Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

История и география Тегерана. Взгляд из Тегерана


Об истории иранской столицы в очерке иранского иновещания.

 

 

На иллюстрации; Одно из мест притяжения туристов, посещающих Тегеран – свмый старый и самый важный тегеранский шахский дворец -  Голестан (дворец цветов»). А, в свою очередь,  среди важнейших достопримечательностей Голестана - Takht-e marmar («Мраморный трон»), который был сооружен  при втором шахе из династии Каджаров Фетх Али Каджаре (годы пр.1794-1832). Этот же шах приказал восстановить и так называемый «Павлиний трон». Подробнее о Павлиньем троне см. на нашем сайте здесь.

 

 

 

 

 

Тегеран

 

Расположенный на площади 1200 кв. км в центре Тегеранской провинции,  город Тегеран лежит у подножия Альборзского хребта. Здесь жарко и сухо летом и холодно зимой. Максимальная температура достигает 42 градусов, минимальная - минус 16. Средний годовой уровень осадков составляет 225 мм. Город расположен на уровне 1100 м над уровнем моря на юге и 1700 м  на севере. Согласно переписи 1992 г., население города составляло 6 млн. 620 тыс. 461 человек. (По данным, доступным  на 2011 год, население Тегерана составляет  7 млн.088  тыс. 287 человек. Прим. Portalostranah.ru).

 

Считается, что развитие Тегерана началось после того, как в 1220 г. монголы охватили город Рей. Однако рост населения города начался два столетия спустя. Шах Тахмасп приказал соорудить крепостную стену вокруг Тегерана, который был признан городом в 1554 г. Он становился столицей страны на коротко рое время. Позднее, в 1792 г. Ага Мохаммадхан Каджар официально ил этот город столицей Ирана. В 1992 году в стране и за рубежом прошли ли торжества по поводу двухсотлетней годовщины столичного статуса Тегерана.

 

Во время правления Насреддин-шаха, длившегося 50 лет, Тегеран  заметно разросся, захватив свои окраины. В это время были построены  тегеранский базар, Сарай-е Амир (коммерческий дом) и Дар-оль-Фонун (Политехнический институт). В эпоху правления династии Пехлеви Тегеран значительно вырос и изменился. Были разрушены ворота крепостные стены. После победы Исламской революции в 1979 г. продолжалось развитие города, а его население увеличивалось день ото дня. Тегеранские аэропорты: аэропорт Мехрабад (ныне внутренние рейсы. Прим. Portalostranah.ru) и новый (международный) аэропорт имени Имама Хомейни «Издание «Весна свободы», выпущенной Пресс-службой Посольства Исламской Республики Иран в Москве в 1994-м году, актуализация Portalostranah.ru):

 

Далее очерк радио «Голос Исламской Республики Иран» об истории Тегерана, переданный в 2004 году (Мы дополнили очерк примечаниями):

 

 

«Сосредоточение в тегеранской провинции главных экономических центров и её политико-административное положение в центре страны стало причиной концентрации в ней главных промышленных и социально-бытовых возможностей.

 

Однако история сегодняшнего Тегерана, который считается одним из крупнейших и самых густонаселённых городов в мире, была полна взлетов и падений.

 

Согласно проведённым до сих пор в Тегеранской провинции исследованиям, признаки присутствия человека в районе Килан, расположенном вблизи (горы) Дамаванд, уносят нас в глубокую древность, приблизительно на 14 тысяч  лет назад. Тут жил пещерный человек, который занимался добыванием пропитания и охотой. Следов присутствия в Тегеранской провинции людей и памятников восьмитысячелетней давности уже значительно больше.

 

История Тегерана начинается в период правления аршакидов (ираноязычной династии, правившей  государством, известным как Парфянское царство. Прим. Portalostranah.ru), т.е. около двух тысяч лет назад. В то время Техран или Дехран был деревней, которая расположилась к северу от города Рея или Араги, важного и благоустроенного города. 

 

О Рее упоминает Дарий на исторических надписях Бистуна (надписи на горе близ г. Керманшаха, в западной части  Ирана, высеченные в правление царя Дария I из знаменитой  династии Ахаменидов, правившей  в регионе за столетие до парфян. Прим. Portalostranah.ru). До четвёртого века лунной хиджры Рей был одним из крупных городов на востоке, однако в 1220 году лунной хиджры он был разрушен, подвергшись нашествию монголов (Возродившись, современный город Рей располагается в 10 км. от нынешнего Тегерана. В нем уцелели башня зороастрийцев-идолопоклонников доисламских времен,а также гробница одного из князей тюрок-сельджуков, и несколько могил шиитских святых, вкл. Шах Абдул Азиме. О последней далее. Прим. Portalostranah.ru).

 

Следует отметить, что в то время Тегеран был большой деревней с цветущими садами и загородными домами, в которых отдыхали горожане. Жители Тегерана имели в своих домах подвалы, в которых они прятались во время нападений врагов. Используя находящийся в подвалах провиант, они могли месяцами противостоять противнику. Благодаря этому, Тегеран был ограждён от нашествия монголов, а после разрушения Рея даже приобрёл двойное значение.

 

Самое древнее произведение, в котором говорится о Тегеране, написано в 951 году или в 340 году лунной хиджры Абу-Исхаком Эстахри «Аль-масалек-оль-мамалек». (Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад аль-Фариси аль Истахри, персидский историк, жил в  иранской провинции Фарс. Это был период, когда большая часть исламского мира управлялась из Багдада  второй мусульманской династий Аббасидов. При этом в Иране, к тому времени уже начавшему освобождаться от арабского завоевания, существовало локальное государство местной династии Саффаридов, формально подчинявшихся Абассидам. Прим.Portalostranah.ru).

 

О Тегеране упоминают не только Эстахри, но и Якут Хамави (Жил в 1178 -1229 гг., византийский грек, в детстве проданный в рабство  в Багдад,. Позднее по заданию хозяина-купца, давшему ему свою фамилию, ездил с торговыми караванами. Позднее освобожден хозяином, сам стал купцом, торговал книгами. Якуб Хамави оставил путевые заметки. Жил Багдаде и Халебе (Сирия). В Персии тогда, как и в халифате, уже управляли разные тюркские военачальники. Прим. Portalostranah.ru) и Ибн Хогал Багдади.

 

Например, Якут Хамави пишет в своём произведении «Моаджам-оль-Балдан» следующее:

 

«Тегеран – большое селение, в котором дома построены под землёй и никто не имеет доступа к этим труднопроходимым трущобам, разве что с разрешения и по приглашению их хозяев».

 

Мохаммад Казвини (Мухаммед ибн Махмуд аль-Казвини 1203 -1283 , арабский судья и летописец, жил в период последнего Аббасидского халифа, а затем в критический период взятия монголами Багдада (1258) и падения Халифата. После этого  халифат уже не возродился, а этим территориями после недолго правления монголов, стали править тюрки. Так продолжалось несколько столетий до  прихода тюрок-османов. Прим. Portalostranah.ru) – автор книги «Асар-аль-белад» (полное название сочинения «Асар ал-билад ва ахбар ал-ибад «Достопамятности стран и сообщения о рабах Аллаха». Прим. Portalostranah.ru) так и говорит о Тегеране:

 

«Дома тегеранцев построены ниже уровня земли. Во время нападений врагов тегеранцы, внезапно появляясь из своих домов, вступают с ними в борьбу».

 

Работы географов и других исследователей, посвящённые Тегерану, подтверждают тот факт, что в древние времена Тегеран был одним из сельских районов  орода Рея. Этот город, находясь на перекрёстке путей, ведущих в Хорасан, Кум, Мазандаран, Казвин, Гилан и Саве, и являясь политическим, административным, религиозным и торговым центром, с давних времён привлекал к себе внимание. По этой же причине данный район постоянно подвергался нападениям врагов.

 

В свою очередь, деревня Техран, благодаря своим подземным и обильным природным ресурсам, а также труднопроходимости, служила безопасным местом для государственных деятелей и знаменитостей.

 

Период правления Сефевидов стал началом развития и расцвета Тегерана. (Династия Сефевидов, наполовину тюркская династия, основанная в 1501 году потомком основателя суфийского ордена Cефевие, происходившая из рода местных правителей из Ардебиля в Иранском Азербайджане. Portalostranah.ru).

 

Сефевидский шах Тахмасб (1523 – 1576 г.), который назначил Казвин своей столицей (город, ныне в, соседней с тегеранской, провинции. Прм. Portalostranah.r), иногда посещал гробницу предка сефевидов – Сееда Хамзе, похороненного в Шах Абдул-азиме (Шах Абдул-азиме располагается в Рее, о чем мы упоминали выше. Абдул Азиме был потомком внука пророка Мухаммеда - Хасана ибн Али (последний противостоял династии Омейадов, основанной в Дамаске одним из полководцев пророка Мухаммеда  - Муавией и распространившей свою власть на весь тогдашний исламский мир. Хасан ибн Али скончался, возможно, от отравления по приказу Муавии. Позднее убийство Омейадами еще одного внука Мухаммеда - Хусейна привело к расколу в исламе на суннитов и шиитов, которые поддержали эту ветвь родственников пророка ислама. Прим. Portalostranah.ru).

 

Тегеран, который представлял собой район с хорошим климатом, большими садами и многочисленными реками, очень нравился (сефевидскому) шаху, поэтому он постепенно стал проводить в этом селении всё больше времени. Сефевидский шах Тахмасб в период своего правления построил в Тегеране крепкие здания, башни и крепости.

 

В 1553 году (961 г. лунной хиджры) Тегеран был обнесён крепостной стеной со ста четырнадцатью башнями – по числу сур Корана. В то время в крепости существовали четверо ворот: дарвазе Шемиран, дарвазе Казвин, дарвазе Дулаби дарвазе Хазрат Абдуль-азим (дарвазе означает в русском - ворота).

 

Позже были построены ещё двое, которые получили названия дарвазе Долат и дарвазе Мохаммадие.

 

Для постройки крепостной стены вокруг Тегерана была использована земля из местностей, которые потом стали известными как Чале Мейдан и Чале Хесар (чале в  переводе с персидского означает яма).

 

После краха династии сефевидов и прихода к власти (тюркской) династии афшаров в 1741 году, Надир шах передал управление Тегераном старшему сыну Реза-гули Мирзе. После смерти Надир шаха Афшара, страна была охвачена политической анархией.

 

 

В 1759 году (иначе в 1753-м, глава персидского племени  зендов из области  Луристан. Прим. Portalostranah.ru) Карим хан Занд (Зенд) взял в руки бразды правления страной. Из-за своих разногласий с Мохаммад-хасан ханом Каджаром, а также ввиду того, что хотел отдалить столицу от Туркмен-Сахры, Карим хан Занд перенес столицу из Тегерана в Шираз. (Туркмен-сахра - иранская область, примыкающая к границе нынешнего Туркменистана. Подробнее здесь. Прим. Portalostranah.ru).

 

После переноса столицы из Тегерана в Шираз, Тегеран не только не потерял своего величия и авторитета, но и через короткое время опять стал центром государственной власти.

 

Ага Мохаммад хан Каджар был первым шахом, который выбрал Тегеран своей столицей. Это произошло в 1785 году. Победив правителя Тегерана Гафур хана, он лишил надежды всех претендентов на власть и создал в Тегеране центральное правительство.

 

После прихода к власти Ага Мохаммад хан Каджар издал указ чеканить монету с его именем и назвал Тегеран Дарол-хелафе, что означает Государственный центр.

 

Ага Мохаммад хан выбрал Тегеран своей столицей по некоторым причинам, главной из которых является близость Тегерана к плодоносным землям Варамина, которые поддерживали Ага Мохаммад хана (Варамин – город и район в нынешней тегеранской провинции.Прим. Portalostranah.ru)

 

С того времени Тегеран, небольшая деревня с населением в 20 тысяч человек, начинает неуклонно развиваться.

 

Фатх-али шах Каджар (1797 – 1848 г.г.), который пришёл к власти после Ага Мохаммад хана Каджара сыграл большую роль в дальнейшем расцвете Тегерана (Фатх-али был племянником Мохаммада Каджара, стал щахом, т.к.  Мохаммад Каджар в детстве был кастрирован соперником из династии Афшаров, и не мог иметь детей. Прим. Portalostranah.ru). В городе были построены новые здания, он благоустраивался, благодаря чему люди из дальних и ближних городов страны переехали в столицу. В итоге население Тегерана увеличилось в значительной степени.

 

Жак Мюрье, который совершил поездку в Тегеран в 1807 году, в своём путевом дневнике, описывая город, сообщает о большом количестве в нём бань, постоялых дворов и площадей.

 

Правление Нассереддин шаха (четвертого шаха династии Каджаров. Прим. Portalostranah.ru), которое известно как период Насери, считается временем социального, политического и культурного развития Ирана. В этот период, под воздействием индустриальной цивилизации Европы и колонизаторской политики Запада, страна вступила в новую эру, итоги чего проявились сразу после смерти Нассереддин шаха в форме конституционного движения и последовавших за этим событий.

 

Первые же меры по благоустройству начали осуществляться Амир-кабиром сразу после того, как Нассереддин шах взошёл на трон (Амир-кабир – сын повара, ставший просветителем. Был при упомянутом шахе некоторое время первым министром Portalostranah.ru). Одной из заслуг Амир-кабира является учреждение училища Дарол-фунун. Фундамент училища был заложен в 1848 году на территории, расположенной к северо-востоку от шахской крепости. (Амир Кабир открыл газету (заставив подписаться на нее всех высших и средних чиновников, и широко освещая в ней события в мире) и университет, старался развивать тогда отсталые регионы, в частности регион Персидского залива. Он проводил националистическую политику одинакового удаления от Великобритании и России.. При  всем своем просветительстве, Амир Кабир  преследовал и казнил последователей возникшей примерно в тот период монотеистической религии бахаев, которая не была исламским течением, она призывала к единству всех церквей. В то же время Амир Кабир лишил исламских улемов права укрывать в их домах и мечетях лиц, преследуемых правительством. В итоге, Амир Кабир был отстранен шахом от власти и убит. Прим. Portalostranah.ru).

 

Для развития в Тегеране промышленности Амир-кабир построил заводы по производству хрусталя, фарфора, бумаги, текстильные и оружейные заводы. Амир-кабир уделял особое внимание всеобщей и городской гигиене (распорядился делать населению прививки от оспы Прим. Portalostranah.ru) для того, чтобы сделать жизнь тегеранского населения более комфортной. По его распоряжению в Тегеране были вымощены камнем некоторые главные улицы, построены сорок карул-хане, сегодня мы назвали бы эти учреждения полицейскими участками. Амир-кабир вёл неустанную борьбу с хулиганством и безнравственностью. В 1851 году он отреставрировал башню шахской крепости и построил внутри самой крепости новые здания.

 

Согласно подсчётам, при Нассереддине шахе население Тегерана составляло около ста пятидесяти тысяч человек. Тегеран развивался и ширился с каждым днём, а крепости, построенные ещё при сефевидах, защищали город со всех сторон. Нассереддин шах поручил главному своему министру Мирзе Юсефу Мостуфи Аль-Мамалеку и другому министру Мирзе Исе разработать план расширения Тегерана. По этому плану к Тегерану были присоединены новые земли. И опять город со всех сторон окружали рвы. Связь с внешним миром осуществлялась через 12 ворот.

 

В 1867 году, после присоединения к Тегерану окрестных земель, Нассереддин шах назвал его Дароль-хелафе Насери, что означает государственный центр Насери. Позже государственный центр был переименован на Дароль-хелафе Мозаффарии. В конце концов, вышли из употребления все три названия, и осталось только Тегеран. Однако этот город уже полностью поменял свой прежний облик.

 

Постройка крепости и выкапывание новых рвов вокруг Тегерана длилось почти десять лет. За это время город продолжал быстро развиваться. Ворота, от которых сегодня ничего не осталось, кроме названий, располагались друг за другом в следующем порядке: дарвазе Долат, дарвазе Юсеф-абад и дарвазе Шемиран в северной части Тегерана, дарвазе Хорасан, дарвазе Дулаб и Душан-тапе в восточной части города, дарвазе Баг шах, дарвазе Казвин и Гомрок в западной части и дарвазе Гар, Робат Карим и Хазрат Абдульазим в южной части города.

 

После убийства Нассереддин шаха, летом 1896 года на трон взошёл Мозафереддин шах (Каджар). В 1905 году Тегеран стал ареной конституционной революции.

 

Тегеранское население под руководством религиозных деятелей, проводя митинги в мечетях, в 1906 году, наконец, заставило Мозафереддин шаха подписать указ об установлении конституционного строя. Через несколько месяцев после подписания указа Мозафереддин шах умер и во дворце Гулистан был коронован Мохаммад Али шах (Каджар).

 

Мохаммад Али шах выступал против конституционного строя и парламента, поэтому он старался под различными предлогами ликвидировать его. Наконец 24 июня 1907 года при помощи иранских военнослужащих, которых по форме одежды называли казаками (подробнее о т.н. иранских казаках здесь. Прим.Portalostranah.ru), он подверг здание меджлиса национального совета артиллерийскому обстрелу и убил группу депутатов парламента, заточил некоторых из них и восстановил в стране деспотический режим.

 

После этого не только приостановился процесс развития Тегерана, но и из-за отсутствия политической, экономической и социальной стабильности, страна оказалась на грани уничтожения. В первый период правления Мохаммад Али-шаха Каджара все выдающиеся здания старой постройки одно за другим выходили из строя. Война иранских казаков и армии режима с борцами за свободу нанесла большие повреждения некоторым известным зданиям в Тегеране, например зданиям Бахарестан и мечети Селах-салар.

 

Записки Уильяма Джексона от 1903 года и госпожи Вольфс от 1909 года свидетельствуют о том, что в те времена Тегеран не имел возможностей, характерных для крупного города, и его население столкнулось с неблагоприятными условиями.

 

В последние годы правления династии каджаридов Иран не прошли стороной первая мировая война, революционные местные движения, засуха, в стране отсутствовала безопасность. Всё это приостановило процесс благоустройства Тегерана и городское строительство. В этот период правительства, сменявшие друг друга, оказались беспомощными и глубоко запутавшимися в политических проблемах.

 

В Тегеране же особых перемен не происходило. С 1921 года после переворота, совершённого бригадным генералом Реза ханом (основателем династии Пехлеви. Прим.Portalostranah.ru), в стране и, в частности, в столице, т.е. Тегеране, ситуация изменилась. Данный период характеризуется стремлением страны к капитализму и современным веянием, сопряжённым с диктатурой и репрессиями. Прозападная политика, основы которой были заложены ещё в последние годы правления Нассереддин шаха и в начале конституционного периода, начала реализовываться. Так полное подражание образу жизни западных стран было признано путём прогресса и развития. Государственный аппарат ширился. На окраине Тегерана строились заводы. Город ширился, разрушались ворота, заполнялись рвы, сносились старые здания, башни и крепости. Так постепенно Тегеран потерял свой исторический облик. В  то время разрушение домов, магазинов тегеранцев и некоторых старых памятников города не представляло собой ничего удивительного.

 

Население Тегерана, которое по данным 1923 года составляло 210 тысяч человек, в 1939 году достигло 540 тысяч, а в 1941 году более 600 тыс. человек. Население Тегерана продолжало увеличиваться, и согласно переписи 1956 года,достигло одного миллиона 512 тысяч.

 

Большие доходы от продажи нефти, которая находилась в монопольном владении близких к режиму Пехлави (Пехлеви) людей, стали причиной масштабных капиталовложений в определённые сферы тегеранской экономики. Таким образом, Тегеран ширился и развивался в достаточной степени беспорядочно, ценой отсталости других городских и сельских районов страны. Возможность найти в Тегеране работу удваивала привлекательность столицы для провинциалов. Поэтому с 1941 по 1976 годы в Тегеран мигрировали жители различных районов страны.

 

 

С этого времени к востоку, западу и югу от Тегерана появляются малые и большие пригороды и новые районы, которые затем присоединяются к столице. По данным переписи населения от 1976 года, население Тегерана превышает уже 4 миллиона 500 тысяч человек. Таким образом, он постепенно превращается в один из крупных городов мира. С 1976 по 1979 годы перенаселённость Тегерана, ввиду своих отрицательных культурных и социальных последствий, увеличивает проблемы столицы. В то время как династия Пехлави (Пехлеви) за счёт народного имущества строит себе у подножий Эльбурса (В Иране известен как Альборз.Об этом горном массиве, рядом с Тегераном (не путать с кавказским Эльбрусом) здесь. Прим. Potalostranah.ru) дворцы, в феврале 1979 года Тегеран становится свидетелем народного восстания и свержения  этого режима (в ходе исламской революции)». (Иновещание «Голоса Исламской Республики Иран / Прим. Portalostranah.ru)

 

Издание «Весна Свободы» следующим образом описывает основные достопримечательности Тегерана:

 

Музеи - Древнего Ирана, ковров, драгоценностей (В музее драгоценностей хранятся драгоценности и регалии шахских династий, вкл. их троны и короны, функционирует при Госбанке Ирана. Прим.Portalostranah.ru), филателии и  нумизматики и т.д.;

 

Дворцы - Голестан, Мраморный, Нийаваран, Саадабад (Дворец Голестан - «дворец роз» был построен сеефевидским шах Тахмасбом (см. выше),  еще до провозглашения Тегерана столицей, Затем дворец Голестан использовался правителями из династии Зейжов. И, наконец, стал официальной резиденцией первого Каджара. При Пехлеви во дворце прошли династии обоих правителей Ирана из этой династии, вкл. последнего шаха. Голестан включает и Мраморный дворец. В свою очередь, дворцы Нийаваран и Саадабад, представляющие единый комплекс, были построены при поздних Каджарах, в этих дворцах также проживали и монархи династии Пехлеви Прим.Portalostranah.ru).

 

Религиозные центры (в самом Тегеране и в его окрестностях) :

 

– мавзолей хазрата Абдолазима в Рее

Из передачи « Голоса Исламской Республики Иран, вышедшей в эфир несколько лет назад о мавзолее Абдолазима:

 

«В городке Рей, расположенном на юге Тегерана, находятся храмы его светлости Абдул-Азима. Проходя по переулкам и улицам Рея, доходишь до многочисленных торговых лавок, тогда становится тебе видным портик храма. Там можно встретить толпу народа в суете, которые идут в сторону входа в храм его светлости Абдул-Азима. В храме, кроме большого потока людей, занимающихся паломничеством и грустным песнопением, служители храма обрызгивают помещение и ограду храма розовой водой. Душеприятные напевы молитвы и богослужения, которые доносятся с каждого угла этого священного места, создает особую одухотворенную атмосферу. В местах паломничества, человек устанавливает более глубокую связь с миром духовности, так что дух возвышается наверх. Паломники приходят сюда, чтобы очищать сердце от всего дурного и обретать душевное спокойствие в силу любви к членами семейства пророка.

 

Его светлость Абдул-Азим  был одним из потомков Пророка ислама (да благословит Аллах его и его семейство). Он родился в 173 году лунной хиджры в Медине. В свое время он обладал выдающимся научным положением и считался одним из великих улемов и хадисоведов, заслужившим доверие непорочных имамов. Будучи свидетелем гнета и деспотии тогдашнего правителя Мутаваккила в отношении членов семейства пророка, в  том числе имама Хади (мир ему), его светлость Абдул-Азим начал разоблачать и бороться против тиранической власти Аббасидов.

 

С учетом больших знаний и достоинства Абдул-Азима, имам Хади (мир ему), отправил его в город Рей в качестве  своего представителя.

 

Его светлость Абду-Азим в 75-летнем возрасте переехал в Рей, где он в качестве представителя имама Хади разрешал проблемы народа. Во время пребывания его светлости в Рее, жители этого города извлекли немалую пользу из его знаний. Его перу принадлежат книги «Проповеди эмира правоверных Али (мир ему)» и «Йом Лейла». Его светлость Абдул-Азим скончался в Рее 15 шавваля месяца 252 года лунной хиджры.

 

Комплекс, который, в настоящем принимает и обслуживает поклонников его светлости Абдул-Азима, имеет подробную историю. Его гробница вначале была известна как мечеть Шаджара. В правлении династии Буидов, над гробницей был возведен мавзолей. Первый храм и купол храма его светлости Абдул-Азим были построены при Сельджукидах и по приказу одного из сельджукских министров.  Некоторые портики храма построены Сефевидскими шахами. Каджарские шахи также внесли вклад в золочение купола, отделку храма зеркалами, живописные работы портиков и установку серебряной ограды. После торжества исламской революции комплекс расширился, портики и двор отреставрированы.

 

Главное здание храма его светлости Абдул-Азима имеет широкий четырехугольный храм, стены которого сверху принимают форму восьмиугольника. На нем установлен купол. Мавзолей, как и другие места паломничества, с каждой стороны связан с другими частями здания.

 

Самым старым памятником в нынешнем здании храма является кирпичный портик, относящийся к 495-498-ым годам лунной хиджры. После этого портика на втором месте по древности стоит большой  инкрустированный сундук. Этот сундук является одним из ценнейших памятников истории и ремесла Ирана. Он изготовлен из алойного и орехового дерева. На его внешней поверхности сделаны рельефные надписи почерком сулс, датируемые 725-ым годом лунной хиджры. 55 лет назад сундук был отреставрирован и в настоящее время покоится на священной могиле Абдул-Азима».

 

мавзолей святой Масуме в Куме,

 

 

Мавзолей (лидера исламской революции в Иране 1979 г.) имама Хомейни в Бехешт-е Захра:

 

(Бехешт-е Захра» - крупное тегеранское кладбище, в переводе «Рай Захры», в память о Фатиме – дочери пророка Мухаммеда, имевшей прозвище «Захра» («Сияющая»). На кладбище также похоронены некоторые погибшие деятели и участники  исламской революции.

 

Из передачи « Голоса Исламской Республики Иран, вышедшей в эфир несколько лет назад,  о мавзолее Имам Хомейнив Тегеране»:

 

«Имам Хомейни (да упокоит Аллах его душу) жил как самым простой иранец, предпочитал обездоленных богачам. Он все время называл себя простым служителем народа. Когда он скончался в 1989 году, миллионы благодарных иранцев, устроив беспрецедентную церемонию, проводили его в последний путь.

 

Мавзолей Имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу) расположен в 8 километрах к югу от Тегерана и в 25 километрах от международного аэропорта имени имама Хомейни, недалеко от кладбища мучеников исламской революции Ирана. Этот район вообще занимает своеобразное географическое положение ввиду того, что  находится на перекрестке, где сходятся дороги с севера, юга, востока и запада страны.

 

Мавзолейный комплекс его светлости имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу) состоит из главного храма, прилегающих площадок и обширной территории, окружающий весь храм.  Мавзолей в будущем станет частью более крупного комплекса «Город солнца». Уместно заметить, что «Город солнца» будет представлять из себя крупный городской район с университетом, исследовательским центром, с туристическими и торговыми возможностями. Этот комплекс будет занимать площадь более 10 тысяч гектаров.

 

Сам мавзолей его светлости имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу) занимает территорию площадью 16 тысяч квадратных метров. Некоторые его части были построены на временной основе с помощью легких металлических конструкций. Но сегодня все они обрели железобетонную структуру. В новом плане, площадь, занимаемая мавзолеем, делится на 9 частей и вокруг серединного прямоугольника будет возведена стальная ограда, выделяющая гробницу, над прямоугольником возвышается главный купол.

 

Нынешняя ограда гробницы его светлости имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу) установлены в следующих размерах: шириной 10 метров, длиной 8, и высотой 5 метров. Сейчас она алюминиевая. Новая ограда, работы исфаганских мастеров, имеет следующие размеры: длиной и шириной по 10 метрам, а выстой 5 метров. Она похожа на традиционные решетки остальных паломнических мавзолеев в Иране. Она изготавливается из  стали, а местами из других видов металла, которые будут использованы как украшение.

 

Следует отметить, что весь потолок здания храма площадью 16.000 квадратных метров опирается на 4 колонны, а этот метод имеет особо важное значение с архитектурной точки зрения.

 

Главный купол храма имеет три разные высоты. Первая высота в 42 метра напоминает 1342-ый год солнечной хиджры, когда началось открытое восстание его светлости имама Хомейни против деспотического шахского режима. Вторая высота в 57 метров напоминает о 1357-м годе солнечной хиджры, когда восторжествовала исламская революция. А третья высота в 68 метров показывает 1368-ый год солнечной хиджры, когда скончался его светлость имам Хомейни (да упокоит Аллах его душу).

 

Храм имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу) посещается ежегодно большим количеством паломников, а в особые дни, например, в годовщину кончины имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу), рамадановские дни и ночи ниспослания Корана, религиозные и национальные праздники и т.п., сюда съезжается огромное количество поклонников покойного лидера исламской революции. С целью обеспечения удобств для паломников построено два отдельных  двора в восточной и западной частях мавзолея, которые носят названия «Шохада», что означает «мученики», и «Мустафа Хомейни» . Каждый двор занимает площадь 22.000 квадратных метров. Они служат входными площадками в храм, на которых предусмотрены также все необходимое для обслуживания паломников.

 

Каждый двор имеет 4 портика, каждый из которых изображает один из видов исламской архитектуры. Два портика в северной и южной частях  дворов имеют два бирюзовых купола из бетона, покрытых традиционными иранскими плитками.  Таким образом, весь храм имеет 5 куполов в честь пяти шиитских святых, т.е. Пророка Мухаммада, имама Али, ее светлости Фатима, имама Хасана и имама Хусейна (да будет мир с ними). Следует отметить, что главный купол храма и минареты изготовлены из металла, а золотистый купол виден издалека и особенно темной ночью привлекает внимание своей красотой с дальнего расстояния.

 

В целом, архитектура храма имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу) сочетает традиционную религиозную архитектуру Ирана с современной. Скелет всех зданий – бетонный, способен выдержать землетрясение мощностью до 8 баллов по шкале Рихтера. Разным частям мавзолея придает особую привлекательность, красоту и скромность использование простых, дешевых и в то же время прочных стройматериалов. Внешний фасад мавзолея выложен из камня. Для этого потребовалось около 85 тысяч квадратных метров камня. Использование в храме имама Хомейни разных видов камней белого, розового, красного, лимонного, серого, черного и зеленого оттенков, выложенных мастерскими руками иранских каменотесов под наблюдением опытных инженеров и дизайнеров, демонстрируют великое умение работы на камне.

 

В каждом углу видна комбинация разнообразных камней, украшенных мастерами оригинальных иранских искусств, включая мозаику, роспись и каллиграфию. Самые выдающиеся работы на камне можно наблюдать на портиках, где сочетается каллиграфия  и мозаика. Весь портик одного из дворов сульсом расписан аятами священного Корана руками женщины-каллиграфа. Эти коранические аяты мозаикой при помощи талантливых каменотесов окаймлены черным камнем и зеленым мрамором. На стенах вокруг дворов также разноцветными камнями мозаикой написаны божьи имена и имена пророков.

Следует отметить, что с целью обеспечения удобств для паломников, посещающих мавзолей его светлости имама Хомейни, предназначены соответствующие сооружения: туалеты, ванная, центральная кухня, столовые, места для отдыха, для расселения паломников, а также лечебно-медицинские центры. Все эти сооружения занимают  территорию площадью около 150 тысяч квадратных метров.

 

К тому же, комплекс храма имама Хомейни, оснащен библиотекой, залом фильмов и слайдов, музеем «Имам и революция», службой безопасности и силами правопорядка, административным отделом и торговыми лавками и магазинами», - отмечает станция. Прим. Portalostranah.ru):

 

Имамзаде Салех в Таджрише

 

Имамзаде Давуд к северу от Кана.

Имамзаде Давуд расположено на северо-западной окраине Тегерана в северной части районов Фарахзад, Кан и Сулугун. Оно расположено среди высоких горных вершин  Рендан и Точал на 3000-метровой высоте. За извилистой дорогой среди пейзажных гор раскинулась зеленая долина с густыми деревьями, среди которых золотистый купол имамзаде Давуд приковывает к себе взоры каждого паломника.

 

По словам историков, Шарафеддин Давуд ибн Имадеддин Йахя, который известен как  имамзаде Давуд, является потомком дорогого пророка ислама. Принадлежность к разным слоям народа, приезжающего с разных концов Ирана в это священное место для совершения паломничества и богослужения свидетельствует о любви народа к потомкам Пророка (да благословит Аллах его и род его).

 

Его рождение датируется приблизительно 440 годом лунной хиджры. Он входил в число молодых садат алави (потомков его светлости Али), которые восстали против деспотической власти халифов Аббасидов. С целью присоединиться к  рядам садат алави, которые в то время создали крупное движение на севере Ирана, Давуд преодолел труднопроходимые горные районы и наконец пал мученической смертью от рук агентов аббасидских халифов в месте, где сегодня расположена его гробница. Приблизительная дата его  гибели – 480-й год лунной хиджры.

 

 

 

Как явствует из надписи на надгробном камне, оставленном со времен Насереддин-шаха Каджара, первое здание склепа построено над могилой до прихода к власти Сефевидов, вероятно оно построено тысяча лет назад, но в эпоху Каджаридов оно было отреставрировано и несколько расширено.

 

Над склепом возведена гробница имамзаде Давуд, а в пространстве 6 на 6 метров установлена позолоченная и посеребренная ограда с металлическими окнами. Это помещение с четырех сторон посредством больших инкрустированных  дверей из орехового дерева связано с шабестанами (это места в мечети, отведенные для ночных молений). По всему потолку наблюдаются зеркальные отделки с великолепными узорами. На краях под зеркальной отделкой кафельной мозаикой на стенах выведены имена потомков дорогого Пророка ислама.

 

 

 

 

Кроме того следует отметить монумент Свободы с музеем на площади Свободы. (Borj-e Āzādi («монумент Азади», с персидского «монумент Свободы») был построен в 1971 году, к празднованию т.н. 2500-летия персидской монархии, который организовала тогдашняя шахская династия Пехлеви. Памятник был построен архитектором, по вероисповедованию бахаистом, в стиле, сочетающем исламскую архитектуру и архитектуру династии Сасанидов, - династии, исповедовавших зороастризм-огнепоклонничество. При шахском режиме монумент именовался «Ворота в Иран», а также, официально «Shahyād Āryāmehr» (Монумент памяти монархов»). На площади у монумента проходили выступления противников монархии  в дни исламской революции 1979 года. Прим монументе имеется музей, где хранятся экспонаты по иранской истории. Включая копию цилиндра Кира с декларацией о справедливом правлении этого знаменитого  древнего персидского монаха. (оригинал находится в Британском музее. От Кира Пехлеви выводили происхождение персидской монархии. Прим. Portalostranah.ru);

 

 Парк-е Джангали (лесопарк) на востоке и западе Тегерана и Горячий источник на горе Демавенд.

 

В Тегеране и в его окрестностях расположены многочисленные спортивные и рекреационные сооружения: горнолыжные сооружения Аб-Али, Гаджере, Дизин, плотина Карадж (водные лыжи), Дамавенд, канатная дорога Тоучал, теннисные корты и площадки для гольфа. Кроме того, интересно посетить старый Тегеранский базар…», - пишет издание

Опубликовано
24
01
2012
 
Portalostranah



Также по теме

Статей пока нет

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...