Общение с читателями и новое на сайте:

 
- A +

Корё. Истоки знаменитых корейских традиций: Почему корейцы стали сидеть на полу; когда появилось блюдо «кимчхи» и национальная борьба ссирым»; и как корейцы снова стали есть мясо


Многие обычаи, характеризующие традиционную Корею, ведут свое происхождение со времен государства Корё (935 -1392).

И пришедшему ему на смену государству Чосон.

Именно в период Корё у корейцев появилась привычка сидеть на полу, широко распространилась система отопления «ондоль», появился прообраз знаменитого блюда «кимчхи» и стала популярной в народе национальная борьба «ссирым» и водка «соджу». Снова вернулись в пищу мясные блюда, запрещенные ранее буддистской традицией.

Схема устройства теплого пола «ондоль» в корейском традиционном доме.
Схема устройства теплого пола «ондоль» в корейском традиционном доме.

Истоки знаменитых корейских традиций в передаче (от 09/02/2005) русского вещания «Международного Радио Кореи» (KBS World, Сеул) о традициях государства Корё. Фрагмент этой программы первоисточника из архива Portalostranah.ru в аудиофайле далее и ниже в тексте:



Почему корейцы стали сидеть на полу, или влияние «ондоль»

 

Традиционный дом в современной Южной Корее с системой отопления «ондоль», когда тепло идет от пола.
Традиционный дом в современной Южной Корее с системой отопления «ондоль», когда тепло идет от пола.

«Иностранцы, попав в корейский дом, прежде всего удивляются тому, как корейцы снимают обувь и едят, сидя на теплом полу. Но такой образ жизни утвердился в Корее только в поздний период правления династии Чосон, а во времена Корё люди на полу не сидели. Такие перемены были связаны с расширением использования системы ондоль.

 

Говорит доктор Хон Ён Ый:

 

«В эпоху Корё теплый пол был только у части комнаты. К концу этого периода, в XIII в., ондоль получает большее распространение, а вместе с этим появилась и культура потребления пищи, сидя на полу».

 

Ондоль использовался в Корее со времен Древнего Чосона. Эта система позволяет экономить топливо: дымоход от очага, расположенного на кухне, проходил через каменный пол комнаты, таким образом обогревая его. Особенностью домов эпохи Корё было то, что кухня и жилые помещения не разделялись стенами. Поэтому комнату обогревал также и огонь, на котором готовилась пища. На ночь помещения разделялись занавесками, что давало возможность членам семьи спокойно отдыхать.

От «чимчхэ» к «кимчхи»

 

Если речь заходит о корейской еде, то прежде всего нам вспоминается «кимчхи». Засолка овощей, позволявшая хранить их зимой, была известна в Корее еще со времен Трех Государств. В источниках периода династии Корё приготовленные таким образом овощи называются «чимчхэ». Похоже, что имеется в виду как раз современное «кимчхи».

 

Говорит профессор истории Университета Кунмин Пак Чон Ги:

 

«Чимчхэ» — очень важный элемент питания людей в эпоху Корё — приготовлялся путем засолки овощей в специальном рассоле». Чаще всего «чимчхэ» готовили из редьки или огурцов, погруженных в соевый соус — канджан. А острое «кимчхи» из листьев салата, без которого теперь не обходится обед ни одного корейца, появляется в лишь в XVII-XVIII вв., когда в Корею были завезены салат и красный перец.

«Поедим куксу»

 

А вот блюда из огурцов или редьки, приготовленных в соевом соусе, дошли до наших дней и сейчас называются «чанчхи», «оичхи» и т.д. Их употребляют в качестве закуски к супу или рису, и этой традиции уже более тысячи лет. Интересно, что лапша «куксу», сейчас считающаяся едой простонародья, в те времена была доступна только аристократам.

 

Говорит профессор Хон Ён Ый:

 

«В Корее, когда ожидают свадьбы друга, говорят: «Поедим куксу». Это показывает, каким дорогим блюдом эта лапша была в старину. Во времена Корё «куксу» была дорогим импортным товаром, так как для ее приготовления необходима редкая пшеничная мука».


Еще корёсцы любили «тток» — хлебцы из отбитого риса. Еще во времена Объединенного Силла (корейское государство, сущетсвовавшее в Прим. Portalostranah.ru) «тток» встречался довольно редко. Но с начала периода Корё окончательно сформировалась культура изготовления таких продуктов, как «тток» и печенье. Тогда же возникли такие традиционные блюда как «тасик» — печенье-закуска для чая — и кондитерские изделия из масла и меда.

 

Кроме того, одним из появившихся в период Корё и популярных до сих пор блюд является «якпап» — рис, перемешанный с медом, растительным маслом, кедровыми орешками, каштаном и жужубой. Какие же еще блюда приготавливали и ели люди Корё?

Корейцы открывают новые продукты

 

«В начале периода Корё под влиянием буддизма была запрещена пища, полученная в результате убийства животных, и потребление мяса было сильно ограничено. Однако начиная со времен монгольского вторжения традиция мясной пищи снова возродилась, и стали популярными такие виды мяса как баранина, свинина и курятина, а также собачатина. В Корее появились овцы и верблюды, а вместе с ними и их молочные продукты — масло и сыр».

 

Любопытно, что и соджу — знаменитая корейская водка — появилось примерно в то же время, после монгольского периода Корё. Тогда соджу считалось напитком аристократии.

 

Говорит профессор Пак Чон Ги из Университета Кунмин:

 

«Основным спиртным напитком в эпоху Корё были сорта водки, изготовленной из зерна. Считается, что это были прежде всего соджу, макколли и чхонджу — те виды спиртных напитков, которые мы имеем и сегодня. Кроме того, существовали и другие разнообразные напитки: тондонджу, сонджу, а также вина из хризантем, азалий и других растений». В эпоху Корё традиция употребления чая достигла своего расцвета. Чай с удовольствием пили члены королевской семьи, аристократы, чиновники, а также и простые люди. Слово «табан» — чайная, употребляемое сегодня в Корее, также появилось именно в этот период.

 

Говорит профессор Пак Чон Ги:

 

«Учреждение, курировавшее операции с чаем, называлось «табан» — «чайная комната». Существуют записи, говорящие о том, что чаем потчевали гостей во время официальных церемоний и пиров. Сохранился и эдикт, приказывающий пользоваться валютой в питейных и чайных домах. Есть доказательства того, что чай пили и простые люди».

 

В столице Кэсоне существовали специальные чайные для простолюдинов. Устраивались и соревнования — кто выпьет больше чая. Стремление пить хороший чай из качественной и красивой посуды способствовало развитию керамического производства. Корёсцы наслаждались ароматом и вкусом чая, попивая его из красивых чашек, украшенных цветочными узорами.

 

Что касается истории корейской одежды и орнаментов, то она круто изменилась после появления на полуострове культуры хлопка. Впервые сеять хлопок в Корее начали в 1364 г., когда первые семена были привезены Мун Ик Чомом из Китая.

 

Говорит доктор Хон Ён Ый:

 

«Появление хлопчатобумажной ткани совершило настоящую революцию в производстве и жизни корейцев. Мягкая и теплая, хлопчатая ткань оказала реформирующее воздействие на покрой и вид корейского костюма. Появились новые виды производственных орудий, например, прялки и веретена, ускорившие процесс изготовления нити и ткани. Кроме того, прочная хлопчатая нить заняла свое место в изготовлении таких изделий как шнуры, рыболовные лески и сети».

 

Массовое производство хлопка принесло большие изменения в корейский национальный костюм. Зимой люди стали носить одежду на вате. Но какой же была их одежда до того, как появился хлопок? Говорит профессор Пак Чон Ги:

 

«Дворянское сословие носило одежду из рами и шелка, а простолюдины — из конопли и шкур животных. Аристократы одевались в шелка, привезенные из Китая. Для тепла зимой одежду набивали тонкой травой, собранной по весне. Конечно, такая одежда не могла служить долго и плохо защищала от холода».

 

Наряды аристократии сильно отличались от одежды простых людей. В то время как у одних было сильно заметно влияние Китая, другие носили удобные для работы кофты, штаны и юбки. Изменения в одежде в основном касались длины женской кофточки, а также аксессуаров.

Рождение «Ссирым»

 

В Китае «корёской борьбой» называли «ссирым» — традиционный вид единоборства, популярный в Корее до сих пор. Соревнования по борьбе устраивали в дни народных праздников, да и просто так, на ярмарках. Другими популярными состязаниями были прыжки на качелях и борьба «субак», когда на противника оказывали давление с помощью одних кулаков. Качели стали особенно популярны в конце периода Корё. На качелях девушки прыгали или же взлетали в небо, как воспел в своих стихах знаменитый поэт и литератор Ли Гю Бо.

 

Самыми большими праздниками в Корё были буддистские фестивали Ёндынхве и Пхальгванхве. Они возникли еще в период Силла, но особенно пышно стали отмечаться именно в Корё. Говорит профессор Пак Чон Ги:

 

«Ёндынхве — это буддистский праздник, посвященный вознесению благодарности Будде. Постепенно он наложился на местный даосский ритуал принесения жертв духам земли и неба. После того, как завершался сбор урожая, иностранные послы и местные лидеры съезжались вместе, чтобы принести жертвы в этот своеобразный «День благодарения». Если Ёндынхве отмечали в каждой деревне отдельно, то после сбора урожая люди со всей страны съезжались на Пхальгванхве — общенародный фестиваль в столице. Ван приносил жертвы Небу, а затем начинались танцы, музыка и разнообразные представления. Праздник Пхальгванхве должен был подчеркивать единство народа Корё.

 

Как видим, для жизни корёского общества были характерны открытость и пышность. Многие черты той жизни стали особенностью и современной Кореи тоже. В жизни корейцев тысячу лет назад лежат корни тех традиций, которые мы видим сейчас».

 

Текст представляет собой фрагмент передачи русского вещания южнокорейского «Международного Радио Кореи» (KBS World) о традициях государства Корё (от 09/02/2005) из нашего архива. Аудиозапись этой программы KBS World сделана Portalotranah.ru;

 

Мониторинг Portalostranah.ru



Опубликовано23022010   Обновлено01022018   Portalostranah



Избранное с сайта на
неделю: тексты, аудио,
видео:
Маоистская пропаганда. Вспомним о ней. Часть II. Пример маоистской пропаганды 1963 г., после того как КНР напала на Индию (т.н. китайско-индийский пограничный конфликт 1962 г.), а СССР не поддержал коммунистический Китай
 
В продолжение нашего обзора - пример маоистской пропаганды 1963 г.
Подробнее...
Происхождение названия «русь» - сначала так называли не славян, а шведов. Скандинавы и их роль в формировании первого русского славянского государства. Шведский взгляд
 
В древние времена под «русью» понимали совсем не славян, и не русский народ, которого тогда еще не существовало, а скандинавов-шведов.
Подробнее...
Наследие Византии в Стамбуле. Византийские тени Стамбула
 
Хотя с падения столицы Византии Константинополя прошло уже много столетий, а сам город уже давно является турецким мусульманским Стамбулом, если приглядеться, то можно разглядеть едва заметные и местами даже трагические лики погибшей Византии в современной столице Турции.
Подробнее...



 

География посетителей

Также по теме