Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Калым (махр) в исламе и реальности


Обзор о традиции калыма (махре).

Что говорит

ислам о калыме (махре)

 

 

На иллюстрации с сайта «Голоса Исламской Республики Иран»: На взгляд иранского иновещания, правильно экипированная мусульманка.
На иллюстрации с сайта «Голоса Исламской Республики Иран»: На взгляд иранского иновещания, правильно экипированная мусульманка.

 

В некоторых обществах до сих пор распространен обычай выплачивать калым за невесту. В исламских странах это также принято. Более того, ислам обязывает выплачивать выкуп за невесту. В арабских странах калым обозначается словом «махр». Однако понятие махр в исламе отличается от  первоначальной практики калыма, т.к. махр уходит не в семью невесты, но будущая жена оставляет его себе.

 

В Коране махр предписан в  Суре четвертой - «Ан-Ниса» («Женщины»): «Отдавайте женщинам их калым (махр). Вы не имеете права на их калым. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи».

 

Исламский закон считает харам (запретное)  для мужа, семьи жениха или семьи невесты принять махр от невесты без ее разрешения. Однако во многих частях мусульманского мира этот аспект исламского права упускается из виду в пользу практики, которая имеет происхождение в доисламских временах – т.е. заплаченный выкуп переходит семье невесты, не спрашивая согласия самой невесты.

 

Махр (Калым) - так называлась заметка «Голоса Исламской Республики Иран», русское вещание, на эту тему. При этом «Голос ИРИ» ссылается на  современного исламского ученого Гаджимурада Омаргаджиева. В заметке, которая приводит довольно исчерпывающие  ссылки на Коран, а также записанные истории из жизни Пророка, и высказывания  лидеров ведущих школ в исламе (вроде ханифитов и маликитов), говорится:

 

«Выплачивать махр (приданое) муж жене в Исламе должен обязательно, но его размер не определен. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.). Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или согласовываться обеими сторонами (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и слишком велик. Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые лишаются возможности вступить в брак, так как не имеют возможности выплатить его из своего дохода.

 

Абу Хурайра (Хурайра - современник Пророка и один из составителей Хадисов – историй  жизни и поступков Пророка, которые в исламе признаются источником права. Далее также здесь упоминаются Хадисы, записанные Бухари и так далее. Прим. Portalostranah.ru)  передает, что к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) пришел человек и сказал: «Я женюсь на девушке из ансаров (жители Медины), помогите мне с махром». (Ансар – буквально «поддерживающий», здесь принявший ислам. Прим. Portalostranah.ru). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил: «Ты посмотрел на нее? Поистине в глазах ансаров что-то бывает». «Да, я посмотрел на нее». «За сколько ты на ней женишься?». «За четыре окийя (мера веса, равная 12 драхмам или 37, 44г)». «За четыре окия?»,- с удивлением спросил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и сказал: «Вы как будто вытесываете серебро из середины этой горы. У нас нет столько, чтобы тебе дать, но мы близки к тому, чтоб отправить тебя туда, где ты смог бы это взять». Затем отправили людей к Бану Абс и того человека вместе с ними» (Муслим).

 

В проповеди Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не преувеличивайте в назначении приданого. Если бы это восхвалялось в мирской жизни и означало богобоязненность, то Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сам так делал бы» (Асхабу Сунан).

 

В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине благоденствием женщины является облегчение ее сватовства, приданого и родства» (Ахмад).

 

Махр является обязанностью мужчин, поскольку они сильнее и у них больше дохода.

 

Всевышний в Коране говорит: «Даруйте женщинам приданое от чистой души» (сура «ан-Ниса», аят 4).

 

В другом аяте Всевышний говорит: «Давайте им вознаграждение (приданое)» (сура «ан-Ниса», аят 25).

 

Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Просите даже кольцо из железа» (Бухари, Муслим). Имеется в виду: требуй что-нибудь и сделай это приданым, если даже это кольцо из железа.

 

Во время заключения никяха (брака) желательно упомянуть о размере махра, потому что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) об этом также упоминал. Ибо это отстраняет ссоры между мужем и женой, а также для того, чтобы не показалось, что жена дарит мужу себя. Также желательно, чтоб супруг не вступал в половую близость с женой, не выплатив приданого, дабы не противоречить некоторым ученым, считающим выплату махра обязательной до вступления в половую близость. Можно и без упоминания махра заключать брак, но это уже будет карахат (нежелательно).

 

 

Информация

по теме: Хадисы о калыме

 

Предлагаем выдержки из короткой заметки иранского полуофициального издания для заграницы «Слово Ирана» (сент.-окт. 2012 , рус. яз.), которая почти исчерпывающе отвечает на вопрос, как ислам относится к калыму, хотя при этом цитирует шиитские версии сборников хадисов (т.е. сведений о событиях и высказываниях пророка ислама Мухаммеда и др. наставников ислама):

 

«Хадисы о калыме, женах и качествах достойной жены»

 

 Посланник Аллаха (Мухаммад) (да благословит Аллах его и его семейство!)   сказал: «Не жди добра, если женщина требует богатого калыма и обладает дурным характером». «Бихар аль-анвар», т. 58, стр. 321);

 

(Шиитский) Имам Садык  (да будет мир с ним!) сказал: «Воистину, одно из достоинств женщины – это малый калым. Если же она требует большого калыма, то это дурной знак». («Ман ля йахзуруху аль-факих», т. 3, стр. 387);

 

Повелитель правоверных (один из четырех первых халифов, последовательно возглавлявших общину мусульман после кончины Пророка Мухаммеда. Прим. Portalostranah.ru)  Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Не назначайте за женщину большого калыма, поскольку дорогой калым может стать причиной раздора». («Васа’ил аш-ши‘а», т. 21, стр. 253);

 

Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Три самых гнусных греха - это убить домашнюю скотину, отказаться от уплаты калыма и не заплатить тому, кого ты нанял на работу». («Бихар аль-анвар», т. 64, стр. 268);

 

Посланник милости и любви его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Чем менее накладен брак, тем меньше расходов, и такой брак угоднее Аллаху». («Канз аль-‘уммал», т. 16, стр. 299);

 

Печать Пророков Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Лучшие женщины моей общины - это те, что пригожи лицом и не требуют большого калыма». («Бихар аль-анвар», т. 103, стр. 236);

 

Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Женись даже в том случае, если твое обручальное кольцо будет из железа». («Канз аль-‘уммал», т. 16, стр. 321);

 

Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Достаточно подарить невесте горсть зерна или фиников, чтобы брак считался законным». («Канз аль-‘уммал», т. 16, стр. 321);

 

Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Когда Посланник Аллаха выдавал (свою дочь) Фатиму замуж за (своего двоюродного брата) Али (да будет мир с ними!), за калым сошли боевые доспехи стоимостью тридцать дирхемов». («Васа’ил аш-ши‘а», т. 21, стр. 251);

 

Великодушный Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Женщине достаточно подать своему мужу стакан воды, и Аллах воздаст ей за это щедрее, чем за дневной пост и ночное бодрствование в течение года». («Васа’ил аш-ши‘а», т. 20, стр. 172);

 

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: «Джихад женщины состоит в том, чтобы муж был доволен ею». («Нахдж аль-балага»);       

 

Имам Садык (да будет мир с ним!) сказал: «Будь трижды проклята женщина, которая огорчает своего мужа и причиняет ему неприятности. И трижды благословенна та, что уважает своего мужа, не досаждает ему и в любых обстоятельствах послушна его воле». («Бихар аль-анвар», т. 103, стр. 252;

 

Святой Пророк (да благословит Аллах его и его семейство!) сказал: «Поистине, наилучшая из женщин – это женщина многодетная, приветливая, умеющая хранить секреты, стыдливая, снискавшая уважение и любовь своих близких, покорная супругу. Она не скрывает своих прелестей от мужа, но недоступна для посторонних взоров. Она внемлет речам мужа и повинуется его воле. Уединившись с мужем, она готова выполнить любое его желание, но не позволяет себе вольностей, которые позволяют себе мужчины». («Бихар аль-анвар», т. 103, стр. 235)», - указывает иранское издание, цитируя сборники хадисов.

 

 

Мониторинг Portalostranah.ru

Некоторые ученые говорят, что мудрость этого (выплаты чего-либо из махра до близости) в том, что когда Аллах сотворил Хаву (т.е. Еву), Адам (мир ему) возжелал ее. И тут Аллах сказал: «Остановись, о Адам! Прежде выплати ее махр!». «А каков ее махр?». «Ее махр в том, чтобы ты прочитал 1000 раз салават на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) на одном вздохе. Адам (мир ему) прочитал 500 раз и вздохнул. Тогда Аллах сказал: «О Адам, прочитанный тобой 500 раз салават - это начало махра, а оставшееся – конец».

 

В другой версии говорится, когда Аллах сотворил Хаву, Адам (мир ему) обратился к Аллаху: «О Господь, жени меня на Хаве!». Аллах сказал: «Пока не выплатишь махр, этого не будет». Адам (мир ему) спросил: «А каков ее махр, о Господь?». «Ее махр - это чтение сто раз салавата на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) на одном вздохе». Адам прочитал 70 раз и приостановил дыхание. Тогда Аллах ему сказал: «Не переживай, прочитанное тобой - это начало махра, а оставшееся - конец». (См. в книге аль-Байджури).

 

То, что оценивается, что можно продать и купить, может быть махром, а то, что не оценивается, что нельзя купить и продать, махром быть не может. Если брак заключен и махром стало то, что не оценивается, то тогда нужно выплатить махр мислий (махр, соответствующий ее уровню и статусу) вместо оговоренного при заключении брака.

 

Уровень определяется по родственницам жены со стороны отца: сестра, племянница, тетя, двоюродная сестра. Рассматривается возраст, разум, состоятельность, девственница или нет, и в зависимости от этого определяют махр мислий.

 

Желательно, чтоб размер махра был не меньше десяти дирхамов, потому что Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) сказал, что не разрешается, чтоб махр был меньше 10 дирхамов и превышал сумму в 500 дирхамов, подобно махру Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) его женам (Муслим). (См. в книге «Канзу рагибин»).

 

Что касается махра жене Умму Хабиб (жене пророка Мухаммеда. Прим. Portalostranah.ru), то он составлял 400 динаров, поскольку она была из Наджаши возвеличивая их. (Наджаши - имя эфиопского царя, принявшего исламских беженцев. Здесь в значении - Эфиопия. Умму Хабиб была арабской беженкой в Эфиопии, она преследовалась родственниками-язычниками  в Аравии за принятие ею ислама, и уехала в Эфиопию. Узнав о Умму Хабиб, Мухаммед пожелал женится на ней за ее верность исламу. Прим. Portalostranah.ru).

 

Сунной является следование словам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Выполняйте аляик». Тогда спросили: «О Посланник Аллаха, а что такое аляик?». «Это то, с чем согласны их семьи», - ответил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям)» (Даруктуни, Байхаки).

 

В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Первое, за что спросят верующего в Судный день, это махр, выплачиваемый жене». В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Тот, кто не выплатил жене махр в Судный день, будет считаться прелюбодеем» (Имам Ахмад, Байхаки, Табарани). (См. в книге «Сиражу вахаж»).

 

Женщина из Физары вышла замуж, махром были туфли, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил ее: «Ты довольна, что у тебя махр - туфли?». Она ответила: «Да» и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) допустил такой никях (Тирмизи).

 

Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Никях (т.е. бракосочетание) того, кто дозволил дирхам в качестве махра, считается дозволенным» (Байхаки, №45662).

 

Урва ибн Зубаир сказал: «Первое несчастье женщины - это увеличение калыма» (Хаким).

 

Анас ибн Малик передает: «Абу Талха женился на Умму Салиме, махром в их браке было принятие Ислама».

 

Ученые посчитали желательным не увеличивать калым, хоть увеличение и не считается макрухом (нежелательным).

 

Махр у шафиитов может быть обучение сурам из Корана, поскольку нет ограничений малому. У маликитов малым махром считается ¼ доля динара. У ханафитов самый малый махр - это 10 дирхамов». («Голос Исламской Республики Иран», русское вещание, 19/06/2010);

 

 

Информация по теме:

Калым в современном Туркменистане

 

 

«В современной Туркмении большой калым за невесту для одних семей - признак высокого статуса, для других - серьезное препятствие перед браком. Причина этого - в углубляющемся социальном неравенстве и размере калыма.

 

Традиционно у туркмен считалось, что дочь принадлежит другим, а сын всегда будет с родителями. Мало того, он приведет в дом невестку. Таким образом, с рождением сына семья приобретает, а с рождением дочки непременно теряет. С другой стороны, в пользу рождения девочки, особенно в последнее время, говорит калым. Многие семьи, у которых растут сыновья, впадают от его непомерного размера в уныние. Где взять на него деньги, чтобы женить сына или сыновей?

 

Когда-то считалось, что родители жениха платят матери невесты за то, что та вскормила дочь своим молоком. Другими словами, это плата за воспитание дочери, за подготовку ее к семейной жизни. В те времена сваты в виде калыма приводили в дом девушки верблюдицу или дойную корову. Позже за животных в размере их стоимости стали давать деньги.

 

Но с годами калым видоизменялся. Постельные принадлежности, кухонная и домашняя утварь, ковры, мягкие подстилки из ваты, швейная машина, мебель, дорогие отрезы ткани, золотые украшения – вот неполный перечень того, что добавлялось к оговоренной денежной сумме.

 

Сегодня плата за «материнское молоко» в денежном исчислении в разных регионах выглядит по-разному. Например, на севере и востоке Туркмении минимальный размер калыма в пределах 4 тысяч манат, это порядка 1000 евро. Максимальный размер калыма в тех же регионах доходит до 10 тысяч манат. К калыму в придачу сторона жениха отправляет в дом невесты грузовую  машину, забитую импортной мебелью и другими дорогостоящими вещами. Калым идет в ногу с эпохой. Сейчас в бюджет калыма, помимо денег, стали закладывать домашние кинотеатры, компьютеры, DVD-плееры.

 

Малоимущие семьи стараются породниться с такими же, как сами, бедняками. Порой сходятся родственники, женя двоюродных брата и сестру, племянницу и дядю. В таких союзах калым часто символический. Практически без калыма проходит сватовство при обычае «гаршылык» - это своего рода бартер, когда стороны обмениваются невестами, то есть дочками.

 

Если же породниться решили состоятельные люди, то сторона невесты старается добиться от стороны жениха как можно большего, а та торгуется за каждый доллар, за каждую голову животного. Торги при таком сватовстве обычно длятся долго и напряженно, пока стороны наконец не бьют по рукам.

 

За высшее образование девушки ее родители могут взвинтить цену. Сторона жениха это встречает с пониманием, ведь потом новоиспеченная невестка, работая в госучреждениях и получая зарплату, сможет помочь своей новой семье возместить расходы на калым за нее. В некоторых регионах особенно приветствуется, если у будущей невестки медицинское или педагогическое образование, так как эти сферы находятся на бюджетном финансировании.

 

Самые дорогие невесты продаются и покупаются на юге, у ахалских и марыйских текинцев. Тот калым, что считается максимальным на севере и на востоке страны, в этих регионах Туркмении воспринимается как средний и даже минимальный. В этрапе (районе) Сакарчага в ноябре 2010 года был отмечен случай, когда за невесту уплатили калым в размере 6,5 тысяч долларов.

 

Хотя калым в Туркмении процветает, открыто об этом не говорят. К тому же, в советские годы он был под формальным запретом как посягательство на право женщины делать свободный выбор о браке. «У нас, у туркмен, так принято, и это не обсуждается», - заметила шестидесятилетняя женщина из Мары. При этом по секрету передаются суммы уплаченного кем-то калыма. Население «держит руку на пульсе», размер калыма - это как курс иностранной валюты, который меняется день ото дня.

 

Калым также своего рода барометр статуса, уровня жизни семьи или отдельного человека. Тот, у кого, помимо законной жены, имеется еще одна, он за нее, как правило, тоже заплатил немалый калым. Двоеженство весьма распространено в среде государственных чиновников, представителей правоохранительных органов, преуспевающих хозяйственных руководителей и местных бизнесменов.

 

В то же время тысячи молодых ребят в сельской местности, не имеющих работы, не могут скопить денег на калым. Такие ребята долго не женятся, а если и берут в жены девушку, то часто близкую родственницу. Наиболее отчаянные парни из бедняцкого сословия крадут невест и без калыма живут вместе. Родители невесты не идут на контакт с новой семьей, не признают «зятя», часто отторгают и дочь.

 

Со временем, когда у молодой семьи рождаются дети, стороны все же идут на мировую и начинают родниться. Считается, что кража невесты в Туркмении не столь распространена, как, скажем, в Киргизии, однако мониторинг в республике никто не проводит, а факты из реальной жизни свидетельствуют, что этот старый обычай опять набирает обороты…

 

В 70-80-е годы прошлого столетия многие сельчане в экономически отсталых регионах страны обзавелись семьей за счет приехавших в Туркмению молдавских девушек и женщин, отчаявшихся найти достойных женихов у себя на родине. В некоторых этрапах Ташаузского велаята в те годы появились целые поселки, которые до сих пор именуются не иначе, как «молдаван оба» - молдавские села. Но сейчас межнациональные браки не только не приветствуются, но такая семья заранее обрекает себя на трудности». (Русское вещание «Немецкая волна», 10/01/2011);

 

 

Мониторинг Portalostranah.ru

 

 

Обновлено 19/09/2011; Обновлено и дополнено 15/03/2013

 



Опубликовано19092011       Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Радио Афганистана, в том числе на русском, и афганское телевидение. Досье
 
С некоторыми перерывами, служба иновешания «Радио Афганистан» ведет свои передачи на русском языке, в числе других языков – уже более пятидесяти лет, - с 1964 г.
Подробнее...
Колбаса в Германии: Что о ней думают немцы, и какие складывают поговорки
 
О колбасе в немецком восприятии - в нашем обзоре по источникам немецкого иновещания и английского издательства, а также статистики.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме