Общение с читателями и новое на сайте:

- A +

Южный Судан – Черная Африка, решившая отделиться от арабского мира


В этом обзоре мы поговорим о территории, которая на глазах становится независимой страной.

Обывателям на Западе и в России кажется, возможно, что они ничего не знают об этом регионе. Но это впечатление обманчиво.

Жители Южного Судана уже много столетий назад попадали в Европу и Азию в качестве рабов, а европейский читатель часто встречает упоминания о выходцах из этой страны в описаниях восточных гаремов, и арабских и османских.

Сегодня Южный Судан является частью еще негласной, но теперь приобретающей официальный статус, границы, где проходит водораздел между исламским арабским миром и Черной Африкой. И, как кажется, в лице Южного Судана впервые за долгое время от арабского исламского мира отваливается территория, считающаяся вполне в него интегрированной.

Также на второй странице этого обзора материал из первоисточника, представляющий точку зрения правительства Южного Судана на политику, историю и географию своей страны.

На третьей странице - арабская реакция на отделение Южного Судана.





Арабский колониальный опыт


 

Карта распространения ислама в Африке с неформальной границей арабского мира и Черной Африки.

Области с преобладанием исламизированного населения обозначены зеленым.

Заштрихованы территории, где мусульмане составляют значительное меньшинство.

Карта распространения ислама в Африке с неформальной границей арабского мира и Черной Африки.

Области с преобладанием исламизированного населения обозначены зеленым.

Заштрихованы территории, где мусульмане составляют значительное меньшинство.

На этой карте распространения ислама в Африке можно также проследить границу арабского мира с Черной Африкой.

 

Здесь зеленым обозначена территория с преобладанием исламского населения, и заштрихованы территории, где мусульмане составляют значительное меньшинство. Ислам проник в Африку гораздо дальше, чем собственно арабизация, хотя арабы выступали движущей силой исламизации.

 

Водораздел между Черной Африкой и арабским миром проходит через несколько стран:

 

через Мавританию (здесь арабизированное правительство управляет народом, 60% которого составляют светлокожие арабо-берберы, а остальную часть негроидные народы (тукулер, пель, волоф, бамбара и др.), — все исповедуют ислам);

 

Мали (здесь африканское правительство управляет народом, состоящим из африканских народностей — бамбара, фульбе, сонгаи, малинке, — 70% из которых исповедуют ислам, с небольшим процентом арабов и светлокожих туарегов, исповедующих ислам);

 

Нигер (здесь африканское правительство управляет африканскими же народами — хауса, джерма, фульбе, принявшими ислам. Также среди населения имеется небольшой процент туарегов);

 

Чад (здесь арабизированное правительство управляет народом на 30% состоящим из местных африканских племен, подвергшихся арабизации — тубу, загоава, уаддай, хауса, хаджерай и др. Также 10% от населения являются этническими арабами);

 

пока еще единый Судан (здесь арабское правительство управляло населением, состоящем из примерно 40% арабов, 52% негров, включающих нилотов (нилоты представляют собой народности динка, шиллук, нуэр и др) и нубицев. Обособленная группа беджа (от древних кушитов) составляет 6 %. На Севере этой разделяющейся страны, являющимся регионом с сильным арабским влиянием, почти все население исповедует ислам, на черном Юге составляющие там абсолютное большинство негроидные племена принадлежат к христианству и местным культам);

 

Джибути (здесь арабизированное правительство управляет народом, 90% которого составляют кушитские племена — исса и афар, принявшие ислам. Остальная часть населения главным образом этнические арабы;

 

Сомали (здесь расколовшейся страной сомалийским племенами (кушитского происхождения), принявшими ислам, управляют несколько арабизированных правительств;

 

На этой карте не обозначен крупнейший очаг арабизации в Черной Африке — остров Занзибар (у побережья нынешнего африканского государства Танзании, куда он входит сейчас), где до 1964 года арабская династия управляла своими чернокожими подданными.

 

Остров Занзибар не обозначен, т.к. очаг арабизации перестал существовать там вместе падением арабского государства на острове.

 

И еще нет Южного Судана, где негроидное население уже добилось независимости от арабоязычного исламского правительства в Хартуме. Но граница в Судане между арабским исламским миром и христианизированной или анимистской Черной Африкой на этой карте видна отчетливо.

В нашем аудиофайле в верхнем левом углу этой страницы можно послушать или скачать новый гимн Южного Судана. Подробнее об этом гимне см. в соответствующем разделе, на второй стр. этого обзора.

 


 

Для современных арабов борьба с ними как с угнетателями в третьем мире — это болезненный опыт, т.к. они сами привыкли в последние столетие отождествлять себя с антиколониальным движением.

 

Арабы как часть народа угнетенных — это представление, устоявшееся в последние сто лет также в западной цивилизации, ввиду того что почти все территории, заселенные арабами, сначала 400 лет пребывали под турецким управлением, а потом на стали на десятилетия западными колониями.

 

Сегодняшнему имиджу арабской нации как освобождающегося народа способствовало также то, что в XX веке ее государственность возродилась не на основе старых структур единого арабского мира, а через новые обособленные государственные образования.

 

Однако независимо от этого, в Черной Африке, большей частью, знали других арабов, — арабов времен ли их могущественного халифата, или арабов времен Занзибарского султаната, распавшегося не так давно.

 

Почти всегда в Восточной Африке арабы всегда были такими же белыми господами, как и европейцы.

 

При этом деятельность арабских купцов в африканской работорговле насчитывала почти 1000 лет, что в три раза превышает подобную деятельность европейских торговцев.

 

О колонизации арабами Восточной Африки смотрите в нашем отдельном материале. Из него вы также узнаете, что чернокожее большинство успешно освобождалось от арабского правления и в новейшее время не только в Южном Судане, о котором мы поговорим здесь.

 

Южный Судан

— форпост Черной Африки, покидающий арабский мир


 

Существенно отличаясь от Занзибара, где на момент падения арабского правления в 1964-м году на 200000 африканцев приходилось 50000 арабов, Судан, безусловно, является частью арабского мира.

 

Но интегрированной в этот мир является только его северная часть.

 

Даже если посмотреть на статистику национального состава доживающего последние дни единого Судана, то она выглядит следующим образом: негры — нилоты (динка, шиллук, нуэр и др.) и нубийцы составляют 52 %, арабы — 39 %, обособленная группа беджа (кушиты) — 6 %. По другим данным, арабы составляют около 48% населения, что тоже не является большинством.

 

Важнейшей особенностью понятия «араб» применительно к проживающим в Судане, является то, что здесь под ним понимают и чернокожего человека, если его родным языком является арабский.

 

При этом и остальные этнические группы Судана — это, тоже главным образом, негроидные группы, но говорящие на местных африканских диалектах или на английском языке.

 

Регион Южного Судана на карте пока еще единого суданского государства.

Граница между Севером и Югом показана в соответствии с адм. границей между этими регионами, существовавшей на момент провозглашения независимости единого Судана в 1956 году.

На карте мы видим современные штаты (провинции) Южного Судана, его столицу Джубу, а также знаменитое гигантское болото Sudd, которое всегда выступало в качестве препятствия для арабской колонизации Юга Судана.

Регион Южного Судана на карте пока еще единого суданского государства.

Граница между Севером и Югом показана в соответствии с адм. границей между этими регионами, существовавшей на момент провозглашения независимости единого Судана в 1956 году.

На карте мы видим современные штаты (провинции) Южного Судана, его столицу Джубу, а также знаменитое гигантское болото Sudd, которое всегда выступало в качестве препятствия для арабской колонизации Юга Судана.

И суданских арабов на Юге Судана совсем немного. Население на Юге говорит именно на английском (влияние британской колонизации Южного Судана, когда туда был перекрыт доступ арабам с Севера) и местных языках.

 

Иначе говоря, если на Севере Судана негроидное население сильно арабизировалось и исламизировалось, давно смешавшись с представителями арабских родов, пришедших из Аравии или Египта, а сам Север страны представляет собой этакий образчик культуры арабского мира с некоторым негроидным элементом, то Юг — это неарабизированная Черная Африка.

 

И в наши дни южане желают совсем порвать с арабским миром.

 

Отметим, что отдаленный Южный Судан в этом желании в едином суданском государстве не одинок, также область Дарфур, лежащая почти в центре страны с ее негроидными племенами, отвергает правление арабского правительства из Хартума.

 

Но в нашем сегодняшнем обзоре мы не будем говорить подробно о Дарфуре, а поговорим о Южном Судане и о суданской истории в целом.

 

Название Судан происходит от арабского словосочетания «билад аль-судан» — «страна черных».

 

На исторической арене на протяжении веков присутствовала северная часть нынешнего Судана, больше известная как Нубия, в то время как негроидные племена нынешнего Южного Судана пребывали в безызвестности.

 

Нубия среди наций древнего мира


 

В древности Нубия была известна как царство Куш, а также позднее по второй столице этого царства — Мероэ. Название Куш использовалось весь период классической древности — до 4 века.

 

Наименование Нубия стало широко использоваться позднее. При этом под Нубией в узком смысле обычно понимается только область между первым и шестым порогами Нила, то есть севернее нынешней суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте. Хотя в широком — это довольно неопределенная область, тянущаяся далеко на юг от египетских границ.


На иллюстрации:

На спутниковой карте еще единого Судана отчетливо видны две области страны – засушливый Север с рекой Нил и отделяющийся ныне Юг с влажным климатом: с лугами, болотами и джунглями.

На иллюстрации:

На спутниковой карте еще единого Судана отчетливо видны две области страны – засушливый Север с рекой Нил и отделяющийся ныне Юг с влажным климатом: с лугами, болотами и джунглями.

Фараонский Египет — древнейшее государство в мире, охотно совершал нападения на территорию нынешнего Судана, в частности за чернокожими рабами, ладаном, эбеновым деревом (твердой прочной древесиной черного цвета), слоновой костью и экзотическими животными из тропической Африки, а также золотом (по одной из версий, название Нубия происходит от древнеегипетского слова «nub» — золото).

 

Египетские фараоны колонизировали эти земли, устанавливая здесь крепости, а местное население во многом ассимилировалось с древними египтянами. Затем в Нубии появились собственные государства — близкие по культуре Египту.

 

Вышеупомянутое царство Куш, например, использовало в ранний период своего существования египетские иероглифы, а уже затем разработало свои. Фараоны из Египта находили в Нубии также и свободных воинов , в т. ч. для своей личной охраны. В период Нового царства выходцы из одноименного нубийского кочевого племени — меджаи выполняли по всему Египту и полицейские функции в качестве наемников. 

 

В истории Древнего Египта известен и период, когда нубийцы напрямую правили египтянами — пять фараонов из Нубии, т.н. эфиопская династия. В момент раздробленности, возникшей у северного соседа, царь Куша Пианхи (годы правления Египтом 728–721 до н. э.) завоевал Египет и в возрасте 20-ти лет стал фараоном.

 

Он основал XXV египетскую династию. Нубийскую династию выгнали из Египта восточные соседи египтян — ассирийцы при участии египтян, при этом последний из фараонов этой династии (пятый по счету) Тануатамон (663 до н. э. —  657 до н. э. годы правления в Египте) благополучно вернулся в Куш. Необходимо отметить, что согласно найденными в Египте археологами изображениям, фараонов нубийской династии, некоторые из них, как например, Тахарка, принадлежали к негроидной расе.

 

Первоначально столицей Куша был город Напата, а затем уже Мероэ, где до сих пор сохранились развалины пирамид «чернокожих фараонов».

 

На иллюстрации из архива: Изображение сфинкса с лицом фараона Тахарки.

Статуя из восточной части храма Амона в Кава (в настоящее время Гематон) в Нубии (в настоящее время Судан), найденная во время раскопок там археологической командой Оксфордского университета в 1930-е годы.

Строительство каменного храма началось в 683 г. до н.э. при Тахарке.

На иллюстрации из архива: Изображение сфинкса с лицом фараона Тахарки.

Статуя из восточной части храма Амона в Кава (в настоящее время Гематон) в Нубии (в настоящее время Судан), найденная во время раскопок там археологической командой Оксфордского университета в 1930-е годы.

Строительство каменного храма началось в 683 г. до н.э. при Тахарке.

Само возникновение Мероэ было вызвано, как считается, стремлением перенести столицу южнее — подальше от границ с Египтом. Естественно, это произошло когда «нубийские фараоны», потеряли власть в Египте, перенос столицы как считается, произошел после одного из египетских нападений на Напату.

 

При этом стоит отметить, что в поздний период существования Куша нубийцы сами иногда выступали инициаторами крупномасштабных наступлений на фараонский Египет, чего не было в период ранних египетских династий. Мероэ сохраняла независимость до 350 года н.э., когда его захватило эфиопское царство Аксум.

 

При этом Мероэ пережило захват Египта ассирийцами, персами, потом падение последних египетских фараонских династий, захват Египта Александром Македонским, правление Птолемеев — династии основанной военачальником Александра, и, наконец, превращение Египта в провинцию Рима после поражения знаменитой царицы Клеопатры — последней из птолемеевой династии.

 

Известно, что в 23 году н.э. римский префект Египта Гай Петроний вторгался в Мероэ в ответ на нападение Нубии на Южный Египет.

 

Кроме версии, связанной с золотом, есть и другая теория происхождения названия области — широко распространено мнение, что название Нубия происходит от наименования племени кочевников-скотоводов ноба (Noba), расселившихся в этой области в 4-ом столетии, с распадом царства Мероэ. Ноба, как считается, пришли с территории нынешнего Южного Судана.

 

Кстати, с распадом Мероэ, исчез и язык населения этой страны, хотя некоторые исследователи говорят, что в некоторых современных восточносуданских диалектах он имеет продолжение.

 

Племена ноба-нубийцев говорили уже на нило-сахарском языке, в котором берет свои корни старонубийский язык. Один из современных диалектов нубийцев имеет своим происхождением старонубийский. Но сейчас нубийцы все больше говорят на арабском. И в этом, почти как всегда, Нубия в культурном плане последовала за своим северным соседом. Позднее, когда в Египте при римлянах начало распространяться, а при Византии было принято христианство, то Нубия с некоторой задержкой также приняла его.

 

Влияния из Египта:

Нубийцы рьяно отстаивают древнеегипетскую веру, а затем также рьяно христианскую, и в итоге отказываются от обеих — принимают ислам и арабизируются


 

На иллюстрации: Пирамиды в Мероэ, Нубия (современный Судан).
На иллюстрации: Пирамиды в Мероэ, Нубия (современный Судан).

Три нубийских государства, возникавшие на развалинах Куша после окончания периода правления Аксума, уже были христианскими — Нобатия и Макурия (Донгола) и Алуа.

 

При этом до пятого века старая вера Мероэ остается в Нубии на подъеме, даже тогда когда в Египте древнеегипетские культы уже исчезли.


В пятом веке нубийцы зашли так далеко, что начали вторжение в Египет, когда христиане пытались в свою очередь преобразовать некоторые древние храмы в церкви.

 

Считается, что отказ от традиционных древнеегипетских верований на нубийских землях начался в шестом веке после нескольких миссий Византийской империи, официальные представители которых пытались обратить королевства в христианство халкидонсконского толка. Но византийская императрица Теодора, согласно разным древним авторам, вступила в сговор с целью задержки участников, что позволило группе монофизитов приехать первым. Как бы то ни было, в седьмом веке нубийские приходы полностью управлялись Египетской Коптской церковью. (Подробнее о коптах и борьбе византийцев с коптами см. на нашем сайте здесь).

 

В отличие от Египта, в Нубии был в ходу в церковной службе не коптский (т.е. производный от древнеегипетского), а старонубийский, и еще греческий языки.

 

С завоеванием Египта арабами и падением там византийского правления, Нубия была отрезана от христианского мира.

 

Христиане Нубии все больше испытывали нужду в священниках, которых Египетская коптская церковь, поглощенная собственным выживанием посреди мусульманского мира, не присылала в достаточном количестве.

 

 

Военные вторжения арабских войск в тот период на нубийскую территорию не были слишком удачными.

 

Например, в 651 арабская армия вторглась в Макурию, но была отбита. В результате этого был подписан договор («baqt») о мире, и этот мир продолжался до 13-го века, несмотря на ряд арабо-нубийских столкновений.

 

Одновременно некоторые древние источники отмечали, что в 8 веке нубийские царства даже организовывали несколько военных походов на Египет в попытке защитить права местных христиан-коптов и Египетской коптской церкви, которая продолжала управлять нубийскими приходами.

 

Арабизация Нубии, или как возник исламский Судан


 

После неудачной попытки завоевания Нубии арабский исламский военачальник Абдаллах ибн Саад подписал позднее регулярно обновлявшийся договор с нубийским христианским государством Макурия. Этот договор (заключенный в 651 г.), известный как baqt (от египетского термина «бартер», или от латинского «пакт»), регулировал отношения между завоеванным незадолго до того Египтом и Нубией более чем 600 лет. Все сведения о нем дошли из арабских источников.

 

Этот договор был нарушен при тюркской династии мамлюков, пришедшей на некоторое время к власти в Египте, после правления местных арабских династий Фатимидов и Аюбидов.

 

Согласно условиям baqt, арабские скотоводы могли свободно передвигаться в регионе в поисках свежих пастбищ, а арабские моряки и купцы осуществлять через порты Красного моря торговлю специями, рабами и т. д. Смешанные браки и ассимиляция под сенью договора также способствовали арабизации.

 

Арабы ценили коммерческие преимущества мирных отношений с нубийскими государствами и использовали baqt для обеспечения поездок, торговли и беспрепятственного пересечения через границу.

 

Baqt также содержал меры обеспечения безопасности, согласно которым обе стороны соглашались придти на защиту друга в случае нападения третьей стороны. Baqt обязывал осуществлять ежегодный обмен данью в виде символа доброй воли — нубийцы отдавали рабов (360 чел. в год, лучших по физическим данным, поровну мужчин и женщин), а арабы — зерно.

 

Эта формальность только обозначала важнейшие товары между двумя сторонами. Но также в Нубию привозились арабским купцами лошади и ремесленные товары. А еще слоновая кость, золото, драгоценные камни, гуммиарабик (gum arabic — клейкая смола, получаемая с некоторых видов акаций, использовалась при приготовлении блюд и в мануфактуре) и крупный рогатый скот отправлялись из Нубии в Египет и в Аравию.

 

Договор baqt не предопределял доминирования в Нубии арабов, но этот договор навязывал условия для арабской дружбы, что в конечном итоге позволило арабам достичь привилегированного положения в Нубии. Арабские купцы открыли новые рынки в нубийских городах в целях содействия обмену зерна и рабов. Арабские инженеры контролировали эксплуатацию рудников к востоку от Нила, в котором они использовали рабский труд для извлечения золота и изумрудов. Мусульманские паломники на пути в Мекку путешествовали на паромах через порты Aydhab и Суакин (Suakin) на Красном море, которые также обеспечивали транспортировку грузов между Египтом и Индией. Суакин, располагавшийся в 56 км. от нынешнего Порт-Судана и существующий в виде нового города до сих пор, был позднее крупнейшим центром работорговли на Красном море.

 

Две наиболее важные арабоязычные группы осели в то время в Нубии, Это были Jaali и Juhayna. Jaali были оседлыми сельскими поселенцами и скотоводами, а также горожанами. Juhayna — кочевниками. Эти две группы в доисламский период принадлежали к коренному населению Аравийского полуострова.

 

Baqt потерял силу с падением Макурии, хотя правительство Египта настаивало на продолжении выплаты дани.

Рабы и евнухи из Судана

 

Современный турецкий экскурсовод по бывшему султанскому дворцу Топкапи в Стамбуле Арзу Петек:

 

«Африканских юношей для гарема специально кастрировали в коптских монастырях в Северном Египте. Султан покупал в гарем только черных невольников. В этом был незатейливый расчет. Если, по мнению султана, от греховного поведения появятся дети, они будут чернокожими. Их сразу можно будет отличить».

 

Обычно в комментариях из исламских стран на тему кастрации рабов и превращения их в евнухов, отмечается, что мусульмане сами не кастрировали рабов, т.к. этого не одобрял Пророк, а отдавали это дело на откуп христианам и иудеям в Египте. Тем не менее, арабы и турки являлись, наряду с присоединившимся к ним позднее европейскими державами, одними из крупнейших работорговцев черными невольниками в Африке. Путь многих этих невольников начинался в Судане.

 

Во времена правления в Египте арабской династии Фатимидов, когда Египет уже отделился от единого арабского халифата, Макурия охотно поставляла в Египет также и рабов. При следующей местной династии в Египте — Аюбидах отношения несколько испортились.

 

Позднее мамлюки (династия тюркских военачальников в Египте, на некоторое время свергнувшая своих арабских хозяев) несколько раз вторгались из Египта в Макурию, когда она не выполняла свои обязательства по охране египетских границ от местных кочевых племен.

 

Постепенный развал Макурии произошел, в том числе и под влиянием этих кочевых племен и при участии северного соседа. Мамлюки вновь вторглись и оккупировали Макурию в 1312 году. На этот раз на трон была посажена местная мусульманская династия. Ее представитель Сайф аль-Дин Абдулла Баршамбу (Sayf al-Din Abdullah Barshambu) начал преобразование нации в исламскую, и в 1317 году собор в Донголе был превращен в мечеть.

 

Наиболее известным государством на территории Нубии на развалинах Макурии позднее стал Сеннар. Он представлял собой государство народности фунг, которая прибыла на север Судана с юга — из района болота Sudd, спасаясь от народности шиллук (обе являются негроидными народностями).

 

Очень скоро анимистко-христианский Сеннар полностью исламизировался и арабизировался. Султанат Сеннар под управлением т.н. «черных султанов» активно занимался работорговлей.

 

Частью Сеннара был зависимый султанат Дарфур, ныне также неспокойная территория Судана, где местное негроидное население недовольно управлением арабского правительства в Хартуме, а территория находится по этой причине на грани отделения от Судана.

 

В 1821 году Исмаил бин Мухаммед Али — сын хедива (правителя) Египта Мухаммеда Али без сопротивления занял Сеннар, также тогда же был поглощен Дарфур. В тот период Египет номинально принадлежал Османской империи, однако, реально был почти независим.

 

Сонный Юг за болотом Sudd


 

Характерный пейзаж района болота Sudd, которое всегда отделяло Юг Судана от интеграции с Севером.
Характерный пейзаж района болота Sudd, которое всегда отделяло Юг Судана от интеграции с Севером.

Упоминание негроидной народности фунг, а также болота Sudd (выше в нашем очерке) впервые с начала статьи возвращают нас в Южный Судан, ведь все о чем говорилось раньше, касалось северной части Судана, за исключением рабов.

 

На самом деле, вся известная история этой страны вершилась на севере, а Южный Судан всегда пребывал как бы в тени истории.

 

Как утверждает нынешнее правительство Южного Судана в своих информационных материалах, с древности о южносуданском регионе в мире вспоминали обычно лишь как об источнике наживы.

  

Начало истории Южного Судана и болото Sudd как преграда


 

Карта болота Sudd, которое всегда отделяло Юг Судана от интеграции с Севером.

Местоположение Suddа на общей карте Судана вы можете найти на иллюстрации-карте в начале этой статьи.

Карта болота Sudd, которое всегда отделяло Юг Судана от интеграции с Севером.

Местоположение Suddа на общей карте Судана вы можете найти на иллюстрации-карте в начале этой статьи.

Можно понять, почему в Южном Судане изложение истории в официальном очерке начинают с 1820-х годов. (см. этот очерк, отражающий позицию южносуданского правительства со 2 стр. нашего обзора)

 

Это был первый период, когда внешние силы (тогда в лице османов и Мухаммеда Али) впервые могли сказать, что они контролируют этот регион.

 

Причем, как видно из приводимых нами ниже материалов информационного офиса правительства Южного Судана, южные суданцы под «европейскими захватчиками» имели ввиду сначала правительство в Стамбуле.

 

Южный Судан, в отличие от Северного Судана, (также известного как Нубия), пребывал в девственной самоизоляции именно до прихода Мухаммеда Али и Османской Турции.

 

Да и интеграция Южного Судана в единый Судан, как считается, тогда ограничилась районом до огромного «чумного болота» — Sudd (Судд) (от арабского سد — «препятствие, преграда»), также известного как Bahr al Jabal. (Болото Sudd площадью в 30000 квадратных километров, а во время разлива и в 130000 кв. км. расположилось в центре Южного Судана.

 

Это болото являются частью водной системы Белого Нила, который протекая через Южный Судан и его главный город Джубу, сливается уже выше по течению — в Северном Судане с текущим из Эфиопии Голубым Нилом. Две реки и образуют в районе пока еще столицы единого Судана — Хартума собственно знаменитую реку Нил).

 

Персонажи суданской истории: Мухаммед Али, Махди, англичане...

 

Мухаммед Али являлся главой Египта, входящего в состав Османской империи, однако при этом правил почти как независимый правитель. Его династия покорила Судан в новое время.

 

Что касается Махди — то это был местный суданский деятель из низов — Мухаммед Ахмед, провозгласивший себя мессией (на арабском слово «махди» مهدي, mahdī‎‎ - это «ведомый» (Аллахом). В 1881 году Махди возглавил восстание мусульманского населения Северного Судана против пришедших туда англичан. Ему удалось одержать несколько побед, но в 1898 году англичане восстановили контроль над Суданом.

 

В свою очередь англичане появились в Судане после того как они оккупировали Египет в 1882 году, воспользовавшись слабостью Османской империи, которая не могла обеспечить безопасность Суэцкого канала и справится с деятельностью местного националистического деятеля Ораби-паши, отстранившего от власти Тауфика — умеренного хедива Египта из династии Мухаммеда Али, управлявшего от имени Османской империи (Хедив — от перс. «господин, государь». Этот титул османские наместники Египта получили от правительства в Стамбуле при Исмаил Паше — внуке Мухаммеда Али (который использовал титул и без признания османов) и предшественнике Тауфика. Титул подчеркивал особый статус этой династии наместников — выше других губернаторов в Османской империи).

Чумные болота Sudd препятствовали расширению и египетско-турецкого режима на крайний юг Судана.

 

 Хотя египетско-турецкий режим утверждал, что управлял всем Суданом в течение большей части 19-го века, и для этого основал Экваториальную провинцию в суданской южной части, он не смог установить эффективный контроль над крайним югом.

 

Именно в последние годы египетско-турецкого правления британские миссионеры прибыли с территории, ныне известной как Кения, в район болота Sudd для обращения местных, преимущественно анимистских, негроидных племен в христианство.

 

Позднее и сам Египет попал под влияние Великобритании, а 1881 году в Судане вспыхнул мятеж исламской группировки махдистов против как Египта, так и Великобритании, несколько лет спустя подавленный. Но махдистам на некоторое время удалось создать в центре Судана подобие исламистского государства.

 

С 1898 года Великобритания и Египет управляли всей территорией сегодняшней Судана как англо-египетским Суданом. Но при этом северный и южный Судана был выделены в качестве отдельных провинций в этом англо-египетском кондоминиуме. В самом начале 1920-х даже было объявлено, что необходимы паспорта для поездок между двумя зонами, а также специальные разрешения на открытие бизнеса. Управление регионами осуществляли параллельные администрации.

 

В период англо-египетского Судана на Юге официальными языками были провозглашены английский и африканские языки местных племен динка, бари, нуэр, латуко, шиллук, азанде и пари (лафон), а на Севере официальными стали арабский и английский.

 

Британские губернаторы Южного Судана административно относились к колониальной конференции Восточной Африки, а не к Хартуму, при этом и в этот период христианские миссионеры получили разрешение продолжить работу в южной части Судана.

 

В 1956 была провозглашена независимость Судана от Великобритании. Новое правительство в Хартуме было арбоязычным, в то время как местное чиновничество в южной части Судана своим родным языком считало английский. Юг страны был очень слабо представлен в центральном правительстве страны.

 

Максим Истомин для Portalostranah.ru

 


Просмотреть увеличенную карту

 

 

На следующей странице: Материал, представляющий точку зрения правительства Южного Судана на историю, географию и политику страны.




Также по теме

В нашем обзоре предлагаем вашему вниманию текст из передачи на русском языке иновещания коммунистического Китая - «Радио Пекин», в дни прихода к власти Хуа Гофэна, которого Мао Цзэдун перед смертью назначил своим преемником

Подробнее...

Обзор содержит несколько румынских материалов для заграницы, из архива Portalostranah

Подробнее...

Извинения перед аборигенами Австралии

Запись передачи на русском языке Австралийского радио, государственной вещательной корпорации на иностранных языках Special Broadcasting Service (SBS) от 13.02.2008, из Сиднея, об австралийских аборигенах.

Сначала позывной на английском и русском языках; далее выпуск новостей и трансляция из австралийского парламента о прошедшей тогда официальной церемонии извинений перед аборигенами; и далее аборигенская музыка, и беседа об истории аборигенов Австралии. Запись из архива Portalostranah.ru: 

Афганская провинция Нимроз – «провинция черных ветров»

Запись передачи на русском языке о провинции Нимроз, «Радио Афганистан», иновещания Национального радио и телевидения Афганистана (Radio Television Afghanistan - RTA), из Кабула, от 16/11/2017:

Подробнее о провинции Нимроз в нашем обзоре.

подробности...