Portalostranah.ru посвящен страноведению, путешествиям и иновещанию с русскими радиопрограммами со всего мира
Размер шрифта - + Обсудить на форуме

Корё. Истоки знаменитых корейских традиций: Почему корейцы стали сидеть на полу; когда появилось блюдо «кимчхи» и национальная борьба ссирым»; и как корейцы снова стали есть мясо


Также по теме

Посмотреть весь список статей по теме

Скачать мультимедиа-файл
№1

Многие обычаи, характеризующие традиционную Корею, ведут свое происхождение со времен государства Корё (935 -1392) (И пришедшему ему на смену государству Чосон).

Именно тогда у корейцев появилась привычка сидеть на полу, широко распространилась система отопления «ондоль», появился прообраз знаменитого блюда «кимчхи» и стала популярной в народе национальная борьба «ссирым» и водка «соджу». Снова вернулись в пищу мясные блюда, запрещенные ранее буддистской традицией.

На иллюстрации из архива: Традиционный дом в современной Южной Корее с системой отопления «ондоль», когда тепло идет от  пола.
На иллюстрации из архива: Традиционный дом в современной Южной Корее с системой отопления «ондоль», когда тепло идет от пола.
  

 

Истоки знаменитых  корейских традиций в передаче (от 09/02/2005) русского вещания  «Международного Радио Кореи» (KBS World, Сеул)  о традициях государства Корё. Фрагмент этой программы первоисточника из архива Portalostranah.ru в аудио (файл в левом верхнем углу этой страницы)  и ниже в тексте.

 

 

Почему корейцы стали сидеть на полу, или влияние «ондоль»

 

 

«Иностранцы, попав в корейский дом, прежде всего удивляются тому, как корейцы снимают обувь и едят, сидя на теплом полу. Но такой образ жизни утвердился в Корее только в поздний период правления династии Чосон, а во времена Корё люди на полу не сидели. Такие перемены были связаны с расширением использования системы ондоль.


Говорит доктор Хон Ён Ый:

 
«В эпоху Корё теплый пол был только у части комнаты. К концу этого периода, в XIII в., ондоль получает большее распространение, а вместе с этим появилась и культура потребления пищи, сидя на полу».


Ондоль использовался в Корее со времен Древнего Чосона. Эта система позволяет экономить топливо: дымоход от очага, расположенного на кухне, проходил через каменный пол комнаты, таким образом обогревая его. Особенностью домов эпохи Корё было то, что кухня и жилые помещения не разделялись стенами. Поэтому комнату обогревал также и огонь, на котором готовилась пища. На ночь помещения разделялись занавесками, что давало возможность членам семьи спокойно отдыхать.


От «чимчхэ» к «кимчхи»

 


Если речь заходит о корейской еде, то прежде всего нам вспоминается «кимчхи». Засолка овощей, позволявшая хранить их зимой, была известна в Корее еще со времен Трех Государств. В источниках периода династии Корё приготовленные таким образом овощи называются «чимчхэ». Похоже, что имеется в виду как раз современное «кимчхи».
Говорит профессор истории Университета Кунмин Пак Чон Ги.

  
«Чимчхэ» – очень важный элемент питания людей в эпоху Корё – приготовлялся путем засолки овощей в специальном рассоле».


Чаще всего «чимчхэ» готовили из редьки или огурцов, погруженных в соевый соус – канджан. А острое «кимчхи» из листьев салата, без которого теперь не обходится обед ни одного корейца, появляется в лишь в XVII-XVIII вв., когда в Корею были завезены салат и красный перец.

 

«Поедим куксу»

 


А вот блюда из огурцов или редьки, приготовленных в соевом соусе, дошли до наших дней и сейчас называются «чанчхи», «оичхи» и т.д. Их употребляют в качестве закуски к супу или рису, и этой традиции уже более тысячи лет. Интересно, что лапша «куксу», сейчас считающаяся едой простонародья, в те времена была доступна только аристократам. Говорит профессор Хон Ён Ый:

 

 «В Корее, когда ожидают свадьбы друга, говорят: «Поедим куксу». Это показывает, каким дорогим блюдом эта лапша была в старину. Во времена Корё «куксу» была дорогим импортным товаром, так как для ее приготовления необходима редкая пшеничная мука».

Еще корёсцы любили «тток» - хлебцы из отбитого риса. Еще во времена Объединенного Силла «тток» встречался довольно редко. Но с начала периода Корё окончательно сформировалась культура изготовления таких продуктов, как «тток» и печенье. Тогда же возникли такие традиционные блюда как «тасик» - печенье-закуска для чая – и кондитерские изделия из масла и меда. Кроме того, одним из появившихся в период Корё и популярных до сих пор блюд является «якпап» - рис, перемешанный с медом, растительным маслом, кедровыми орешками, каштаном и жужубой. Какие же еще блюда приготавливали и ели люди Корё?

 

Корейцы открывают новые продукты

 


«В начале периода Корё под влиянием буддизма была запрещена пища, полученная в результате убийства животных, и потребление мяса было сильно ограничено. Однако начиная со времен монгольского вторжения традиция мясной пищи снова возродилась, и стали популярными такие виды мяса как баранина, свинина и курятина, а также собачатина. В Корее появились овцы и верблюды, а вместе с ними и их молочные продукты – масло и сыр».


Любопытно, что и соджу – знаменитая корейская водка – появилось примерно в то же время, после монгольского периода Корё. Тогда соджу считалось напитком аристократии. Говорит профессор Пак Чон Ги из Университета Кунмин:


«Основным спиртным напитком в эпоху Корё были сорта водки, изготовленной из зерна. Считается, что это были прежде всего соджу, макколли и чхонджу - те виды спиртных напитков, которые мы имеем и сегодня. Кроме того, существовали и другие разнообразные напитки: тондонджу, сонджу, а также вина из хризантем, азалий и других растений».

В эпоху Корё традиция употребления чая достигла своего расцвета. Чай с удовольствием пили члены королевской семьи, аристократы, чиновники, а также и простые люди. Слово «табан» - чайная, употребляемое сегодня в Корее, также появилось именно в этот период. Говорит профессор Пак Чон Ги:

 
«Учреждение, курировавшее операции с чаем, называлось «табан» - «чайная комната». Существуют записи, говорящие о том, что чаем потчевали гостей во время официальных церемоний и пиров. Сохранился и эдикт, приказывающий пользоваться валютой в питейных и чайных домах. Есть доказательства того, что чай пили и простые люди».

В столице Кэсоне существовали специальные чайные для простолюдинов. Устраивались и соревнования – кто выпьет больше чая. Стремление пить хороший чай из качественной и красивой посуды способствовало развитию керамического производства. Корёсцы наслаждались ароматом и вкусом чая, попивая его из красивых чашек, украшенных цветочными узорами.


Что касается истории корейской одежды и орнаментов, то она круто изменилась после появления на полуострове культуры хлопка. Впервые сеять хлопок в Корее начали в 1364 г., когда первые семена были привезены Мун Ик Чомом из Китая. Говорит доктор Хон Ён Ый:


«Появление хлопчатобумажной ткани совершило настоящую революцию в производстве и жизни корейцев. Мягкая и теплая, хлопчатая ткань оказала реформирующее воздействие на покрой и вид корейского костюма. Появились новые виды производственных орудий, например, прялки и веретена, ускорившие процесс изготовления нити и ткани. Кроме того, прочная хлопчатая нить заняла свое место в изготовлении таких изделий как шнуры, рыболовные лески и сети».



Массовое производство хлопка принесло большие изменения в корейский национальный костюм. Зимой люди стали носить одежду на вате. Но какой же была их одежда до того, как появился хлопок? Говорит профессор Пак Чон Ги:


 «Дворянское сословие носило одежду из рами и шелка, а простолюдины – из конопли и шкур животных. Аристократы одевались в шелка, привезенные из Китая. Для тепла зимой одежду набивали тонкой травой, собранной по весне. Конечно, такая одежда не могла служить долго и плохо защищала от холода».


Наряды аристократии сильно отличались от одежды простых людей. В то время как у одних было сильно заметно влияние Китая, другие носили удобные для работы кофты, штаны и юбки. Изменения в одежде в основном касались длины женской кофточки, а также аксессуаров.

 

Рождение «Ссирым»



В Китае «корёской борьбой» называли «ссирым» – традиционный вид единоборства, популярный в Корее до сих пор. Соревнования по борьбе устраивали в дни народных праздников, да и просто так, на ярмарках. Другими популярными состязаниями были прыжки на качелях и борьба «субак», когда на противника оказывали давление с помощью одних кулаков. Качели стали особенно популярны в конце периода Корё. На качелях девушки прыгали или же взлетали в небо, как воспел в своих стихах знаменитый поэт и литератор Ли Гю Бо.


Самыми большими праздниками в Корё были буддистские фестивали Ёндынхве и Пхальгванхве. Они возникли еще в период Силла, но особенно пышно стали отмечаться именно в Корё. Говорит профессор Пак Чон Ги:

 
«Ёндынхве – это буддистский праздник, посвященный вознесению благодарности Будде. Постепенно он наложился на местный даосский ритуал принесения жертв духам земли и неба. После того, как завершался сбор урожая, иностранные послы и местные лидеры съезжались вместе, чтобы принести жертвы в этот своеобразный «День благодарения».

Если Ёндынхве отмечали в каждой деревне отдельно, то после сбора урожая люди со всей страны съезжались на Пхальгванхве – общенародный фестиваль в столице. Ван приносил жертвы Небу, а затем начинались танцы, музыка и разнообразные представления. Праздник Пхальгванхве должен был подчеркивать единство народа Корё.


Как видим, для жизни корёского общества были характерны открытость и пышность. Многие черты той жизни стали особенностью и современной Кореи тоже. В жизни корейцев тысячу лет назад лежат корни тех традиций, которые мы видим сейчас».

 

Текст представляет собой фрагмент передачи русского вещания  южнокорейского «Международного Радио Кореи» (KBS World)  о традициях государства Корё (от 09/02/2005) из нашего архива. Аудиозапись этой  программы KBS World сделана Portalotranah.ru;

 

Примечания, составление Portalostranah.ru

 

 

 

Корё и Чосон также дали и свое название современной Корее. Подробнее об этом в нашем материале;

 

 

Опубликовано 23/02/2010

 

 

Избранные статьи недели


Мы рекомендуем. Архивы

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Портал о странах присутствует на YouTube, где размещаются некоторые видео к  публикациям;

А также в социальной сети ВКонтакте, где анонсируются наши материалы и также присутствует видео. Подписывайтесь.

 

Вниманию наших читателей, которым комфортнее читать на украинском яз. Вы можете читать наши материалы на укр. яз. Подробнее по ссылке:

Портал о странах можно читать и на украинском языке

 


География посетителей
Всемирное время