «Рассвет после длинной ночи» (Dawn after a long night), публикации Eritrean People's Liberation Front, Dept. of Information 1989 г.: показаны бойцы Народного фронта освобождения Эритреи — НФОЭ (Eritrean People’s Liberation Front) во время войны за независимость Эритреи (заметим, что короткие шорты были отличительной чертой формы этого движения, воевавшего в жарком климате).  Народный фронт освобождения Эритреи привел Эритрею к независимости от Эфиопии в 1991 г. (формально независимость Эритреи была провозглашена в 1993 г.), и правит в Эритрее до сих пор.   НФОЭ после своего сформирования в 1970 г. вел войну за независимость Эритреи сначала с императорским, а затем коммунистическим режимами Эфиопии. Фронт был основным союзником эфиопского движения  Революционно-демократический фронт народов Эфиопии (ныне правящее в Эфиопии), свергнувшим в 1991 г. коммунистический режим в Эфиопии и признавшим независимость Эритреи в 1993 г.

На иллюстрвции из документального издания «Рассвет после длинной ночи» (Dawn after a long night), публикации Eritrean People's Liberation Front, Dept. of Information 1989 г.: показаны бойцы Народного фронта освобождения Эритреи — НФОЭ (Eritrean People’s Liberation Front) во время войны за независимость Эритреи (заметим, что короткие шорты были отличительной чертой формы этого движения, воевавшего в жарком климате).

Народный фронт освобождения Эритреи привел Эритрею к независимости от Эфиопии в 1991 г. (формально независимость Эритреи была провозглашена в 1993 г.), и правит в Эритрее до сих пор.

НФОЭ после своего сформирования в 1970 г. вел войну за независимость Эритреи сначала с императорским, а затем коммунистическим режимами Эфиопии. Фронт был основным союзником эфиопского движения Революционно-демократический фронт народов Эфиопии (ныне правящее в Эфиопии), свергнувшим в 1991 г. коммунистический режим в Эфиопии и признавшим независимость Эритреи в 1993 г.

В 1991 г. Революционно-демократический фронт народов Эфиопии — РДФЭН (Ethiopian People’s Revolutionary Democratic Front) отстранил от власти режим Менгисту Хайле Мариама, — деятеля, который среди других представителей созданного Временного военно-административного совета 12 сентября 1974 года в свою очередь сверг многовековой императорский режим в Эфиопии. Во время своего правления Менгисту Хайле Мариам провозгласил построение социализма в Эфиопии и стал опираться на советскую военную и материальную помощь. После того как в 1990 г. советская помощь прекратилась, Менгисту Хайле Мариам спустя некоторое время, а именно 21 мая 1991 г., был вынужден бежать за границу — сначала в Кению, а затем в Зимбабве (где пребывает в изгнании до сих пор, осужденный на родине судом по обвинению в геноциде, убийствам, незаконным арестам и конфискации собственности.), в то время как 28 мая 1991 г. столицу Аддис-Абебу занял упомянутый РДФЭН, находящийся у власти в Эфиопии до сих пор (2017 г.).

 

 

Важным обстоятельством для понимания обстановки в Эфиопии в 1991 г. являлось то, что основным союзником РДФЭН был Народный фронт освобождения Эритреи — НФОЭ (Eritrean People’s Liberation Front, до сих пор — 2017 г. — под наименованием Народный фронт за демократию и справедливость является правящей партией в с того времени независимой Эритреи), организация, выступавшая и вооруженным путем боровшаяся за независимость Эритреи. (Эритрея — область, которая входила в состав Эфиопии в период древней Аскумской империи (I-IX века н.э.), а затем с 1951 г. вновь присоединенной к Эфиопии после ухода итальянцев, а затем британцев, согласно решению ООН, в качестве автономной территории. Эта автономия Эритреи была ликвидирована в 1962 г., когда эфиопский император Хайле Селассие I, годы правления: 1930-1974, официально аннексировал Эритрею в качестве четырнадцатой провинции Эфиопии. Режим Менгисту Хайле Мариама продолжал великодержавную политику свергнутых им императорских властей по отношению к Эритрее. Историю Эритреи см. здесь).

 

После своего прихода к власти правительство РДФЭН было вынуждено признать эритрейскую независимость, осуществившуюся под руководством союзника — Народного фронта освобождения Эритреи. И далее предлагаем вашему вниманию выдержки из двух статей бюллетеня «Эфиопия сегодня», выпускавшегося в 1990-е гг. на русском языке Посольством Эфиопии в Москве (офиц. название «Посольство Переходного Правительства Эфиопии в Российской Федерации», т.е. посольством правительства РДФЭН) на тему признания Эфиопией эритрейской независимости.

 

Эти статьи из «Эфиопия сегодня» интересны ныне с исторической точки зрения, т. к. отражают то, как эфиопские медиа и правительственные круги рефлексировали тогда по поводу утраты Эритреи (несмотря на то, что между прочим, с потерей Эритреи, Эфиопия потеряла выход к морю, в то время — после мая 1991 г. официальная Аддис-Абеба впервые отказалась от традиционной великодержавной политики, пусть и под давлением обстоятельств; тогдашние публикации «Эфиопия сегодня» проникнуты духом союзничества РДФЭН и НФОЭ — Эфиопии и Эритреи, хотя вскоре отношения между Эфиопией и получившей независимость Эритреей ухудшились из-за территориальных споров, и даже вылились в приграничную войну, с тех отношения между странами остаются неприязненными). И далее к выдержкам из бюллетеня «Эфиопия сегодня»:

 

Обложка  сборника цитируемых здесь бюллетеней «Эфиопия сегодня».  Данные информационные бюллетени издавались Посольством Переходного Правительства Эфиопии в Российской Федерации.

Обложка сборника цитируемых здесь бюллетеней «Эфиопия сегодня».

Данные информационные бюллетени издавались Посольством Переходного Правительства Эфиопии в Российской Федерации.

«Эфиопия сегодня», № 2, 1993:

 

«Дружба между Эфиопией и Эритреей — «победа всемирно исторического значения», Эритрея: Референдум состоится в апреле.

 

Отвечая на вопросы иностранных корреспондентов, (тогдашний лидер РДФЭН и глава Эфиопии Прим. Portalostranah.ru) президент Мэлес Зенави (Meles Zenawi) заявил, что, каковы бы ни были итоги предстоящего в апреле референдума по вопросу о независимости Эритреи (эритрейцы для легитимизации своей независимости согласились провести тогда референдум Прим. Portalostranah.ru), Эфиопия сохранит с ней самые близкие и дружественные отношения, поскольку народы двух стран нуждаются в тесном сотрудничестве и не смогут жить в изоляции друг от друга.

 

Как известно, эритрейское национально-освободительное движение, зародившееся еще во времена императора Хайле Селассие I, весной 1991 года нанесло сокрушительное поражение войскам прежнего режима и выбило их за пределы Эритреи. Тогда же было создано Временное правительство Эритреи, взявшее на себя всю полноту власти в этой бывшей провинции Эфиопии. По мнению политических наблюдателей, итоги апрельского референдума во многом предрешены: народ однозначно выскажется за независимость, после чего последует провозглашение Эритреи независимым государством, что юридически подкрепит сложившееся к настоящему моменту фактическое положение.

 

Между тем ряд политических сил, базирующихся как в Эфиопии, так и за рубежом, резко выступает против проведения референдума, утверждая, что страна должна оставаться «единой и неделимой». В подтверждение этой позиции приводится, в частности, тезис о том, что Эфиопия в ее нынешнем виде существовала со времен воцарения династии Аксумитов и лишь в 1890 году с приходом итальянских колонизаторов страна была насильственно расчленена, в результате чего и возникла Эритрея.

 

Однако какие бы аргументы ни приводились противниками независимости Эритреи, возникает вопрос: какова альтернатива референдуму? Силой удержать Эритрею в составе Эфиопии? Но это означает возобновление кровопролитной междоусобной войны и попрание неотъемлемого права наций на самоопределение...

 

Ниже мы на страницах бюллетеня «Эфиопия сегодня» приводим в сокращении статью ХабтеТесфа-Мариама («Этиопиан херальд», 10 января 1993), посвященную данной проблеме («Этиопиан херальд», Ethiopian Herald — газета на английском языке, принадлежит правительству Эфиопии Прим. Portalostranah.ru):

 

Исторический аргумент

 

Общая история способствует установлению тесных политических связей между государствами, но не обязательно предполагает общую государственность.

 

После падения Римской империи, простиравшейся от Британских островов на северо-западе и Германии на севере до Сирии на востоке и Средиземного моря на юге, входившие в нее государства пока так и не объединились, несмотря на то, что в прошлом имели общую истерию.

 

И теперь страны Западной Европы заставляют объединяться не ностальгические воспоминания о незапамятных временах, а соображения экономической целесообразности. По моему мнению, народы объединяются вовсе не для восстановления утерянных исторических связей, а из стремления улучшить условия своего существования — в экономическом, социальном и политическом отношении. Общая история может быть основой, но ни в коем случае не решающим фактором подобного объединения.

 

Тем не менее некоторые эфиопские горе-политики, многие из которых находятся в добровольной ссылке в США, склонны сознательно или по заблуждению абстрагироваться от настоящего и выдвигать на первый план прошлое. Но могут ли пространные рассуждения об истории дать решение нынешним проблемам Эфиопии? И какой момент в истории можно взять за точку отсчета, так чтобы с этим согласились все заинтересованные стороны? Существует ли то самое «прошлое», которое было бы одинаково свято для эфиопского государственника, представителя народности оромо (оромо — одна из крупнейших народностей Эфиопии Прим. Portalostranah.ru) и эритрейца и которое все они согласились бы признать своей «общей историей»? Я в этом сильно сомневаюсь. Однако это вовсе не значит, что они при взаимном согласии не могут жить в рамках одного государства.

 

Итак, эфиопский государственник вспоминает трехтысячелетнюю историю Эфиопии, представитель оромо размышляет об исторических судьбах своего народа, а эритреец говорит о своей, эритрейской истории, начавшейся в 1890 году с захвата итальянцами колонии на Красном море, что заложило основу эритрейской государственности (Подробнее об этом аспекте эритрейской самоидентификации, на эфиопский взгляд, смотрите здесь Прим. Portalostranah.ru).

 

Как примирить все эти истории? И если одна сторона отказывается принимать точку зрения другой, кто может быть им арбитром и какими средствами разрешить их конфликт? По высочайшему повелению, как при императорах, или путем применения военной силы, как при кровавом режиме Менгисту? Задать бы эти вопросы государственникам и добровольным эмигрантам и попросить их публично на них ответить!

 

Конечно, все народы Африканского Рога, не говоря уж об Эфиопии, могли бы извлечь максимальную для себя выгоду, живи они в едином государстве, в рамках которого их сотрудничество было бы наиболее тесным. Но как достичь подобного положения вещей и в чьих руках ключ к решению проблемы? В руках всех заинтересованных сторон и в то же время ни у кого в отдельности! Попробовал бы кто-нибудь объявить, что знает, как распорядиться их общей судьбой, — и тут же вспыхнул бы кровавый конфликт. Поскольку для того, чтобы достичь единства, гармонии и благоденствия, нужно больше думать о настоящем и будущем, а не оглядываться на отжившее прошлое.

 

Если бы совместная во всех отношениях история, давшая общий язык, религию и культуру, была бы главной предпосылкой к миру, мировая общественность не наблюдала бы взаимоистребление, происходящее сейчас в Сомали. История играет важную роль, но еще важнее сегодняшние реальности.


«Эмигранты» (подразумеваются представители беглых режимов — режима императора Хайле Селассие I и режима Менгисту Хайле Мариама Прим. Portalostranah.ru) утверждают, что эфиопское государство в его нынешнем виде существует уже три тысячи лет и таким должно оставаться, вечно. Однако даже если бы эта, цифра была бы абсолютно бесспорна, то и она не могла бы морально оправдать той крови, которая пролилась бы во имя поддержания «целостности» страны... История сама по себе не может объединять или разделять народы.

 

Несмотря на то, что граждане США имеют разные исторические корни, они прекрасно уживаются вместе. В то же время несмотря на общие язык и культуру, немцы и австрийцы живут в двух разных государствах.

 

Автор статьи «Проблема здоровья нации» в американской газете «Ю-Эс ньюс энд уорлд рипорт» за 18 июня 1990 г. Майкл Барон пишет: «До американской и французской революций вопрос о гражданстве был чрезвычайно прост: гражданами страны были люди, населяющие все земли, на которые распространялась власть того или иного монарха. Но с 1776 года революционная инициатива масс сделала старое определение гражданства непригодным и вызвала к жизни разрушительную идею о том, что народ должен сам решать, под каким флагом ему находиться». Барон задает вопрос: «Что же создает нацию? — и сам же отвечает на него — Три вещи, а именно: стечение исторических обстоятельств, национальная идея и готовность отдать за это жизнь».

 

Все границы в Африке, включая границы Эритреи и даже Эфиопии, возникли в результате сложного стечения обстоятельств, связанных с европейской колонизацией. Позже англичане вынашивали замысел отдать западную часть Эритреи Судану, а восточную — Эфиопии, но эритрейцы уже осознали себя единой нацией, и это повлияло на ход истории.

 

Что же касается жертв, принесенных имя общего дела, то за примерами далеко ходить не приходится — их много, как в далекой, так и в недавней истории.

 

А закончить мне хотелось бы цитатой из статьи Строба Тэлбота (американский журнал «Тайм», 15 июля 1991 г.): «Национализм нужно держать под контролем, но с ним не стоит бороться, и уж во всяком случае нельзя подавлять», писал Хабте Тесфа-Мариам в «Этиопиан херальд», 10 января 1993 г.

 

Вместо послесловия от «Эфиопия сегодня». Еще не прошло официального отделения Эритреи от Эфиопии, а уже начинают проявляться тенденции к сближению. В Асмэре (гл. городе Эритреи) между Переходным правительством Эфиопии и Временным правительством Эритреи прошли переговоры о развитии сотрудничества в области торговли, финансов, транспорта и связи. И это открывает хорошие перспективы на будущее«, оптимистично писал бюллетень «Эфиопия сегодня», № 2, 1993 г.

 

И далее из бюллетеня «Эфиопия сегодня», № 6, 1993 г.

 

«Референдум и его итоги, провозглашение независимости Эритреи, перспективы эфиопско-эритрейских отношений — эти темы в течение всего последнего времени находились в центре внимания эфиопских средств массовой информации

 

Как и ожидалось, референдум продемонстрировал единодушное стремление граждан Эритреи к создания собственного государства. Из 1173706 зарегистрированных участников референдума в нем приняло участие 1156280 человек (или 98,52%); из них 1100260 человек бросили в урны для голосования голубые карточки, что означало поддержку идеи независимости Эритреи большинством в 99,8%. За голосованием, проходившим с 23 по 25 апреля 1993 г., в Асмэре и других городах Эритреи следило около 350 международных наблюдателей и несколько сот журналистов, а также группа наблюдателей из Эфиопии.

 

Однако голосование проводилось не только в Эритрее. В Эфиопии, где зарегистрировалось около 64 тысяч голосующих, в дни референдума работало 72 участка для голосования. Кроме этого в референдуме приняли участие около 159 тысяч эритрейцев, находящихся в Судане, 34765 — в Саудовской Аравии и десятки тысяч их сограждан, временно проживающих в других странах Африки, Азии, Европы и Америки.

 

Глава группы наблюдателей ООН Самир Санбар (Samir Sanbar) и другие наблюдатели отметили четкую организацию референдума и отсутствие на нем серьезных нарушений, глубокое впечатление на всех, кто следил за его ходом, произвел энтузиазм и беспрецедентная активность его участников, а те, кто в этот момент находился в Аддис-Абебе, с удовлетворением констатировали терпимость и понимание, явленное к референдуму со стороны эфиопов.

 

В интервью зарубежным и эфиопским журналистам видные представители общественности Эфиопии и обычные граждане в один голос заявляли, что видят в референдуме единственно возможный путь решения эритрейской проблемы. Они отмечали, что история доказала бесперспективность силового давления на Эритрею, и выражали уверенность в том, что поддержка независимости Эритреи Эфиопией станет отправной точкой для строительства отношений дружбы и сотрудничества между двумя братскими народами.

 

Даже Абэрра Мольтот, заместитель председателя монархического общества «Моа Амбэса» (Moa Anbessa, что можно перевести как общество «Прирученного льва», полное название организации «Moa Anbessa: Ethiopians for a Constitutional Monarchy», «Моа Амбэса. Эфиопы за конституционную монархию» Прим. Portalostranah.ru), ранее выступавшего против референдума, заметил, что признает выбор, сделанный эритрейским народом и желает ему успеха на пути национальной независимости. Он выразил надежду на то, что, проживая в двух самостоятельных государствах, эфиопский и эритрейский народы в историко-культурном и экономическом отношении останутся единым целым, то есть «будут жить вместе».

 

Лишь лидер Всеамхарской Народной организации (All-Amhara People’s Organization, националистическая партия Прим. Portalostranah.ru) профессор Асрат Уольдейес (Asrat Woldeyes) недовольно изрек, что теперь, когда референдум уже прошел, говорить больше не о чем.

 

Представитель Временного правительства Эритреи в Эфиопии Хайле Мэнкориос заявил, что две страны «будут вместе идти по пути прогресса». Он подчеркнул, что никто, кроме отдельных сторонников свергнутого режима, пытающихся представить референдум как результат «сговора двух лидеров», не возражает против независимости Эритреи. (под «сговором двух лидеров» здесь подразумевались мнения, что Эфиопия мирно отпустила Эритрею только потому, что лидер РДФЭН и глава Эфиопии Мэлес Зенави — правил Эфиопией до своей кончины в 2012 г. — и правящий до сих пор (2017 г.) Эритреей президент этой страны и глава преобразованного НФОЭ Исайас Афэворки (Isaias Afwerki) были связаны обязательством по этому поводу в период борьбы с Менгисту Прим. Portalostranah.ru).

 

По словам Хайле Мэнкориоса, референдум окончательно подвел черту под эпохой кровопролитной войны и открыл путь в эпоху взаимного уважения и братства.

 

Содействие и поддержка со стороны правительства и народа Эфиопии указывают на то, что они признают за эритрейцами право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой, а это, в свою очередь создаст благоприятную атмосферу для развития отношений между Эритреей и Эфиопией.

 

Говоря о будущем своей страны, эритрейский лидер Исайас Афэворки подтвердил приверженность многопартийной демократии, отметив, что главной политической задачей в переходный период будет создание демократических общественных институтов и формирование комиссии по подготовке конституции. Однако главную сенсацию вызвало его заявление о том, что он не исключает возможности образования конфедерации с Эфиопией.

 

Когда президента Переходного правительства Эфиопии Мэлеса Зенави на его пресс-конференции попросили прокомментировать это заявление, он ответил, что видит в нем главным образом выражение решимости эритрейского руководства содействовать созданию прочной основы дружественных и взаимовыгодных отношений между двумя странами и это самое ценное. Руководители Эфиопии и Эритреи действительно работают над планами экономической интеграции, но какие конкретные формы она приобретет, покажет будущее.

 

В конце апреля (1993 г.) после соответствующего решения Совета представителей Эфиопия признала независимость Эритреи, а 24 мая (1993 г.) президент Переходного правительства Эфиопии Мэлес Зенави принял участие в торжествах, посвященных официальному провозглашению независимости соседней братской страны», писал выпускавшийся в 1990-е гг. на русском языке Посольством Эфиопии в Москве бюллетень «Эфиопия сегодня», № 6, 1993 г.

 

Прогнозы о братской дружбе после разделения между Эфиопией и Эритреей не подтвердились, и (как мы уже упоминали) впоследствии эти страны даже пережили пограничный конфликт. Также не подтвердились и надежды на демократизацию Эритреи, в меньшей степени последнее касается и Эфиопии. Однако Эфиопия, лишившаяся с отделением Эритреи выхода к морю, вполне адаптировалась, как говорят, к потере побережья, теперь используя для транзита товаров территорию расположенного по соседству небольшого приморского государства Джибути. Эритрея также вполне сформировалась в качестве независимого национального государства.

 

В этом обзоре Portalostranah.ru приведены материалы двух статей бюллетеня «Эфиопия сегодня», выпускавшегося в 1990-е гг. на русском языке Посольством Эфиопии в Москве (№ 2 и № 6, 1993 г.).



Опубликовано05032017       Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...
Национальная птица Индии – павлин. Почему?
 
Обзор о национальной птице Индии – павлине.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме