Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Почему Алматы – «отец яблок» (устар.), а Казахстан – родина яблок. Казахский взгляд


Обзор о связи Казахстана, Алматы и яблока. Посмотрим, в том числе, и на то, что думают об этом в самом Казахстане.

Почему говорят, что Казахстан

— родина яблок и тот самый библейский райский сад?


 

Лицевая сторона (аверс), слева, и оборотная сторона (реверс) казахстанской памятной монеты номиналом 500 тенге по теме «Казахстан - родина яблок», выпущенной в 2013 году Казахстанским Монетным двором при Национальном банке Республики Казахстан.

Лицевая сторона (аверс), слева, и оборотная сторона (реверс) казахстанской памятной монеты номиналом 500 тенге по теме «Казахстан - родина яблок», выпущенной в 2013 году Казахстанским Монетным двором при Национальном банке Республики Казахстан.

Эта монета из серии «Достояние республики», изготовленная в количестве 5000 экземпляров, отразила претензии Казахстана на статус родины яблок.

Официальное описание монеты на сайте Казахстанского Монетного двора, впрочем, довольно нейтральное:

«Монета из серии «Достояние Республики, Родина яблок». На лицевой стороне (аверсе) монеты в центральной части… расположено стилизованное изображение плодоносящей яблони корнями уходящей в гористую местность, символизирующую ореол благоприятного произрастания яблок, и логотип Национального Банка Республики Казахстан. По окружности надпись «ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ» на государственном языке, «500 ТЕҢГЕ» обозначающая номинал монеты и «REPUBLIC OF KAZAKHSTAN» на английском языке…

На оборотной стороне (реверсе) монеты в центральной части на зеркальной поверхности, расположено аналогичное изображение плодоносящей яблони с позолоченными яблоками (поспевшими) и товарный знак Казахстанского монетного двора. По окружности надпись «АЛМА ОТАНЫ» на государственном языке, число «2013» обозначающее год чеканки, надпись «HOMELAND OF APPLES» на английском языке и «Ag 925 31,1 g.» обозначающая металл, из которого изготовлена монета, его пробу и массу».

Яблоки сорта алматинский апорт на празднике яблок в Казахстане.

Яблоки сорта алматинский апорт на празднике яблок в Казахстане.

Кадр из официального казахстанского документального фильма «Казахстан: путешествие в страну яблок» (2012 г.).

Казахи в национальной одежде (инсценировка для камеры).

Казахи в национальной одежде (инсценировка для камеры).

Кадр из официального казахстанского документального фильма «Казахстан: путешествие в страну яблок» (2012 г.).

 

У тюрок-казахов яблоко не является символом грехопадения или т.н. «яблоком раздора»...

 

В независимом Казахстане считается, что у племен казахов, в соответствии с представлениями древних тюрок, а к тюркам, напомним, относятся и казахи, яблоко (в отличие от христианских представлений) не является символом соблазна искушения, недозволенного, запретного плода и деяния, а напротив символом целомудрия.

 

Также в тюркской мифологии яблоко не считалось и «яблоком раздора», как это было в дохристианской Европе, согласно известному греческому мифу.

 

Официальный фильм «Казахстан: путешествие в страну яблок», выпущенный на русском, английском и казахском языках (казахское название: «Қызыл Алма отанына саяхат») студией «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан» в 2010 г. по заказу тогдашнего Министерства туризма и спорта Казахстана, указывает (цитируем):

 

«В отличие от (христианской) религиозной традиции, яблоко (у казахов) было символом целомудрия. Оно также помогало от бесплодия. Так что яблоко в языческих (тюркских) верованиях было больше символом согласия и счастья, а не пресловутым «яблоком раздора» (в последнем случае подразумевается уже Древняя Греция)». Кстати ислам тоже не считает яблоко плодом раздора, а для казахов это важно, т.к. подавляющее большинство из них последние столетия исповедуют ислам.

 

...поэтому для Казахстана приемлемо называть себя местом нахождения райского сада и родиной самого первого яблока из библейской истории...

 

Таким образом, построители официальной идеологии современного Казахстана, думая о яблоке, могут не слишком задумываться об истории со змеем-искусителем, подсунувшим Адаму и его жене яблоко (хотя в Библии плод не называется, но в европейской традиции обычно считаемся, что это было яблоко), а также об истории т.н. «яблока раздора», послужившей прелюдией к мифологической Троянской войне. Но почему идеологи современного независимого Казахстан вообще задумываются о яблоке?

 

...после того как некоторые ученые объявили, что Казахстан — родина яблок

 

Дело, в том, что согласно последним генетическим исследованиям, именно Казахстан является местом произрастания самого древнего, из ныне обнаруженных, сорта диких яблок. Из чего в современном Казахстане делают вывод, что возможно здесь, в горах Алатау, находился райский сад с самым первым яблоком, а Казахстан таким образом является родиной яблок.

 

...Казахстану выгодно перекинуть мостик в древность, чтобы сделать свое государство более значительным и популярным в мире

 

Все это очень кстати позволяет еще только выстраивающему свою идентичность Казахстану перекинуть мостик к древнейшей истории своей земли, но при этом обойти тот неприятный факт, что все древние народы, когда-то жившие на этой территории, не имеют к государству Казахстан даже самого отдаленного отношения. А библейская история о райском саде не имеет национальности. И кроме этого позволяет, привязав этот миф к казахской географии, расцветить немного скучноватую хронологию степного народа казахов, и привлечь в Казахстан больше туристов.

 

Алматы — «яблоневый». Об Алматы и яблоке


 

Уборка алматинского апорта в советский период (пр.

Уборка алматинского апорта в советский период (пр. 1960-е годы).

Кадр из официального казахстанского документального фильма «Казахстан: путешествие в страну яблок» (2012 г.).

Отметим, что название прежней столицы Казахстана Алматы — переводится как «яблоневый».

 

Хотя в советский перевод это видоизмененное на русский манер название Алма-Ата часто переводили как «дед, или отец яблок», хотя казахи считали что такой перевод не корректен, и речь идет о просто о «яблоке», но с уважительной приставкой.

 

Как бы то ни было, общепризнано, что название Алматы происходит от тюркского (казахского) словечка «алма» — «яблоко».

 

Немного о хронологии Алматы.

 

В древности на землях нынешней Алматинской области жили племена (ирнаоязычных) саков и усуней.

 

Официальный сайт Алматы пишет (2015) об этом периоде: «VII в. до нашей эры — рубеж н.э. В эпоху саков район Алматы стал местом обитания сакских и позднее усуньских племен. От этого времени остались многочисленные курганные могильники и поселения; среди них выделяются огромные курганы знати «сакских царей». Наиболее известными находками являются «Золотой человек (воин)» из Иссыкского кургана...».

 

Усуни — это племя тюрков, которое в 160 году до н. э. переселилось на земли саков в Семиречье. («Семеречье», известное у нынешних казахов как Жетысу, включает современные (2015 г.) Жамбыльскую, Алматинскую, часть Южно-Казахстанской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей Казахстана и северный Кыргызстан. Так как нам еще несколько раз встретиться упоминание Жетысу, то приведем его краткое описание из официального издания «Казахстан, Справочник туриста» (выпущено в 2008 г. по заказу Комитета индустрии туризма тогдашнего Министерства туризма и спорта Казахстана на английском, русском, немецком, китайском, корейском и японском языках):

 

«Жетысу — край семи рек. Район от Алматы до озера Балхаш исторически слывет Семиречьем, или «страной семи рек». Это один из самых богатых и интересных регион страны. Самая большая из рек, Или, течет из Китая на запад, впадая в озеро Балхаш. Остальные шесть рек и 800 горных речушек текут вниз с гор Заилийского Алатау на юг и с хребтов Джунгарского Алатау на северо-восток».

 

Усуни в отдельные периоды становились вассалами соседних хунну (предков, как считается, тюрков-гунов) и Китая.

 

Что касается саков, то в 1969 г. в 50 километрах от современного Алматы, на берегу реки Иссык был раскопан древний сакский курган Иссык. В могиле, на деревянном полу, археологи нашли останки сакского воина в одежде, изготовленной из золотых пластин. Его высокий шлем был украшен изображениями крылатых коней, символизирующих божество Солнца. Оружие воина состояло из длинного меча и короткого кинжала. Могильный холм Иссык сохранился до нашего времени с V — IV столетий до н.э., а «Золотой человек» стал теперь одним из символов независимого Казахстана.

 

Позднее на территории, включавшей нынешний город Алматы, располагались тюркские образования — Западно-тюркский (существовал в 603 −704 гг.), Тюргешский (704-756 гг.), Карлукский каганаты (756 −940 гг.), тюркское государственное образование Караханидов (существовало в 940-1212 гг.). Затем в эти места пришли монгольские племена каракиданей и нойманов, которых, в свою очередь, сменили монголы Чингисхана. А если говорить точнее, то начале XIII века (1224 г.) регион современного казахстанского Алматы, находившейся на Великом Шелковом пути, подвергся, как трактуют современные казахские официальные сайты, монгольскому набегу. В период Чингисхана здесь располагался улус сына Чингисхана Чагатая и его потомков.

 

Не так давно на территории городской застройки Большого Алматы нашли две древних чагатайских монеты. Полустертая надпись на монетах гласит: «Duriba hathihi dirham fi balad Al...m...tu fi sanat hfd», т.е. что-то вроде «чеканен этот дирхем в балад (т.е. области) Ал. м... ту...в году пяти (предположительно, в 1287-1288 гг. н.э.). Некий современный историк Настич предположил, что за загадочным «Ал. м...ту» скрывается нечто иное как «Алматы» — название поселения, которое существовало на территории современного Алматы еще в XIII веке.

 

Другие же ученые считают, что эти монеты не имеют отношения к Алматы, а относится к первой чагатайской столице Алмалыку (руины Алмалыка находятся на современной территории Или-Казахского автономного округа Синьцзян-Уйгурского Автономного района в коммунистическом Китае).

 

Тем не менее, официальный сайт города Алматы утверждает (2015 г.), что два серебряных дирхема, датируемых XIII веком, и найденных в конце XX века на территории нынешнего пограничного учебного заведения в Алматы, — это якобы первое известное на сегодня историческое упоминание названия города Алматы.

 

После распада империи Чингисхана и существования некоторое время в этих краях ее осколка — т.н. Могулистана, в XV в., на западе Жетысу (напомним, Жетысу — это т.н. «Семеречье», включающее ныне Жамбыльскую, Алматинскую, часть Южно-Казахстанской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей Казахстана), в местности Шу-Козы басы возникло Казахское ханство, которое представляло собой государственное образование казахов, которые смогли избавиться от зависимости узбекского государства, возникшего южнее. В XVII в. территория Жетысу стала ареной казахско-джунгарской войны (Джунгары — монголоязычный народ, ныне известен как ойраты, в настоящий период живут в Монголии и КНР; часть ойратов откочевала в Европу и стала теперь известна там как калмыки).

 

Официальный сайт Алматы (2015 г.) пишет об этом периоде: «В XV в. — XVIII вв. в связи с угасанием Великого Шелкового пути на данной территории происходит деградация городской жизни. Тем не менее, этот период был насыщен важными политическими событиями, оказавшими большое влияние на историю района Алматы и Казахстана в целом. Здесь проходят важные этнополитические процессы, формирование самобытной культуры Жетысу (Семиречья). Именно здесь, в местах, тяготеющих к району Алматы, проходило образование казахского государства и формирование казахской народности.

 

На этой территории развернулись трагические события, связанные с джунгарским нашествием и героической борьбой казахского народа за свою независимость. В 1730 году в 70 километрах к северо-западу от Алматы в Аныракайских горах казахские воины одержали историческую победу, явившуюся переломным моментом в Отечественной войне казахского народа против джунгар. Новая история города связана с основанием в предгорьях Заилийского Алатау, в междуречье двух Алматинок военного укрепления Российской империи «Верный».

 

Итак, в 1731 году, в октябре казахские земли входят в состав Российской империи.

 

4 февраля 1854 года в предгорьях Заилийского Алатау, в междуречье двух рек Алматинок (Большая Алматинка и Малая Алматинка) было основано военное укрепление Заилийское, вместившее для полутысячный российского гарнизон. Ко времени основания русского военного Заилийское укрепления окрестные аулы были уже много поколений населены казахами большого племени дулат из казахского старшего жуза (объединения племен).

 

Спустя короткое время русское военное Заилийское укрепление получило название укрепленный пост «Верный». 11 апреля 1867 года укрепленный пост Верный» был преобразован в город с переименованием его в Алматинск, но в этом же году по докладу правительственной «Степной комиссии» город был официально наименован Верным.

 

Официальный сайт Алматы (20150 пишет в этой связи: «В 1856 году начинают прибывать русские крестьяне-переселенцы, они положили основание Большой Алматинской станице, выросшей рядом с крепостью. По мере пребывания переселенцев вскоре по соседству возникли Малая Алматинская станица и Татарская (Ташкентская) слобода, в которой селились татарские купцы и ремесленники».

 

Другое официальное издание «Казахстан, Справочник туриста» (выпущено в 2008 г. по заказу Комитета индустрии туризма тогдашнего Министерства туризма и спорта) пишет о Заилийском Алатау:

 

«Заилийский Алатау относится к северной гряде Тянь-Шаньской горной страны. Горами «Алатау» их назвали кочевые племена казахов (в переводе это значит «пестрые», «пегие»). А «Заилийскими» их нарек знаменитый русский ученый и путешественник Семенов-Тянь-Шанский. Горы начали формироваться 12 миллионов лет назад, активный «рост» отмечен в течении последнего миллиона лет. Ежегодно они поднимаются на 5 мм. Наиболее высокие вершины расположены в центральной части гряды. Гребень на протяжении 130 км имеет отметку выше 4000 метров уровнем моря. Здесь насчитывается 22 вершины высотой более 4500 м. Самая высокая вершина Заилийского Алатау — пик Талгар (4937 м), отшлифованный водой в форме коренного зуба, выше известной вершины Европы — Монблан (4807 м)». Тянь-Шань по-китайски означает «небесные горы», что является китайской версией тюркского (казахского) названия этих гор — Хан-Тенгри, буквально «Неземной Бог». А Или — это река.

 

И снова к Алматы.

 

Через некоторое время после установления советской власти, а именно 5 февраля 1921 г., городу Верному было возвращено несколько искаженное тюркское (казахское) название Алма-Ата в рамках политики, популярной в первое десятилетие Советской власти, направленной на восстановление прав угнетенных царизмом национальных меньшинств.

 

2 марта 1927 г. ЦИК и СНК Каз.АССР в составе РСФСР принял постановление о переносе столицы автономной республики из Кзыл-Орды в Алма-Ату (до Кзыл-Орды столица казахской автономии, которую некоторое время называли кыргизской, была в Оренбурге). VI Всеказахстанский съезд Советов утвердил постановление о переносе столицы. В свою очередь СНК РСФСР на заседании 29 апреля 1927 г. постановил: «Перенести столицу Казахской Автономной Советской Социалистической Республики из Кзыл-Орды в Алма-Ату».

 

В 1936 году Каз.АССР в составе Российской Советской Социалистической Республики (РСФСР) была повышена до уровня союзной республики — Казахской ССР со столицей в Алма-Ате.

 

В 1993 году решением правительства Казахстана, ставшего за два года до того независимым, город Алма-Ата был переименован в Алматы. С 1997 года Алматы потеряла статус столицы независимого Казахстана, передав его Астане.

 

Официальный сайт Алматы (2015 г,) пишет: «Алматы была уготована особая миссия — стать «золотой колыбелью независимости». В 1991 году был провозглашен Закон о государственной независимости Республики Казахстан. Под руководством первого Президента страны Нурсултана Назарбаева и по воле народа были заложены основы государственности, выработаны принципы демократии, рыночной экономики, определены приоритеты нашей внутренней и внешней политики. В 1993 году было восстановлено историческое название города — решением правительства город Алма-Ата был переименован в Алматы. В 1997 году Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева столица была перенесена из Алматы в Астану. 1 июля 1998 года был принят Закон об особом статусе города Алматы, определяющий его как научный, культурный, исторический, финансовый и производственный центр».

 

А теперь вернемся к яблоку.

 

Считается, что дикоплодовый вид предгорных яблонь из Средней Азии и Казахстана — яблоня Сиверса (Málus siéversii) является тем видом яблока т.е. в переводе «алма», от которого селение Алматы (точно неизвестно в какой период) получило свое название. Вокруг того селения якобы было множество яблоневых садов.

 

В свою очередь яблоня Сиверса названа так по имени петербургского ботаника Иоганна Сиверса, впервые описавшего эту яблоню в 1796 году. Также эти яблони были известны как тянь-шаньские (кыгзызские) или тянь-шаньские дички. И далее, знаменитый сорт алматинский апорт был выведен российскими переселенцами в Казахстане на основе скрещивания яблонь, привезенных ими из других районов Российской империи и позднее СССР, с местными яблонями. Подробнее см. ниже.

 

Противоречивый символизм яблока


 

Барри Джунипер (Barrie E.

Барри Джунипер (Barrie E. Juniper), современный британский исследователь, объявивший Казахстан родиной яблок (подробнее в этом обзоре).

Кадр из официального казахстанского документального фильма «Казахстан: путешествие в страну яблок» (2012 г.).

Но ненадолго отвлечемся от Казахстана как родины яблок, чтобы немного поговорить о восприятии яблока в различных культурах.

 

В античной Европе, как пишут источники, яблоко считалось символом совершенства и эмблемой божественного дара на основе мифологических сведений — как плод, росший якобы в раю, и как пища богов. Отсюда именно такой плод признавался достойным быть наградой, отмечал небезызвестный советско-российский исследователь Похлебкин.

 

Однако из-за одного из знаменитых мифов античной Греции яблоко также получило известность как «яблоко раздора».

 

Вышедшее в 2012 г. в Афинах популярное иллюстрированное издание на разных языках «Греческая мифология» (издательство Papadimas Ekdotiki, цитата по изданию на русском языке) следующим образом описывает историю «яблока раздора», начиная с козней Эриды — богини раздора и соревнования:

 

«Эриды не было на (одной) свадьбе, поскольку ее не пригласили. Желая отомстить за неприглашение, Эрида пришла на свадьбу и бросила в середину толпы собравшихся гостей яблоко со словами, пусть оно достанется красивейшей. Сразу же три присутствовавшие на торжестве богини — Гера, Афина и Афродита, каждая из которых считала себя самой красивой, захотели получить этот приз.

 

Тогда Зевс отослал их вместе с Гермесом к пасшему стада своего отца молодому юноше Парису, сыну царя Трои Приама. Именно Парису выпал жребий рассудить, кто из трех богинь является самой красивой. Богини предстали перед ошарашенным Парисом, демонстрируя свои лучшие стороны. Богаты были и их посулы Парису, Гера пообещала, если он выберет ее, сделать юношу властелином всей Азии и Европы. Если же яблоко досталось бы Афине, та сделала бы юношу самым искусным воином, ну и, наконец, Афродита пообещала, что познакомит его с прекраснейшей из всех смертных на земле. Парис отдал предпочтение Афродите...

 

Афродита сдержала свое обещание и показала Парису красивейшую из смертных — Елену из Спарты, которая однако оказалась дочерью бога.

 

Елена была дочерью Зевса и Лиды, жены Тиндарея, царя Лакедемонии (Лакедемония — иначе, Лакония или Спарта). Однажды, когда Лида купалась в водах Эврота, испуганный лебедь, за которым охотился орел, нашел убежище в ее объятиях. Этим лебедем был Зевс, а орлом Гермес, которые разыграли сцену охоты для того, чтобы устроить свидание Зевса, отца богов, с Лидой».

 

Далее упомянутое афинское издание по греческой мифологии рассказывает о том, что от связи Зевса и Лиды и родилась Елена. Афродита привела Париса к Елене, когда последняя уже была выдана своим номинальным отцом замуж за Менелая, изгнанного сына царя Микен, и от этого брага у Елены была девятилетняя дочь Гермиона, но это не помещало Елене сбежать с царевичем Парисом, из-за чего началась легендарная Троянская война (т.е. война Трои и Спарты), потрясшая античный мир. Такова истории «яблока раздора».

 

Кроме того, что яблоко в античном мире стало символом раздора, яблоки там были и символом молодости, известным как яблоки Гесперид. Геспериды же — это нимфы.

 

В скандинавской мифологии очень похожие по свойствам на яблоки Гесперид — яблоки богини Идунн также считались средством для достижения вечной молодости.

 

И у славянских народов яблоко считалось символом здоровья, красоты и плодородия.

 

В иудаизме яблоки являются символом пожелания сладкой жизни (яблоко в меду едят на еврейский новый год Рош Ха-Шана, приходящийся на осень), красоты и совершенства.

 

В христианской традиции, наряду с положительными образами (вроде символа спасения, изображаемого в руках Иисуса или Богоматери; или как державное яблоко, что символизирует Царство Небесное) яблоко также эмблема соблазна, искушения, недозволенного (запретного) плода и деяния, о чем говорилось выше. Но немного больше подробностей на эту тему.

 

Как пишут христианские источники, восприятие яблока как символа соблазна и искушения связано о библейской историей о том, как Адам и некая Хавва — (Хавва — с древнееврейского «жизнь», что также можно перевести как «жена») в раю с подачи змея съедают некий плод с дерева познания добра и зла, нарушая тем самым заключенный с Господом Богом Завет — вкушать со всех деревьев в Эдемском саду, кроме этого. Из-за этого пару изгоняют из рая. В более поздний период эта история в христианской мифологии трансформировалась в то, как Адам и Ева отведали яблока с запретного дерева, хотя Библия не упоминает яблоко в этой истории с Адамом и Евой.

 

В отличие от христианства, ислам не воспринимает яблоко в качестве «запретного плода». Напротив, в исламе яблоки упоминаются в качестве райских плодов, как пишет полуофициальная казахстанская газета «Религия в Казахстане».

 

И тут вернемся к Казахстану.

 

В независимом Казахстане последних лет считается непреложным фактом, что Казахстан является родиной яблок. Об этом в 2009 году на очередной сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации ООН, прошедшей в Астане, заявил и казахский правитель — президент Назарбаев. При этом в Казахстане ссылаются на нашумевшее исследование британского ученого Барри Джунипера (Barrie E. Juniper) и французской исследовательницы Катрин Пэкс (Catherine Peix).

 

Отметим, что раньше родиной диких яблок чаще всего называли места, где ныне располагается Турецкая Республика. Однако теперь часто пишут, что Александр Македонский нашел дикие яблоки в Казахстане в 328 году до нашей эры, и привез их для культивирования в Македонию. Отметим, что в XVII веке яблоки попали в Новый Свет, и первый яблоневый сад на североамериканском континенте был посажен в Бостоне преподобным Уильямом Блакстоном (William Blaxton) в 1625 году.

 

Казахстанский взгляд

на Казахстан как родину яблок


 

Казашка в традиционной одежде и яблоко (инсценировка для камеры).

Казашка в традиционной одежде и яблоко (инсценировка для камеры).

Кадр из официального казахстанского документального фильма «Казахстан: путешествие в страну яблок» (2012 г.).

А теперь к казахстанскому первоисточнику (отметим, что мы дополнили этот излишне апологетический источник нашими примечаниями в скобках).

 

Итак, в уже упоминавшемся выше официальном фильме «Казахстан: путешествие в страну яблок», выпущенном на русском, английском и казахском языках (казахское название фильма: «Қызыл Алма отанына саяхат») студией «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан» в 2010 г. по заказу тогдашнего Министерства туризма и спорта Казахстана, говорится:

 

«Казахстан — родина первого яблока. Нет, это не легенда и не миф. Самая романтическая притча из Ветхого Завета о райском саде, яблоке искушения и первая история о человеческой любви — любви Адама и Евы, начиналась здесь — на Казахской земле у предгорий Алатау. В урочище ущелья Алмалы, как называются эти места уже тысячу лет, действительно изобилие райских садов. Не верится, но ученые, проведя генетические исследования всех известных ныне сортов яблок, утверждают — родина первого и возможно того самого библейского яблока — это Казахстан, а точнее урочище Алмалы».

 

Алатау, здесь в данном случае подразумевается Заилийский Алатау, о котором упоминалось выше.

 

5 октября 2009 года во Дворце мира и согласия в Астане участием правителя Казахстана — президента Нурсултана Назарбаева состоялась XVIII сессия Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации ООН. И далее снова цитируем фильм:

 

«Нурсултан Назарбаев сказал: «Как отмечают британские ученые, казахская яблоня является предком практически всех яблок, потребляемых сегодня во всем мире. Я приглашаю туристов из ваших стран в Казахстан для того, чтобы ближе узнавать нашу страну, получать новые впечатления и делать такие же новые открытия, которые делают неутомимые ученые и путешественники».

 

Головокружительное предположение, и вместе с тем, научный факт. Доказательства на уровне первоносителя, анализа ДНК представили Оксфордский профессор ботаники доктор Барри Джунипер и французская исследовательница Катрин Бэкс.

 

Говорит Профессор Барри Джунипер из университета Оксфорд:

 

«Мы обнаружили, что в некоторых предгорных районах Алматы существуют еще другие сорта яблок. Они маленькие, белого цвета. С помощью ДНК установили, что это не гибриды каких-то сортов фруктов, а отдельный сорт яблока. И путешествуя с Тянь-Шаня на запад, они все-таки сохранили свои первоначальные генетические особенности».

 

Но как распространились семена первых яблок по всей планете? Ученые говорят, что так же, как и личинки шелкопряда, порох и секрет изготовления бумаги — по Великому Шелковому пути, по пути распространения культуры и знаний, по пути цивилизации... С востока на запад, и наоборот, сколько караванов и людей прошло по нему. Его также можно было бы назвать рекой культур и цивилизаций, по которому плыли «ковчеги знаний», приставая у гаваней древних степных городов.

 

У города Фараба (ныне городище-руины Отрар в Отрарском районе Южно-Казахстанской области, в Казахстане. Прим. Portalostranah.ru), где родился и жил великий арабский ученый Аль-Фараби, названный Аристотелем Востока, у Отрара, чья библиотека не уступала Александрийской (что оспаривается. Portalostranah.ru), и у города Сауран (в наши дни ок. города Туркестан в Южно-Казахстанской области Казахстана. Прим. Portalostranah.ru), который был основан еще до Рима (что оспаривается. Portalostranah.ru).

 

Именно здесь у берегов Сырдарьи, во времена античности называемой Окс, пересеклись пути Александра Македонского и Великий Шелковый путь (Оксом — греч. Oxos, лат. Oxus — называли реку Амударья, которая не протекает по территории современного независимого Казахстана, а река неподалеку — Сырдарья протекает, поэтому (видимо) ее и упомянули в фильме как реку Окс. Portalostranah.ru).

 

Профессор Барри Джунипер (университет Оксфорд):

 

«Сами по себе яблоки, как плоды, развивались миллионы лет, развивались не искусственным, а естественным путем. Природной обителью яблок являются Тянь-Шаньские горы, в процессе приручения людьми лошадей, семена яблок начали путешествовать по всему свету. А приручил человек дикую лошадь, опять же в Казахстане, в северном его регионе».

 

Античные хроники говорят о том, что степные города Центральной Азии полководец Александр Великий (Македонский) обстреливал из катапульт заряженных яблоками, и можно только представить каких размеров и какой твердости были эти вкусные плоды если могли служить в качестве ядер.

 

Воины Александра Македонского (его портрет изображен вверху слева) обстреливают степные города Центральной Азии из катапульт, заряженных яблоками.

Воины Александра Македонского (его портрет изображен вверху слева) обстреливают степные города Центральной Азии из катапульт, заряженных яблоками.

Изображения из официального казахстанского фильма «Казахстан: путешествие в страну яблок» (2012 г.).

Правда, дальше великий завоеватель не пошел. Но оставил на Великом Шелковом пути еще одну легенду

 

Одна из самых архаических легенд на Тань-Шане — это легенда о розовой медведице, потерявшей своих медвежат. В поисках их медведица находит на валежнике под деревом двух человеческих детенышей — мальчика и девочку. Подчиняясь материнскому инстинкту, розовая медведица принимает их за своих медвежат, и чтобы унять их плач, срывает с дерева плоды и кормит их, дети унимаются.

 

Эта древняя сказка сродни древнетюркской притче о волчице и мальчике, от которых начался первый тюркский род Ашина (По тюркской притче, мальчик был хуннским царевичем. Напомним, хунну, как считается, — это предки тюрков-гуннов. Прим. Portalostranah.ru). Пусть отдаленные и сказочные, но совпадения эти поразительны, а ядро притчи все то же — человек и яблоко.

 

А прочее в руках провидения, если говорить языком библейским. Даже если не быть излишне религиозным, все равно важно сознавать, что человечество начиналось с прачеловека. А все современные сорта яблок произошли из семян диких яблонь предгорий Алатау.

 

Кстати, по мнению все того же ученого — Барри Джунипера, именно медведи разносили от Тянь-Шаня до Кавказских гор семена самых сладких, и стало быть лучших плодов диких яблонь.

 

Барри Джунипер заявляет:

 

«До появления человека в Тянь-Шанских горах обитала большая колония медведей. Они питались рыбой, мясом, а еще известно, что медведи — большие сладкоежки. Они выбирали и ели самые вкусные и сочные фрукты и яблоки.

 

Но медведи ведут как бы оседлый образ жизни. И проживают в оседлой среде, а вот прирученные своими хозяевами кочевниками лошади путешествовали со своими хозяевами на запад. Они ели яблоки, семена которых оставались у них в желудках, там, где лошади испражнялись, эти семена попадали в почву, а потом вырастали яблоневые деревья».

 

Вот вам и мифическая розовая медведица, которая оказывается в ряду чисто научных объяснений того земного чуда, которое мы именуем яблоком.

 

Одной из самых спорных и противоречивых в истории религии и нравственности, несомненно, является тема яблока искушения, связанная с первородным грехом и виной Адама и Евы перед богом. Тем не менее, сегодня мы вправе думать, что яблоко надо только возвеличивать, ибо оно стало причиной того, что Адаму и Еве открылась любовь человеческая во всей ее сладости, и что повесть о первом чувстве любви ...началась с яблока. И возможно с того самого, которое росло в одном из райских уголков Заилийского Алатау на фоне белоснежных вершин, альпийских лугов и неописуемого великолепных тянь-шаньских елей. Эту первозданную красоту предгорных пейзажей надо только увидеть один раз, чтобы невольно воскликнуть; «Райское место, райский сад!» Особенно в начале осени, когда среди ветвей сияют ароматные гранатово-красные яблоки.

 

Однако вернемся вновь на Шелковый путь.

 

На Великом Шелковом пути оставил свой след и легендарный Аттила, прослывший бичом-господином (точнее «бичом Божьим» Прим. Portalostranah.ru), хотя как ныне выясняется, все было не совсем так. Кроме его знаменитых рейдов по землям древней Болгарии и Венгрии Аттила противостоял вандалам и готам из лесов Германии и защитил Константинополь и Рим от подлинно варварского вторжения, а его встреча с Папой Римским стала символом примирения христианского мира и конно-кочевой цивилизации. (Гунны считаются тюрками и одними из дальних предков казахов, а потому упоминаются в официальном казахстанском фильме сочувственно. Как пишут источники, именно Папа Римский Лев I, который в составе посольства от имени императора Западной Римской империи Валентиниана III в 452 году встречался с Аттилой где-то в районе озера Гарда (в Италии) дал ему прозвище «бич Божий», хотя и смог уговорить Аттилу в ходе той встречи не штурмовать и не разрушать Рим. Однако правда, что Аттила выступал как враг вандалам и готам и воевал с последними. Прим. Portalostranah.ru).

 

На этом же Великом Шелковом пути закончил свой путь и другой завоеватель Чингисхан. Будучи на охоте у озера Балхаш, он упал с коня и вынужден был остановить военный поход на Запад. Возвращаясь в Монголию, он умер и был, по преданию, захоронен близ Джунгарского ущелья, на границе современного Китая и Казахстана. Там, говорят, и находится его гробница, полная несметных сокровищ, которые не могут найти и поныне. Это тоже одна из тайн Шелкового пути и великой степи. Может быть кому-нибудь из путешественников, кто посетит эти удивительные края легенд и загадок, повезет и он разгадает одну из тайн Великого Шелкового пути. Приезжайте (в Казахстан) и дерзайте! (На самом деле, в современной независимой Монголии считают, что усыпальница Чингисхана находится где-то на территории Хэнтэйского аймака Монголии, а в современном коммунистическом Китае считают, что усыпальница расположена в китайском автономном регионе Внутренняя Монголия, но где точно неизвестно. Прим. Portalostranah.ru).

 

Одним из самых популярных имен девушек в казахской степи является имя Алма («яблоко»). В нем заложен сакральный смысл. Не только яблоко, т. е. «алма», но и обращение запрет к высшим силам — «алма», т.е. букв. «не забирай», сохрани меня для жизни, для любви. Такое имя — оберег. Вообще имя Алма, как и само яблоко — из символов плодородия как в природе, так и в смысле многодетности. Алма — значит плодная невеста, т.е. жена.

 

В многих народов, включая славянские и тюркские, молодым дарили яблоки, желая много детей. А невесте и жениху давали по половине одного яблока. Эти половинки надо было съесть одновременно и без остатка.

 

Много также было примет (у тюрок), связанных с яблоней. Беременной нужно было подержаться за ветку цветущей яблони, роженице клали яблоко под подушку, а под крыльцо бросали семена яблони.

 

Кощунством считалось рубить плодоносящую яблоню. Период цветения яблони считался особым временем. По цветам загадывали желания, и конечно же любовались, как японцы любуются цветением сакуры. В отличие от (христианской) религиозной традиции, (у тюрков) яблоко было символом целомудрия. Оно также помогало от бесплодия. Так что яблоко в языческих верованиях было больше символом согласия и счастья, а не пресловутым «яблоком раздора».

 

Однако задумаемся над тем, что стало главной причиной такого широкого распространения нашего райского алматинского яблока из Алматы по всему миру. Конечно, важно наличие медведей, разносящих семена по предгорьям и наличие лошадей, распространивших семена. Но, несомненно, еще более весомым было то обстоятельство, что здесь проходил Великий Шелковый путь. А город Алматы и урочище Алмалы (в Заилийском Алатау, см. выше. Прим. Portalostranah.ru) являлись очень значимыми стоянками-пунктами, находясь в самой середине Великого Шелкового пути.

 

Также секрет заключался в самих уникальных природных условиях, в которых зародились первые дикие яблони — пращуры современных. Тот, кто впервые посетит предгорья Алатау, увидит невероятно красивый край, и поймет, в чем состоит «изюминка», так сказать древней (алматинской) яблони.

 

Дикие (алматинские) яблони растут широкой полосой от подножья гор, до уровня 2000 метров в горах. Перепад температуры, и уровень влажности в разные времена года тут поразительны по контрастности. Не всякое растение и дерево здесь выживут. Но наша первожительница — древняя яблоня, приспособилась, и одинаково хорошо чувствовала себя на всех уровнях высотности и в разных условиях — от жаркого лета, до лютой горной зимы, на солнечных и на закатных склонах ущельев и распадков.

 

И что самое удивительное — наша дикая яблоня распространялась не только через семена плодов, но и научилась почковаться от корней, уходивших от ствола на многие метры — сквозь камень, песок и почву.

 

Вот таким чудо-деревом была наша прародительница — дикая яблоня. И, конечно же, она имела разные плоды на разных уровнях и по различным склонам одного ущелья. Потому и наработала за тысячелетия своего стойкого существования, такую богатую генетическую наследственность, что ее потом хватило на всю планету, и на все известные сорта на всех континентах, включая и знаменитые английские сорта, такие как Брамли (Bramley) и Гренни Смит (Granny Smith). Так что у нашей страны Казахстана — есть все права на название райского сада и родины первого библейского яблока (оценочное суждение Прим. Portalostranah.ru) из истории любви Адамы и Евы.

 

Возможно, что и родина первых людей находится близ Алматы. Приезжайте и посмотрите.

 

Наш самый лучший в мире сорт яблок (оценочное суждение. Прим. Portalostranah.ru).— алматинский апорт был культивирован с конца XIX века и по середину XX века русскими переселенцами, которые к своим российским яблокам — антоновкам и пеструшкам привили местных дикарей, являвшимися по сути прапрапращурами яблонь-новопоселянок у предгорий Алатау. (Отметим, что апорт — один из так называемых поздних сортов яблок, созревающих в сентябре, сорт хорошо хранится зимой. Прим. Portalostranah.ru).

 

Магжан Исин, доктор биологических наук, профессор, заявляет: «Славу алматинского апорта создали экология и климат Заилийского Алатау... В другом месте, я уверяю, этот сорт не растет».

 

Абай Сагитов академик Национальной Академии наук Республики Казахстан, в свою очередь, вспоминает: «В советское время апорт бывал в два моих кулака, или как детская голова. Фактически он весил 2,2 кг. Он получал множество международных медалей».

 

Магжан Исин (подумав) заявляет: «По красоте плодов, по удивительному вкусу и аромату не было сортов, равных апорту. Апорт — «царь яблок».

 

Кто не знает подвигов Геракла. Оказывается, один из них он совершил в горах Алатау (что оспаривается Прим. Portalostranah.ru), в саду титана Атласа. Там, где трое дочерей Атласа — Гесперид стерегли золотые яблоки на золотом дереве. (Атлас, также известен как Атлант. По одной из легенд Геспериды были его дочерьми, по другой нет — и, по одной из версий, сами воровали яблоки. Прим. Portalostranah.ru). Эти золотые яблоки (как дар молодости и красоты Portalostranah.ru) Гея — богиня земли растила в подарок Зевсу и его супруги Гере.

 

И райский сад, и сад Атласа все это могло быть здесь — близ Алматы», — прочувственно заключает официальный фильм «Казахстан: путешествие в страну яблок», выпущенный на русском, английском и казахском языках (казахское название фильма: «Қызыл Алма отанына саяхат») студией «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан» в 2010 г по заказу тогдашнего Министерства туризма и спорта Казахстана.

 

Этот обзор был составлен Portalostranah.ru по ряду источников. Среди которых: официальный фильм «Казахстан: путешествие в страну яблок», выпущенный на русском, английском и казахском языках (казахское название фильма: «Қызыл Алма отанына саяхат») студией «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан» в 2010 г. по заказу тогдашнего Министерства туризма и спорта Казахстана; официальный сайт Алматы (русская версия, 2015 г.); официальное издание «Казахстан, Справочник туриста» (выпущено в 2008 году по заказу тогдашнего Министерства туризма и спорта Казахстана; многоязычное издание «Греческая мифология» (выпущено в 2012 г. в Афинах издательством Papadimas Ekdotiki, цитата по изданию на русском языке) и множеству других источников, некоторые из которых указаны в тексте.

 

Portalostranah.ru

 

Опубликовано 27/02/2015

 

Ниже можно посмотреть официальный фильм «Казахстан: путешествие в страну яблок», выпущенный на русском, английском и казахском языках (казахское название фильма: «Қызыл Алма отанына саяхат») студией «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан» в 2010 г. по заказу тогдашнего Министерства туризма и спорта Казахстана. Здесь русская версия:

 



Опубликовано27022015       Portalostranah

Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...
Национальная птица Индии – павлин. Почему?
 
Обзор о национальной птице Индии – павлине.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме