Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

«Оссерваторе Романо» («Обсерваторе Романо»): Из жизни главной газеты Ватикана


История и современность главной газеты Ватикана «Оссерваторе Романо». В этом обзоре мы опираемся, как всегда, на материалы первоисточников.

На иллюстрации скриншот с шапкой главной страницы одного из январских (2012 г.
На иллюстрации скриншот с шапкой главной страницы одного из январских (2012 г.) номеров ежедневного выпуска на итальянском языке газеты «L'Osservatore Romano».

 

Как поживает главная газета Ватикана «L’Osservatore Romano»? (В русском написании название «Оссерваторе Романо», или «Обсерваторе Романо», что в переводе «Римский обозреватель»).

 

«Оссерваторе Романо»: распространение и статус


 

Хочу заметить, что «Оссерваторе Романо» практически невозможно найти в газетно-журнальных киосках Рима и Италии. Я не смог найти ее во время своей поездки в Италию ни на главном римском вокзале Термини, ни на вокзалах городов Виареджио, Милана. Нет этой газеты и в киосках космополитичного Парижа. В общем, круг ее распространения среди публики, не принадлежащей к католическим церковным и ватиканским кругам, очень узок.

 

Хотя в последнее время у этого издания появился свой сайт osservatoreromano.va с некоторыми сообщениями на итальянском, английском и испанском языках, а также возможностью просмотра первых полос итальянской версии газеты в формате PDF. И уже довольно давно первая полоса всех языковых выпусков «Оссерваторе Романо» доступна на ватиканском официальном сайте vatican.va.

 

Однако, несмотря на это, даже в Италии, например, гораздо более популярным католическим изданием является близкая к Ватикану, но не являющаяся его органом, ежедневная газета «Авенире» («Avvenire»), выпускающаяся всего лишь с 1968-го года. В свою очередь, ежедневное итальянское издание газеты «Оссерваторе романо» («Обсерваторе Романо») выходит с 1861 года, также существуют ее еженедельные выпуски на французском (с 1949 г.) английском (с 1968 г.), немецком (с 1971 г.), испанском (с 1969 г.), португальском (с 1970 г.) и, наконец, ежемесячное издание на польском (с 1980 г.).

 

Официальный статус «Оссерваторе романо» упомянут в главе IX, и, в частности, в статье 191 действующей ватиканской апостольской конституции Pastor Bonus («Пастырь Добрый»), принятой 28 июня 1988 года Папой Иоанном Павлом II (и представляющей собой положение о Римской Курии), где газета названа среди органов, оказывающих услуги и подчиненных Римской курии, т.е. той «совокупности ватиканских дикастерий (ведомств) и институтов, которые помогают Римского понтифику (Папе) в осуществлении его высшего пасторской деятельности».

 

Главная газета Ватикана: современность


 

Папа Бенедикт XVI за чтением «Оссерваторе Романо».
Папа Бенедикт XVI за чтением «Оссерваторе Романо».

«Оссерваторе Романо» — это газета, которая с самого своего начала, с 1861 года, выходит с девизом «unicuique suum» («каждому свое») и «non praevalebunt» («враги Церкви «не возобладают над нами»), публикуемом в «шапке» первой полосы, и в последние годы меняется в более светскую сторону. Вот что об этом сообщало русское вещание Радио Ватикан в октябре 2008 года:

 

«Папа благословляет светский поворот газеты «Оссерваторе Романо»: гласит заголовок статьи в одном из сентябрьских выпусках туринской газеты «Стампа». Главный редактор ватиканской газеты, Джан Мария Виан, историк христианства, вот уже год занимающий этот пост, ссылается на «мандат» самого Бенедикта XVI: «усилить информацию о других христианских конфессиях и других религиях», открывая страницы «Оссерваторе Романо» «растущему числу сотрудников некатоликов». Как рассказывает Виан, Папа, который внимательно следит за своим печатным органом, настоятельно запросил о «публикациях большего числа фотографий, иллюстраций, репродукций произведений искусства» и международном размахе, с учетом разных точек зрения».

 

В 2011 году главной ватиканской газете исполнилось 150 лет. По этому случаю ее редакцию посетил Папа Бенедикт XVI.

 

Уникальная газета, которая помогает верующим проанализировать знамения времени в свете надежды и веры: такое определение Папа Бенедикт XVI дал ватиканской ежедневной газете «Оссерваторе Романо» — «Римский обозреватель», редакцию которой он посетил (5 июля 2011). Визит приурочен к 150-летию основания этого издания, которое отмечалось 1 июля. Святейший Отец обратился со словами благодарности к тем, кто «делает» эту газету «с человеческой и христианской любовью и профессионализмом». «Ценный и квалифицированный» труд создателей газеты является значимым служением Святейшему Престолу, отметил Папа.

 

«Хочу сказать вам от всего сердца так, как это говорят дома: с днем рождения!». Такими словами Бенедикт XVI выразил свою признательность ежедневной газете Святейшего Престола, отмечающей важную дату — 150-летие. Папе удалось встретиться со всем персоналом «Оссерваторе Романо» — более ста человек разных национальностей. В своей речи Папа в особенности подчеркнул вклад, какой вносит газета под руководством Джованни-Мария Виана в информационную панораму:

 

«Это не просто мастерская, но прежде всего огромный обозревательный пункт, как гласит само название: обозревательный пункт, позволяющий увидеть действительность сегодняшнего мира и информировать об этой действительности, где отражаются реалии как далекие, так и близкие».

 

Папа остановился на том, что считает «одним из больших преимуществ» «Оссерваторе Романо». Оно заключается в «универсальной информации, которая по-настоящему видит весь мир, а не только какую-то его часть».

 

«В обыкновенных газетах присутствует информация, но с преобладанием своего собственного мира, который иногда заставляет забыть о многих других частях нашей земли, не менее важных. Здесь же мы видим нечто сходящееся в «urbis et orbis» («городу и миру»), что является характеристикой вселенскости и в определенном смысле также римским наследием: по-настоящему видеть мир, а не только самих себя».

 

«Оссерваторе Романо», сказал далее Папа, занимается «вещами далекими» и в ином смысле:

 

«Обозреватель не остается на поверхности событий, но зрит в корень, за пределы поверхности: он показывает нам культурные корни, основание вещей. Для меня это не просто газета, но и культурный журнал. Я восхищаюсь тем, что ежедневно здесь публикуются серьезные статьи, помогающие лучше понять человека, увидеть корни всех вещей, в свете которых их можно понять, реализовать и изменить».

 

Папа добавил, что ватиканская ежедневная газета занимается и «тем, что близко», — «нашим маленьким и в то же время большим миром». Бенедикт XVI подчеркнул, что «никто не может проинформировать обо всем»:

 

«Всегда необходим отбор, оценка. Поэтому в изложении фактов решающим является критерий выбора: факты никогда не могут быть чистыми», всегда делается выбор, определяющий, что нужно и что не нужно показывать».

 

Папа сказал далее, что сегодня выбор приоритетов «часто и во многих органах общественного мнения весьма сомнителен». А «Оссерваторе Романо» руководствуется чувством справедливости и Евангелием. Наш критерий — это правда и надежда, происходящая от веры. Вот почему, сказал в заключение Бенедикт XVI, «Оссерваторе Романо» — это не только информация, но и формирование, обучение.

 

Со своей стороны, директор газеты (он же главный редактор, о нем мы уже упоминали выше. Прим. Portalostranah.ru) профессор Джованни-Мария Виан поблагодарил Папу за визит и за то, что он нашел время для встречи с каждым сотрудником «Оссерваторе Романо».

 

В своем обращении директор «Оссерваторе Романо» остановился на девизе газеты, видном под заголовком: Unicuique suum, non praevalebunt.

 

«Unicuique suum («Каждому свое») — это принцип античной философии, справедливость согласно римскому праву. Вторая часть — non praevalebunt — это слова Иисуса из Евангелия от Матфея, из фразы «и врата ада не одолеют ее». Те же слова есть в утверждении «Tu es Petrus» — «Ты — Петр». Это означает поистине глубокое единство, глубокие узы: «Tu es Petrus» — «non praevalebunt». Все мы в одной маленькой лодке, «лодке святого Петра». Спасибо Вам, Ваше Святейшество», — отметил руководитель ватиканской газеты, согласно сообщению ватиканского радио, переданному 06/07/2011.

 

Главная газета Ватикана: история


 

Об истории главной газеты Ватикана поговорим, приведя в перероде Portalostranah.ru и с нашими примечаниями информацию англоязычного очерка с официального ватиканского сайта vatican.va. Подчеркнем прежде только, что «L’Osservatore Romano» не сразу стала официальной газетой. Для этого ей пришлось вытеснить, например, «Giornale di Roma»:

 

Сайт vatican.va указывает:

 

«Первый номер газеты «L’Osservatore Romano» вышел в Риме (тогда столице Папского государства. Прим. Portalostranah.ru) 1 июля 1861 года, через несколько месяцев после провозглашения Королевства Италия (17 марта 1861 г.) (Прообраз нынешней Италии — Королевство Италия с Савойской династией, первоначально правящей из Пьемонта, Турина, объединило в тот момент большинство земель в раздробленной до того стране, претендовав на остававшуюся у Папы Римского территорию вокруг Рима — Папскую область. Прим. Portalostranah.ru).

 

Целью издания была явно апологетика в защиту Папской области, и это было намеренно полемическое и пропагандистское издание. Газета приняла название издававшегося ранее частного бюллетеня (выходил с 5 сентября 1849 по 2 сентября 1852), выпускавшегося аббатом — отцом Франческо Баттелли (Francesco Battelli) и финансировавшегося группой французских католиков.

 

Рождение «L’Osservatore Romano» тесно связано с поражением в битве, понесенным Папскими войсками (от упомянутых выше пьемонтцев — Прим. Portalostranah.ru) в Кастельфидардо (8 сентября 1860 г.).

 

Действительно, после этого события, когда светская власть Папы насильственно уменьшалась из-за территориальных захватов районов Папской области, и казалось, что нет силы во всей Европе, чтобы защитить ее, большое число католических интеллектуалов начало прибывать в Рим с твердым намерением встать на службу Папе Пию IX.

 

Идея частной ежедневной публикации, которая будет отстаивать существование Папского государства и подчеркивать его значение, стала набирать популярность среди Папских властей, которые были полны решимости восстановить статус-кво.

 

Уже к 20 июля 1860 года заместитель (Папского) министра внутренних дел Маркантонио Пачелли (Marcantonio Pacelli) пожелал дополнить официальный бюллетень «Giornale di Roma» полемическим и воинствующим изданием полуофициального вида под названием «L’Amico della Verità» (т.е. «Друг Истины». Прим. Portalostranah.ru).

 

Информация о проекте достигла ушей маркиза Аугусто Бавьера (Augusto Baviera), известного журналиста, поддерживающего Пия IX. Бавьера, который тем же летом (19 августа) попросил разрешения на публикацию раз в две недели издания более о культуре, чем политике, которое должно было взять старое название «L’Osservatore», ранее издававшегося Баттелли.

 

В начале 1861 года Никола Занчини (Nicola Zanchini) известный полемист из Форли, пришел просить помощи Папского правительства. Он и еще один деятельный журналист — Джузеппе Бастия (Giuseppe Bastia), приехавший из Болоньи, развили идею об издании, запланированном (министром) Пачелли.

 

22 июня 1861 Папский министр внутренних дел, ответственный за прессу, получил заявление, подписанное Занчини и Бастией, которые добивались разрешения на издание. Два дня спустя, предложение уже обсуждается Папским Советом министров. Наконец, 26 июня в ходе Папской аудиенции Пий IX выразил свое согласие с положениями будущей «L’Osservatore».

 

Вот некоторые из статей этих предложений:

 

Ст. 1: Газета.., бумаги, на которую оформили г-н Никола Занчини и г-н Джузеппе Бастия, будет называться «L’Osservatore Romano».

 

Ст. 2: Газета будет преследовать следующие цели:

 

1 — выявлять и опровергать клевету, развязанную против Рима и римского Понтификата;

 

2 — делать известными некоторые из многих замечательных событий, происходящих ежедневно в Риме и в других местах;

 

3 — напоминать о твердых принципах католической религии и справедливости, права и основах социальной жизни;

 

4 — иметь обязанности по обучению нации;

 

5 — вдохновлять и поощрять почитание Августейшего Суверена и Понтифика;

 

6 — собирать и иллюстрировать все, что заслуживает общественного внимания в области искусства, литературы и науки, и, особенно, изобретений и достижений в Папском государстве.

 

Эта декларация была представлена читателю в первом номере новой газеты. Название издания включало фразу «L’Osservatore Romano — издание политики и морали» («L’Osservatore Romano — a political and moral paper» — написание названия в оригинале англоязычного очерка. Прим. Portalostranah.ru), Также в первом номере указывалась цена в пять байокки (Байокки — мелкая монета тогдашнего Папского государства. Прим. Portalostranah.ru). Чуть ниже содержалось уведомление для потенциальных партнеров и редакционная статья под названием «L’Osservatore Romano своим читателям», которая содержала суровые обличения против Кавура (главы правительства пьемонтско-савойской династии. Прим. Portalostranah.ru), который как раз тогда скончался.

 

Первые выпуски состояли из четырех страниц, содержащих основные полемические темы, которые характеризовали «редакционную линию» в течение некоторого времени в будущем.

 

В конце 1861 года, подзаголовок «издание политики и морали» был снят, и девизы unicuique suumи, а также non praevalebunt оказались под названием газеты, где они пребывают и сегодня.

 

Первоначально у «обозревателя» даже не было дома: первые сотрудники-редакторы, а именно Bayard de Volo, Anton Maria Bonetti, Ugo Flandoli, don Nazareno Ignazi, Costantino Pucci, Paolo Pultrini, Telesforo Sarti, встретились в типографии Salviucci, по адресу Piazza de’ SS Apostoli, 56. Только в 1862 году была создана редакция в Палаццо Петри на Piazza de’ Crociferi. Первый номер был напечатан там 31 марта, — дата, которую редакция газеты указала в «шапке» газеты.

 

30 июня 1865 года Занчини и Бастия уступили владение газетой маркизу Аугусто Бавьера.

 

В течение первого десятилетия, L’Osservatore Romano давала много места, чтобы освещать международные политические темы, в том числе «римский вопрос». (Т.е. вопрос о существовании Папского государства в объединявшейся под флагом национальной идеи Италии, где Папскому государству, которое было не итальянским, но наднациональным, а поэтому не смогло возглавить движение итальянцев за национальную независимость, не оставалось места. Прим. Portalostranah.ru).

 

Чисто политические вопросы (на страницах газеты) обсуждались редко, а, значение, скорее придавалось справедливости или несправедливости общественных действий и их последствий для католической религии и общественной морали. Религиозные, церковные, экономические и социальные темы также получили место на главной странице. Таким образом, очень скоро издание приводило описание самого себя как «правдивого, и более или менее, полного зеркала, отражающего не только мнения и пожелания большинства католиков, но и мнение их общественной организации, т.е Правительства Папы».

 

С взятием (ворот) Порта Пиа итальянскими войсками 20 сентября 1870 года (В этот день армия Пьемонта захватила Рим, провозгласив его столицей единой Италии, положив конец существованию Папского государства. При этом Папа заперся Ватикане, объявив себя его узником. Папы были добровольными узниками Ватикана до 1929 года, когда Латеранскими соглашениями, подписанными между Папством и Италией, было провозглашено создание государства Ватикан на одноименном римском холме Прим. Portalostranah.ru); «L’Osservatore Romano» из полуофициального органа Папского государства, стала газетой оппозиции внутри молодого расширившегося Королевства Италии. После приостановки выхода на, примерно, месяц, газета возобновила свой выпуск 17 октября. По этому случаю издание провозгласило на своей первой странице декларацию послушания Папе, полного соблюдения своих редакционных установок, подтвердив, что редакция останется верным «неизменному принципу религии и морали, признавая в качестве ее единственного хранителя и выразителя викария Иисуса Христа на земле».

 

Очень скоро «L’Osservatore Romano» начала заменять «Giornale di Roma», официальный орган Папского государства, сообщая официальные новости Церкви. Это произошло еще, очевидно, в понтификат Папы Льва XIII, который приобрел газету в собственность, и в 1885 году дал изданию статус официального информационного органа Святого Престола.

 

Верная своим истокам, «L’Osservatore Romano» продолжает свою работу, служа истине. С энтузиазмом и без страха прозвучать диссонансом, она продолжает документирование истории народов и наций. Прежде всего, она продолжает свое почетное служение, содействуя проповеди Преемника Петра.

 

По случаю столетия со дня основания газеты Папа Иоанн XXIII писал:

 

«Последние 100 лет сделали эту газету не только свидетелем, но и творцом истории: поскольку она тесто привязана к Апостольскому Престолу самой близостью его расположения и усердием, помогая его проповеди в достижении Царства Христова на земле...»

 

И 30 лет спустя, в связи с введением новых компьютерных технологий в производстве «L’Osservatore Romano», Папа Иоанн Павел II обратился со следующим письмом в редакцию: «Сегодня, 1 июля 1991 года, в связи с 130-летием своего создания, «L’Osservatore Romano» открывает новую главу в своей истории... Я с радостью взываю к божественной помощи для редакторов и техников, сотрудников и читателей, которые призваны представить миру Слово Божие и учение Церкви с помощью новых технологий, издательского дела. Этот сервис для всех людей, которые «стремятся к каналам» надежды для укрепления в Евангелии и мужестве», — сообщает, говоря об истории главной газеты Ватикана, официальный ватиканский сайт.

 

В заключении обзора отметим, что редакция «L’Osservatore Romano» находится на территории государства-города Ватикан, на Via dei Pellegrini. Газета печатается на восьми страницах в типографии Tipografia Poliglotta Vaticana в черно-белом, а отдельные номера и в цветном форматах, тиражом около 100 тысяч экземпляров.

 

Максим Истомин и Мониторинг Portalostranah.ru

 

 

Опубликовано 16/01/2012; Дополнено 30/05/2014

 



Опубликовано16012012       Portalostranah

Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...
Национальная птица Индии – павлин. Почему?
 
Обзор о национальной птице Индии – павлине.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме