Portalostranah.ru посвящен страноведению, путешествиям и иновещанию с русскими радиопрограммами со всего мира
Размер шрифта - + Обсудить на форуме

Польша перед унией с Литвой. Польский и литовский взгляд


Также по теме

Посмотреть весь список статей по теме

В данном обзоре по современным официальным и полуофициальным польским и литовским публикациям мы приведем литовский и польский взгляды на заключение Кревской унии Польши и Литвы.

Также посмотрим, что представляли собой взаимоотношения Польши с ее соседями в период перед знаменитым бракосочетанием польской королевы Ядвиги и литовского великого князя Ягайло, которое положило начало созданию единого польско-литовского государства.

Мы приведем и польскую трактовку взаимоотношений Польши с Тевтонским орденом (а противостояние с Тевтонским орденом считается одной из основных причин заключения Кревской унии Польши и Литвы).


Персонифицированные символы унии Польши и Литвы: Ставший королем польским, великий князь Литовский Ягайло с польской королевой Ядвигой.

Ядвига держит крест, символизируя крещение Литвы, и с улыбкой пожимает руку суровому войну Ягайло.

У их ног находятся щиты с польским и литовским гербами.

Скульптура работы Томаша Оскара Сосновского, XIX в. Библиотека Академии наук Литвы.

(Илл. из официального литовского издания, выпущенного в 2010 году к 600-летию Грюнвальдской битвы).

 

Бракосочетанием польской королевы Ядвиги и литовского великого князя Ягайло, которое положило начало созданию унии Польши и Литвы. О происхождении литовцев и о том, что представляло Великое княжество Литовское — последнее на тот момент языческое государство Европы см. здесь.

 

Как Ядвига

попала на польский престол


 

Старинный рисунок, изображающий Ядвигу, королеву Польши. (Врубелевская библиотека Литовской Академии наук).   С сайта восстанавливаемого в Вильнюсе Национального музея - дворца великих князей Литовских v1.valdovurumai.lt.
      Увеличить

Старинный рисунок, изображающий Ядвигу, королеву Польши. (Врубелевская библиотека Литовской Академии наук).

С сайта восстанавливаемого в Вильнюсе Национального музея - дворца великих князей Литовских v1.valdovurumai.lt.


Старинный рисунок, изображающий Ядвигу, королеву Польши. (Врубелевская библиотека Литовской Академии наук).

С сайта восстанавливаемого в Вильнюсе Национального музея - дворца великих князей Литовских v1.valdovurumai.lt.

Ядвига (Jadyyga), также известная как Ядвига Анжуйская, была дочерью короля Венгрии Лайоша I Великого (также известного как Людовик I Венгерский).

 

Современный польский источник — издание 1991 и 2004 гг. «История Польши» (Historia Polski) пишет:

 

«В 1339 году (последний польский король, принадлежавший к первой польской правящей династии Пястов, проверенные свидетельства об этой династии ведутся с X века, с князя Мешко. Прим. Portalostranah.ru) Казимир III Великий (Kazimierz Wielki) заручился поддержкой со стороны Венгрии в своей борьбе против Тевтонского ордена, «пообещав передать Анжуйской династии права на наследование польского трона». Однако лишь в том случае, если он, а Казимиру III тогда было двадцать девять лет, «не будет иметь мужского потомства».

 

Отметим, что матерью Людовику Анжуйскому приходилась Елизабета Локетековна (Elżbieta Łokietkówna), родная сестра Казимира III и дочь предыдущего польского короля Владислава Локетека Пяста (Władysław I Łokietek).Таким образом, это было обещание в кругу близких родственников, связанных с Польшей.

 

В развитие обещания Казимира III и стремясь привлечь на свою сторону польскую шляхту, «в 1355 г. Людовик Венгерский объявил в городе Буде, что в случае отсутствия у его родственника Казимира III наследников мужского пола, и признания польской шляхтой прав на польскую корону для семейства Людовика, он не будет собирать чрезвычайных налогов с польских шляхтичей, и другие сословия также не станет лишать никаких привилегий».

 

Казимир скончался в 1370 г. не оставив наследников по мужской линии, а только пять дочерей от нескольких браков. В качестве ближайшего родственника Казимира «Людовик Венгерский стал гарантом неделимости польской короны (термин Corona Regni Poloniae появился незадолго до того в 1356 в бумагах канцелярии Казимира для наименования земель, связанных в прошлые времена только личностью монарха. Например, Казимир III стал требовать от Тевтонского ордена признания своего суверенитета на Гданьское Поморье уже не с позиции признания прав своего отца и предшественника — короля Владислава Локетека, но признания суверенитета на эти земли именно Польши — Corona Regni Poloniae).

 

«В 1374 году Людовик Венгерский в обмен на согласие польской знати на право наследования короны Польши по женской линии, а значит и на возможность занять польский трон одной из его дочерей (у Людовика Венгерского, как и у Казимира, не было сыновей), освободил польских рыцарей от подземельного налога (за исключением двух грошей с одного лена крестьянской земли). Людовик также обязался выкупать польских рыцарей, попавших в плен во время заграничных походов».

 

После смерти Людовика Венгерского, «в 1382 году польское рыцарство, совместно с другими сословиями, созвало конференцию в городе Радомске (Радомско, ныне в Лодзинском воеводстве Польши. Прим. Portalostranah.ru), которая рассмотрело вопрос о наследовании, учитывая принцип неделимости Польши. Была выбрана младшая дочь Людовика Ядвига (при этом была отвергнута кандидатура ее старшей сестры Марии и кандидатура удельного правителя Семовита IV Мазовецкого из Пястов)». После избрания Ядвиги сторонники Семовита в Великой Польши и Куявии организовали беспорядки. (Великая Польша (Wielkopolska) с городами Познань и Гнездо, откуда в X веке князь Мешко начал создавать польское государство, и расположенная рядом (Куявия (Kujawy) — исторические области в Польше. Прим. Portalostranah.ru).

 

Польская марка 1964 года, выпущенная к 600-летнему юбилею знаменитого Ягеллонского университета в Кракове, с изображением Ягайло и Ядвиги, благодаря которым заведение, основанное за два десятилетия до их правления, было открыто вновь.  Королева Ядвига пожертвовала все ее личные драгоценности, чтобы университет смог вновь принять студентов.  Ныне университет называется в честь Ягайло и Ядвиги – основателей династии Ягеллонов.  Изображения Ягайло и Ядвиги на марке взяты со старинных рисунков.
      Увеличить

Польская марка 1964 года, выпущенная к 600-летнему юбилею знаменитого Ягеллонского университета в Кракове, с изображением Ягайло и Ядвиги, благодаря которым заведение, основанное за два десятилетия до их правления, было открыто вновь.

Королева Ядвига пожертвовала все ее личные драгоценности, чтобы университет смог вновь принять студентов.

Ныне университет называется в честь Ягайло и Ядвиги – основателей династии Ягеллонов.

Изображения Ягайло и Ядвиги на марке взяты со старинных рисунков.


Польская марка 1964 года, выпущенная к 600-летнему юбилею знаменитого Ягеллонского университета в Кракове, с изображением Ягайло и Ядвиги, благодаря которым заведение, основанное за два десятилетия до их правления, было открыто вновь.

Королева Ядвига пожертвовала все ее личные драгоценности, чтобы университет смог вновь принять студентов.

Ныне университет называется в честь Ягайло и Ядвиги – основателей династии Ягеллонов.

Изображения Ягайло и Ядвиги на марке взяты со старинных рисунков.

«Конфедерация пригласила в 1384 году Ядвигу в Польшу, Осенью того же года Ядвига была коронована «королем (не королевой, но именно королем) Польши». Ей было всего одиннадцать лет.

Представители знати Малой Польши(Малая Польша (Małopolska) историческая область с центром в Кракове. Прим. Portalostranah.ru), в частности род Лелевитов, разработали многообещающий политический проект: отказать жениху Ядвиги Вильгельму Габсбургу, чтобы выдать ее за литовского великого князя Ягайло (в польской традиции Ягелло — Владислав Ягелло, Władysław II Jagiełło), который в свою очередь проведет христианизацию Литвы и заключит унию с Польшей.

 

Ядвига, которой пришлось в полном одиночестве принимать важнейшее политическое решение, в том числе касающееся ее личной судьбы, пережила глубокую личную драму. В конце концов, повинуясь чувству долга и осознавая важность крещения Литвы, она дала согласие.

 

В феврале 1386 года Ягайло принял крещение в Кракове и на собрании рыцарей был избран королем Польши. Владислав Ягелло издавая в 1385 году грамоту в Крево (текст Кревской унии, как стали называть эту грамоту, см. здесь. Прим. Portalostranah.ru), открывавшую ему путь к браку с Ядвигой и к польскому трону, «обещал собственным трудом и за свой счет возвращать потери польского королевства», трактует грамоту Крево упомянутая выше современная «История Польши», и добавляет:

 

«Месяц спустя состоялась брачная церемония и коронация. После смерти Ядвиги в 1399 году права Владислава Ягелло были подтверждены королевским советом. Так окончательно закрепился принцип выборности правителя Короны Польского королевства». Конец цитаты.

 

Итак, тринадцатилетняя Ядвига вышла замуж за Ягайло, который был старше ее приблизительно на 15 лет (точная дата рождения Ягайло оспаривается).

 

Ядвига скончалась в 1399 году. Ее единственная дочь умерла в младенчестве. После ее кончины Ягайло женился снова. Однако литовское и польское государства после этого оказались неразрывно связанными, хотя непосредственно после кончины Ягайло в 1434 году казалось некоторое время, что эти государства и короны вновь разделятся.

 

Ягайло в унии

с Польшей. Литовский взгляд


 

Грамота

Ягайло с Кревской унией

 

Грамота с провозглашением Кревской унии. Эта грамота, была выпущена Ягайло в его резиденции в замке Крево (нынешняя Белоруссия)  14 августа 1385 г.   Грамота написана на латинском языке.   (Илл. из официального литовского издания, выпущенного в 2010 году к 600-летию Грюнвальдской битвы).
      Увеличить

Грамота с провозглашением Кревской унии. Эта грамота, была выпущена Ягайло в его резиденции в замке Крево (нынешняя Белоруссия) 14 августа 1385 г.

Грамота написана на латинском языке.

(Илл. из официального литовского издания, выпущенного в 2010 году к 600-летию Грюнвальдской битвы).


Грамота с провозглашением Кревской унии. Эта грамота, была выпущена Ягайло в его резиденции в замке Крево (нынешняя Белоруссия) 14 августа 1385 г.

Грамота написана на латинском языке.

(Илл. из официального литовского издания, выпущенного в 2010 году к 600-летию Грюнвальдской битвы).

Текст Кревской унии

 

В настоящее время грамота Ягайло с провозглашением Кревской унии хранится в архиве капитулы Краковского кафедрального собора.

 

В грамоте Ягайло обращается к матери своей невесты Ядвиги — вдове венгерского короля Людовика I Венгерского Елизавете (Elżbieta Bośniaczka) с формальной просьбой (все условия к тому времени уже были согласованы в ходе переговоров) выдать за него ее дочь польскую королеву Ядвигу, принимая условия креститься и защищать Польшу в едином литовско-польском государстве.

 

Современное состояние, а точнее руины Кревского замка – бывшей резиденции Великих князей Литовских,  где была выпущена грамота Ягайло об унии между Литвой и Польшей.  С илл. Национального музея Литвы.
      Увеличить

Современное состояние, а точнее руины Кревского замка – бывшей резиденции Великих князей Литовских, где была выпущена грамота Ягайло об унии между Литвой и Польшей.

С илл. Национального музея Литвы.


Современное состояние, а точнее руины Кревского замка – бывшей резиденции Великих князей Литовских, где была выпущена грамота Ягайло об унии между Литвой и Польшей.

С илл. Национального музея Литвы.

 

Далее все ключевые фрагменты из текста этой довольно короткой грамоты Ягайло:

 



«Мы, Ягайло, божьей милостью великий князь Литовский, господин Руси и наследник урожденный, уведомляет всех, кого следует и которые письмо увидят...

 

Много императоров, королей и разных князей жаждали вступить в постоянные отношения кровного родства с тем же великим князем Литовским, но Бог всемогущий сохранил это для особы вашего королевского величества.

 

Поэтому, пресветлая госпожа, исполни это спасительное поручение, прими великого князя Ягайлу в качестве сына и отдай ему в жены любимейшую свою дочь Ядвигу, королеву Польши.

 

Верим, что от этого союза воздастся слава Богу, спасение душам, почет людям и увеличение королевству.

 

Прежде же чем то, о чем здесь речь идет, до завершения дела дойдет, великий князь Ягайло со всеми своими братьями, еще не крещенными, также с родственниками, со шляхтой, дворянами большими и меньшими, в землях его живущими, хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви.

 

Не могли этого получить от него, несмотря на усердные старания, множество императоров и различных князей, так как Бог всемогущий славу эту для вашего королевского величества сохранил.

 

Для подтверждения и силы этого, обещает великий князь Ягайло собрать и отдать свои деньги для покрытия расходов, которые понесут как Литва, так и Польша, если только королева венгерская дочь свою, Ядвигу, королеву польскую, браком супружеским с ним соединит. Великий князь Ягайло обещает сумму, договоренную между королевой венгерской и герцогом Австрии, а именно дважды сто тысяч флоринов, собрать и выплатить.

 

Этот самый князь Ягайло обещает и ручается собственными затратами и стараниями вернуть королевству польскому все земли, кем-либо оторванные от него и отнятые.

 

Этот же князь Ягайло обещает вернуть первоначальную свободу всем христианам, особенно людям обоего пола из земли польской, по праву войны захваченным и переселенным, и таким образом, что каждый или каждая смогут отправиться куда захотят.

 

Наконец, этот же великий князь Ягайло обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить.

 

Мы поэтому, указанный великий князь Литовский Ягайло, с вышеуказанным заявлением посольским, данным и оглашенным от нашего имени господам Королевства Польского посредством Свидригайло, брата нашего возлюбленного, как и с заверениями, данными пресветлой королеве венгерской Елизавете, посредством посланных тем же братом нашим уполномоченных, в присутствии послов госпожи королевы, как венгров, так и поляков, к нашему величеству посланных, вместе с братьями нашими, князьями литовскими Свидригайло, Корибутом, Витовтом, Лингвенем, а так же от имени других братьев наших, присутствующих и не присутствующих, соглашаемся и заявляем это так названной госпоже королеве, как и упомянутым господам Королевства польского; те же заявления польские приказали мы скрепить печатями нашими и братьев наших, и это во всем подтверждаем.

 

Дано в Креве, в понедельник, в канун Вознесения пресветлой Девы Марии (14 августа) в год Господень 1385».

 

Согласно грамоте Крево ( ее текст смотрите на врезке справа), как акцентирует официальное иллюстрированное литовское издание, выпущенное в 2010 году совместно Министерствами культуры и иностранных дел Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы:

 

«Ягайло обязался вместе со своими подданными принять римско-католическую веру, взять в жены наследницу польского королевского престола Ядвигу, освободить пленных поляков, находящихся на территории Литвы, а литовские и русские земли «навечно присоединить» к Польше».

 

От себя отметим, что под русскими землями здесь подразумевались часть территории современной России, а также Белоруссия и почти вся современная территория Украины, входившие на тот момент в состав Великого княжества Литовского.

 

Крево, где Кревском замке — резиденции Великих литовских князей, от которого теперь остались руины, где Ягайло14 августа 1385 г. была выпущена грамота об унии между Литвой и Польшей, — ныне деревня в Гродненской области Белоруссии. Крево в период Ягайло был одной из столиц и великокняжеских резиденций Великого княжества Литовского.

 

Говоря о значении унии с Польшей, вышеуказанное современное литовское официальное издание пишет:

 

«Польско-литовский союз был необходим обеим сторонам.

 

В 60–70-х годах XIV в. агрессия крестоносцев усилилась. Представляла угрозу и возросшая мощь Московского государства. Литву, испытывающую давление с Востока и Запада, постиг еще и династический кризис: разгорелась междоусобная борьба между Ягайлой и Кейстутом.

 

Польша и особенно польская знать имела свои интересы в восточной части Литвы. Уже с середины XIV в. Польша пыталась начать процесс крещения Литвы в расчете на то, что вновь созданные литовские приходы войдут в подчинение польской церковной иерархии, а это позволит усилить политическое давление на присоединенные к Литве восточные земли.

 

Тем не менее, Кревское соглашение имело очень большое значение, связав Литву и Польшу тесными узами более чем на 400 лет.

 

Расплывчатые формулировки соглашения подразумевали существенное ограничение самостоятельности Литвы, однако полное присоединение Литвы к Польше представлялось невозможным.

 

Вне всяких сомнений, этот договор заложил фундамент победы в Грюнвальдской битве (над Тевтонским орденом)». Конец цитаты

 

Отметим, упомянутый выше дядя Ягайло — Кейстут (Kęstùtis), как и сын Кейстута Витовт, выступали соперниками на раннем этапе правления Ягайло. Интересно, что обе стороны в ходе династических споров периодически укрывались на землях Тевтонского ордена. О Кейстуте, а также политике Ягайло в отношении Тевтонского ордена и взаимоотношениями с родственниками см. подробнее здесь.

 

Касаясь крещения Литвы, нужно сказать, что несмотря на то, то до 1385 года христианство не было официальной религией Великого княжества Литовского, это не мешало литовским князьям-язычникам еще до унии править своими православными поданными, предки которых были крещены еще с 988 года, в период уже забытой в рассматриваемый период Киевской Руси.

 

При этом земли собственно Литвы были языческими. Например, историческая литовская область Жямайтия (иначе Жамайтия) — ныне северная и северо-западная часть литовского государства, которая в описываемый период как бы «разрезала» надвое территорию орденов-крестоносцев в Ливонии (совр. Латвия) и Восточной Пруссии, была крещена только в 1413-1417 гг.

 

Эту дату называет вышеупомянутое литовское издание, выпущенное в 2010 году совместно Министерствами культуры и иностранных дел Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы (в честь окончательной победы польско-литовского войска на Тевтонским орденом после заключенной с Польшей унии).

 

Великим князьям Литовским удавалось править территорией своего огромного княжества, простиравшегося еще и до унии с Польшей от Балтики до Черного моря, даже при том, что славянский элемент преобладал над литовским.

 

В то же время как отмечалось в материалах официальной юбилейной исторической выставки, посвященной Грюнвальдской битве в Литовском государственном художественном музее (2010):

 

«Несмотря на то, что славяне составляли большинство населения Великого княжества Литовского, этнические литовцы преобладали в областях Вильнюса, Тракая, и Жемайтии».

 

Необходимо оговорится, что и до Ягайло несколько литовских вождей были христианами, в частности первый и единственный король литовцев — король Миндаугас в 1253-м году. Он принял от Папы Римского о своем королевском статусе соответствующую буллу. Миндаугас крещен по католическому обряду.

 

Некоторые русские издания называют и правящего позднее — в 1316-1341 гг. основателя Вильнюса и предка Ягайло (династия Гедиминовичей) великого литовского князя Гедимина (Гедиминаса) христианином. И даже православным. Но это не подтверждается фактами. Православными считают его некоторых детей.

 

В то же время важно отметить, что языческая Литва после крещения Ягайло приняла христианство в качестве национальной религии именно в католической версии.

 

Бывшие до того принятия отдельными литовцами православия не отменяли языческого характера литовского государства.

 

Зачем уния

была нужна Польше. Польский взгляд


Вернемся к современному польскому источнику «История Польши» (Historia Polski). Издание пишет:

 

«Угроза, которую для балтийских народов приставлял Тевтонский орден, стала причиной, почему для Польши сделалось союзником Великое княжество Литовское. Еще его правитель Гедимин (Гедиминас) положил конец грабительским набегам литовцам на Польшу, отдав свою дочь Альдону за Казимира (будущий Казимир III), сына польского короля Владислава Локетека. Позднее благодаря этому Казимир, упрочил свои позиции по отношению к (польским) мазовецким князьям, искавшим защиты от литовских набегов. (После пресечения правившей там линии Пястов Плоцкое, Закрочимское и Вишкое княжества были включены в состав польского королевства в 1351 году).

 

При этом язычество литовцев представляло для польской короны определенную проблему, несмотря даже на то, что в 1326 году литовцы приняли участие в польском походе на (немецкое феодальное образование) Бранденбург, с которым у Польши были давние разногласия».

 

Польша и Тевтонский орден

 

 

Противостояние Польши с Тевтонским орденом, как отмечалось выше, было одной из главных причин заключение польско-литовской унии. Далее о взаимоотношениях Польши и Тевтонского ордена на взгляд современных польских историков. Об отношениях Литвы с Тевтонским орденом и истории ордена (Литовский взгляд) см. здесь.

 


 

Карты:

Исторический контекст прихода Тевтонского ордена в Польшу

 

На картах: Тевтонский орден и польские княжества, а также соседние страны. На этих картах можно проследить как появилось и начало расширяться государство крестоносцев, обычно называемое Тевтонским (т.е. Немецким, от лат. teutonicus — немецкий) орденом.


Тевтонский орден — это образование немецкого рыцарства, конкретнее, ее части — крестоносцев — борцов за веру, которые по приглашению (польского) мазовецкого князя Конрада в 1226 году переместились на польские земли из Палестины, первоначально для борьбы с язычниками-пруссами, нападавшими на Польшу. В качестве государства Тевтонский орден затем существовал в Прибалтике несколько столетий, завоевав земли пруссов и Ливонию (совр. Латвию), а также Гданьское поморье (которое Польша считало своим). Тевтонский орден существует в современный период как духовный католический орден без территории в Западной Европе.


Первоначально Конрад Мазовецкий передал рыцарям-крестоносцам Хелминскую и примыкающую к ней добрыньскую землю в Мазовии, — территории, граничившие с землями пруссов, но не имеющие выхода к морю. На Хелминской земле расположился Тевтонский (Немецкий орден), пришедший с Палестины, а на Добрыньской земле созданный по инициативе Конрада местный Добрынский орден, который уже в 1235 г. слился с Тевтонским орденом. Тевттонский орден имел несколько ответвлений: всего тридцать лет существовало ответвление крестоносцев в Риге — Орден меченосцев, позднее переименованный в Ливонский орден, и ставший филиалом Тевтонского ордена. При этом крестоносцы контролировали Ливонию несколько столетий. Также недолго — всего десять лет существовал Добрынский орден. Добрынский орден возник одновременно с выделением Конрадом Хелминской земли Тевтонскому ордену в качестве ордена местного польского рыцарства, в попытке конкурировать с Тевтонским. На нижеприведенных польских картах, и Тевтонский орден, и Орден меченосцев (Ливонский) рассматриваются как одно целое, а Добрынский орден возникает только на одной из карт.


Везде на этих всех картах государство крестоносцев обозначено коричневым цветом. По картам можно проследить как государство крестоносцев из маленькой территории на землях мазовецкого князя продвигается в земли пруссов, Ливонию, а также приобретает гданьское побережье, которое Польша, как уже отмечалось, считала своим. Подробнее об аспектах взаимоотношений Польши и государства крестоносцев см. далее в этом обзоре.

 

Польские княжества за пятнадцать лет до появления Тевтонского ордена. Мазовия подвергается набегам пруссов, для защиты от них сюда и пригласят крестоносцев.
      Увеличить
Польские княжества за пятнадцать лет до появления Тевтонского ордена. Мазовия подвергается набегам пруссов, для защиты от них сюда и пригласят крестоносцев.

Польские княжества за пятнадцать лет до появления Тевтонского ордена. Мазовия подвергается набегам пруссов, для защиты от них сюда и пригласят крестоносцев.
Хелминская земля в Мазовии, первоначально отданная князем Конрадом Мазовецким Тевтонскому ордену, обозначена на карте  коричневым цветом (под цифрой 1), Добрыньская - серым (под цифрой 2).
      Увеличить
Хелминская земля в Мазовии, первоначально отданная князем Конрадом Мазовецким Тевтонскому ордену, обозначена на карте коричневым цветом (под цифрой 1), Добрыньская - серым (под цифрой 2).

Хелминская земля в Мазовии, первоначально отданная князем Конрадом Мазовецким Тевтонскому ордену, обозначена на карте коричневым цветом (под цифрой 1), Добрыньская - серым (под цифрой 2).
Здесь Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым), уже поглотил Добрынский орден.
      Увеличить
Здесь Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым), уже поглотил Добрынский орден.

Здесь Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым), уже поглотил Добрынский орден.
Начинается движение Тевтонского ордена на земли пруссов.
      Увеличить
Начинается движение Тевтонского ордена на земли пруссов.

Начинается движение Тевтонского ордена на земли пруссов.
Тевтонский орден  занял побережье, как земли пруссов, так и Гданьское Поморье, которое Польша считала своим.
      Увеличить
Тевтонский орден занял побережье, как земли пруссов, так и Гданьское Поморье, которое Польша считала своим.

Тевтонский орден занял побережье, как земли пруссов, так и Гданьское Поморье, которое Польша считала своим.
Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым)  занял все земли пруссов.
      Увеличить
Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым) занял все земли пруссов.

Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым) занял все земли пруссов.
Тевтонский орден ведет колонизацию Ливонии (совр. Латвия). Пока занята лишь маленькая область, окруженная язычниками.
      Увеличить
Тевтонский орден ведет колонизацию Ливонии (совр. Латвия). Пока занята лишь маленькая область, окруженная язычниками.

Тевтонский орден ведет колонизацию Ливонии (совр. Латвия). Пока занята лишь маленькая область, окруженная язычниками.
Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым) и Польша в разные годы.
      Увеличить
Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым) и Польша в разные годы.

Тевтонский орден (на карте его земли обозначены коричневым) и Польша в разные годы.
Расширение ордена продолжается.
      Увеличить
Расширение ордена продолжается.

Расширение ордена продолжается.
Все Восточное Поморье (с Гданьском) и вся Ливония (совр. Латвия и Эстония) уже были заняты Тевтонского орденом. В Ливонии проживали родственные литовцам латгалы (совр.латыши), а также эсты (современные эстонцы), и родственные эстам ливы.
      Увеличить
Все Восточное Поморье (с Гданьском) и вся Ливония (совр. Латвия и Эстония) уже были заняты Тевтонского орденом. В Ливонии проживали родственные литовцам латгалы (совр.латыши), а также эсты (современные эстонцы), и родственные эстам ливы.

Все Восточное Поморье (с Гданьском) и вся Ливония (совр. Латвия и Эстония) уже были заняты Тевтонского орденом. В Ливонии проживали родственные литовцам латгалы (совр.латыши), а также эсты (современные эстонцы), и родственные эстам ливы.
Языческое Великое княжество Литовское останавливает расширение ордена. Литовцы  оказываются более непреклонными чем другие народы Прибалтики - пруссы, латгалы, эсты и ливы, которые подчиняются ордену.
      Увеличить
Языческое Великое княжество Литовское останавливает расширение ордена. Литовцы оказываются более непреклонными чем другие народы Прибалтики - пруссы, латгалы, эсты и ливы, которые подчиняются ордену.

Языческое Великое княжество Литовское останавливает расширение ордена. Литовцы оказываются более непреклонными чем другие народы Прибалтики - пруссы, латгалы, эсты и ливы, которые подчиняются ордену.
Тевтонский орден  и его могущественный языческий противник - Великое княжество Литовское. Позднее, в  1385 г.  Литва по своей инициативе, а не по инициативе ордена, принимает крещение. Она объединяется в унию с Польшей.
      Увеличить
Тевтонский орден и его могущественный языческий противник - Великое княжество Литовское. Позднее, в 1385 г. Литва по своей инициативе, а не по инициативе ордена, принимает крещение. Она объединяется в унию с Польшей.

Тевтонский орден и его могущественный языческий противник - Великое княжество Литовское. Позднее, в 1385 г. Литва по своей инициативе, а не по инициативе ордена, принимает крещение. Она объединяется в унию с Польшей.
Литовцы будут мешать Тевтонскому ордену соединиться, что станет причиной Грюндвальской битвы 1410  г.
      Увеличить
Литовцы будут мешать Тевтонскому ордену соединиться, что станет причиной Грюндвальской битвы 1410 г.

Литовцы будут мешать Тевтонскому ордену соединиться, что станет причиной Грюндвальской битвы 1410 г.
На короткие моменты Тевтонский орден несколько раз смог соединить свою территорию на бывших землях пруссов и Ливонию, но Великое княжество Литовского всегда возвращало свою прибрежную область Жемайтию.
      Увеличить
На короткие моменты Тевтонский орден несколько раз смог соединить свою территорию на бывших землях пруссов и Ливонию, но Великое княжество Литовского всегда возвращало свою прибрежную область Жемайтию.

На короткие моменты Тевтонский орден несколько раз смог соединить свою территорию на бывших землях пруссов и Ливонию, но Великое княжество Литовского всегда возвращало свою прибрежную область Жемайтию.
Тевтонский орден год спустя после поражения от Польши и Литвы в Грюнвальдской битве. Он еще долго правил огромной территорией, но больше не расширялся. Орден признал свой вассалитет от литовско-польского государства в 1466 г.
      Увеличить
Тевтонский орден год спустя после поражения от Польши и Литвы в Грюнвальдской битве. Он еще долго правил огромной территорией, но больше не расширялся. Орден признал свой вассалитет от литовско-польского государства в 1466 г.

Тевтонский орден год спустя после поражения от Польши и Литвы в Грюнвальдской битве. Он еще долго правил огромной территорией, но больше не расширялся. Орден признал свой вассалитет от литовско-польского государства в 1466 г.

Выше: Карты расширения государства крестоносцев, обычно называемого Тевтонским;

 


 

Современное издание «История Польши» (Historia Polski) пишет:

 

«Наибольшее значение для Польши имело возникновение в XII в. (германской) Марки Бранденбург, а в первой половине XIII века государства Тевтонского ордена. Маркграфы Бранденбурга провидели экспансию в направлении (Балтийского) Поморья и (области) Великой Польши. Они заставили признать зависимость от них князей Западного Поморья. Серьезную угрозу для польских земель существовала и на северо-восточной границе. В середине XII начале XIII века Польша подвергалась набегам язычников-пруссов, которые находясь на стадии создания ранней государственности, постоянно совершали грабительские походы на Гданьское Поморье, Хельминскую землю (территория вокруг г. Хелмно — ныне в Куявско-Поморском воеводстве Польши, которое граничит с прибрежным Поморским воеводством (Гданьск), но не имеет выхода к морю. Прим. Portalostranah.ru) и Мазовию (область вокруг Варшавы. Прим. Portalostrasnah.ru).

 

Неоднократные попытки польских князей разгромить пруссов и принудить их к принятию христианства оканчивались неудачей.

 

После провала своих миссионерских и военных усилий князь Конрад Мазовецкий передал Хелминскую землю Тевтонскому ордену Пресвятой девы Марии, членов которого в Польше называли «кшижаками» (в значении «крестоносцы, которые рядом». Прим. Portalostranah.ru).

 

Тевтонский орден начал систематические действия по покорению и обращению в христианство прусских племен. Располагая значительными финансовыми средствами и пользуясь поддержкой западного рыцарства, орден мог применять новейшие военные технологии и методы фортификации, а также сумел весьма эффективно обустроить завоеванные земли. Поддерживая колонизацию прусских территории, орденские рыцари способствовали развитию хозяйства и в результате создали мощный и соответствующий требованием времени государственный организм.

 

До начала XIV века орденские (тевтонские) рыцари не представляли угрозы для польских княжеств, поскольку были заняты войной против неоднократно восстававших пруссов. После занятия Хелминской земли и завоевания части прусских земель Тевтонский орден основал здесь четыре епископства (1243), в том числе в Хелмно. В 1255 году они подчинены архиепископству в Риге. В итоге польская церковь не только утратила возможность вести миссионерскую работу в Пруссии, но и (на два столетия) потеряло исконную польскую территорию, каковой являлась Хелминская земля.

 

Для восточной политики мазовецких и краковских князей (Польша в тот период переживала период раздробленности и имела несколько центров власти. Прим. Portalostranah.ru) определенное значение в XIII в. имела также борьба с ятвагами и литовцами, грабительские походы которых не были, впрочем, столь частыми, как походы пруссов. Более того, несмотря на эти набеги, граница расселения поляков все больше отдвигалась на восток, в сторону ятвяжских земель. После победы (одно из польских удельных князей) Лешека Черного над ятвягами в 1482 г. их набеги прекратились, а дальнейшая польская экспансия привела к постепенному исчезновению этого народа.

 

Южные соседи в XIII веке Польше не угрожали. Чехия, переживала в ту пору период экономического и политического расцвета, а чешская экспансия была направлена в сторону Австрии и Штирии. Правители Венгрии, обычно выступавшие союзниками Польши боролись с чешским королем за Австрию и особый интерес проявляли к землям в Юго-Восточной Европе. Однако в 40-х годах XIII века на востоке возникла по-настоящему серьезная угроза. Это были монголы, которые в конце 30-х годов, после кровавой борьбы подчинили себе русские княжества. В 1241 году состоялся их поход против Венгрии и Польши. Несмотря на одержанную победу, монголы (сразу) ушли и из Польши. Однако в дальнейшем они предпринимали новые походы, имевшие характер грабительских набегов: в 1259 и 1287 г. Помимо отношений с соседним государствами важную роль в тот период у польских удельных князей играли отношения с папством. Польша признавала верховную власть и покровительство Римского Папы».

 

Неустойчивое перемирие: Польские отношения

с Тевтонским орденом перед заключением унии Польши с Литвой

 

Вышеупомянутое издание «История Польши» (Historia Polski) пишет:

 

«В 1308 году бранденбургские (немецкие) маркграфы осадили Гданьск. Их поддерживали немецкие жители Гданьска. Владислав Локетек (тогда польский князь из династии Пястов, коронованный позднее — в 1320-м году в Кракове в качестве короля Польши. Прим. Portalostranah.ru) обратился за помощью к Тевтонскому ордену. Рыцари помогли, но сами заняли Гданьское поморье. В 1309 году Владислав Локетек пытался провести с ними переговоры, но после их неудачного завершения Тевтонский орден, пытаясь придать свои действиям законность, выкупил у Бранденбурга его законные права на Поморье. (Еще до прихода Тевтонского ордена Бранденбург и Польша долго оспаривали друг у друга имеющиеся у них взаимно исключаемые законные права с точки зрения феодального права на эти земли Восточного Поморья на Балтийском побережье, куда входил и город Гданьск. Гданьск — это бывшее поселение языческого племени пруссов, куда в X веке т.е. за триста лет до рассматриваемых нами событий, пришли католические миссионеры, в том числе и Св. Войтех. Св. Войтех был убит где-то берегу Балтийского моря от копья язычника, а Гданьск до описываемого здесь прихода Тевтонского ордена периодически переходил из рук в рук от Польши к Бранденбургу, и обратно. Прим. Portalostranah.ru).

 

Утрата Поморья стала сильнейшим ударом для Польши, которая в момент объединения польских земель, находясь на пороге экономического расцвета, была лишена выхода к морю. Тевтонский же орден, напав на христианские земли, на глазах у всех изменил своем назначению защитника христиан от неверных, положив начало затяжному конфликту с Польшей, тянувшемуся более полутора веков. Одним из следствий польско-орденского конфликта стало ускорение формирование польского национального самосознания.

 

В борьбе за Поморье Владислав Локотек направил жалобы Папе Римскому в Авиньон. После ее получения Папа созвал суд, который должен был выслушать доводы обеих сторон Процесс, состоявшийся в 1320 году в Иновроцлаве, где в качестве судей выступали трое польских священнослужителя, вынес решение, обязывавшие Тевтонский орден вернуть земли и выплатить возмещение. Однако рыцари подали апелляцию...

 

Тевтонский орден действовал в тот период в союзе с Чехией. Правитель Чехии Ян Люксембургский продолжал именовать себя королем Польши и стремился овладеть краковским троном, или, по крайней мере, частью силезских земель, последним он навязал вассалитет в духе предыдущей (чешской) династии Пршемысловичей. Венгерское королевство и правившая там Анжуйская династия (из нее происходила Ядвига, на которой позднее жениться литовский князь Ягайло, заключив унию с Польшей. Прим. Portalostranah.ru) было заинтересовано в укреплении Польши из-за ее противостоянии с Чехией, хотя Польша пока была довольно слабым союзником...

 

При (следующем польском короле и сыне Владиславе Локетеке) Казимире III Великом были продлено перемирие с Тевтонским орденом. В 1335 году, на съезде королей Польши и Чехии — в Вышеграде, Казимир III сумел добиться за 20 тыс. коп. грошей (серебряных монет) отказа от претензий чешского правителя Яна Люксембургского на польскую корону. Короли Чехии и Венгрии в 1335 году подписали соглашение о перемирии. Согласно перемирию, Тевтонский орден должен был вернуть Польше захваченные ранее Куявию и Добжинскую землю (Напомним, Добжинская земля — историческая территория вокруг современного г. Добжинь-над-Вислой (Dobrzyń nad Wisłą), в не имеющем выхода к морю Куявско-Поморском (бывшая Куявия) воеводстве Польши, граничащем с прибрежным балтийским Поморским воеводством (Гданьск) Польши. Прим.Portalostrah.ru) , но мог сохранить за собой Гданьское поморье и Хелминскую землю. На этом основании в 1337 году Казимир III смог получить назад часть Куявии.

 

Два года спустя он получил согласие от Папы согласие на проведение судебного процесса против Тевтонского ордена в Варшаве. Этот город находился в Мазовии, т.е. за пределами (тогдашнего) Польского королевства, а потому считался нейтральной территорией. Судьи — папский легат Гальхард де Карцерибус и Пьер де Ле Пюи, выслушав показания более ста свидетелей от различных сословий, предписали ордену возвратить Поморье и Хелминскую землю, а также выплатить возмещение за разрушение множества церквей во время вторжения в Великую Польшу. Орденские рыцари, первоначально вообще ставившие под сомнение компетентность суда, добились в папской курии приостановления приговора, но отныне их руки оказались связанными.

 

В 1339-м году Казимир III Великий подтвердил права Яна Люксембургского на те силезские княжества, которые уже находились в зависимости от Чехии. Он также заручился поддержкой со стороны Венгрии, пообещав передать Анжуйской династии права на наследование польского трона — однако лишь в том случае, если польский король которому тогда было двадцать девять лет, не будет иметь мужского потомства.

 

Результатом реалистичной политики польского правителя Казимира III стал вечный мир с Тевтонским орденом, заключенный в 1343 г. Согласно его условиям, орден вернул Польше всю Куявию и Добжинскую землю, а Гданьское Поморье и Хелминскую землю отныне удерживал за собой в качестве «вечной милости», признавая таким образом польского правителя своим благодетелем. Однако сохранение за Тевтонским орденом Гданьского Поморья было чревато новыми конфликтами. Раны, нанесенные друг другу в годы войны, не затянулись, а орденские рыцари сделались для поляков олицетворением грабителей и врагов...

 

В 1343 году польский король заключив союз с князьями (польского княжества, находившегося под немецким влиянием и зависимостью) западного Поморья, выдав дочь Элжбету за слупского (западнопоморского) княза Болеслава V. Затем заключив союз с Данией, создав этим угрозу ослабленному Бранденбургу», отмечает польское издание «История Польши» (Historia Polski).

 

Спустя сорок лет, в 1385 году, последовала Кревская уния Польши и Литвы, в которой рассказывалось в первой части обзора. В 1410 году Тевтонский орден был разгромлен польско-литовским войсками в результате Грюндвальской битвы (см. здесь и здесь), и перестал расширяться. Кревская уния была со временем заменена Люблинской униией (1569), что ознаменовало окончательное преобразование польско-литовского союза в единое государственное Содружество — Rzeczpospolita. Однако, как отмечают современные литовские очерки по истории Литвы, преобладание Польши в унитарном государстве привело после заключения Люблинской унии к политической маргинализации Литвы. Эта Rzeczpospolita существовала до ее постепенной ликвидации в ходе разделов в 1772, 1793 и 1795 гг. между Россией, Австрией и Пруссией. В XX веке независимые, но уже отдельные Литва и Польша возродились вновь.

 

В этом обзоре, подготовленном Portalostranah.ru, были, в частности, использованы современные польские и литовские официальные и полуофициальные исторические публикации: «История Польши» (Historia Polski) которую составили Michał Tymowski, Jan Kieniewicz и Jerzy Holzer (Editions Spotkania, 1991, есть русский перевод — 2004 г. В России книги издана при содействии Посольства Польши издательством «Весь мир»); выставочное издание «к 600-летию Грюнвальдской битвы», совместно выпущенное Министерствами культуры и иностранных дел Литвы и рядом культурных организаций Литвы к 600-летию Грюнвальдской битвы 2010 году, русск, англ.); и ряд других изданий.

 

Portalostranah.ru

 

 

Опубликовано 20/11/2012

 

 

Избранные статьи недели


Мы рекомендуем. Архивы


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Портал о странах присутствует на YouTube, где размещаются некоторые видео к  публикациям;

А также в социальной сети ВКонтакте, где анонсируются наши материалы и также присутствует видео. Подписывайтесь.

 

Вниманию наших читателей, которым комфортнее читать на украинском яз. Вы можете читать наши материалы на укр. яз. Подробнее по ссылке:

Портал о странах можно читать и на украинском языке

 


География посетителей
Всемирное время