Portalostranah.ru посвящен страноведению, путешествиям и иновещанию с русскими радиопрограммами со всего мира
Размер шрифта - + Обсудить на форуме

Как ханы объединяли болгарский народ. Христианизация Болгарии


Также по теме

Посмотреть весь список статей по теме

Скачать мультимедиа-файл
№1

Три главных этноса создали современную Болгарию: тюркоязычные кочевники, а также протоболгары - славянские племена и индоевропейский народ фракийцев, издревле жившие здесь.

Правили всеми тюркские ханы, завоевавшие территорию нынешней Болгарии и покорившие остальные этносы. Перед болгарскими ханами, которые позднее по примеру византийских правителей стали назваться царями стояла задача объединить три обособленных группы подданных в один народ.

Христианство стало одним из объединительных факторов.

Об этом в программе «Радио Болгария». Кроме текста вам доступен также и аудиофайл записи данной передачи из Софии из архива Portalostranah.ru.

Как болгарские ханы

объединяли болгарский народ. Христианизация Болгарии


  

Христианизатор Болгарии Борис Первый.
      Увеличить
Христианизатор Болгарии Борис Первый.

Христианизатор Болгарии Борис Первый.

На иллюстрации с сайта русской программы «Радио Болгария»: Христианизатор Болгарии Святой Борис І — стенопись в Часовне Богословского факультета при Софийском Университета Святого Климента Охридского.

 

Борис многие годы своего правления титуловался ханом, и изображение этой фрески очень забавно сочетается с титулом изображаемого. В общем, хан Святой Борис.

 


 

«2 мая (2007 года) отмечалось 1100 лет со дня кончины болгарского венценосца Бориса Первого, осуществившего крещение болгарского народа. По этому поводу в первой столице государства Плиске состоялась большая церковная служба в его память. Там же был открыт памятник Борису Первому. Он представляет собой монумент из известняка высотой 11 м, созданный скульптором Бориславом Бондовым. В качестве модели была использована икона владетеля из Кичевского монастыря (ныне в Македонии). По случаю годовщины в Национальном историческом музее г. Шумен, рядом с которым расположены первая и вторая болгарские столицы Плиска и Великий Преслав, а также культовый центр Мадара, открыта крупная выставка христианского искусства с показом наиболее ценных экспонатов. Среди них корона с 60 рубинами, которую носили епископы культурного и духовного центра Болгарии в средние века в г. Охрид (ныне в Македонии), церковная одежда и утварь, рукописи и др.

 

ІХ век был самым переломным в истории Болгарии. В то время сформировалась болгарская нация и была введена славянская письменность в качестве официальной для государства. В 864 году христианство стало единственной религией в Болгарии. Для всех этих процессов огромную роль сыграла дальновидная политика хана, впоследствии царя Святого Бориса І — Михаила, Крестителя. В основе его гибкой государственной политики было формирование единой болгарской нации при толерантности ко всем национальностям.

 

Христианство распространилось на болгарских землях еще с середины І века. Поселившиеся в этих местах с V по VІІ век славяне и протоболгары имели свои языческие религии. В середине ІХ века перед болгарским владетелем, ханом Борисом І, встал вопрос ориентации болгарского государства — оставаться ли ему языческим и тем обречь себя на изоляцию со стороны христианской Европы, или принять христианство, современную и самую распространенную для тех времен религию в Европе.

 

Среди причин судьбоносного решения царя-Крестителя выделяется геополитический фактор: Болгария была расположена между двумя великими христианскими силами той эпохи — Византией и королевством восточных франков (ныне Германия) — а это, независимо от ее воли, делало страну сопричастной глобальным политическим интересам.

 

Во-вторых, существовавший почти два века этнический и религиозный дуализм между болгарами и славянами препятствовал консолидации страны. Все это обусловило желание Бориса І присоединить свой народ к христианскому сообществу. Затруднение было связано лишь с тем, от кого принять христианство, так как противоречия между двумя церковными центрами — Константинополем и Римом, очевидно, имели в своей основе и политические мотивы контроля и господства над новокрещеными народами. По оценке профессора Георги Бакалова из Софийского университета Святого Климента Охридского, Борис І подготавливал крещение болгар немецкими духовниками. В то же время Византия следила очень внимательно за этими событиями и не желала уступать другому роль крестителя болгар.

 

В 863 году голод и природные бедствия поставили Болгарию в критическую ситуацию и в этот момент византийские войска вступили на территорию страны. Князь Борис І не был готов к войне и запросил мира. Византия выразила согласие, но при категорическом условии, чтобы болгарские посланники были крещены в Константинополе, а в Болгарию были допущены византийские духовники, которые окрестили бы князя и весь народ. Поздней осенью 863 года Борис І и его семья приняли святое крещение без церемоний из-за основательных опасений, что народ все еще не готов принять радикальную перемену. Лишь весной и летом 864 года началось массовое крещение болгар, которое завершилось к середине 865 года. Непосредственно после крещения Болгарии вспыхнул бунт болгарской аристократии — боляр — протоболгарского происхождения, с которым Борис расправился жестоко и бескомпромиссно, наказав смертью 52 болярских рода, чтобы искоренить корень зла. Убежденный в значении христианства для болгарского народа и государства Святой царь Борис І, названный также Креститель, остался в истории и с убийством своего сына Владимира-Расате, дерзнувшего выступить против введенного нового вероисповедания.

 

Бесспорно, хан Борис І — величайший болгарский владетель времен Средневековья, не потому, что он прославился великими завоеваниями, а потому, что он приобщил Болгарию к христианству, ввел славянскую письменность и так связал Болгарию с тенденциями развития средневековой Европы, — таково мнение академика Васила Гюзелева. — До принятия христианства Болгария хотя и была сильным государством, занимавшим обширные территории на юго-востоке Европы, в международных отношениях воспринималась не как равная, болгарского владетеля и болгарский народ считали «языческими и варварскими». Разумеется, общей религией могла бы стать и религия протоболгар, которую разделяла господствующая этническая прослойка, но это привело бы к значительным внутренним сотрясениям в государстве, по причине чего хан Борис предпочел христианство. Необходимо было ввести единое для всех подданных государства законодательство, к тому же, оно должно было быть выдержано в духе законодательств соседних, могущественных государств, таких как Византийская империя и империя франков, а они уже были христианскими».

 

Чем была христианизация Болгарии — насильственным актом или узакониванием существующего положения в державе?

 

«Исторические источники показывают, что в языческой Болгарии существовала относительная религиозная толерантность, — цитируем мнение академика Васила Гюзелева. — Признавались разные конфессии в рамках болгарского ханства и преследования христиан были редким явлением и были связаны, прежде всего, с конфликтными ситуациями с Византийской империей. С правом можно говорить о том, что как славянское, так и часть протоболгарского населения, постепенно приобщались к христианству. Сильная оппозиция христианству, особенно в кругах протоболгарской аристократии, существовала потому, что оно считалась религией, наложенной византийской империей. В определенной степени акт крещения был насильственным актом в отношении части аристократии, которая потеряла свои привилегии и свое господствующее положение, так как христианизация привела к выравниванию славянского этнического элемента и протоболгарского, славянской и протоболгарской аристократии».

 

После крещения перед князем встала проблема создания самостоятельной болгарской государственной Церкви, которая бы препятствовала распространению других конфессий в стране и ограничивала расширение византийского политического влияния. Первоначально князь предпочел римское духовенство. Папа, однако, оказался несговорчивым и несколько раз не рукоположил болгарским архиепископом назначенное ему владетелем лицо. Тогда Борис І снова обратился к Константинополю, и в 870 году Болгария уже обрела свою государственную Церковь. В краткие сроки были воздвигнуты 9 соборных церквей, многие старинные языческие святилища были перестроены в христианские храмы, началось строительство монастырей.

 

Другим важнейшим делом Бориса І было введение славянской письменности в Болгарии. В 886 году в Болгарии были приняты ученики создателей славянской азбуки святых братьев Кирилла и Мефодия, гонимых немецким духовенством. Царь Борис І встретил учеников с почестями и оказал им поддержку в славянизации богослужений в строящихся в то время многих церквях и монастырях. Самые известные из учеников — Святые Климент, Наум и Ангеларий — сохранили и развили историческое дело славянских просветителей, чтобы передавалось оно в веках другим славянским народам. В созданных книжных центрах по всей Болгарии закипела переводческая и просветительская деятельность. Богослужебные книги переводились на живой народный язык — староболгарский, считаемый до тех пор варварским.

 

Греческий клир был заменен болгарскими духовниками, в 893 году на Соборе в столице Преславе было принято решение о том, чтобы на староболгарском языке говорилось и писалось в Церкви и княжеской канцелярии. Первым епископом, проповедующим на болгарском языке, был избран Святой Климент Охридский, распространяющий слово Божье в то время в Македонии. Так, менее чем за 30 лет, Болгария полностью приняла христианство и создала свою национальную государственную церковь в ІХ веке.

 

Совершенное царем Борисом І крещение болгар наложило отпечаток не только на историческом развитии Болгарии, но и всей Европы, считает академик Гюзелев: «Необходимо подчеркнуть, что благодаря своей большой политической проницательности, хан Борис І далеко опередил свое время. Его свершения отразились как на будущем славянства, так и на всей истории Европы. По сути, введя христианство и славянскую письменность в Болгарии, Борис І создал новую модель исторического развития. Идея независимой церкви, которая тогда назревала в Европе, впервые была реализована в «варварской» стране именно болгарским ханом. Культурно-историческое значение этого было в том, что в конце ІХ-начале Х века, возникла новая модель культурного развития, примеру которой последовал ряд государств славяно-византийского мира — Сербия, Россия и другие страны. Введение христианства и славянской письменности в Болгарии возвысило Болгарию в Европе, приобщило страну к основным тенденциям развития. Если говорить об истинном приобщении Болгарии к Европе, оно было совершено именно во вторую половину ІХ века ханом Борисом І».

 

Утвердив христианство в Болгарии, Борис І предался благочестию. По свидетельству летописцев, днем он являлся народу в царских одеждах, а ночи проводил во власянице в церкви, молясь со слезами на глазах Богу. Ревностная преданность Господу увенчалась отказом Бориса І от царского престола в 889 году. Царь Борис принял монашеский сан, завершив 2 мая 907 года свой земной путь в монастыре. Вскоре после этого царь Борис І был канонизирован Болгарской православной церковью.

 

В эпоху национального болгарского Возрождения — в ХVІІІ-ХІХ веках — болгарские изографы почли Святого Бориса І, изобразив его на стенописях, иконах и гравюрах. Его изображения присутствуют и в главной церкви Святого Георгия Изографа в болгарском монастыре на Афоне, в Греции, а также в монастыре Святого Наума в городе Охрид и в церкви в Тетово, в Македонии, в Араповском монастыре у Асеновграда, на юге Болгарии. Самое раннее изображение Святого царя Бориса І — на печати, найденной у города Варна, на северном черноморском побережье. Другое его изображение — на известной миниатюре Х века в «Учительском Евангелии» Константина Преславского, которое хранится в Московском историческом музее. Характерно, что лик Святого Бориса І присутствует в композициях наряду с образами Святых братьев Кирилла и Мефодия, а также на стенописях, изображающих крещение его семьи в ІХ веке».

 

Русское вещание «Радио Болгария» от 2 мая 2007 года.

 

 

Опубликовано 25/04/2009; 

 

Информация по теме:

Святой князь Боян-Энравота — первый болгарский мученик


 

В информации по теме рассказывается о том, как среди болгарских владетелей стали появляется первые христиане. Вот что передавало русское вещание «Радио Болгария» в своем цикле по истории в трансляции от 05/04/2010:

 

«Христианство очень рано проникло среди болгарских владетелей. Существуют сведения, что еще хан Кубрат, основатель Старой Великой Болгарии на землях к северу от Черного моря и Кавказа, правивший в первой половине VІІ века, был христианином. Христианскую веру он принял в Константинополе, где пробыл несколько лет до своего возвращения на родину и вступления на престол. Свидетельства о вероятном крещении болгарского владетеля есть среди артефактов в большом кладе, обнаруженном близ с. Малая Перещепина в сегодняшней Украине.

 

Христианином был и его внук, хан Тервел (начало VІІІ века), сын основателя Дунайской Болгарии хана Аспаруха. На обнаруженных объектах хан Тервел изображен христианскими символами. О его христианской принадлежности свидетельствует и его медальон с надписью на греческом языке «Богородице, храни кесаря Тервела». Византийский титул «кесарь», второй по значению после императорского, Тервел получил в знак признательности от Юстиниана ІІ, которому хан помог возвратиться на престол после его свержения. Паисий Хилендарски, автор «Истории славяноболгарской», и другие авторы даже причисляют хана Тервела к болгарским святым под именем «Святой царь Тривелий».

 

Вопреки этому, христианская вера не успела получить широкое распространение в молодом болгарском государстве. Владетели-христиане в этот период не делали попытки распространить ее. Официальной религией продолжал быть культ верховного бога Тангра. Так, вероятно после смерти Тервела, воспоминания об этих христианских владетелей были забыты, а некоторые из их наследников остались в истории со своим негативным отношением к христианству. В этой новой и незнакомой для них религии они видели — не без основания — источник влияния со стороны враждебной к ним Византийской империи.

 

Во время одного из своих набегов на Византию болгарский хан Крум (803-814 г.) захватил в плен византийского епископа Кинама. Известное время Кинам провел в ханском дворце. Его ученость, а вероятно и надежда получить хороший откуп за него, стали причиной хорошего отношения хана Крума, а затем и его сына Омуртага (814-831) к епископу Кинаму. Во время одного пиршества, однако, Омуртаг попытался заставить Кинама отречься от христианства и принести жертву языческим богам. После своего категорического отказа Кинам был брошен в темницу. Старший сын Омуртага, Энравота, попал под влияние Кинама и даже принял от него христианское крещение под именем Боян. Из-за этого хан Омуртаг лишил Энравоту от прав престолонаследника. После смерти Омуртага на трон взошел его третий сын — Маламир, чья лояльность к языческим богам не вызывала сомнений. Известный ученый д-р Иван Венедиков предполагает, что второй сын Омуртага, Звиница, тоже попал под подозрение со стороны своего отца, что симпатизирует христианству, и из-за этого им пренебрегли в качестве престолонаследника.

 

Согласно сведениям византийского писателя Теофилакта Охридского (XI —начало XII века) Энравота попросил своего брата дать ему пленника Кинама, который все еще находился в темнице. Не зная причины о просьбе Энравоты, Маламир удовлетворил ее. Когда, однако, узнал, что Энравота стал христианином под влиянием Кинама, хан воспринял это как предательство в отношении родовых традиций и симпатию к Византии. Маламир вызвал своего брата, и в начале увещаниями, а затем угрозами попытался заставить его отказаться от своей новой веры. После своего категорического отказа Боян-Энравота был посечен мечом по заповеди хана. Согласно его житию, до этого мученик изрек слова, которые приблизительно три десятилетия позже оказались пророческими: «Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Будут воздвигаться храмы Истинному Богу, и служения Ему не прекратятся, а идолы и жертвенники исчезнут».

 

Затем князь Боян-Энравота склонил голову под меч и принял мученическую смерть — это произошло около 833 г. Вероятно, незадолго после этого он был канонизирован. Таким образом, он стал первым известным в истории болгарским святым. Его память чествуется 28 марта.

 

Скоро после этого умер Маламир и, так как у него не было наследников, на престол взошел Пресиян, сын князя Звиницы. А сын Пресияна, князь Борис І (852-889 г.) принял в 865 г. христианство и крестил весь болгарский народ. Таким образом, сбылось пророчество Святого мученика Бояна-Энравоты, князя Болгарского».

 

Информация по теме опубликована 19/04/2010;

 

Вы можете также подробнее прочитать об истории Болгарской православной церкви в другом нашем материале, а по близкой теме истории Константинопольской патриархии в публикации «Византийские тени Стамбула».

 

Составление и примечания: Portalostranah.ru

 

 

 

 

Избранные статьи недели


Мы рекомендуем. Архивы


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Портал о странах присутствует на YouTube, где размещаются некоторые видео к  публикациям;

А также в социальной сети ВКонтакте, где анонсируются наши материалы и также присутствует видео. Подписывайтесь.

 

Вниманию наших читателей, которым комфортнее читать на украинском яз. Вы можете читать наши материалы на укр. яз. Подробнее по ссылке:

Портал о странах можно читать и на украинском языке

 


География посетителей
Всемирное время