Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Костюм тореадора. История и составные части. Испанский взгляд


Предлагаем обзор о костюме тореадора и его истории, переданный русским вещанием Radio Exterior de España (REE, «Международного Испанского Радио»).

Мы дополнили этот обзор подробным планом костюма тореадора по испанским источникам.

Один из классических видов тореодорской курточки chaquetilla, жилетки chaleco, а также галстука, сшитый в ателье Хусто Альгабы, и представленный на упомянутой в этом обзоре выставке в парке Ретиро, в Мадриде.
Один из классических видов тореодорской курточки chaquetilla, жилетки chaleco, а также галстука, сшитый в ателье Хусто Альгабы, и представленный на упомянутой в этом обзоре выставке в парке Ретиро, в Мадриде.

Эту передачу русского вещания Radio Exterior de España (REE, «Международного Испанского Радио») о костюме тореадора и его истории от 03/02/2015 вы можете услышать в нашем аудиофайле в записи Portalostranah.ru:



Тореадорская косичка и шапка монтера (montera) - неотъемлемые элементы костюма тореадора.
Тореадорская косичка и шапка монтера (montera) - неотъемлемые элементы костюма тореадора.

Портрет тореадора в тореадорской курточке chaquetilla с надплечниками hombreras. Здесь курточка одета на голое тело.

Также виднеется тореадорский пояс fajin.

Портрет тореадора в тореадорской курточке chaquetilla с надплечниками hombreras. Здесь курточка одета на голое тело.

Также виднеется тореадорский пояс fajin.

Один из самых известных нынешних испанских тореадоров Мигель Абеллан (Miguel Abellán) во время корриды.

Здесь мы видим тореадорский костюм именуемый «трахе де лусэс» (traje de luces, т.е. «блистательные одежды»), а именно курточку chaquetilla, жилетку chaleco, белую рубашку, галстук сorbatín, брюки taleguilla. В руке тореадор держит плащ, Насколько здесь можно понять – это не боевой плащ capote de brega, а плащ мулета (muleta).

Один из самых известных нынешних испанских тореадоров Мигель Абеллан (Miguel Abellán) во время корриды.

Здесь мы видим тореадорский костюм именуемый «трахе де лусэс» (traje de luces, т.е. «блистательные одежды»), а именно курточку chaquetilla, жилетку chaleco, белую рубашку, галстук сorbatín, брюки taleguilla. В руке тореадор держит плащ, Насколько здесь можно понять – это не боевой плащ capote de brega, а плащ мулета (muleta).

Испанское иновещание Radio Exterior de España — REE передавало:

 

Для начала несколько красивых слов, присущих одному совершенно испанскому действу: toɾeɾo, montera, capote.

 

Хм. А вот еще: taleguilla, chaquetilla, fajin, сorbatín... И совсем трудно узнаваемые даже для испанца, но очень испанские понятия: alamares, hombreras, machos. Что это?

 

Я говорю о корриде и если совсем точно, я говорю о костюме тореадора, о его составных частях. (Alamares (нагрудные украшения) и hombreras (наплечники) являются элементами куртки тореадора. Другие вышеназванные термины разъясняются далее в тексте Прим.Portalostranah.ru).

 

В выставочном зале мадридского парка Ретиро (а если конкретнее, то в зале Casa de Vacas, парк Ретиро (Parque del Buen Retiro) Название парка можно перевести как «парк приятного времяпрепровождения» является крупнейшим общественным парком Мадрида — это бывший королевский парк. Прим. Portalostranah.ru) прошла уникальная выставка. Выставку организовал уникальный портье, который создает уникальные костюмы, костюмы тореадоров. И посетители выставки могли созерцать 60 неповторимых тореадорских облачений — от которых захватывает дух (Выставка проходила в феврале 2015 г. Прим. Portalostranah.ru).

 

45 лет Хусто Альгаба (Justo Algaba) создает облачения для тореадоров. В его костюмах выступали легенды тореадорского боя, выступают нынешние поколения матадоров, торерос (toreros) — тореадоров в Испании, Португалии, Мексике, Франции.

 

Тореадорский костюм — это настоящее произведение искусства. Неслучайно, созданные Хуста Альгабой облачения выставлялись в Метрополитен музее Нью-Йорка, а оперные театры Парижа, Лондона, Амстердама заказывают ему свои костюмы для театральных представлений. На мой вопрос, сколько тореадорских костюмов создал и пошил за свою жизнь Хусто, Хусто Альгаба говорит не без гордости: «Я потерял счет, на тысячи идет».

 

Хусто Альгаба (Justo Algaba) в своем ателье.

На заднем плане тореадор Alberto Aguilar, который примеряет изготовленный Альгабой тореадорский костюм, здесь жилетку chaleco.

Хусто Альгаба (Justo Algaba) в своем ателье.

На заднем плане тореадор Alberto Aguilar, который примеряет изготовленный Альгабой тореадорский костюм, здесь жилетку chaleco.

Помощник в ателье Хусто Альгабы помогает примерять прообраз жилетки chaleco тореадору Alberto Aguilar.
Помощник в ателье Хусто Альгабы помогает примерять прообраз жилетки chaleco тореадору Alberto Aguilar.

 

Как говорит Хусто: «Про каждый созданный костюм можно написать отдельный рассказ. В них моя душа и душа того, кто его будет носить. Каждый костюм тореадора — зашифрованное послание. Все в нем — тайный шифр, цвет, узор, как располагается вязь золотых и серебряных вышивок, полудрагоценных каменьев.

 

В 13 лет я впервые увидел самого большого тореадора столетия. Я не стал тореадором. Я стал мастером по пошивке костюмов для тореадоров».

 

Тайный шифр тореадорского костюма знают только два человека: маэстро, который его создает и тот, для кого он создается. Торерос, матадоры — люди все с очень непростыми судьбами, с неповторимыми, сильными и нелегкими характерами. Тореадоры выходят на бой с быком в костюме, который называется в Испании «трахе де лусес» (traje de luces), что переводится как «блистательные одежды». Они действительно блестят и переливаются от количества золотой и серебряной вязи, полудрагоценных каменьев их украшающих. Тореадор идет навстречу с бойцовским быком, как если бы он шел на королевский прием. Своим костюмом он демонстрирует самое высокое уважение к благородному сопернику.

 

Ну, знаете, как называет свои создания Хусто Альгаба, 45 лет создающий облачения для корриды? Для начала, говорит он, это рабочая одежда и только потом блистательное Traje de luces. Тореадор идет на королевский прием, но на приеме ему предстоит работать. И его блистательный костюм это в первую очередь профессиональная рабочая одежда. Она должна служить, быть удобной, практичной и защищающей. Что касается удобной и практичной, у меня на этот счет все-таки маленькие сомнения. Полное тореадорское облачение — с ног до головы — весит шесть килограмм. Главный вес, конечно, это расшитый и украшенный каменьями камзол chaquetilla (скорее, жакет — куртка Прим. Portalostranah.ru), жилетка chaleco и узкие брюки taleguilla. Монтера (montera) — тореадорская шапочка из каракуля — тоже весит немало — килограмм.

 

Практичен ли костюм тореадора? В среднем, он служит тореадору четыре корриды. Это же не в офисе пылинки с компьютера сдувать. На создание костюма тореадора уходит до пяти месяцев работы. От идеи дизайна, подбора материалов, тканей, украшений до воплощения. От первой до последней примерки — сорок дней. 40-50 человек заняты в создании костюма для тореадора, не побоюсь этого слова — шедевра произведения портновского искусства.

 

Мода — скоротечное явление. А вот костюму тореадора скоротечность моды не страшна. Он практически не изменился с XIX века. Вы спросите, а почему с XIX? Что, корриде всего 200 лет? Да, коррида, как профессиональное занятие действительно молодое явление. Как занятие для забавы людей коррида существует всего 300 лет. И только в XVIII столетии появляются первые, более-менее унифицированные костюмы для людей, которые избрали своей профессией ходить по городам и весям и зарабатывать на жизнь устроительством игрищ с бойцовскими быками. Как они одевались мы можем судить по рисункам испанского художника Миранды.

 

Это тот самый Миранда (Juan Carreño de Miranda; годы жизни: 1614-1685), который написал знаменитый портрет первого русского посла в Испании. Этот портрет хранится сегодня в музее Прадо.

 

Так вот, сохранился рисунок Миранды, который нарисовал известного в XVIII веке тореадора Франциско Ромеро (Francisco Romero, годы жизни 1700-1763; был слугой местного феодала. Стал основателем первой профессиональной тореадорской династии. Как считается, он впервые в истории корриды применил красную тряпку-плащ против быка — мулету (muleta) в комбинации со шпагой эстоком (estoque). Он также впервые стал сражаться с быком не на лошади, а пешим. В то же время отметим, что Миранда (Juan Carreño de Miranda; годы жизни: 1614-1685), действительно был знаменитым художником и написал портрет первого русского посла в Испании Потемкина. Однако этот художник, насколько можно судить по источникам, не мог написать портрет Франциско Ромеро, так как скончался за 15 лет до рождения будущего основателя первой тореадорской династии. В то же время испанские художники и в самом деле изображали Ромеро и других тореадоров того времени в описываемых ниже костюмах. Прим. Portalostranah.ru).

 

На портрете Франциско Ромеро — нет никакой тореадорской шапочки, но длинные волосы, собранные шиньоном на затылке в сетку. Это был обязательный атрибут матадоров в XVIII столетии. Длинные волосы, собранные в сетку, служили защитой при падении. Облегающие брюки (легинсы, мы их называем сегодня) они доходят до колен, без всяких украшений, и легкие тапочки. Поверх темной рубахи жилет из замши. В течении XVIII века к жилету добавлялся камзол, который доходил до бедер и длинный широкий пояс, как протекционный бандаж. Он опоясывал фигуру тореадора. Все та же сетка на голове, в которую убраны на затылке длинные косы шиньоном. В таких облачениях рисовал тореадоров и Франциско Гойя.

 

Первые профессиональные тореадоры выступали в костюмах, далеких от нынешнего канонического.

Со старинного рисунка художника Миранды, воспроизведенного в атласе Historia del Toreo y de las Principales Ganaderías de Espana (Мадрид, 1850 г.).

Первые профессиональные тореадоры выступали в костюмах, далеких от нынешнего канонического.

Со старинного рисунка художника Миранды, воспроизведенного в атласе Historia del Toreo y de las Principales Ganaderías de Espana (Мадрид, 1850 г.).

Современный костюм тореадора. В руках у тореадора т.н. боевой плащ capote de brega.

Также обратим внимание (из тех элементов, которые мы не называли к подписям к иллюстрациям) на чулки medias и туфли zapatillas.

Современный костюм тореадора. В руках у тореадора т.н. боевой плащ capote de brega.

Также обратим внимание (из тех элементов, которые мы не называли к подписям к иллюстрациям) на чулки medias и туфли zapatillas.

Настоящую революцию в костюме тореадора произвел легендарный матадор, тореадор — Франциско Монтес Пакиро (Paquiro, Francisco de Paula José Joaquín Juan Montes Reina; годы жизни 1805-1851, происходил из семьи распорядителя при богатом доме, затем был каменщиком) .

 

Надо сказать, что в конце XVIII столетия профессия тореадора стала уже одной из самых почетных и уважаемых. Тореадоры были властителями дум простого народа. Их обожали. Лучшие из них зарабатывали большие деньги и ни в чем не нуждались. В 1830-1835 годах Пакиро при славе и при деньгах занялся облагораживанием своего костюма. Он перестал использовать сетку для волос, а впервые появился в каракулевой шапочке монтера. Тогда эта монтера, эта шапочка была гораздо больше по размерам, чем современная, но имела одинаковый с нынешней крой — с ушками.

 

Тот же тореадор Пакиро взял и обрезал до бедер мешавший движениям замшевый камзол — до половины обрезал, до пояса. Кроме того, он первый стал заказывать портным, чтобы три главные составные защищающие костюма, скажем так, бронежилетные части костюма тореадора— брюки, жилетка и камзол шились уже не из замши, а из прочного шелка.

 

Пакиро ввел в моду украшать костюм богатой вышивкой и гладью из золотых и серебряных нитей. Количество подвесок, полудрагоценных камней, крученных золотом шнуров на костюмах тореадоров в XIX столетии резко возросло.

 

Так родилась современная рабочая одежка тореадоров — «трахе де лусес» (traje de luces), блистательный сияющий костюм.

 

Костюм тореадора, каким мы его знаем сегодня, в 2015 году — это костюм, который практически не изменился за два прошедших века. Он тяжелый, шесть килограмм весит. Но все эти вышивки, прошивки, подвески, шнуры, подплечники служат защитой от ударов. Костюм тореадора узкий. Никаких лишних болтающихся в воздухе бортов и бортиков. Это тоже часть защиты. Чтобы не нарваться куском подола пиджака, скажем так, на рог быка. Тем не менее, не оставляя широких пространств, облегая тело тореадора как вторая кожа, костюм должен быть удобен для движения руками. Этому способствуют прорези под мышками.

 

Впрочем, тореадорские облачения настолько многочисленны и к тому же их так тяжело одеть, что тореадор одевается целый час, а то и два. И ему помогают его помощники.

 

Костюм тореадора.

Таблица подготовлена Portalostranah.ru по нескольким испанским источникам (при использовании гиперссылка обязательна).

Костюм тореадора.

Таблица подготовлена Portalostranah.ru по нескольким испанским источникам (при использовании гиперссылка обязательна).

Давайте немного познакомимся с испанским языком и рассмотрим составные части испанского костюма для тореадора — «трахе де лусес» (traje de luces).

 

Начнем с головы. На голове у тореадора монтера (montera) — каракулевая шапочка с ушками.

 

Испанская пословица ponerse el mundo por montera (букв. «предстать перед миром в тореадорской шапке»), обозначает ни что иное, как иду «на Вы», невзирая на опасности, трудности и не слушая советов со стороны. В последнем акте корриды, когда происходит решающий бой — кто кого, тореадор выходит без шапки. Он снимает свою шапку монтеру перед соперником.

 

Еще одна необходимая деталь на голове — косичка.

 

Сегодняшние тореадоры не длинноволосые, не собирают волосы на затылке в сетку в качестве протекционного шиньона, но косичка — дань старым временам. Она есть у каждого тореадора. Косичка прикрепляется шпильками к голове, и (к слову говоря) на ней и держится шапка, тореадорская шапка — монтера.

 

Есть такая испанская пословица прямо связанная с косичкой cortarse la coleta («обрезать косичку»). Когда тореадор обрезает косичку, он объявляет, что оставляет корриду навсегда. Cortarse la coleta — обозначает «уйти на заслуженный отдых».

 

Следующая часть тореадорского облачения chaquetilla — короткий толстый камзол (точнее, куртка) с нашитыми сверху надплечниками и с прорезями подмышками, чтобы не мешать движениям рук. Он украшается кисточками из золота и серебра. С плеч также свисают кисточки.

 

Под камзолом (курткой) жилетка (chaleco). Такая же негнущаяся, очень твердая, простеганная специальной корсетной тканью. И рубаха, обязательно белая. И обязательно из батиста, из тончайшего шелка.

 

Талию тореро опоясывает фохин (fajin) — широкий многометровый пояс, который образует тоже своеобразный корсет.

 

А еще мы забыли корбатин (сorbatín) — галстук.

 

Taleguilla — так называются тореадорские брюки. Они узкие, на подтяжках, доходят до щиколоток. Внизу, у щиколоток брюки завязываются специальными шнурками с подтяжками, на конце которых тоже кисточки. Вот эта часть брюк тореадора — шнурки с кисточками, с помощью которых брюки окончательно пригоняются к щиколотке, называются мачос (machos). И испанская поговорка atarse los machos обозначает «завязать шнурки на щиколотке, приготовится противостоять опасности». Как делают тореадоры, облачаясь перед битвой с быком и молясь Деве Марии.

 

Medias — по-испански обозначают (длинные) чулки, гольфы. Чулки тореадора доходят до колен. И они всегда розового цвета.

 

Костюмы у тореадоров бывают разного цвета. Но есть три неизменные по цветовой гамме вещи. Батистовая рубаха белого цвета, всегда розовые и всегда шелковые чулки и под розовыми шелковыми чулками есть еще одни чулки, одни гольфы (вы их не видите, но они есть). Они всегда белого цвета и всегда хлопковые.

 

«Сапатилас» (Zapatillas) — тореадорские туфли, их еще называют «манолэтинас» (manoletinas). Кстати, тореадорские туфли дали название очень модному типу женской обуви. Во всех странах сегодня женские легкие закрытые туфли без каблука так и называются — «манолэтинас».


И наконец, последние четыре атрибута одеяния тореадоров. Они не одеваются, а несутся в руках.

 

Капоте де посео (capote de paseo) — парадный плащ. Это одна из самых роскошных частей одеяния тореадора, с которым он выходит перед битвой на арену в церемонии открытия корриды.

 

А вот просто капоте (capote, боевой плащ capote de brega. Прим. Portalostranah.ru) — это тяжеленный плащ, розовый с одной стороны, желтый с другой. С капоте тореадор работает на арене, завлекая быка.

 

И наконец, самый маленький, кровавого цвета плащ — мулета (muleta). Этот плащ смертельный. С ним и с эстоком (estoque) — шпагой происходит последнее действо. Кстати, с атрибутом  — тореадорским плащом капоте тоже связана еще одна испанская поговорка —echar un capote — «протянуть плащ». Обозначает по-испански — протянуть руку помощи, как это делают помощники тореадора. Бывают моменты, когда бык опрокидывает тореадора и начинает его колоть рогами. И тогда помощники матадора своими плащами — капоте, начинают отвлекать внимание быка, чтобы он ринулся на другой плащ, на другой капоте, и была спасена жизнь тореадора. Это обозначает echar un capote — протянуть руку помощи.

 

Я брожу второй час по экспозиции и распознаю тореадорские костюмы для пешей корриды и для конной корриды. Для конной корриды служат другие облачения, называемые goyesca, как рисовал их Гойя. Костюмы, такие же как их носили тореадоры в начале XIX столетия. Один крой (у костюмов для конной и обычной корриды), но разная манера украшений. А еще я разглядываю облачения, созданные Хусто Альгабой, которые называются трахе пикассиано (traje de luces picassiano) — тореадорский костюм в стиле Пикассо. Да, да, есть и такие. Пикассо создал тысячи акварелей, картин, рисунков, которые были посвящены корриде. Не отличаясь по крою, расцветка и украшения тореадорских костюмов в стиле Пикассо очень узнаваемы. Они как бы сошли с картин великого мастера из Малаги.

 

Тореадорский костюм (трахе де лусес (traje de luces) из ателье Хусто Альгабы, оформленный по мотивам Пикассо и представленный на рассматриваемой нами выставке в Мадриде, в парке Ретиро, в начале 2015 г.
Тореадорский костюм (трахе де лусес (traje de luces) из ателье Хусто Альгабы, оформленный по мотивам Пикассо и представленный на рассматриваемой нами выставке в Мадриде, в парке Ретиро, в начале 2015 г.

Еще один костюм тореадора (трахе де лусес (traje de luces) из ателье Хусто Альгабы, оформленный по мотивам Пикассо и представленный на рассматриваемой нами выставке в Мадриде, в парке Ретиро, в начале 2015 г.
Еще один костюм тореадора (трахе де лусес (traje de luces) из ателье Хусто Альгабы, оформленный по мотивам Пикассо и представленный на рассматриваемой нами выставке в Мадриде, в парке Ретиро, в начале 2015 г.

Много интересного... на прошедшей в Мадриде уникальной экспозиции тореадорских костюмов, которые создает Хусто Альгаба. Всего их шесть во всем мире, тех, кто создают сегодня тореадорские костюмы. И они все живут в Испании.

 

Костюм тореадора (трахе де лусес (traje de luces) из ателье Хусто Альгабы, впервые в истории тореадорского костюма оформленный в «морском стиле» ( т.н. костюм «дизайна будущего») и представленный на рассматриваемой нами выставке в Мадриде, в парке Ретиро, в начале 2015 г.
Костюм тореадора (трахе де лусес (traje de luces) из ателье Хусто Альгабы, впервые в истории тореадорского костюма оформленный в «морском стиле» ( т.н. костюм «дизайна будущего») и представленный на рассматриваемой нами выставке в Мадриде, в парке Ретиро, в начале 2015 г.

Цена тореадорского костюма 3000 евро. Как по нам, так это очень маленькая цена для усилий и затрат для создания тореадорского костюма... Тема корриды.... неисчерпаема и не однозначна. Как сказала одна из посетительниц выставки, которая разглядывала тореадорские костюмы: «В принципе, я против корриды. А побывав на выставке этих костюмов торреро, я уже не знаю, что сказать. Это надо видеть! Такая красота и это все ручная работа. Масса работы над каждым костюмом. И непередаваемая красота».

 

Это передача русского вещания Radio Exterior de España («Международного Испанского Радио») от 03/02/2015. Запись и расшифровка в текст, а также примечания и подбор иллюстраций проведены Portalostranah.ru

 

Мониторинг Portalostranah.ru

 

 

Также по теме корриды читайте обзор: Униженные тореадоры

Опубликовано
30
04
2015
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...