Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Рубрика «Вещая поверх границ». Выпуск №1. Радиовойна против Тито, белградские зигзаги в эфире и антифранкистское «Радио Свободная Испания»


Почти весь ХХ век прошел под знаком идеологических войн с помощью начавшего функционировать тогда нового вида коммуникации - радио. Начало двадцатого века также ознаменовалось появлением и нового вида журналистской и вещательной деятельности - иновещания. Разные страны мира примерно в одно и то же время неожиданно поняли, что могут, минуя границы, влиять на общественное мнение население и элиты других стран без всякой цензуры и даже на родном, для этих других стран, языке. Сейчас это иновещание продолжается, правда, переходя на новые коммуникационные платформы. Редактор нашего портала Максим Истомин, опубликовавший целый ряд статей на тему иновещания в печатных СМИ, предлагает такое определение иновещания применительно к сегодняшнему дню, когда ряд стран уже начали переносить свою иновещательную деятельность на спутники, как традиционно в виде радиоканалов, так и, что сравнительно ново, в виде международных телеканалов: «Под некоммерческим спутниковым иновещанием мы понимаем некодированное вещание на другие страны, обычно государственными, но иногда и общественными (например, религиозными) организациями, не предусматривающее получение прибыли, но имеющее целью пропаганду важных для вещателя идеалов и разъяснение его позиции. Очень часто эти трансляции осуществляются не на родном для организации-вещателя языке».

Portalostranah.ru располагает большим количеством материалов на тему и сегодняшнего дня иновещания, так и материалами об истории иновещания. В рамках раздела «специальных тем» на этом сайте мы будем публиковать разнообразные материалы на эту тему в рубрике «Вещая поверх границ». Это будут публикации, как из наших архивов от самих вещателей, так и написанные специально для сайта, или подготовленные сотрудниками нашей редакции раннее для других СМИ. Это тема для нас очень важна, так как иновещание, по нашему мнению, очень полезно, информируя народы, минуя границы, а для нашего портала иновещание является одним из основных источников публикуемой нами информации из первоисточников.

В первом выпуске рубрики: Радиовойна Сталина против Тито, история трансляций из Белграда и антифранкистское «Радио Свободная Испания».



 

Радиовойна Сталина против Тито

 

 

 Qsl-карточка, выпущенная в 1964 году советской иновещательной службой на заграницу – "Московским Радио".
Qsl-карточка, выпущенная в 1964 году советской иновещательной службой на заграницу – "Московским Радио".

 

На иллюстрации: Qsl-карточка, выпущенная в 1964 году советской иновещательной службой на заграницу – «Московским Радио». Карточки рассылались  для подтверждения приема передач на разных языках радиослушателям по всему миру. С появлением новых технологий распространения сигнала - спутника и Интернета многие иновещатели сейчас больше не рассылают таких карточек. Их технические службы не нуждаются в рапортах о качестве приема сигнала в обмен на такие карточки. Естественно, из-за политической ситуации никогда не выпускались карточки радиостанции «Свободная Югославия» Не тогда, когда она работала в поддержку Тито в годы Второй мировой войны из Москвы, ни во время ее работы против него из Румынии.

 

В  нашей первой публикации  цикла - материал, переданный недавно  Radio Romania International -  «Международным Радио Румынии или, как называет себя станция по-русски - «Интер-Радио Румыния», о том как советский блок и Сталин вещал на мятежную Югославию с территории Румынии. Вы также можете послушать в аудиофайле в верхнем левом углу страницы запись этой программы. Еще мы кратко расскажем о радиовещании испанских коммунистов, которое также было организовано из Бухареста и об истории югославских внешних трансляциях в материалах, написанных специально написанной для Portalostranah.ru

 

Итак, материал «Интер-Радио Румыния» о станции «Свободная Югославия», которая работала из Бухареста против Тито:

 

«В конце 1940-х годов антизападное идеологическое единство европейских стран, входивших в сферу влияния СССР, дало первую брешь. Югославский руководитель Иосип Броз Тито отверг и осудил претензии Сталина на роль единственного лидера коммунистического движения, и провозгласил югославский путь строительства социализма. Длительное время титоизм ставил себе в заслугу этот разрыв с Советским Союзом, но как пишет в своей книге «Падение Югославии» сербский историк Светозар Стоянович, этот «героизм» был показным. На самом деле не Тито порвал со Сталиным, а Сталин отверг югославского лидера. Тито был сторонником коммунистической революции на Балканах и настойчиво просил Сталина поддержать коммунистических повстанцев в Греции, где шла гражданская война. Сталин греческих коммунистов не поддержал, так как это нарушило бы его соглашение с Черчиллем о разделе сфер влияния в послевоенной Европе. Тито, с его претензиями на самостоятельную политику, представлял потенциальную угрозу единству советского блока и был объявлен Сталиным врагом. Раскол произошёл и среди югославских коммунистов. Оппоненты Тито, были объявлены предателями и подверглись жестоким репрессиям. Некоторым удалось бежать в СССР и соседние с Югославией страны, в том числе в Румынию. В советско-югославском конфликте, коммунистический руководитель Румынии Георге Георгиу-Деж встал на сторону Сталина и предоставил политическое убежище многим противникам Тито.

 

Конфликт между Советским Союзом и Югославией активно вёлся и в информационном пространстве, и в этой войне Румынии отводилась важная роль. В 1949 году в Бухарест переехала штаб-квартира радиостанции «Свободная Югославия». Созданная в годы войны, она вещала с территории СССР, способствуя сплочению югославского антифашистского партизанского движения, во главе с Тито. Теперь, его ресурсы были брошены Сталиным на борьбу с бывшим союзником. Радио «Свободная Югославия» включало три редакции: сербско-хорватскую, словенскую и македонскую. Указания они получали непосредственно и Москвы, через ЦК румынской компартии, а именно через кабинет Иосифа Кишиневски, который возглавлял отдел печати.

 

Среди противников Тито, бежавших в Румынию, был и Милан Петрович, ставший впоследствии заместителем главного редактора радио «Свободная Югославия». В 1999 году, в интервью Центру устной истории Румынского Радио, он рассказал о том, как он оказался на радиостанции: «Меня посадили в машину и отвезли в незнакомое место, где я узнал, что назначен редактором этой подпольной радиостанции, «Свободная Югославия». Это было радиостанция антититоистского движения во всей Европе. Находилась она в Бухаресте, на берегу озера Флоряска, и, как я потом узнал, это была уже вторая по счёту её штаб-квартира. Когда радиостанция по разным причинам теряла сотрудников, - их меняли или устраняли, - сразу меняли и штаб-квартиру. Конспирация была очень строгой, и на то были свои причины. Так, за мной приезжала машина, которая сначала полчаса возила меня по городу, и только потом отвозила на радио. Наши водители знали маршруты, они заезжали домой за двумя-тремя редакторами, после чего колесили по Бухаресту».

На иллюстрации: Выпущенная в 60-е годы qsl-карточка официального румынского иновещания коммунистических времен – "Радио  Бухарест".
На иллюстрации: Выпущенная в 60-е годы qsl-карточка официального румынского иновещания коммунистических времен – "Радио Бухарест".
 

На иллюстрации: Выпущенная в 60-е годы qsl-карточка официального румынского иновещания коммунистических времен – «Радио  Бухарест». С 1989 года вместо него работает новая румынская иновещательная радиослужба -  «Интер-Радио Румыния».

                                             

Милан Петрович рассказал о том, как работало Радио «Свободная Югославия»: «Структура передачи была очень простой. Это были новости, которые мы получали от тех, кто прослушивал радиопередачи, а кое-что мы узнавали от (румынского) пресс-агентства Аджерпресс. Передачи были ежедневными, продолжительностью по 20-25 минут. Но оригинальными были одна или две, и они повторялись потом всё время, утром и вечером. Кроме новостей, мы передавали различную информацию, внешнеполитические комментарии.

 

Мы пытались ввести и элементы репортажа, но дело не заладилось. Эта радиостанция была политической, чисто политической. У нас была и специальная служба, специальная ночная передача, когда мы диктовали манифесты и материалы. Диктовали в буквальном смысле, по словам, несколько часов подряд. То есть, это была служба размножения посредством диктовки материалов, которые считались важными. Мы не контактировали ни с кем, информация попадала к нам другими путями.

 

Либо это была уже готовая информация, либо мы брали её из газет. Позднее нам стали писать слушатели и иногда мы получали даже письма из Югославии, которые попадали в руки румынской службы безопасности, а та передавала их нам. Мы были подпольной радиостанцией, у нас не было ни почтового адреса, ни почтового ящика. Официально, никто не знал, что в Бухаресте существует такая радиостанция».

 

На первый взгляд, сотрудники радио «Свободная Югославия» находились в привилегированном положении по сравнению с другими югославскими эмигрантами.

 

Но Милан Петрович уверяет, что это не так: «В определённой мере были так сказать сливками (эмиграции), пользовались определёнными привилегиями. Но я должен вам сказать, что большими зарплатами нас не баловали. Лишь в конце 1954 года я узнал, что у меня, заместителя главного редактора, выпускающего передачи, зарплата была меньше, чем у наших машинисток, которые были румынскими гражданками. Мы устроили на радио грандиозный скандал, так как оказалось что у нас, редакторов, зарплата была меньше, чем у любого из румын, которые нам помогали. Вероятно, такие высокие зарплаты у них были по линии Секуритате (службы госбезопасности). Мы же были идеалистами, в какой-то мере романтиками, нас это не интересовало. Не интересовало, но, в конце концов, это было оскорбительно. Впрочем, это имело совершенно второстепенное значение».

                          

Одна из последних qsl-карточек советского иновещания – "Радио Москвы" (здесь карточка французской службы), выпущенная в 1990-м.
Одна из последних qsl-карточек советского иновещания – "Радио Москвы" (здесь карточка французской службы), выпущенная в 1990-м.
    

На иллюстрации: Одна из последних qsl-карточек советского иновещания – «Радио Москвы» (здесь карточка французской службы). В 1990-м, когда выпускалась эта карточка, советское иновещание значительно «подобрело» в тональности по сравнению со сталинскими временами. 

 

Радио «Свободная Югославия» было закрыто в 1954 году, через год после смерти Сталина. Его закрытие было условием восстановления румынско-югославских отношений.

 

Судьбы его сотрудников сложились по-разному. Одни вернулись в Югославию, другие остались в Румынии, третьи эмигрировали в другие страны. В жизни большинства из них закрытие радиостанции стало не более чем ещё одним новым началом».

 

«Интер-Радио Румыния», русское вещание. 4 мая 2009 г. Предисловие и запись в аудио: Portalostranah.ru - май 2009 г.

           

 

Радио испанских

коммунистов, или Пиренеи в  Бухаресте

 

 

Qsl-карточка "Radio España Independiente - REI", видимо, 1960-х - 1970-х годов. Неизвестно, рассылалась ли эта карточка и подтверждала ли станция рапорты о приеме.
Qsl-карточка "Radio España Independiente - REI", видимо, 1960-х - 1970-х годов. Неизвестно, рассылалась ли эта карточка и подтверждала ли станция рапорты о приеме.

 

На иллюстрации с частного испанского сайта: Qsl-карточка «Radio España Independiente - REI», видимо, 1960-х - 1970-х годов. Неизвестно, рассылалась ли эта карточка и подтверждала ли станция рапорты о приеме.

 

В дополнении к этому материалу «Интер-Радио Румыния»  заметим, что и после закрытия неофициального антититовского вещания из Бухареста продолжалось нелегальное вещание от имени советского блока.

 

При этом и Румыния, и СССР, другие соцстраны - каждая по отдельности, вели официальное иновещание на многих языках.

 

Что касается неофициального вещания из Румынии, то известно, например, о работе с  румынской территории по указанию Москвы нелегальной радиостанции на испанском языке против правительства Франко – т.н. «Radio España Independiente» («Радио Свободная Испания»), а сокращенное название станции  звучало как REI.

 

Эта станция первоначально заработала в Москве, объявляя себя также и как «Еstación pirenaica» («Пиренейская станция»), чтобы ввести в заблуждение слушателей, внушая им, что эти повстанческие программы ведутся откуда-то с территории Пиренейского полуострова, возможно, из района Пиренейских гор, на границе Испании и Франции.

 

Станция была организована коммунистической партией Испании по инициативе известной революционерки Долорес Ибаррури (кличка «Пасионария» (Пламенная). (Ибаррури была в  1937 году  вице-председателем кортесов (парламента) при тогдашнем  революционном режиме в Испании. С 1939 года она находилась в эмиграции в СССР, а с 1942 года стала председателем испанской компартии).

 

Создание Radio España Independiente шло в русле сталинской политики создания на территории СССР во время Второй мировой войны радиостанций различных коммунистических партий Европы для вещания на различные страны континента.

 

Первая программа «Радио Свободная Испания» вышла в эфир  с территории СССР 22 июля 1941 года.

 

Наряду с испаноязычными программами Британской вещательной корпорации и позднее некоторыми другими иновещателями эта станция была для испанцев ведущим радио, не контролировавшимся  режимом Франко. Прием  передач этой станции в Испании при франкистском режиме являлся смелым поступком.

 

После немецкого нападения на Советский Союз и с учетом близости от немецких войск к Москве, Radio España Independiente  переехала в Уфу, в Башкортостан, где находилась почти до конца войны. А затем вернулась в Москву.

 

С 5 января 1955 по не совсем ясным причинам, некоторые из которых  могли быть связаны с присутствием Советского Союза в Организации Объединенных Наций, или с перераспределением функций между социалистическим странами, радиостанция перебралась  на новое  постоянное место в столицу Румынии Бухарест.

 

Согласно некоторым публикациям,  в 1960-х годах станция использовала передатчики и в  западных странах – в США. Также, согласно некоторым публикациям, в эти годы передачи  Radio España Independiente подвергались помехам со стороны режима  Франко.

 

Чтобы уйти от помех станция в эти годы во время передачи внезапно меняла частоту, а также увеличила количество одновременно используемых частот.

 

После демонтажа режима Франко Radio España Independiente также самоликвидировалась.  14 июля 1977 года  радиостанция в последний раз вышла в эфир, она транслировала из Мадрида первую сессию парламента, которая должна была разработать Конституцию 1978 года.

   

А теперь вдогонку югославской темы о внешнем вещании из Югославии.

 

Вещая поверх границ

- резкие повороты югославской радиоволны

 

 

Qsl-карточка югославского иновещания в последние годы  существования Югославии в начале1990-х.
Qsl-карточка югославского иновещания в последние годы существования Югославии в начале1990-х.
 

На иллюстрации: Qsl-карточка югославского иновещания в последние годы  существования Югославии в начале 90-х.

 

« Радио Белград» функционирует с 1924 года. 1 октября 2009 года русское вещание «Международного радио Сербии» рассказало немного о самых первых шагах «Радио Белград» в связи с 85-летней годовщиной со дня создания этой основной сербской станции. Первые восемь лет у тогдашнего белградского радио речь об иновещании не шла, но все интересно процитировать отрывок из заметки сербского иновещателя о ранней истории «Радио Белград»:

 

«Экспериментальная программа   вышла в эфир впервые 1 октября 1924 года из радиотелеграфной станции в Раковице. Сегодня «Радио Белград» передает 4 программы на трех сетях передатчиков (Сейчас программы только на внутренней аудитории на сербском. Сегодня «Радио Белград»  - это часть сербского национального телерадиовещания РТС.  Прим. Portalosrtranah). Первая передача «Пробный концерт» вышла 17 сентября 1924 года и благодаря тому успеху, который она имела, она была повторена семь дней спустя. Этот первый «радиоконцерт» получил широкий резонанс в прессе, которая писала, что оба концерта «хорошо слышались на большом расстоянии». После этого успеха получено одобрение на выход в эфир с 1 октября 1924 года по вторникам, четвергам и субботам программы, в которой будут «звучать концерты, сообщения с биржи и другие новости». Организацию музыкальной части программы взяла на себя дирекция Белградской оперы. Первые звуки «Радио Белграда» на волне в 455 м под нынешним названием «Радио Белград» прозвучали 24 марта 1929 года. Это был голос диктора Елены Билбия».

 

Начало программ на заграницу из Белграда датируется 1936 годом, что раньше «Голоса Америки»,  чем белградское иновещание до сих пор очень гордится. Но это довоенное вещание продолжалось из югославской столицы недолго.

 

Перед захватом Белграда нацистская Германия провела  специальную акцию устрашения «Операция наказание» с бомбардировкой города. Во время этой бомбардировки, 6 апреля 1941 г., станция прекратила вещание. (Правительство Германии, как оно считало, наказывало королевские власти Югославии,  сначала подписавшие  пакт о сотрудничестве с Германией, наряду, например, с Италией, а после вышедшие из него, ввиду недовольства своего населения пораженческими настроениями правительства).

 

К тому моменту Британская вещательная корпорация «Би-Би-Си» (BBC) уже почти два года  (с 1939) как вещала на сербском. Позднее, с 1941 года, она предоставляла свой эфир и бежавшему после немецкой оккупации в Лондон правительству Королевства Югославии, ставшему правительством в изгнании.

 

В свою очередь югославские коммунисты во главе с Тито через некоторое время начали вещать на Югославию через  передатчики  «Московского Радио», расположенные в  Центральной России, создав так называемую радиостанцию «Свободная Югославия». Эта станция вещала до тех пор, пока Тито не занял в конце второй мировой войны Белград.

 

Обложка немецкой брошюры 1942 года,  посвященной  первому году вещания "Soldatensender Belgrad".
Обложка немецкой брошюры 1942 года, посвященной первому году вещания "Soldatensender Belgrad".
 

На иллюстрации: Обложка немецкой брошюры 1942 года,  посвященной  первому году вещания «Soldatensender Belgrad». Брошюра экспонировалась на современной выставке, посвященной песне «Лили Марлен».

 

Во время оккупации  «Радио Белград»  транслировал на своей средневолновой частоте  передачи для немецких солдат района  Балкан, Южной Европы и Северной Африки  Это немецкоязычное вещание – «Soldatensender Belgrad». (т.е. «Солдатское вещание Белград»), было организовано германскими военными властями, и прославилось тем, что на ее волне впервые была исполнена песня «Лили Марлен», которая получила широкую  популярность  по обе стороны фронта. Станция также практиковала  ежевечерние  концерты по заявкам. Музыкальные трансляции с мощного передатчика  Радио Белград» слушали и по другую сторону фронта - солдаты армий антигитлеровской коалиции. Средневолновая частота 719 килогерц, которую также  использовало «Soldatensender Belgrad», и позднее, в  ходы холодной войны, оказалась в центре внимания. На ней периодически вещала радиостанция «Свободная Европа».  Согласно немецким интернет-ресурсам, «Soldatensender Belgrad» использовала для работы два  средневолновых передатчика, поставленных специально для «Soldatensender Belgrad».

 

После войны оборудование «Soldatensender Belgrad» участвовало в работе RIAS («Rundfunk im amerikanischen Sektor») - американской радиостанции в Западном Берлине, вещавшей на немецком языке и служившей одним из основных источников информации для всего Берлина (включая советский сектор) первых послевоенных лет. 

 

И снова о лейбле «Радио Югославия. У названия «Радио Югославия», или «Свободная Югославия», невезучая судьба. Этот вещательный лейбл был всегда недолговечным.

 

Когда Тито стал проводить более независимую политику от Москвы, то Сталин поссорился с коммунистической Югославией, а радио «Свободная Югославия» «всплыло» уже с румынской территории как антититовская станция. (При этом, напомним, на Югославию вело все это время трансляции и официальное «Московское Радио»). В годы, когда работало  антититовкая радиостанция «Свободная Югославия»,  из самой Югославии, начиная с 1945 года, программы для зарубежных стран шли в рамках «Радио Белграда». Но затем, возможно, просто по совпадению,  по указу правительства Федеративной Народной Республики Югославии для целей иновещания, согласно сайту «Международного радио Сербии», было основано «Радио Югославия», которое в этом статусе работало до января 1954 года, когда Радио Белград снова берет на себя выпуск передач для иностранного вещания.

 

В общем, в 1954 году, когда Тито добился прекращения работы радио «Свободная Югославия», было расформировано и официальное  «Радио Югославия».

 

20 лет лейблом «Радио Югославия» для целей иновещания никто не пользовался. Белградское иновещание выходило под устойчивым позывным «Радио Белград, Югославия». 

  

К 1975 году аллергия на название у Тито видимо прошла, и, с учетом преобразования страны в реально существующую федерацию, вновь была создана  югославская иновещательная служба «Радио Югославия». А «Радио Белград» (т.е. Радио Сербии) перестало работать для заграницы.  

 

Но названию  «Радио Югославия» опять не повезло.  Несколько лет назад, вместе со страной, лейбл «Радио Югославия» снова исчез, а иновещательная служба снова продолжила свою работу уже как «Международное радио Сербии» (В короткий период станция именовала себя также как «Международное Радио Сербии и Черногории»). Иновещательная служба из Белграда работает до сих пор. Сейчас вещание идет на 11 языках, включая русский. Сайт станции;

 

 

Подробнее о современных спутниковых трансляциях из стран бывшей Югославии смотрите на нашем Portalostranah.ru в материале по ссылке. Там вы найдете интересные архивные аудиозаписи позывных югославского иновещания: «Радио Белграда» 1975 года (английская программа) и «Радио Югославия» 1982 года (русская программа).

 

А в нашем очерке о достопримечательностях Белграда по ссылке  вы можете посмотреть раздел о белградской телевизионной башне на горе Авала. С 2009 года эта башня опять главный ретрансляционный центр сербского внутреннего радио и телевидения РТС. Башня была разрушена в ходе натовских бомбардировок Югославии десять лет назад, но теперь воссоздана вновь.

 

Две заметки этого обзора:  «Радио испанских коммунистов, или Пиренеи в  Бухаресте» и «Вещая поверх границ - резкие повороты югославской радиоволны» написаны специально для Portalostranah.ru и опубликованы соответственно в мае и октябре 2009 г. Автор - Максим Истомин.

 

 

Составление: Portalostranah.ru

 

 

Опубликовано: 12/05/2009; Обновлено 10/11/2009



Опубликовано12052009       Portalostranah

Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...
Национальная птица Индии – павлин. Почему?
 
Обзор о национальной птице Индии – павлине.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме