Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Сикхское искусство


Обзор о сикхском искусстве по индийской официальной публикации для заграницы. Также мы приводим справку об учении сикхов и существовавшем сикхском государстве.

Сикхи: ключевые факты

 

Сикхское искусство XX века:

Современный портрет Гуру Говинда Сингха, сделанный художником Сардаром Гурбах Сингхом.

Илл. «Индия перспективы».

Сикхское искусство XX века:

Современный портрет Гуру Говинда Сингха, сделанный художником Сардаром Гурбах Сингхом.

Илл. «Индия перспективы».

Сначала напомним несколько ключевых фактов о сикхах и сикхизме.

 

Сикхи — культурно-религиозная группа, проживающая в Пенджабе. Напомним, что Пенджаб (с санскрита «пятиречье») — исторический регион, с 1947 г. разделенный между Индией и Пакистаном. Ныне сикхи (а всего их в мире — ок. 25 млн., из них ок. 18 млн. — в Индии) концентрируются в индийском штате Пенджаб, где составляют ок. 60 % населения. В национальном составе сикхов преобладают пенджабцы — жители индийского штата Пенджаб, которые говорят на местном индийском языке — пенджабском и на хинди.

 

Сын правителя пенджабского города Гуджранвала (Gujranwala, ныне в провинции Пенджаб, в Пакистане) сикх Ранджит Сингх (Ranjit Singh) (годы жизни: 1780-1839), объединил автономные от Великих Моголов, но разрозненные пенджабские феоды в централизованное государство (просуществовавшее в 1799-1839 гг., на фоне упадка империи Великих Моголов, правивших из Дели, при усиливающемся английском влиянии в Индии). Столицей державы сикхов был Лахор (ныне адм. центр пакистанской провинции Пенджаб). 29 марта 1849 г. 11-летний Далип Сингх (последний из череды сикхских правителей и младший из сыновей Ранджит Сингха) отрекся от престола сикского государства в пользу Ост-Индской Компании. Далип Сингх также преподнес британской монархии ныне главную драгоценность британской короны — алмаз Кохинур.

 

Сикхское искусство XIX века: Махараджа Ранджит Сингх верхом на лошади со слугой. Амритсар (школа живописи «Базар», конец XIX века).

Илл. «Индия перспективы».

Сикхское искусство XIX века: Махараджа Ранджит Сингх верхом на лошади со слугой. Амритсар (школа живописи «Базар», конец XIX века).

Илл. «Индия перспективы».

Сикхизм (Sikhism, санскрит shishya — «ученик»), монотеистическая религия, основанная в конце XV в. в Пенджабе гуру Нанаком. Соединяет элементы ислама и индуизма и сочетает веру в единого вечного и всемогущего Бога с индуистскими представлениями о карме и перевоплощении. Сикхизм проповедует равенство всех людей и отвергает кастовую систему.

 

Верующий стремится искоренить в себе эгоизм и достичь единения с богом, повторяя его многочисленные имена. Соединившись с Богом, сикх обретает мукти (понятие, тождественное индуистской мокше, освобождение из круга рождения, смерти и возрождения).

 

Нанак (годы жизни: 1469-1539) был первым в ряду десяти гуру, который завершается Говиндом Сингхом, объявившим, что его преемником вечным гуру, будет Адигрантх, священный князь сикхов. Говинд Сингх учредил хальсу, братство святых воинов. В настоящее время в нее входят как мужчины, так и женщины, прошедшие полное посвящение в веру. Иначе говоря, гуру Говинд Сингх (1675-1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов).

 

В сикхизме нет священников; проводить богослужение может любой сикх независимо от пола. Сам культ включает в себя как индивидуальные моления, так и коллективные богослужения в гурдваре, сикхском храме. Центральной частью храмового богослужения является чтение книги Адигрантх (букв. «Изначальная книга»), которая почитается носителем учения после десяти существовавшими в истории гуру. Кроме Харимандира, или «Золотого храма», в Амритсаре (Индия), святыми местами сикхи почитают Патну (где род. Говинд Сингх; ныне административный центр индийского штата Бихар), Анандпур (где была учреждена хальса; ныне в индийском штате Пенджаб) и Нандер (город, где умер Говинд Сингх; ныне в индийском штате Махараштра).

 

Важнейшие решения, касающиеся всей сикхской общины, принимаются собранием вождей, происходящих из этих святых мест. В подготовке этого обзора ключевых фактов о сикхах мы использовали, среди прочего, «Оксфордскую энциклопедию» (1992). А теперь, собственно, к сикхскому искусству. После вышеприведенных вводных абзацев, надеемся, читателю будет понятен исторический контекст следующего раздела нашего обзора, а следующий раздел составлен по индийской публикации.

Сикхское искусство

 

Сикхское искусство: Гуру Гобинд Сингх, сидящий, на троне с птицей в руке.

Илл. «Индия перспективы».

Сикхское искусство: Гуру Гобинд Сингх, сидящий, на троне с птицей в руке.

Илл. «Индия перспективы».

Сикхское искусство XIX века: Десять сикхских гуру (школа живописи Джамму).

Илл. «Индия перспективы».

Сикхское искусство XIX века: Десять сикхских гуру (школа живописи Джамму).

Илл. «Индия перспективы».

Индийский журнал для заграницы «Индия перспективы», издающийся Министерством иностранных дел Индии в своей архивной статье о сикхском искусстве пишет:

 

«Что такое сикхское искусство. Должны ли мы иметь в виду искусство, оформившееся под покровительством сикхской религии, или же искусство, отображающее лишь сикхские сюжеты.

 

В первые десятилетия XIX века, когда сикхская держава переживала свой расцвет, это искусство находилось под покровительством двора (сикхских правителей). Образцы сикхского искусства создавались в течение двух столетий, и они предшествуют художественным произведениям, появившимся при лахорском дворе. Начало их созданию было положено в середине XVII века.

 

Хотя самые ранние образцы сикхского искусства заметно отличаются от тех, что появились в дворцовый период его развития, они не могут рассматриваться как абсолютно иные.

 

Несмотря на то, что сикхские художники выражают свои собственные идеи и изображают на полотне свои собственные идеалы, они (тем не менее) подвержены влиянию существующих культурных традиций, в рамках которых они были воспитаны.

 

Это особенно относится к сравнительно простому народному искусству. В этой связи неудивительно, что более ранние образцы сикхского искусства отражают существовавшие пенджабские стили.

 

Сикхское искусство зародилось на основе «джанам-сакхис» иллюстрации к коротким новеллам, создававшимся в то время. За исключением отдельных портретов в течение более чем столетия оно развивалось строго в этих рамках. «Джанам-сакхис» представляют собой несложные по содержанию повествования о жизни Гуру Нанака, которые в значительной степени способствовали распространению сикхской религии.

 

Каждая новелла состоит из серии анекдотов, не связанных единой хронологической канвой и включающих подробное описание путешествий Гуру Нанака как в самом Пенджабе, так и за его пределами. Несколько новелл стоят особняком, представляя собой уникальные серии анекдотов. Другие же более традиционны.

 

Связь между сикхским патронажем и искусством пахари (Пахари — языковая область, включающая Непал и индийские штаты Уттаракханд, Химачал-Прадеш и Джамму и Кашмир Прим. Portalostranah.ru) в изображении батальных сцен возникла в результате покорения сикхской державой Пенджаба.

 

В самом конце XVIII века Махараджа Ранджит Сингх стал правителем Пенджаба, и таким образом, наконец, завершился период нестабильности в регионе, который длился почти столетие.

 

Обосновавшись в Лахоре, он приступил к укреплению своей власти сначала в равнинной, а затем и в горной части Пенджаба. В 1809 году Сансар Чанд, правитель княжества Кангра, расположенного в горах, просил поддержки у Ранджита Сингха в борьбе с гурками. (Кангра (Kangra) — индуистское княжество, ныне в составе индийского штата Химачал-Прадеш; под гурками здесь подразумевается Непал. Прим. Portalostranah.ru). Взамен он отдал ему форт Кангра. Это событие одновременно с присоединением Гулера в 1813 году положило начало периоду сикхского владычества в горной местности Пенджаба (Гулер (Guler) небольшое индуистское княжество, ныне в составе индийского штата Химачал-Прадеш; Прим. Portalostranah.ru). Соответственно и небольшие княжества перешли под контроль сикхов, а в 1828 году была аннексирована и Кангра.

 

Покорение горных княжеств в первые годы сикхского владычества не дало импульса развитию батальной живописи, однако некоторые художники проявляли к ней интерес, и этот интерес в последующие годы сикхского правления имел тенденцию к росту.

 

Известно, что Ранджит Сингх покровительствовал художникам, но степень этой поддержки и характер работ этих живописцев остаются для нас неизвестными.

 

Поражение сикхского войска и завоевание Пенджаба Великобританией в 1849 году крайне затормозило развитие сикхского искусства. Художники, которые не обладали талантом и зарабатывали себе на жизнь благодаря только своим сикхским покровителям, столкнулись с совершенно иного рода заказами.

 

Кроме того, им пришлось свыкаться с появлением живописи напечатанной типографским способом, а также с техникой литографии, что давало возможность издавать репродукции массовым тиражом.

 

Литографии появились в Амритсаре в конце XIX века.

 

Большое количество картин из Пенджаба, изображающих десять сикхских гуру и Махараджу Ранджит Сингха, были найдены в Северной Индии.

 

Значительный вклад в развитие сикхского искусства внесли также некоторые индуистские художники, жившие в Панджабе, прежде всего в Амритсаре в начале XX века. Лала Харман Дас, известный резчик по металлу, создал несколько портретов известных сикхских гуру на латуни для гробниц в Амритсаре. Изображение индуистского святого Бага характерно для тогдашнего стиля «Пенджаб-Кангра»

 

До недавнего времени считалось, что сикхское искусство лишено эстетического начала, поскольку ученые не занимались его исследованием. К сожалению, его образцы можно увидеть только в некоторых музеях Индии, и их нет ни в одной частной коллекции.

 

Сейчас ситуация изменилась. Сикхское искусство находится в центре внимания, главным образом благодаря усилиям сикхской общины живущей за пределами Индии. Сикхи начинают все больше осознавать свое духовное наследие», — отмечает журнал «Индия перспективы» (выпуск: июль, 1994 г.) .

 

«Индия перспективы» — официальный индийский журнал для заграницы. Издается на десяти языках Министерством иностранных дел Индии. Заметка «Индия Перспективы» из архива Portalostranah.ru приведена по русскому изданию журнала.

 

Сикхское искусство XIX века: Гуру Нанак в сопровождении соратников.

Илл. «Индия перспективы».

Сикхское искусство XIX века: Гуру Нанак в сопровождении соратников.

Илл. «Индия перспективы».

Страница с цитируемой здесь заметкой «Взгляд на сикхское искусство»  индийского официального журнала для заграницы «Индия перспективы» (июль 1994 г., русское издание).
Страница с цитируемой здесь заметкой «Взгляд на сикхское искусство» индийского официального журнала для заграницы «Индия перспективы» (июль 1994 г., русское издание).

 

Опубликовано
28
12
2014
 
Portalostranah



Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...