Portalostranah.ru посвящен страноведению, путешествиям и иновещанию с русскими радиопрограммами со всего мира
Размер шрифта - + Обсудить на форуме

Стамбульский Морской музей в Бешикташе и султанские лодки


Также по теме

Посмотреть весь список статей по теме

Обзор по первоисточникам о стамбульском Морском музее в районе Бешикташ и султанских лодках.

На иллюстрации: Памятник знаменитому турецкому адмиралу Хайреттину Паши (Барбароссе) (в другом написании - Хайреддин Барбаросса) (изображен слева).  Монумент расположен по соседству с усыпальницей Барбароссы и Морским музеем в стамбульском районе Бешикташ.

На иллюстрации: Памятник знаменитому турецкому адмиралу Хайреттину Паши (Барбароссе) (в другом написании - Хайреддин Барбаросса) (изображен слева).

Монумент расположен по соседству с усыпальницей Барбароссы и Морским музеем в стамбульском районе Бешикташ.


 

«Морской музей в районе Бешикташ в Стамбуле, самый крупный в Турции музей в области мореходства.

 

Морской музей обладает одной из редких коллекций в мире и подчиняется командованию военно-морскими силами Турции. Коллекция музея включает примерно 20 тысяч экспонатов. Следует отметить, что это первый музей на военную тематику в Турции.

 

Османский флот с XVI по XIX вв. ежегодно весной отправлялся в поход из порта Бешикташ в Стамбуле.

 

Громадные галеоны и галеры до начала похода несколько дней стояли на якоре в порту, а затем с торжествами уходили в море. Такие торжественные церемонии проводов кораблей стали в османском мореходстве хорошей традицией, и поэтому Бешикташ занимает особое место в истории турецкого мореходства.

 

Иллюстрация с сайта иновещания «Голоса Турции»: Вид на Стамбул и Босфор.  Этот старинный снимок сделан на стыке XIX и XX вв.
      Увеличить

Иллюстрация с сайта иновещания «Голоса Турции»: Вид на Стамбул и Босфор.

Этот старинный снимок сделан на стыке XIX и XX вв.


Иллюстрация с сайта иновещания «Голоса Турции»: Вид на Стамбул и Босфор.

Этот старинный снимок сделан на стыке XIX и XX вв.

«Бешикташ, где с османских времен бьется пульс мореходства, в наши дни является хранителем истории мореходства»

 

(иновещание «Голос Турции»)

 

 

В XVI веке Хайреттин Паша (Барбаросса) построил в устье реки Бешикташ мечеть и медресе.

 

После смерти он был похоронен в усыпальнице, построенной архитектором Синаном на площади Бешикташ в традициях классической османской архитектуры.

 

(Также в русском языке принято написание имени как Хайреддин Барбаросса.

 

Подробнее об этом адмирале, которого в Европе считают пиратом, см. в материалах по ссылкам после этого очерка о султанских лодках. Прим. Portalostranah.ru).

 

Султанские лодки

 

Прогулочная гребная лодка эпохи султана Абдулмеджида (годы правления 1839 -1861). Эта лодка использовалась матерью этого султана Bezmi Alem Valide Sultan.
      Увеличить
Прогулочная гребная лодка эпохи султана Абдулмеджида (годы правления 1839 -1861). Эта лодка использовалась матерью этого султана Bezmi Alem Valide Sultan.

Прогулочная гребная лодка эпохи султана Абдулмеджида (годы правления 1839 -1861). Эта лодка использовалась матерью этого султана Bezmi Alem Valide Sultan.

 

Прогулочная гребная лодка эпохи султана Абдулмеджида (годы правления 1839 −1861) использовавшаяся матерью этого султана Bezmi Alem Valide Sultan, как и каждая из султанских лодок, выставленных в Морском музее в Бешикташе, неплохо иллюстрирует хронологию жизни османского двора с его колоритными персонажами.

 

Например, вышеупомянутая Bezmi Alem Valide Sultan (Ее имя Bezmi Alem, присвоенное в гареме, значит «Праздник мира») рабыней попала в гарем. По одним данным, Bezmi Alem (годы жизни 1807 — 1853 г) была черкешенкой. Но по другим, что звучит более пикантно для биографии женщины, ставшей позднее матерью повелителя правоверных, она происходила из еврейской семьи, жившей в Грузии, — территории, присоединенной незадолго до того к Российской империи.

 

Интересно, что после смерти злоупотреблявшего спиртным султана Махмуда II, повелителя Bezmi Alem, взявшего ее в гарем, и отца Абдулмеджида, султанша спустилась в винный подвал дворца и перебила там бутылки с вином. Также Bezmi Alem прославилась благотворительностью и политическим влиянием при правлении своего сына Абдулмеджида. Захоронена султанша в гробнице Махмуда II на улице Divanyolu в Стамбуле. Отметим, что формально Махмуд II не являлся мужем Bezmi Alem, т.к. султаны со времен взятия Константинополя не брали официальных жен. (Подробнее о жизни в султанском гареме смотрите на нашем сайте здесь).

 

Рассматриваемая нами лодка Bezmi Alem Valide Sultan предназначена для тринадцати весельных пар гребцов. На корме имеется пышно декорированный киоск, с четырьмя колонами, в оформлении которого используется мотив лотоса. На баке помещено изображение орла, держащего в когтях змею. Орел символизируют силу и власть, а змея — зло.

 

На иллюстрации с сайта Морского музея в Бешикташе: Носовая часть одной из прогулочных лодок на Босфоре, использовавшейся османским султанским двором.
      Увеличить
На иллюстрации с сайта Морского музея в Бешикташе: Носовая часть одной из прогулочных лодок на Босфоре, использовавшейся османским султанским двором.

На иллюстрации с сайта Морского музея в Бешикташе: Носовая часть одной из прогулочных лодок на Босфоре, использовавшейся османским султанским двором.

А вот как описывает султанские лодки в проливе Босфор в Стамбуле французский врач Ольвье, путешествовавший по Турции примерно в тоже время, что и правила Bezmi Alem Valide Sultan. Выдержки из книги его путевых очерков привело иновещание «Голоса Турции» в цикле «Турция глазами путешественников», переданном весной 2011 года:

Оливье пишет:

«Нельзя навсегда насладиться панорамой Стамбульского порта, Мраморного моря и Босфора, открывающейся из окон французского посольства и других зданий. Повсюду видны парусные суда, снующие в разных направлениях, лодки, ведомые двумя — тремя гребцами. Наблюдение за этими судами доставляет большое удовольствие».

 

Султанские лодки на параде  в Стамбуле проплывают мимо бывшего султанского дворца Долмабахче (современное фото).
      Увеличить
Султанские лодки на параде в Стамбуле проплывают мимо бывшего султанского дворца Долмабахче (современное фото).

Султанские лодки на параде в Стамбуле проплывают мимо бывшего султанского дворца Долмабахче (современное фото).

 

Легкие лодки различных размеров были самыми популярными средствами передвижения по морю в Стамбуле в период, когда там находился Оливье. Ездил на таких лодках и сам султан. Несколько раз видел эти лодки и Оливье. Вот что он писал о них:

 

Так выглядели прогулочные османские лодки на Босфоре, которые использовал султанский двор в Стамбуле (снимок с сайта Морского музея в Бешикташе).
      Увеличить
Так выглядели прогулочные османские лодки на Босфоре, которые использовал султанский двор в Стамбуле (снимок с сайта Морского музея в Бешикташе).

Так выглядели прогулочные османские лодки на Босфоре, которые использовал султанский двор в Стамбуле (снимок с сайта Морского музея в Бешикташе).

 

«Султанские лодки можно различить издали благодаря их большим размерам, изяществу, позолоте, украшениям, числу гребцов и великолепию. Эти лодки имеют четырнадцать парных весел. Соответственно, на лодках находятся двадцать восемь гребцов.

 

Зимой султан редко выходит на прогулки в море. Однако летом эти прогулки становятся весьма частыми. Он предпочитает тогда добираться до своих прочих дворцов именно на лодках. Каждый раз выход и возвращение султана во дворец приветствуется залпом орудий. В силу этого увидеть султана не так уж и трудно. Лодку султана можно различить по темно — красному тенту с позолотой. За этой лодкой следуют другие. В них находятся приближенные султана»— отмечал французский путешественник.

 

Подготовлено: Мониторинг Portalostranah.ru

 

 

Уважение, проявленное к этому выдающемуся турецкому мореходу, стало причиной привязанности моряков к району Бешикташ.

 

С этой точки зрения нахождение первого и тогда единственного в Турции Морского музея с 1961 года в районе Бешикташ на площади Хайреттина Паши (Барбароссы) имеет символическое значение с точки зрения истории мореходства.

 

Морской музей был основан в 1897 году по указанию министра военно-морского флота адмирала Хасана Хюсню-паши капитаном Сулейманом Нутки на месте нынешней верфи Ташкызак — назывался он «Военно-морской музей и библиотека».

 

С 1934 года он стал называться Морским музеем и является первым в Турции военным музеем.

 

По причине войны подлинники музея были вывезены из Стамбула в разные уголки Анатолии.

 

А с 1948 были выставлены в мечети Долмабахче (расположенной к югу от одноименного бывшего султанского дворца Прим. Portalostranah.ru) и окружающих ее зданиях.

 

В последний раз музей переехал в 1961 году на площадь в районе Бешикташ, рядом с памятником и усыпальницей Хайреттина Паши (Барбароссы).

 

Галерея лодок Морского музея была открыта в 1970 году: в ней собраны уникальные образцы лодок из дворцов Долмабахче, Топкапы, Бейлербейи, Чираган и Ускюдар, а также из прибрежных павильонов.

 

Эта коллекция лодок полностью состоит из подлинных экспонатов. Здесь можно увидеть классическое судно, использовавшееся османскими султанами с периода правления Мехмета IV — с 24-мя двойными веслами, шириной 5 м 70 см и длиной 40 метров.

 

Жилая часть этой галеры богато украшена перламутром, вставками из панциря черепахи, слоновой кости, серебряными табличками и драгоценными камнями.

 

С самой древней галеры из музейной коллекции была сделана точная копия, которая используется в туристических целях под названием «султанская лодка».

 

Морской музей вызывает интерес не только местных жителей, но и иностранных туристов.

 

В музее, который рассказывает об истории морей и предметов, используемых в мореходстве, экспонируются модели кораблей, морские штандарты, картины таких известных художников, как Айвазовский и Хюсню Тенкюз, вещи с яхт Ататюрка «Саварона» и «Эртугрул», предметы с судна «Явуз», одного из наиболее выдающихся в республиканский период.

 

(Крейсер «Явуз» назывался в честь османского султана Селима Грозного (Yavuz Sultan Selim). "Явуз«(Yavuz) значит «грозный». Крейсер был построен в 1911 году в Германии и первоначально, в свою бытность в составе германского флота, носил имя Goeben (Гебен) в честь прусского генерала.

 

В 1914 году германское правительство передало корабль Турции, и он являлся до 1950 года флагманом турецкого флота. В ходе первой мировой войны Явуз" принимал участие в бомбардировке Крыма. В 1973 году он был разрезан на металлолом.

 

«Явуз» являлся последним оставшихся судов, построенных для Германского Императорского флота, и дольше всех прослужившим среди всех крейсеров или дредноутов в составе какого-либо военно-морского флота. Прим. Portalostranah.ru).

 

Помимо этого, в музее можно увидеть пушечное ядро, использованное в египетском походе султана Явуза Селима, часть поднятой с морского дна немецкой подводной лодки UB-46, а также бюсты великих мореплавателей (они выставлены в саду музея).

 

В саду также привлекает внимание посетителей стеклянная часть судна «Uzaklar», на котором чета Осман-Зухаль Атасой совершила кругосветное путешествие.

 

Супруги Атасой отправились в путь 24 августа 1992 года из порта Сыгаджик на Эгейском море, взяв курс на Запад. Во время путешествия у них родилась дочь Дениз (Дениз по-турецки означает «море» Прим. Portalostranah.ru). За 4 года 10 месяцев и 6 дней путешествия эта семья посетила более 30-ти стран.

 

Впечатляет то, что все экспонаты музея — подлинные вещи.

 

Работающие в музее на постоянной основе реставраторы поддерживают экспозицию музея в надлежащем виде, проводя необходимые реставрационные работы. Реставраторы восстанавливают пришедшие в негодность части старых карт, наносят краску на старые лодки, сохраняя их первоначальный вид.

 

Из-за постоянного поступления новых экспонатов в музей имеющиеся площади уже становятся тесны. Поэтому музей готовится к обновлению имеющихся залов и созданию дополнительных помещений.

 

До сих пор продолжается строительство объектов по проекту, признанному лучшим в ходе конкурса 2005 года. В рамках этого проекта будет создан действующий макет небесной сферы.

 

Также предполагается создать трехмерный симулятор корабля, который заинтересует в первую очередь юных посетителей музея — на нём можно будет совершать воображаемое путешествие.

 

Бешикташ, где с османских времен бьется пульс мореходства, в наши дни является хранителем ценных с точки зрения истории мореходства вещей в своем Морском музее, являющимся своеобразным наследием Хайреттина Паши (Барбароссы).

 

Морской музей в районе Бешикташ в Стамбуле ждет тех, кто любит море и морские путешествия».

 

Музей открыт ежедневно со среды по воскресенье с 09:00 до 17:00, кроме 1 января и первого дня религиозных праздников.

 

(Русское вещание Радио «Голос Турции», июль 2011 г).

 

Отметим, что на турецком название Морского музея в Стамбуле звучит как İstanbul Deniz Müzesi (по-английски как İstanbul Naval Museum Command). Его сайт: denizmuzeleri.tsk.tr (турецк, англ).

 

Османы на море


 

Больше об османах на море см. на нашем сайте:

 

О походах Барбароссы и борьбе за превращение Средиземноморья в «Османское озеро» здесь;

 

Османы в Индийском океане и Заливе здесь;

 

О биографии Барбароссы см. в «Очерке турецких нравов» здесь;

 

 

 

Информация на врезке, составление, примечания Portalostranah.ru

 

Дополнительно:

 

Лодочный (речной) транспорт в современном Стамбуле


 

Лодочный (или, иначе говоря, речной) транспорт в его современном варианте до сих пор играет в Стамбуле огромную роль. Он служит не только для прогулок, но и для более прозаических вещей — массовых внутригородских пассажирских перевозок.

 

Дело в том, что метро и т.н. скоростной трамвай пока есть только в отдельных частях города, поэтому неудивительно, что водным транспортом «по прямой» оказывается быстрее, чем автотранспортом по мостам.

Стоп-кадр нашего редактора:   Морской вокзал в Стамбуле в вечерний «час пик» (декабрь 2007).  Очень похоже на атмосферу в перегруженном метро, аналогичная суета, а для прохода также стоят турникеты.
      Увеличить

Стоп-кадр нашего редактора:

Морской вокзал в Стамбуле в вечерний «час пик» (декабрь 2007).

Очень похоже на атмосферу в перегруженном метро, аналогичная суета, а для прохода также стоят турникеты.


Стоп-кадр нашего редактора:

Морской вокзал в Стамбуле в вечерний «час пик» (декабрь 2007).

Очень похоже на атмосферу в перегруженном метро, аналогичная суета, а для прохода также стоят турникеты.

Стоп-кадр нашего редактора: Морской вокзал в Стамбуле. В ожидании очередного речного трамвайчика.  Даже и в декабре от Босфора в Стамбуле не исходит леденящего холода, и погода остается достаточно теплой
      Увеличить

Стоп-кадр нашего редактора: Морской вокзал в Стамбуле. В ожидании очередного речного трамвайчика.

Даже и в декабре от Босфора в Стамбуле не исходит леденящего холода, и погода остается достаточно теплой


Стоп-кадр нашего редактора: Морской вокзал в Стамбуле. В ожидании очередного речного трамвайчика.

Даже и в декабре от Босфора в Стамбуле не исходит леденящего холода, и погода остается достаточно теплой

И люди после работы, добираясь через районы Taksim или Aksaray на метро, а по районам Sultanahmet или Eminönü на скоростном трамвае, затем пересаживаются в районе порта Kabataş на небольшие «речные трамвайчики», достигая по проливу Босфор противоположного городского берега — например, района Üsküdar в азиатской части.

 

Благо, что даже и в декабре от Босфора в Стамбуле не исходит леденящего холода, и погода остается достаточно теплой — комфортной, характерной скорее для поздней весны в России

 

Portalostranah.ru

 

 

 

Опубликовано 20/08/2011

 

 

 

Избранные статьи недели


Мы рекомендуем. Архивы


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Портал о странах присутствует на YouTube, где размещаются некоторые видео к  публикациям;

А также в социальной сети ВКонтакте, где анонсируются наши материалы и также присутствует видео. Подписывайтесь.

 

Вниманию наших читателей, которым комфортнее читать на украинском яз. Вы можете читать наши материалы на укр. яз. Подробнее по ссылке:

Портал о странах можно читать и на украинском языке

 


География посетителей
Всемирное время